Как оплачиваются и рассчитываются общедомовые нужды в квитанции. По счетчикам

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

III. Расчет размера платы за коммунальную услугу,

предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды

в многоквартирном доме

10. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - Правил определяется по формуле 10:

где:

Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

где:

VД - объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) пункта ;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и Правил;

Vкр - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.1:

где:

Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.2:

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

где:

Nj - норматив потребления холодного водоснабжения;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - по формуле:

где:

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

Б) для газоснабжения - по формуле:

где:

Sv - общая площадь v-го жилого помещения;

Nгаз.о. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

Nгаз.п. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

Nгаз.в. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(см. текст в предыдущей редакции)

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2016 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.

Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:

  • общедомовые нужды,
  • индивидуальное потребление.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Составляющие формулы

При на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников),
  • промывки коммуникационных сетей,
  • ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок

При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий,
  • этажность и количество подъездов,
  • наличие общедомовых приборов .

Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):

составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)

  • (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
  • (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.

Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц. Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г. Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.

Формулы расчёта

То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.

Отсутствие общедомового прибора

При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Наличие общедомового прибора

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций

Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:

  • никто не прописан,
  • фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
  • собственник уехал отдыхать или переехал.

В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.

При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:

Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.

Ещё недавно общие домовые нужды (ОДН) выделялись в квитанции по оплате ЖКХ, как отдельная услуга по содержанию многоквартирного дома. Учитывая множество факторов, включая технические нюансы, на 2017 год в Правительственное Постановление №354 были внесены некоторые изменения.

Поскольку на сегодняшний день ещё далеко не все многоэтажные дома имеют общие домовые приборы учёта электроэнергии, постановление правительства содержит в себе правила расчётов потреблённого ресурса в нескольких вариантах, учитывая особенности той или иной ситуации. Когда все жилые дома будут переведены на ОДПУ, прогнозировать сложно. Этот процесс включает в себя не только приобретение счетчиков и установочные работы, но и замену энергетического оборудования на более новые системы, которые помогут существенно снизить уровень потери ресурса.

Учитывая последние законодательные изменения, ОДН теперь внесены в категорию жилищных услуг. Это нововведение получило юридическую силу ещё в январе 2017 года. Как уже наверняка успели заметить потребители, с этим изменением возросла и сумма к оплате.

Расчёт ОДН, ссылаясь на Правительственное Постановление №354, предусмотрен отдельно для каждой предоставляемой услуги, включая не только электричество, но и водоснабжение, водоотведение, газ, отопление.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно!

Что входит в услугу

Рассматривая общие домовые нужды в электроэнергии, как отдельную категорию, следует отметить, что это необходимо для того, чтобы обеспечить и поддерживать в надлежащем состоянии освещение в многоэтажном жилом доме. Имеется в виду обеспечение жильцов электроэнергией без учёта их личных квартир и нежилых помещений, принадлежащих конкретному владельцу.


К перечню энергетических затрат на ОДН относится:

  • Обеспечение освещения на лестничных площадках, в подъездах, тамбурах, подвалах и на технических этажах, если там имеются инженерные системы коммуникаций;
  • Поддержание бесперебойной работы домофона;
  • Электричество, потребляемое для работы лифта;
  • Потери ресурса, возникающие из-за технологических факторов;
  • Работа камер видеонаблюдения, если они установлены в доме.

Изучая пункты ОДН 354 Постановления Правительства, несложно заметить, что размеры платежей за подобного рода услуги зависят от наличия или отсутствия общедомовых счётчиков. Тем, у кого таких приборов нет, придётся переплачивать, поскольку на них будут списывать и большую часть потери ресурса. Исходя из этого, разумнее заняться установкой оборудования как можно раньше, поскольку возмещать и пересматривать оплату никто не будет.

Формулы расчёта

При наличии в многоэтажном доме общего прибора учёта электроэнергии, размер общих домовых нужд определяется на собрании жильцов работниками Энергонадзора. В качестве основы берется разница между показателем ОДПУ и совокупностью показаний с индивидуальных счётчиков в квартирах жильцов. При этом обязательно учитываются квартиры, в которых приборы учёта не установлены, что, впрочем, на сегодняшний день редкость.

Величину, которая получена в результате, распределяют по всем владельцам квартир без исключения, учитывая ту площадь, которую они занимают. Это значит, что оплата будет не одинаковой. Чем больше площадь жилья – тем выше платёж собственника.

По счетчику (ОДПУ) используется следующая формула определения размера оплаты электроэнергии:

(Показания общедомового счётчика – Сумма показаний индивидуальных приборов учёта электроэнергии по частным нежилым помещениям – Сумма показаний индивидуальных приборов учёта по квартирам – Потреблённая электроэнергия в квартирах, где счётчики не установлены) * Площадь квартиры, на которую вычисляется размер платежа * Площадь всех имеющихся в многоэтажном доме квартир = электроэнергия по ОДН.

Применение тарифов

В том случае, когда общего домового прибора учёта (ОДПУ) в многоэтажном доме нет, при определении оплаты берутся утверждённые местной администрацией нормативы. В каждом регионе они определяются отдельно, поэтому в разных населённых пунктах они отличаются. Посмотреть, какие именно нормы, и к каким домам применяются можно, зайдя на официальный сайт местной администрации или компании поставщика услуг в вашем регионе.

Нормативом принято считать ограниченную величину, однако, когда потребители в это значение не вписываются по тем или иным причинам, они имеют право на собрании самостоятельно решить, какой размер оплаты им вносить. Впрочем, на практике ни одного такого случая пока не зафиксировано.

Для расчёта ОДН по электричеству используется формула:

Нормы по потреблению электроэнергии умножить на площадь помещений в составе общей собственности * Площадь отдельной квартиры, для которой рассчитывается размер платежа / Площадь жилых квартир в многоэтажном доме.

Тарифы на электроэнергию отличаются не только в зависимости от регионов. На сумму платежей влияет также этажность многоквартирного дома, наличие лифта, насосного оборудования и силовых установок.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Как повлиять на размер платежей

Для того чтобы оплачивать за ОДН по электричеству меньше, необходимо придерживаться следующих правил:


С чем связаны нововведения

Правительственное решение по поводу нововведений, указанных в постановлении №354, значит, что управляющие компании и товарищества собственников жилья не могут распределять между собственниками жилья расходы по электроэнергии, которые превышают установленные нормативы. Если использовать энергетические ресурсы нецелевым образом, то это станет немалым финансовым бременем для потребителей и управляющих компаний.

Таким образом, управляющая компания и товарищество собственников жилья может идти только двумя путями. В первом случае это будет мошенничество, которое заключается в закрытие расходов по оплате коммунальных ресурсов за счёт прочих финансовых статей. Во втором случае это включение скрытых платежей в квитанции плательщиков. Это рискованно, поскольку подобные вещи рано или поздно становится явным.

Как показывает судебная практика, уже были случаи, когда управляющая компания на протяжении не одного года перекрывала платежки, приходящие по общедомовым потребляемым ресурсам, за счет сборов на капитальный ремонт. В итоге, когда управляющая компания становилась банкротом, обнаруживается, что потрачена огромная сумма. Разбираться с подобными проблемами приходится уже не аудиторам, а прокуратуре и следственному комитету.

Каждому потребителю, который получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, хочется понимать, за что он платит и почему образовалась именно такая сумма. Для более этого и необходимы индивидуальные приборы учёта, а также общедомовые приборы учёта, поэтому правительство продолжает настаивать на установке таковых.

Эффективность задачи

На управляющие организации за осуществление неправильных расчетов ежемесячных платежей возложена ответственность, которая регламентируется Федеральным Законом №176, принятым 29 июня 2015 года. В соответствии с российским законодательством, управляющая компания за некачественно предоставленные коммунальные услуги или завышение оплаты, обязана выплачивать потребителям неустойку. Самая жесткая мера административной ответственности к управляющим компаниям применяется именно при нарушении расчётов, что приводит к увеличению платежей для потребителей.

