Что влияет на мотивацию. Мотивация: источник сил для действий

Термин «мотивация» буквально означает «то, что вызывает движение», т.е. в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Мотивация. Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор («слепая сила» по И.П. Павлову), побуждающий организма к определенному поведению.

Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Во многих жизненных ситуациях имеющаяся потребность по тем или иным причинам не сопровождается мотивационным побуждением к действию. Образно говоря, потребность говорит о том, «что нужно организму», а мотивация мобилизует силы организма на достижение «нужного».

Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.



Суть этих процессов четко выразил А.Н.Леонтьев (1977) в словах: мотивация это опредмеченная потребность, или «само целенаправленное поведение».

Особый вопрос заключается в том, каков механизм перерастания потребности в мотивацию. В отношении некоторых биологических потребностей (голод, жажда) этот механизм, как было показано выше, связан с принципом гомеостаза. Согласно этому принципу внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что определяется наличием ряда неизменных параметров (жестких констант), отклонение от которых влечет резкие нарушения жизнедеятельности. Примерами таких констант служат: уровень глюкозы в крови, содержание кислорода, осмотическое давление и т.д.

В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню, В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребности. По достижении некоторого порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешних источников.

В отношении других потребностей картина не столь очевидна. Тем не менее есть основания полагать, что и здесь действует принцип «порогового значения». Потребность перестает в мотивацию лишь по достижении некоторого уровня, при превышении этого условного порога человек, как правило, не может игнорировать нарастающую потребность и подчиненную ей мотивацию.

Виды мотиваций. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая отражает меру напряжения потребности, вторая – специфику или семантическое содержание потребности. Таким образом, мотивации различаются по силе и по содержанию. В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной. Во втором – прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены. Соответственно так же, как и потребности, мотивации принято разделять на низшие (первичные, простые, биологические) и высшие (вторичные, сложные, социальные). Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве.

Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ.

Доминирующее мотивационное возбуждение. В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое дитя (материнский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А.Ухтомским (1925). Согласно этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность» к разнообразным воздействиям.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность – доминанту ярости.

Нейронные механизмы мотивации. Возбуждение мотивационных подкорковых центров осуществляется по механизму триггера: возникая, оно как бы накапливается до критического уровня, когда нервные клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

Мотивационное возбуждение усиливает работу нейронов, степень разброса их активности, что проявляется в нерегулярном характере импульсной активности нейронов разных уровней мозга. Удовлетворение потребности, напротив, уменьшает степень разброса в активности нейронов, переводя нерегулярную активность нейронов различных уровней мозга – в регулярную.

Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных отделов мозга. При этом распределение межстимульных интервалов для различных биологических мотиваций (например, жажда, голод и т.п.) носит специфический характер. Однако практически в любой области мозга можно найти значительное число нейронов со специфическим для каждой мотивации распределением межстимульных интервалов. Последнее, по мнению К.В.Судакова (1987), позволяет говорить о голографическом принципе отражения доминирующей мотивации в деятельности отдельных структур и элементов мозга.

Физиологические теории мотиваций. Первые представления исходили из того, что мотивации возникают в результате стремления организма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения. Например, животное утоляет жажду, чтобы избавиться от сухости в полости рта и глотки, поедает пищу, чтобы избавиться от мышечных сокращений пустого желудка и т.д.

Были выдвинуты теории, в которых основное внимание уделялось гуморальным факторам мотиваций. Так голод связывался с возникновением так называемой «голодной крови», т.е. крови с существенным отклонением от обычной разницы в концентрации глюкозы. Предполагалось, что недостаток глюкозы в крови приводит к «голодным» сокращениям желудка. Мотивация жажды также оценивалась как следствие изменения осмотического давления плазмы крови или снижения внеклеточной воды в тканях. Половое влечение ставилось в прямую зависимость от уровня половых гормонов в крови.

Действительно в глубоких структурах мозга, как уже отмечалось, существуют хеморецепторы, специализированные на восприятии колебаний в содержании определенных химических веществ в крови. Основным центром, содержащим такие рецепторы, является гипоталамус. На этой основе была выдвинута гипоталамическая теория мотиваций, в соответствии с которой гипоталамус выполняет роль центра мотивационных состояний. Экспериментальным путем, например, было установлено, что в латеральном гипоталамусе располагается центр голода, побуждающий организм к поискам и приему пищи, а в медиальном гипоталамусе – центр насыщения, ограничивающий прием пищи. Двухстороннее разрушение латеральных ядер у подопытных животных приводит к отказу от пищи, а их стимуляция через вживленные электроды – к усиленному потреблению пищи. Разрушение некоторых участков медиального гипоталамуса влечет за собой ожирение и повышенное потребление пищи.

