Полный курс подготовки к егэ. Введение


Правительство Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

Реферат по предмету История России на тему
Княгиня Ольга. Исторический портрет

                  Выполнила: студентка I курса дневного отделения факультета истории и социальных наук
                  Проверил: кандидат исторических наук
Санкт-Петербург
2010
Оглавление:
    Введение 3
    Происхождение и брак 4
    Месть древлянам 5-6
    Правление 7
    Поездка в Царьград и крещение Ольги 8-9
    Смерть и причисление к лику святых 10-11
    Заключение 12-14
    Список используемых источников и литературы 15

Введение
Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Какова же она, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников можно почерпнуть эти сведения?
В данной работе я попытаюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».
Главной задачей моей работы является в полной мере освятить весь вопрос. Так же я подробно опишу правление великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующие смерть и причисление к лику святых.

Происхождение и брак
«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. Житие великой княгини говорит о том, что «Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской стран ? , въ веси зовомыя Выбуто. Отца им ? аше нев ? рна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше челов ? къ. О имени жъ отца и матере писаніе нигд ? жъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко вс ? мъ и мудра з ? ло». 1 Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.
Существуют и другие версии ее происхождения, например, болгарская версия. Согласно этой версии в своем сообщении Новый Владимир Летописец перевел название Плесков не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.
Также существует версия, что Ольга якобы была Вещего Олега. Об этом нам повествует Типографская летопись, относящаяся к концу XV века.
«Когда Игорь вырос…и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» 2 . В браке родился единственный сын Святослав, ставший в последующем князем.

1 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. – Спб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. - С. 276-278
2 Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С. 34
Месть древлянам
Ольга начала свое правление с того, что наказала убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.
Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыи к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.
Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их всех там заперли и сожгли.
Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.
В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.
Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян. Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.
Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.
Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра. 3

3 Пашков Б.Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»/Б.Г. Пашков - изд-во ЦентрКом, Москва, 1997 – С.31-32
Правление
Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, т.к. достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной.
Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства.
В год 947 Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привелегии. А вот в соседнем городе, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии. 4
Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории. 5
Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами.

4 Пашков Б.Г. там же – С.34
5 Карамзин Н.М. «История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653
Поездка в Царьград и крещение Ольги
В 948г. вручила главное правление своему сыну, а сама начала приготовляться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но в самом деле намерение ее было совсем другое: ибо она довольно познала святость и истину христианской веры, желая просветить себя там святым крещением. И в 955г. Отправилась туда водой на суднах с немалой двора своего свитой и другими знаменитыми вельможами. По прибытии в Царьград принята была со славой и почестями. 6
Подивился царь Константин ее разуму и предложил ей царствовать в Царьграде. Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь» 7
По изъявлении же усердия к святой вере через тамошнего патриарха Фотия с духовным его наставлением была подготовлена во всем нужном до закона и обрядов веры христианской познании. Введена в православную греческого исповедания христианскую веру патриархом Фотием со многим духовенством и в присутствии самого императора Константина VI Багрянородного. 8
При крещении Ольгу нарекли Еленой. В это время ей было более 60 лет. 9
После крещения сказал ей царь: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары. Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь». 10
Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть
6,8 Волковский Н.Л. «Пантеон российских государей»/Н.Л.Волковский - изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35
7,10 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 41
9 Пашков Б.Г. там же – С.34
Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала
Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына. 11
Многих на Руси просветила познанием истинного Бога и своим крещением в
христианскую веру. Построила в Киеве и других городах своего государства церкви. 12

11 Карамзин Н.М. там же – С.655
12 Волковский Н.Л. там же – С.35
Смерть и причисление к лику святых
Умерла Ольга в 969 г.
Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу. 13
Погребена ж в Киеве по христианскому обряду, по завещинию ее, вблизи Аскольдовой могилы в Вышгороде. А в 999г., через 30 лет после погребения, ее гроб был поднят, и в нем оказались мощи и одежда нетленные, которые внуком ее, великим князем Владимиром Святославичем, со всякой честью и благоговением были перенесены в новопостроенную им соборную Десятинную церковь, при этом Греческой и Греко-русской церквами она была причтена во святые и равноапостольные, с празднованием памяти и преставления ее ежегодно 11 июля. Жила от рождения до супружества 19, в супружестве 42, да во вдовстве до крещения 10, от крещения до кончины 14, а всего 85 лет. 14
Была она предвестницей христианской земле…она святилась среди язычников. Омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. 15
Житие Великой святой княгини Ольги повествует нам следующее:
И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея - блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на м ? сто самъ с митрополитомъ и со вс ? мъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обр ? тоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги ц ? лы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гроб ? камен ? мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и туд ? видять блаженныа т ? ло лежаше ц ? ло и тл ? нію
13,15 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 64
14 Волковский Н.Л. там же – С.35
непричастно, но св ? тяшеся яко солнце. А иже кто пріид ? тъ съ в ? рою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гроб ? святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное т ? ло и мнози пріемлютъ исц ? леніе неоскудно; а другимъ, иже не съ в ? рою приходящимъ къ честному ковчегу святыа, не отворится оконце гробное, и не видятъ святаго и честнаго ея т
и т.д.................

Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холтосонская СОШ»

I районная научно-практическая конференция школьников

«Знание. Поиск. Творчество. Труд»

Исторический портрет княгини Ольги

секция история

выполнил: Чупышева Вероника,

ученица 7 класса.

научный руководитель:

Мардоленова Ольга Викторовна,

учитель истории, обществознания

2017

Оглавление

Введение 3

1.Теоретическая часть. Исторический портрет княгини Ольги 4

1.1 Замужество 4

1.3 Внутренняя политика княгини Ольги 4

1.4. Внешняя политика княгини Ольги. 5

1.5 Крещение Ольги 5

ІІ. Практическая часть.Социологический опрос 7

Заключение. 8

Список литературы 9

Приложение 10

Введение.

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая женщина -правительница Руси княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Древнерусские произведения, посвященные ей, давно найдены, описаны, и почти полностью опубликованы.

Имя Ольги находится как бы в истоке русской истории, оно связано с величайшими событиями в период зарождения Руси, с основанием первой династии, с утверждением у нас христианства и западной цивилизации.

Цель : Изучение деятельности княгини Ольги, ее роли в истории Руси в 10 веке.

Задачи:

1.познакомиться с биографией Ольги;

2.исследовать деятельность княгини, как главы государства;

3. выяснить, как её деятельность повлияла на развитие Руси;

Предмет исследования: Период правления княгини Ольги.

Объект исследования: исторический портрет княгини Ольги.

Практическая значимость: В результате исследования мы обобщим знания о княгине Ольге и повысим интерес к истории.

Методы исследования : изучение научно-популярной литературы, опрос.

Хронологические рамки темы : от замужества Ольги с князем Игорем в 903 г. и до ее смерти в 969 г.

Гипотеза: Мы предполагаем, что княгиня внесла огромный вклад в развитие Руси, в результате чего ее канонизировали.

І. Теоретическая часть. Исторический портрет княгини Ольги

1.1 Происхождение княгини Ольги

В современной исторической науке происхождение княгини Ольги является спорным вопросом. Опираясь на данные «Повести временных лет», историки утверждают, что Ольга происходит из псковских земель. А в истории Иоакима, епископа Новгородского, говорится о том, что Ольга происходит из Изборска, рода Гостомыслова, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями. Принадлежала она, как уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий. Она родилась в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга. О ее жизни до брака с князем Игорем практически ничего не известно.

1.2 Замужество

В середине XVI века в « Степенной книге царского родословия», составленной протопопом московского Благовещенского собора Андреем, сподвижником митрополита Макария, была приведена официальная версия знакомства Ольги с молодым князем Игорем: « Однажды Игорь тешился охотой на псковской земле. Конь вынес его на берег реки Великой, и узрел князь на другом ее берегу «лов желанный». Переправится через реку ему помог незнакомец, плывущий в «ладьице». Присмотревшись к гребцу, князь понял, что перед ним – девица «юная и доброзрачная». Образ прекрасной перевозчицы запал ему в душу. О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и он послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. .(Приложение №1)

1.3 Внутренняя политика княгини Ольги

В 946, году, Ольга вместе с малолетним сыном Святославом, отправилась в поход на древлян. Согласно легенде, осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, а Ольга жестоко расправилась с его жителями.

