Что такое художественный образ художественное отношение художника. Художественный образ как форма мышления в искусстве

Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ – это образ созданный автором с целью полно раскрыть описываемое явление действительности. В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания. Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В х. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства - жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о. представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно о системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию - доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей

2)Идут по Руси скоморохи.

В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи. Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки. Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище. Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь. Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Постепенно все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи

В общепринятом понимании художественный образ - это чувственное выражение какой-либо термин определяет действительность, отражение которой находится в форме конкретного жизненного явления. Художественный образ рождается в воображении человека, занимающего искусством. Чувственное выражение любой идеи является плодом напряженного труда, творческих фантазий и мышления, основанного только на своем жизненном опыте. Художник создает определенный образ, являющийся отпечатком в его сознании реального объекта, и воплощает все в В картинах, книгах или кинофильмах отражается собственное видение идеи ее создателем.

Художественный образ может родиться только тогда, когда автор умеет оперировать своими впечатлениями, которые лягут в основу его произведения.

Психологический процесс чувственного выражения идеи заключается в воображении конечного результата труда еще до начала творческого процесса. Оперирование вымышленными образами помогает даже при отсутствии необходимой полноты знаний воплотить свою мечту в созданном произведении.

Художественный образ, созданный творческим человеком, характеризуется искренностью и действительностью. Характерной чертой искусства является мастерство. Именно оно позволяет сказать что-то новое, а это возможно только через переживания. Творение должно пройти через чувства автора и быть выстрадано им.

Художественный образ в каждой области искусства обладает своей структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также спецификой материала, который используется для создания творения. Так, художественный образ в музыке является интонационным, в архитектуре - статичным, в живописи - изобразительным, а в литературном жанре - динамичным. В одном он воплощается в образе человека, в другом - природы, в третьем -предмета, в четвертом выступает как комбинация соединений действия людей и окружающей их среды.

Художественное представление действительности заключается в единстве рациональной и эмоциональной сторон. Древние индийцы считали, что своему рождению искусство обязано тем чувствам, которые человек не смог держать в себе. Однако к художественной категории можно отнести не всякий образ. Чувственные выражения должны нести в себе особые эстетические предназначения. Они отражают красоту окружающей природы и мира животных, запечатлевают совершенство человека и его бытия. Художественный образ должен свидетельствовать о прекрасном и утверждать гармонию мира.

В чувственные воплощения являются символом творчества. Художественные образы выступают в роли универсальной категории осмысления жизни, а также способствуют ее постижению. Они обладают характерными только для них свойствами. К ним относят:

Типичность, возникающую в связи с тесной взаимосвязью с жизнью;

Живость или органичность;

Целостную ориентацию;

Недосказанность.

Строительными материалами образа являются следующие: личность самого художника и реалии окружающего мира. Чувственное выражение действительности сочетает в себе субъективное и объективное начало. Оно состоит из действительности, которая переработана творческой мыслью художника, отражающей его отношение к тому, что изображено.

Художественный образ является обобщенным отражением действительности в форме конкретных индивидуальных явлений. Разобраться, что такое художественный образ, помогут такие яркие примеры мировой литературы, как Фауст или Гамлет, Дон Жуан либо Дон Кихот. В данных персонажах переданы наиболее характерные человеческие черты, их желания, страсти и чувства.

Художественный образ в искусстве

Художественный образ является наиболее чувственным и доступным человеческому восприятию фактором. В этом смысле образ в искусстве, в том числе и художественный образ в литературе есть не что иное, как наглядно-образное воспроизведение реальной жизни. Однако здесь необходимо понимать, что задача автора не просто воспроизвести, «продублировать» жизнь, его призвание – домыслить, дополнить ее в соответствии с художественными законами.

Художественное творчество от научной деятельности отличает авторский, глубоко субъективный характер. Именно поэтому в каждой роли, в каждой строфе и на каждой картине имеется отпечаток личности художника. В отличие от науки искусство немыслимо без вымысла и воображения. Несмотря на это часто именно искусство в состоянии воспроизвести действительность гораздо адекватнее, чем академические научные методы.

Непременным условием развития искусства является свобода творчества, иными словами – возможность моделировать актуальные ситуации жизни и экспериментировать с ними, не озираясь на принятые рамки господствующих представлений о мире или общепринятых научных доктрин. В этом смысле особенно актуален жанр фантастики, выдвигающий на всеобщее обозрение модели действительности, весьма отличные от реальной. Некоторым писателям-фантастам прошлого, например Карелу Чапеку (1890-1938) и Жулю Верну (1828-1905) удалось предсказать появление многих достижений современности. Наконец, когда наука рассматривает человеческий феномен многосторонне (общественное поведение, язык, психика), его художественный образ является нерасторжимой целостностью. Искусство показывает человека как целостное многообразие различных характеристик.

Можно с уверенностью сказать, что главная задача художника – это создать художественный образ, примеры лучших из них пополняют время от времени сокровищницы культурного наследия цивилизации, оказывая огромное влияние на наше сознание.

Художественный образ в архитектуре

В первую очередь это архитектурное «лицо» любого конкретного строения, будь то музей, театр, офисное здание, школа, мост, храм, площадь, жилой дом либо учреждение иного рода.

Непременное условие для художественного образа любого здания – это впечатляемость и эмоциональность. Одна из задач архитектуры в смысле искусства – создание впечатления, определенного эмоционального настроя. Здание может быть отчужденным от окружающего мира и замкнутым, мрачным и суровым; может и наоборот – быть оптимистичным, легким, светлым и привлекательным. Архитектурные особенности влияют на нашу работоспособность и настроение, вселяют ощущение приподнятости; в противоположных случаях художественный образ здания может действовать угнетающе.

Художественным образом

Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы

Мамугина В.П.

Тамбовский государственный технический университет, e-mail: [email protected]

Формированию духовной культуры ребенка в системе общего образования важное место отводится дисциплинам художественного цикла. Особые возможности предмета «Изобразительное искусство» определяются тем, что искусство вводит ребенка в мир природы, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир характеров окружающих его людей. Общение с искусством позволяет знакомиться с опытом поколений и тем самым обогатить личный индивидуальный опыт.

Личность, как известно, складывается не только исходя из генетических возможностей, способностей, но и из опыта других людей.

В процессе сотворчества учителя и ученика на уроках изобразительного искусства необходимы знания, опыт деятельности (опыт чувств, переживаний, эмоций, творческой деятельности) становятся знаниями и опытом детей.

Обновление, освобождение от излишнего рационализма в школьной программе по изобразительному искусству открывает возможности для духовного обогащения её содержания и решения задач художественного развития.

Художественное обучение протекает в условиях воздействия на ребенка действительности и искусства. Эффективность процесса формирования художественной культуры, как части духовной, обеспечивается, как показывает опыт обучения детей, через следующие направления:

  • развитие художественного восприятия действительности и искусства;
  • формирование художественного образа;
  • знакомство с языком изобразительного искусства;
  • художественно-образное отображение действительности.

Формирование восприятия у детей, во время занятий изобразительным искусством, должно быть связано не только с получением информации о физической сущности объектов действительности, а и эстетической. Важно работать над тем, чтобы оно развивалось в сторону видения мира сквозь призму искусства, переводилось на его художественный язык. Осуществление зрительно-изобразительного обобщения увиденного способствует перерастанию восприятия эстетического в художественное. Следует стремиться к достижению в процессе обучения эстетико-образного уровня, в котором соединяются эстетико-образные и познавательные элементы.

Уровень эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира (пропорций, конструкции и т.д.) связан с умением определять их эстетические особенности. Учитель должен познакомить с ними детей и направлять процесс восприятия на познание конкретных сторон объектов. В процессе восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, а и способность логически обосновать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями предмета изображения.

Глубина эстетического восприятия объектов действительности зависит от умения выделять в объектах эстетические качества. Этому способствует, прежде всего, привлекательность, интересность самих объектов: выразительные повороты, движения, пропорции, цветовые и тоновые отношения и т д.

Важное место в эстетическом восприятии имеет также образно-словестная формулировка учителем задачи, направляющей процесс восприятия на познание сторон объекта. Например, что можно сказать об эстетических особенностях конструктивного строения формы (логичность, ясность, ритмичность или нелогичность, неясность, неритмичность и др.); каковы эстетические особенности пропорций (гармония или дисгармония, уравновешенное соотношение между основной формой и деталями или неуравновешенное); каковы эстетические особенности формообразующих линий (пластичность или угловатость, четкость или неясность и др.); какой характер движения модели (скованный или свободный и др.); какая форма по характеру (легкая, динамичная или тяжелая, статичная и др.).

Для процесса развития восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, но и осуществлять обучение логически обосновывать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями, как предмета изображения, так и изобразительно-выразительных средств. Поэтому, формирование познания эстетического в объектах изображения невозможно без обучения знанию того, что определяет красоту. Вначале следует учить детей быстрому и точному словесному определению той или иной эстетической характеристики формы. Словесный анализ должен охватывать основные элементы натуры: фору, пропорции, движение, конструкцию, формообразующие линии.

При анализе воспринимаемых объектов перед детьми следует ставить вопросы, направленные на активизацию процесса переработки видимого эстетического содержания через изобразительно-выразительные средства: при помощи каких графических средств можно передать такие черты образа восприятия, как грациозность, изящество, стройность; какими изобразительными средствами лучше передать, например, образ, который имеет характеристики – массивный, тяжеловесный; какие композиционные приемы, какой формат, цвет, фактуру бумаги использовать для создания образа спокойствия, умиротворенности и т.д.

Обучение восприятию красивого и умению перерабатывать видимое эстетическое содержание сквозь призму изобразительного искусства следует также на основе восприятия произведений искусства. Анализ работ мастеров позволяет лучше увидеть художественно-выразительные возможности средств языка в изобразительном решении воспринимаемых объектов, на конкретных объектах убедиться в возможных вариантах изобразительного решения образа. Вместе с тем общение с произведениями искусства способствует усвоению социального опыта, накопленного человечеством: знание о мире; опыт способов деятельности; опыт творческой деятельности и эмоционально-ценност-ного отношения к миру.

Развитие восприятия связано с формированием художественного образа. Образное воспроизведение предполагает отображение главных, характерных особенностей объектов наблюдения. Образная оценка, образное изображение основываются на синтезе эмоциональных и рациональных начал. В ходе восприятия происходит осмысление увиденного. Анализ основывается на выделении отдельных сторон предмета с последующим определение того, что является в нем главным. Умение выделять образную суть модели является высоким уровнем развития восприятия. Процесс формирования у школьников художественного образа представляет собой единство развития художественно-образного мышления и обучения созданию увиденного и осмысленного в объекте через изображение .

Акцент на развитие эстетического восприятия делается в начальном образовательном звене. Это основа формирования эмоциональной отзывчивости, способности давать эмоциональную оценку чувственно воспринимаемых образов. С развитием аналитических способностей в среднем и мировоззренческих позиций в старшем школьном возрасте познавательный процесс направляется на изучение отдельных видов искусства.

Создание выразительного изображения невозможно без знания художественных средств языка искусства. Художественно-выразительные средства являются той структурой и приемами, которые служат для воплощения зрительно-ассоциативной работы по образному воспроизведению мира. Изучение его художественно-организаторских (формат, характер расположения объектов и др.) и изобразительно-выразительных (контраст, нюанс, ритм, симметрия и др.) элементов способствуют достижению детьми соответствия между образом восприятия и его изобразительным решением. В процессе знакомства с художественно-выразительны-ми средствами они также постигают их функции, сущность которых заключается в следующем: охвате признаков вещей и явлений; выражении того, что нас наиболее привлекает; эффекте собственного воздействия изобразительно-выразитель-ных средств.

Художественно-образное отображение реальной действительности будет достигнуто, если учитель в подготовке школьников сочетает обучение изобразительности и выразительности .

Изобразительность в искусстве рассматривается как свойство художественного отражения, которое проявляется в сходстве отражения и отображаемого, свидетельствующее об истинности отражения. Выразительность же является свойством художественного отображения в виде образного решения. Изобразительность и выразительность достигается на основе правил и приемов изображения. Совокупность правил и приемов входит в понятие «изобразительная грамота». Она является одним из элементов художественного изображения. Сама по себе она не может создавать художественные изображения, а лишь правдоподобие предмета изображения.

Отражение действительности в художественном произведении осуществляется в единстве изобразительности и выразительности . Это вытекает из сути художественного познания. Обучение созданию правдивого изображения на основе правил и законов изобразительной грамоты без обучения выражению идеи, образа приводит к выполнению работ изобразительных, но не выразительных. По характеру они ближе к познавательным работам, художественности в них недостаточно. Художественное же изображение основывается на переработке впечатлений действительности и выражении реальной действительности в форме художественного образа.

Ребенок, которого с детства учат видению и пониманию красоты в действительности и в искусстве, знанию художественно-выразительных возможностей языка искусства, умению применять накопленный опыт в собственном художественно-изобразительном творчестве духовно обогащается. Участие ребёнка в художественной деятельности приобщает его к духовной культуре, делает его мир более содержательным и наполненным красотой.

Литература

  1. Мамугина В.П. Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах // Гаудеамус. Тамбов, 2002. № 1. С.
  2. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.
  3. Кузин В.С. Психология. М., 1982.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественным образом обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другими основными формами мыслительной деятельности.

Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем. В художественном образе, как важнейшем средстве отражения действительности, сосредоточены критерии правдивости и реалистичности искусства. Соединяя реальный мир и мир искусства, художественного образа, с одной стороны, дает нам воспроизведение действительных мыслей, чувств, переживаний, а с другой - делает это с помощью средств, характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. Поэтому яркой художественной образностью отличаются не только произведения великих художников-реалистов, но и те, которые целиком построены на вымысле (народная сказка, фантастическая повесть и др.). Образность разрушается и исчезает, когда художник рабски копирует факты реальности или когда он полностью уклоняется от изображения фактов и тем самым порывает связь с действительностью, сосредоточившись на воспроизведении своих различных субъективных состояний.

Таким образом, как результат отражения действительности в искусстве, художественный образ представляет собой продукт мысли художника, однако мысль или идея, заключенные в образе, всегда имеют конкретночувственное выражение. Образами называют как отдельные выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведение в целом и т. п.). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т. д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть и равным ему и даже его превосходить.

Особенно важно установить взаимосвязь между художественным образом и художественным произведением. Иногда они рассматриваются в аспекте причинно-следственных связей.

В этом случае художественный образ выступает как нечто производное от художественного произведения. Если произведение искусства - это единство материала, формы, содержания, т. е. всего того, с чем работает художник для достижения художественного эффекта, то художественный образ понимается лишь как пассивный результат, фиксированный итог творческой деятельности. Между тем деятельностный аспект в равной мере присущ как художественному произведению, так и художественному образу. Работая над художественным образом, художник часто преодолевает ограниченность первоначального замысла и порой материала, т. е.

Роль художественного образа в изобразительном искусстве

практика творческого процесса вносит свои поправки в самую сердцевину художественного образа. Искусство мастера здесь органически слито с мировоззрением, эстетическим идеалом, которые выступают основой художественного образа.

Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются:

Образ-замысел

Художественное произведение

Образ-восприятие.

Каждый из них свидетельствует об определенном качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная. Установлено, что образ-замысел играет одинаково важную и необходимую роль в творческом процессе как художника, так и ученого.

Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Это такой же важный уровень творческого процесса, как и замысел. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.

Последним этапом, на котором действуют свои законы, является этап восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилия и подготовки. В известной мере восприятие - это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воспитательное воздействие.

Лекция: Художественный образ в искусстве.

Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ – это образ созданный автором с целью полно раскрыть описываемое явление действительности. В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания. Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В х. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства - жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о.

Художественный образ в искусстве

представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно о системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию - доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей

2)Идут по Руси скоморохи.

В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи. Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки. Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище. Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь. Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Постепенно все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи

Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания.

Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы.

Художественный образ как форма мышления в искусстве

Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания.

Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких.

21. Художественный образ: специфика и роль в системе искусства.

В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

Художественный образ худо́жественный о́браз

В изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображение природы в пейзаже всегда очеловечено, несёт на себе отпечаток личности живописца.


В художественном произведении, в отличие от научного сочинения, всегда остаётся что-то неразгаданное. Каждая эпоха и каждый человек видит в образе, созданном художником, что-то своё. Процесс восприятия произведения становится процессом сотворчества.
Источником создания художественных образов для многих мастеров становится непосредственное обращение к окружающему миру (пейзаж, натюрморт, бытовая живопись). Другие художники воссоздают события прошлого (историческая живопись). Глубокое изучение исторического материала дополняется творческим прозрением в картинах Н. Н. Ге , В. И. Сурикова , переносящих нас в другие эпохи. Искусство способно воссоздать посредством художественного образа даже то, что не существует в видимом пространстве, донести до зрителя мечты, фантазии, чаяния мастера, воплотить в зримых образах сказку (В. М. Васнецов , М. А. Врубель ) и высшую реальность Божественного мира (древнерусские иконы, библейские эскизы А. А. Иванова ).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "художественный образ" в других словарях:

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, форма художественного мышления. Образ включает: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)… … Энциклопедический словарь

    Всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

    Форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов… … Энциклопедия культурологии

    Для термина «Образ» см. другие значения. Художественный образ всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов … Википедия

    художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    художественный образ - ▲ образ (быть) в, произведение искусства герой литературный образ. тип (положительный #). фигура. действующие лица. ▼ литературный тип, сказочный персонаж … Идеографический словарь русского языка

    Всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству (См. Искусство) форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть… … Большая советская энциклопедия

    Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ» - Картина мира у представителей этой сферы деятельности связана с выделением красивого прекрасного и привнесением в нее красоты, удобства, эстетического наслаждения (напр., планету Земля можно представить «голубой», «маленькой», «беззащитной» и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

    В философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… … Философская энциклопедия

Книги

  • , Санникова Л.И. , Книга является учебным пособием для студентов, изучающих мастерство театральной режиссуры и режиссуры театрализованных представлений и призвана помочь молодым режиссерам в работе с… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Издатель: Планета Музыки ,
  • Художественный образ в сценографии. Учебное пособие , Санникова Л.И. , Книга является учебным пособием для студентов, изучающих мастерство театральной режиссуры и режиссуры театрализованных представлений и призвана помочь молодым режиссерам в работе с… Категория: