Таможенный кодекс ЕС. Таможенное право ес Таможенный кодекс европейского сообщества принят в

Евросоюз является крупнейшей торговой площадкой мира, а таможенный союз - его краеугольным камнем. За 2012 год в таможенных органах было зарегистрировано порядка 261 миллиона деклараций (более 8 штук ежесекундно). Общая стоимость товаров, прошедших таможенную очистку товаров достигла 3,5 триллиона евро.

Для поддержания единого рынка в стабильном состоянии безусловно необходимым является установление и развитие адекватных таможенных процедур на границах ЕС. Без этого свободное обращение товаров внутри Сообщества станет невозможным.

Единое таможенное законодательство ЕС регулируют все аспекты торговой политики, устанавливает меры безопасности, регулирует процедуры контроля в сфере охраны здоровья и окружающей среды. Кроме того, оно отвечает за осуществление политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, защиты экономических интересов, а также применение определенных мер внешнеполитического характера.

Таможенный Кодекс Европейского Союза (Union Customs Code, далее по тексту - UCC) был опубликован 10 октября как Регламент (EU) No 952/2013. Его появление стало результатом многолетних усилий ЕС по модернизации таможенных правил. Целью его принятия является упрощение отдельных положений таможенного регулирования, оптимизация структуры регламента, а также обновление некоторых статей с учетом развития электронных систем обмена информацией и соответствующего оборудования. Кроме того, UCC приводит общие критерии для лиц, желающих действовать в качестве таможенных представителей в другом Государстве-члене ЕС, предусматривает право заявления своего мнения при вынесении решения таможенными органами; а также содержит новые положения о централизованной таможенной очистке (в т. ч. возможность подачи таможенных деклараций экономическим оператором в местный таможенный орган, независимо от места ввоза товаров на таможенную территорию).

Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования (30 октября 2013 года), однако большинство его статей будет применяться с 1 июня 2016 года.

По своей сути UCC является пересмотренным вариантом Обновленного таможенного кодекса 2008 года (Modernized Customs Code, введенный Регламентом (EC) No 450/2008). Кодекс 2008, в свою очередь, также был направлен на замену более раннего Таможенного Кодекса 1992 года, однако имплементирующие положения (implementing provisions) для него так и не были подготовлены, несмотря на перенос крайнего срока с июня на ноябрь 2013 года. Кроме того, в связи со вступлением в силу Лиссабонского соглашения, предусматривающего изменение системы делегированных и имплементирующих актов, стало очевидно, что Обновленный таможенный кодекс требует пересмотра.

Посредством UCC инициируется столь необходимая реформа, затрагивающая, в том числе, переход таможенных органов на безбумажное, полностью электронное делопроизводство, а также упрощение таможенных процедур для заслуживающих доверие лиц, осуществляющих торговую деятельность (уполномоченных экономических операторов, authorized economic operators, далее по тексту - AEO).

Однако и UCC не может действовать без принятия имплементирующих положений. По информации, предоставленной Комиссией, в настоящее время идет их подготовка, однако итоговый вариант будет представлен не ранее конца 2014 года (а, вероятнее всего, в середине 2015 года). Конечной целью является принятие имплементирующих положений к июню 2016 года, когда наступает срок вступления в силу всех положений Кодекса. До того времени будет продолжать действовать Таможенный Кодекс Сообщества (Регламент (EEC) No 2913/92) и имплементирующие положения к нему (Регламент Комиссии (EEC) No 2454/93).

И хотя основная часть статей UCC вступит в силу только после издания имплементирующих положений, экономическим операторам уже сейчас следует учесть некоторые изменения. Рассмотрим часть из них:

  • Гарантии - UCC предусматривает обязательное требование гарантии для всех субъектов, желающих использовать упрощенные таможенные процедуры. Эта мера оказывает существенное влияние на хозяйствующих субъектов в части движения ликвидности. Размер гарантии покрывает текущие и потенциальные задолженности для обеспечения лучшей финансовой защиты. Однако возможна и условная отмена обязательств по гарантии в отношении компаний, имеющих статус AEO (в сфере таможенных упрощений или во всех сферах), либо компаний, отвечающих критериям для присвоения такого статуса. В связи с этим, обоснованность получения сертификата AEO наконец вышла на уровень, который подразумевает реальные преимущества для экономических операторов ЕС. То есть, что максимальные льготы и упрощения предлагаются именно для аккредитованных компаний, являющихся уполномоченными экономическими операторами.
  • Централизованная таможенная очистка (clearance) - Эта процедура позволяет AEO декларировать товары в электронной форме и уплачивать таможенные пошлины по месту учреждения, независимо от места фактического ввоза или вывоза товаров на границе таможенной территории ЕС. Поскольку для реализации этих положений требуется достаточно сложная IT инфраструктура, и поскольку существуют некоторые затруднения, касающиеся уплаты НДС и акцизов, полноценное введение этой системы планируется на заключительном этапе имплементации положений Кодекса.Также на упрощение процедуры таможенной очистки направлено постепенное внедрение безбумажного делопроизводства в рамках таможни и торговли, осуществляемое на основании электронной таможенной декларации (должно начать действовать не позднее 31 декабря 2020 года).
  • Самостоятельная оценка суммы подлежащих уплате пошлин - Эта процедура предусматривает упрощенные режимы для AEO, позволяющие им фиксировать информацию об импорте/экспорте в своей отчетности вместо составления и подачи полноценных импортных/экспортных деклараций.
  • Санкции - В UCC отдельно не рассматривается право Государств-членов ЕС на установление различных санкций за нарушение требований таможенного законодательства. Следует отметить, что Европейская Комиссия уже объявила о том, что она выдвинет отдельные предложения, касающиеся гармонизации санкций, еще до конца этого года.
  • Решения, касающиеся тарифной информации - Срок действия постановления о юридически обязательной информации о тарифах (binding tariff information rulings - BTIs) был сокращен с шести до трех лет. Таким образом, он был согласован со сроком действия постановления о юридически обязательной информации о происхождении (binding origin information rulings - BOIs). Это косвенно влияет на то, что экономические операторы, полагающиеся на BTIs с целью установления исходных данных по тарифам, должны будут более внимательно отслеживать изменения и вносить их в систему управления данными.
  • Оценка - Два основных вопроса, связанные с оценкой, еще не были должным образом покрыты положениями UCC. Эти вопросы касаются регулирования первой продажи (first sale) и возможности издания новых положений, касающихся роялти (в результате введения более широкого их обложения пошлинами). Имплементирующие положения, как ожидается, внесут окончательную ясность в эти вопросы.
  • Изменения, касающиеся сферы морских перевозок - В 2013 году Комиссар по вопросам налогообложения, таможенного союза, аудита и борьбы с мошенничеством Альгирдас Шемета (Algirdas Semeta) опубликовал стратегию, именуемую «голубым поясом» («Blue Belt»). Она направлена на облегчение таможенной процедуры для судов посредством сокращения бюрократических формальностей, устранения задержек в портах и увеличению конкретности этого сектора. Для судов, перевозящих как товары ЕС, так и зарубежные товары, периодически заходящих в порты на таможенной территории ЕС и вне ее, Комиссия предлагает значительное усовершенствование таможенных процедур посредством системы раздельной маркировки товаров ЕС и зарубежных товаров, к которым не будут применяться упрощения. Для этого планируется создать единую систему электронного декларирования грузов. Детали этот системы будет, опять же, описаны в имплементирующих положениях.

