Священная конгрегация церемониала. Конгрегация доктрины веры Автор труда отчет святой конгрегации

Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год Wikimedia Commons

О том, как Святая инквизиция превратилась в Конгрегацию доктрины веры

Конгрегация доктрины веры — одно из ведомств Римской курии (или одна из дикастерий Святого престола) — является наследницей Святой инквизиции, но, конечно, очень сильно от нее отличается.

Оба учреждения являются детищами своего времени. Инквизиция родилась в Средние века, когда Католическая церковь имела огромное политическое влияние, большое папское государство и собственную армию. В те времена инквизиция была трибуналом, который наказывал еретиков, отлучал от церкви христиан, не выполнявших решений папы, преследовал евреев и имел право применять смертную казнь.

В 1542 году для более эффективной борьбы с лютеранством папа Павел III преобразовал инквизицию в Верховную священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, а в 1908 году при папе Пие X она стала называться Верховной священной конгрегацией Святой канцелярии. Ее власть была по-прежнему велика, а функции оставались в первую очередь карательными, но смертную казнь она уже не применяла. Одной из задач Конгрегации в то время было составление «Индекса запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum) — то есть книг, которые объявлялись опасными во всех католических государствах (в список включили, например, книги, написанные либеральными католическими учеными в XIX веке, во времена Рисорджименто, движения за объединение Италии). «Индекс запрещенных книг» был упразднен в 1966 году.

Современная дикастерия была создана папой Павлом VI в 1965 году. К этому времени Святой престол потерял значительную часть своей политической власти, а II Ватиканский собор 1962-1965 годов обновил католическую церковь — сделал ее более современной, открыл к диалогу с разными христианскими конфессиями и другими религиями. Сегодня Конгрегация доктрины веры — главная дикастерия Ватикана, отвечающая за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение (но в менее репрессивной форме, чем это делала Святая инквизиция). Как сформулировал в 1988 году Иоанн Павел II в Pastor Bonus «Добрый пастырь» — апостольская конституция, инициировавшая реформы в управлении Святым престолом. , она должна «повсюду в католическом мире продвигать и охранять доктрину веры и морали; по этой причине все, что любым способом касается вопросов веры, находится в пределах ее компетенции».

Основное отличие Конгрегации от Святой инквизиции заключается в том, что ее власть — исключительно догматическая — распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и на случаи отлучения от церкви, а не на все общество, как это было раньше.


Папа Бенедикт XVI с Владимиром Путиным в Ватикане в 2007 году Wikimedia Commons

О том, чем занимается Конгрегация доктрины веры

Дикастерия имеет три отделения: теологическую комиссию, библейскую комиссию и особую комиссию по трактовке вопросов, касающихся семейной жизни (это своего рода суд последней инстанции). Ее юрисдикция достаточно широка: она курирует теологическую работу католических университетов всего мира, и если возникают сомнения в чьей-то ортодоксальности, может провести своего рода «процесс» над подозреваемым теологом и даже наложить на него санкции (это может быть предупреждение, временный запрет на публикации или временный запрет на преподавание в католическом университете). За время правления Кароля Войтылы (папы Иоанна Павла II) и Йозефа Ратцингера (папы Бенедикта XVI) подобным наказаниям были подвергнуты семь богословов. Интересно, что четверо из них были иезуитами — как и избранный после Ратцингера папа Франциск Хорхе Марио Бергольо , избранный папой в 2013 году, является первым в истории папой-иезуитом и первым папой-монахом со времен Григория XVI. .

Кроме того, Конгрегация высказывает свое мнение о том, может ли тот или иной подвижник быть причислен к лику святых, проверяет сообщения о чудесах, решает вопросы о допуске в католическое духовенство людей, перешедших из других конфессий, а также отлучает от церкви или снимает экскоммуникацию. Например, именно Конгрегация доктрины веры приняла решение о том, каким образом реинтегрировать участников ультраконсервативного движения Марселя Лефевра Марсель Лефевр — католический архиепископ, в 1970 году основавший Священническое братство св. Пия X, в которое вошли католики, отказавшиеся принять решения II Ватиканского собора и последовавшие за ними реформы. В 1988 году он рукоположил четырех епископов без согласия папы и был отлучен от церкви вместе с рукоположенными. — они были отлучены при папе Иоанне Павле II, а снято отлучение было при Бенедикте XVI.