В 947 г Ольга, оставив сына в Киеве, поехала в Северную Русь, посетила Новгородские и Псковские земли, которые разделила на волости, т.е. учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна - княжеского администратора. Вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики). Смысл нововведений заключался в нормировании повинностей с населения и издании правовых установлений, которыми могли руководствоваться представители княжеской власти. Эти новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, вели к соблюдению порядка и и обогащению казны. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Утвердив внутренний порядок государства, Ольга возвратилась в Киев, где жила несколько лет в мире и спокойствии.Она положила начало каменному градостроительствуна Руси. (Приложение №1)

1.4. Внешняя политика княгини Ольги.

Внешняя политика княгини Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. С это целью Ольга предприняла поездку в Константинополь. Главной целью поездки было утверждение прочного союза Руси с Византией, направленного против Хазарского каганата. Позднее направила посольство к германскому королю Оттону I.

Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Русь, которую называли Гардарика, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширились зарубежные связи Киева.

Две трети собранной дани она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла на нужды ратного строения. Сама Ольга не развязывала войн, но давала возможность своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай.(Приложение №2)

1.5 Крещение Ольги

В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. По легенде таинство крещения совершил константинопольский патриарх Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. При крещении княгиня получила имя Елены в честь святой равноапостольной Елены. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги,(Приложение №2). Затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Окрестившись, Ольга пытается обратить в христианство и свою семью, но Святослав, уже окрепший к этому времени, воспротивился желанию матери, и следовал обрядам язычества.(Приложение №2)

Святослав окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Ольга оставалась в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына Мало кто задумывается о том, какую роль сыграла бабушка – княгиня Ольга в судьбе князя Владимира. Почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

В 968 г. Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу. После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории, Ольга- единственная среди русских женщин. (Приложением №2). Почитается она как покровительница вдов и новообращенных христиан. Русский народ почитает Ольгу:

Существует несколько памятников, посвященных ей; (Приложением №3)

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, Ольгинский ключ, Ольгино поле и Ольгин камень(считается, что Ольга основательница Пскова)

В Японском море есть залив, а в приморском крае- поселок, названные ее именем;

В Витебске при Свято-Духовном женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь, а в Санкт-Петербурге- храм во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.

Существуют награды и ордена в честь Ольги (Приложение №3)

ІІ. Практическая часть.Социологический опрос (Приложение №4)

Чтобы узнать, насколько известна княгиня Ольга, мы провели опрос, в котором приняли участие 15 учащихся школы. Для проведения социологического опроса составили анкету (Приложением №).

1. Как звали первую русскую княгиню.

2. Кто первый принял христианство на Руси.

3. Кто первый ввел уроки и погосты для сбора дани.

4. Кто крестил Русь

Обработка ответов показала, что 100 % правильных ответов не было. Видно, что на первые два вопроса дан неправильный ответ. Ученики не помнят имя первой княгини, называя русских цариц(Елизавету и Екатерину) Значимость Ольги ставится на 2 или 3 место. Незаслуженное забвение Ольги говорит об актуальности нашей темы.

Заключение.

В результате исследовательской работы мы можем сказать, что более тысячелетия живет в народе память о великой княгине Ольге.

Ольга – пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Она, руководствуясь не столько личными интересами, но интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам – прекрасное тому подтверждение. После смерти Игоря она не Ольга – одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле. Став благочестивой христианкой, Ольга не пыталась силой насаждать на Русь новую религию. Она лишь показала личный пример перехода в веру Христову, а крестителем Русской земли стал ее внук Владимир.

Политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти, единению культуры. Она положила начало каменному градостроительству на Руси. Ольга, является новатором в своём времени, проведя налоговую реформу.

Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечивало дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом. Древнерусское государство в X веке настойчиво расширяла свои международные связи, стремилось ввести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Польшей и Чехией.

Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов была она страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий.

Н. Карамзин писал: «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь-Святой, история- Мудрой». Таким образом, мы видим, что княгиня внесла огромный вклад в развитие Руси, в результате чего ее канонизировали. Наша гипотеза подтверждена.

Список литературы.

    Александров А.А.»Ольгинская топонимика, вербутские сопки и руссы в Псковской земле». Электронный ресурс

    Богданов А. «Кягиня Ольга» Вопросы истории-2005 № 2