Однако гипоталамические структуры не могут рассматриваться в качестве единственных центров, регулирующих мотивационное возбуждение. Первая инстанция, куда адресуется возбуждение любого мотивационного центра гипоталамуса, – лимбическая система мозга. При усилении гипоталамического возбуждения оно начинает широко распространяться, охватывая кору больших полушарий и ретикулярную формацию. Последняя оказывает на кору головного мозга генерализованное активирующее влияние. Фронтальная кора выполняет функции построения программ поведения, направленные на удовлетворение потребностей. Именно эти влияния и составляют энергетическую основу формирования целенаправленного поведения для удовлетворения насущных потребностей.

Теория функциональных систем и мотивация. Наиболее полное психофизиологические описание поведения дает теория функциональных систем П.К.Анохина (см. главу 1.4.1.). Согласно теории ФС, немотивированного поведения не существует.

Мотивация активизирует работу ФС, в первую очередь, афферентный синтез и акцептор результатов действия. Соответственно активируются афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции) и активизируется память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы-энграммы памяти).

Мотивация создает особое состояние ФС – «предпусковую интеграцию», которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. Для этого состояния характерен целый ряд изменений. Во-первых, активируется двигательная система (хотя разные формы мотивации реализуются в разных вариантах поведенческих реакций, при любых видах мотивационного напряжения возрастает уровень двигательной активности). Во-вторых, повышается тонус симпатической нервной системы, усиливаются вегетативные реакции (возрастает ЧСС, артериальное давление, сосудистые реакции, меняется проводимость кожи). В результате возрастает собственно поисковая активность, имеющая целенаправленный характер. Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, и эти переживания имеют преимущественно негативный оттенок, во всяком случае, до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность. Все перечисленное создает условия для оптимального выполнения предстоящего поведенческого акта.

Мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя не только начальную стадию поведения (афферентный синтез), но и все последующие: предвидение будущих результатов, принятие решения, его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации. Именно доминирующая мотивация выбирает из акцептора результатов действия необходимый поведенческий опыт, способствуя тем самым созданию определенной программы поведения. С этой точки зрения акцептор результата действия представляет доминирующую потребность организма, преобразованную мотивацией в форму опережающего возбуждения мозга.

Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени – от начала поведенческого акта до получения полезных результатов, определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.

Теория редукции драйва, предложенная К. Халлом (Hull, 1943) еще в середине XX века, утверждала, что динамика поведения при наличии мотивационного состояния (драйва) непосредственно обусловлена стремлением к минимальному уровню активации, которое обеспечивает организму снятие напряжения и ощущение покоя. Согласно этой теории, организм стремится уменьшить избыточное напряжение, вызванное мотивационным драйвом.

Однако, как показали дальнейшие исследования, стремление к редукции драйва – не единственный фактор, детерминирующий поведение. Редукция драйва не может объяснить все виды поведения, направленные на поиск новой дополнительной стимуляции. По-видимому, во всех жизненных ситуациях организм стремится не к покою, а к некоторому оптимальному уровню активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективным образом. В тех случаях, когда напряжение слишком сильно, это будет поведение, направленное на снятие избыточного напряжения, в других, когда уровень активации очень низок, поведение будет направлено на поиск дополнительной стимуляции, обеспечивающей потребный уровень активации. Субъективное ощущение человека при оптимальном уровне активации, видимо, более всего соответствует состоянию «оперативного покоя» (глава 3.1).

Индивидуальные различия в уровне активации. Вышесказанное хорошо согласуется с представлениями Г. Айзенка (Eysensk, 1985), согласно которым индивидуальные различия по такой черте личности как экстраверсия – интроверсия зависят от особенностей функционирования восходящей ретикулярной активирующей системы (см. главу 3.1). Эта структура контролирует уровень активации коры больших полушарий. Предполагается, что:

1) умеренная степень кортикальной активации переживается как состояние удовольствия, в то время как очень высокий или очень низкий уровни ее переживаются как неприятное состояние;

2) ретикулярная формация у интровертов и экстравертов обеспечивает разные уровни активации кортикальных структур, причем у интровертов уровень активации существенно выше, чем у экстравертов.

Айзенк утверждает, что в покое (например, при работе в библиотеке) экстраверты, у которых в норме структуры коры не слишком высоко активированы, могут испытывать неприятные ощущения, поскольку их уровень кортикальной активации оказывается значительно ниже той точки, при возбуждении которой переживается чувство психического комфорта. Поэтому у них возникает потребность что-то сделать (разговаривать с другими, слушать музыку в наушниках, делать перерывы). Поскольку интроверты, напротив, высоко активированы, любое дальнейшее увеличение уровня активации для них неприятно. Другими словами, экстраверты нуждаются в постоянном средовом «шуме», чтобы довести уровень возбуждения коры до состояния, приносящего удовлетворение. В то же время интроверты такой потребности не испытывают, и действительно будут считать такую стимуляцию сверхвозбуждающей и потому неприятной. Существуют эмпирические данные, подтверждающие эту концепцию (Gale, 1983). Таким образом, теория Айзенка свидетельствует в пользу того, что поведение выступает как инструмент, модулирующий уровень активации, увеличивая или уменьшая последний, в зависимости от нужд человека.