Еще одна задача Конгрегации — рассмотрение «преступлений против веры, нравственности и таинств». Сюда, помимо прочего, относятся расследования сексуальных преступлений священников в отношении несовершеннолетних, поскольку в прошлом подобные злоупотребления часто случались во время исповедей (об этом пишет Джон Корнуэлл в книге «Темная камера: Тайная история исповеди»).


Папа Франциск на инаугурации Mazur/catholicnews.org.uk

О том, как папы влияют на Конгрегацию доктрины веры

Йозеф Ратцингер постоянно увеличивал роль Конгрегации в расследовании сексуальных преступлений священнослужителей — сначала в качестве префекта Конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост при Иоанне Павле II), а затем и в качестве Римского Папы. Папа Франциск продолжил вести эту линию и еще больше расширил полномочия Конгрегации в этих вопросах: он разрешил суду Ватикана открывать уголовные дела против своих сотрудников (недавно так произошло с бывшим папским нунцием в Доминиканской Республике архиепископом Юзефом Веселовским).

Йозеф Ратцингер вообще известен своей консервативностью. Когда он возглавлял Конгрегацию, она вынесла осуждение масонству (и каждому католику, имеющему к нему отношение) и латиноамериканской теологии освобождения (причем дважды, поскольку школа считалась слишком близкой к марксизму) Теология освобождения — течение в римско-католической церкви, получившее широкое распространение в Латинской Америке. Сформировалось после II Ватиканского собора, в 1950-1960-е годы. Одной из задач церкви видит защиту бедных и избавление развивающихся стран от экономической, социальной и политической несправедливости. , критиковала легализацию однополых браков, выступала против рукоположения женщин в священники и признания крещения мормонской церковью, выпустила документ, в котором утверждалось, что спасение возможно только для католиков, и документ, указывающий политикам-католикам, как следует себя вести, обсуждая законы, касающиеся таких вопросов, как семейные ценности и аборты.

Будучи кардиналом, Ратцингер пытался преследовать серийного насильника Марсиаля Масиеля, мексиканского священника и основателя ордена Легионеров Христа. Иоанн Павел II не стал возбуждать против него дело, и Масиель был осужден только после того, как Ратцингер был избран папой. Но интересно, что были и обратные случаи, когда Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, не стремился осуждать еретических богословов, а Иоанн Павел II решил, что они все же должны быть наказаны.

Сегодняшний папа Франциск очень ортодоксален. Еще когда он был архиепископом в Буэнос-Айресе, его обвиняли в излишнем консерватизме. Особенно он выделялся там на фоне теологов освобождения. Но он епископ, а не богослов, и при этом иезуит. А иезуиты традиционно занимаются тем, что приближают католическую доктрину к жизни людей, в том числе людей из других культур, равнодушных к Богу и враждебных Церкви. То есть главная задача папы Франциска — приближение не католической доктрины, а Церкви к людям, которые в этом нуждаются, даже если это приводит к возникновению противоречий. Поэтому, с его точки зрения, Конгрегация доктрины веры, хоть и должна способствовать католической ортодоксии, но без наказания «народа Божьего». Он как-то сказал на частной встрече с латиноамериканскими религиозными деятелями (встреча была закрытой, но слова папы тем не менее попали в прессу): «Люди будут делать ошибки, они будут оступаться, но это пройдет! Может быть, даже вам однажды придет письмо из Конгрегации доктрины, в котором будет написано, что вы сказали что-то не так. Но не волнуйтесь. Объясните, что можете объяснить, и двигайтесь вперед». Поэтому, по сравнению с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, у Франциска несколько другое представление о том, что должна представлять собой Конгрегация доктрины веры. Он постоянно напоминает, что «доктринальная конгрегация Ватикана больше не является верховной».

О конфликте между папой Франциском и префектом Конгрегации доктрины веры


Кардинал Герхард Людвиг Мюллер Wikimedia Commons

Cаму Конгрегацию доктрины веры сейчас возглавляет немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер. Они с папой очень сильно расходятся во многих вопросах. Например, папа Франциск созвал два собора (один из них состоялся в октябре 2014 года, другой пройдет в октябре 2015-го), чтобы обновить католическое отношение к семье. На этих соборах должно быть принято решение, следует ли допускать к причастию разведенных и вновь вступивших в брак людей. Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».

Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.

Якопо Скарамуцци последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus. В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.

Доминиканский миссионер Джиованни да Лукка был послан в Черкесию для пропаганды католичества и находился там с 18 сентября по 28 декабря 1629 года. По возвращении в Италию он отчитался в своей деятельности в Черкесии, которая была одобрена отцами конгрегации. «Отчет святой конгрегации» Дж. да Лукки был опубликован итальянским ученым С. Чампи в 1839 г.

Главное, что можно сказать о Черкесии, так это то, что черкесы внутри страны не имеют ни истинных обрядов, ни письма, но имеют свои обычаи и экстравагантный образ жизни, который трудно переносится католическими священниками в этих краях. Скажу, однако, что после успехов, достигнутых мною, в Черкесии можно направить на путь истинный много душ, которые решились познать жизнь Иисуса Христа.

После того, как отец Эмиддио вернулся из Константинополя, а отец Реджинальдо из Сервии, я и отец Констанцо да Лукка (брат Дж. да Лукки.- В. А.) отбыли в Черкесию 18 сентября 1629 года и прибыли в Темрюк, который является одним из главных городов Черкесии. Куда не взглянешь - всюду фрукты, которыми торгуют почти одни только турки; из них некоторые являются христианами, которые крещены греческим священником, проживающим в Киерии; к нему приходят из близлежащих местностей люди, являющиеся данниками татар и турков; это по большей части черкесы по языку, но не по обычаям и не по духу, как те, кто живет во внутренних областях Черкесии; их князя зовут Шабан-Оглы.

Нас было двое братьев, и я представлю здесь некоторые разговоры, которые мы вели с князем. Нас спросили, куда мы намерены отправиться; я ответил, что хочу поехать в Черкесию, а именно в Жанна и Болеттекой (т. е. к жанеевцам и темиргойцам - В. А.), а при возможности - еще дальше вглубь страны. Он (князь) спросил, что я намерен делать там; я ответил, что мы направлены святым папой проповедовать закон Иисуса Христа. Он сказал мне, что это безумие, и что если я хочу проехать по этой стране, мне необходимо иметь две головы: одну чтобы проехать в ту сторону, а другую - обратно, так как те, кто ушел туда, обратно не вернулись, и что нас продадут там как свиней, и что эти люди не знают ни Христа, ни Магомета. Проводник же, которого мы взяли с собой и которого звали Жанбек, сказал нам, что бояться не нужно, и сказал мне, что у него есть одежда для продажи, и что меня будет сопровождать купец-черкес, знающий турецкий язык, и что я сам смогу смотреть и слушать во время торговли платьями, которые они носят во время работы, и что они не причинят мне никакого вреда, так что мне можно было отослать назад отца Констанцо и переводчика, и я сделал как мне посоветовал князь, тем более, что к стыду нашему уже 5 лет мы не имеем истинного знания об этом народе; поэтому я купил некоторые безделушки - пуговицы, хлопчатобумажную ткань, ножи, зеркала, иголки и наперстки и отправился в путешествие.

По распоряжению князя меня сопровождал черкесский жрец, небольшого роста, проданный князю турками; князь поручил ему покупку рабов в Черкесии. Нас сопровождал также раб-поляк, по имени Якоб, захваченный некогда в Польше; он знал немного черкесский язык и латынь и оказался для меня ангелом небесным.

Наконец 1 октября 1629 г. мы на 60 небольших лодках тронулись в путь и, идя по озерам и рекам, за 8 дней дошли до Болеттекоя, имеющего множество деревушек. Здесь мы нанесли визит князю и подарили ему некоторые безделушки. Он спросил нас, кто мы такие и чем торгуем. Я ответил через переводчика, что я латинский священник, отправленный к ним великим Папой обучать их нашей вере и письму, и что мой товар предназначен к познанию пути Христова, каковым является путь на небо. Он сразу поцеловал мне руку и сказал: «Добро пожаловать, да будет благословенна душа вашего святого Папы, который так заботится о нас, поскольку мы уже давно желаем знать, что нужно делать для спасения своей души». Затем он снова обнял меня, приглашая поселиться в его жилище, в то время как жрец и Якоб были поселены в другом.

