Храм в романском стиле рисунок. История архитектуры

Романский стиль (от лат. romanus - римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера - полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Основные элементы Романского стиля:

  • рельефная плоскость, лаконичность и простота;
  • цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
  • бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
  • прямоугольные и цилиндрические формы;
  • полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
  • каменные, массивные, толстостенные конструкции;
  • замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus - римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль , господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения , считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода , ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Стены в романском стиле : имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Потолок в романском стиле : чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Пол в романском стиле : отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Мебель в романском стиле : Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Предметы декора в романском стиле : в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

Advertisements

Романский стиль в архитектуре - величественный и массивный, его история богата и тянется уже больше тысячелетия. Никаких излишеств, только строгость и суровость внешнего облика. Об истории возникновения этого стиля мы и поговорим сегодня.

Появление романского стиля можно отнести примерно к 800 году нашей эры, на это же время пришелся и распад великой Римской империи. Многие свои черты романский стиль позаимствовал у византийского христианского искусства, а также его ранней формы, что-то взял от Античности, даже Ближний Восток внес свои черты в его формирование, которое длилось в период с 10 по 12 век.

По сути, романский стиль - это первый средневековый пример художественного видения, который объединил большую часть стран Западной Европы и краем прошелся по Восточной. Становление европейского средневекового искусства во многом обязано именно романскому стилю.


Черты романского стиля

Среди главных особенностей стиля - строгость выражения архитектурных форм, массивность, консервативность.

Здания этой эпохи - это не просто дома, но замки, церкви, внешне напоминающие крепость . В целом архитектура имеет теологический уклон. С одной стороны подобные строения выполняли свои прямые функции, а при необходимости могли держать осаду, поскольку стены имели большую толщину, окна чаще были маленькими и круглыми, иногда больше напоминали узкие бойницы, а по периметру могли быть башни - отличное место для осмотра военных позиций.

Внешне постройку романского стиля можно отличить по массивным стенам, тяжелым полукруглым дверям, сводчатым помещениям, толстым колоннам. Из дерева не строилось ничего - исключительно камень , только этот материал отвечал потенциальным требованиям безопасности.

Внутри романских замков выполнялась соответственная отделка. Полуциркульные арки потолка давали ощущение уменьшения свободного пространства. Для стен чаще всего использовался мрамор, узорчатая плитка, для украшения стен - венецианская штукатурка и роспись.

Такие интерьеры могли вызывать ассоциации защищенности, грузности, тяжести, но не изящества. Минимум декора , все больше военная тематика - рыцарские доспехи, гербы, оружие и т.д.

Ведущие цвета романских построек - натуральный коричневый, серый, зеленый, черный и белый. Словом, все естественные цвета.

По сути, за несколько веков своего существования, благочестивый романский стиль практически не претерпел изменений.


Примеры зданий в романском стиле

Примеры зданий в романском стиле можно найти почти во всех европейских городах.

Например, Лимбургский собор , полуостров Лан, Германия - настоящий образчик классического романского стиля. Он был построен в 13 веке и превосходно сохранился до наших дней. В своё время этот собор служил приходской церковью, а затем стал кафедральным. Здание квадратной формы венчают семь остроконечных башен. Собор словно стремиться вверх, поражает множеством арочных окон - узких и широких. Простота геометрического узора, практически полное отсутствие пышной отделки и контрастный красно-белый цвет фасадов - все это делает собор ярким примером обсуждаемого стиля.

Пизанский собор (Италия) был построен в 1063 году и вобрал в себя все черты романского стиля, плюс особенности других, тем самым получился непревзойденный пизанский романский стиль, подчеркивающий размах торгового дела Пизы. Огромный собор строгой крестообразной формы поражает своим размером. Серые мраморные фасады подчеркивают мощь строения, узкие арочные окна указывают на принадлежность к исходному романскому направлению. По четырем сторонам собора установлены статуи евангелистов, четыре этажа украшены колонными аркадами. Внутри храма чудесная мозаика, мраморный декор и невероятная колоннада.

Европейская культура X-XIV вв. до сих пор поражает исследователей своими достижениями в области искусства. Готический и романский стили оказали колоссальное влияние не только на средневековую архитектуру. Их черты прослеживаются в живописи, литературе, скульптуре, музыке и даже моде той далекой эпохи.

Романский стиль, ставший первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовал с конца X по XII столетие. Он формировался в сложное время, когда Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. Практически все виды искусства, одни в большей степени, другие - в меньшей, испытали на себе влияние романского стиля, который стал закономерным этапом эволюции средневековой европейской культуры.

Между Античностью и Новым временем

С того момента, как в 476 году Одоакр, предводитель одного из германских племен, сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула, историки традиционно начинают отсчет следующей эпохи - Средневековья. Принято считать, что завершился этот период в конце XV века, когда европейцы стали открывать и активно осваивать новые для них континенты.

Название «Средние века» придумали итальянские гуманисты в XV столетии. Они полагали, что наступает время возрождения античной культуры, знаний, традиций и ценностей, предававшихся забвению на протяжении тысячи лет. Гуманисты были уверены, что ничего достойного с момента падения Рима не происходило, что это был темный период упадка и варварства. Поэтому с изрядной долей снисходительности прошедшее тысячелетие они назвали Средневековьем - промежутком между Античностью и зарождавшимся Новым временем.

Отчасти гуманисты были правы: некогда процветавшие города и хорошие дороги пришли в упадок, античная культура была практически позабыта. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Но с другой стороны, Средние века оказали значительное влияние на развитие человеческой культуры. Именно в этот период сформировались современные европейские языки, открылись университеты, были написаны произведения, до сих пор волнующие нас, построены многие города, величественные соборы, родился новый стиль в искусстве - романский.

Возросла и духовная активность: широкое распространение получило паломничество. По дорогам Европы тысячи людей шли в монастыри для поклонения мощам и реликвиям.

Происхождение названия

Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Тем не менее многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима. Например, отсутствовали мелкие детали, избыточный декор, акцент в сооружениях делался на мощной кладке. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь.

Главные особенности

Новое направление в искусстве совершенно отвергло свойственный античной архитектуре запас декоративно-орнаментальных средств и присущие ей пропорциональные формы. То немногое, что все-таки сохранилось, было огрублено и изменено.

К особенностям романского стиля искусствоведы относят:

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

Стилевыми признаками романики являются:

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Основные архитектурные сооружения романского стиля:

  1. Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня - донжон, составляла ядро крепости.
  2. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  3. Монастырский комплекс, которому были присущи узкие окна и толстые стены.

Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. - это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта - тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.

Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

На перекрестках оживленных дорог

Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.

Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены - толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров в толщину.

В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами. Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира. Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок - еще одна примечательная черта романского стиля. В они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни - замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Рыцарские замки

Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. - это время развития и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых - донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.

Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.

Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму - 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

В декоре романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви «населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне. Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и кельтских племен.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские - скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы - визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Героический эпос

Романский стиль в искусстве проявился и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии канонизированных мирян и духовных лиц.

Кроме церковной развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают читать даже в наш век высоких технологий. Романская эпоха - время расцвета героического эпоса. Он возник на основе народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с драконами, колдунами, злодеями. предназначались не для чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написано в стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи относятся:

  • «Старшая Эдда», сборник древнеисландских саг, в которых причудливо переплелись мифология и христианство.
  • «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о судьбе германского рыцаря Зигфрида.
  • «Беовульф», древний англосаксонский эпос, повествующий об отважном борце с драконами.

Со временем героями эпосов стали не мифические, а реальные личности, да и сами произведения начали рассказывать о событиях, которые имели место в действительности. К таким историко-эпическим поэмам относятся испанская «Песнь о Сиде» и французская «Песнь о Роланде». Последняя повествует о походе Карла Великого в страну басков и о гибели графа Роланда, который вместе со своим отрядом прикрывал отступление королевской армии через Пиренеи.

Линейный стан

Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык - единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.

Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.

Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс - средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал - богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

Внутри храма верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах - декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах - удлиненных.

Особенности ваяния

Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, - Гизлеберт.

В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую - дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе - разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому - церковь Лаахского аббатства Святой Марии.

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.

"Французская манера"

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Она зародилась в XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту: от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными, наполняя храм светом.

Послесловие

Первым собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства, стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур, книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период ознаменовал значительный культурный шаг вперед.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства .

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры , свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой . В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства.

Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Сохранившиеся от того времени церковные, главным образом монастырские, постройки - базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.


Построен в 1030-1061 годах императорами Священной Римской империи . Строение было начато кайзером Конрадом II, затем продолжено его сыном Генрихом III и закончено внуком Генрихом IV, при котором состоялось освящение собора. В то время в Шпейере жило около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.

Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.

Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) - романская базилика в Регенсбурге. Первоначально церковь принадлежала ирландскому бенедиктинскому аббатству, основанному в 1070 году, ее постройку относят к 1175-1180 годам.

Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте.

Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали - прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников.

Под аркой центральной апсиды стоят три деревянных скульптуры конца двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте.

Романика — стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем, мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную суть и непостижимую сложность.

Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже век 13 привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о готике, которая появилась, благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого созревала готическая воздушность и стройность. Таким вот замысловатым образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность…

Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры — раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонничества, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно.

Говоря о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.

Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому практически все работы романского стиля анонимны.

Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами.

Излюбленная тема — Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.

Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса.

Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.

Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.

Большинство шедевров Романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Богаты декором собор в Вормсе, монастырь в Клюни, храм в Пуатье. Так любимы туристами Пизанский собор, церковь в Питерборо, базилика в Сен-Дени.

Многие крупные храмы Европы были перестроены с приходом моды на готику, множество скульптур пострадали во время Великой французской революции. Однако, оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда единственном, тяжеловесном и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Сочетание купола с длинным залом в христианских базиликах византийского стиля уже было важным шагом к архитектурному выражению христианской идеи стремления к небу. Еще яснее выражается это стремление души в романском стиле западноевропейской архитектуры: базилика еще оставалась в нем основной формой плана церкви, но замена горизонтального потолка полукруглым крестообразным сводом дала храму романского стиля новый характер. Крестообразный свод образуется тем, что поверхности двух полуцилиндров, положенных горизонтально, пересекают одна другую под прямым углом; пересечение создаёт четыре треугольника, линии которых составляют крест. В стиле, характеризуемом этой формой свода, вообще заметно стремление заменять прямые плоскости полукруглыми поверхностями, полукруглой аркой.

Это уменьшает впечатление тяжести, придавленности, производимое византийской базиликой, контраст идей силы и бремени смягчается.

Образец романского стиля — Пизанский собор со знаменитой падающей башней. XI-XIII века, Италия

Постановка колоколен по верхним углам храма романского стиля еще сильнее выражала стремление к небу, а портал, уступами расширяющийся к стороне входа и украшенный скульптурой, символически изображал идеи призыва в храм и подготовлял вступающих к чувству христианского благоговения. Два ряда колонн образовали среднюю широкую продольную галерею, ведущую к алтарю; продольное здание пересекалось поперечным; это пересечение образовало крест. Амвон алтаря, возвышавшийся несколькими ступенями над полом храма, был отделен от остального пространства балюстрадой; над алтарем поднимался купол. Как небесный щит, он покрывал святилище, а под амвоном была крипта, склеп, подземная церковь, своды которой опирались на колонны или пилястры.

Великие эпохи европейского искусства. Романский стиль

Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами; оно называлось розой; снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов; на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами; все это придавало разнообразие наружным сторонам стен. Внутри по стенам были расположены изображения событий священной истории; обыкновенными предметами их были грехопадение Адама и Евы и искупление рода человеческого; в них было много разнообразия; они составляли неотъемлемую часть романской архитектуры и разъясняли религиозное значение здания.

Лаахское аббатство в Германии. Романский стиль

Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство; вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным, и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. В XI веке романский стиль получил высшее свое развитие; в XII веке его господство кончилось, сменившись готикой . Скульптура и живопись, бывшие служительницами архитектуры, приобрели способность изображать глубокие религиозные идеи. Основным предметом их было великое дело искупления; эту центральную мысль окружали разнообразной нежной тканью изображений другие религиозные идеи, давая простор чувству и воображению, а владычествующая мысль, с которой были связаны они, сообщала им строгое единство.

Трирский собор, X-XII века

Знаменитейшим сооружением романского стиля был главный храм Клюнийского аббатства; он погиб во время французской революции.

Но еще стоят величественные соборы шпейерский, вормсский, майнцский, трирский; они повреждены пожарами и войнами, и однако же производят возвышенное впечатление. Многие другие церкви романского стиля в Германии, Италии, северной Франции также свидетельствуют, что монахи, бывшие строителями их, усердно стремились дать архитектурное выражение христианскому чувству; но с тем вместе показывают, что эти монахи-архитекторы держались прежних образцов, не могли освободиться от форм, завещанных преданием. Подобно монахам-поэтам, они лишь подражали в своих произведениях созданиям древнего мира и первых веков христианства.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

В недавней статье "Историческая архитектура Британии и ее влияние на современное домостроение" мы вкратце рассказали вам об английских исторических стилях архитектуры. Теперь настало время внимательнее изучить каждый из них и самое главное - рассмотреть влияние, которое оказывают эти направления на внешний вид современных загородных домов.

Исторически самым первым стилем, который вылился в отдельное направление, был романский. Он плотно обустроился на территории Англии еще в XI веке и относился преимущественно к замковым постройкам.

Особенности романского стиля

Как мы уже упомянули, романский стиль относился в основном к замкам и его внешняя специфика была продиктована практическими нуждами.

    Каменная кладка. Камень был основным материалом для строительства просто потому, что с кирпичом в те времена было не очень хорошо.

    Именно романскому стилю мы обязаны манере аккуратной подгонки камней, хотя сейчас таковая кладка почти не используется.

    Небольшие окна. Эта особенность обусловлена нуждой ведь стекло - материал редкий и дорогостоящий в то время. Достойной теплоизоляции он тоже не обеспечивает, да и из соображений безопасности неэффективно было делать "полупрозрачные" замки.

    Апсиды. Это полукруглые выступы на здании, которые особенно любят как в наших традиционных церковных стилях, так и в романском.

    Массивный вид. Замки ставили на века, потому они отличаются особой суровостью, монолитностью и создают впечатление, будто вросли в землю.

    Минимальный декор. В начале одиннадцатого века даже возвести полноценный замок - было затруднительным и трудоемким делом. И хотя нельзя сказать, что романская архитектура не имела декора или барельефов, украшательством занимались в последний момент.

Два типа романских строений

Отдельно от общих особенностей нельзя не упомянуть, что романский стиль - не столько определенные строительные характеристики, сколько эпоха. А потому подвидов внутри него можно выделить как минимум два:


В современном городском домостроении

Романский стиль сейчас не столько направление, сколько своеобразная дань романтике средневековых времен - по крайней мере режиссеры, театралы и литераторы приложили немало усилий, чтобы, назло историкам, овеять те времена романтичным ореолом. Иногда редкие постройки в стиле неоготики заимствуют у романского стиля определенные архитектурные решения, но по части крупных городских построек, этот стиль остался в далеком прошлом.

В современном домостроении загородных домов

А вот на ниве индивидуального строительства домов, романское направление чувствует себя если не вольготно, то вполне комфортно. Опять же, обвиним во всем деятелей драматургии, но эти ребята действительно придали средневековью весьма романтичный образ в сознании обывателей и многие совсем не против построить у себя на участке миниатюрный замок.

Конечно же, точно воспроизводить в архитектурных проектах романские каноны решается мало кто - как минимум, каменной кладкой никто не пользуется, так как кирпич выходит надежнее, удобнее, легче и дешевле. Но мотивы остаются популярными и по сей день - да и кто откажется от современного замка со всеми удобствами? Вот несколько домов, которые наследуют каноны романского стиля:

Заключение

Загородный дом в романском стиле - трогательная и в чем-то романтичная отсылка к суровым средневековым временам. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. И если вы желаете построить у себя на на участке настоящую крепость, а может быть миниатюрный замок, то обращайтесь в наше проектное бюро ТопДом - и наши архитекторы создадут для вас индивидуальный архитектурный проект, взяв во внимание все ваши пожелания. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.

Поиск Лекций

Художественная культура Раннего Средневековья.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи.

Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира.

На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») — здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части — алтарем (апсидой).

Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом — крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство.

Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

Романский стиль в искусстве и архитектуре

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.

В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романовского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями – отличительные особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных объемов.

Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни.
Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

В романское время в Германии было создано множество местных архитектурных школ, из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей – византийских черт архитектуры.

К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.

Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

С учетом особенностей таких произведений и заинтересованности их авторов в участии в их практической реализации Кодекс устанавливает, что таким авторам наряду с общими полномочиями, предусмотренными п. п. 2 и 3 ст. 1270 Кодекса и принадлежащими всем категориям авторов, дополнительно принадлежат также права˸

1) на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта, в т.ч. путем разработки документации для строительства (подп. 10 п. 2 ст. 1270, п.

1 ст. 1294 ГК РФ);

2) на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания или сооружения либо инои̌ реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ). Порядок осуществления такого контроля и надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству;

3) требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК РФ).

В п. 1 ст. 1294 ГК РФ содержится важная оговорка, согласно которой если договором между заказчиком и автором архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта не предусмотрено иное, то допускается лишь однократное использование созданного автором проекта.

Для повторной и любой последующей реализации проекта требуется получение согласия от автора. Аналогичные положения действуют также в отношении разработанной на базе проекта документации для строительства.