Все начисленные штрафы управляющая организация обязана выплатить потребителям. Административного наказания управляющая компания может избежать, если нарушение, которое было обнаружено, будет устранено до того, как поступит обращение в контролирующие органы. Эффективность нововведения по нормативам ОДН также заключается в том, что нельзя будет заключать прямые договора с организациями, которые снабжают ресурсам. Более того, каждая управляющая организация обязуется выплачивать неустойку за осуществление несвоевременной оплаты полученных ресурсов.

Тем не менее, управляющие организации вправе пойти и другими путями, более эффективными:

  • Установить общедомовые приборы учёта на электроэнергию;
  • Проводить энергосберегающие мероприятия (утепление многоквартирного дома, замена проводки и так далее);
  • Снимать показания по счётчику в одно и то же время;
  • Контролировать неучтенный ресурс, который был потреблён.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Правила оплаты

354 постановление российского правительства регулирует отдельными пунктами плату за ОДН по электроэнергии, требования, а также порядок при установлении и применении социальных норм потребления электричества, если в регионе принято решение о необходимости их установления. В качестве расчетного периода для оплаты ЖКХ применяется один календарный месяц. Размеры платежей по коммунальным услугам рассчитывают в соответствии с тарифами для физических лиц, которые устанавливают организации в регионе, ссылаясь на приказы и прочие нормы российского законодательства об образовании и регулировании тарифов.

Говоря о коммунальных квартирах, если они оборудованы общим прибором учёта электроэнергии, но при этом индивидуальные счетчики есть не во всех комнатах, то размеры платежей за свет начисляются отдельно каждому жильцу. Однако при этом потребители должны достичь определенного соглашения, поскольку счета за использование общего имущества и освещение помещений общего пользования оплачивается ими совместно. Данное соглашение необходимо оформить в письменном виде с подписями всех потребителей, то есть жильцов коммунальной квартиры, или же их представителями по доверенности. Этот документ желательно удостоверить нотариально. Отмена соглашения и изменение его пунктов также должно оформляться документально.

Услуги ненадлежащего качества

Когда потребители получают коммунальные услуги ненадлежащего качества, они имеют право самостоятельно, однако лучше в присутствии соседей, зафиксировать несоответствия, после чего обратиться в управляющую компанию с заявлением и просьбой о перерасчете оплаты. Если со стороны управляющей компании не предприняты никакие меры или же дан отрицательный ответ, потребители вправе обратиться в жилищную инспекцию, прокуратуру или суд с жалобой на управляющую компанию и требованиями о проведении проверки с последующим перерасчетом уже уплаченных платежей.

Проверка должна проводиться независимой комиссией, при этом собственники квартир должны помнить, что требовать перерасчета они могут не за фактический период предоставления некачественных услуг, а за период, который зафиксирован документально. То есть, если услуга предоставляется действительно некачественно, причем не только по свету, но и по воде или отоплению, то необходимо незамедлительно фиксировать все имеющиеся несоответствия, даже если нет уверенности в том, что они действительно пригодятся.

В ходе проведения проверки составляется соответствующий акт, количество экземпляров которого должно соответствовать количеству заинтересованных лиц, которых должно быть не менее двух.

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст.36 п.1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

Регион Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) Все нормативы
МКД с лифтами МКД без лифтов
Московская область (г. Москва) 0,61 2,88
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66
Нижегородская область 0,39 1,60
Свердловская область (г. Екатеринбург) 1,96 4,16
Саратовская область (г. Саратов) 1,82 2,44
Омская область (г. Омск) 1,039 1,943
Томская область (г. Томск) 0,82 1,42
Новосибирская область (г. Новосибирск) 0,728 0,973
Липецкая область (г. Липецк) 0,37 1,24
Ростовская область (Ростов-на-Дону) 0,55 2,24
Ярославская область (г. Ярославль) 0,646 1,010
Республика Татарстан (г. Казань) 0,272 0,272
Республика Крым (г. Симферополь) 0,21 0,58
Краснодарский край (г. Краснодар) 0,322 1,412
Республика Башкортостан (г. Уфа) 0,295 0,791
Республика Адыгея (г. Майкоп) 0,315 1,357

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2019 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) , где:

  • V об - показания общего счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь всех квартир дома.

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать если нет счетчика

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,
где:

  • N одн - норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои - суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2019 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

В том случае если счетчики, которые учитывают затраты на обеспечение общего имущества жильцов электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.

Хотя теперь плату за общедомовые коммунальные услуги можно будет пересчитать, исходя из показаний счетчика, однако на практике не ясно, как это будет происходить, сообщил РБК председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. «Сейчас счетчики часто предлагают установить энергоснабжающие компании за свой счет. Управляющие компании либо специально собирают средства на установку, либо производят ее за счет средств, которые уже собраны в рамках общедомового обслуживания», — пояснил Сухов. По мнению эксперта, принятие поправок было вызвано тем, что «расходы на общедомовые услуги фактически оказались выведенными из правового поля». «Учитывая, что нормативы устанавливают региональные власти, завышение цен в данной сфере встречается нередко», — добавил Сухов.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков пояснил РБК, что, исходя из формулировок, изложенных в законе, установка общедомовых счетчиков будет производиться за счет собственников жилья. «В тех случаях, когда домом управляет ТСЖ и другие формы объединения собственников, то они на общем собрании будут решать этот вопрос», — рассказал эксперт.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Как было раньше

Исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала, что нормирование платы за общедомовые нужды существовало и ранее, однако это положение было закреплено только в региональных законах и в рекомендациях Минстроя.

«Регионы должны были принимать нормы по оплате общедомовых нужд для разных типов домов. Все, что сверх норматива, должны были оплачивать управляющие компании», — пояснила Разворотнева. По ее словам, это постановление «никто не выполнил» и для того, чтобы эти правила заработали, издали еще один нормативный акт и внесли соответствующую норму в Жилищный кодекс.

Однако в результате этих изменений потребители столкнулись с тем, что в некоторых регионах сильно повысилась плата за общедомовые расходы в начале 2017 года. «Дело в том, что в регионах не стали уточнять нормативы. Во-вторых, были разные методики расчета. Зачастую выходило так, что люди были вынуждены платить больше, чем поступало в их дом по приборам учета. Минстрой направил разъяснительное письмо, что они сами могут решать, как оплачивать ОДН — по нормативу или по счетчику. Но такой нормы не было в законе», — объяснила Разворотнева. По ее словам, принятие этого федерального закона означает «восстановление здравого смысла» (цитаты по «РИА Новости»).

С ней согласна руководитель единого расчетного центра АО «ВК Комфорт», специализирующегося на обслуживании и управлении многоквартирными домами, Ольга Пантелеева. По ее словам, для конечного потребителя расчет по фактическим затратам наиболее удобен и прозрачен, однако необходимо учитывать, что в разные месяцы в зависимости от сезона будут ежемесячно начисляться разные суммы.

«При использовании норматива сумма начисления постоянна, однако она не отражает фактическое потребление и может быть как выше, так и ниже факта, в зависимости от класса энергоэффективности здания, имеющегося общедомового оборудования и так далее», — отметила Пантелеева (цитаты по «РИА Новости»)

Коммунальные долги россиян

Ранее глава Минстроя Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб. По его словам, большинство жителей «довольно дисциплинированно» платят за ЖКХ и должников среди них — 6%. Вторую группу должников составляют юридические лица — посредники, например управляющие компании. По его словам, Минстрой рассчитывает в будущем решить эту проблему, исключив посредников из цепочки оплаты за потребленные жителями ресурсы.