Среди других изменений следует отметить, необходимость получения разрешения для функционирования сооружений временного хранения. Также предусматривается объединение процедуры переработки на таможенной территории ЕС и переработки под таможенным контролем. Условное освобождение от уплаты пошлин в рамках переработки на таможенной территории ЕС упраздняется.

Применение всех этих мер по заявлениям Комиссии должно предоставить экономическим операторам больше юридической определенности и сделать таможенные процедуры более четкими и ясными, в том числе, и для самих таможенных органов ЕС. UCC также заполняет отдельные пробелы в законодательстве, отмеченные некоторыми Государствами-членами ЕС. По прочим вопросам следует подождать новых предложений Комиссии, первые из которых мы должны увидеть уже в текущем году.

Комиссар Альгирдас Шемета приветствовал принятие Парламентом положительного решения при принятии UCC. «Таможенный Союз - это история успеха ЕС. Более 40 лет он защищает наших граждан и представителей бизнеса, содействует постоянному росту объемов торговли», - отметил он.

«Таможенный Кодекс Европейского Союза, принятый Европейским Парламентом обеспечит продолжение продуктивной работы таможни и даже сделает ее еще более эффективной, менее затратной и лучше отвечающей вызовам современной экономики», - добавил господин Шемета.

По мнению экспертов, новый кодекс UCC, появление которого несколько раз откладывалось, в целом отвечает ожиданиям в ЕС. Однако окончательные выводы о его положительных сторонах и возможных недостатках можно будет сделать только после опубликования Комиссией имплементирующих положений (

Таможенный кодекс Европейского союза вступил в силу в октябре 2013 года. С 1-го мая 2016 года начинается его применение на всей таможенной территории ЕС.

С момента принятия единого таможенного кодекса ЕС Европейская комиссия совместно с органами власти стран-участников работала над планом его внедрения. Таможенный кодекс ЕС предусматривает постепенное введение в масштабах ЕС гармонизированных процессов обмена информацией и общих баз данных. Этот процесс должен быть полностью завершен к 2020 году.

В соответствии с планами Европейской комиссии 31 декабря 2020 года должен быть полностью закончен переходный период, создана соответствующая IT-инфраструктура и единый таможенный кодекс должен начать действовать в полной мере.

Какие нововведения предполагает таможенный кодекс ЕС?

Уполномоченный экономический оператор

В первую очередь изменения коснуться роли уполномоченных экономических операторов. Так для них предполагается упрощение процедуры предоставления таможенных гарантий, централизованный механизм таможенного оформления на всей территории ЕС, и упрощение процедуры таможенного оформления.

Аналогичные преимущества будут распространены на участников ВЭД, которые не имеют официального статуса уполномоченного экономического оператора, но соответствуют применяемым к ним критериям, включающим налоговую прозрачность и наличие необходимых компетенций.

Таможенные штрафы

Другое важное изменение касается процедуры взимания таможенных штрафов. Процедура будет упрощена и позволяет избежать иной, нефинансовой, ответственности в том случае, если уменьшение размера таможенных платежей произошло случайно, неосознанно и не имело значительного размера.

Таможенные процедуры

Введение единого таможенного кодекса ЕС предполагает модернизацию системы таможенного оформления. Количество таможенных процедур в соответствии с новым таможенным кодексом будет сокращено.

Железнодорожные перевозки

Изменения также коснуться железнодорожных контейнерных перевозок . Устаревшая система транзита с бумажными CIM-накладными должна быть заменена электронной системой. Введения такой системы в 28 государствах ЕС включая систему «ATLAS» запланирована на 2019 год.

Таможенные склады

В соответствии с таможенным кодексом Европейского союза, временное хранение товаров допустимо только на складах авторизованных таможенными органами стран ЕС. Для организации таможенных склада требуется разрешение таможенных органов и внесение залога.

Электронный обмен данными

Обмена данными между таможенными органами и участниками ВЭД будет осуществляется исключительно в электронном виде. Системы обмена данными (ATLAS) будут внедряться в существующую практику постепенно.

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Аннотация:

В настоящей статье автор анализирует организационно-правовые основы функционирования таможенного союза ЕС и модернизированный таможенный кодекс ЕС. С момента создания Европейского экономического сообщества в 1957г. таможенный союз стал основной целью ближайшего развития интеграционного процесса, поскольку без таможенного союза было невозможно сформировать общий рынок, создание которого было на тот момент основной задачей Европейского экономического сообщества. Таможенный союз ЕС формировался постепенно по мере углубления интеграции, поэтому все сложности развития европейского интеграционного процесса наложили свой отпечаток и на процесс формирования таможенного союза. В процессе исследования автор отмечает, что вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. Автор также отмечает, что особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза. В заключении автор отмечает, что все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров. Автор также делает вывод о том, что применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

Ключевые слова:

таможенный союз, модернизированный таможенный кодекс, общий таможенный тариф, таможенная территория, правое регулирование, право, Европейский Союз.

Сегодня таможенный союз ЕС является основой, на базе которой реализуются четыре свободы внутреннего рынка Европейского Союза – свобода передвижения, лиц, товаров, услуг и капиталов.

Таким образом, таможенный союз в ЕС - это основной элемент интеграции в экономической сфере, составляющий основу функционирования единого внутреннего рынка Европейского Союза.

Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом, в котором установлен единый таможенный тариф, и в котором гармонизированы все налоги и сборы, взимаемые с импорта.

Рассмотрим этапы формирования таможенного союза ЕС, которые непосредственно связаны с постепенным углублением интеграции в рамках Европейского Союза.

Основной составляющей частью Таможенного союза является Общий таможенный тариф ЕС.

Общий таможенный тариф ЕС впервые был введен в 1958г. Он был закреплен в размере среднего арифметического пошлин, которые действовали в то время, и действовал на основе номенклатуры, закрепленной Брюссельской конвенцией 1950 г. «О номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах».

Следовательно, формально таможенный союз в рамках Европейских сообществ был сформирован к концу 1960-х годов, когда поэтапно были отменены все внутренние тарифные преграды для передвижения товаров и введен Общий таможенный тариф.

Уже с 1975г. доходы от Общего таможенного тарифа поступают Европейскому экономическому сообществу, а не его государствам-членам.

Общий таможенный тариф также используется ЕС для предоставления помощи развивающимся странам.

В 1987 году Европейское экономическое сообщество как единый субъект международного права ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Она вступила в силу на территории Европейского экономического сообщества в 1988г. в форме совмещенной номенклатуры.

Совмещенная номенклатура включала:

· Номенклатуру гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

· Субпозиции к этой номенклатуре;

· Предварительные положения, т.е. дополнительные секции, примечания к субпозициям.

Параллельно с введением совмещенной номенклатуры была создана информационная база данных (ТАРИК) – интегрированный тариф ЕС. ТАРИК создана для того, чтобы показывать особые положения, применяемые к товарам каждого кода Совмещенной номенклатуры.

Что касается, таможенных пошлин, то вопрос о том, какой тариф взимать с товаров и взимать ли вообще, решается на основе концепции происхождения товаров.

Концепция происхождения товара была сформулирована в регламенте Совета №802/68. Эта концепция также была важна для того, чтобы предотвратить подделку товаров, обусловленную неправильным указанием страны-производителя товара как целиком, так и товаров, закупленных в государстве, где они были произведены после существенной переработки сырья и полуфабрикатов, происходящих из других стран.

Для товаров, экспортируемых из ЕС, Европейская комиссия приняла образцовый сертификат происхождения: «Сделано в ЕС».

Вопросы определения страны происхождения товара были детализованы в Таможенном Кодексе ЕС (1).

Но, поскольку Европейский Союз – это интеграционное сообщество, в нем невозможен кодифицированный закон. Поэтому Кодекс – это условное название правового акта, принятого в форме регламента.

Применение Кодекса вне контекста указанного регламента невозможно .

Таким образом, поскольку в интеграционном сообществе кодифицированный закон невозможен, «кодекс» - это условное название для сборника норм регламентов.

Перечисленные выше меры позволили ЕС вести единую таможенную политику, необходимую для создания внутреннего рынка, а также облегчили ведение Союзом общей торговой политики.

Таможенный союз ЕС имеет как внутренние, так и внешние аспекты. Устранение препятствий в торговле между государствами-членами невозможно без общей внешней таможенной политики.

Таможенный союз дополняется свободой передвижения лиц, услуг и капиталов.

Поэтому таможенная территория ЕС – это все территории, где действует право ЕС.

Процесс отмены таможенной процедуры на границах между государствами-членами ЕЭС начался в 1968г.

Для сбора статистической информации после 1 января 1993г. был создан Интрастат (INTRASTAT) – информационная система, позволяющая получать статистическую информацию об обмене товарами между государствами-членами напрямую от предприятий.

В ЕС на основе положений учредительных договоров вопросы таможенного регулирования перешли в сферу исключительной компетенции Союза (ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза). В указанной статье таможенный союз занимает первое место, т.к. он является основным достижением европейской интеграции на пути к созданию и функционированию единого внутреннего рынка, а также экономического и валютного союза.

Однако не следует полагать, что если регулирование Таможенного союза относится к исключительной компетенции Союза, то государства-члены утрачивают свою суверенную компетенцию в этой сфере.

Несмотря на то, что сфера таможенного и внешнеторгового регулирования относится к исключительной компетенции Союза, государства-члены могут издавать собственные нормативно-правовые акты в этой сфере в случае установления ими запретов и ограничений импорта и экспорта товаров.

Вне компетенции Союза в сфере таможенного союза ЕС остается система и структура национальных таможенных органов, правовой статус их служащих, ответственность за преступления и нарушения в таможенной сфере и т.д.

Поэтому, когда какая-либо область сотрудничества передается в исключительную компетенцию Союза, это не означает централизации власти.

Институты Союза издают только акты вторичного права. Поэтому даже Таможенный кодекс ЕС создан в виде регламента, причем регламента Совета. А Совет ЕС является межправительственным органом.

Современное определение таможенного союза как режима экономической интеграции можно найти в положениях ГАТТ.

Согласно п. «а» параграфа 8 статьи 24 ГАТТ под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких территорий одной таможенной территорией следующим образом:

1. Пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями таможенного союза, или, по меньшей мере, - в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий.

2. Те же пошлины и иные меры регулирования торговли применяются каждым членом таможенного союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

В современном праве Европейского Союза таможенное регулирование основывается на целом комплексе норм и правил Европейского Союза, которые составляют так называемое таможенное право Европейского Союза.

Рассмотрим те нормы, которые формируют таможенное право Европейского Союза:

В соответствии с уже упоминавшейся ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза, таможенный союз относится к одной из шести сфер исключительной компетенции Европейского Союза.

Специальные положения о таможенном союзе ЕС содержатся в разделе 2 Договора о функционировании Европейского Союза («Свободное передвижение товаров»).

Ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза устанавливает, что «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие Общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

Таким образом, таможенный союз, согласно источникам права ЕС в действующей сегодня Лиссабонской редакции включает:

Запрещение между государствами-членами Европейского Союза таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначные сборы, включая пошлины налогового характера и любые сборы, равнозначные им (ст. 30 Договора о функционировании Европейского Союза).

Распространение Общего таможенного тарифа на отношения государств-членов Европейского Союза с третьими странами (ст. 31 Договора о функционировании Европейского Союза).

Товарооборот в Европейском Союзе составляет продукция, местом происхождения которой являются, во-первых, государства-члены ЕС, во-вторых, продукция из третьих стран, находящаяся в свободном обращении в государствах-членах ЕС (ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза).

Находящейся в свободном обращении в любом из государств-членов Европейского Союза признается продукция из третьих стран, в отношении которой в государстве-члене ЕС были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные им сборы, и применительно к которой не проводился полный или частичный возврат указанных пошлин и сборов (ст. 29 Договора о функционировании Европейского Союза).

Следует отметить, что сформулированное выше правило представляет собой основной принцип таможенного союза в ЕС.

В учредительных договорах Европейского Союза определены также критерии реализации Европейской комиссией ее полномочий по осуществлению таможенно-тарифного регулирования. К таким критериям относятся:

· необходимость развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами;

· развитие условий конкуренции внутри Европейского Союза в целях возрастания конкурентоспособности предприятий;

· потребность в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами с одновременным соблюдение условия о том, чтобы между государствами-членами Европейского Союза не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции;

· необходимость избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств-членов Европейского Союза, а также обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления на территории Европейского Союза.

Перечисленные выше критерии закреплены в ст. 32 Договора о функционировании Европейского Союза.

Полномочия Европейского Союза по регулированию таможенного союза ЕС закреплены в ст. 33 Договора о функционировании Европейского Союза). Согласно этой статье Европейский парламент и Совет ЕС, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов друг с другом и с Европейской комиссией. Однако указанные меры осуществляются только в рамках сферы применения договоров.

На уровне актов вторичного права Европейского Союза таможенно-тарифное регулирование регламентировано регламентами ЕС. Неким сборником положений регламентов, создающих правовое поле функционирования таможенного союза в Европейском Союзе является Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 .

Модернизированный кодекс был принят в рамках не прекращающейся работы по усовершенствованию таможенного союза ЕС, начатой Европейской комиссией в девяностых годах двадцатого века.

Таким образом, новый Модернизированный кодекс пришел на смену кодексу Европейского сообщества 1992 года.

Новый регламент №450/2008 содержит преамбулу, 188 статей, объединенных в девять разделов.

Если говорить о новеллах регламента №450/2008, то принципиальная новизна так называемого Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза состоит в том, что он создает общую электронную систему таможенного регулирования между государствами-членами Европейского Союза.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза создает принципиально новую систему таможенного регулирования между государствами-членами ЕС, переводя таможенный союз на принципиально новые правовые основы.

Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза по своей внутренней структуре схож с прежним Таможенным кодексом ЕС, который был принят в 1992 году.

Новый модельный таможенный кодекс Европейского Союза содержит наряду с общими положениями относительно пределов применения таможенного законодательства специальные положения, которые направлены на регулирование важнейших институтов, формирующих Таможенный союз ЕС.

Так, Модернизированный таможенный кодекс содержит положения об Общем таможенном тарифе, устанавливает основания применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регулирует вопросы определения места происхождения товаров, а также вопросы таможенной стоимости.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза включает в себя специальные вопросы, которые первоначально были согласованы государствами-членами ЕС в учредительных договорах.

И сегодня важнейшие положения, формирующие таможенный союз ЕС, содержатся в учредительных договорах Европейского Союза.

Так, часть третья Договора о функционировании Европейского Союза содержит следующие разделы: «Свобода передвижения товаров», «Таможенный союз», «Таможенное сотрудничество», «Запрещение количественных ограничений между государствами-членами».

В частности, в ст.33 Договора о функционировании Европейского Союза сказано, что Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов.

Таким образом, вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. В актах первичного права Европейского Союза определяется также таможенная политика Европейского Союза в целом, а Модернизированный таможенный кодекс ЕС лишь конкретизирует нормы учредительных договоров Европейского Союза.

Особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза:

· поступление товаров на таможенную территорию ЕС;

· таможенный статус товаров;

· помещение товаров под соответствующую таможенную процедуру;

· реализацию товаров в свободном обращении;

· порядок освобождения товаров от таможенных пошлин;

· условия освобождения товаров от таможенных пошлин.

Статус специального Комитета Таможенного кодекса определяется в разделе 9 Модернизированного таможенного кодекса. Однако, как указывалось выше, все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров.

Таким образом, применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) С 2013 года Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 заменил действующий ранее Таможенный кодекс ЕС.

ЛИТЕРАТУРА:

Regulation (EC) №450/2008 of the European Parliament and of the Council laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) // OJ 2008 L 145\1.

Заголовок En:

European Union Customs Union And The Upgraded Customs Code Of The European Union

Аннотация En:

In the present article author analyzes the institutional framework of the Customs Union of the EU and the modernized Customs Code of the EU. Since the establishment of the European Economic Community in 1957 the Customs Union became the main aim of proximal development of the integration process, because without the customs union was not possible to form a common market, establishment of which was at that time the main task of the European Economic Community. The EU Customs Union formed gradually with the deepening integration, so all the difficulties of the European integration process have left their imprint on the formation of the customs union. In the study author notes that issues related to the decision-making mechanism in the field of customs cooperation defined in acts of primary EU law, because the order of the ordinary legislative procedure prescribed in detail in the Treaty on the Functioning of the European Union. Author also notes that the special position among the rules to modernize the EU Customs Code occupies rules aimed at regulating the customs debt and guarantees. The provisions of the new Customs Code (Section 3 of the modernized Customs Code EU) cover the following stages of the free movement of goods within the European Union. In conclusion, author notes that all matters relating to customs policy of the European Union are regulated in the founding treaties and the rules of the Customs Code only detail the provisions of the EU founding treaties. Author also concludes that the application of the modernized Customs Code of the European Union outside the context of the founding treaties of the European Union is impossible.

Ключевые слова En:

Customs Union, upgraded customs code, blanket customs tariff, customs territory, legal regulation, law, European Union.

    Общая характеристика регламента Европейского парламента и Совета (ЕС) «Об утверждении таможенного кодекса Сообщества».

    Сфера применения таможенного законодательства ЕС, задачи таможенных органов

    Права и обязанности лиц в отношении таможенного законодательства.

1. Общая характеристика регламета Европейского парламента и Совета (ес) «Об утверждении таможенного кодекса Сообщества»

Обновленный Европейский таможенный кодекс (Community Customs Code (Modernised Customs Code)) утвержден регламентом Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 450/2008 от 23 апреля 2008 года и опубликован в Официальном вестнике Европейского Союза (Official Journal № L 145, ст.1)

Принятие обновленного Кодекса в ЕС обусловлено необходимостью создания для европейских субъектов хозяйственной деятельности благоприятных условий использования современных возможностей реализации обязательств в международной торговле, которая имеет важное значение при современном уровне конкуренции на международном рынке. Устаревшие технологии, процедуры и другие нормы таможенного законодательства, созданные для бумажной версии таможенных процедур, создают условия для злоупотреблений, наносят ущерб внешней экономической безопасности и ослабляют роль таможенных служб как главных субъектов, осуществляющих охрану и надзор таможенных границ Сообщества в процессах международного товарооборота.

Еще в ноябре 2005 года Европейская Комиссия (Комиссия) представила обоснование модернизации таможенного законодательства, ставшее реализацией Лиссабонской стратегии ЕС от 2000 года. Комиссия выделила следующие главные задачи, которые ставились при разработке проекта ТК:

- внедрение «электронной администрации» в сфере таможенного регулирования;

- упрощение и создание прозрачности норм таможенного права и систематизация разных норм таможенного права в едином документе;

- увеличение конкурентоспособности европейских предприятий и их партнеров из третьих стран, что должно содействовать экономическому развитию;

- увеличение безопасности на внешней границе от момента внедрения единых стандартов относительно анализа и управления рисками с помощью общих информационных систем;

- улучшение взаимосвязи с другими политиками Сообщества в сфере налогов, сельского хозяйства, торговли, окружающей среды, здоровья и охраны потребителей;

- создание эффективного процесса принятия исполнительных решений таможенными органами стран-членов и толкование норм таможенного права ЕС.

В интересах предпринимателей и таможенных органов Сообщества была проведена кодификация всех предписаний таможенного права в единый нормативный акт. Обновленный ТК содержит общие принципы и процедуры в сфере применения тарифных и нетарифных средств, которые связаны с товарообменом между Сообществом и третьими странами.

Структурно обновленный Кодекс состоит из 188 статей, объединенных в девять разделов (title), которые в свою очередь разделены на главы (chapter) и секции (section). По сравнению с Кодексом 1992 года количество статей уменьшено с 253 до 188. Такое сокращение состоялось благодаря систематизации и унификации норм для отдельных институтов таможенного права и исключению тех, которые не оправдали своего назначения или признаны не отвечающими современному уровню развития таможенных отношений.

В разделе I ТК урегулированы следующие вопросы: сфера применения норм таможенного права и задачи таможенных органов, права и обязанности лиц, возникающие из предписаний таможенного права, а также вопросы перерасчета валюты и сроков в области таможенных дел.

Статья 4 содержит определение ос­новных понятий, применяемых в ТК. Определяющим в обновленном Кодексе является кардинальное изменение подхода к таможенному регулированию как к системе, главной целью которой являются содействие экономическому развитию государств - членов Сообщества и которая должна основываться на применении электронной системы преобразования данных. Примером этого может быть определение, приведенное в последнем пункте статьи 4, а именно понятие «сообщение» (message). Сообщение - это основная форма обмена информацией, содержащая данные, представленные заинтересованным лицом, государственным органом или администрацией другому лицу при использовании информационных технологий и компьютерных сетей передачи данных.

В главе 2 раздела I определены главные нормы относительно декларирования товаров, понятие института таможенного представителя (customs representative). Таможенным представителем может быть любое лицо, уполномоченное другим лицом для осуществления всех действий и формальностей, предусмотренных таможенным правом. Особый интерес представляют новые нормы относительно таможенных представителей, которые с момента вступления в силу Кодекса смогут осуществлять свою деятельность на всей территории Союза без каких-либо территориальных ограничений.

Кроме того, европейский законодатель различает понятия таможенного представителя и уполномоченного субъекта хозяйственной деятельности (authori­zed economic operator). Разница между таможенным представителем и уполномоченным субъектом заключается в том, что последний осуществляет свою деятельность как субъект предпринимательской деятельности на основании лицензии, выданной таможенными органами, и в связи с этим пользуется льготами, которые могут предоставляться в рамках таможенного законодательства.

В новом ТК впервые на уровне Cообщества было установлено правило об ответственности за нарушение таможенных правил, а также санкции, применяемые к правонарушителям. Санкции (pena­lties) за нарушение таможенных правил в ЕС должны быть эффективными, пропорциональными и превентивными. В соответствии со статьей 21 Кодекса каждое из государств - членов ЕС самостоятельно устанавливает санкции за нарушение таможенных правил, среди которых должны быть следующие две формы:

а) штрафы, взимаемые таможенными органами в определенных случаях или вместо уголовной ответственности;

б) отмена, приостановление или изменение разрешений, предоставленных заинтересованному лицу.

Другим нововведением является определение правила об общеобязательной силе решений любого таможенного органа из любого государства - члена ЕС по всей территории Союза. Каждое заинтересованное лицо может обратиться к таможенным органам с целью получения решения в его пользу. Такое решение принимается таможенными органами в соответствии с нормами таможенного права ЕС и является обязательным на всей территории Сообщества.

В главе 7 раздела I ТК определены основные понятия относительно таможенного контроля (customs controls), осуществляемого таможенными органами ЕС. Часть 2 статьи 25 Таможенного кодекса гласит, что основной формой таможенного контроля является анализ рисков с помощью системы электронной обработки данных с целью идентификации и оценки риска, а также применение превентивных мер на основании критериев, определенных на национальном, общеевропейском и в соответствующих случаях на международном уровнях. Кроме анализа рисков как основной формы таможенного контроля, таможенное право ЕС предусматривает возможность проведения выборочных проверок товаров. Выборочная проверка заключается в осмотре товаров, взятии проб и образцов, проверке информации, представленной в таможенной декларации, а также наличия и аутентичности документов, отчетности и других данных уполномоченных субъектов хозяйственной деятельности, досмотре транспортных средств, багажа и других предметов, перемещаемых через таможенную границу. Кроме того, проверка заключается в осуществлении действий соответственно официальным запросам других органов государственной власти и использовании других форм контроля.

Раздел II обновленного ТК посвящен определению основных элементов, на основании которых начисляются пошлина и другие налоги за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. В отдельных главах раздела II очерчены вопросы европейского таможенного тарифа, классификации, происхождения и таможенной стоимости товаров.

Согласно предписаниям главы 1, таможенный тариф (common customs tariff) является неотъемлемой частью таможенного права и применяется к товарам, импортируемым или экспортируемым с таможенной территории Сообщества.

Иным элементом, на основании которого начисляются пошлина и другие налоги, является определение страны происхождения товаров (origin of goods). В главе 2 содержатся правила определения преференциального и непреференциального происхождения товаров, установленные в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Сообществом по Марракешскому Соглашению о происхождении товаров от 1994 года.

Основные правила относительно определения таможенной стоимости товаров (customs value of goods) закреплены в главе 3 раздела II Кодекса. Как и с институтом определения страны происхождения, нормы относительно определения таможенной стоимости товаров полностью унифицированы с требованиями, установленными в рамках Всемирной торговой организации. Основой для определения правил установления таможенной стоимости товаров в ЕС является Соглашение о применении статьи VII ГАТТ от 1994 года.

Следующий раздел обновленного ТК посвящен порядку взыскания пошлины и других налогов за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. Порядок взыскания пошлины в Сообществе тесно связан с институтом таможенного долга (customs debt). В отдельных главах раздела III урегулированы вопросы: возникновения таможенного долга, обеспечения потенциального или возникшего таможенного долга, начисление и уплата квоты пошлины и таможенных налогов от импорта и экспорта товаров, погашение таможенного долга.

Таможенный долг - это возложенная на конкретное лицо обязанность уплаты квоты начисленных налогов и пошлины за импорт или экспорт товаров, вычисленных на основании действующего таможенного законодательства. По общему правилу таможенный долг возлагается на лицо, осуществляющее декларирование товаров. Он возникает в случае импорта или экспорта товаров или нарушения норм таможенного права Сообщества. Местом, где будет осуществляться взыскание всех таможенных налогов и сборов, является местонахождение лица, на имя которого выдано разрешение на использование товаров в соответствии с избранным таможенным режимом. В случае нарушения таможенных норм, таможенный долг возникает по месту совершения правонарушения. Такие предписания создают благоприятные условия для эффективного контроля таможенными органами правильного хода использования товаров в соответствии с избранным таможенным режимом.

В обновленном ТК ЕС определены случаи, в которых предполагается возвращение уплаченных или освобождение от уплаты надлежащих таможенных платежей и налогов. Такие случаи отображены в статье 79 Кодекса, где указано, что квота таможенных платежей и налогов должна быть возвращена или лицо освобождается от их уплаты в следующих случаях:

а) переплаты квоты надлежащих таможенных платежей и налогов;

б) повреждения товаров или несоответствия их условиям договора;

в) ошибки таможенных органов;

г) соответственно принципу справедливости.

Нормы раздела III представляют собой установленный путем унификации норм относительно обеспечения квоты таможенного долга для всех видов специальных таможенных режимов компромисс между интересами предпринимателей, возможностью снижения квоты обес­печения, охраной финансовых интересов Сообщества, а с другой стороны, расширением случаев, в которых необходимо предоставление обеспечения таможенного долга.

Раздел IV ТК посвящен вопросам ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества. Основными вопросами, урегулированными в данном разделе, являются: порядок предоставления предварительной декларации, порядок обращения с привезенными товарами, то есть их ввоз на таможенную территорию ЕС, предъявление таможенным органам, разгрузка и досмотр, формальности после предъявления товаров и вопрос перевозки товаров соответственно таможенному режиму транзита.

В соответствии с обязательствами, взятыми ЕС по Международной конвенции с Киото от 1994 года, ввоз товаров на таможенную территорию ЕС может происходить только после предоставления предварительной декларации (entry summary declaration). Предварительная декларация должна быть предоставлена в таможенный орган в электронном виде, исключением могут быть товарно-транспортные документы, содержащие все необходимые данные, и только в отдельных случаях, по решению таможенного органа, возможна подача бумажной версии такой декларации.

Согласно предписаниям раздела IV, с момента ввоза товаров на таможенную территорию ЕС они подлежат таможенному надзору (customs supervision). Под таможенным надзором товары находятся до того времени, пока не будет определен их таможенный статус (customs status). Таможенный статус товаров означает их принадлежность к товарам европейским или неевропейским, то есть происходящим из-за границы.

С момента представления таможенным органам товаров, на выбор декларанта, им предоставляется избранный таможенный режим или они могут быть помещены в режим временного хранения (temporary storage).

Общие правила о таможенном статусе, помещении товаров под таможенный режим, подтверждение выпуска и распоряжения товарами раскрыты в разделе V ТК. Институт таможенных режимов Сообщества тесно связан с таможенным статусом товаров. Таможенное право ЕС предусматривает разделение товаров на два вида. Это сделано для разделения товаров на европейские, которые могут свободно находиться в обращении на территории Союза, и неевропейские, обращение которых на таможенной территории Сообщества ограничено и подлежит конт­ролю. Такие требования вытекают из самого назначения таможенного права как главного инструмента государства в защите национальных экономических интересов от внешних влияний. Институт таможенного статуса товаров составляет основу функционирования таможенного права Сообщества, ведь именно от такого разделения товаров зависит функционирование других институтов: таможенных режимов, пошлины и таможенного контроля. Изменение таможенного статуса товаров возможно благодаря предоставлению товарам таможенного режима. В случае допуска к свободному обращению иностранные товары получают статус европейских, и наоборот, товары получают статус неевропейских в случае их экспорта с таможенной территории Сообщества, поскольку при их ввозе или экспорте должны быть выполнены все тарифные и нетарифные мероприятия таможенной политики ЕС.

Предоставление товарам избранного таможенного режима возможно лишь на основании предоставленной таможенной декларации (customs declaration). Таможенная декларация подается соответствующим таможенным органам для предоставления товарам какого-либо из видов таможенных режимов, кроме режима свободной таможенной зоны. Декларирование товаров до свободной таможенной зоны возможно с помощью внесения соответствующих записей в учетные книги. Как и в случае с предварительной декларацией, таможенная декларация подается в электронном виде. Кроме электронной формы декларирования, в ЕС используются также письменная и устная. Случаи, когда возможно использование письменной и устной формы декларирования, предусмотрены в исполнительных предписаниях к ТК.

Задекларированные товары и все сопроводительные документы подлежат про­верке, досмотру и другим видам контроля. После проведения всех видов контроля товары освобождаются таможенными органами в соответствии с избранным таможенным режимом. Освобождение товаров (release of the goods) означает действие таможенных органов, которое делает возможным использование товаров согласно избранному таможенному режиму. Под действием таможенных органов понимается проверка всех данных, представленных в декларации и сопроводительных документах.

В разделе V ТК урегулирован главным образом порядок предоставления таможенными органами товарам таможенного режима. Этот порядок не претерпел существенных изменений, кроме введения электронных систем декларирования и перенесения некоторых норм из исполнительных предписаний в Кодекс. Применение электронной формы декларирования товаров к таможенным режимам не будет препятствовать использованию книжек TIR, ATA и др.

Новеллой, закрепленной в данном разделе Кодекса, является институт централизованного таможенного оформления (centralised clearance). Централизованное таможенное оформление означает, что таможенные органы могут позволить лицу по своему местонахождению подать таможенному органу таможенную декларацию на товары, предъявленные в другой таможенный орган. Такие нормы делают возможным декларирование товаров не по месту их нахождения, а по местонахождению лица, уполномоченного на использование товаров соответственно избранному таможенному режиму. С помощью компьютеризированных систем декларант может провести полное декларирование товаров, при этом осуществляется декларирование не только в таможенных, но и в других органах, таких как службы ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Перед тем как приступить к характеристике следующих трех разделов обновленного ТК, следует указать, что наибольших изменений претерпел институт таможенных режимов. Вместо 12 таможенных режимов и таможенных назначений старого Кодекса в новом предусмотрены лишь три группы таможенных режимов:

а) выпуск к свободного обращения (release for free circulation);

б) специальные таможенные режимы (special procedures);

в) экспорт (export).

Разделение таможенных режимов на три группы позволило упростить нормы таможенного права относительно применения каждого из видов таможенных режимов.

Особое внимание в разделе VI уделено таможенному режиму выпуска для свободного обращения. Кроме того, в данном разделе предусмотрены правила освобождения от уплаты таможенных налогов и сборов в случае импорта товаров.

Выпуск для свободного обращения в ЕС возможен только после применения всех тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли. Применение тарифных средств предусматривает взыскание пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу ЕС. В соответствии с европейским законодательством пошлина является одним из источников наполнения бюджета Сообщества. Независимо от того, через какое из государств-членов перемещаются товары на таможенную территорию ЕС, пошлина перечисляется в бюджет Сообщества.

В главе 2 раздела VI предусмотрены случаи освобождения от уплаты пошлины и других налогов в случае ввоза товаров в Сообщество. К таким случаям относятся: обратный ввоз товаров на таможенную территорию ЕС в течении трех лет со дня вывоза (трехлетний период может быть продлен при принятии во внимание особых обстоятельств), а также ввоз продуктов морского рыболовства независимо от того, в каком море они были добыты, при условии, что такой улов осуществили суда, зарегистрированные в ЕС, или продуктов переработки морского рыболовства, если такая переработка проведена на судне, зарегистрированном в ЕС.

В соответствии с нормами раздела VI ТК европейская система таможенных преференций будет включена в единый нормативный акт вместе с другими исполнительными предписаниями к Кодексу.

Особое внимание представляет раздел VII, в котором раскрыты основные положения, применяемые к специальным таможенным режимам. Среди специальных таможенных режимов выделены четыре: транзит (внешний и внутренний), хранение (временное хранение, таможенный склад, свободные зоны), особые таможенные режимы (временный ввоз, режим выпуска для внутреннего потребления), переработка (внутренняя, т.е. переработка на таможенной территории и внешняя, т.е. переработка вне таможенной территории). Выделение их в отдельную группу позволило создать общие исполнительные предписания для всех четырех видов. Общие нормы для этих режимов предусмотрены относительно порядка предоставления разрешения на использование товаров соответственно избранному специальному режиму, предоставлению таможенным органам обеспечения таможенного долга и др.

Такие кардинальные изменения были необходимыми для установления в ЕС электронной формы ведения таможенных дел и направления таможенного права на упрощение таможенных правил с целью развития процессов ведения внешней торговли.

C 1 мая 2016 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Европейского Союза . Основная цель Таможенного кодекса состоит в ускорении и упрощении таможенных процедур, внедрение более эффективного сбора пошлин, введение электронного документооборота с возможностью согласования положений во всех государствах, членах Содружества.

Реализация нового регулирования имеет важное значение в первую очередь для компаний, участвующих во внешней торговле, вводят ряд изменений в таможенной процедуре. Следует заметить, что это один из путей, направленных на усиление налоговых систем в государствах Евросоюза.

Таможенный кодекс предусматривает изменения в таможенной стоимости импортируемых товаров, приобретенных от других компаний, использующих приостанавливающее действие таможенных процедур, таких как обработка, транзит, хранение. Внимание также следует обратить держателей Binding (привязка данных - автор) на информацию о тарифах (BTI - документ, подтверждающий классификацию товаров для таможенных целей - автор). Из этого следует :
-защита в результате BTI будет длиться меньше - не 6, а всего три года.
- BTI будет обязательным таможенным органом и предпринимателем, при этом нельзя применить таможенный код, отличный от указанного на BTI.

Экспортерам предстоит выдавать сертификаты происхождения и определения экспортера. Однако наиболее важное изменение для импортеров - это вопрос таможенной стоимости.

Новый Таможенный кодекс ЕС возлагает обязанность обеспечивать безопасность уплаты пошлин и налогов, которые могут возникнуть в процессе экспортно - импорных операций. С 1 мая предприниматель не может получить разрешение на выполнение определенных операций без уплаты таможенных пошлин.

На практике это означает дополнительные расходы для бизнеса, так как компания должна будет предоставить банковскую гарантию.

С 1 мая сумма безопасности будет рассчитываться на основе всей таможенной задолженности и связанные с ними расходы, которые могут возникнуть, если груз не покинул пределы страны.

Один из положительных моментов заключается в том, что при определенных условиях (прохождение "теста доверия") предприниматели смогут подать заявление на снижение или освобождение от залога.

Новые правила, определения таможенной стоимости включают расходы на транспорт, страхование, лицензионные сборы. Изменения в этой области могут привести к более высокой сумме пошлины.

В документе также предусматривается, что используемый обменный курс для целей определения таможенной стоимости, будет действителен в течение целого месяца, независимо от изменений обменного курса.

Согласно новым правилам, предприниматель, который не является резидентом в стране ЕС, не сможет быть экспортером, поэтому не сможет экспортировать за пределы Союза даже те товары, которыми он владеет.

Стоит отметить, что станет относительно легче адаптироваться компаниям, которые с 1 мая будут иметь статус УЭО (уполномоченного экономического оператора ). Этот статус признается в Соединенных Штатах. Предприниматель, который имеет статус АОЭ сможет использовать средства самообслуживания таможенного контроля.

С введением нового Таможенного кодекса в сфере таможенных операций должен полностью заработать электронный документооборот. И теперь любой обмен информацией между государствами - членами ЕС, хранение данных, будет проходить в электронном виде. Основная цель законодательства заключается в создании ситуации, в которой связь между предпринимателями и таможенными органами (подача деклараций, заявлений) будет осуществляться исключительно с помощью электронных систем. Это позволит ускорить таможенное оформление. Электронной почтой предприниматель сможет отправить не только таможенные декларации, но и подавать заявки или получить соответствующие разрешения. В общей сложности предусмотрено до 16 информационных систем, которые должны начать работу к концу 2020 года. Первая система для зарегистрированных экспортеров (REX) вступит в действие с начала 2017 года.

Новые правила по выполнению и регулированию таможенных норм устанавливают ряд переходных периодов, из которых большинство истекает 1 мая 2019 года, некоторые вступят в действие только с 31 декабря 2020 года.