Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте. Географические открытия русских путешественников

Магелланов пролив

Мореплаватель из португалии Фернан Магеллан в 1520 году открыл пролив длиной 575 км между Южной Америкой и островами у ее южной части. Магеллан изучил побережье длиной более двух тысяч километров, и только после долгих поисков он смог найти узкий пролив вглубь материка.
Магеллан хорошо исследовал пролив и заодно открыл архипелаг, которому дал название Огненная Земля. А океан, в котором он плавал, назвал Тихим, за все три месяца плавания не случилось ни одного шторма.

Мыс Дежнева


В 1648 Семен Иванович Дежнев обогнул с севера Чукотский полуостров, доказывая, что через северные моря можно добраться из Европы в Китай. Пролив между Америкой и Евразией назвали в честь Беринга, хотя Дежнев прошел через пролив на 80 лет раньше, просто в Старом Свете мало кто знал русских первопроходцев. И только в 1879 году Нильс Норденшельд, исследователь Арктики, восстановил справедливость и назвал именем Дежнева крайнюю восточную точку Евразии.
Мыс Дежнева - это нагромождение скал одна на другую, здесь постоянно дует пронизыающий сильный ветер и частенько бывают туманы.

Остров Врангеля

Остров назвали в честь Фердинанда Петровича Врангеля - мореплавателя, адмирала, исследователя, изучившего побережье Сибири на северо-востоке и побережье Северное Америки на западе от Берингова пролива до берегов Калифорнии.
Остров Врангеля заселяют редкие растения и животные, подобной флоры и фауны нет ни на каком другом арктическом острове. С 2004 года остров находится под охраной ЮНЕСКО.

Гора Кука

Самая высокая гора Новой Зеландии (3754 метра) названа в честь мореплавателя Джеймса Кука. Вершина находится в национальном парке Аораки Маунт-Кук. Открыл гору Кук в 1768—1771 годах во время своего первого кругосветного путешествия. Также Джеймс Кук открыл пролив между Южными и Северными островами, который тоже носит его имя.
Берингов пролив
В 1728 году датчанин Витус Беринг, офицер русского флота, первым из европейских мореплавателей прошел через пролив, разделяющий Евразию и Америку. В самом узком месте ширина пролива составляет 86 км. Также руководя на Камчатке двумя экспедициями, Беринг открыл и несколько Алеутских островов.

Остров Ратманова

Остров Ратманова - это скала с плоской вершиной и лежайщей на ней шапкой снега. Находится остров в Беринговом проливе, это самая восточная точка России. Иногда, если позволяет погода, с него можно увидеть берега Аляски. Единственная жизнь - это несущию службу пограничники.
Раньше остров называли Имаклик, позднее плававший здесь Витус Беринг дал название острову Большой Диомид. И только спустя 90 лет после Беринга, мореплаватель Отто Коцебу дал этому острову другое название - остров Ратманова, в честь офицера Макара Ратманова, учавствовавшим вместе с самим Отто в кгругосветном путешествии. Так этот географический объект был назван именем путешественника.

В 1611 году пролив был открыт Генри Гудзоном. Отправившись в экспедицию, мореплаватель столкнулся на корабле с бунтом. Матросы завладев кораблем, повернули его обратно, Гудзона же, вместе с сыном и некоторыми другими членами экипажа посадили без припасов на лодку. О судьбе Генри Гудзона больше ничего не известно, лишь только то, что он пропал на просторах залива, который заслуженно назвали его именем.
Гудзонов залив иногда называют канадским морем - настолько глубоко залви вдается в страну. Сам же Гудзонов залив относится и к Атлантике, и к Северному Ледовитому океану.

Пролив Дрейка

Очень опасное место для мореплавателей - в нем часто бывают сильные шторма и множество водоворотов. Этот пролив соединяет Тихий океан и Атлантику. Самая узкая часть - 800 километров.
В 1578 английский пират Френсис Дрейк впервый проплыл через него на своем корабле «Золотая лань». После Магеллана, Дрейк совершил второе кругосветное путешествие.

