Ганс гасс. Значение слова гросс

(1847-12-26 )

Ганс Гросс (нем. Hans Gross , 26 декабря 1847 - 9 декабря 1915) - австрийский юрист и криминолог , основоположник криминалистики . Отец Отто Гросса.

Биография

Гросс родился в Граце и закончил Грацский университет . С 1869 по 1897 год Гросс работал судебным следователем в Черновцах . За это время он разработал систему рекомендаций по расследованию преступлений, которая легла в основу фундаментальной работы «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (1893). Хотя Гросс не получил докторской степени , в 1897 году он стал профессором уголовно-исполнительного права в Черновицком университете . В 1902 году Гросс перешёл в Пражский университет , а с 1905 года стал преподавателем университета Граца.

«Руководство» Гросса было сразу переведено на многие европейские языки (так, первый перевод на русский вышел в 1895-1896 годах). Третье издание (1898 год) было озаглавлено автором «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». Термин криминалистика был придуман Гроссом и в дальнейшем дал название науке о расследовании преступлений. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон профессиональных преступников, применение в следственной деятельности последних научных открытий (например, рентгеновских лучей), а также привёл описание многих уголовных дел. Также Гросс основал первый криминалистический журнал «Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik», главным редактором которого был с 1898 года до своей смерти . В 1912 году Гросс основал в Граце Институт криминалистики.

Примечания

Литература

  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. - М .: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - С. 18-19. - 990 с. - ISBN 5-89123-302-9
  • William M. Johnston The Austrian mind: an intellectual and social history, 1848-1938. - University of California Press, 1983. - P. 94-95. - 515 p. - ISBN 9780520049550

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 26 декабря
  • Родившиеся в 1847 году
  • Родившиеся в Граце
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1915 году
  • Умершие в Граце
  • Юристы Австрии
  • Криминалисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гроспетер, Аттила
  • Гросс, Пол

Смотреть что такое "Гросс, Ганс" в других словарях:

    Гросс Ганс - (Groß) (1847 1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце. * * * ГРОСС Ганс ГРОСС (Grob) Ганс (1847 1915), австрийский юрист, один из… … Энциклопедический словарь

    Гросс Ганс - Гросс (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, ≈ 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897≈1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902≈05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… …

    Гросс, Ганс - ГРОССЪ, Гансъ, майоръ воздухоплав. б на въ Берлинѣ, род. въ 1860 г. Раньше служилъ въ саперахъ, затѣмъ съ 1891 г. перешелъ въ воздухоплав. службу. Имъ сдѣлано весьма много полетовъ съ науч. цѣлью на сферич. аэростатахъ. Съ 1906 г. Г. командуетъ… … Военная энциклопедия

    Гросс - Гросс ныне редко используемая мера счёта, равна 144 предметам. Гросс (gross, в англ. сумма до всех вычетов), применительно к оплате труда заработная плата работника, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором … Википедия

    Гросс-адмирал - Гросс адмирал высшее военно морское звание в Австро Венгрии (1867 1918), Германской империи (1871 1918) и Третьем рейхе (1933 1945). Ему соответствовало звание генерал фельдмаршал в сухопутной армии. Содержание 1 Гросс адмиралы 1.1 Австро… … Википедия

    ГРОСС (Gross) Ганс - ГРОСС (Gro?) Ганс (1847 1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце …

    Гросс (Groß) Ганс - (1847—1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Большой Энциклопедический словарь

    Гросс Г. - ГРОСС (Groß) Ганс (1847–1915), австр. юрист, один из основоположников криминалистики и суд. психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Биографический словарь

    Гросс - I (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897 1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902 05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… … Большая советская энциклопедия

    Гросс, (Gross) Ганс - (1847–1915) австрийский ученый, профессор университетов в Граце и Праге, основоположник западно европейской криминалистики; основатель первого в мире криминалистического музея в Граце; один из пионеров кри минальной психологии. Заслугой Г.… … Криминалистическая энциклопедия

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова гросс

гросс в словаре кроссвордиста

гросс

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гросс

А, м. (спец.). Мера счета: двенадцать дюжин (при счете нек-рых галантерейных товаров, карандашей). Г. пуговиц.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гросс

м. Мера счета, равная 12 дюжинам (144 штукам), применявшаяся обычно при счете некоторых галантерейных и канцелярских товаров.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гросс

ГРОСС (нем. Gro?) мера счета (обычно мелких галантерейных и канцелярских предметов), равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам.

гросс

ГРОСС (Gro?) Ганс (1847-1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце.

гросс

ГРОСС Евгений Федорович (1897-1972) российский физик, член-корреспондент АН СССР (1946). Основные труды по спектроскопии. Экспериментально доказал существование экситонов в кристаллах. Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

Гросс (мера счёта)

Гросс - мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.

Обычно применялась при счёте мелких галантерейных и канцелярских предметов - карандашей, пуговиц, писчих перьев и т. п.

Дюжина гроссов составляет массу.

Гросс

Гросс:

  • Гросс - ныне редко используемая мера счёта, равна 144 предметам.
  • Гросс (gross, в англ. сумма до всех вычетов ), применительно к оплате труда - заработная плата работника, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором (разговорное «грязными» ). В отличие от нетто - зарплаты, выдаваемой на руки (в России = оклад + региональная надбавка − НДФЛ 13 %) (разговорное «чистыми» ). Таким образом, если в трудовом договоре указана гросс зарплата, равная 100 000 рублей, то работник, уплатив 13 % налога, фактически будет иметь 87 000 рублей нетто .
  • Gross - большой, крупный; валовой, брутто. От англ. и нем. gross - большой, крупный, обширный, значительный, грубый, неочищенный. Происхождение слова - от лат. grossus и более позднего старофранц. gros - большой. В экономике употребляется в значении «валовой». Например, gross маржа - это маржа валовой прибыли, GDP (Gross Domestic Product) - ВВП.

Примеры употребления слова гросс в литературе.

На той неделе прилетает Глен Гросс , включаю Белореченск в маршрут поездки.

Увы, читатель, немало здесь собралось и проходимцев от науки - Буксбаумы, Гроссы , Крафты, все в париках, тевтоногрозные, завистливые к чужим успехам, жадные до казенных дровишек.

Кроме того, я решил, что мистер Гросс - человек более высокого ранга, чем мистер Агрикола, и что последний получил указания именно от него.

Судя по тому, что ты говоришь, и не только ты, а и те два парня тоже, Гросс - более важная шишка, чем Агрикола, а между тем Агрикола был самым высокопоставленным бандюгой, о котором я когда-либо слышал.

Дядя Эл, Фермер Агрикола, его дочь мисс Алтея, мистер Гросс , инспектор Махоуни, Крепыш Тони Тафи, Траск и Слейд.

Она вытерла глаза, умылась, вышла во двор, где Прауд, Дора, Джерри, фрау Гросс и мать Энн сообща пытались переоборудовать старинный погреб в бомбоубежище, взяла свою лопату и снова принялась за работу.

Недаром сказал обозреватель Глен Гросс , кстати заметить, ветеран 42-й пехотной дивизии армии США, форсировал на хилом буксирчике Ла-Манш, катил на танке по Европе.

Сэндерса наконец дошел трюк майора Гросса : он отправил всех троих разными маршрутами, но цель у них наверняка одна -- некая точка в юго-западной Англии, где рано или поздно двойники должны будут собраться вместе.

Гроссе , считал, что трансураны Ферми вовсе не новые элементы, а на самом деле изотопы 91-го элемента -- протактиния.

Сейчас здесь живут русский посланник, по национальности француз, граф Кассини с племянницей и ее гувернанткой мадемуазель Шелле, первый секретарь посольства Павлов, секретарь Соловьев, драгоманы Попов и Колесов, доктор миссии Корсаков и студенты Штейн, Гроссе и Рождественский.

Перед битвой Гросс вел себя кичливо и развязно, он хвастал своей непобедимостью и мастерством.

Такое понимание Гросса вполне совпадает с нашими прежними размышлениями по поводу обсуждавшихся номиналистической и реалистической точек зрения, а также их ранних стадий, представленных в платонической, мегарской и кинической школах.

Гросс различает две формы слабоумия: в одной - сознание расплывчато и поверхностно, в другой - сужено и углублено.

Гросс , друг мой, - виновато прошептала профессорша и горестно вздохнула, - я знаю, что ты меня будешь упрекать, я знаю, что заслужила твои упреки, но только я.

Лишь только фрау Гросс стала одеваться, как давно уже не спавшая девочка вскочила на ноги, разбудила Джерри, убрала постель, умылась и побежала на кухню, где профессорша готовила завтрак.

(наст. фамилия - Оскотский) Григорий Семёнович (17 (30) VII 1901, Нижний Новгород, ныне Горький - 23 VIII 1959, Волгоград) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1919-22 учился в Пермском театр. уч-ще. С 1922 актёр Вологодского драм. т-ра, с 1927 - т-ров муз. комедии Ташкента, Куйбышева, Ростова-на-Дону и др. городов. В 1939-1949 актёр и режиссёр Иркутского т-ра муз. комедии, в 1949-53 актёр Моск. т-ра оперетты, в 1953-1959 - Волгоградского т-ра муз. комедии. Острохарактерный актёр, Г. создал галерею образов, окрашенных мягким юмором или едкой сатирой. Партии: Франсуа ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Дежурный тюрьмы ("Летучая мышь" Штрауса), Наливайко ("Мечтатели" Листова), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Клякушев ("Самое заветное" Соловьёва-Седова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова) и др.

В. И. Зарубин.


Смотреть значение Гросс Г.С. в других словарях

Гросс М. — 1. Мера счета, равная 12 дюжинам (144 штукам), применявшаяся обычно при счете некоторых галантерейных и канцелярских товаров.
Толковый словарь Ефремовой

Гросс — -а; м. [нем. Groß] Торг. Мера счёта: двенадцать дюжин (при счёте некоторых галантерейных и канцелярских товаров).
Толковый словарь Кузнецова

Гросс-термс — англ. gross terms условия фрахта, по которым все расходы по погрузочно-разгрузочным работам учитываются в стоимости фрахта и возлагаются на перевозчика.
Экономический словарь

Гросс-чартер, — "гросс
условия" условия фрахтования судна, когда помимо всех эксплуатационных расходов, которые обычно несет
судно, все другие
расходы, такие, как
портовые........
Экономический словарь

Гросс-термс — (англ. gross terms) - условия фрахтования, согласно которым все расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ, включая штивку и тальманские, учитываются во фрахтовой ставке........
Юридический словарь

Вирус Мышиного Лейкоза Гросс — В. подрода онкорнавирусов С млекопитающих, сем. ретровирусов; возбудитель лимфолейкоза мышей; патогенность для человека не установлена.
Большой медицинский словарь

Гросс — (Gro?) Ганс (1847-1915) - австрийский юрист, один изосновоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого вмире Музея криминалистики в Граце.
Большой энциклопедический словарь

Гросс Христиан-фридрих — Гросс (Христиан-Фридрих) - академик по кафедре нравоучительной философии, вюртембергский уроженец, студент Тюбингенского университета; прибыл в Санкт-Петербург вместе........
Исторический словарь

Гросс, Николаус — (Gross), (1898-1945), немецкий профсоюзный активист, участник Июльского заговора 1944 против Гитлера. Родился 30 сентября 1898 в Руре. Окончив школу, работал на шахтах, стал........
Исторический словарь

Гросс-беерен (gross-beeren) Наполеоновские Войны — Место сражения 23 авг. 1813, в котором участвовали северная франц. армия под командованием марш. Удино и 80 000 союзников под командованием швед. наследного принца, прикрывавших........
Исторический словарь

Гросс-егерсдорф (gross Yagersdorf) Семилетняя Война — Место сражения 19 (30) авг. 1757 между 28 000 пруссаков под командованием фельдмарш. Левальда и 55 000 русских под командованием фельдмарш. С. Ф. Апраксина. Апраксин, решивший обойти........
Исторический словарь

Гросс-розен — Небольшой концентрационный лагерь в районе Штрегау в Силезии. был создан в дополнение к системе трех основных лагерей: Дахау на юге, Бухенвальд в Центральной........
Исторический словарь

Гросс — писал по сельск. хоз. 1833 г., учитель симферопольск.

Гросс, Андрей Леонтьевич — т. с., посланник русский при дворах Западной Европы; † 1765
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Антон — камер-музыкант; р. 1760, † в СПб. 19 мая 1821
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Г. В. — авт. медиц. книг (1830-1840
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Евгений Федорович — [р. 8 (20) окт. 1897] - сов. физик, чл.-корр. АН СССР (с 1946). В 1924 окончил Лен. ун-т, где с 1938 - проф. С 1944 работает также в Физико-технич. ин-те АН СССР. Осн. труды Г. посвящены спектроскопии........
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Егор Егорович — академ. архитектуры И. А. X., † янв. 1877
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Иосиф Германович — врач, р.
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Леонтий Леонтьевич — воен. белозерск. (кажется, одно лицо, что и Гросс, Леонтий, переводч.,
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Леонтий, Переводч. — Посольск. приказа 1681 г.
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Логин — придворный музыкант 1809
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Н. — перев. с польск. 1890
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, П. И. — сотрудн. журн. "Домашний ремесленник" 1912
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Учитель Симферопольской Губ. Гимназии — писатель по сельскому хозяйству; 1833
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Федор Иванович — посланник русский при Нижне-Саксонск. округе, 2 сент. 1793, в службе с 1751
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Христиан Фридрих — - академик по кафедре нравоучительной философии, вюртембергский уроженец, студент Тюбингенского университета, прибыл в СПб. вместе с Бильфингером в 1725 г. и в следующем........
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Христиан Фридрих (крестьян Леонтьевич) — проф. нравоуч. филос., академик, застрелился в 1742
Большая биографическая энциклопедия

Гросс-егерсдорф — (Gross-Jägersdorf) - селение в б. Вост. Пруссии (юго-западнее Инстербурга, ныне - Черняховск), в р-не к-рого 19(30) авг. 1757 во время Семилетней войны 1756-63 произошло сражение между рус.........
Советская историческая энциклопедия

Гросс — Единица счета, равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам.
Словарь мер и весов

Гросс Ганс
Основатель научной теории криминалистики
Имя при рождении:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:

Австро-Венгрия

Научная деятельность

Общая теория криминалистики, криминалистическая техника

Ганс Гросс (нем. Hans Gross, 26 декабря 1847 - 9 декабря 1915) - известный австрийский ученый, основоположник западноевропейской теоретической криминалистики и многих аспектов юридической психологии.

Биография

Ганс Гросс родился в г. Граце 26 декабря 1847 года в семье Иоганна Гросса и Франциски Лютцендорф. Отец Ганса был имперским военным комиссаром и его влияние сказалась на характере сына. Гимназия Адмонт, где учился Ганс отличалась строго католическим воспитанием, и это уважение к религии вполне могло быть воспринято Гроссом с "младых ногтей". Поступив в университет Гросс стал изучать правовые науки, так как профессия юриста не была чем-то новым в семье Гросса. Его прадед служил придворным советником в судебной палате г. Ветцлара. После окончания университета и успешной защиты диплома в 1871 году Гросс поступает в правоохранительные органы и служит Фемиде более 30 лет. Современники Гросса описывают его как высокого сильного человека с испытующим, но в то же время доброжелательным взглядом. Начинает свою практическую деятельность Г. Гросс в г. Леобене в должности судебного следователя. Там он изучает новые методы расследования: бертильонаж, фотосъемку преступников и места происшествия. Изучая приемы расследования преступлений, Гросс обратил внимание на ту небрежность, с какой работала австрийская полиция. Это было неудивительно, поскольку профессионалов в рядах полиции было недостаточно. В основном там работали отслужившие свой срок низшие военные чины. Гросс занялся изучением следственного опыта. Он углубился до приёмов средневековой инквизиции и отметил, что порою методы работы полиции не отличались от средневековья. Достижения других наук еще только начинали проникать в практику расследования. Гросс занялся систематизацией успешных приемов расследования, интересовался химией, физикой, ботаникой, микроскопическими исследованиями и психологией. В 1878 году Гросс обогатил свою следственную практику службой военным следователем на территории Боснии, оккупированной Австро-Венгрией. Получив за службу награду от кайзера, Гросс в 1881 году в звании старшего лейтенанта вернулся в Грац, где стал прокурором. В 1893 году он издал свое «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции», которое и сделало его знаменитым. Стало ясно, что для успешного расследования преступлений недостаточно знания одних лишь уголовного и уголовно-процессуального права. Необходимо изучение преступника, его личности, преступных приемов и средств, используемых для совершения преступлений. Гросс увлекся психологией, а его работу «Криминальная психология» (1898) известный психолог Вильям Штерн назвал «исторически значимой». Гросс задумывается над тем как обучать будущих следователей, в чем заключается искусство следователя и можно ли его передавать ученикам. С 1893 года он пытается получить звание приват доцента по специальности «уголовное право» на факультете права университета Граца, но безуспешно. Министерство культуры и образования считает его уровень недостаточным, а «вспомогательные лекции по уголовному праву» более полезными для практиков, чем для студентов.

Однако Гроссу удается (в этом одна из самых больших заслуг его деятельности) в своем выступлении на международном конгрессе в г. Линце в 1895 году добиться включения преподавания своих лекций студентам юристам. С тех пор криминалистика и появилась в учебных программах юридических учебных заведений. В целях совершенствования своего «Руководства...» и сбора информации о преступном и следственном опыте Гросс начинает издавать журнал «Архив по криминальной антропологии и криминалистике», который выходит и поныне.

1 марта 1899 года в Буковине, принадлежащей в те годы Австро-Венгрии, в Черновицком университете, Гросс становится профессором и преподает уголовное право. В 1902-1905 году Гросс читает курс уголовного права в университете Праги, где его слушателем является Франц Кафка, ставший впоследствии известным писателем. На своих занятиях Гросс широко использует различные ролевые игры, проводит психологические эксперименты. Его интересует проблема диагностики лжи в показаниях, особенности восприятия свидетелем обстоятельств происшествия.

В 1905 году его научно-педагогические заслуги, наконец-то были замечены и оценены. В возрасте 57 лет Гросс становится постоянным профессором уголовного и уголовно-процессуального права.

Еще, будучи следователем в Граце, Гросс создает небольшой музей криминалистики. Переехав в родной город, он передает музей местному университету для учебных целей. В самом начале своей преподавательской карьеры Гросс пытается создать специально оборудованные для изучения криминалистики лаборатории, и организовать свой институт криминалистики. Его поддерживает и министерство юстиции, однако министерство культуры и образования не видит в этом необходимости. Лишь после 18 лет хлопот Гроссу наконец-то удается открыть Криминалистический институт при университете Граца. В институте, который возглавил Гросс, читались курсы криминалистики, уголовной психологии, уголовной антропологии и уголовной статистики. При институте была своя библиотека, учебный музей, несколько лабораторий и имелся собственный журнал - «Архив по криминальной антропологии и криминалистике».

Руководство для судебных следователей

Обложка издания 1892 года

Основой печатный труд Г.Гросса «Руководство для судебных следователей и чинов жандармской полиции» был настолько популярен среди правоохранителей, что только в Австрии переиздавался более десятка раз.

Г. Гросс приводит две разновидности методики расследования преступлений. Первая методика в целом была ориентирована на объект и объективную сторону состава преступления и содержала приемы и способы, которые по сути своей аналогичны методике расследования преступлений, существующей в современной отечественной криминалистике. В основу второй методики Г. Гроссом был положен способ психологический, применение которого хоть и сопряжено со значительными трудностями, но также может сопровождаться успехом. Данная методика расследования преступлений была ориентирована преимущественно на субъекта преступления. В книге Гросса представлены образцы тогдашнего воровского жаргона. Он первым предпринял изучение "фени", на которой "ботали" преступники в Дунайской монархии. Некоторые словечки, вероятно, из-за близости идиша к немецкому языку, попали в живительную среду одесских босяков и бандитов. Например, разговорное словечко tipptopp в значении "безупречно" или "отлично" превратилось в хорошо знакомое выражение "все тип-топ". Правда, существительное Freier, которым ранее называли жениха, в современном немецком служит для обозначения клиента проститутки, а на жаргоне российских уголовников стало обозначением жертвы вора или шулера, а также человека, не принадлежащего к блатному миру.

Кроме жаргона, в книге представлены образчики ложных показаний, тайнописи и жестов преступников, расследования несчастных случаев на железных дорогах, конструкции "адских машин", микрочастиц почвы на обуви, средств изгнания плода, приемов противодействия расследованию, оружия огнестрельного и холодного, а также раскрыто взаимодействие следователя и прессы. Словом, подлинная энциклопедия криминалистики.

Особое внимание ученый уделил цыганской преступности. Быту, поведению и преступным приемам цыган в его книге посвящена отдельная глава. Гросс утверждает, что цыгане являются бичом монархии Габсбургов - даже следователи на территории Германии куда реже сталкиваются с цыганской преступностью. Автор рассуждает об особенностях совершаемых ими преступлений, приводя факты похищения ими детей, пытается проанализировать их религию и даже отыскивает "хорошие качества цыган". Со знанием дела первый криминалист Европы описывает цыганские орудия совершения преступлений и используемые ими яды. В заключение Гросс анализирует цыганские имена и поговорки.

Современные зарубежные исследователи наследия Гросса полагают, что для автора цыгане представлялись однородной преступной массой и он не смог удержаться от известной доли необъективности в их оценке. В частности, раздел о "хороших качествах" цыган Гросс начинает с утверждения, что на хорошие качества цыган никогда не следует полагаться. Для иллюстрации черной неблагодарности "фараонова семени" он приводит пример, не оставляющий у читателя сомнения в аморальности и антигуманности цыганского народа. Некий зажиточный крестьянин во время холодов приютил замерзающую беременную цыганку, которая за время пребывания в доме в мельчайших подробностях изучила жилище своего благодетеля. Во время прощания с молодой мамашей и ее чадом на глазах у хозяев были слезы. Вскоре крестьянина обворовали и его семья впала в настоящую нужду.

Содержание этой книги Гросса свидетельствует о чрезвычайной любознательности, высокой эрудиции и богатом следственном опыте Гросса. Исследование ложных показаний, жаргон, тайнопись и жесты преступников, расследование несчастных случаев на железных дорогах, конструкции адских машин, взаимодействие следователя и прессы, микрочастицы почвы на обуви, средства изгнания плода, приемы противодействия расследованию, оружие огнестрельное и холодное – этот перечень только отдельных тем, достаточно ярко характеризует Гросса как энциклопедиста криминалистики, пытливого исследователя, смело вторгающегося в самые полярно противоположные отрасли знаний.

Роль в развитии криминалистической науки

В своих работах Г. Гросс указал примеры криминалистически значимых данных, входящих в криминалистическую характеристику преступлений, полученных на основе постулируемой Г. Гроссом связи между проявлениями психических свойств личности и совокупностью материальных и идеальных следов преступления, которые, по мнению Г. Гросса должны быть используемы в деятельности лица, ведущего расследование преступлений. Причем подчеркивается, что «важным условием «точной» деятельности судебного следователя является основательное знание человека, как главного материала предварительного следствия».

Однако позитивные качества его методики заключаются также в следующем:

В отличие от исследований Кречмера, Горанфоло, Ломброзо, делавших акцент на криминологическое заимствование достижение наук психологического цикла, Г. Гросс использует данные знания в целях раскрытия преступлений. Он являлся первым, кто использовал достижения всего комплекса наук о человеке в криминалистических целях.

В основу методики расследования Г. Гроссом был положен не психиатрический параметр (как не свойственный большинству лиц, совершающих преступления), не конституциональный (как не имеющий, даже не сегодняшний день, достаточного научного обоснования), а чисто психологический параметр, элемент своеобразной «криминалистической акцентуации» - ярко выраженное психическое свойство, доминирующее в момент совершения преступления. Этот подход давал возможность научного поиска в других криминалистических группах преступников, имеющих достаточную характерологическую целостность.

Анализ данного психического свойства был прослежен по значительному количеству параметров: социальному, культурному, психологическому, религиозному, статистическому.

И, наконец, главная особенность «психологической» методики расследования преступлений Г. Гросса заключается в самой методологии исследования объекта научного поиска. Даже современные методики создания фотографического образа преступника, как и его «психологического портрета», построены по принципу предварительного сбора значительного статистического материала, с последующим анализом его и вычленением значимого фактора, который затем ложится в основу идентификации лица, совершившего преступление.

Заслуга Г. Гросса заключается в том, что он первым выдвинул и обосновал эмпирическими данными возможность расследования криминального деяния путем создания «психологического портрета» личности преступника, наряду с существовавшими уже методиками расследования, ориентированными на объект и объективную сторону преступления. Этим и другими своими идеями Г. Гросс еще раз подтвердил, что он достоин «по вполне заслуженному им праву называться «отцом криминалистики».

Таким образом, в конце XIX века Г. Гросс выдвинул методику расследования преступлений, базирующуюся на неразрывной связи следов преступления и личности преступника.

Основные труды

Die Ehrenfolge bei strafgerichtlichen Verurtheilungen. Graz, 1875.

Handbuch fur Untersuchungsrichter als System der Kriminalistik. Graz, 1892.

Lehrbuch für den Ausforschungsdienst der k.k. Gendarmerie,1894.

Kriminalpsychologie. Graz, 1898, 1905.

Enzyclopiidie der Kriminalistik. Leipzig, 1901.

Der Raritätenbetrug. 1901.

Zurechnung und strafrechtliche Verantwortlichkeit in positiver Beleuchtung. Berlin, 1903.

Kriminalistische Tätigkeit und Stellung des Arztes. Braumüller, Wien,1909.

Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik. (1898-1915). (глав. редактор)

На русском языке:

Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Ч. 1, 2. Смоленск, 1895, 1896.

Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб., 1908.

Криминальная психология. СПб., 1908.

Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М.: ЛексЭст. 2002.

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß, нем. George Grosz, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, там же) — немецкий живописец, график и карикатурист. В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.

В ответ на просьбу написать автобиографию для сборника «Молодое искусство» Георг Гросс прислал

John the sex murderer

Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие. недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и… говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.

«В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода».

(Г. Гросс)

Вернувшись с первой мировой войны Гросс рисовал то, что увидел в Берлине - кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира.

В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:

«Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
…Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии… отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй».

Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:

«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».

Его постоянно обвиняли — в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».

Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие…
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний.
Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.

Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь - Адольф Гитлер.

Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.

Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.

В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство «МАЛИК») он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии «Маленькая революционная библиотека», которую выпускает издательство «МАЛИК».

В 1921 году Гросс выпускает альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история — «ДАДА перед судом» в деталях описана Раулем Хаусманном.

В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В. И. Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.

Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.

Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник.

И это выбор был сделан им вполне осознанно.

Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:

«Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство «.

«Каин, или Гитлер в аду» (1944)Cain, or, Hitler in Hell.

Когда фашисты захватили власть в Германии, они запре-тили творчество неугодных им прогрессивных художников. В этом черном списке среди первых было названо имя круп-нейшего художника-сатирика Георга Гросса. Сжигались на кострах старые журналы с его рисунками, живопись нель-зя было показывать в залах музеев.

George Grosz, The Survivor, 1944.

Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”

Бог войны

Автопортрет.

George Grosz, The Wanderer, 1934.

Но вскоре началась первая мировая война, и свободный художник Гросс призывается в кайзеровскую ар-мию. Здесь, столкнувшись лицом k лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди отдают жизнь за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, солдат Гросс открыто выступает про-тив милитаризма и продолжения войны.

Retreat (Rückzug),

Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.

Столпы общества. Жорж Гросс (1926)

Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то «наведен порядок», продается сыр и поезда ходят по расписанию.

The Painter of the Hole I,

he Painter of the Hole II,

George Grosz, Portrait of Dr. Felix J. Weil,

Porträt des Schriftstellers Max Herrmann-Neiße,

Strasse in Berlin (1922-1923 - George Grosz)

20-е годы — наивысший подъем в творчестве Гросса. Гросс любил делать большие серии рисунков, как бы давая в них энциклопедию нравов современной Германии, беспощадно вскрывая вопиющие противоречия общества, показывая его воинствующий антигуманистический характер. Выпуск каждой из них был событием общественной важности, был подобен взрыву бомбы. Серия монографий «Бог с нами» (1920), разоблачавшая злобную тупость германской военщины, была подвергнута рейхсвером штрафу в 5 тысяч марок. Такая участь постигла и великолепный цикл «Ессе Homo» (1923).

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира. Сам художник говорил, что «рисование должно снова подчи-ниться общественной цели», стать «оружием против звер-ского средневековья и человеческой глупости нашего вре-мени...» И надо сказать, что делал он это с подлинным блеском. Так, рисунок «Муштра» из цикла «Меченые» (1923) настолько зло показывает бездушность и идиотизм жизни германской армии, что не оставляет никаких надежд на тот ореол романтики, которым окружала ее официальная пропаганда. В изображении Гросса перед нами предстают люди-механизмы, двигающиеся, и, что самое главное, ду-мающие только по команде. Это не какое-либо учение, а именно муштра, нечто нечеловеческое.

В на-чале 30-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс уезжает в Соединенные Штаты Аме-рики. Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие, многие другие. В 1938 Гросс был лишен немецкого гражданства.

В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.

В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».

В 1954 Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году — в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.

Самоубийство

George Grosz. Self-Portrait, Warning.

Grosz High Dunes, 1940.

В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название « новая вещественность », или « веризм ». Портрет доктора Нейссе (1927) - характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.

Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения.

В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959. Грос опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы. В 1959 году художник вернулся в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.

A Married Couple 1930 by George Grosz 1893-1959

Лучшие годы их жизни, 1923,Гросс Георг (1893-1859), акварель, Kunstmuseum Hannover

«Каин, или Гитлер в аду» (1944). George Grosz painting Cain or Hitler in Hell, New York, 1944.

Рисунки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти, её нарастающий абсурд и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944). Значимое место в его графике занимает эротическая тема , которую он трактует в обычном для себя резко-гротескном духе.

Arnold Newman, George Grosz, 1942


Из комментариев:

".....кроме того, что это блестящий рисовальщик, чья рука тверда, ум - ясен и глубок, не взирая наверно, на количество выпитого, мужские портреты Гроса невыносимо, непередаваемо хороши. А портреты Макса Херман-Нейсе, пожалуй лучшее из всего виденного мною в последнее время. Отсутствие пафоса и в самом Максе и в портрете, а композиция портрета, на котором Макс с перстнем на руке такова, что ГЛАЗ ОТОВАТЬ нет никаких сил. Листаю пост и возвращаюсь к нему, листаю и опять возвращаюсь... Какие тонкие запястья, большие, рабочие кисти рук, узловатые пальцы, как спокойно и бессильно Максовы руки лежат на подлокотниках видавшего виды кресла. Руки говорят: всё уже было, всё случилось, ничего нельзя изменить, остается только думать об этом.. Какое мучающееся у Макса лицо, взляд в себя, как трагичен этот маленький человек, он полон тяжких дум и поэтому сразу же пронзает мысль: а пережил ли он тридцатые? Нет, думаю, не пережил...
Грос очень мужской художник, его мир наполнен мужчинами всех видов, они представлены самым полным образом и в социальном разрезе, но не это главное, мир Гроса - это то, что эти немецкие мужчины сделали с веком, Гросом, нами всеми, родившимися в этом веке, это то - за что пришлось отвечать. И возвышается над саркастическим вертепом Бог Войны! Вот главная фигура, родственник гойевских капричос, ужасающих фантазий и дьяводьской реальности. Пожалуй никто после Гойи, не изображал эту мифическую фигуру так реально, узнаваемо во всей её мерзости. Что мы знаем о Первой мировой? В России редко вспоминают эту эпопею, никаких дат не отмечают. Опосредованно, через воспоминания своих героев, нам рассказал о ней Ремарк, пронзительно, и а том спасибо. Спасибо нужно сказать и Гросу, он заслужит его, как никто др
угой". (ily_domenech)