3 х позиционная модель восприятия пример. Интеграция: Трехпозиционное описание

Для сбора информации и оценки коммуникативной ситуации в НЛП используется так называемое трёхпозиционное описание .

Другие названия: «три позиции восприятия», «позиционные переходы», «трёхпозионное восприятие», а иногда просто «трёшка».
Модель заимствована у Вирджинии Сатир.
  • 1-я позиция : «Я-сам », ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей точки зрения.
  • 2-я позиция : «Я-другой », ассоциация в другого. «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
  • 3-я позиция : «Наблюдатель », диссоциация . Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.

1-я позиция восприятия

Первая позиция восприятия предполагает, что человек оценивает ситуацию со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей . Несмотря на кажущуюся простоту это не всегда сделать достаточно легко – все три позиции восприятия в сознании могут быть «сцеплены» и человеку может быть трудно отделить свои интересы от интересов другого человека. Или от оценки ситуации со стороны. Так же обычно есть предпочтительный способ оценки ситуации – в НЛП это метапрограмма «Фокус силы» или «Референция».
В первой позиции восприятия человек говорит о себе в первом лице : «Я должен сдать этот экзамен». Невербалика характерна для ассоциации – выраженные эмоциональные реакции, большая подвижность и тонус мышц и т.д.

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия предполагает «ассоциацию в другого» - в данном случае, в другого участника общения. Понятно, что если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько. Например, при оценке семейного конфликта, определение взглядов на ситуацию самой жены (клиентка) производится из первой позиции, а оценка этой же ситуации с точки зрения мужа и свекрови – из соответствующих вторых позиции, с ассоциацией, соответственно, в мужа и свекровь.

При этом под второй позицией понимают именно состояние «ассоциации в другого», а не результат логического анализа этого самого другого. То есть вторая позиция – способ использовать возможности бессознательного для моделирования карты другого человека. Для того, чтобы эту информацию вытащить (вернее, создать, её же там фактически нет, бессознательно просто создаёт её по мере надобности), нужно определить, что вам собственно нужно. Ответить на вопросы, высказать «свою» точку зрения.

Во второй позиции восприятия человек обращается к себе во втором лице : «Ты же хочешь сдать эти экзамены».
Аналогично первой позиции, невербалика характерная для ассоциации.

Вход во вторую позицию – часто встречающийся способ обучения. Например, дети регулярно разыгрывают ситуации – принимая роли то родителей, то преступников, то животных, - моделируя поведенческие навыки. Обучение актёрскому мастерству так же предполагает развитие навыка «ассоциации в другого».

Рекомендации как войти во вторую позицию присутствуют в языке, вспомните все эти"встать на его место" и "посмотреть его глазами". В большинстве случаев, эти рекомендации нужно понимать почти буквально - ведь это инструкция, описание внутренней стратегии перехода во вторую позицию. Итак, давайте перечислим фразы, которые описывают как стать другим:

  • встань на его место;
  • взгляни его глазами;
  • почувствуй как он;
  • посмотри на это с его точки зрения;
  • посмотреть с его колокольни;
  • походить в чужих башмаках (это английский вариант);

Обратите внимание, часть инструкций кинестетические : «встань на его место», «походи в его башмаках», - а часть визуальные : «взгляни его глазами», ­«посмотри с его точки зрения». В любом случае, вы как бы мысленно входите в образ его тела или надеваете этот образ на себя.

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия предполагает диссоциацию от ситуации. При этом предполагается, что человек является экспертом в том, что происходит, и может дать взвешенную оценку и рекомендации участникам. Третья позиция предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации. То есть в третьей позиции человек не отстаивает чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и может дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели. Если цель определена. Соответственно, человеку в третьей позиции нужно задавать рамку оценки - например, если это разрешение сложной ситуации между бизнес-партнёрам, то поиск взаимовыгодного решения.
В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Ивана важно сдать эти экзамены».
Невербалика характерна для диссоциации: отстранённая «застывшая» поза, низкий тонус мышц, слабые эмоциональные реакции. Часто переход в дигитальную модальность с соответствующей невербаликой.
Рекомендации по входу в третью позицию восприятия тоже присутствуют в языке:

  • посмотри со стороны;
  • выйди из ситуации;
  • анализируй это;
  • подумай об этом без эмоций;
  • побудь беспристрастным наблюдателем.
Кстати, каждую из позиций восприятия можно заякорить, что облегчает использование каждой точки зрения.
Часто для облегчения переходов по позициям используют пространственные якоря – то есть одно место в пространстве соответствует первой позиции, другое – второй, и ещё одно место рядом – третьей позиции восприятия.

4-я позиция восприятия

Желание добавить к трём позициям четвёртую регулярно возникает в умах максимально продвинутых НЛПеров. Я встречал несколько предложений по поводу четвёртой позиции - от варианта с инверсией метапрограмм , до варианта с инверсией ценностей . Более-менее прижился вариант, который предложил Роберт Дилтс : «Я-система». Он действительно достаточно удачен и предлагает четвёртой позицией «ассоциацию в систему» с которой работаете. Например, позиция «семья», «отдел», «команда», «город», «биржа». Естественно, мы предполагаем, что система обладает целями,

Взаимодействуя с людьми в своей обычной жизни, мы всегда каким-то способом стараемся донести до них информацию, а сами воспринимаем информацию, переданную нам. Причём, когда мы что-то говорим другому, мы стараемся сделать это так, чтобы он понял нас максимально точно и прочувствовал наш посыл. А когда мы сами являемся «воспринимателями», то наше видение предмета зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим. Так как же сделать так, чтобы наше общение с другими людьми стало максимально эффективным? Что можно сделать, чтобы окружающие люди всегда точно понимали нас, а мы их? И с помощью чего мы можем повлиять на свои реакции и своё поведение? Чтобы ответить на эти и другие не менее интересные вопросы, нам следует познакомиться с такими техниками нейролингвистического программирования, как позиции восприятия и фрейминг. И именно им и посвящён этот урок.

Из данного занятия вы узнаете, что представляют собой эти две техники. Изучив первую из них, вы научитесь использовать в своей жизни пять разных позиций восприятия и представления явлений реальности, что углубит ваше понимание происходящих событий и поможет использовать их с максимальной выгодой для себя. Вторая техника научит вас оформлению своих мыслей в специальные рамки. А эта способность, несомненно, улучшит ваши навыки общения с другими людьми и понимание их психологии . Урок снабжён наглядными примерами и объяснениями, что делает возможным научиться применять полученные знания на практике.

Позиции восприятия

Позициями восприятия называются определённые положения воспринимающего человека относительно того, что он воспринимает.

Проще говоря, это точки зрения, на основании которых человек воспринимает какие-либо ситуации в жизни, и связанные с этими ситуациями состояния. Ведь далеко не секрет, что для того, чтобы что-то увидеть, на это необходимо посмотреть, акцентировав на этом своё внимание. Но главным вопросом здесь является то, откуда смотрит человек, какую позицию занимает, т.к. от этого зависит то, как именно видит человек то, на что смотрит.

Изменяя свои позиции восприятия, становится возможным воспринимать происходящее под другим углом. А осознание и понимание того, что основой любых наших действий являются разные позиции, предоставляет уникальную возможность управлять своими психическими состояниями, а также улучшать способность к пониманию других людей и общение с ними.

Всего в НЛП существует пять позиций восприятия: три основных и две дополнительных. Они так и называются: первая, вторая, третья, четвёртая и пятая позиции. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Первая позиция восприятия

Первая позиция восприятия - это позиция «Я». Т.е. это такая позиция, когда человек смотрит на всё своим собственным взглядом и ассоциирует это со своим внутренним миром. Находясь в первой позиции, человек не берёт во внимание точки зрения и мнения окружающих.

ПРИМЕР: Вы общаетесь с другим человеком, но все ваши мысли сконцентрированы на таких внутренних вопросах и мыслях как: «Что я могу сказать по этому поводу?», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Как лично меня касается эта беседа?» и т.п.

Вторая позиция восприятия

Вторая позиция восприятия характеризуется тем, что человек ставит себя на место другого человека и воспринимает ситуацию с его позиции и точки зрения. Он прикладывает усилия к тому, чтобы почувствовать что-либо именно так, как это будет чувствовать другой человек. Такая позиция очень эффективна, когда требуется оценить самого себя в глазах окружающих или проявить гибкость в какой-то непростой ситуации.

ПРИМЕР: Чтобы перейти во вторую позицию восприятия вам нужно постараться представить себя в теле другого человека, посмотреть на себя его глазами, услышать свой голос его ушами, воспринять свои слова и поведение с его позиции, попытаться почувствовать, какие эмоции испытывает этот человек от общения с вами и т.п.

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно.

ПРИМЕР: Чтобы понять, что такое третья позиция восприятия, просто мысленно спросите себя: «А как происходящее будет выглядеть для абсолютно постороннего наблюдателя?». Представьте, что вы находитесь вне своего физического тела и видите себя и того, с кем общаетесь или происходящее событие со стороны.

Четвёртая позиция восприятия

Четвёртая позиция восприятия является одной из дополнительных позиций в НЛП. Её основой служит взгляд человека на что-либо с точки зрения той системы, частью которой он является в данный момент. Это может быть какая-то группа людей, организация или просто пара.

ПРИМЕР: Понять смысл четвёртой позиции восприятия очень просто: нужно лишь посмотреть на себя, других людей и происходящие события с точки зрения системы (предприятия, супружеской пары, компании друзей) и определить такое поведение, которое будет в данный момент в наибольшей степени учитывать её интересы. Задайте себе или другим вопрос: «Как поступить наилучшим образом, учитывая наши общие цели?», «Что я могу сделать, чтобы в выигрышном положении остались все?», «Что следует предпринять, чтобы достигнуть устраивающего всех результата?» и т.п.

Пятая позиция восприятия

Пятая позиция восприятия ещё называется позицией Ангела. Здесь человек воспринимает окружающих и происходящее с точки зрения того, кто приносит в мир всеобщее благо. В данной позиции особо выражена духовность и участие в жизни других людей и забота о них. Основной предпосылкой является ощущение удовлетворённой потребности в самореализации и вопрос принесения личной пользы.

ПРИМЕР: Если вы хотите понять, что такое позиция Ангела, спросите себя: «Приношу ли я пользу в этом мире?», «Могу ли я сделать что-то ещё для того, чтобы мир стал лучше?» и т.д. Если же вы замечаете за каким -то человеком высказывания типа: «Я всегда помогаю другим», «Рад был вам помочь», «Всегда можете ко мне обратиться» и т.п. - это прямой признак того, что человек живёт в пятой позиции восприятия.

Важно понимать, что ни одна из описанных выше позиций не является лучше или хуже другой. Они все имеют большое значение в процессе общения и жизнедеятельности. На самом деле все эти позиции мы рефлекторно меняем ежедневно, но очень важно научиться менять их осознанно и тогда, когда это необходимо. Если мы сумеем развить в себе такую способность, то сможем научиться быстрее и правильнее реагировать на происходящие на нашем пути события, гораздо лучше понимать тех, кто находится рядом с нами и улучшить своё общение с ними, а также узнаем, что же такое на самом деле свобода выбора.

Следующей серьёзной темой, которую мы рассмотрим в представленном уроке, является не менее важное явление, оказывающее огромнейшее влияние на общение людей и их жизнь в целом. Это явление называется «фрейминг».

Фрейминг

Фрейминг в НЛП - это особая концепция, применяющаяся для создания определённого фокуса восприятия какого-либо явления.

Понятие «фрейминг» происходит от английского слова «frame», что в переводе означает «рамка». И рамкой в НЛП является такой контекст рассмотрения какого-либо явления, при помощи которого можно изменять оттенок его восприятия. Ведь, если разобраться, можно прийти к выводу, что информация сама по себе не имеет значения как такового. Значение имеет именно тот контекст, в котором она понимается. Здесь можно привести аналогию с изобразительным искусством: чтобы выделить картину и придать ей определённый образ, её обязательно помещают в рамку. Вот и в жизни любому опыту требуется рамка для надлежащего понимания и определения его значения.

ПРИМЕР: Наглядно отобразить значение рамки можно с помощью простого примера: если у вас запланирована с кем-то очень важная встреча, от которой многое зависит, и этот кто-то вдруг звонит и говорит, что не сможет приехать, как вы буде реагировать: негодовать, ругаться или сочувствовать этому человеку? И вот именно здесь всё зависит от рамки, т.е. от того контекста, в котором будет объяснено опоздание, т.к. человек мог решить, что не придёт, как по причине того, что ему захотелось вздремнуть, так и по причине того, что появились срочные дела или умер кто-то из его близких.

Как правило, рамки устанавливаются посредством использования вопросов о том, что произошло и что человек чувствует в связи с этим, как реагирует на это. Именно вопросы представляют собой проверку предположений касаемо какого-то явления.

Самих же рамок в НЛП используется всего семь.

Экологическая рамка

Экологическая рамка основывается на долгосрочных последствиях и подразумевает под собой оценку влияния событий за пределами устанавливаемых временных и пространственных границ. Человек, выстраивающий экологическую рамку, задумывается о том, какое влияние определённое событие может оказать на близких ему людей и его интересы, а также какие это событие будет иметь последствия и соответствуют ли они его приоритетам.

  • ПРИМЕР: Чтобы создать экологическую рамку, можно представить себе возможное развитие событий, после чего вернуться в настоящий момент, что позволит увидеть совершенно новую картинку будущего. Также можно использовать и другой вариант: поставить себя на место людей, которые вам небезразличны и попробовать определить их реакцию.
  • ВОПРОСЫ в экологической рамке: «Что произойдёт со мной, если я сделаю это?», «Кого ещё это может коснуться?», «Какое впечатление я о себе создам, и что обо мне подумают?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ экологической рамке: Рассуждения с позиции: «Если мне от этого хорошо, то это хорошо» и т.п.

Рамка результата

Когда человек использует эту рамку, он оценивает события на основании того, насколько они приближают его к желаемому результату.

  • ПРИМЕР: Всегда, когда собираетесь совершить то или иное действие, обязательно оценивайте его эффективность и вероятность достижения посредством этого действия того, чего вы хотите. Данную рамку можно использовать в повседневной жизни при общении с людьми, а также в процессе планирования своих дальнейших действий.
  • ВОПРОСЫ в рамке результата: «Чего я достигну этим?», «Что конкретно мне нужно?», «Что я смогу вынести для себя из этого» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке результата: Рассуждения с позиции: «Что не так и кто этому виной?» и т.п.

Рамка отката

Откатом называется установка определённой точки отсчёта на основе сказанного другим человеком, а также «сонастройка» с ним через голос и язык тела. Проще говоря, откат - это процесс следования за другим человеком. В общении человек подбирает те слова, которые будут наиболее точно отражать его мысли. И что-то сказанное одним человеком, для второго может иметь совершенно другое значение.

  • ПРИМЕР: Создавая рамку отката, старайтесь ссылаться на ключевые слова, которые в наибольшей степени отражают позицию другого человека. Эти слова очень эффективно выделять голосом или определённой жестикуляцией.
  • ВОПРОСЫ в рамке отката: «Могу ли я быть уверенным в том, что понял вас верно?», «Могу ли я заключить, что?», «Исходя из ваших слов, я понял…» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке отката: Размышления с позиции пересказчика: «Вы сказали, что…, значит, вы имеете в виду…» и т.п.

Контрастная рамка

Основой контрастной рамки являются различия, с помощью которых можно попытаться определить другие различия. Так, человек может взять определённую ситуацию, особенностей которой не знает, и сравнить её с подобной ситуацией, особенности которой ему хорошо известны. Определённые им различия могут быть применены в качестве условий к первой ситуации.

  • ПРИМЕР: Чтобы понять, что такое контрастная рамка, вы можете сделать следующее: обдумывая определённый план достижения цели, задайтесь вопросом на тему того, чем нужный вам результат должен отличаться от настоящего положения дел. С помощью этого вы сможете получить дополнительную информацию, т.к. увидите различия, которые покажут вам, с помощью каких методов вы сможете достигнуть намеченной цели.
  • ВОПРОСЫ в контрастной рамке: «В чём разница?», «Какие действия сделают ситуацию лучше?», «Что самое главное различает эти две ситуации?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ контрастной рамке: Размышления с позиции: «Да это одно и то же», «Между этим нет никакой разницы», «Не нужно забивать этим голову» и т.п.

Рамка «Как если бы»

Рамка «Как если бы» подразумевает оценку событий посредством предположения того, что они уже произошли. Через такие предположения достигается возможность найти и оценить новые особенности ситуации.

  • ПРИМЕР: Обдумывая решение какой-то проблемы, представьте, что что-то уже произошло, и вы видите результат. Проанализируйте его, дайте ему оценку, и вы узнаете множество деталей и нюансов, которые следует учесть при планировании дальнейших действий. Применение рамки «Как если бы», кстати говоря, способствует развитию таких качеств, как внутреннее чутьё и интуиция.
  • ВОПРОСЫ в рамке «Как если бы»: «Что будет, если…?», «Как ты думаешь, что случится?», «Давай допустим, что…» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке «Как если бы»: Размышления с позиции: «Это мне неизвестно, поэтому я не могу ничего поделать» и т.п.

Системная рамка

Системой является группа связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга элементов. Используя эту рамку, человек даёт оценку событиям, исходя из их взаимосвязи.

  • ПРИМЕР: Чтобы понять, что происходит или что случилось, вы должны сосредоточиться не на каком-то одном явлении, а на его взаимосвязи с другими, таким образом, выявляя характерные отношения и связи. А т.к. системы представляют собой устойчивые структуры, оценка сочетания различных составляющих и их влияния друг на друга позволит устранить препятствия для достижения необходимых перемен.
  • ВОПРОСЫ в системной рамке: «Как это связано между собой?», «Что мешает этому произойти?», «Какая может быть связь между этим фактором и этим?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ системной рамке: Размышления с позиции: «нужно сначала составить список всех составляющих, а уже потом искать причину » и т.п.

Рамка переговоров

Создавая данную рамку, человек оценивает события исходя из того, сможет ли он достичь согласия. Причём, под согласием имеется в виду результат переговоров, в которых человеку доступны определённые ресурсы, а самого согласия можно достичь.

  • ПРИМЕР: Общаясь с человеком, старайтесь преподносить излагаемую информацию таким образом, чтобы найти возможные точки соприкосновения, понять какие условия могут быть взаимовыгодными, и прийти к согласию, дав другому человеку то, в чём он, по вашему мнению, нуждается.
  • ВОПРОСЫ в рамке переговоров: «Какой компромисс мы можем найти?», «Что бы устроило и вас и меня?», «Что подойдёт нам обоим?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке переговоров: Размышления с позиции: «Я возьму своё любой ценой!», «Это будет моим, чего бы мне это не стоило» и т.п.

В процесс решения различных вопросов и проблем, человек всегда применяет какую-то из рамок. Но вот какую именно рамку он применяет, зависит от того, как он смотрит на проблему. И, исходя из этого, рамка может, как упростить процесс решения проблемы или достижения цели, так и усложнить его.

Рамки решения проблем

В НЛП существует пять основных рамок, которые способствую поиску верных решений.

Стремиться к результату

Посылка этой рамки исходит из того, что для решения проблемы человек должен осознать четыре важных пункта:

  • Своё положение в настоящий момент;
  • Результат, которого нужно достичь;
  • Что необходимо для достижения требуемого результата, какие ресурсы;
  • Дальнейший план действий, которые нужны для того, чтобы сократить промежуток между настоящим положением и желаемым.

ВОПРОСЫ в рамке результата: «Каково моё настоящее положение?», «Чего именно я хочу?», «Какими способами я могу достичь того, что мне нужно?» и т.п.

Вопрос «Как», а не «Почему»

Применяя данную рамку для осознания проблемы и её точного понимания необходимо определить её взаимосвязь с настоящим. Почему данная проблема не может разрешиться без вашего участия? И здесь вопрос «Как» гораздо эффективнее вопроса «Почему», т.к. вопрос «Как» может вскрыть саму суть проблемы, а вопрос «Почему» лишь определяет возможные причины и выносит суждения, что, по сути, ничего не меняет.

ВОПРОСЫ в рамке вопроса «Как»: «Каким образом сложилась данная ситуация?», «Как моё нынешнее положение влияет на эту ситуацию?», «Как можно решить эту проблему?» и т.д.

Возможность, а не необходимость

Для решения проблем с применением этой рамки следует определять результаты, исходя из того, что именно вы можете сделать, а не из того, что вы сделать что-то должны или не можете. Это автоматически ставит вас в позицию победителя и того, кто управляет обстоятельствами, а не в позицию проигравшего, которым обстоятельства управляют сами.

ВОПРОСЫ в рамке возможности: «Что я могу сделать?», «Как я могу решить данную проблему?», «Что нужно сделать, чтобы решить проблему стало возможным?» и т.п.

Применять обратную связь

Всегда следует помнить о том, что любые ваши действия влияют на расстояние между настоящим состоянием и желаемым. Поэтому, необходимо всегда отслеживать своё продвижение для уверенности в том, что расстояние сокращается, а не увеличивается. И сделать это можно лишь при помощи обратной связи, качество которой находится в зависимости от того, что именно вы измеряете, как вы это делаете и насколько верны ваши расчёты.

Если обратная связь показывает, что расстояние, о котором мы говорили выше, увеличилось и вы поняли, что находитесь не на верном пути, это тоже результат и ценная информация, точно так же, как и та, которая показывает правильность пути.

ВОПРОСЫ в рамке обратной связи: «Что говорит мне сейчас обратная связь?», «Каков мой результат на данный момент?», «Как я могу изменить свои действия на основе того, что знаю?» и т.п.

Оставаться любопытным, а не предугадывать

Действия в рамке любопытства способствуют тому, что человек всегда остаётся максимально открытым для того, чтобы увидеть новые возможности и сделать новый выбор. А если человек старается всё предугадать и постоянно строит предположения, он, тем самым, сам ограничивает круг решений, которые можно принять и, соответственно, влияет на результат. Здесь полезно вспомнить поговорку, которую применяют в жизни многие успешные люди. Она говорит о том, что, постоянно продолжая делать одни и те же действия, не стоит надеяться на получение нового результата.

ВОПРОСЫ в рамке любопытства: «Какие еще могут быть способы решения этой проблемы?», «Что, кроме этого, я могу сделать, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию?», «Что бы ещё придумать, чтобы разобраться с данным вопросом?» и т.п.

И в заключение раздела о фрейминге следует сказать, что вообще НЛП отталкивается от идеи о том, что всякое человеческое поведение имеет направленность. Любой человек всегда находится в процессе стремления к чему-то, достижения чего-либо. Он может даже не осознавать своих целей в полной мере, но, в любом случае, его действия на что-то направлены. И понимание этого позволяет нам научиться разделять само поведение человека и истинные его намерения. А намерения, в свою очередь, напрямую связаны с ценностями человека, ведь человек, как правило, всегда старается достичь того, что для него важно.

Если вы обращаете внимание на что-то в себе или другом человеке, что вызывает у вас неприязнь, задумайтесь о том, на что может быть направлено данное поведение, каковы ваши или его истинные намерения, чего вы сами или этот другой человек пытаетесь достичь. Такая практика способствует более глубокому пониманию себя и окружающих, а также позволяет не быть привязанным к какому-либо конкретному поведению и образу действий.

ВОПРОСЫ для определения истинных намерений: «Чего вы хотите добиться таким поведением?», «Что даёт вам данная манера вести себя?», «Почему я веду себя в данный момент именно так, а не иначе?», «Что я получу через такое поведение?» и т.п.

Говоря о фрейминге и его особенностях, не будет лишним отметить, что одним из самых распространённых видов фрейминга считаются так называемые «фокусы языка», основанные одним из первых разработчиков НЛП Робертом Дилтсом. Пытаясь дать различные интерпретации одним и тем же явлениям, он отыскал не менее 14 вариантов изменения фокуса восприятия.

Ознакомиться с этими фокусами мы предлагаем вам вот по .

Конечно, разбираясь в том, что такое фрейминг, изучая его черты и особенности, применяя на практике и используя в своей повседневной жизни, мы можем обратить внимание на то, что человек способен не только воспринимать информацию и события с определённой позиции или преподносить её, оформляя в соответствующую рамку. Он может также изменять и способ восприятия информации или событий, тем самым, меняя и значение этой информации или события. В НЛП этому процессу уделено не меньше внимания. Сам же такой процесс изменения значения информации и её восприятия называется «рефреймингом». Подробно данная тема будет рассмотрена нами в Уроке 5 , но, учитывая, что рефрейминг имеет непосредственное отношение к фреймингу, о нём необходимо сказать несколько слов.

Коротко о рефрейминге

Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов. Проще говоря, рефрейминг - это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.

Основных видов рефрейминга всего два:

  1. Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
  2. Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение.

Помимо основных видов, существуют также:

Рефрейминг убеждений - используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.

Шестиэтапный рефрейминг - НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.

Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по .

Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли. Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.

Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия. Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное - старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов. Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Определите проблемную ситуацию.

2. Пространственные .

Разместите в пространстве три для каждой из трёх позиций. Например, это может три разных стула или просто три различных места в пространстве.

3. Диалог.

Разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Следите за тем, чтобы диалог проходил в форме прямой речи. Недопустимы конструкции типа: "я бы сказал ему…".

4. Наблюдатель.

Перейдите в 3-ю позицию (Наблюдатель).

а) Просмотрите внимательно со стороны еще раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношениям).

б) Определите позитивные , скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.

в) Найдите что-то более важное ( ), что может их объединять (это может уже существовать в этой коммуникации, просто нужно сместить на это фокус внимания).

5. Продолжение.

Вернитесь на третий шаг и пройдите процедуру ещё раз, но уже с учётом рекомендаций Наблюдателя. Повторите шаги 3 - 5 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.

6. Экологическая проверка.

Проводится с первой позиции. Не повредит ли вам такое изменение коммуникации? Если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 3.

7. Подстройка к будущему.

Проводится с первой позиции. Представьте три-четыре различных ситуации в будущем, где раньше у вас могла возникать проблемная коммуникации (та, с которой работали). Посмотрите, как изменилось там ваше поведение.

8. Обратная связь.

Выйдите за пределы рабочего пространства и дайте обратную связь. Что дал вам этот процесс? Чему вы научились? Как это можно использовать в дальнейшем?

или готовимся к торжественному мероприятию с помощью техник НЛП

Наступают праздники, и многие из нас будут выступать пред довольно большой аудиторией. А некоторые, хуже того, будут ещё и организовывать сами всё это мероприятие.

Как не проколоться? Как устроить всё так, чтобы хорошо было всем (и Вам после окончания этого всего) - в первую очередь?

Почему некоторые выступления - срываются, едва начавшись, и почему иногда всё идёт наперекосяк?

Понятно, что нужно продумать все мелочи, вплоть до запасной подстанции, на случай, если в районе выключат свет часика на три - в самый разгар Вашей ёлки...

Но есть одна очень простая техника, восходящая к НЛП, которая с этим борется и которую я называю «Три Ракурса», а в НЛП она называется

Трёхпозиционное описание

Все эти огромные хаотичные списки - «чего мне нужно сделать и о чём не забыть», мы сейчас рассортируем, превратив в три чётких логических этапа, и жить сразу станет проще.

Мы будем исходить из двух базовых положений психологии:

Базовое положение психологии №1

«Чем лучше мы понимаем (вникаем в положение) другого человека, тем успешнее и результативнее протекает наше общение с ним».

(Просто? Но некоторые не хотят даже думать об этом!)

Базовое положение психологии №2

«Чтобы лучше понять другого человека, нужно на одно «мгновение озарения» - перестать быть самим собой и как следует представить себе, что Вы - это тот человек».

Вот так просто. Исходя из этой теоретической психологической базы, мы применяем технику практическую, технику НЛП

Техника НЛП «Три ракурса» или Трёхпозиционное описание

Любую предстоящую Вам ситуацию (будь то свидание и ужин при свечах, будь то отчётное годовое собрание, плавно перетекающее в ёлку, или же просто - карнавал в детском саду), так вот: любую предстоящую нам ситуацию мы должны в соответствии с методично и целенаправленно рассмотреть с трёх разных точек зрения.

Точка зрения №1

Рассмотрите предстоящую Вам ситуацию с Вашей позиции (Обычно мы на этом зацикливаемся и этим ограничиваемся)

Представьте себе время и место, где всё это будет происходить. При возможности - направьтесь туда физически или же представьте себе это всё хорошенько виртуально. Проложите все маршруты, которые Вам предстоят.

Сядьте. Встаньте там, где Вы (и Ваши подопечные) будете выступать. Походите по всем тем маршрутам, где Вам предстоит передвигаться.

Запишите в блокнот любую информацию, которая приходит Вам в голову.

Точка зрения №2

Теперь - самое ответственное. Представьте себе, что Вы - зритель, приглашённый.

Вы - тот, кто принимает решение - аплодировать Вам или освистать Вас... Уйти по-тихому или же остаться до конца, а потом ещё долго выражать Вам свои благодарности за кулисами.

Удобно ли Вам-«зрителю» сидеть? Стоять? Слышно ли Вам? Видно ли Вам? Не отсвечивает ли? Не дует ли? Не ходят ли опоздавшие по Вашим ногам? Не холодно ли? Не душно?

Есть ли удобные кратчайшие выходы для всей аудитории - или часть сидящих будет «заперта», отрезана от выхода из помещения, когда начнётся мероприятие?

Заметьте, что многие люди страдают ситуативной клаустрофобией и очень не любят, когда оказываются «отрезанными» от одного-единственного выхода из скученного пространства, забитого народом помещения...

Если Вы будете думать только о себе - о своём графине с водой, о своих проводах и розетках, о своих фонограммах... и ни разу не посидите на месте зрителя ДО мероприятия - будьте уверены - Вы допустите какую-нибудь серьёзную организационную ошибку, которая приведёт к сильному дискомфорту приглашённых зрителей, а то и к срыву мероприятия.

Точка зрения №3

Ну а теперь, как говорят НЛП-тренеры, представьте себе, что Вы - муха на стене.

Это означает, что теперь Вы должны увидеть всю ситуацию в целом и «сверху», как проходящий мимо сторонний равнодушный наблюдатель.

Это время замечать штрихи и нюансы.

С точки зрения №3 обычно мгновенно видятся все нелепицы и несуразицы, всё смешное и комичное, что может отвлечь внимание аудитории и опять же - сорвать мероприятие или подпортить эффект от Вашего выступления.

Посмотрите с высоты птичьего (мушиного) полёта - как Вы будете взаимодействовать со зрителями-слушателями? Каков общий сценический рисунок? Как это выглядит схематически? Нарисуйте эту схему. Снимите со стен идиотские объявления и позапрошлогодние календари.

Когда мы с вами, уважаемый Читатель, заведём себе привычку - прогонять предстоящую ситуацию (от свидания до школьной ёлки) с этих трёх - разных точек зрения, мы станем «любимцами публики».

Но даже при помощи уважаемых техник НЛП всё предусмотреть нельзя...

Я хочу напомнить Вам старую театральную шутку о том, что кошка, вышедшая на сцену во время спектакля - переиграет самого короля Лира (Потому что всё внимание публики тут же переключится на киску, какой бы интеллигентной публика ни была).

Даже великий трагик Кин не может соревноваться с кошкой, гуляющей по сцене. Куда уж нам?

Не сажать же всех кошек под арест - за день до нашей волнующей премьеры?

С наступающими праздниками!

В сущности, если посмотреть со стороны, то любой поединок (конфликт), можно рассматривать как невербальную коммуникацию двух (или более) людей, а значит, при их взаимодействии будут работать те же законы и принципы, которые работают при обычном общении. Интересно, например, что в фехтовании обмен ударами называют “обмен фразами”, что так же напрямую указывает на сходство общения, коммуникации и боя, или спарринга. Кроме того, давно не секрет, что 80 % обычного общения составляет невербальное общение, или так называемый “язык тела”, что опять же указывает на близость и родство коммуникации и боевых дисциплин, в которых именно невербальная, или телесная составляющая и является сутью происходящего. Вследствии подобных наблюдений, напрашивается вывод исследовать наиболее успешные коммуникативных стратегии и модели применительно к бою.

Насколько мне известно, никто до этого не занимался подобными вещами, однако мой личный опыт сращивания подобного взгляда на бой и многолетней практики контактного фехтования на различных видах оружия, показывает большую эффективность и перспективы данного способа описывать искусство ведения поединка.

Одной из базовых, наиболее известных моделей в НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование, одной из областей которого является изучение и моделирование мастерства коммуникации во всех аспектах) является модель 3 позиционного восприятия.

Позиции восприятия - это точки зрения, которые полезно использовать, рассматривая взаимодействие между вами и другими людьми. Стоит так же помнить, что модель - это не реальность, а лишь способ ее описывать, и рассматривать модели имеет смысл с точки зрения практичности - может ли предлагаемое описание расширить ваши возможности, добавить новых перспектив и принести пользу?

Так, классически, в НЛП выделяются следующие позиции восприятия:

  • 1-я позиция (Я сам(а)) - оценка событий со своей собственной точки зрения, связанное со своей собственной системой ценностей. Восприятие внешнего мира своими глазами, ушами, чувствами. Эту позицию так же часто называют Ассоциацией.
  • 2-я позиция (Другой) - оценка событий с точки зрения другого человека, связанная с его системой ценностей. Восприятие внешнего мира чужими глазами, ушами, чувствами..
  • 3-я позиция (Наблюдатель, или МЕТА позиция) - оценка событий с точки зрения независимого наблюдателя (системы), не связанная с убеждениями и предположениями первой и второй позиции. Подходящей метафорой для 3 позиции является Видеокамера, или бесстрастная видеосъемка. 3 позицию так же часто связывают с Диссоциацией.

Считается, что успешный переговорщик, должен гибко использовать все три позиции восприятия, и своевременно переключаться между ними:

  • для сбора информации, анализа, контроля - уметь видеть себя и всю ситуацию со стороны;
  • для чувствования и понимания своего партнера по переговорам - иметь доступ к его переживаниям, его видению происходящего;
  • для того чтобы действовать и вести процесс к своим целям - быть в контакте с самим собой и уметь отстаивать свои интересы;

Применительно к боевым искусствам, каждая из позиций имеет свои плюсы, которые при излишнем “залипании” в одной позиции могут превращаться в минусы.

Минусы, или слабые стороны.

Так, нахождение в 1 позиции без навыков доступа к двум другим является своебразной зацикленностью на себе, увлеченностью своими переживаниями, так что при этом могут проявляться:

Неспособность критически оценить себя или обстановку, отрыв от реальности
- неумение чувствовать напарника или противника, его намерения, настрой и цели.
- залипание в собственных негативных (или позитивных) эмоциях или чувствах, таких как ярость, неконтролируемая агрессия, страх, сомнения и проч.

Крайним негативным проявлением 1 позиции является состояние аффекта, в котором человек не может контролировать свои действия или как-то соотносить их с окружающими людьми, а так же оценивать их адекватность со стороны. Кроме того, любой конфликт является стрессовой ситуацией, и при отсутствии навыков диссоциации может приводить к “погружению в происходящее с головой” , что и чревато потерей какого бы то ни было контроля над происходящим.

2 позиция
Соответственно человек, воспринимающий по большей части (пускай и в какой-то отдельной ситуации или контексте) мир (поединок, спарринг, конфликт) через фильтры восприятия другого человека, будет значительно больше подвержен его же состояниям, его мыслям и его оценкам. Другими словами, это значит, что он не достаточно хорошо может чувствовать и удерживать свои границы, или границы “себя” (1 позиция), а значит, ему с легкостью передаются все состояния его оппонента (который в том числе может намеренно транслировать дискомфортные состояния и подавлять его). В особенности легко на подобных людей будут влиять угрозы, или в спарринговом исполнении - финты.

3 позиция
Находясь целиком в 3 позиции и будучи диссоциированным от своих ценностей, своих состояний и своего самоощущения, такой человек в сущности не проживает этот момент в полном смысле этого слова, являясь (наблюдателем) тенью самого себя, и может быть гораздо легче подвержен влиянию нерационального, то есть сильных эмоций и чувств. Будучи не в контакте с собой такому человеку легче потерять мотивацию, а значит и смысл того что он делает, оказавшись как будто бы подвешенным в пространстве. Отсутствие мотивации и смысла, в критической ситуации, легко приводят к беспомощности , т.е. неспособности проявить себя и встать на защиту своих интересов.

Сильные стороны и базовые способы развития позиций восприятия.

Проанализировав собственные состояния, вы с легкостью сможете обнаружить, к какой из трех позиций восприятия у вас есть большая склонность, что означает что остальные являются для вас зоной роста.
Так, сильная сторона 1 позиции будет в развитии в первую очередь ассоциированных эмоций, чувств и состояний. Другими словами, речь идет о том, чтобы иметь доступ к вашим собственным ценностям, то есть тому, что для вас важно и значимо здесь и сейчас, а значит знать и чувствовать, что вы защищаете в конфликтной ситуации и быть готовым отстаивать свои интересы. Быть ассоциированным - это ощущать и чувствовать себя, свои переживания, принимать их, жить ими, и относиться ко всему что с вами происходит. Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают. Что вы чувствуете сейчас? Уделите внимание себе, вашим внутренним переживаниям, своим ощущениям и телу. Постарайтесь не описывать это словами, а именно проживать состояниями. Вспомните ситуации когда вы были искренне и открыто выражали свои чувства. Представьте, как вы могли бы использовать такое восприятие в бою.

Развитие второй позиции же связано с умением становиться как будто другим человеком. Ключевым элементом на этом пути будет являться развитие эмпатии, без которой невозможно наиболее полное принятие безоценочного восприятия другого человека.
Так, выделяют 3 базовых способа доступа ко второй позиции другого человека:
1) “Как если бы” . То есть как если бы вы просто стали и были тем человеком, информацию о состоянии которого вы хотите получить. Про этот способ ещё часто говорят “примерить тапки другого человека”, или “посмотреть на мир чьими то глазами.”
2) Визуальный. Подходят любые визуализации, помогающие получить доступ к позиции другого. Так, например, можно представлять, что вы выплываете из своего тела и становитесь другим, входя в его оболочку.
3) Отзеркаливание, или копирование. Способ доступный всем с раннего возраста, так как обучение через вторую позицию, один из наиболее простых и естественных вариантов обретения желаемых навыков. Все мы, когда-то, будучи детьми, стремясь научиться чему-то, просто копировали действия взрослых, в каком то смысле через это становясь ими.
В перспективе, при достаточно хорошо развитом навыке второй позиции, возможно ощущать другого человека как самого себя, а это значит быть в курсе его переживаний и настроя, мышечного тонуса, способностей, задумок, того как он видит и оценивает вас и проч и проч

3 позиция , или взгляд со стороны, связана в первую очередь с умением визуализировать то, что вы ощущаете или чувствуете. Так, чувство страха, или дискомфорта (ощущения в 1 позиции), может быть трансформировано через наблюдение за ним свои мысленным взором (т.е. механизм Диссоциации, разотождествления). Распространенным примером, так же помогающим в собственном развитии как бойца, является исследование видеозаписей собственных спаррингов и отработок. Наверняка, все кто смотрел на себя со стороны первые разы, сразу же замечал множество нюансов, которые просто не мог осознавать будучи погруженным (Ассоциированным) в выполнение упражнения или увлеченным динамикой боя. Когда же на видео вы видите кого-то, кто является вами, то и оценивать его, а значит и работать с образом себя проще. Простым вариантом, частично заменяющим видеокамеру могут быть отработки перед зеркалом, в последствии с заменой их на умение представлять себя со стороны, причем при необходимости делая это довольно детально, и даже меняя точку обзора, как в голливудских фильмах (сверху, сбоку и тд). Таким образом вырабатываются такие качества как внимательность, контроль, точность, невозмутимость, отрешенность, невосприимчивость к боли, умение отслеживать и паттернизировать (выделять структуру) поведение и стратегии оппонента и проч. Использование третьей позиции восприятия находит широкое отражение во многих психотехниках, призванных научить бойца отрешенности от самого себя.
Так, популярной медитацией у Японских самураев была медитация на смерть, когда изо дня в день отрабатывалась визуализация собственной гибели, в различных вариациях: протыкаемого копьями, стрелами, зарубаемого мечом и тд.
Очевидно, что целью подобных практик было разотождествление или потеря собственного Я (умирание), что и приводило к ясности ума и спокойствию духа, т.к. нервничать становилось просто некому.

Таким образом, очевидным и наиболее успешным решением является умение гибко комбинировать в себе плюсы каждой из позиций, развивая в себе их сильные стороны, и что гораздо важнее - обретая навык самому переходить из позиции в позицию, сообразно целям и задачам. После этого, в дальнейшем, из комбинаций данных способов воспринимать, уже можно будет создавать свои собственные стратегии.

Комбинации.

Понимание, и проработка данной модели может дать больше чем вы ожидаете. Фактически за каждой из этих позиций скрывается своё восприятие мира, и лишь практический опыт умения переходить от одной позиции к другой создаст в последствии навык быстрого бессознательного использования этой модели, в том числе в бою.
В простейшем же тренировочном варианте, для отработки можно предложить следующую последовательность:

1 фаза - сбор информации, подготовка
1. Перед началом спарринга. Ассоциироваться в тело и свои переживания. Сфокусироваться на себе, собраться.
2. Выйти в третью позицию, добиться безоценочного взгляда со стороны на себя, оппонента (спарринг-партнера), и ситуацию в целом.
3. Занять вторую позицию. В ней собрать информацию о состоянии оппонента, о том как он воспринимает вас.
2 фаза - создание правильного настроя
4. Вновь выйти в третью позицию. Используя полученную информацию в п1-3 дать себе (видя себя со стороны) рекомендации по ведению боя. Мысленно добавить необходимых качеств. Дополнительно, можно так же воздействовать на образ оппонента и поменять его на более удобный.
3 фаза - действие
5. Ассоциироваться в 1 позицию. Начать спарринг.

Пункты 1-4 можно повторять несколько раз до получения желаемого результата.

Стоит отметить, что в различных вариациях (с другой терминологией) элементы этой модели безусловно применялись и применяются эффективными спортсменамм и тренерами, просто в силу эффективности самих методов.
Так, например, подготовка к чемпионским боям в боксе (или других видах спорта) обязательно включает анализ видеозаписей оппонента, что подразумевает как умение оценивать его способности и качества со стороны (3 позиция) так и умение становится им чтобы лучше понимать изнутри логику его действий (2 позиция).

Кто - кого?

И все же у большинства бойцов (спортсменов) есть излюбленная манера вести бой (стиль, школа) которая так же характеризуется ведением боя в какой-то из позиций преимущественно. Здесь стоит отметить, что есть своеобразная логика того, что можно противопоставить одной позиции или другой. В самом примитивном варианте, можно говорить о преимуществах

  • первой позиции над второй,
  • второй над третьей,
  • и третьей над первой.

Перспективы, системное мышление.

На текущий момент, можно выделить так же дополнительные позиции восприятия, которые порождаются из интеграции и обобщения предыдущих трех.

Применение их для боевой тематики может быть особенно интересным и перспективным.

4 позиция . "Мы" или "система".
Фактически, данная позиция объединяет в себе все предыдущие три, и включает в себя идентификацию с системой, или с самим взаимоотношением между элементами, давая опыт быть частью чего-то большего, чем отдельные элементы.

И если предыдущие три позиции будут ориентированы скорее на различия между 1 и 2 второй позицией, где цели для каждого будут довольно дискретны, и описываемы в терминах выйгрыш-пройгрыш, что и будет создавать конкуренцию (отличный пример подобной модели в действии - это соревнования), то доступ к 4 позции будет ориентировать на процессуальное, потоковое восприятие происходящего , где та же конкуренция будет лишь основой для целей и ценностей иного порядка, таких как: развитие, обучение, совершенствование себя и проч .
Так, хорошим примером будут тренировочные спарринги одноклубников, у которых может быть достаточно хорошо проявлено объединяющее их "мы", которое не смотря на стремление каждого выйграть, при этом позволяет обоюдно развиваться.

Использование модели трехпозиционного описания при обучении и самообучении.

Хорошим способом саморазвития может быть умение после каждого спарринга, упражнения или тренировки давать самому себе обратную связь . Зачастую, подобные действия проводятся в большинстве школ и клубов тренером и носят характер разбора полётов. Предлагаемый же формат несколько отличается от привычных своей особенной фокусировкой на позитивной стороне оценок, и, кроме того, обратная связь может даваться как другим человеком, находившимся в позиции наблюдателя (тренером, напарником, и тд), так и самим собой с целью самообучения. Это в свою очередь подразумевает отработанный навык выходить в 3 позицию, чтобы уметь видеть себя со стороны и анализировать произошедшее.
Формат предлагаемой обратной связи состоит из двух вопросов:
1) Что было хорошо?
2) Что можно было бы сделать лучше?
или Что улучшить?
В отличие же от фокусировки на ошибках, которая с легкостью приводит к чувству досады, раздражения, вины, или потери мотивации, подобный формат переориентирует сознание на успех, направляя себя к лучшим результатам.

Эти, и другие модели НЛП используются при обучении по программе .

Литература

  • Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию (Л.Деркс, Я.Холландер)
  • Энциклопедия системного НЛП и нового кода НЛП (Дилтс, Делозье, Эпштейн)