Остров Тасмания

Абель Тасман в 1642 году открыл остров, находящийся недалеко от берегов Австралии. На берег острова они сходить не стали, а двитнулись дальше и через несколько дней были у берегов Новой Зеландии. После Зеландии мореплаватели открыли острова Тонга и Фиджи. Но Ост-Индская компания признала экспедицию неудачной, из-за того, что не были найдены новые торговые пути. Остров Тасмания, Новая Зеландия, Австралия были позабыты лет на 100. Пока здесь не побывал известный мореплаватель Джеймс Кук. Но только в 1856 году, спустя 200 лет, остров получил свое настоящее название.
В наши дни на острове для фармацевтической деятельности легально выращивают опиум.

Это система водопадов и порогов на реке Конго, длиной 350 километров. Заканчиваются водопады в порту Матади, который основал путешественник, исследователь Африки и журналист Генри Мортон Стенли. Стэнли и назвал водопады на Конго именем Давида Ливингстона. Шотландец Ливингстон - известный исследователь Африки, прошедший по ней пешком более 50 000 километров. Хотя водопад Ливингстона, сам Ливингстон никогда и не видел - он изучал только верхнее течение Конго.

Острова Фадея

Расположены острова Фаддея у восточного побережья полуострова Таймыр, а названы в честь Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена - первооткрывателя Антарктиды. Группу островов в 1736 году обнаружил отряд русского полярного исследователя Василия Прончищева, они все были участниками Великой Северной Экспедиции. Прончищев и его команда на деревянном корабле двигались вдоль северо-восточного берега Таймыра, составляя описание береговой линии.

Мыс Челюскин


Семен Иванович Челюскин во главе экспедиции впервые достиг мыса на севере Таймыра в 1742 году. Но тогда Челюскин назвал его Восточно-Северным.
В 1842 году, отмечая столетие экспедиции, было решено переименовать мыс Восточно-Северный в мыс Челюскина, в честь исследователя севера России и полярного мореплавателя.
Климат на севере полуострова Таймыр достаточно суровый - круглогодичная зима, снег почти не тает, а летняя температура не выше +1 С°.

Гора Фицрой

Британский офицер Роберт Фицрой - исследователь южных берегов Латинской Америки. В 1831 году корабль «Бигль» Фицрой отправился в плавание из Портсмута. У берегов Южной Америки корабль провел более 3 лет. Огромную картографическую работу провел Фицрой. На карту он нанес многочисленные островки у западного и восточного берегов Южной Америки, исследовал Патагонию и Магелланов пролив.
Но гору, названную в его честь он так и не увидел. После его плавания прошло 40 лет, как путешественник из Аргентины Франсиско Морено наткнулся в дебрях Патагонии на южноамериканскую вершину. Живописную гору высотой 3375 метров он решил назвать именем знаменитого британского исследователя.

Остров Лисянского

В 1805 году Иван Крузенштерн во время своего кругосветного путешествия на северо-западе Гавайского архипелага открыл небольшой тихоокеанский остров. Назвали в честь Федора Лисянского - капитан шлюпа «Нева», также учавствовавшего в экспедиции. До XX века на этом острове добывали удобрение из помета - гуано. А с 1909 года Теодор Рузвельт сделал остров частью Гавайского птичьего заповедника.

Города и поселки, названные в честь отечественных путешественников:
1 — г. Кропоткин (Краснодарский край). Русский географ, геолог, князь - П.А.Кропоткин
2 — пос. Беринговский (Чукотка). Капитан-командир Русского флота, мореплаватель В.И.Беринг.
3 — г. Шелихов (Иркутская область). Русский путешественников Г.И.Шелихов
4 — г. Лазарев (Хабаровский край). Русский путешественник М.П.Лазарев
5 — пос. Пояркова (Амурская область) Русский землепроходец В.Д. Поярков
6 — г. Макаров (Сахалинская область). Океаногроф, русский флотоводец С.О. Макаров
7 — пос. Пржевальское (Смоленская область). Русский путешественник Н.М. Пржевальский.
Именем С.П. Крашенинников а названы мыс на острове Карагинском, остров и бухта у юго-восточной оконечности Камчатки, гора около озера Кроноцкого на восточном побережье полуострова Камчатка.

Великие мореплаватели, скалолазы, первопроходцы и исследователи земель, где прежде не ступала нога человека - известные во всем мире путешественники, чьи имена увековечивают в географических названиях объектов, которых они первыми коснулись. От RuTraveller - интересная подборка таких мест.