Психофизиология эмоций

По определению, эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональные состояния в большей степени отражают общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связаны с его личностными характеристиками. Эмоциональное реагирование – это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Наиболее существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.

Продолжение контрольной работы №1 в лекции №6.

Продолжение контрольной работы №1.

По данным о распределении предприятий региона по товарообороту (табл. 5.10.) определите:

Средний объем товарооборота;

Медиану.

По всем расчетам сделать выводы. Данные каждого расчета оформить в виде таблиц.

Таблица 5.10.

5.1. Мотивация и эффективность деятельности.

Взаимосвязь мотивации и качества деятельности не является линейной. Так, согласно прямой логике рассуждения, мотив выступает как фактор, детерминирующий уровень активности человека и, следова­тельно, эффективность и качество выполняемой им деятельности. В реальности же все обстоит гораздо сложнее.

Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в свя­зи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и живот­ных, вплоть до введения фармакологических препаратов. Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона, что чрезмер­ная стимуляция приводит к замедлению скорости научения. В эксперименте дава­лась задача, предполагавшая три уровня различения; предусматривались и три уров­ня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим то­ком как наказание за ошибку.

Полученные при этом результаты представлены на рис.1. По оси абсцисс от­ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат - число проб, необходи­мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров­ням трудности задачи. Результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации), при котором научение происходит быст­рее всего. Важно также, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи: при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой - сильная.

Рис. 1. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса-Додсона.

Выявленные закономерности получили название законов Йеркса-Додсона, ко­торые приобрели широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Эти законы утверждают, что:

1) при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Уровень мотивации, при котором дея­тельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации . Т.е. чем сильнее желание - тем лучше результаты. Но лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются.



2) чем сложнее для индивида выполняемая им деятельность, тем бо­лее низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Соответствующая динамика графически отображается в виде колоколообразных кривых.

Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые за­мечания: эксперименты Йеркса-Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различ­ным уровнем тревоги, страха перед наказанием.

И все же прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует. Вот примеры, подтверждающие это.

Имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, - это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной са­мооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявля­ются признаки эмоциональной напряженности.

Поэтому не приходится сомневаться в справедливости слов известной пловчи­хи, олимпийской чемпионки, которая говорила, что, если ее ориентировать по максимуму и вообще на определенный результат, она хорошего времени не покажет. Ее надо ориентировать не на секунды, а на правильное прохождение дистанции,

Надо отметить, что измерение силы мотива, т. е., по существу - энергетической характеристики потребности, до сих пор встречает значительные трудности. В большинстве случаев исследователи вынуждены довольствоваться субъективными оценками силы потребности и мотива, выявляемыми с помощью различных опросников.

Таким образом, в реальной жизнедеятельности чрезмерная мотива­ция (личностная значимость, ценность совершаемой деятельности, избыточное внешнее стимулирование) может не только не улучшить результаты, но способствовать их существенному снижению.

Например, учитель, беспрестанно подчеркивающий, что выпускной экза­мен по его предмету имеет для учащихся особое значение, рискует по­лучить обратный результат: большинство учеников сдадут его значи­тельно хуже своих возможностей.

Такая мотивация называется избы­точной (иначе ее еще называют гипермотивацией или перемотиваци­ей ). То есть когда у человека уже есть достаточный уровень мотивации, его дополнительное стимулирование может привести к дезорганиза­ции деятельности. Особенно наглядно феномен перемотивации про­является в следующих ситуациях: перед ответственными испытаниями (экзамен, спортивные соревнования, публичное выступление, защита диплома или диссертации); при необходимости качественно выпол­нить задание в присутствии особо значимых или несущих угрозу негативного оценивания людей (например, если на уроке присутствует проверяющий); если есть необходимость выполнить важную работу в сжатые сроки; в условиях жесткой конкуренции, когда за победу на­значено высокое материальное вознаграждение.

Важным фактором мотивации является наличие других людей. Их присутствие оказывает существенное влияние на физическую и интел­лектуальную деятельность человека, уровень и характер его активнос­ти, выбор соответствующих средств и целей.

Большое значение имеет также степень новизны ситуации: необхо­димость выполнения новых заданий и в новой ситуации. Если условия деятельности и социальное окружение хорошо знакомы, эффект ги­пермотивации под воздействием социальных факторов не возникает.

5.2. «Укороченная мотивация».

