Магия как ранняя форма религии. Магия или религия? Различие между магией и религией

К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каждый из которых характеризуется общением с сакральным. Не вникая в детали, отметим лишь, что магия означает манипулирование безличной силой с помощью особых приемов, колдовства во имя достижения конкретных, со ответствующих интересам индивида целей, не связанных с моральными оценками. Ее эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиции.

Магия связана со стереотипизацией человеческой деятельности, тогда как религиозная рационализация человеческой деятельности осуществляется в ином контексте - когда существование

уже не обеспечивается полностью традицией, а священное из безличной разлитой в мире силы трансформируется в божественную личность, возвышающуюся над профанным миром.

В то же время существует структурное сходство магии и религии - на это обращает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной ступени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. В большей или меньшей мере магический смысл ритуального действия сохраняется и в религии. Для понимания религии важно, таким образом, выявить отличия религиозных символов не только от магических, а вообще - от нерелигиозных.

Если божество, т.е. всесильное "иное существо", находится в другом мире, то доступ к этой силе люди получают в тех действиях, которые составляют практику религиозной жизни (культовой деятельности) и назначение которых - служить связующим мостом между "этим миром" и "иным миром", - мостом, по которому могучая сила божества может быть направлена на помощь бессильным людям. В материальном смысле этот мост представлен "святыми местами", которые одновременно находятся и в "этом мире", и за его пределами (например, церковь считается "домом Бога"), посредниками - "святыми людьми" (священнослужителями, отшельниками, шаманами, вдохновенными пророками), наделенными способностью устанавливать связь с силами иного мира, притом что сами они живут все же в этом мире. Этот "связующий мост" представлен не только культовой деятельностью, но и в мифологии и представлениях об инкарнациях, перевоплощениях божеств, которым удается быть одновременно и божествами, и человеческими существами. Посредник - будь то реальное человеческое существо (например, шаман) или мифологический богочеловек, - наделен "пограничными" чертами: он и смертный, и бессмертный. "Сила Духа Святого" - магическая сила в общем смысле "священнодействия", но она также сексуальная сила - способна оплодотворять женщин.


Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и религии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В зависимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру. Общую тенденцию религиозной эволюции Ве-

бер определяет как "расколдование мира" и усиление религиозной рационализации.

Ритуал и миф. Во многих религиях центральное место занимает не верование, а ритуальное поведение. Так, в иудаизме, например, от верующего требуется в первую очередь не знание догматов, а определенное, строго регламентированное поведение, соблюдение множества предписаний, обрядов.

В самом широком смысле слова ритуал представляет собой совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке. Ритуальное действие является формой социально санкционированного символического поведения и в отличие от обычая лишено утилитарно-практических целей. Его назначение другое - он выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существенную роль в социальном воспитании, контроле, осуществлении власти и т.д. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубинном ценностном смысле.

Религиозные ритуалы вместе с соответствующими верованиями направлены на "священные вещи". Магический ритуал - это, собственно, колдовское действие, заговор, заклинание, техника воздействия на явления окружающего мира. Исполнителем этого действия является индивид, а не коллектив. Магический ритуал ориентирован прагматически - в большей степени на "материальный" результат, чем на ценности знакового порядка. Смысл магического действия не в "служении" высшей силе, а в обслуживании человеческих потребностей.

В религиозно-богословских работах этот момент отражается в виде противопоставления архаических верований с нарастающей на них "уродливой корой магии" - "благоговению перед Высшим". А. Мень характеризует магию как "механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя" по принципу: "Я дал Тебе - Ты дай мне". "Люди были убеждены, что определенные ритуалы с естественной необходимостью должны доставлять желаемое"1.

Люди не были бы людьми, если бы не придавали смысл тому, что их окружает и что они сами делают. Суть культуры в настоятельном для людей требовании, чтобы в конкретной, окружающей нас реальности был установлен какой-либо смысл. Глубочайшими корнями своими признание смысла, наделение смыслом ухо-

1. Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991. С. 9.

дит в недра культа. Культовый ритуал - священнодействие, таинство, а не мифы и не догматы вероучений, и тем более не правила поведения, составляет ядро религии. В античной религии вера в определенные комплексы мифов не была обязательной в качестве характеристики истинной религии. И не мораль составляет сущность религии. Ритуалы значат для общества больше, чем слова и мысли, благодаря ритуалам религия становится в древних обществах частью социального порядка, укореняясь и в общей системе ценностей, в том числе и в этических ценностях сообщества, которые с ее помощью становились общей для всех системой образцов поведения. Одни религии могут быть более этическими, чем другие, но если религия становится моралью, она перестает быть религией.

В основе магического действия лежит представление о том, что все со всем связано, "логика партиципации", по выражению Л. Леви-Брюля. Она и реализуется в магических действиях. На этом уровне магическое действие еще не имеет своей основой определенную космологию. Только с ее появлением (миф о творении) магическое действие трансформируется в религиозный ритуал - образ творения. В религиях стратегической целью мышления и действия становится сохранение сакрального порядка мироздания, космоса в борьбе с угрозой хаоса.

Человеческое общество в первобытных представлениях само выступает как часть космоса: все входит в состав космоса, который образует высшую ценность. Для такого сознания существенно, подлинно, реально лишь то, что сакрализовано (сакрально отмечено), а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему. В сакрализованном мире, по yтверждению В.Н. Топорова, и только в таком мире, складываются правила организации, ибо вне этого мира - хаос, царство случайностей, отсутствие жизни. Религиозный ритуал связан, следовательно, с мифологическим сознанием как основным способом понимания мира и разрешения противоречий.

Человек этого периода видел именно в ритуале смысл жизни и ее цель. Это уже религиозный, а не магический ритуал. Он ориентирован на ценности знакового порядка. Он является тем действием, которое обеспечивает спасение "своего" космоса и управление им. Воспроизведение акта творения в ритуале актуализирует структуру бытия, придавая ей подчеркнутую символичность, и служит гарантией безопасности и процветания коллектива. Космологический миф - руководство жизни для человека той эпохи.

Только в ритуале достигается высший уровень сакральности, и одновременно в нем человек обретает чувство наибольшей полноты жизни.

В жизни архаичных сообществ ритуалы занимали главное место. Мифология служила своего рода его пояснением, комментарием к нему. На это обстоятельство обратил внимание Дюркгейм. Анализируя описания ритуала в религиозной жизни австралийских аборигенов, он выделил феномен возбуждения (экспрессивной символизации, по терминологии Парсонса). Суть этого феномена состоит в том, что участники ритуала - коллективного, т.е. уже религиозного, а не магического действия, - находятся в состоянии сильного эмоционального волнения, экзальтации, которая, согласно Дюркгейму, является психологически подлинной и в то же время - социально упорядоченной. "Сценарий" действия и образцы поведения, взаимодействия между участниками ритуала, детально разработаны и предписывают, кто и что должен делать в тот или иной момент времени. Таким образом, хотя возбуждение является подлинным в психологическом смысле, его нельзя считать спонтанной реакцией на непосредственные стимулы. Этот упорядочение организованный характер ритуала определяется тем, что ритуальные действия пропитаны символическими значениями, которые соотносятся со структурой и ситуацией социальной системы. Ритуалы, по Дюркгейму, не только подкрепляют, но и порождают то, что он называет "верой".

Соотнесенность мифа с социальной системой основывается на том, что мифологические символы не просто указывают на что-то или отсылают к какому-то другому. Они в своем чувственном качестве, скорее, сами воспринимаются как это "другое", являются этим "другим"1. Согласно Лосеву, полное отождествление в примитивных культурах человека с мифическим тотемом составляет характерное свойство мифологической символизации: животное-тотем и клан отождествляются в сознании австралийского аборигена. Участники ритуала действительно ощущают себя мифическими символическими существами, действия которых они воспроизводят в ритуале. Это отождествление обеспечивает возможность одновременно быть самим собой и чем-то другим. Отождествление в символе вещи и идеи в ранних культурах приводит к тому, что со "священной вещью" обращаются так, как будто она сама и есть то, что она символизирует (подобно этому в православном

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф, число, сущность. М., 1994.

сознании икона представляет собой не просто изображение лика Божьего, но сам лик Божий). В современных светских системах символизации политического или какого-либо иного рода никто никогда уже не отождествляет символ с тем, что он собой символизирует.

Еще один уровень соотнесенности религии с социальностью заключается в том, что первичная функция религиозного ритуала состоит в формировании и укреплении солидарности, в основе которой лежит общий код ритуального символизма. Ни один предмет в ритуале не является самим собой, он всегда выступает как символ чего-то другого; все операции с предметами в ритуале есть операции с символами, совершающиеся по установленным правилам и имеющие значение для тех реальных предметов, символами которых они являются.

Так, жертвоприношение коня в ведическом ритуале моделирует практически весь космос, так как каждой части жертвенного животного соответствует какой-то определенный мировой феномен (голова жертвенной лошади суть заря, глаз - солнце, дыхание - ветер, ухо - луна, ноги - части света...). Весь космос возникает вновь ежегодно из этого приносимого в жертву коня, мир творится заново в ходе обряда.

Э. Лич, изучавший символическую систему, включающую ритуал, миф, религиозную этику и мировоззрение, пришел к заключению, что ритуал представляет собой своего рода "хранилище" знаний: в соответствующие ритуалы может быть заложена информация, касающаяся, например, хозяйственной деятельности, в виде символов, имеющих власть над людьми, определяющих их поведение. Они передаются от поколения к поколению, влияя на мировоззрение и связанный с ним этос, влияя в значительной степени через ритуал, богослужение.

Христианская церковь, исповедуя религию "духа и истины", не упразднила храмовое богослужение, ритуалы, культ в качестве внешнего символа духовного служения. Современные богословы, осуждая "обрядоверие", напоминают, что основатель христианства упрекал иудейское духовенство и законников в том, что они свели высший религиозный долг к обрядам и уставам; он хотел другого:

“Милосердия хочу, а не жертвы". Для Бога важнее всесожжении и жертв "очищение сердца", справедливость, вера, нравственный подвиг. Однако религиозная вера живет в символике ритуала, и, по убеждению православного священника, недостаточно носить Бога и в сердце и стремиться исполнять Его волю в повседневной "киши. Евхаристия (благодарение), которую называют "бескров-

ной жертвой" и которая является сакральной трапезой, является основополагающей мистерией христианской церкви, центральным моментом богослужения, символизирующим подлинное пребывание Богочеловека в Его Церкви: знаком присутствия Христа в Церкви являются мистерии-таинства, через которые вновь и вновь совершается единение человека с Богом.

Итак, ритуал относится к области религиозной практики, ортопраксии, в то время как миф - к когнитивному компоненту религии, ортодоксии. Они связаны таким образом, что миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование, хотя это не обязательно на осознанном уровне.

Преимущество символа перед понятием в том, что он не требует предварительной "работы ума", "школы мышления", логической дисциплины. Символы воспринимаются гораздо легче и проще интеллектуальных дефиниций, схватываются "налету" на основе не требующих и не поддающихся сколько-нибудь строгому определению эмоций, переживаний, верований.

Поскольку ритуальные действия ориентируются на религиозные символы, мифы, которые определяют их смысл, они рассматриваются как совершенно отличные от внешне схожих действий человека в "обычной" жизни: в христианском таинстве причащения человек "вкушает тело и кровь Христову" не для того, чтобы утолить голод и жажду. Ритуал обретает свое значение, становится ритуалом только в контексте соответствующего мифологического верования.

Только в контексте евангельского рассказа о последней трапезе Иисуса и его учеников ("Тайной вечере") имеет смысл сам ритуал христианской евхаристии - причащения хлебом и вином. Только в контексте мифа о первородном грехе имеет смысл ритуальное очищение от греха, таинство исповеди.

Миф - не объяснение ритуала, а его обоснование, укоренение преходящего в вечном. Ритуал - драматизация мифа, воплощение символов в живую действительность. Ритуал может выразить, однако, и то, что не высказывается на языке мифа, не вербализуемо. Он говорит на языке жеста, танца, "языке тела". В мифологическом сознании все, что есть движение тела, есть одновременно движение души. Леви-Строс видел задачу не в том, чтобы понять, как люди "думают в мифах", с помощью мифов, а в том, чтобы показать, как "мифы живут в нас".

Миф обретает зримые черты в ритуале, хотя ритуал может совершаться без ясного осознания заложенного в мифе значения. Вера получает видимое каждому воплощение. Ритуал, богослужение -

пера в действии, в поведении, отношениях верующего. С помощью ритуала верующие соприкасаются со "священным временем", становятся современниками событий "священной истории", обретают "жизнь вечную". Больше того, в ритуале "священное время" как бы создается, поскольку время имеет смысл в том случае, когда в нем что-то происходит.

Социальное значение ритуала - установление связи между людьми, усвоение верований, религиозных установок и ценностей и т.д. Каждый ритуал - это действие, направленное на установление и поддержание порядка; он есть обряд. Боги умирают без совершения ритуалов, смерть человека обязательно сопровождается ими. Обряд знаменует собой власть общества над индивидом. В ритуале индивид устанавливает связь с группой, обществом;

II веровании - с космическим порядком. Ритуальный страх - страх нарушения божественного порядка. Потребность в обряде как "торжественном восполнении" повседневной рутины человек ощущает и каждый переломный момент своей жизни. Ритуальное воплощение веры - дань телесной природе человека, которая должна быть признана во всей своей жизненной силе и по возможности одухотворена. Христианский крест - символ не только распятия, смерти и страданий Бога, но и отражения идеала.

Возникновение и ранние формы религии (магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм)

К ранним формам религии традиционно относят магию, анимизм, фетишизм, тотемизм и шаманизм, причем, как правило, эти формы не встречаются в чистом виде, а образуют сложные комплексы, взаимодействуя друг с другом. Следует при этом добавить, что говоря о психологическом основании ранних форм религии, можно только гадать о том, какого рода переживания лежали в их основе, поскольку они не стали там осмысленным фактом индивидуального опыта, продолжая существовать на уровне коллективных представлений или проявлений коллективного бессознательного.

Самой ранней формой религии многие ученые (но не все) считают магию. Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. В магии на первый план выступает не вера, а обрядовые действия. В результате ее часто понимают только как совокупность определенных действий, обеспечивающих желаемое достижение цели. Такое понимание четко выражается в русском языке в словах «колдовство» и «волшебство».

И еще представим одну из древних религиозных форм. Шаманизм - одна из ранних форм религии. Как писал М. Элиаде, «все, что подпадает под термин «шаманизм», сливается в единый архаический, дошедший до нас из палеолита, повсеместно распространенный религиозный феномен (пожалуй, реже всего он встречается среди африканских народов)». Он под шаманизмом понимал архаическую технику экстаза, т. е. примитивную психотехнику. Именно ее наличие и выделяет шаманизм из прочих ранних форм религии. В этом и заключается отличие шаманизма от других видов ранних религий.

Шаманами становятся 1) по призванию («зов» или «избрание»), 2) принимая профессию по наследству, 3) по личному выбору или по волеизъявлению рода. Вне зависимости от метода отбора признанным шаманом становится тот, кто обязательно полностью усвоил экстатическую практику (сновидения, видения, трансы и т. п.) и традиционные знания (технические приемы шаманства, имена и функции духов, мифологию и генеалогию племени, тайный язык и т. д.).

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже.

Слово «фетишизм» (от португальского слова fitico - магическая вещь) является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Эта форма верований впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира. Суть фетишизма сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Фетиш мог пониматься как вредоносное начало (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и как полезное.

Фетишем мог быть любой предмет, по каким-либо причинам поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Религии мира: опыт запредельного Торчинов Евгений Алексеевич

Религия и магия

Религия и магия

Вопрос о соотношении религии и магии представляется искусственно усложненным. Обычно эти два феномена справедливо противопоставляют, однако на ложных основаниях. Во-первых, говорят, что религия базируется на благоговении перед высшими силами и добровольном подчинении им, тогда как магия предполагает подчинение высших сил воле мага. Но такая точка зрения абсолютно неверна, поскольку ряд высокоразвитых религий (буддизм, джайнизм, некоторые направления брахманизма, даосизм и др.) не только не базируются на благоговейном подчинении высшим силам, но и принципиально отрицают таковое на разных основаниях. С другой стороны, существовали религии (ведийская религия индоариев), целью жертвоприношений и ритуалов которых было не умилостивление богов, а именно подчинение их воле лица, от имени которого совершался ритуал. Следовательно, в данном аргументе слово «магия» употреблено просто некорректно, ибо под магией в нем понимается магия в средневековом смысле, предполагавшем наличие средств для подчинения воле мага светлых, ангельских (белая магия) или демонических, темных (черная магия) сил. Это, по существу, уже не магия, а довольно примитивная форма утилитарной религиозности. Впрочем, в средние века существовала и так называемая естественная магия (magia naturalis), которая ставила своей целью воздействие на некоторые тайные, сокровенные (оккультные) силы природы. Вот эта естественная магия, в которую верил не только монах Роджер Бэкон, но и его однофамилец и великий эмпирик Фрэнсис уже на заре Нового времени, и является собственно магией в строгом научно-терминологическом смысле этого слова.

Во-вторых, магия рассматривается как суеверие («пустоверие») в отличие от религии как онтологически обоснованной веры. Но подобный аргумент является сугубо теологическим, ибо он априорно предполагает истинность (онтологическую релевантность) одной из религий (в данном идеологическом контексте – христианства; здесь даже само слово «религия» должно бы браться с определенным артиклем, буде таковой существовал в русском языке: религия=христианство) и поэтому серьезной научной критики просто не заслуживает.

Другие религиоведы, наоборот, склонны рассматривать магию как существенный элемент любой религии, находя ее присутствие в обрядах, ритуалах и таинствах различных религий. Более того, магию в чистом виде они считают одной из ранних форм религии.

Эта точка зрения, особенно последнее утверждение (магия – одна из ранних форм религии), должна рассматриваться как печальное заблуждение, базирующееся на предпосылке, что религия равна вере в сверхъестественное, и на отождествлении сверхъестественного с фантастическим, а точнее – с фантастическими (ложными) представлениями о природе физической реальности. Собственно, основа представления о магии как форме религии может быть выражена через следующее умозаключение: «Религия есть вера в сверхъестественное. Ничего сверхъестественного не существует. Следовательно, религия есть вера в то, чего не существует. Магия основана на вере в то, что не соответствует действительности, ложно. Следовательно, религия и магия по основной характеристике тождественны. Магия есть форма религии, что и требовалось доказать». Увы, это доказательство more geometrica на самом деле ничего не доказывает, ибо, во-первых, не всякая религия есть вера в сверхъестественное, во-вторых, понятия сверхъестественного и фантастического не совпадают даже при самой атеистической интерпретации первого (представление о живущих на Луне людях вполне фантастично и ложно, но при чем здесь сверхъестественное?) и, в-третьих, магия не предполагает никакой веры ни в сверхъестественное, ни даже в чудесное (во всяком случае, первобытный маг видит в принципе магии не больше чудесного или сверхъестественного, чем физик XIX века – в эфире и флогистоне).

Строго говоря, у религии и магии принципиально разные сферы деятельности, и отношения между религией и магией можно с некоторой натяжкой (впрочем, незначительной) сравнить с отношениями между религией и наукой. В истории науки существовало множество ложных наук (например, френология; примеры астрологии и алхимии неправомерны, поскольку последние не были по своим принципам науками в строгом смысле и не претендовали на это), но то, что они были ложными, совсем не означает, что они базировались на вере в сверхъестественное или чудесное. Френологи приписывали особый биологический смысл выпуклостям черепа, которого эти выпуклости были лишены, но где же здесь сверхъестественное? По существу, мы имеем здесь дело с неправильной интерпретацией эмпирических данных или связей между событиями, а отнюдь не суеверие или религию.

Рассмотрим теперь магическую процедуру как таковую. Предположим, охотник примитивного племени собирается на бизона.

Перед охотой он изготавливает изображение бизона и стреляет в него, будучи уверен, что между изображением и его прототипом существует некоторая связь и удар по изображению гарантирует успех в охоте. То же самое мы наблюдаем и в случае вредоносной магии, когда изготавливается изображение врага, которому затем причиняется ущерб (например, оно прокалывается иглой). Здесь также присутствует убежденность в наличии связи между изображением и оригиналом. Тот же самый принцип присутствует и в парциальной магии, когда функцию изображения выполняет какая-то часть оригинала (например, череп зверя или прядь волос человека). Магию такого рода (а это и есть подлинная магия) называют также симпатической, поскольку она предполагает наличие некоторого притяжения, влечения, симпатии между подобиями. Принцип симпатии отнюдь не является достоянием лишь примитивных верований. Расширенный до космологического закона он, например, сыграл важную роль в философии стоиков. В средневековых формах науки он часто выступал в роли ведущего методологического принципа, а в формулировке «подобное излечивается подобным» принцип симпатии лег в основу медицинской теории Парацельса. Более того, этот принцип, будучи вполне универсальным, как была универсальной и магия, отнюдь не ограничен в своем использовании европейскими или, точнее, средиземноморскими культурами. В виде теории сродства видов (тун лэи) он составил важный элемент в методологии традиционной китайской науки и философии.

Современная наука отрицает существование связи между явлениями по принципу подобия, заменяя его причинными интерпретациями и принципом детерминизма. С точки зрения науки Нового времени этот принцип не отражает реально существующие связи и отношения, он онтологически нерелевантен, проще говоря, неистинен. Но при чем же тут религия и сверхъестественное? При здравом и непредвзятом размышлении становится совершенно очевидным, что магия базируется не на вере в сверхъестественное или чудесное, более того, ей вообще чужда какая бы то ни было религиозная интенциональность. Магия основывается на вполне определенном и рациональном методологическом принципе, который, однако, не был подтвержден эмпирически в ходе развития науки и поэтому был отвергнут ею. Потому-то магия имеет отношение скорее к истории науки, чем к истории религии, что прекрасно выразил в названии своего фундаментального труда американский ученый Линн Торндайк, озаглавивший его следующим образом: «История магии и экспериментальных наук» (речь идет о средневековой и ренессансной Европе).

Ситуация несколько осложняется, когда магия оказывается связанной с ритуалом. Представим себе, что охотники некоего племени перед началом охоты устраивают ритуальную пляску, имитирующую (моделирующую) охоту (подобные ритуалы широко распространены), а колдун племени в костюме из шкуры того или иного животного и в соответствующей маске изображает это животное, символически поражаемое охотниками. Цель ритуала – магическая, принцип, положенный в его основу, – тот же самый, что был описан выше. Однако теоретически можно предположить, что он связан и с определенными трансперсональными переживаниями. Многократно описаны случаи, когда под воздействием психоделиков или немедикаментозных психотерапевтических техник пациент отождествляет себя с животными (например, в контексте филогенетических переживаний), и можно предположить, что для большей действенности ритуала колдун входит в определенное психическое состояние, в котором отождествляет себя с тем или иным животным, что тем более вероятно, поскольку ритуал зачастую имеет своей целью или воспроизведение определенного глубинного переживания или, по крайней мере, его имитацию. Кстати, на этом феномене в значительной степени базируется и вера в оборотничество – случаи, когда люди сознательно достигают таких состояний сознания, в которых они самоотождествляются с животными (обычно, хищниками), хорошо известны; в качестве примера можно привести знаменитых членов тайного союза людей-леопардов, наводящих ужас на население Экваториальной Африки.

Но даже наличие трансперсонального переживания в магическом ритуале ничуть не меняет его природу, поскольку это переживание здесь является не источником, сутью или целью ритуала, а лишь дополнительным средством повышения его эффективности. Следовательно, магический ритуал принципиально отличен от религиозного, что еще раз подчеркивает как гетерогенность, так и гетерологичность религии и магии.

Тем не менее определенные элементы магии в разных религиях (особенно в сфере ритуала) действительно присутствуют. Для архаических верований это объясняется синкретическим характером мировосприятия примитивного человека, который отнюдь не склонен проводить четких (а скорее, вообще никаких) граней между тем, что впоследствии станет религией, искусством, наукой, философией и т. д. Поэтому и в более поздние формы религии магический элемент также зачастую переходит, так сказать, по наследству, в силу исторической преемственности и непрерывности традиции. Но есть и другие причины, о которых будет сказано ниже в связи с проблемой места протонаучных (особенно космологических) представлений в различных религиях.

Сказанное нами относительно неистинности или нерелевантности теории магии отнюдь не означает, что мы догматически априорно отвергаем возможность существования особых феноменов, демонстрирующих эффективность тех или иных магических операций, о чем достаточно часто сообщают этнологи (например, значительную эффективность практики африканских заклинателей дождя). Однако мы глубоко убеждены, что причина этих эффектов лежит совершенно в иной сфере, чем та, о которой говорят сами колдуны и вся симпатическая теория магии. Больше мы не будем касаться этой темы как выходящей далеко за пределы нашего исследования, а заинтересованному читателю рекомендуем познакомиться с весьма любопытными соображениями, высказанными на сей счет А. Шопенгауэром в разделе о магии его труда «О воле в природе».

Из книги История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации автора Элиаде Мирча

Глава XXXVIII РЕЛИГИЯ, МАГИЯ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ § 304. Пережитки дохристианских религиозных традиций Мы уже неоднократно оговаривали, что христианизация европейских народов оказалась бессильна упразднить местные поверья. Принятие Европой

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Из книги Классическая демонология автора Амфитеатров Александр Валентинович

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства автора Ранович Абрам Борисович

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава IV МАГИЯ И РЕЛИГИЯ Примеров, приведенных в предыдущей главе, достаточно, чтобы проиллюстрировать общие принципы работы двух ответвлений симпатической магии: магии гомеопатической и магии контагиозной. В некоторых из приведенных примеров, как мы видели,

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

3. Магия букв «Слова не падают в пустоту» Зогар Если одни исследователи устремлялись вслед за еврейскими учеными в возвышенные сферы метафизических спекуляций, то других больше привлекало практическое приложение каббалы. И даже в эпоху, когда христианский Запад уже

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Али Шариати: Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия

Зарождение первобытных религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе . Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу . Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия :

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм» .

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех . Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Путь осла
— …Магия раскрывает в человеке скрытые способности, выводит его на высокий духовный уровень, делает антенной-уловителем и передатчиком энергий и мыслей.
Все религии выдуманы, они угнетают человека как личность, превращая в раба, основаны не на любви к Богу — на cтрахе: его надо бояться и почитать, опустив глаза в пол…