Гора Кука, известная также как Аораки, находится в западной части южного острова Новой Зеландии. Эта гора новозеландских Южных Альпах является высочайшей точкой страны, ее высота 3754 метра.

Названная в честь Джеймса Кука гора, покрытая снегом и ледниками, имеет форму седла с крутыми склонами.

В октябре 1953 года область горы Кука стала использоваться как Национальный парк, в состав которого входит несколько заповедников, направленных на защиту редкой местной растительности и сохранение неповторимого пейзажа.

Из представителей фауны в парке можно встреть птиц кеа - единственного альпийского попугая, трясогузок и коньков.

Море Лаптевых - окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между северным побережьем Сибири на юге, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке.

Море названо в честь русских полярных исследователей - двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. В прошлом было известно под разными названиями, последнее из которых - море Норденшёльда. Море обладает суровым климатом с температурой ниже 0 °C в течение более чем девяти месяцев в году, низкой солёностью воды, скудной флорой и фауной, а также низкой численностью населения на побережье. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, оно находится подо льдом.

Морское побережье в течение тысячелетий было населено коренными племенами юкагиров, а позднее эвенов и эвенков, занимавшихся рыбалкой, охотой и кочевым оленеводством. Затем берега были заселены якутами и русскими. Освоение территории русскими исследователями началось в XVII веке с юга, вдоль русел впадающих в море рек.

В море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Основными видами деятельности человека в данной области являются добыча полезных ископаемых и навигация по Северному морскому пути; рыбалка и охота практикуются, но коммерческого значения не имеют. Самый большой посёлок и порт — Тикси.

Берингов пролив - пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, который разделяет Азию (самая восточная континентальная точка - мыс Дежнёва на российской Чукотке) и Северную Америку (самая западная континентальная точка - мыс Принца Уэльского на американской Аляске).

Наименьшая ширина - 86 км, наименьшая глубина фарватера - 36 м. Пролив соединяет Чукотское море (Северный Ледовитый океан) с Беринговым морем (Тихий океан). Назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл по этому проливу в 1728 году. Однако первым из известных мореплавателей в 1648 году, за 80 лет до Беринга, по проливу с севера на юг (из Северного Ледовитого океана в Тихий) прошёл Семён Дежнёв, именем которого назван мыс на Чукотке (самая восточная точка Азии).

Посередине Берингова пролива лежат острова Диомида: остров Ратманова - более крупный и расположенный западнее, и остров Крузенштерна. Согласно договору о продаже Аляски и Алеутских островов (1867), граница России и США проходит посередине между островами. Таким образом, остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна - США. Расстояние между островами - чуть более 4-х км. Там же проходит граница часовых поясов и международная линия перемены дат.

Периодически, начиная с конца XIX века и по сей день на уровне специалистов, а иногда даже и правительств (главным образом России и США) обсуждаются целесообразность и возможности строительства тоннеля или моста через Берингов пролив для соединения Чукотки с Аляской, но в силу разных причин как технического, так и экономического характера ни одна из идей до сих пор не доведена до реализации.

Мыс Дежнева - крайняя восточная точка Чукотского полуострова материковой России и Евразии. Представляет собой изолированный плосковершинный горный массив высотой до 740 м, круто обрывающийся к морю. Находится в Беринговом проливе, соединяющим Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море).

Впервые был достигнут русской экспедицией Семёна Дежнёва осенью 1648 года. На берегу Большого Чукотского Носа, который позже и был наименован мысом Дежнёва, путешественники сделали остановку, во время которой побывали у эскимосов на островах пролива. Впервые в истории пройдя Берингов пролив (фактически открыв его) и обогнув Чукотский полуостров, Дежнёв решил важную географическую задачу. Появилось доказательство того, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнёва остались в Якутском остроге) приоритет первооткрывателя достался В. И. Берингу, чьим именем стал называться пролив. До начала XVIII века мыс упоминался как Чукотский Нос, Необходимый Нос. В 1778 году английским мореплавателем Джеймсом Куком этот мыс был нанесён на карту под названием мыс Восточный.

В 1879 году шведский полярный исследователь Норднешёльд впервые проплыл северо-восточным проходом из Атлантического в Тихий океан и также обогнул этот мыс. Он предложил назвать его по имени первооткрывателя — мысом Дежнёва. В канун 250-летия открытия мыса это предложение было принято и по ходатайству Русского географического общества мыс Восточный в 1898 году был переименован в мыс Дежнёва.