Особый механизм детерминации активности реализуется в услови­ях выполнения часто повторяющихся, привычных действий. В этом случае необходимость в мотивации как бы отсутствует. Фактически же речь идет не об исчезновении мотивации, а об ее свертывании, автома­тизации, когда возникновение потребности не сопровождается этапом ее осознания, а сразу же запускает действия по ее удовлетворению, ра­нее многократно апробированные и закрепившиеся. В этом случае го­ворят о так называемой «укороченной» мотивации, которая возникает и закрепляется путем формировании у человека в процессе накопления жизненного опыта определенных мотивационных схем (аттитюдов, поведенческих паттернов).

Несколько иным видом «укороченной» мотивации является склон­ность человека действовать импульсивно, то есть по первому побужде­нию, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. При этом че­ловек не успевает даже обдумать целесообразность и последствия со­вершаемого поступка.

Импульсивность поведения может быть вызвана разными причина­ми. Наиболее часто она проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста и вызывается несформированностью механизмов контроля за поведением. В подростковом возрасте большее влияние на ее возникновение оказывает высокий уровень эмоциональной возбу­димости как следствие интенсивного гормонального развития. У лиц более старшего возраста (старших школьников, взрослых) наиболее частыми причинами такого поведения выступают аффективные состо­яния, переутомление, общая ослабленность организма (астенизация), некоторые заболевания нервной системы.

5.3. Факторы, блокирующие активность и мотивацию

Особое место в проблематике мотивации занимает изучение факто­ров и условий, способствующих блокировке активности индивида. В экспериментах на животных М.Селигмана было убедительно показа­но, что отсутствие у особи реальных возможностей изменить неприят­ную для нее ситуацию к лучшему приводит к формированию так назы­ваемой выученной (обученной) беспомощности . Например, через метал­лической пол клетки, где помещались подопытные крысы, пропускался через определенный промежуток времени электрический ток. Вна­чале животные проявляли определенную активность: пытались найти выход из клетки, безопасную зону или способ прекратить неприятное воздействие. Когда же они убеждались, что никакие действия не дают возможности изменить ситуацию, то становились безынициативными и пассивными, прекращали всякие поиски, забивались в угол и непо­движно сидели там, теряя интерес даже к еде. Их общая жизненная ак­тивность словно угасала.

Затем животных переводили в клетку, где были реальные возможно­сти изменить ситуацию. Во всяком случае, крысы, которые не имели такого негативного опыта, быстро «открывали» для себя возможность перескочить в другое, безопасное помещение или же разомкнуть ток нажатием на педаль. Те же животные, что участвовали в первой серии экспериментов, продолжали в основном оставаться пассивными, даже не пытаясь совершать какие-либо усилия. Только 20% подопытных крыс сохраняли способность продолжить активный поиск.

Примерами обученной беспомощности по соответствующему меха­низму наполнена школьная действительность, когда хроническое от­сутствие у ребенка позитивных достижений, успехов в обучении при­водит к его полной пассивности в учебной деятельности, неспособно­сти справиться даже с несложными учебными заданиями.

Стойкость к неудачам существенно зависит от наличия в прошлом индивида позитивного опыта выхода из трудных ситуаций. Стойкость к неудачам повышается тогда, когда успехи и неудачи в достижении цели чередуются достаточно равномерно и сбалансировано.

Факторами, способствующими возникновению явления выучен­ной беспомощности, таким образом, являются:

1. Наличие предыдущего опыта неудач, когда в силу жизненных об­стоятельств формируется уверенность в невозможности контролиро­вать ситуацию и изменить ее к лучшему путем собственных усилий.

2. Приписывание ответственности за успех случайным обстоятель­ствам, то есть установка на то, что все зависит от случая.

3. Уверенность в том, что ситуация в принципе решаема и делотолько в самом индивиде, его неспособности справиться с проблемой. Если человек знает или внушает себе, что данная ситуация в принципе не решаема, состояния беспомощности не возникает.

4. Уверенность в том, что другие люди в состоянии справиться с аналогичными заданиями, тогда как сам индивид устойчиво получает негативный результат. В результате он начинает в целом сомневаться в своей способности найти когда-нибудь правильное решение, перено­сит ситуативную негативную самооценку на оценку себя как личности в целом.

5. Отсутствие обратной связи о причинах того, почему совершае­мые усилия сказываются то эффективными, то бесполезными. В этом случае у человека формируется переживание неконтролируемости си­туации и обстоятельств жизни в целом.

6. Наличие постоянных негативных оценок извне, независимо от усилий и конкретных результатов.

7. Частое негативное сравнение значимым лицом (педагогом, экс­периментатором) данного человека, его действий и результатов с дру­гими людьми, более успешно действующими.

8. Наличие завышенных ожиданий от ситуации, высокая значи­мость ожидаемых результатов при отсутствии у человека реальных средств их достижения и неспособности это объективно осознать.

9. Общая предрасположенность человека к генерализации, перено­су частных неудач на другие жизненные обстоятельства, в результате чего он входит в аналогичные или качественно иные ситуации уже с ослабленной уверенностью в себе и своих возможностях.

10. Наличие определенных индивидуальных качеств, например, не­способности к продолжительным волевым усилиям, общей слабости и истощаемости нервных процессов.

Еще одним важным фактором, способствующим снижению актив­ности, является неправильный (неоптимальный) режим подкрепления .

Под режимом подкрепления понимают совокупность правил и действий, в соответствии с которыми определенные действия санк­ционируются и поощряются. Нарушение определенного баланса под­креплений приводит к перестройке мотивации деятельности и сниже­нию активности.

Так, экспериментально доказано, что процессуально-содержатель­ная мотивация как интерес к самой деятельности, увлеченность и по­зитивные переживания от включения в процесс ее выполнения может быть существенно снижена путем введения дополнительных внешних стимулов (например, материальной награды). То есть при усилении внешней мотивации, материальных благ, связанных с определенными достижениями, бескорыстная привлекательность для человека самой деятельности часто снижается. Особенно это заметно в таких случаях, когда дополнительное вознаграждение через определенный период снималось.

Например, ребенок с удовольствием выполнял какие-то домашние обязанности (поливал комнатные растения). Родители, растроганные его прилежностью, ввели поощрение: стали выдавать дополнительные деньги на личные расходы. Однако через некоторое время, посчитав, что незачем далее награждать за то, что стало нормой поведения, пре­кратили выдачу денег. В результате привлекательность для ребенка со­ответствующих действий (уход за цветами) резко снизилась.

Характер и режим выдачи подкреплений могут оказывать сущест­венное влияние на активность и результативность человека. Напри­мер, видами позитивного подкрепления являются похвала, позитив­ная оценка, одобрение. Однако постепенно для человека, которого хвалят, йни становятся самоценностью, в их отсутствие деятельность прекращается или резко ухудшается. Видом негативного подкрепле­ния часто служат порицание, крик, угроза. Однако при частом их при­менении они перестают действовать. Теперь, чтобы добиться нужного эффекта (подкрепить требуемое поведение), необходимо повысить си­лу подкрепления: громче кричать, злее порицать, сильнее угрожать.

Ослабление привлекательности определенного вида деятельности или поведенческих реакций вследствие отсутствия подкрепления тех проявлений активности, которые ранее поощрялись, получило назва­ние угасания. Угасание не является только негативным явлением, хотя, безусловно, в жизни человека оно часто играет именно такую роль: сни­жается уровень активности, острота впечатлений и интерес, степень включенности в определенные виды деятельности. Однако иногда жиз­ненно необходимо, чтобы реакция полностью исчезла (например, отка­заться от нецелесообразных привычек или потребностей). В этом случае даже эпизодическое случайное подкрепление может существенно затор­мозить данный процесс. Так, люди, которые пытались бросить пить, ку­рить, старались сесть на диету, знают, насколько трудно, раз нарушив за­прет, потом вновь вернуться к самоограничению.

Важным условием сохранения активности человека является корректное управление процедурами подкрепления: расширение и более глубокое осознание смысла и личностной значимости совершаемых или блокируемых действий, переход от внешнего подкрепления к самоподкреплению, придание статуса подкрепления аспектам, непосредственно связанным с соответствующими действиями (например, занятия гимнастикой как средство улучшения состояния здоровья начинают приносить удовольствие самим фактом двигательной активности).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.. Это также присущая всему живому миру способность к самостоятельной силе реагирования.

В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, проявляясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленности производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования. Также характеризуется произвольностью, то есть обусловленностью наличной цели субъекта, а также значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, решения.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле слова, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Их размышления можно свести к тому, что они понимали мотивацию как потребность.

В 20-е годы прошлого столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. И хотя в ХХ веке понятие мотивация остается тесно связанной с понятием потребности, при этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихериористов, согласно которым поведение развертывается по принципу “S – R”.

Бихериористские теории мотивации . Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул – реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, то есть его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, то есть к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.

Вудвортс, критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируется прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).

Когнитивные теории мотивации . Во второй половине ХХ века появились мотивационные концепции Роттера, Келли, Хекхаузена, Аткинсона, Маккелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнентивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивный диссонанс, ценности, ожидания, установки, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Кеттелл построил динамическую решетку устремлений. Он выделил мотивационные диспозии типа эргов (от греческого – энергия), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и энграммы, природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решений.

Психоаналитические теории мотивации. Новый этап изучения детерминации поведения человека начался в конце ХIХ века в связи с появлением учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощным влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности – «Сверх-Я», то есть интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. У Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.

В том же направлении разрабатывал свою концепцию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется 18 инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная энергия («горме», определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозий – предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.