Настало время обеда и мы пообедали, причем с такой великой обходительност

Священная Конгрегация Церемониала (лат. Congregatio pro caeremoniis ) — конгрегация Римской Курии, которой было поручено руководство всех папских церемоний, также как и церемониалом кардиналов, при папском дворе.



История и функции


Неизвестно, кто создал эту конгрегацию. Многие приписывают её учреждение папе римскому Сиксту V, однако другие, приписывают учреждение его непосредственному предшественнику, папе римскому Григорию XIII. Некоторые историки размышляют, что последнее мнение более доказано, чтобы быть правильным непосредственными отчетами конгрегации. Если дело обстоит так, ошибка некоторых авторов очевидна, когда они полагают, что эта конгрегация будет немного больше чем часть Священной Конгрегации Обрядов или получило свое существование из последней.


Конгрегация Церемониала, напротив, более старая чем последняя названная конгрегация, и имела дело непосредственно с самым высоким разделением Литургии, рассматривая персонажей, кого это касается. Для этой конгрегации поручено руководство всех папских церемоний, также как и церемониала кардиналов, при папском дворе (aula ) или капелле. Разумно, чтобы специальная конгрегация имела при ее церемониях августейшие и торжественные заботы, так как она обладает самой высокой важностью, что, когда верховный глава Церкви участвует в церковных функциях, сопровождаемых наиболее прославленными сановниками Церкви. Все должны быть в сохранении с этим этикетом, который приличествует их характеру и тому характеру службы, которую они проводят. Как и при всех дворах есть должность обер-церемониймейстера, которому поручено руководство действий суверена в государственных случаях, так что для него должно быть необходимо при папском дворе полномочия, чтобы осуществлять контроль над такими функциями. Это требование поручено Конгрегации Церемониала, которой, помимо руководства литургических функций, поручено руководство церемониала папского двора, для приема государей или послов.


Конгрегация также поддержавала связь, давала инструкции легатам Святого Престола для обслуживания должного этикета в проводящеих делах их миссий. Эта конгрегация также инструктировала членов Дворянской гвардии и аблегата, которые были посланы, чтобы передать новым кардиналам, живущим в католических государствах вне Рима, новости относительно их возведения в сан, вместе с кардинальской шапкой и красной биреттой. Она инструктировала недавно назначенных кардиналов, также, по этикету который сопровождает соответственно с их новым достоинством. Наконец, она решает вопросы старшинства и положения, которые возникают среди кардиналов или среди послов при Святом Престоле.


Конгрегация была упразднена в 1968 во время куриальных реформ Павлом VI.



Префекты Конгрегации Церемониала с 1884


  • Карло Саккони (28 марта 1884—25 февраля 1889);

  • Раффаэле Монако Ла Валлетта (1 марта 1889—14 июля 1896);

Или Конгрегация Вероучения (лат. Congregatio pro Doctrina Fidei) старейшая и главная, из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско… … Википедия

Конгрегация Доктрины Веры Священная - ♦ (ENG Congregation for the Doctrine of the Faith, Sacred) конгрегация римской курии, основанной папой Павлом III (1542) в целях охраны римско католической веры, опровержения ложных доктрин и защиты церкви от ереси. Первоначально она… … Вестминстерский словарь теологических терминов

- (лат. Congregatio pro Gentium Evangelizatione) одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается вопросами евангелизации и миссионерства. Возглавляет конгрегацию кардинал префект Иван Диас, секретарь архиепископ Роберт Сара. История Здание… … Википедия

- (лат. Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum) конгрегация занимается большинством дел, связанных с литургической практикой латинской обряда Римско католической церкви, в отличие от Восточных обрядов, находящихся в компетенции… … Википедия

Конгрегация богослужения и дисциплины таинств (лат. Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum) конгрегация занимается большинством дел, связанных с литургической практикой латинской обряда Римско католической церкви, в отличие от… … Википедия

- (лат. Congregatio de Causis Sanctorum) одна из центральных дикастерий Римской курии, которая руководит процессами беатификации и канонизации, а также присвоения титула Учитель Церкви. Содержание 1 Название Конгрегации 2 История … Википедия

В трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами , отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории , географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?
- из каких источников мы , территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока , о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях , затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов , принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

Д А НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ . Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то , что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание