Что такое стилистика? Стилистика русского языка. Что такое стилистика русского языка

Стилистика - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы получите из материалов представленной статьи. Помимо этого, мы расскажем вам о том, какие категории и разделы стилистики существуют в русском языке, подробно рассмотрим стили и приемы английского.

Общие сведения

Стилистика - это раздел языкознания, или филологическая дисциплина, которая изучает совершенно разные условия и принципы выбора языкового общения, а также методы организации языковых единиц. Кроме того, раздел определяет различия в представленных принципах, способах употребления стилей.

Существует следующее разделение такой филологической дисциплины, как стилистика: это литературоведческий и языковедческий разделы. Однако необходимо отметить, что названые подтипы не признаны официально.

Таким образом, языковедческий раздел стилистики рассматривает все функциональные стили речи, а литературоведческий - изучает сюжеты, систему образов, фабулу и пр. в отдельном взятом произведении.

Нельзя не сказать и о том, что практическая стилистика русского языка достаточно тесно связана с иными разделами курса этого школьного предмета. В связи с этим изучать ее отдельно от грамматики и теоретической лексикологии не получится. Ведь они служат своеобразной основой для характеристики языковых средств.

Основные категории

Теперь вам известно о том, что такое стилистика. Это особый раздел языкознания, который имеет следующие категории:


Основные разделы

Основными разделами представленной дисциплины являются:

  • теоретическая стилистика;
  • стилистика (или так называемая стилистика ресурсов);
  • практическая стилистика;
  • стилистика разновидностей употребления русского языка (или так называемый функциональный раздел).

Языковедческая стилистика

Как было сказано выше, стилистика в русском языке неофициально подразделяется на литературоведческую и языковедческую. Последняя представляет собой целую науку о стилях речи. Она изучает различные возможности языка, а именно: экспрессивные, коммуникативные, оценочные, познавательные, эмоциональные и функциональные. Рассмотрим ее более подробно. Ведь именно этой возможности русского языка уделяют больше всего времени в программе средней школы.

Стили речи функциональные

Русская стилистика четко формулирует требования к В связи с этим крайне необходимо знать, что наш родной язык имеет пять основных стилей, а именно:


Чтобы иметь представление о каждом, рассмотрим их более подробно.

Научный стиль

Данному стилю речи присущ ряд таких особенностей, как монологический характер, предварительное обдумывание, строжайший отбор языковых приемов и высказываний, а также нормированная речь. Как правило, в таких текстах полно и точно объясняются все факты, показываются все причинные и следственные связи между теми или иными явлениями, выявляются закономерности и пр.

Разговорный стиль

Такая функциональная стилистика речи служит для неофициального или неформального общения. Для нее характерен обмен информацией по бытовым вопросам, выражение своих мыслей или чувств. Следует особо отметить, что для такой речи нередко используется

Публицистический стиль

Его особенно часто применяется в различных статьях, очерках, репортажах, фельетонах, интервью, во время и пр. Практически всегда используется для воздействия на людей посредством журналов, газет, радио, телевидения, буклетов, афиши и пр. Для него характерны торжественная лексика, фразеология, эмоционально окрашенные слова, а также безглагольные фразы, употребление коротких предложений, "рубленой" прозы, риторические вопросы, повторы, восклицания и пр.

Официально-деловой стиль

Это стиль речи, который активно используется в сфере официальных отношений (юриспруденция, международные отношения, военная отрасль, экономика, сфера рекламы, правительственная деятельность, общение в официальных учреждениях и пр.).

Художественный стиль

Данный стиль речи используется в художественной литературе. Он довольно сильно воздействует на чувства и воображение читателя, полно передает мысли автора, а также применяет все богатство лексики, характеризуется эмоциональностью речи и образностью. Следует особо отметить, что в нем могут использоваться и другие стили.

Стилистика как дисциплина

Как говорилось выше, такой раздел в обязательном порядке входит в школьную программу. Однако несколько учебных часов недостаточно для того, чтобы полностью изучить особенности Именно поэтому в программу некоторых высших учебных заведений с гуманитарным уклоном включен такой курс, как «Стилистика и литературное редактирование». Его цель - ознакомление с общетеоретическими вопросами данной дисциплины, а также выработки практических навыков работы с определенным текстом.

Стилистика английского языка

Для того чтобы достичь максимально высокого уровня владения тем или иным иностранным языком, мало лишь освоить основные грамматические правила, а также выучить несколько сотен или тысяч слов. Ведь крайне важно овладеть особым искусством - «говорения». Для этого в своей речи необходимо применять не только всевозможные стилистические приемы, но и знать, как следует правильно использовать те или иные стили речи.

Какие существуют в английском языке?

Достигнув среднего уровня владения английским языком, хочется совершенствоваться еще и еще. Но для этого необходимо учиться хорошо понимать и чувствовать иностранный. Как правило, это осуществляется посредством сопоставления и анализа. Давайте рассмотрим вместе, какие стилистические приемы используется в английском языке:


Стили речи в английском языке

Как и в русском, стили речи в английском языке отличаются между собой не только выразительными средствами и приемами, но и общей спецификой. Рассмотрим их более подробно.

Итак, в английском языке существуют следующие стили речи:

  • Свободный, или так называемый разговорный стиль. Он отличается довольно ярко выраженными отклонениями от принятых норм и делится на 2 подгруппы: фамильярно-разговорный и литературно-разговорный.
  • Газетно-информационный стиль. Предназначен для объективной передачи событий (в письменной или устной речи). Данному стилю не присущ субъективный характер или эмоциональная оценка.
  • Официально-деловой. На этом стиле основываются все важные документы и вся деловая переписка.
  • Научно-технический. Данный стиль характеризуется последовательностью и логичностью.
  • Художественный. Такой стиль применяется в литературных произведениях. Для него характерны субъективность, эмоциональность, использование фразеологизмов, выразительных средств, а также развернутых и сложных предложений.

Стилистика это учение о разновидностях (стилях) речи. Стилистика основывается на науке о языке, но вместе с тем имеет самостоятельный предмет и задачи. Каждый национальный язык обладает определенным единством и целостностью. Однако в реальной речевой деятельности людей складываются существенно различные типы или, точнее, стили речи. Их появление обусловлено различием цели, функций речи, социальным, бытовым и психологическим своеобразием говорящего или пишущего человека, условиями времени и места. Стилистика выделяет ряд многообразных стилей речи: разговорный и письменный, официальный и фамильярный, научный и публицистический, деловой и интимный, торжественный и просторечный. Все они обладают лексическим, фразеологическим, грамматическим и фонетическим своеобразием, своей особенной системой языковых элементов и форм. Литературовед, изучающий речь художественного произведения, не может не опираться на выводы стилистики. Без этого невозможно правильно понять значение и роль тех или иных явлений художественной речи. Вместе с тем очевидно, что стилистика сама по себе не имеет прямого отношения к науке об искусстве слова, ибо она изучает человеческую речь вообще.

Существует особая отрасль стилистики , предметом которой непосредственно является речь художественной литературы (стилистика в целом изучает речь газеты, науки, деловой переписки). Иногда эту отрасль даже называют литературоведческой стилистикой (в отличие от лингвистической). Необходимость специального раздела стилистики, посвященного речи художественной литературы, диктуется, как показал В.В.Виноградов, исключительной стилевой сложностью этой речи, которая «использует, включает в себя все другие стили или разновидности книжно-литературной и разговорной речи в своеобразных комбинациях и в функционально-преобразованном виде» (Виноградов). Речь художественной литературы вбирает в себя весь океан общенародной речи и специфически преобразовывает эту речь. Естественно, что речь литературы нуждается в особенно углубленном и самостоятельном исследовании. Но стилистика художественной речи не перестает поэтому быть принципиально лингвистической дисциплиной - и по своим методам, и по своим целям. Она изучает речь литературы в ее отношении к другим формам речи и к речи вообще, а не в ее отношении к художественному содержанию литературы. Она рассматривает речь писателя как своеобразную форму речи, а не как своеобразную форму искусства. Поэтому стилистика художественной литературы остается в пределах лингвистики - науки о языке. Она необходима литературоведу (ибо раскрывает природу материала искусства слова), но она никак не может заменить науку о литературе.

В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое стилистика, каково ее определение, значение и предмет рассмотрения. Обратим внимание на составные элементы этого термина, разделение по категориям, различные фигуры стилистики и многое другое.

Введение

Что такое стилистика? Отвечая на этот вопрос, можно утверждать, что это дисциплина филологического типа, главным объектом которой является стиль речи или письма. Она занята изучением неодинакового ряда условий, применимых человеком при любой форме передачи информации. А также позволяет определить общий набор принципов, в соответствие с которыми можно организовать языковые единицы с целью создания единого смыслового текста, композиции и создать четкое различие между этими параметрами, обуславливающими создание некоторого количества стилей.

В учебнике рус. языка, составленным А. М. Земским, С. Е. Крючковым и М. В. Светлаевым, стилистику русского языка определяют как учение о наборе средств для придания языку выразительности и созданию условий его эксплуатации. Важно помнить, что в целом эта дисциплина может иметь различные черты для некоторых ее включающих элементов.

Предмет рассмотрения

Отвечая на вопрос, что такое стилистика, важно обратить внимание на предмет ее рассмотрения, который, кстати говоря, до настоящего времени все еще не определен четко.

Существует два раздела стилистики: литературоведение и языковедение, однако это разделение не является общепринятым.

Изучение литературы занимается рассмотрением системы образов, сюжетной линии, фабулы и пр. в отдельных произведениях, в то время как языковедение обращает внимание на наличие функционального речевого стиля. Б. В. Томашевский определял стилистику как связующий элемент, объединяющий эти два предмета.

Что изучает стилистика

Современная стилистика изучает:

  • Стиль - общий набор характеристик, позволяющих определить искусство конкретной эпохи, направление и индивидуальные черты работы автора произведения. Это утверждение справедливо для изучения любых стилей, начиная от литературного, и заканчивая архитектурным.
  • Отношение вариаций языковых выражений друг к другу.
  • Окраска языковыми средствами, позволяющими определять принадлежность формы речи к определенному стилю.
  • Норма стиля - набор характерных параметров, свойственных для конкретного стиля, например научного или художественного.
  • Правила стиля, позволяющие создать четкое представление о нем и понимание способов его создания.

Языковедение

Языковедческий тип стилистики - учение о речевых стилях, изучающее и определяющее набор выразительных средств языка - экспрессивных, оценочных и функциональных. Последние, в свою очередь, делятся на: коммуникативные, окрашенные эмоциями, предназначенные для познания и исторические.

Изучая вопрос о том, что такое стилистика, М. В. Ломоносов определил наличие трех штилей в языке. Первый из них — высокий — составляется из ряда изречений словено-российского происхождения. Посредством такого штиля следует составлять поэмы о героях, оды и т. п.

Штиль, занимающий среднее положение, образовать следует при помощи большего количества российских употребительных слов и изречений. В нем пишутся чаще всего театральные тексты, стихотворные формы, сатира и эклоги, а также пастораль и идиллия.

Черты низкого штиля определяются изречениями, отсутствующими в словенской форме диалекта.

В настоящее время русский язык образуется при помощи пяти стилей, которые имеют ряд параметров, определяемых языковыми единицами, способами интерпретации информации, постановкой предложений и т. д. Это разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили.

Черты разговорного стиля

Формой реализации такого стиля является ведение диалога, и, следовательно, чаще всего, он используется устно. Характерной чертой является отсутствие предварительного отбора языковых материалов и использование внеязыковых факторов: мимики, жестикуляции, указаний на обстановку, окружающую собеседников. Наличие непринужденности в общении позволяет получить субъекту больше свободы при выборе набора языковых единиц. Другим параметром является наличие эмоциональности и образности, конкретизации и простоты речи.

Положения научного стиля

Научная стилистика представлена литературной речью, которая обладает рядом особенностей. Среди них доминирующими являются: осмысление текста до его высказывания, наличие монологического характера, строгие требования к отбору средств языка, а также он направлен в сторону нормированной речи.

Стилистическое выполнение научной работы определяется посредством анализа ее содержания, точности и полноты объяснимого факта, выявлением и демонстрацией причинно-следственных связей между происшествиями. Важно также уделять внимание историческому развитию.

Стилистика текста научного типа в ходе своего развития образовала несколько подразделов: собственно- и учебно-научный, а также научно-популярный.

Об официально-деловом стиле

Официально-деловая форма стиля определяется как средство письменных обращений в деловой сфере взаимоотношений: правовые и управленческие связи между субъектами. Данная сфера выносится на международный уровень отношений, юриспруденцию, включена в экономическую отрасль науки, играет важную роль в военной отрасли, используется в рекламе, правительственной деятельности и официальных учреждениях. Стилистика текста в таком разделе обладает четкой формулировкой и отсутствием двусмысленной интерпретации информации.

Среди подстилей выделяют:

  • законодательный - обладает волентативностью функций и эксплуатируется в государственном управлении;
  • административно-канцелярский - находит свое применение в ведении личного ряда деловых документов и старается подчеркнуть характерные черты административного типа отношений;
  • дипломатический - имеет международное значение.

О публицистическом стиле

Еще одним пунктом, позволяющим нам дать полный ответ на вопрос о том, что такое стилистика, является определение публицистического стиля.

Характерными чертами этого стиля является наличие широкой функциональности. Он может использоваться в разнообразных жанрах, например статьях, очерке, репортаже, фельетоне, памфлете, речи оратора, интервью.

Публицистическая стилистика находит свое применение в СМИ и использует общественно-политический тип лексикона. Строится посредством логичности и придания тексту или речи эмоционального окраса, старается использовать оценки и призыв к действию любого типа, физического или мыслительного.

Данный стиль эксплуатирует не только нейтральную, но и высокую, торжественную лексику и фразеологизмы. Часто употребляются короткие предложения и проза в рубленом виде, безглагольные изречения и риторические приемы, а также восклицание, повтор и т. д. Стилистика русского языка в данном разделе использует оценочную лексику и придает выражениям яркий эмоциональный цвет, часто используется для навязывания идеалов, постулатов, догм и т. д. Ментально передает общий тип восприятия информации, например, человек может определить энергичность старта речи, твердость позиции говорящего, наличие тяжелого кризиса, проблемы и т. д. Главное предназначение стиля - это донесение информации до всех слоев социума.

Художественные черты

Художественная форма стиля - это одна из самых распространенных форм речи, которая находит свое применение в литературе художественного типа. Данный стиль старается воздействовать на способности субъекта воображать, а также на психику и чувствительность читателей.

Литературная стилистика характеризуется наличием образности и эмоциональности. Различные формы выше рассмотренных стилей обладают четко выраженными стандартами и чаще всего требуют применения терминологических единиц. Художественная литература ставит в равное значение все типы слов, а также не имеет четких различений в важности, между содержанием логического смысла и приданием тексту экспрессивно-эмоционального оттенка.

Фигурирующие единицы стилистики

Стилистика и культура речи тесно связаны между собой, что видно, исходя из наблюдений за формой общения в разных социальных сферах. Эксплуатация научной терминологии на работе, связанной с образовательными или исследовательскими сферами деятельностями человека, бытовое общение, газеты и т. д. - все они имеют четко выраженные различия между собой. Умение использовать черты конкретного стиля при передаче информации в разных условиях позволяет конкретизировано передавать необходимую информацию собеседнику(-ам) и преподносить себя в качестве культурного и образованного субъекта на работе или учебе, улице, в кругу друзей и т. д.

Чтобы верно оформлять предложения в соответствии со стилями, желательно знать о наличии стилистических фигур, представленных в форме особых синтаксических способов постройки предложения. Это необходимо для увеличения силы образно-выразительных функций речи.

В соответствии с синтаксическим построением выделяют две группы:

  1. Конструктивную - необходима для придания сбалансированности.
  2. Деструктивную - обратный процесс в ответ на конструктивность, создание раскола структуры.

В общей массе стилистических фигур выделяют главные:

  • анафоры;
  • эпифоры;
  • градацию;
  • инверсии;
  • параллелизм;
  • антитезы;
  • эллипсисы;
  • умолчание;
  • оксюмороны;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • многосоюзные и бессоюзные приемы построения предложения.

Подводя итоги

Анализируя содержание написанного, можно заключить, что стилистика играет важную роль как в устном ведении диалога или монолога, так и в написании текста. Обладает распределением на стили, каждый из которых характеризуется различными параметрами.

Существуют упражнения по стилистике, которые помогают субъекту научиться более конкретно и правильно формулировать и реализовать ту или иную форму стиля. Для развития таких навыков можно находить литературу с указанием определенного жанра и стиля, а далее, посредством прочтения и анализа, формулировать субъективно общий ряд правил, которые необходимо соблюдать при ведении, например, диалога на работе, учебе или в бытовой жизни. А также можно использовать источники из интернета с приведением примеров, составленных специалистами, для донесения информации до заинтересованного индивида.

– это дисциплина, которая изучает принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также разновидности употребления языка (стили) и их систему. Иными словами, задача стилистики – это изучение максимально подходящих условий для реализации конкретного текста (задача текста, цель, язык и др.).

Основным понятием русской стилистики является понятие стиль. Стиль в целом – это совокупность приёмов использования языковых средств: вспомните выражение стиль писателя. Чаще всего в школьной программе мы сталкиваемся с понятием стиль речи. Под стилем речи мы понимаем вид речи для общения с учетом речевой ситуации (кто сказал? что сказал? кому сказал? с какой целью сказал? и др.).

Традиционно в стилистике русского языка выделяются две большие группы стилей – разговорный и книжный . Книжный стиль в свою очередь делится на художественный, публицистический, научный и официально-деловой . Все книжные стили речи имеют общую сферу применения – сферу общественной деятельности. Всем этим стилям свойственно строгое соблюдением норм литературного языка. При этом каждый стиль имеет определенный набор характеристик, которые делают стиль узнаваемым.

Так, разговорный стиль отличается неофициальностью и непринужденностью общения, неподготовленностью речи и ее автоматизмом, эмоциональностью и оценочностью. В разговорном стиле используются специфические языковые единицы – просторечные слова (ляпнуть ) и формы (в отпуску) , выражения с оттенком пренебрежительности, шутки или иронии (прошмыгнуть, ловкач ), а также слова с суффиксами субъективной оценки (карандашик, большущий) и др.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью, обобщенностью и логичностью, сухостью. Ему не присущи образность и эмоциональность. Единицы научного стиля – это термины, абстрактные существительные, глаголы настоящего времени и др.

Стиль документации – это официально-деловой стиль . Мысль излагается в форме утверждения: стиль деловых бумаг не терпит описаний и рассуждений. Для данного стиля характерна шаблонность, обилие терминов, канцеляризмов, клише – готовых оборотов (настоящим сообщаю) и др.

Публицистический стиль – это полемичность, образность, яркость. Сфера применения этого стиля – СМИ, высказывания на общественно-политические и экономические темы, отсюда – обилие общественно-политических терминов, эмоционально-оценочные слова, инверсии, повторы, риторические вопросы, обращения и др.

И, наконец, художественный стиль . Он служит для эмоционального воздействия на мысли и чувства читателя или слушателя. Основные стилевые черты стиля – образность, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

Необходимо помнить, что у каждого стиля речи есть своя – более конкретная – сфера применения. Так, художественный стиль используется в рассказах, лирических стихотворениях, одах и др., научный – в научных статьях, аннотациях, рефератах и др.

Успехов в изучении стилистики !

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Предмет и задачи стилистики.

Стилистикой называют отрасль языкознания, изучающую принципы выбора и использования средств лексических, грамматических, фонетических и других средств языка для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Слово стиль восходит к греческому stylos, что означало палочку для письма на покрытой воском доске. Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств. Стилю уделялось большое внимание в античных пособиях по красноречию («Риторика» Аристотеля).

Различают стилистику языка и стилистику речи. Стилистика языка исследует, с одной стороны специфику языковых подсистем, характеризующихся своеобразием лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, и, с другой стороны, экспрессивные, эмоциональные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание не только принятым нормой средствами, но и отклоняющимися от нее средствами.

В разных ситуациях общения языковые средства используются по-разному. Сообщение об одном и том же факте зависит от ряда факторов: от обстановки общения (официальной, деловой или бытовой), от социальной принадлежности говорящих, эмоционального отношения собеседников к предмету разговора. Все эти факторы факультативны и в акте общения проявляются не все одновременно и не называются непосредственно, передаваясь преимущественно косвенными путями, вскрыть которые и составляет задачу стилистики.

Слова, наряду с денотативными значениями, указывающими на предмет речи, имеют еще коннотативные значения, состоящие из эмоционального, экспрессивного, оценочного и функционально-экспрессивного компонентов. Например, слово женщина стилистически нейтрально, тогда как баба, тетка, дама имеют от уничижительно-презрительной до возвышенной окраски и будут употребляться в зависимости от ситуации общения. (Ср.: девушка, барышня, девица, телка, чувиха и т.д.). В таких случаях говорят, что эти слова богаты различными коннотациями. Коннотативные значения присущи не только лексическим единицам, но и морфологическим формам и синтаксическим оборотам. Например, выражение род. пад.: носков (лит.) и носок (разг.), рода: шампунь хороший (лит.), хорошая – ненормативно, но в просторечии встречается; несмотря на то, что (лит.), несмотря что (прост.).

Задачей стилистического анализа текста и высказывания является рассмотрение взаимодействия предметно-логического содержания сообщения с информацией второго рода, т.е. с проявлениями эмотивной, контактоустанавливающей и эстетической функций языка. Великий Л.Н.Толстой писал: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Тема 2. Функциональная стилистика.

1. Языковая система, функциональные стили и индивидуальная речь.

Произведения художественной литературы и другие тексты, служащие материалом для стилистического анализа, являются примерами индивидуальной речи, данной в непосредственном наблюдении. Для того чтобы описать текст и выявить его особенности по сравнению с другими существующими текстами в данном языке, необходимо установить термины для сравнения. Нельзя установить своеобразие чего бы то ни было, не зная, что является обычным, общепринятым и из каких возможных вариантов выбрано то, что включено в текст. Чем более четко очерчено обычное, тем заметнее индивидуальные особенности. Терминами сравнения служат система данного языка в целом и его норма. Под нормой понимается не только нейтральный литературный стандарт, но и функциональные стили и диалекты. Система языка, которую также называют структурой языка, и его норма не даны нам в непосредственном наблюдении и выявляются путем абстракции. Пользуясь терминами моделирования, можно представить себе систему языка как модель абстрактную, норму – как модель статистическую, индивидуальную речь – как эмпирически наблюдаемый материал.

Система языка, которая состоит из фонетической, лексической и грамматической подсистем, может рассматриваться как структура. поскольку на множестве элементов языка определены закономерные отношения. Эти отношения состоят в том, что использование единиц более низких уровней для построения единиц более высоких уровней имеет ограниченную свободу – сочетаемость элементов ограничена, что и обеспечивает необходимую для кода избыточность. Система, или структура, языка определяет общие возможности употребления его элементов, а норма – то, что реально употребляется, принято и понято в данной языковой общности в зависимости от конкретных условий общения.

Литературная норма определяется «степенью употребления при условии авторитетности источников» (Е.С.Истрина). При составлении грамматик и словарей авторы опираются на материал произведений художественной, научной и публицистической прозы. Правильность речи определяется только употребительностью в речи образованных носителей языка, хотя правильность эта относительна, т.к. речь обусловлена ситуацией общения. Например, слово договор имеет во мн. ч. форму договоры, что является литературной нормой, но в ситуации «Мы подписали важные договора» ненормативная форма договора начинает принадлежать к профессиональному жаргону и с точки зрения этого жаргона, т.е. языка профессиональной группы, превращается в нормативное для данной группы слово, тогда как в ситуации «Были у нас с ним неоднократные договоры не вмешиваться в дела друг друга» форма договора вызвала бы по меньшей мере недоумение. Важно также отметить, что отступления от правил грамматики в речи персонажей не просто свидетельствует о низком образовательном уровне персонажа, как об этом говорят малоискушенные в стилистическом анализе читатели, а часто несут в себе значительную информацию об обстоятельствах общения, настроении и состоянии говорящего, а также характеризуют историческую эпоху.

Общелитературный стандарт называют нормой в узком смысле слова.

Изучением норм «правильной» речи занимается специальная отрасль стилистики – нормативная стилистика, или ортология. Существенным отличием отрологии от лингвостилистики является то, что она не только отмечает варианты функционирования языка, но и дает оценку анализируемых форм как «правильных» или «неправильных». Ортология изучает также характер и объем сознательного воздействия на развитие и функционирование языка со стороны его носителей и со стороны образовательной системы, поскольку норма в этом смысле искусственно поддерживается школой.

Само существование нормы предполагает возможность следующих оппозиций:

структура:: норма:: индивидуальная речь;

общенародная норма:: диалект;

нейтральный стиль:: разговорный стиль:: книжный стиль;

литературно правильная речь:: просторечие.

Норма, таким образом, включает разные подсистемы реализации структуры. Она указывает традиционные, но не обязательно «правильные» формы, поскольку помимо литературной нормы языка существует ряд других норм: диалект, просторечие и т.д.

В стилистике индивидуальной речи возможны два направления:

1) стилистика конкретного речевого акта или конкретного текста , т.е. описание стиля как динамической характеристики речевого сообщения, обусловленной всем комплексом факторов, как социальных, так и личностных, которые формируют стиль и отражаются в нем;

2) стилистика, изучающая индивидуальный стиль автора или субъекта с общими принципами отбора средств выражения, характеризующими или его идиолект в целом, или его речь в рамках каких-то определенных речевых жанров [идиолект – это «совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь индивида].

Чаще всего объектом и того, и другого направления выступает художественная речь – стиль художественного текста и стиль писателя.