Победа за горами: почему афганская армия не может уничтожить «Талибан. Современная армия афганистана

На протяжении вот уже более 30 лет Исламская Республика Афганистан (ИРА) остается одним из наиболее нестабильных в мире государств. В стране с 1978 года фактически не прекращается гражданская война. Свыше десяти по­следних лет продолжается иностранное военное присутствие, которое является единственным фактором, препятствующим захвату власти в Афганистане вооружен­ной оппозицией. В связи с предстоящим в 2014 году выводом из страны Международ­ных сил содействия безопасности (МССБ) особое значение приобретает создание в Афганистане боеготовых национальных силовых структур.

Существенных успехов афганскому руководству по созданию дееспособных вооруженных сил удалось достичь в 1970-1980 годы при финансовой и военной помощи Советского Союза. Однако в 1992 году после захвата власти в стране талибами единые афганские вооруженные силы переста­ли существовать.

Современная история аф­ганской армии началась с 2002 года, когда было при­нято решение о ее формиро­вании при активной помощи США и других стран НАТО.

В настоящее время к сило­вым структурам Афганиста­на относятся вооруженные силы, национальная полиция и главное управление нацио­нальной безопасности.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ АФГАНИСТАНА

В состав вооруженных сил (Афганской национальной армии - AHA) входят сухопутные войска, военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность составляет около 190 тыс. военнослужащих. При этом сухопутные войска насчитывают более 130 тыс., военно-воздушные силы - около 6 тыс., центральный аппарат, вспомогательные командования и ССО - свыше 55 тыс. человек.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы – министерство обороны и генеральный штаб – осуществляют административное и оперативное управление войсками, а так­же реализуют государственную политику в области обороны и военного строитель­ства.

Основу сухопутных войск Афганистана составляют шесть армейских корпусов (20 пехотных бригад), в военное время предна­значенных для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника и разгрома вторгшихся группировок войск. Вместе с тем на современном этапе одной из ключевых задач частей и подразделений СВ является оказание поддержки Афган­ской национальной полиции в ходе прове­дения контртеррористических операций.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск ИРА входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, а также отдельные бригады обеспечения и сопровождения грузов, военной полиции и охраны. На вооружении имеются: танки Т-62, бронетранспортеры М113, БМП-1 и БМП-2, бронированные автомобили «Хамви» (всего около 50 танков и 200 боевых бро­нированных машин), а также более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов, среди которых в основном гаубицы Д-30, 82-мм пушки и минометы.

Военно-воздушные силы включают в себя три авиакрыла, в том числе одно учебное, и две отдельные авиаэскадрильи поддержки. На вооружении ВВС нахо­дится около 50 самолетов и 50 вертолетов, главным образом советского и россий­ского производства – воен­но-транспортные самолеты Ан-12, Ан-32 и Ан-26, а так­же вертолеты Ми-17 и Ми-35. Основная часть авиатехники неисправна либо практиче­ски полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

АФГАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ

Афганская национальная полиция (АНП), являясь главным правоохранитель­ным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел Афганистана. В настоящее время части и подразделения полиции используются в первую очередь для борьбы с терроризмом.

Деятельность АН:П осуществляется в семи оперативных зонах во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур и Международными силами содействия безопасности.

Общая численность полиции – более 140 тыс. человек. Наряду с регулярными подразде­лениями созданы военизиро­ванные формирования мест­ной национальной полиции, которая насчитывает около 25 тыс. человек. Кроме того, в состав АНП входят: афганская граждан­ская полиция, жандармерия, пограничная полиция, криминальная полиция и силы защиты правопорядка.

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ АФГАНИСТАНА

Главное управление национальной безопасности (ГУНБ) Афганистана - специальная служба, призванная обеспе­чивать безопасность в стране и выполнять специальные задачи. Основные силы и средства ГУНБ в настоящее время при­влекаются для нейтрализации террори­стических и экстремистских группировок в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и регио­нальных управлений (штатная численность около 20 тыс. человек).

ОЦЕНКА БОЕГОТОВНОСТИ АФГАНСКОЙ АРМИИ И СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Боевая готовность вооруженных сил Аф­ганистана, а также АНП и ГУНБ находится на низком уровне. Органы управления, подчиненные им части и подразделения способны лишь частично решать возло­женные на них задачи.

Так, в 2012 году в ходе проверки всех армейских корпусов и 111-й дивизии сухопутных войск установлено, что общий уровень боеготовности соединений и частей СВ Афганистана неудовлетворительный (только одна пехотная бригада способна выполнять поставленные задачи в полном объеме). Основными причинами такого положения дел стали неполная укомплектованность личным составом (70-90 проц. штатной численности), а также ВВТ (50-85 проц.). По результатам проверки наиболее боеспо­собными являются 201, 205 и 215-й армей­ские корпуса. При этом для получения ре­альной картины о готовности вооруженных сил к решению стоящих перед ними задач использовалась созданная иностранными специалистами система оценок и крите­риев, основу которой составлял показатель «способность частей и подразделений к проведению самостоятельных операций».

Все это лишь еще раз свидетельствует о тех сложностях, с которыми столкнулось афганское руководство при создании силовых структур. Сохраняется нехватка добровольцев из-за низкого уров­ня денежного довольствия военнослужащих (рядовой получает всего 70 долларов в месяц), не достигающего размеров выплат боевикам вооруженной оппозиции. Наряду с этим 50 проц. но­вобранцев по состоянию здоровья не соответствуют предъявляемым требовани­ям, 23 проц. до службы в ВС регулярно употребляли нар­котические вещества. Из 20 добровольцев начальное об­разование имеет только один. Данный факт существенно

Данный факт существенно увеличивает сроки подготов­ки рядового и сержантского состава по военно-учетным специальностям и требует введения в курс военной подготовки предметов по ликвидации неграмотности. Одновременно сохраняется дефицит квалифицированных офицерских кадров.

Недостаточная выучка рядового и младшего командного состава приводит к высоким боевым потерям, которые порой в несколько раз превышают потери боевиков. Кроме того, высокий их уровень обусловлен слабой оснащенностью подразделений ВВТ. частей и подразделений ВВТ. В частности, в войсках сохраняется нехватка боевых бронированных машин, артиллерийских систем, средств ПВО, ударных вертолетов и авиационной техники.

Отмечается, что морально-психологиче­ское состояние личного состава афганской армии и полиции находится на низком уровне. Одним из дестабилизирующих факторов является проблема исторически сложившейся неприязни между основ­ными этническими группами страны – таджиками и пуштунами. Несмотря на официально публикуемые доклады о до­стижении положительных результатов распределения новобранцев и выпускников военных учебных заведений с учетом их национальной принадлежности, в AHA и АНП продолжают иметь место случаи столкновений на межэтнической почве. Это подталкивает многих молодых солдат к дезертирству. Число таких военнослужа­щих составляет до 25 проц. численности личного состава подразделений (в отдельных случаях оно доходит до 40 проц.). В 2012 году афганские части оставили свыше 30 тыс. человек.

Еще одной причиной вы­сокого уровня дезертирства в ВС Афганистана остается дея­тельность террористических и экстремистских группировок, прежде всего «Аль-Каиды» и Исламского движения талибов. В ряде районов вооруженные нападения на подразделения AHA и полиции происходят каждый день, что привносит в действия военнослужащих страх и панику. Кроме того, боевики регулярно используют в отношении родственников призванных на военную службу лиц как силовые, так и пропагандистские методы воздействия. Это вынуждает военнослужащих либо предпринимать дополнительные меры для обеспечения безопасности своих семей, либо просто отказываться от службы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АФГАНИСТАНА

В связи с этим повышение боеспособ­ности силовых структур Афганистана является одной из приоритетных задач руководства страны. Строительство во­оруженных сил осуществляется в соот­ветствии со стратегией национального развития ИРА, разработанной на ее основе национальной военной стратегией. Воен­ный бюджет страны в 2012 году составил около 1,8 млрд долларов. Однако большая часть этих средств была израсходована на денежное довольствие личного состава и выплату различных пособий. Мероприятия оперативной и боевой подготовки, а также наращивание численного и боевого состава ВС и повышение их технической оснащен­ности осуществляются преимущественно на средства США и их союзников.

Общий объем ассигнова­ний, выделенных Вашингто­ном в период с 2002 по 2012 год, составил около 90 млрд долларов. В перспективе американцы намерены в зна­чительной степени снизить эти расходы, в том числе в 2013 году - до 6 млрд, а в 2014-м - до 4 млрд долларов.

Основная часть учебных и тренировочных программ в рамках системы оперативной и боевой подготовки воору­женных сил Афганистана реализуется в ходе непосредственного участия афганской армии и полиции в антитер­рористических операциях на всей территории страны. Особое внимание уделяется отработке навыков принятия командирами различного уровня решений на проведение самостоятельных боевых действий. Так, в 2012 году в ВС ИРА было проведено пять совместных с Международными силами содействия безопасности командно-штаб­ных и более 40 тактических учений, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие AHA и АНП с подразделениями иностран­ных контингентов.

В ходе создания силовых структур Аф­ганистана важнейшей задачей является оптимизация их организационно-штатной структуры и повышение качества индиви­дуальной профессиональной подготовки военнослужащих. Координацией действий на данных направлениях занимается специ­ально созданная комиссия генерального штаба под руководством американских военных советников.

Общая численность афганских силовых структур к 2014 году должна составить около 352 тыс. человек, в том числе ар­мии - 195 тыс. и полиции - около 157 тыс. В перспективе (не ранее 2017 года) личный состав AHA и АНП планируется сократить до 235 тыс. человек.

В настоящее время обучением солдат и офицеров AHA занимаются около 7 тыс. иностранных инструкторов, более 5 тыс. из которых – американцы

Особое место в ходе строительства силовых структур Афганистана занимают мероприятия по оснащению частей и подразделений современными ВВТ

Подготовка и обучение личного состава афганской армии возложены на учебное командование, деятельность которого на­ходится под контролем и осуществляется при непосредственной поддержке МССБ. В настоящее время обучением солдат и офицеров занимаются около 7 тыс. ино­странных инструкторов, более 5 тыс. из которых - американцы.

В вооруженных силах действуют шесть высших военных учебных заведений и академия унтер-офицеров, на базе кото­рых организованы курсы подготовки по различным специальностям. В настоящее время ежегодно число выпускников состав­ляет около 4 тыс. человек. Для проведения мероприятий боевого слаживания под­разделений (до батальона включительно) в Кабуле создан объединенный полевой центр афганской армии.

В системе подготовки офицеров поли­ции действует национальная академия полиции, которая выпускает специалистов для следственных аппаратов и других подразделений органов внутренних дел. В стране функционирует центр подготовки командного состава и командно-штабной колледж. Подготовка рядового и сер­жантского состава полиции проводится в 30 учебных центрах, срок обучения в которых составляет два - три месяца. В настоящее время в них проходят обучение более 17 тыс. сотрудников.

Кроме того, в 2012 году началось строительство на­циональной академии безопасности Афганистана. Ее создание и укомплектование профессорско-преподавательским составом финан­сируются правительством Великобритании. Планируется, что академия будет го­товить кадровый состав для AHA, АНП и ГУНБ. В стенах данного учебного заведения будет обучаться до 1,5 тыс. слушателей.

Существует ряд программ по подготовке военнослужа­щих AHA и АНП за рубежом. В 2012 году в Турции, Индии, США, Италии и Германии завершили обучение около 500 военнослужащих афган­ской армии. Для офицерского состава МВД Афганистана также действуют курсы по­вышения квалификации в Индии и Египте.

Особое место в ходе строительства си­ловых структур занимают мероприятия по оснащению частей и подразделений современными образцами ВВТ. Так, в течение 2013-2014 годов общие расходы на закупку вооружения для AHA составят свыше 1,5 млрд долларов. Наибольшие объемы поставок будут осуществлять компании военно-промышленного ком­плекса Соединенных Штатов Америки, заключившие контракты на общую сумму около 1 млрд долларов.

Вместе с тем, несмотря на оказываемую зарубежными странами помощь, силовые структуры ИРА на сегодняшний день не способны действовать эффективно. По оценкам иностранных инструкторов, аф­ганская национальная армия и полиция вряд ли достигнут необходимой боеспо­собности ранее чем через десять лет. Вывод сил международной коалиции из Афганистана, запланированный на конец следующего года, создаст реальные пред­посылки к дестабилизации обстановки в стране и усилению в ней позиций тали­бов.

(Е. Белов, «Зарубежное военное обозрение», 7/2013)

Данный текст подготовлен на основе аналитических докладов ЦИСА специально для «Афганистан.Ру».

Формирование современных вооруженных сил Афганистана началось в 2002 году после падения режима Талибана. Этот процесс шел крайне медленно из-за утраты армейских традиций в ходе гражданской войны 1992-2001 гг., когда политический вакуум заполняли собственные вооруженные отряды различных политических сил, участвовавших в конфликте. Изначально этим формированиям придавался статус армейских корпусов, имеющих прописанную территориальную принадлежность. В общей сложности было создано 8 корпусов, из которых 6 имели в основе формирования «Северного альянса».

В 2002-2003 гг. при участии иностранных военных в Афганистане начался процесс разоружения неправительственных вооруженных отрядов и формирования регулярных вооруженных сил. Первоначально этот процесс шел крайне непросто, в 2003 году общая списочная численность афганской армии составляла менее 6000 человек, а полицейские формирования практически отсутствовали.

К началу 2015 года списочная численность Афганской национальной армии достигла 178 тысяч человек, численность полицейских формирований – более 150 тысяч человек. К числу силовых структур также относятся отряды местной полиции (около 28 тысяч человек) или отряды местной вооруженной самообороны, получившие официальный статус.

К настоящему моменту АНА отказалась от дивизионного звена подчинения и имеет следующую структуру: толи (рота) – кандак (батальон) – бригада – корпус. Всего в афганской армии существует 7 корпусов:

  • 201 корпус «Разлив» (Кабул), отвечающий за безопасность афганской столицы и юго-восточных провинций (считает наиболее подготовленным и боеспособным подразделением);
  • 203 корпус «Гром» (Гардез), действующий на территории регионального командования (военного округа) «Гардез», включающего провинции Хост, Пактика, Газни;
  • 205 корпус «Герой» (Кандагар), зона ответственности включает провинции Кандагар, Забуль, Урузган;
  • 207 корпус «Победа» (Герат), провинции Герат и Фарах;
  • 209 корпус «Сокол» (Мазари-Шариф);
  • 215 корпус (Лашкар-гах).

Каждый корпус включает в себя не менее 3 общевойсковых бригад, батальон специального назначения, штабной батальон, а также подразделения логистики и поддержки корпуса.

Численность вооруженных сил Афганистана достаточно велика в сравнении с государствами, близкими по численности населения, и объясняется это необходимостью ведения борьбы против террористических группировок внутри страны.

В текущих условиях государство не располагает достаточными собственными средствами для финансирования армейских подразделений, поэтому значительную роль в афганском военном строительстве играет иностранная финансовая помощь. Кроме того, армия ИРА зависима от импортных поставок ряда видов вооружений, снаряжения, техники, а также ГСМ, которые не производятся внутри страны в необходимых объемах. Эти обстоятельство делает вооруженные силы уязвимыми в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры, поэтому перед Афганистаном стоит задача повышения независимости собственных вооруженных сил от внешней поддержки.

Современная афганская армия отказалась от насильственной мобилизации, практиковавшейся во времена ДРА. Военнослужащие несут службу на контрактной основе. Первые несколько недель службы личный состав получает подготовку в армейских учебных центрах, преимущественно в Кабульском регионе, затем процесс обучения продолжается в военных частях, в т.ч. при участии иностранных инструкторов.

В условиях неконвенционных боевых действий против мобильных отрядов противника особую роль в АНА играют подразделения специального назначения («коммандос»). Группа Специальных Операций, созданная в 2011 году, включает в себя 3-4 бригады. Ее центр, база «Мурихед», находится в провинции Вардак. Численность подразделений к 2012 году составляла около 1000-1500 человек.

АНА является многонациональной, но в ее рядах традиционно велико присутствие этнических таджиков. На 2013 год они составляли около 33,3% всего личного состава и 39% среди офицерства, что существенно выше их доли в общей массе населения страны. По неофициальным данным, среди командующих бригадами и выше преимущественно представлены этнические пуштуны.

После 2011 года задачи, встающие перед АНА, стали усложняться в связи с передачей ответственности за безопасность от сил МССБ национальным силовым структурам. Особенно негативно на настроении афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 года в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. В этот период отмечается рост случаев дезертирства, являющегося недостатком армии Афганистана на протяжении последних 35 лет.

Несмотря на добровольность комплектования, АНА сталкивается с проблемой самовольного ухода личного состава, причем и «самоволками» в период полевых работ, и с бегством без намерения вернуться до истечения контракта. Обычно эти проблемы связаны с условиями службы и угрозами жизни в ходе боевых действий против вооруженной оппозиции. Существует также проблема «солдат-призраков», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия.

В 2015 году парламентское расследование констатировало наличие острой проблемы коррупции и хищений в вооруженных силах, включая незаконную продажу ГСМ, оружия и транспорта, что может приводить к небоеспособности отдельных частей.

Также АНА сталкивается с рядом других трудностей, вызванных быстрым увеличением численности вооруженных сил в конце 2000-х – начала 2010-х. Многие подразделения сталкиваются с дефицитом квалифицированных офицеров, а также проблемами в подготовке рядового состава. Последняя обусловлена, в том числе трудностями в развитии гражданских образовательных институтов и отсутствием у части рекрутов базовой грамотности.

Также проблемой афганских вооруженных сил является нехватка определенных видов вооружений, включая авиацию и бронетехнику. Частично это связано с неготовностью иностранных партнеров предоставлять национальной армии некоторые виды оружия, которое, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время вооруженные силы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами. Также существует мнение, что уровень оснащения афганской армии регулируется неким соглашением между США и некоторыми странами региона, незаинтересованными в появлении на территории Афганистана мощной армии. Частично дефицит техники компенсирует за счет поддержки операций афганских военной авиацией НАТО, остающейся на территории страны после 2014 года.

На текущий момент значительная часть военных подразделений не может действовать полностью без поддержки иностранных военных советников и подразделений НАТО, дислоцированных в Афганистане. Чаще всего наличествует необходимость транспортной поддержки, оказания медицинских услуг и оперативных консультаций военных специалистов.

Несомненно, что в период вывода иностранных войск с территории страны нагрузка на афганских военных будет возрастать, и перед ними будут вставать все более сложные задачи, связанные с противодействием экстремизму, особенно в контексте новых региональных угроз. Успех решения указанных задач будет во многом определяться повышением боеспособности и независимости афганской армии, а также поиском новых механизмов международного сотрудничества и поддержки.

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (стр. 15-18)

Полковник А. ВАСИЛЬЕВ,

кандидат военных наук

Военно-политическое руководство (ВПР) Исламской Республики Афганистан (ИРА) в интересах стабилизации обстановки и создания условий для осуществления планов экономического и социального развития страны заинтересовано в скорейшем формировании национальных вооруженных сил. Вместе с тем в ходе практической реализации разработанных при участии США и западных стран планов по форсированному к началу 2007 года строительству 70-тысячной афганской национальной армии (AHA) ВПР столкнулось с серьезными трудностями. Низкая боевая выучка личного состава новой армии на фоне растущего дезертирства солдат и сержантов, особенно в подразделениях и частях, принимающих участие в боевых действиях против талибов, острая нехватка боеприпасов, отсутствие военной техники для оснащения вводимых в строй подразделений заставили командование американских вооруженных сил пересмотреть ранее намеченные сроки окончательного формирования AHA, отодвинув их на более позднее время. По расчетам военных советников США, намеченной численности эта армия достигнет лишь к маю 2008 года, а полной оперативной готовности - только к сентябрю 2009-го.

В министерстве обороны и - генеральном штабе ИРА продолжается комплектование управлений (оперативного, организационно-мобилизационного, обучения и боевой подготовки войск, кадров, финансового, внешних связей, военных закупок и поставок, медицинского, по связям с парламентом и общественностью, контрольно-ревизионного) и командований (разведки, связи, тыла и снабжения). К настоящему моменту центральный аппарат МО укомплектован на 55 проц. (1 650 военнослужащих из 3 000 положенных по штату), а ГШ, включая входящие в него командования и управления, - лишь на 35 проц. (2 450 из 7 000). По состоянию на конец 2005 года численность AHA достигла 30 663 человека.

Согласно указу президента ИРА Х. Карзая от 2 декабря 2002 года «О создании афганской национальной армии» и разработанной в соответствии с ним новой организационно-штатной структуре вооруженные силы страны представлены лишь двумя видами - сухопутными войсками и военно-воздушными силами. Основой боевой мощи AHA должны стать СВ, включающие пять армейских корпусов (АК, 13 бригад) общей численностью 46 тыс. человек. В настоящее время штабы всех корпусов и девяти бригад, входящих в них, сформированы и насчитывают 19 790 человек.

Наиболее боеспособным соединением является 201 АК. Однако и он в настоящее время представлен практически лишь двумя бригадами (1-я легкая пехотная бригада (лпбр) и 3-я бригада быстрого реагирования), в то время как в составе 2 лпбр после отправки четырех батальонов для комплектования других корпусов, находящихся в стадии формирования, сохранились штаб бригады и батальон огневой поддержки (боп).

По две легких пехотных бригады, причем вторые неполного состава, имеются и в 203, и 205 АК, а третьими бригадами (в приоритетном порядке) их планируется укомплектовать к маю 2006 года и апрелю 2007-го соответственно. 2 лпбр 201 АК будет вновь развернута только к сентябрю-октябрю 2006 года.

В 207 и 209 АК на данный момент всего по одной лпбр. Их доукомплектование начнется только после завершения этого процесса в городах Кандагар, Кабул и Гардез.

В настоящее время на вооружении ВС ИРА состоят 44 танка Т-62, 41 БМП-1, 13 БТР М-113, 55 БРДМ-2, 52 122-мм гаубицы Д-30, 120 минометов различного калибра. Кроме того,

большое количество техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей.

Помимо этого, согласно разработанному военными советниками США перспективному плану поэтапного строительства сухопутных войск AHA до 2010 года будут развернуты четыре региональных командования: два к концу 2008 года - в городах Кандагар и Гардез и два к 2010-му - в городах Герат и Мазари-Шариф.

Воздушный корпус (ВК) AHA организационно будет состоять из авиационно-транспортного и вертолетного «крыльев», батальона инженерного обслуживания и группы воздушного контроля. Кроме того, предполагается создать четыре авиабазы на аэродромах Кандагар, Герат, Мазари-Шариф и Гардез, где развернуты армейские корпуса. В авиационном парке ВК имеются самолеты Ан-32 (Ан-26) - пять единиц, вертолеты Ми-8 - семь и Ми-24 - шесть, а также учебные самолеты Л-39 - два. Вопрос об оснащении воздушного корпуса боевыми самолетами пока в повестке дня не стоит. Численность личного состава ВК по состоянию на 1 декабря 2005 года была 189 человек, а к 2009-му она будет доведена до 3 000 военнослужащих. Наиболее крупные аэродромы - Баграм, Кандагар и Шинданд - остаются под контролем американцев на неопределенный срок.

На финансовые средства, выделяемые в основном США, в кабульском военном учебном центре (КВУЦ) иностранные инструкторы готовят личный состав для вновь формируемых батальонов AHA. В общей сложности планируется подготовить его для 78 батальонов, включая пехотные, танковые, механизированные, огневой поддержки, боевого обеспечения, транспортные. По состоянию на 1 декабря 2005 года в КВУЦ обучение прошел личный состав только для 44 батальонов. Остальные военнослужащие пройдут подготовку в соответствии с разработанным военными советниками США планом-графиком. При этом ее продолжительность в КВУЦ намечается увеличить с нынешних 14 до 16 недель, а количество подразделений в одном потоке сократить с пяти до четырех.

Согласно прогнозам западных специалистов, темпы строительства AHA в 2006 году по ряду объективных факторов будут замедлены. Беспокойство у американцев вызывает низкий уровень профессиональной выучки личного состава. Сформированные бригады и батальоны, по оценкам советников из США, не способны к ведению самостоятельных боевых действий. По их мнению, одной из основных причин этого является нерешенность вопросов материально-технического обеспечения вновь формируемых подразделений. Так, при выпуске из КВУЦ в ноябре 2005 года 44-го по счету батальона (согласно организационно-штатной структуре является батальон огневой поддержки (боп)) из положенных по штату 120 единиц автобронетанковой техники были выделены только восемь автомобилей. Кроме них, боп не получил ни одной гаубицы (по штату положено восемь 122-мм Д-30), ни одной БРДМ-2 (должно быть восемь), ни одной единицы инженерной или специальной техники (положено 22), а также противотанковых средств. В войсках ощущается острейшая нехватка боеприпасов к танковым орудиям (Т-62) и 122-мм гаубицам Д-30, выстрелов к БМП-1 (БМП-2), РПГ-7, мин к 82- и 120-мм минометам.

Американцы, стремясь ограничить российское участие в создании афганских вооруженных сил, предпринимают попытки решения проблемы удовлетворения первоочередных потребностей AHA в ВВТ за счет поставок в страну образцов советского производства из стран-участниц бывшего Варшавского Договора, изъявивших желание вступить в НАТО. Поставки запасных частей к бронетанковой технике осуществляются из Румынии, Болгарии и Польши, артиллерии -из Словакии и Монголии, стрелкового оружия - из Чехии и Венгрии.

При этом несколько иных позиций придерживается значительная часть афганского генералитета, которая высказывается за расширение самостоятельности МО ИРА в решении вопросов подготовки и использования войск, формирования и расходования статей оборонного бюджета, определения приоритетных для себя партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В их числе были названы Россия, Китай и Индия.

Трудности военного строительства в Афганистане наряду с вышеизложенными причинами объясняются также недостаточным финансированием этого процесса. Бюджет МО ИРА на новый финансовый год (начинался 21 марта 2006 года), с учетом помощи

стран-доноров, по сравнению с текущим периодом предполагается увеличить почти на 50 проц., после чего он должен составить около 1,4 млрд долларов США. При этом афганская доля в нем достигнет 165 млн долларов (8 млрд афгани).

С учетом всех отмеченных обстоятельств военное строительство в Афганистане займет еще не менее пяти-семи лет. Направленность и содержание этого процесса, как и формулирование военно-политической доктрины государства, будут определяться результатами противоборства между представителями основных политических группировок в руководстве страны, сохранением военного присутствия США на афганской территории, а также возможностями и характером источников финансирования армии и поставок ВВТ. ®

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

28 лет назад из Афганистана выходила самая боеспособная на тот период армия мира - прошедшая десять лет боев с хорошо обученными моджахедами и наемниками из более чем тридцати стран мира. Легендарная 40-я, основа ОКСВА (Ограниченный контингент Советских войск в Афганистане), вернулась домой с развернутыми знаменами - непобежденной, выполнившей до конца свой воинский долг. Здесь каждый солдат был подготовленный боец, каждая дивизия - боевой ударный кулак. Но этот потенциал тогда, увы, так и остался невостребованным. Многие части были расформированы, а овеянные славой знамена отправились на хранение в музей.

Всего в составе ОКСВ за период с декабря 1979 по февраль 1989 годов находилось около 540 различного рода подразделений, соединений и организаций. Часть из них была выведена из Афганистана и расформирована еще в течение первого года пребывания здесь контингента. И этот процесс продолжался до окончательного вывода войск. Под «нож сокращения» пошли зенитно-ракетные части, батальоны тропосферной связи, многочисленные строительно-монтажные управления.


К началу первого этапа вывода в 1988 году группировка советских войск в Афганистане имела в своем составе 509 соединений, частей и учреждений общей численностью около 110 тысяч человек. Окончательный состав ОКСВА состоял из управления 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4-х дивизий, 5-ти бригад, 4-х отдельных полков, 6-ти отдельных батальонов охраны, 4-х авиационных полков, 3-х вертолетных полков, бригады обеспечения, трубопроводная бригада, медицинских, ремонтных, строительных, квартирно-эксплуатационных и другие частей и учреждений.
Механизм контингента, помимо боевой составляющей, включал в себя и достаточно большое количество подразделений обеспечения. Медики, связисты, радиопеленгаторы, ремонтники, пожарные, Военторг, банно-прачечный комбинат, передвижные хлебокомбинаты - полный комплекс обеспечения живого цикла. 879-е управление торговли, обеспечивая бытовые потребности контингента, развернуло 177 магазинов, в которых можно было приобрести недоступные тогда в Союзе импортные продукты питания (пусть и консервированные), спортивные костюмы известных брендов, телерадиоаппаратуру (пусть по записи, но гарантировано). Работал и тыл, и «фронт» - четко, как часы. И потом весь этот механизм, после вывода войск из Афганистана, оказался не нужен. Куда-то утекли складские запасы, многое банально разворовали, многое утекло по «национальным квартирам» - приближался 1991 год, распадалась не только империя, но и ее армия.

Сама 40-я общевойсковая армия как боевая единица прекратила свое существование практически сразу после вывода из Афганистана в феврале 1989 года. На какой-то период ее воссоздали в рамках САВО (Средне-Азиатского военного округа), потом армия оказалась в составе зарождающихся вооруженных сил Республики Казахстан, но и здесь она, уже в сильно усеченном составе, с потерянными командными кадрами, оказалась не нужной. Боевое знамя 40-й перекочевало в запасники Центрального музея Вооруженных Сил РФ и выносится на торжественные собрания лишь по случаю годовщин.

«В эйфории разделения Советского Союза никто особо не думал о боевом потенциале уже бывшей Советской армии, - говорит последний командующий 40-й армии, который ее и выводил из Афганистана, генерал-полковник Борис Громов. Каждый из новых руководителей уже суверенных государств старался приватизировать то, что находилось на его территории, в том числе и вооруженные силы. Вот и 40-ю армию практически полностью растянули в основном по среднеазиатским республикам. Что-то, в первую очередь ядерный боезапас, удалось вывести в Россию.Те части и подразделения, которые изначально вошли в состав ОКСВА из территорий в центральной части страны или в Сибири и на Дальнем Востоке, сумели вернуться к местам прежней дислокации и остались в строю. Но вот в целом «афганскую» армию сохранить не удалось. А ведь именно с ее опытом, уникальными наработками боевых действий в горах, можно было бы не только избежать потерь в Чечне, но и предупредить сам факт вооруженного конфликта. Результат мы знаем - в бой бросили необстрелянных и неподготовленных мальчишек, забыв, что сражение можно было остановить еще до его начала. И подобная задача была по силам на тот момент именно подразделениям 40-й армии».

Тут невольно напрашиваются и исторические аналогии. К августу 1945 года советское командование перебросило крупные силы освободившихся на западном фронте войск в Маньчжурию. Имеющие богатый опыт ведения боевых действий войска, помноженный на высокий моральный дух победителей, советские солдаты менее чем за два месяца разгромили миллионную японскую Квантунскую армию. Победа далась не численным превосходством, а именно высоким профессионализмом, слаженностью и дисциплиной. Все эти качества, бывшие у солдат и офицеров 40-й армии после Афганистана, так и остались невостребованными.

Из самых крупных и боевых соединений в составе ОКСВА - мотострелковых 5-й, 108-й, 201-й дивизий, в большей степени повезло в плане сохранения и имени, и традиции только последней. Выведенная в 1989 году на территорию Таджикистана дивизия, которая успешно проявила себя во время гражданской войны в этой республике для обеспечения безопасности мирных жителей и прикрывала границу со стороны Афганистана, превратилась в процессе реформирования в российскую военную базу. 201-я сохранила и свой порядковый номер и является не только гарантом стабильности в этом регионе, но и обеспечением безопасности южных рубежей России.

5-я гвардейская мотострелковая дивизия, которая была выведена после Афганистана на территорию Туркмении, после распада СССР стала национальным соединением в составе министерства обороны этой республики с местом дислокации в городе Кушка. Свой исторический номер дивизия утратила. Практически подобная судьба оказалась и у 108-й МСД, которая с января 1992 года вошла в состав Вооруженных сил Узбекистана и уже в декабре 1993 года была расформирована. Сейчас ее бывшие полки входят в 1-й армейский корпус в Самарканде. Оказались расформированными и 66-я и 70-я отдельные мотострелковые бригады, которых эта участь постигла еще в 1988 году, но сами соединения не исчезли бесследно, а влились в состав своих прежних мотострелковых дивизий.
103-я Воздушно-десантная дивизия в состав 40-й армии не входила, равно как и 345-й отдельный парашютно-десантный полк (Баграм), находилась в оперативном подчинении, однако именно десантники всегда участвовали в наиболее сложных и ответственных операциях. Они и территорию Афганистана покидали в числе последних - прикрывая вывод основных сил. Еще до 1991 года 103-я ВДД, выведенная в Белоруссию (штаб в г. Витебск), была передана в состав Погранвойск КГБ СССР и выполняла задачи на границе с Ираном на территории Азербайджана. А уже после развала страны вошла в состав вооруженных сил Белоруссии и ее полки были преобразованы в отдельные гвардейские мобильные бригады, а бывший 317-й ПДП получил по наследству Знамя легендарного соединения. Сейчас оно находится в 103-й гвардейской воздушно-десантной бригаде.


Интересная судьба сложилась у 345-го парашютно-десантного полка, которому вскоре после вывода из Афганистана довелось побывать в составе 104-й и 7-й десантных дивизий и пришлось выполнять боевые задачи в Закавказье и в Абхазии. В мае 1998 года на базе полка была создана 50-я военная база, переименованная вскоре в 10-й миротворческий воздушно-десантный полк. Планы по формированию 345-й Отдельной десантно-штурмовой бригады пока находятся на стадии рассмотрения. Из традиций полка осталась ежегодная встреча 11 февраля у Большого театра в Москве - ровно в 11 утра. В этот день полк пересек границу со стороны Афганистана, и командир Герой Советского Союза полковник Валерий Востротин сказал однополчанам: «Встречаемся 11-го в 11 у Большого». 28 лет эта традиция остается неизменной.Осталась в боевом строю и 56-я Отдельная десантно-штурмовая бригада (Гардез-Газни), Ей тоже пришлось пройти сложный путь в «мирной жизни», но посчастливилось остаться в составе ВДВ, что и спасло бригаду от расформирования. Сейчас она по-прежнему носит гордое имя Краснознаменной орденов Кутузова и Отечественной войны Донской казачьей десантно-штурмовой бригады и дислоцируется в славном городе Камышин.

…Расформированию не подверглась лишь память «афганцев», для которых 15 февраля является особым днем. Кто-то отметит его на торжественном приеме в Кремле, кто-то поднимет рюмку за «третий тост» в компании друзей. Вот в подмосковных Химках ветераны традиционно объедут все кладбища, где похоронены восемь их земляков, потом соберутся у единственного в России памятника погибшим спецназовцам и помянут своих друзей. И различий между ними не будет, даже если нынешний руководитель Межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов боевых действий» Сергей Макаров был в Афгане простым солдатом, а его нынешний зам Александр Понамарев служил там офицером. В этот день все «афганцы» равны.

Майор А. Меньшиков

С конца XX века Афганистан остается одним из наиболее нестабильных государств мира. К основным факторам, негативно влияющим на обстановку в стране, относятся низкий уровень ее социально-экономического развития, активная деятельность религиозно-экстремистских группировок, а также вывод большей части иностранных воинских контингентов с территории страны. Наиболее актуальным вопросом для афганского руководства в настоящее время является недопущение захвата власти в государстве вооруженной оппозицией, численность которой достигает 60 тыс. человек. При этом гарантом и ключевым инструментом недопущения негативного развития ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остаются ее силовые структуры, проводящие большую часть мероприятий под руководством зарубежных инструкторов и во взаимодействии с частями и подразделениями иностранных воинских контингентов.

Постепенное завершение деятельности в ИРА Международных сил содействия безопасности и начало работы в 2015 году учебно-тренировочной миссии "Решительная поддержка" привело к существенному сокращению (с 145 тыс. в 2001-м до 20 тыс. человек в 2015-м) группировки иностранных вооруженных сил и, как результат, к активизации экстремистской деятельности незаконных вооруженных формирований на всей территории страны.

Данное обстоятельство предопределило усиление внимания военно-политического руководства Афганистана к созданию боеготовых национальных силовых структур, способных самостоятельно ликвидировать террористическую угрозу.

Современный облик государственных институтов обеспечения безопасности страны формировался при финансовой и военной помощи Советского Союза (1970-1980), а с 2002 года - под воздействием США и стран НАТО.

В настоящее время силовые структуры ИРА включают в себя вооруженные силы, Афганскую национальную полицию (АНП) и главное управление национальной безопасности (ГУНБ).

Основными компонентами ВС (Афганская национальная армия) являются сухопутные войска , военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность около 170 тыс. военнослужащих. При этом СВ насчитывают более 140 тыс. человек, ВВС - около 6,5 тыс., ССО - до 10 тыс., центральный аппарат и вспомогательные командования - свыше 14 тыс. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы - министерство обороны и генеральный штаб, которые осуществляют административное и оперативное управление войсками, а также реализуют государственную политику в области обороны и военного строительства.

Основу сухопутных войск ИРА составляют шесть армейских корпусов (22 пехотные бригады), в военное время предназначенные для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника, удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся в пределы страны группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами войск. Вместе с тем на современном этапе одной из главных задач частей и подразделений СВ является проведение контртеррористических операций совместно с Афганской национальной полицией.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, отдельная бригада обеспечения и сопровождения грузов и отдельная бригада охраны.

На вооружении СВ имеются около 50 танков (Т-62), до 200 боевых бронированных машин (Ml13, БМП-1 и БМП-2), более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов (в основном гаубицы Д-30, безоткатные орудия и 82-мм минометы). В зависимости от боевого предназначения, условий применения и особенностей решаемых задач штатная численность личного состава соединений и подразделений СВ такова: бригады - 4-4,6 тыс. человек, батальона - 650-850, роты - 140-160, взвода - до 40.

Военно-воздушные силы включают в себя: три авиакрыла, в том числе одно учебное, две отдельные авиаэскадрильи поддержки, два отдельных авиазвена и четыре отдельные авиагруппы, а также учебный авиационный центр и Кабульское военное авиационное училище. Они предназначены для оказания воздушной поддержки действиям сухопутных войск и обеспечения переброски личного состава СВ и сил специальных операций. На вооружении ВВС находятся 24 самолета (транспортные - С-130, Цессна 208В "Караван", учебные - Цессна 182Т) и 51 вертолет (транспортные -Ми-17, боевые - Ми-35, учебные - MD-530F). Большая часть авиатехники неисправна либо практически полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

Силы специальных операций - наиболее боеспособные элитные соединения и части вооруженных сил, предназначенные для проведения спецопераций посредством комплексного применения разведывательно-диверсионных формирований на ТВД с целью нанесения значительного ущерба потенциальному противнику и подрыва его политического, экономического, психологического и морального потенциалов. Основным боевым соединением ССО является дивизия, которая состоит из двух бригад по четыре батальона. Последние переданы в оперативное подчинение штабам армейских корпусов. Силы спецопераций находятся в непосредственном подчинении начальника генерального штаба ВС страны. Афганская национальная полиция, являясь главным правоохранительным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел республики. В настоящее время во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур части и подразделения АНП используются прежде всего для борьбы с терроризмом, при этом деятельность полиции осуществляется под непосредственным контролем международных специалистов.

Общая численность этой структуры составляет более 140 тыс. человек. Структурно АНП включает в себя постоянные формирования, которые подчиняются заместителю министра внутренних дел по безопасности, и приданные компоненты. Вооружение и военная техника полиции представлены в большинстве своем устаревшими образцами, а также переданными иностранными государствами в рамках оказания военной помощи.

Главное управление национальной безопасности Афганистана - специальная служба, которая в рамках своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности ИРА, защиты и охраны государственной границы, а также координирует деятельность контрразведывательных органов.

Кроме того, значительная часть сил и средств ГУНБ привлекается для нейтрализации экстремистских бандформирований в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и региональных управлений, их штатная численность около 20 тыс. человек.

В настоящее время состояние боевой готовности ВС Афганистана, а также АНИ и ГУНБ находится на низком уровне. Силовые структуры (всего около 330 тыс. человек) в условиях вывода из страны основной части иностранных воинских контингентов, а также с учетом существенного сокращения финансовой помощи из заграницы не способны самостоятельно решать возложенные на них задачи. Они могут обеспечить относительную безопасность только в столичном регионе и районах постоянной дислокации соединений и частей.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что до 70 % вооружения частей и подразделений СВ и ВВС неисправно. Практически отсутствуют резервы материально-технических средств. Слабая подготовка летного и технического персонала не позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию имеющегося авиационного парка, в том числе оказывать необходимую поддержку проводимым антитеррористическим мероприятиям.

Созданию боеспособных вооруженных сил препятствует также нехватка добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия военнослужащих (у рядового - 70 долларов в месяц), нежелание покидать по служебной необходимости места постоянного проживания, высокий уровень дезертирства (около 40 тыс. человек в 2014 году), наркомания (более 20% призывников), состояние здоровья (50% не соответствуют предъявляемым требованиям) и безграмотность подавляющего большинства новобранцев (из 20 человек законченное начальное образование имеет только один).

В связи с этим афганское правительство реализует план строительства ВС, рассчитанный на 10 лет, который предусматривает формирование около 50 новых соединений, частей и подразделений. В соответствии с ним уже к 2018 году предполагается ввести в боевой состав сухопутных войск механизированные и артиллерийские бригады, отдельные танковые батальоны, подразделения РХБ-защиты, связи и противовоздушной обороны.

В конце 2013 года командование ВС ИРА приступило к формированию в СВ принципиально нового структурного элемента - сил быстрого реагирования в составе двух бригад быстрого реагирования. В настоящее время осуществляется комплектование данных соединений личным составом, вооружением и военной техникой (ВВТ).

Большое внимание уделяется созданию эффективной системы материально-технического обеспечения, в том числе ремонтно-восстановительной базы, а также повышению качества и интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Командование вооруженных сил Афганистана рассчитывает в среднесрочной перспективе иметь в боевом составе национальных ВС шесть армейских корпусов, две дивизии (111-я пехотная и ССО), более 40 бригад (отдельные, в составе армейских корпусов и дивизий), семь вертолетных эскадрилий (отдельных и в составе авиакрыльев), а также семь зенитных ракетных дивизионов. На их вооружении планируется иметь до 200 танков, свыше 1 000 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, средства ПВО, более 800 боевых бронированных машин и около 100 самолетов и вертолетов различного назначения.

Общие расходы на реализацию намеченных планов, включая закупки за рубежом ВВТ, должны превысить 20 млрд долларов. При этом сам Афганистан сможет выделять не более 10 % необходимых денежных средств. Главным "спонсором" силовых структур этой страны останутся Соединенные Штаты и их союзники, которые, вероятнее всего, под предлогом необходимости совместного противодействия расширению влияния экстремистов попытаются переложить часть расходов на страны региона (прежде всего на Индию и Китай).

С учетом вышеизложенного можно ожидать, что успешное выполнение разработанного при участии США плана реформирования силовых структур Афганистана позволит несколько повысить их боеспособность, а также укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовую обеспеченность личного состава. Несмотря на это, достижение полной победы над вооруженной оппозицией и нормализация ситуации в стране представляется маловероятным .