На мысе Дежнёва расположен населённый пункт Уэлен, а также заброшенный посёлок морских китобоев Наукан, который был расформирован в 1958 году в рамках кампании по укрупнению и удалению поселений от американской границы. Перед выселением в Наукане проживало около четырёхсот человек, насчитывалось тринадцать родов. В настоящее время отдельные семьи эскимосов из Наукана проживают в чукотских посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино, а также в эскимосских посёлках Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль.

Магелланов пролив - пролив, разделяющий континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, узкий и в некоторых местах очень опасный для мореплавания. Длина пролива - 575 км, наименьшая глубина на фарватере - 20 м. Впервые был преодолён Магелланом в 1520 году во время его кругосветного путешествия, Огненная Земля долгое время считалась северной частью Неведомой Южной земли.

21 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» - Святой Урсулы, примерно на 52-й параллели южной широты Магеллан открыл мыс, который он и назвал в честь этого праздника «Cabo Virgenes». 1 ноября, в день Всех Святых, сильный шторм занёс корабли Магеллана в бухту, дальнейшее плавание через которую привело в пролив, пройдя который экспедиция попала в Тихий океан. Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых - Estreito de todos os Santos, однако позже испанский король изменил его, дав испанское название в честь Фернана Магеллана - Estrecho de Magallanes. От Атлантики до Тихого океана пролив был пройден Магелланом с 21 октября по 28 ноября 1520 года.

Мыс Челюскина - самая северная точка полуострова Таймыр и материковой Евразии. Достигнут впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом Семеном Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году. К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893 - норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его. В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) составляет -0.1 и -0.9C, а средний минимум всегда ниже нуля.

Острова Чичагова - это группа, состоящая из двух необитаемых островов. Она находится в Приморском районе Архангельской области России и входит в состав архипелага Земля Франца-Иосифа. Омывается Баренцевым морем. Названа в честь Павла Чичагова, исследователя Арктики и сына адмирала Василия Чичагова.

Группа занимает северную часть Земли Франца-Иосифа. Она расположена в двух километрах от мыса Фельдера, который является западным окончанием острова Карла-Александра, и в пяти километрах от островной группы Понтремоли.

Форма южного острова вытянутая, его длина составляет примерно 700 метров. Длина северного острова - примерно 400 метров. Все территории свободны ото льда, больших возвышенностей нет. Острова покрыты каменистыми россыпями.

Пролив Дрейка — это пролив, который соединяет Атлантический и Тихий океан, омывающий на севере острова архипелага Огненная Земля, а с юга - Южные Шетландские острова, относящиеся к Антарктиде.

Является самым широким проливом на Земле: ширина самой узкой его части составляет более 800 км. Через пролив проходит сильнейшее «Течение Западных ветров». За счет этого в акватории пролива нередки очень сильные штормы: скорость ветра доходит до 40 м/с, а высота волн - до 15 м. В водах пролива встречаются дрейфующие льды.

В проливе расположена самая южная точка южноамериканского материка и американского континента— острова Диего-Рамирес, а также легендарный мыс Горн. Пролив получил свое название в честь мореплавателя и пирата, англичанина Ф. Дрейка, прошедшего здесь в 1578 году.
На сегодняшний день, город является одним из важнейших туристических центров страны. Пережив упадок, вследствие закрытия многих предприятий текстильной промышленности, сегодня город возрождается благодаря притоку многочисленных туристов. Путешественников со всего мира привлекает национальный парк Моси-ао-Тунья и водопад Виктория. Кроме этого, в городе расположены несколько музеев, из которых особый интерес представляет Железнодорожный музей.В городе существует развитая туристическая инфраструктура: магазины, отели, развлекательные центры. Многие местные туроператоры предлагают развлечения, связанные с активным отдыхом: сафари на слонах, речные круизы, езда на квадроциклах, рафтинг, катание на байдарках, альпинизм.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван Крузенштерн

Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин

Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен

Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Русские путешественники внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара. В честь них названы многие географические объекты Земли. Это мыс Дежнёва, мыс Челюскин, море , море, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, хребет Пржевальского, море Беллинсгаузена, берег Миклухо-Маклая, вулкан Обручева, ледник Семёнова и многие другие. Научные исследования русских первооткрывателей, составленные ими точные подробные карты имели большое значение для развития географии всего мира.

Экспедиция Дежнёва вышла из устья сибирской реки Колымы на восток 20 июня 1648 года. Перед ней стояла задача: открыть новые земли, изучить гидрографическую сеть Дальнего Северо-Востока и побережье Северного Ледовитого океана. Проплыв вокруг , в сентябре экспедиция обогнула мыс Большой Каменный Нос (ныне он назван именем Дежнёва). Результаты превзошли все ожидания: Семён Дежнёв не только совершил новые , но и доставил на родину карты-чертежи новых территорий. Впоследствии его именем были названы одна из бухт Берингова моря, горный хребет и посёлок на реке Амур.

В 1697-1699 годах русский первопроходец Владимир Атласов (ок. 1661/64 - 1711) открыл новые земли . Тогда же там было основано и первое русское поселение.

В 1711 и 1713 годах на Курильских островах побывал Иван Козыревский (родился около 1680 года - год смерти неизвестен).

Алексе́й Ильи́ч Чи́риков (13 декабря , с. Лужное, Тульская область — 24 мая [4 июня ] , Москва) — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

Жизнеописание

  • — закончил Московскую навигационную школу.
  • — закончил Петербургскую морскую академию , получив звание унтер-лейтенанта и назначение на Балтийский флот .
  • — возвращён в Морскую академию в качестве преподавателя навигации.
  • — произведён в лейтенанты и направлен помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции (1725—1730). На пути следования определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяжённость Сибири. На боте «Святой Гавриил » совершил плавание от устья реки Камчатки на север для поиска пролива между Азией и Америкой.
  • — получил чин капитан-лейтенанта.
  • — — участник и один из руководителей Второй Камчатской экспедиции на пакетботах «Святой Пётр » и «Святой Павел ». В экспедиция основала на полуострове Камчатка Петропавловскую гавань, увековечив названия своих кораблей. В плавании 1741 года суда Беринга и Чирикова в тумане потеряли друг друга и далее действовали самостоятельно. 15 июля 1741 года А. И. Чириков на пакетботе «Святой Павел » достиг северо-западного побережья Америки (это было второе посещение русским судном американского берега после М. С. Гвоздева и И. Федорова на боте «Св. Гавриил » 21 августа 1732 г. ), а затем прошёл вдоль её берегов на север и на обратном пути открыл ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту, Атту), нанеся их на карту.
  • — участвовал в поисках пакетбота «Святой Пётр ». В дальнейшем участвовал в составлении карты русских открытий в Тихом океане по итогам Камчатских экспедиций.
  • — директор Морской академии в Санкт-Петербурге. Был женат и имел двоих сыновей и трёх дочерей.
  • 7 сентября — Алексею Чирикову был пожалован чин капитан-командора с переводом в Москву, где он руководил Московской конторой Адмиралтейств-коллегии, но вскоре скончался от туберкулёза и последствий цинги.

Память

Почтовая марка СССР , 1991 год : 250-летие плавания Беринга и Чирикова к берегам Америки

  • В Петропавловске-на-Камчатке установлен бюст Алексея Чирикова.
  • В 1991 году была выпущена почтовая марка СССР , посвящённая Чирикову.

Географические объекты, названные в честь Чирикова

  • мыс на острове Кюсю , Япония;
  • мыс в Анадырском заливе , Чукотка;
  • мыс в Тауйской губе , Россия;
  • мыс на острове Атту , Алеутские острова , США;
  • подводная гора в Тихом океане ;
  • остров в Тихом океане перед южным побережьем Аляски .

Публикации

В государственную Адмиралтейств-коллегию рапорт. // Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века: Сб. документов. М., 1984. С. 222—231.

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ЧИРИКОВ

Воспитанник Морской Академии, лучший ученик ее первого выпуска, Алексей Ильич Чириков при выпуске, по распоряжению Петра I, присутствовавшего на экзаменах, был произведен сразу в унтер-лейтенанты (второй офицерский чин тогдашнего флота). После трех лет практического плавания на кораблях Балтийского флота он вернулся обратно в Морскую Академию, но уже в качестве преподавателя - таково было решение Адмиралтейств-коллегий.

"Сентября 18, 1742 года, по доношению лейб-гвардии капитана Казанского, в Кронштадт к командующему флагману послать указ, которым велеть морского флота унтер-лейтенантов Алексея Чирикова и Алексея Нагаева для определения в Академию, к обучению гардемарин, прислать в Коллегию без умедления".

Об успехах Чирикова на педагогическом поприще говорит постановление Адмиралтейств-коллегий о производстве, которое утвердил Петр I незадолго до назначения Чирикова в Первую Камчатскую экспедицию. Представляя Петру свое решение о внеочередном присвоении Чирикову звания лейтенанта, Адмиралтейств-коллегия указывала на педагогические способности Чирикова и отличное знание им теории военно-морского дела. В частности, в постановлении Адмиралтейств-коллегий были приведены отзывы авторитетных на флоте офицеров - контр-адмирала Сандерса и гвардии капитана Козинского. Оба офицера считали Чирикова лучшим воспитателем будущих командиров флота.

Эти отзывы и постановление Адмиралтейств-коллегий снова обратили внимание Петра I на талантливого моряка и сыграли немаловажную роль при обсуждении кандидатур офицеров, намечавшихся в Первую Камчатскую экспедицию. Отвечая Петру на его вопросы в связи с организацией исторического похода, Адмиралтейств-коллегия рекомендовала назначить Чирикова помощником начальника экспедиции.

Всей своей жизнью Алексей Ильич Чириков доказал, что Адмиралтейств-коллегия не ошиблась, направив его на тернистую дорогу моряка-исследователя. С 1725 года почти до самой смерти деятельность Чирикова была посвящена решению государственной проблемы отыскания и освоения морских путей у дальневосточных границ нашей страны.

Назначенный с одобрения Петра в Первую Камчатскую экспедицию вторым помощником капитана-командора Витуса Беринга (первым считался Шпанберг - человек в русском флоте случайный и ничем, кроме жестокого обращения с подчиненными, не выделявшийся), Чириков в самый решительный момент экспедиции проявил себя как истинный исследователь и верный долгу исполнительный морской офицер.

На долю моряков "Св. апостола Павла" выпали такие же трудности, как и на долю экипажа "Св. апостола Петра", которым командовал Беринг. Но Чириков не поколебался ни разу. В точности исполняя инструкцию Адмиралтейств-коллегий, он вел пакетбот на восток. И одержал победу.

Вполне закономерно, что уверенность Чирикова в правильности курса, отстаиваемого им на совещании и взятого после прекращения поисков флагманского корабля, гарантировала успех плавания пакетбота "Св. апостол Павел" сквозь те самые непогоды, которые принесли гибель Берингу.

Найденный в секретных архивах и впервые полностью опубликованный в 1941 году в сборнике документов "Экспедиция Беринга" подлинный рапорт Чирикова подтвердил первенство моряков пакетбота "Св. апостол Павел" в открытии северо-западных берегов Америки и объяснил, ючему Чирикову удалось достигнуть американского материка раньше Беринга на одиннадцать градусов севернее и провести возле материкового побережья не десять часов, как Беринг, а десять суток.

Дело было не в благоприятных обстоятельствах или в счастливом случае, на что обычно ссылались историографы, сопоставляя результаты Похода обоих кораблей.

Впервые о рапорте Чирикова упомянуто в "Морском Сборнике" № 5 за 1893 год.

Железная воля исследователя, сознание долга и превосходное знание нави-гации позволили А. И. Чирикову и его спутникам выполнить в самых тяжелых условиях все, что поручила морякам Адмиралтейств-коллегия "не без надежды в той экспедиции доброго плода".

Осмотрев побережье американского материка и пройдя вдоль него 400 километров к северу, Чириков был вынужден значительно раньше чем предполагал, повернуть корабль в обратный путь через океан. Произошло несчастье. Две группы моряков, отправленные Чириковым на берег (одна во главе со штурманом Дементьевым, вторая во главе с боцманом Савельевым), пропали без вести. Установить причину их исчезновения было невозможно, так как вместе с ними пропали обе шлюпки, а подойти вплотную к берегу корабль не мог. Исчезновение пятнадцати человек и потеря гребных судов сразу ухудшили положение экипажа.

У моряков не оказалось никаких средств для связи с берегом, хотя бы для того, чтобы пополнить запасы пресной воды. И все же Чириков вел пакетбот и составлял карту побережья американского материка до тех пор, пока позволяли обстоятельства. Он повернул пакетбот обратно к Петропавловской гавани только из-за недостатка воды и провизии, но повел корабль иным курсом, рассчитывая встретить на пути новые земли. И этот достойный истинного исследователя поступок вполне оправдал себя. Выбор нового курса для обратного перехода через океан дал возможность участникам экспедиции открыть ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту и Атту).

Тяжелейшие испытания выпали Чирикову и его спутникам на обратном пути, однако глубокие навигационные познания и уверенность в правильности курса позволили морякам "Св. апостола Павла" успешно завершить свое историческое плавание, причем оно закончилось на месяц быстрее, нежели поход "Св. апостола Петра" от Америки до Командорских островов, находящихся в трехстах милях к северо-востоку от Камчатки.

"...Июля 15 числа, перешел от устья Авачинской губы к востоку расстоянием на румб остен-норден 2178 минут или миль италийских, а русских верст, которых заключается в градусе по сту по четыре версты с половиною - 3793, в северной широте в 55гр. 36мн. получили землю, которую признаваем без сомнения, что оная часть Америки... А как oоная земля простирается, явствуют по журналу пеленга и плавание наше в параллель оной, а наиявственное приобщенная при сем карта...

При окончании 26 числа июля дошли до ширины северной 58 градусов и 21 минута... Иво оном месте в начале 27 числа... понеже у нас при пакетботе не осталось ни одного малого судна и для надлежащего разведывания посылать на берег стало не на чем, также и получить в приба-I вок воды к пропитанию своему не на чем же. Того ради, согласно со *; мною, лейтенант Чихачев, штурман в ранге флота лейтенанта Плау-тин, штурман Иван Елагин положили... сего числа возвратиться...

...Августа 21 числа, усмотря, что долго стоят ветры нам против-чые, приказал я варить... два дня по одной каше, а токмо в третий день ее каши и для питья давать воду каждому человеку мерою, которою логли токмо жажду утолять... в дожливые дни служители собирали пекущую воду с парусов, которая вкусом от примешания с снастей смо-пы и горька... А понеже ветры противные весьма продолжались, тогда приказал я, дабы людям через день давать по одной каше...

А с 14 сентября принужден был приказать варить и давать людям в неделю токмо одну кашу... пришла на многих болезнь цынготная, и с великим трудом офицеры по должности своей управление, а рядовые работы исправляли, а некоторые уже совершенно слегли и наверх не выходили. .., а которые и ходили, то уже через силу должное им исправляли; и с 16 числа сего месяца по возврат наш в гавань умерло шесть человек... октября 6умер лейтенант Иван Чихачев: тако ж октября 8 штурман в ранге флотского лейтенанта Михаила Плаутин. А за болезнями своими вахт уже не содержали до кончины своей Чихачев за при, а Плаутин за две недели. В то же время и я весьма от цынги изнемог и уже по обычаю был приготовлен к смерти, а наверх не мог выходить сентября с 21 числа и по самый наш возврат в гавань... в управлении судном остался один штурман Иван Елагин, да и тот был весьма ж болен, но по крайней возможности преодолевал свою немощь, почти несходно был для управления наверху, которому от меня только вспоможения было, что, смотря счисления по журналу пути нашего, приказывал ему, какой иметь курс...

Октября 8 числа в 7 часу пополуночи увидели камчатскую землю, а 10 числа пополудни в 9 часу вошли в Авачинскую заливу и легли на якорь, причем уже имевшуюся пресную воду всю издержали, только остались две бочки, которую выгнали из морской воды через котлы огнем... 12 числа пришли в здешнюю святых апостол Петра и Павла гавань. А господин капитан-командор и по нижеписанное число, еще не возвратился..."

Эти выдержки, а тем более полный текст обстоятельного и содержательного рапорта, пролежавшего в течение двухсот лет под спудом в секретных архивах, дают ясное представление о том, какой ценой достался морякам пакетбота "Св. апостол Павел" успех их исторического похода.

Рапорт свидетельствует о многом, достойном восхищения: о правильном расчете и отличных навигационных познаниях самого Чирикова и подчиненных ему офицеров; о качествах настоящих исследователей, ко-торыми обладали моряки пакетбота - упорстве, терпении и дисциплине во имя долга; о мужественном преодолении экипажем неслыханных труд. ностей в течение ста двадцати восьми дней непрерывного плавания под парусами; о героической выдержке всех участников похода, исполнявших свои обязанности даже в условиях такого ужасного испытания, как постоянная, более полутора месяцев изо дня в день, жажда, с которой не может сравниться и голод. Все преодолел русский человек.

Не слепому случаю, а замечательным качествам русских людей был обязан Алексей Ильич Чириков своим успешным походом. Именно глубокой верой его в моряков "Св. апостола Павла" объясняется то, что он с одним лишь офицером-штурманом Елагиным и сорока семью служителями (матросами) вместо семидесяти, переждав зиму в Петропавловской гавани, отважился на второй поход через океан к берегам Америки. Измученный цингой и чахоткой, он в 1742 году снова повел свой пакетбот на восток и снова достиг Алеутской гряды (острова Атту).

Крайняя изнуренность экипажа вынудила Чирикова прервать повторное плавание и поиски Беринга. Взяв обратный курс, он повел пакетбот к Авачинской губе, прошел с юга на расстоянии видимости мимо Командорских островов, не предполагая, что на одном из них бедствуют моряки флагманского корабля, и вновь благополучно возвратился в Петропавловск-Камчатский.

Честь рапортовать о выполнении задач, возложенных на экспедицию, по праву досталась тому, от кого Адмиралтейств-коллегия ждала "доброго плода": просвещенному мореплавателю, смелому новатору, самоотверженно выполнившему до конца свой долг исследователя.

Таким справедливо прослыл капитан-командор Алексей Ильич Чириков среди современников, таким вошел он в историю нашей страны.

Чириков пережил Беринга на восемь лет. Цынга, которой заболел он на обратном пути из Америки в Петропавловск-Камчатский, пагубно отразилась на его здоровье. Поэтому Чириков послал на имя императрицы Елизаветы еще из Енисейска (где некоторое время жил после окончания работ экспедиции) ходатайство об увольнении в отставку по болезни или о переводе в Петербург "к делам таким, которые бы он по слабости здоровья своего несть мог" .

Содержащее эти строки, официально пересказывающее их постановление Адмиралтейств-коллегий, найденное истори ком В. Верхом среди бумаг адмирала Нагаева, школьного товарища Чирикова, документально подтверждает тот факт, что ходатайство мореплавателя было удовлетворено и он был вызван в Петербург. В постановлении, адресованном Нагаеву, было сказано: "...И сего апреля 18 дня /1746 года)... Адмиралтейств-коллегия определила: означенному Чирикову, доколе флот капитанами укомплектуется, быть здесь и определить его в присутствие в Академическую Экспедицию к смотрению над школами на месте вашем; для того вам с ним, Чириковым, учинить смену... а о том же к капитану Чирикову, и для ведома в Кронштадт указы посланы, и в Экспедицию Академии и школ сообщено..."

Назначенный вместо Нагаева начальником всех учебных заведений флота, произведенный в капитан-командоры, Чириков, однако, недолго пробыл в Петербурге. Здоровье мореплавателя продолжало ухудшаться.

Для него был не годен климат прибалтийских мест. Пытаясь спасти измученного многолетними лишениями капитан-командора, Адмиралтейств-коллегия перевела его в Москву на должность уполномоченного по делам флота. К сожалению, перемена климата уже не могла помочь иному, и в 1748 году "на страстной неделе" он скончался "по крайней.абости здоровья своего, расстроенного чахоткою и цинготною болезнью" , как сказано было в статье, посвященной Чирикову в "Ежемесячных сочинениях", выходивших тогда в Петербурге.

Именем Чирикова назван ряд мест в северной части Тихого океана, мыс Чирикова у входа в Тауйскую губу на Охотском море, остров Чирикова в заливе Аляска, мыс Чирикова на острове Атту в Алеутской гряде и другие. Эти названия, сохранившиеся до наших дней, подтверждают сказанное о Чирикове участником экспедиции историографом Миллером: "Память его у всех... в забвение не придет".