Биологические теории мотивации . Среди них можно отметить только те, которые обращаются к понятию мотивация для объяснения причин активности организма. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений о том, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие мотивации с точки зрения этих ученых становится лишним. Однако еще Введенский показал, что состояние покоя тоже является активным состоянием.

Мотивация в работах отечественных ученых. В 20-х гг. и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В. М. Боровский, Н. Ю. Войтонис, стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка» он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношений влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения.

В 40-х гг. мотивацию с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.

Впервые слово мотивация употребил А. Шопенгауэр в статье «4 принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (Мадсен, Годфруа), в другом случае – как совокупность мотивов (Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, то есть процесс регуляции деятельности с помощью мотива.

Но остается не понятным: где мотив, а где мотивация.

В. Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. И в данном случае также имеется отождествление мотивации и мотива. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи – постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю (экстринсивную – обусловленную внешними условиями и обстоятельствами) и внутреннюю мотивацию (интринсивная - связана с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями).

Характеристика мотивационной сферы человека. В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Побудительная – обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации. Побудитель – стимул, раздражитель, сигнал.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Побуждение – желание, намерение действовать, энергетическая заряженность.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Личность – целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Принятие решения – выбор из многих вариантов способа удовлетворения потребности или отказ от ее удовлетворения.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. И в том, и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе, пишет Е.П. Ильин, остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность – ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. В этой связи некоторое разъяснение можно найти у В.Г. Леонтьева, который выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. При этом мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи – постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Детерминация – причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями). Внешняя мотивация (экстринсивная) – формирование мотива под влиянием внешних факторов. Внутренняя мотивация (интринсивная) – процесс формирования мотивации при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания).

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы, в другом случае – как процесс формирования мотива поведения, в третьем – как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система.

Коротко остановимся на основных элементах мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности – сложная система разнохарактерных мотивов (установок, потребностей, интересов и т.п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. Одним из наиболее важных мотивационных понятий является понятие «потребности».

Мотивация – это система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления (рис. 1). Мотивационные черты – психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения.

Элементы мотивационной сферы

потребности

влечения

установки

ценности

убеждения

Рис. 1. Элементы мотивационной сферы личности

Потребность это состояние нужды организма, индивида в чем-либо, необходимом для их нормального существования. Основными характеристиками потребностей являются: а) сила; б) периодичность возникновения; в) способы удовлетворения; д) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам (рис. 2):

· биологические (витальные);

· информационные (лежащие в основе социальных потребностей);

· материальные;

· духовные.

Виды потребностей

витальные

материальные

информационные

духовные

Рис. 2. Виды потребностей человека

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Материальные – в жилье, в одежде, предметах обихода и т.п.

Духовные – в общении, в занятиях наукой, искусством и т.п.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (A.H. Леонтьев). При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Если потребность создает своего рода энергетическое напряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обеспечивается мотивом. Мотивы, в отличие от потребностей, потенциально осознаваемы.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов. Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Цель – осознаваемый и ожидаемый результат, на который направлено поведение или деятельность человека. Результат – конечный итог процесса удовлетворения потребности, исполнения желания, намерения, достижения цели.

Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, направляющих и регулирующих его активность. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может служить основанием для постановки различных целей.

Таким образом, между понятиями «потребность», «мотив» и «цель» существует тесная взаимосвязь. Потребности означают состояние определенного дефицита, а мотив – направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита. Потребность и мотив выступают как внутренний, а цель - как внешний аспект мотивации.

Кроме перечисленных элементов, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

Интерес– это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. С.Л. Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Интересу соответствует особый вид ориентировочно-исследовательской деятельности.

Желания и намерения – это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий. Задача данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Мотивацию следует различать от мотивировки и мотивирования. Мотивировка – это рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.

При дефиците мотивации, т.е. в тех случаях, когда существующие у человека потребности и мотивы не могут поддерживать его целенаправленную активность на необходимом (или нормативно заданном) уровне, возникает необходимость мотивирования. Мотивирование – это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. О его необходимости могут свидетельствовать следующие типы ситуаций в организации:

* у людей (например, сотрудников организации) наблюдается большой дефицит мотивации, направленной на личностное и профессиональное совершенствование;

* существует значительное количество регуляторов (антимотиваторов), блокирующих активность человека (мотиватор – фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения);

* существующие мотивы не в полной мере отвечают задачам совершенствования персонала, рассматриваемым с позиций и интересов администрации и самих работающих.

В каждом из перечисленных случаев стратегия мотивирования будет различной. Это, прежде всего: побуждение процессов смыслообразования и целеполагания; формирование новых источников активности; изменение побудительной функции существующих мотивов.

Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организацией ресурсов, а, следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.

Во-первых, люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.

Во-вторых, люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. Приходя на работу, человек приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его карьеры. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течении нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности организации.

В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 - 50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.

В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознано, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации .

Таким образом, реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. Более правильным будет употребить термин производственное поведение, поскольку оно включает не только технические (умение работать на станке, компьютере, знание производимого продукта и т.д.), но и поведенческие (отношение к клиенту, способность работать с большой нагрузкой и т.д.) навыки. В тоже время эффективность использования отдельного работника зависит не только и не столько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «прилежания», с которым эти функции выполняются.

Одного умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации, поскольку каким бы квалифицированным ни был бы сотрудник, его производительность зависит также от желания работать или мотивации к труду. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата .

На мотивацию человека влияют многие факторы:

Вознаграждение;

Профессиональное развитие и перспективы профессионального роста;

Уровень общей культуры и т.д.

Более того, разные работники мотивированы по-разному. Поэтому одной из главных задач способность не просто распознать истинный мотив каждого своего сотрудника, но и максимально удовлетворить его .

Получение нового места работы, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.

При этом даже просто с экономической точки зрения люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Руководитель также обязан понимать, что существует и моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем вопрос: какой должна быть идеальная для подчиненных работа? Отвечая на этот вопрос, не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных. Итак, идеальная работа должна:

Иметь целостность, то есть приводить к определенному результату;

Оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;

Давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, то есть должна существовать автономия (в установленных пределах).

Обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;

Приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, так как стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы .

Как уже было сказано, мотивация - динамический процесс внутреннего психологического и физиологического управления поведением человека, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:

Высокая текучесть кадров, что подразумевает движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником;

Высокая конфликтность, когда происходит столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия;

Низкий уровень исполнительской дисциплины, что в свою очередь, является результатом несправедливости в оплате труда и оценке заслуг сотрудников, сложной производственной и организационной структуры, низкого качества должностных инструкций и необоснованной системы отбора персонала;

Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения, что ведет к снижению производительности и инициативности со стороны персонала и в конечном счете ухудшает показатели деятельности предприятия;

Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников, следствием чего может стать уход сотрудника в конкурирующую организацию, предоставившую сотруднику возможности для самовыражения и реализации своих способностей;

Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных, что, с одной стороны, является показателем низкого уровня качества менеджмента, а с другой стороны, способствует росту неэффективности и халатности на рабочем месте;

Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников и негативно влияющая на работоспособность и инициативность сотрудников; низкий профессиональный уровень персонала, что является следствием недостаточного внимания к учебе и стажировке резерва и выявляет неэффективность работы кадровых служб предприятия.

Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели .

Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от:

Ценности вознаграждения (желательности);

Его достижимости (реальности получения вознаграждения, “ценности ожиданий”).

То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил.

С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента.

Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт также подкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы быть получен. Таким образом, успех усиливает мотивацию.

Если же ожидания не осуществляются, препятствия к достижению цели порождают ощущение тщетности усилий. Чем больше для человека важность (ценность) недостигнутой цели, тем больше ощущение тщетности. В следующий раз, может быть, будет немного снижен и уровень цели и, если цель не осуществится несколько раз, снизится оценка реальности ее достижения и мотивация уменьшится - “Стоит ли пытаться...”. Ощущение тщетности снижает мотивацию, а низкая мотивация уменьшает исполнительский вклад, осложняет достижение цели и вызывает еще большее ощущение тщетности. Круг замыкается. От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник .

Способ управления и организационный климат являются факторами, влияющими на мотивацию в рамках предприятия. Это так называемые посреднические переменные, то есть их влияние либо порождает мотивацию, либо препятствует ей. Другими такими ситуационными факторами являются межличностные отношения на рабочем месте, давление на работе в данный момент, использовавшийся производственный метод, а также существующие на предприятии культура и групповые нормы.

В теории Герцберга эти моменты относятся к гигиеническим факторам, то есть способ решения таких вопросов либо вызвал неудовлетворенность, либо сделал ситуацию нейтральной, но не создал мотивацию. В теориях ожиданий такие факторы ситуации и внешней среды являются теми переменными, которые определяют оценку желательности цели и возможности ее достижения. К примеру, использовавшийся производственный метод уже ограничивает поддержание удовлетворения потребности в самовыражении как сильной цели. С другой стороны, поведение руководителя и способ управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет и что следует из каждого способа деятельности .

Ситуационные факторы зачастую препятствуют работнику в выполнении задания желаемым способом (например, отсутствие инструментария), и таким образом появляются препятствия на пути к достижению цели. Например, из методов управления руководителя или проводимой на предприятии кадровой политики делается вывод о том, что достижение цели ни в коем случае не повлечет за собой желаемого вознаграждения. Препятствия, видимые на пути к достижению цели, создают ощущение тщетности и снижают мотивацию .

Одним из препятствий может быть также недостаточность собственных способностей по отношению к данному заданию. По этой причине исполнение неудачно, и в следующий раз мотивация при таком задании будет еще ниже. Успех при исполнении задания, напротив, стимулирует мотивацию в соответствующей работе. Следовательно, качество заданий, даваемых работнику, в соотношении с его способностями и мастерством также влияет на мотивацию.

С другой стороны, личность работника оказывает влияние в тех случаях, когда видны причины успеха и неудач. Недооценивающий себя человек переносит на себя даже маленький упрек или неудачу, а другой ищет причину вне себя - зачастую у него виноваты начальники, руководство или условия труда.

Следовательно, “я”, или представление о самом себе, - это такая личностная черта, которая влияет на опытность работника, формируемые на этой основе ожидания и, таким образом, на мотивацию в работе. Другими подобными факторами, связанными с человеком, являются личность, способности и умение, ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированные на основе его более раннего жизненного опыта. По сумме этих факторов кого-то больше мотивируют внутренние потребности в самовыражении и уважении, то есть потребности более высокого уровня, а кого-то - потребности, идущие извне и направленные на избежание неприятных переживаний и условий и на получение различных вознаграждений, удовлетворяющих потребности более низкого уровня.

С точки зрения управления по результатам основными являются три типа мотивации:

Потребность в достижении цели. Работник, имеющий значительную потребность в достижении цели, ставит себе высокие но реальные цели. Для него важны хорошие достижения.

Потребность в присоединении. Работник, испытывающий потребность в присоединении, ценит человеческие отношения и дружбу и поддерживает их. Такой человек может быть весьма эффективен при выполнении заданий, требующих групповой работы.

Потребность во власти. Работник, имеющий потребность во власти, хочет обладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания и должности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможность использовать власть и авторитет.

Чтобы использовать свои ресурсы эффективно, предприятия должны искать для выполнения каждого задания такого человека, чья основная мотивация соответствует особенностям задания. Если работник, имеющий потребность в достижении цели, мог бы успешно справиться с весьма сложным заданием, за выполнение которого он один нес бы ответственность, то, получив задание, важное, но с большой степенью рутинности и разделением ответственности на многих работников, он, очевидно, это задание не выполнит. Правда, мотивация не всегда сохраняется в неизменном виде. На нее оказывают значительное влияние как ситуация, так и рабочая обстановка в организации.

C точки зрения сохранения мотивации важно знать результаты исследования Эдгара Шейна, которые показывают наличие в мотивации к работе 5-7 -летних отрезков времени. Если содержание работы не меняется полностью или значительно, то мотивация явно снижается через 5 лет.

Цели собственного развития - убедиться в том, что руководители всех звеньев имеют качества, необходимые в ориентированном на результат трудовом коллективе, и мотивацию для деятельности в качестве эффективного руководителя. Назначение сказанного - особенно подчеркнуть значение мотивации эффективного руководителя. Желание руководить нужно сохранить тем или иным способом в течение ряда лет, пока ты занимаешь руководящие должности. Практические меры по собственному развитию как руководителя в значительной степени увязаны с этапом служебной карьеры данного человека. Отмечено как факт, что человек в течение своей трудовой деятельности проходит различные этапы. По многим причинам критический этап приходится на середину карьеры.

Массачусетском технологическом институте осуществлен довольно обширный исследовательский проект, связанный с планированием служебной карьеры. Эта работа была начата в связи с таким наблюдением: часть инженеров потеряла интерес к технике и вместо этого увлеклась проблемами человеческого поведения. Вторая группа инженеров полностью потеряла мотивацию к работе и обратила свою активность на семью и увлечения. Таким образом, число инженеров, интересовавшихся техникой, постоянно сокращалось.

Исследованием было охвачено свыше 3 тысяч человек, работавших на разных уровнях и в разных должностях. На основе исследования было выделено пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, а именно:

Многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (самовыражение). На практике речь идет о том, насколько люди могут использовать на работе свои сильные качества, о соответствии требований, предъявляемых работой, и уровня своего мастерства.

Представление о значении задачи для организации. Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный фактор мотивации.

Обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой. Необходимо отметить, что мнение о работе других само по себе увеличивает мотивацию, в то время как “ ничего - не - говорение ” снижает чувство удовлетворенности.

Самодеятельность. Возможность работать самостоятельно, сбалансированность власти и ответственности является пятым фактором, влияющим на удовлетворенность работой. То же самое можно выразить и другими словами: самодисциплина - это цена свободы. Обычно люди готовы заплатить эту цену.

Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по содержанию работы.

Во время первого года работы в определенной должности (будь то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами. Самостоятельность не интересует. В интервале между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором мотивации. Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет. Работник находится “ в расцвете сил” после двух-трех лет работы на одном месте. Пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов: путешествия, хобби в рабочее время .

Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие:

Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными. Также необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры.

Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока).

Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация).

Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.

Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия.