Основание мифологического мировоззрения. Мифологическое, религиозное и философское мировоззрение

Мифологическое мировоззрение.

Философия как разновидность мировоззрения.

Чтобы подступиться к изучению философии, необходимо иметь представление о том, что такое мировоззрение. Мировоззрение в самом широком смысле слова - это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Оно является социально-историческим явлением, возникающим с появлением человечества, и отражает именно человеческий, а не природный способ существования. Мировоззрение - это та опосредующая природу призма, через которую человек смотрит на мир. Оно выкристаллизовывается в культуре, которую называют вторым домом человека, является ее частью, выражает ее суть. Вначале обобщенные взгляды на мир формируются за счет жизненного опыта и здравого смысла, потом - веры в Бога, а затем опираются на разум, логику. В то же время в мировоззрении современного человека присутствует сплав различных компонентов. Зачем человеку мировоззрение? Дело в том, что в отличие от животного, у человека есть необходимость целостного представления и осознания мира, в котором он живет, а также своей роли в этом мире. Только так он может ставить цели и осуществлять их. Например, осознавая причины мирового финансового кризиса или глобальных проблем, можно создать проекты их решения. В истории человечества выделяют три исторических типа мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение.

Миф - это исторически первая форма мировоззрения, присущая первобытному обществу и ранним этапам развития цивилизационных обществ. Ее основу составляет собрание мифов (греческих, японских, бушменских и пр.). Мифология - это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. В отсутствие науки, философии человек объяснял мир через присущую той или иной культуре систему мифов. Структурно все мифы универсальны и похожи, так как основываются на чувствах и переживаниях. Черты мифологического мировоззрения:

1. Синкретизм - нерасчлененность, слитность человека с природой, невыделенность его Я и не противопоставленность всему сущему (камню, дереву, животному и пр.).

2. Миф основывается не на логике и разуме, а на глубинных чувствах, переживаниях (вот почему все мифы мира очень похожи).

3. Смысл в мифе выражается в образах за счет ассоциативного мышления (например, гром ассоциируется с гневом богов, потому что вызывает страх и ужас).

4. Очеловечивание, одушевление природы (анимизм, гилозоизм). Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - первичная форма верования в души и духов. Гилозоизм – (от греч. ὕλη - материя и ζωή - жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи.

5. Мистика и магия - нерациональные способы связи и управления людьми, природой и всем Космосом. Все в мире пронизано мистическими связями, их разрушение вызывает индивидуальные и коллективные проблемы (засуха, болезнь, смерть, голод). Магическое действие и обряды призваны восстановить утраченные связи. Магия - это архаичная естественная практика управления природой и человеком.

2) Религиозное мировоззрение.

Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) - специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного (трансцендентного) Бога или богов.

Черты религиозного мировоззрения:

1) Выделенность человека из природы через связь с духовным миром (Богом).

2) Мистичность (обряды и культы религии мистичны, например, в обряде причастия через хлеб и вино человек причащается к телу и крови Христа).

3) Разум занимает подчиненное положение по отношению к вере, вера нелогична, внерациональна (например, в Троице Бог один, но в то же время представлен в трех ипостасях, что нарушает логический закон тождества).

4) В центр ставится поиск спасения, обретения высших ценностей, утверждается вечная жизнь после смерти.

Существуют разные типы религий, их можно разделить на политеистические , где существует множество богов (индуизм, джайнизм, синтоизм, даосизм и др.), и монотеистические , где существует единый Бог (иудаизм, христианство, ислам). Политеистические религии во многом содержат в себе черты мифологии, а монотеистические, открывшие Бога как трансцендентное начало (сверхъестественное, сверхсущее, потустороннее), являются принципиально новым типом мировоззрения.

3) Философское мировоззрение.

Философия как мировоззрение возникает позже мифа и религии, тем не менее, унаследовав от них всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Философия (от греч. φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость) - высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение, построенное на логической реконструкции действительности. Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Мифология характеризуется как мировоззрение, по­скольку все его основные проблемы в представ­лены и в мифах: происхождение мира и его устройство (хаос и космос), пу­ти возникновения наиболее важных явлений природы и общест­венной жизни, тайны рождения и смерти человека, его место и предназначение в мире.

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.

Первоначально мифы- это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии (синкретизм ).

Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах.

В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир , космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались (антропоморфизм ).

Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический . Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф выполнял разнообразные функции :

С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим,

Формировались коллективные представления того или иного народа,

Обеспечивалась духовная связь поколений,

Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения,

Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни,

Заполнял пробелы в знаниях, строил связную и понятную картину мира.

Миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с вымыслом, реальное и иллюзорное, мате­риальное и идеальное.

4. Религия как форма мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, развиваясь, неизбежно превраща­ется в условиях перехода к классовому обществу в религиозное мировоз­зрение. Между мифом и религией существует тесная связь, сходство: отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, одухотворение материаль­ного и опредмечивание идеального. Религиозно-магические обряды вхо­дят в состав мифологии на зрелом этапе ее развития, а мифы - неотъем­лемое слагаемое любой религии.

Но религия не только порождается мифом, развивает его, но и от­рицает: если мифология не знает разделения веры и знания, естествен­ного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, то религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный; если в мифологии борьба че­ловека с силами природы изображается как героическая борьба, в ко­торой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то рели­гия низводит человека до положения "раба божьего", всецело уповаю­щего на божественную благодать.

Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вы­текают, ею определяются такие компоненты религиозного миро­воззрения , как вера во всемогущество Бога-творца, представле­ние о бессмертии души, вера в "спасение".

Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер.

Вместе с тем, религия является мощным регулятором поведения человека и общества. Верующий в определенного бога человек должен строго выполнять религиозные заповеди, нормы, соблюдать церковные традиции и ритуалы. Отступление от религиозных мировоззренческих установок оценивается как серьезный проступок, требующий раскаяния и искупления.

Мифология - это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями), социальных процессов и своей роли в них.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его о науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

  • - происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • - объяснение природных явлений.

А также для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.

Традиционное же определение мифа принадлежит И.М. Дьяконову. В широком смысле мифы - это, прежде всего «античные, библейские и другие старинные сказки о сотворение мира и человека, а также рассказы богов и героев - поэтические, иной раз причудливые».

Слово «миф» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «предание» или «сказание».

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой.

Явления природы люди наделяли человеческими качествами.

Описываемые в мифах события первобытные люди не относили к сверхъестественным. Для них мифы были абсолютно реальными, потому что являлись результатом осмысления действительности многими предшествующими поколениями.

Нередко мифологию ошибочно отождествляют с религией. Вопрос о соотношении этих двух понятий является одним из сложнейших и не имеет в науке однозначного решения. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что понятие мифологии является гораздо широким, чем понятие религия, поскольку в нее входят не только рассказы о богах, но и предание о происхождении космоса, мифы о героях, легенды об образовании и гибели городов и многое другое. Мифология представляет собой целую систему первобытного мировосприятия, которая включает не только зачатки религии, но и элементы философии, политических теорий, донаучных представлений о мире, а также в силу своей образности и метафоричности и разных форм искусства, в первую очередь словесного.

Благодаря сравнительно-историческому анализу чрезвычайно многообразных мифов различных народов мира было установлено, что целый ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Это позволило исследователям выделить определенные виды мифов:

  • - мифы о животных;
  • - тотемические мифы;
  • - солярные мифы;
  • - лунарные мифы;
  • - календарные мифы;
  • - аграрный миф;
  • - космологические и антропологические мифы.

Мифология с одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деянии богов, героев, духов и другое, в которых нашли отражение, фантастические представления людей о мире, природе и человека. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, и многие другие аспекты, касающие природы и сущности мифов.

Мифология не идентична философии, хотя содержит не мало рассуждений о глобальных проблемах бытия. Мифология не тождественна религии, но включает в себя различные культы и обряды, посвященные богам. Можно с полной уверенностью утверждать, что мифология - это нечто универсальное, первая мировоззренческая система.

Мифологическое мировоззрение является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

Миф является наиболее ранним типом и формой сознания и отображения в нем окружающего мира. Особенности мифологического мировоззрения состоят в том, что сам по себе миф, представляет собой наиболее раннюю историческую форму осознания окружающей действительности индивидом. В мифе собраны воедино и причудливым образом переплетены между собой начальные знания человека, нормы регуляции индивидуального и общественного мышления и поведения, а также художественно-эстетические критерии, эмоциональные оформления и критерии оценки человеческой деятельности.

Мифология, по мнению ряда ученых, предстает перед современным человеком, не просто как некий вариант устного творчества, источником которого является человеческое воображение. Мифология также имеет под собой мотив не только простого удовлетворения человеческого любопытства и поиска ответов на животрепещущие вопросы бытия. Мифологическое мировоззрение выступает как целостный механизм социальной регуляции общества, причем объективный механизм, так как на некотором этапе своего развития, общество начинает особенно сильно испытывать потребность в таком регуляторе. В этом качестве мифологическое мировоззрение проявляет себя как способ сохранения природной и человеческой гармонии и психологического единства людей.

Специфика мифологического мировоззрения в этом смысле, состоит в том, что оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предшествующих поколений, а обрывочными картинами мира, носящими сугубо индивидуальный и образный характер. В рамках такой картины, природа, общественные явления отражаются и мотивируются к такому отражению лишь в той степени, насколько возникает потребность у самих людей в этом отражении.

Мифологическое мировоззрение на этом этапе становления общества характеризуется преимущественно игнорированием причинно-следственных методов описания действительности, в результате чего картина мира предстает только в ее пространственно-временном оформлении (например, в нереальных сроках жизни людей, их перерождении и воскрешении в другом качестве и т.д.).

Главным в мифологическом сознании выступает образ, чем, собственно, и отличается мифология от философии, где преобладает уже рациональное мышление. Тем не менее, миф преподносит мир человеку не просто в виде сказки, а таким, где непререкаемо присутствует некий высший авторитет. Этот фактор впоследствии и становится базисом формирования «чистых» религий, отличающих себя от мифологии.

Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью - в мифе всегда есть присутствие нерасчлененного представления между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подвластно, если проблема решается коллективно.

Исходя их указанных особенностей, можно утверждать, что главная функция мифологического сознания и мировоззрения не лежит в плоскости познавательной деятельности, она - сугубо практична, и основная ее цель состоит в укреплении монолитности общества или его части. Миф, в отличие от философии, не порождает вопросов и проблем и не требует от индивида осмысленно-сознательного отношения к окружающему.

Но по мере накопления практических знаний, возникает объективная потребность их систематизации уже на уровне рациональной деятельности, а, следовательно, и теоретической. Поэтому, мифологическое сознание сначала «растворяется» в религиозном, а затем уступает приоритет философскому, оставаясь, тем не менее, в сознании каждого человека в виде психических представлений обыденного уровня.

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) 2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями) 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение.

Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства. 2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия. 3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

А) метаморфоза б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть) в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине) г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами) д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия 2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта) 3. в философии есть причинно-следственные связи.

Религиозное мировоззрение.

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами, 2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом), 3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова), 4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Философское мировоззрение.

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.

Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.

Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?

Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).

Отношение человека к миру троякое: 1. позновательное, 2. практическое, 3. ценностное

Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться

Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.