Религии категорически запрещают магию, называя ее дьявольским промыслом, потому что, занявшись ею, человек становится независим от веры.
— Согласен: религия — кабала для человека. Его окружают стеной обетов, ограничивая свободу выбора. Недаром, когда на Руси воцарилось христианство, сразу стали выжигать язычество, которое базировалось на вере в силу природы и магии Вселенной.
— Нет, Бога не надо бояться — просто почитать. А магия с религией как бы пересекаются, в обеих есть что-то мистическое…
— Обе они — всего лишь способы реализации Личности, раскрывающие душу.
— Любая религия основана на строгом выполнении обрядов и ритуалов, что «гарантирует» чего-то после смерти. Но доказательств еще никто не предоставил. Маг получает все здесь и сейчас: может исцелять, менять судьбы людей. А себя унижать, ограничивать, скулить — это путь осла.
— Ха-ха, ваша хваленая магия делает человека таким же «китайским болванчиком», как и церковь. Обе — лишь две стороны одной медали, борящиеся между собой….
— Они просто не могут существовать по отдельности. В религии существует огромное количество магических обрядов… И скажите, какая магия обходится без молитв?
— Религия необходима, чтобы народ в массе своей не наделал глупостей. Это магия, причем очень мощная. Изгнание бесов — что, по-вашему? Или великие святые с их уникальными способностями? Магия — один из путей, но путь опасный, где легко оступиться.
— О чем вы говорите? Магия и религия — рабство худшего толка, не тела, а души. Чем прошение на коленях помощи у Бога отличается от прошения помощи у магических сил? Не вижу ничего гордого в чтении неизвестно кем и как составленных заклинаний… Свободный человек тот, чья сила зависит только от него самого.
— Не религия — человек сам себя угнетает, прикрываясь религией!
— Насколько я понимаю, магия — это подсознательное воздействие одного человека на другого. И говорить, что она помогает религии — просто бред. Без веры нет стержня, тогда-то магия и приводит неокрепшие души к неосознанным поступкам,
— О том, что религия превращает человека в раба, народу знать необязательно! А иначе как их пасти?
— Иудаизм, христианство и ислам — обыкновенные авторитарные секты, магическое изобретение жрецов. Запрет критики, ненависть к другим, черно-белое мышление…
— Бог, дьявол, ангелы, бесы — всего лишь более сильные и тренированные маги. Понятно, почему христианство запрещает магию — зачем конкурентов плодить?
— Почему человек должен бояться своего Отца Небесного, как дети — грозного папу-алкоголика? Слушать Бога в себе — это прислушиваться к своему внутреннему Я.
— Магия как наука и тайная философия лежит в основе всех религий мира, это знание законов природы и умение частично ими управлять. А религия — рычаг, посредством которого посвященные в магию силы управляют толпой. Они дополняют друг друга.
— Я вообще не понимаю, о чем вы? Возьмите трактат по магии и Библию — и сразу увидите общие параллели.
— Если отбросить шелуху о Боге, то магия и религия равнозначны по принципам применения. Иисус явно был не только хорошим проповедником, но отличным магом и психологом.
— И песнопения в религии имеют магические свойства!
— Религии — это карманчики, куда падают слепые и ленивые. Ни одна религия не выражает истины. В храме все те же церемонии, обряды, таинства — это ли не магия?
— Неужели Отец Небесный хотел видеть любимых детей валяющимися у него в ногах, облизывающими его пятки и вечно вопящими «Дай!»?
— Отличие в том, что магия основана на гениальности личности, на развитии, опытах. Это штучный товар, тогда как религия — ширпотреб.
— Ныне происходит расцвет магии и, значит, закат религии — неповоротливой и неуклюжей.
— Но не забудьте про намоленность церквей и символов, чего никогда не будет у магии…
— Конечно, религия бывает слишком тоталитарна. Но разве в магии такого нет? Разве начинающий маг не должен служить наставнику? Он такой же раб, даже еще больше.
— Магия — это часть человека, как цвет кожи или слух, а вера — часть личности. Все должно служить развитию человека, а не фанатичному подчинению какому-то эгрегору.
— Неужели вы знаете хоть одну бескорыстную религию?
Которая не собирала бы пожертвования, не продавала свечки, иконы, книги, не зазывала народ?
— Если вдуматься, что есть Бог? Сила, не подвластная разуму, видимость объяснения непонятного. Магия — инструмент Силы. Те, кому не удавалось его использовать, придумали религию: обозначили образ (Бог), определили законы (можно-нельзя), исходя из своего могу-не могу и ограничили круг возникающих вопросов (страх перед Богом). Ну и себя не забыли — возможность творить именем Божьим.
— Венчание, отпевание, заупокой и прочее — обряды каббалистические. Только каббалисты проводили их бесплатно…
— Надо ли принижением одного превозносить другое? Все имеет право на существование, и каждый выбирает своего Учителя.
— Все религии используют магию и магов. Магия — это высокая чувствительность человека, а религия — определенного вида медитации. Отрицание магов религиями — всего лишь желание их покорить. Религия, по сути, вид магии.
— Ну нет, магия никак с религией не связана — ни в противоборстве, ни в совместных целях, она — искусство, которое подчиняется немногим — и их же порабощает!
— Если для человека Бог — карающий орган, то развития не будет. Религия — та же магия, но облаченная в другую оболочку.
— В Библии можно встретить много элементов магии. Просто для большинства и священников, и магов их дело — просто бизнес, отсюда борьба с конкурентами.
— Магия — талант, возможность, способность! А религия — образ жизни и мышления.
— Церковь — посредник между Богом и человеком, а маг в посредниках не нуждается.
— Одного поля ягода! Что такое неистовая молитва? Всего лишь просьба к Господу рассмотреть твою жизненную ситуацию без очереди. Что такое заговор? То же самое… 99% святых в православии обладали сверхъестественными способностями, были ведунами и знахарями…
— Как только человек с даром убеждения начинает собирать вокруг себя людей и внушать им свое понимание, вера человека превращается в религию. И магия под чьим-то воздействием может превратиться в религию, поэтому надо уметь быть свободным человеком!
— Не все имеют хорошие светлые мысли, чтобы бескорыстно помогать другим. Представьте, что все люди вдруг стали владеть магией! Вам нахамили, а вы в отместку мощное проклятие или что-нибудь еще. Мы так быстро поубиваем друг друга… Не всех надо обучать! Религия обуздывает наши страсти, сама применяет магию, а другим не разрешает, потому что «меньше знаешь — крепче спишь!» Известно, что будет, если украдешь. А после смерти? Не знаем, и потому нам страшно. Но это хорошо! Люди боятся совершать плохие поступки!
— У меня есть право на выбор пути к Богу. А есть ли право на движение от него?
— Магия — такое же задуривание населения, как и религия, чтобы заставить платить денежки!
— В любой религии есть каста жрецов-священников, которые обладают знаниями, обрядами, заклинаниями, недоступными для большинства. Все обряды — та же церемониальная магия. Но мы должны быть благодарны религиям — они выполняют работу стража, не впуская непосвященных. Я знал людей, которые, будучи неготовы, попадали в психушку или сразу на кладбище. Людей с уникальными способностями всегда мало, а шарлатанов ныне пруд пруди!
— Мне думается, что религия — это извращенная магия, надуманная, выхолощенная, оторванная от корня истины.
— Но разве отличается чем-то заговор от искренней молитвы?
— Не все так просто, как нам пытаются объяснить церкви. Причем каждая по-разному, считая себя единственно правильной. Все это сделало меня эзотериком. Для меня существует Высшая сила, единая. Но уважаю все религии, пытаясь понять человека и его поступки.
— Магия — усовершенствование себя, развитие определенных способностей, но не души. Религий слишком много… Верить или нет — решать самому человеку.
— Магия не имеет никакого отношения к вере, это инструмент достижения желаемого. В чьих руках он находится, таков и результат работы.
— Я за оккультизм, которого боятся «божьи» люди! Он охватывает все виды проявления человечества. А религия — убогая попытка его обуздать!
— Я сам буддист, что вовсе не ограничивает меня в духовном развитии. Скорее наоборот.
— Магия заставляет верить в себя и надеяться только на себя, а религия — верить в Бога и рассчитывать на его помощь. Миллионы молятся с утра до ночи, бьются головой об пол, но помощи никакой. И начинают причитать, мол, Бог наказал, тем самым снимая с себя ответственность за поступки. Магию критикуют лишь те, кто в жизни не имеет своего Я.
— Магия неотделима от нашего бытия. Как и желание общности — так проще и безопаснее, хотя бы психологически. Большинство людей объединяются в группы по видам и сопоставимости биополя, в результате эффект поразительный. А верить каждый должен, в первую очередь, в себя.
— Настоящие колдуны почти всегда одиночки. Вы видели когда-нибудь кучку деревенских ведьм?
— Мне фильм «Айболит-66» вспомнился. Там Бармалей говорит: «Я всех счастливыми сделаю! А кто не будет счастлив — того в бараний рог согну, в порошок сотру!» Примерно так нам и предлагают любить Бога.
— А вы так же силой нам магию навязываете!
— Не все религии запрещают магию. Возьмем язычество — там были ведуны, шаманы. Магия вуду взяла начало из буддизма…
— Бог, на мой взгляд, образное имя универсальной энергии, а религия — всего лишь костюмчик. Кто воюет с одеждой?
— Магия — способность творить чудеса. И жаль, что мы заботимся больше о том, как сломать человеческую волю, приворожить или отворожить, напустить порчу. У нас в руках такая сила — почему бы не направить ее во благо? Например, на целительство. Сейчас у людей нет денег на лечение… В магии нужна вера в Высшие силы. Но нельзя зацикливаться на вере — она ведет к поклонению. А поклонение превращает мага в сектанта!
— Религия — сказка, придуманная первобытными людьми. Ныне все явления природы объясняют фундаментальные науки. А если не могут, значит, ученые еще не поняли суть явления. Магия — тоже наука. Маги могут управлять энергетическими потоками, а человек — существо энергетическое. Так что религиозные сказки, я считаю, с магией не совместимы!
— Магия — это самопознание, накопление энергии, поиск скрытых возможностей и тайных знаний.
— Молитва, по-моему, это совокупность электромагнитных колебаний. Недаром в старинных церковных книгах выделяли гласные буквы и для исцеления читались именно они. Получалось неясное бормотание, но обладающее невиданной силой воздействия на больной орган!
— По мне уж лучше религия, чем магия, где разум полностью парализован…
— И та,я и другая — лишний повод подчинить себе людей. Это власть, а как она будет называться, не имеет значения.
— Магия есть шарлатанство! В школах магии обучают впадать в гипносостояние 1-й ступени, и только лучшие учатся самой магии, т.е. способу вводить в гипносостояние других.
— А что это такое?
— При гипносостоянии ослабляется «Я», и личность начинает пользоваться детскими стереотипными алгоритмами мозга, которые давно ею не используются… Так утверждает моя наука — алгоритмическая психология.
— А как быть с лечением такой болезни как рожа? Врачи отказываются и сами дают адреса бабушек-шептуний. И действительно проходит!
— Так называемое нашептывание — не мистика. В московском НИИ энергоинформационных технологий установили, что, воздействуя на кристаллическую структуру воды, оно меняет ее свойства. А из чего состоит человек на 70%?
— Религия нужна только тем, кто не может напрямую постичь истину. Церковь давно себя изжила, превратилась в коммерческую организацию.
— Доверять сто раз переписанной Библии опрометчиво. Христос точно был, но явно не тем, за кого его нам выдают.
— Правд много, а истина одна.
— Правд не много. Слово «правда» происходит от древнеславянского «правь» (мир богов и гармонии). А он один и неделимый.
— То, что все привыкли считать христианством — легенда для толпы, а то, что для избранных, от магии отличается мало. И надо ли всякому дитю давать в руки свободу вместе с автоматом? И благо ли — навязанная свобода?
— Правильная мысль, не все достойны свободы и знаний, и не всем они нужны — так спится лучше. Не знаешь — нет тревог. Кому-то проще верить в Бога, что им будет воздано — и живут спокойно. Магия нужна тем, кого влекут тайны Вселенной…
— Или деньги…
— Нельзя отказывать в помощи, но и навязывать нельзя. Желающий оставаться в блаженном неведении тоже прав — это его выбор.
— Православный крестик — символ убитого человека! А жест молитвы ставит человека в позицию слабака! Молитва — признак слабости и трусости!
— Один интересный человек сказал: люди делятся на овец, пастухов, которые их пасут и стригут, собак, которые держат овец в «стойле», и волков…
— На Руси христианство какое-то языческое. Я и в церковь могу зайти, и через огонь прыгнуть, ночью со звездами ворожить, ветер в поле слушать. Энергию стихий преобразую в свою, магическую…
— Что значит «ворожить со звездами»?
— Смотрю на звезды, говорю нужные слова и жду, что будет происходить. И делаю выводы.
— Молитва проходит через меня, слова напитываются моей энергией. Заметила, что у многих бабок христианские молитвы «работают», помогают, а у попов — нет.
— Ничего удивительного. Дело не в словах, а что ты в них вкладываешь.
— Когда магия раскрывает все свои возможности, религии места нет! Женщины и мужчины с разбитыми сердцами идут к колдуньям, олигархи ищут амулеты на финансовую удачу и не подписывают ни одного контракта без совета своего гуру. Если речь о жизни и смерти, куда ты пойдешь? Правильно, к знатокам оккультных наук.
— Бог должен быть внутри тебя, а имя ему — ты!

Вот такие чудеса…
— А теперь расскажите, пожалуйста, один или несколько случаев с вами, необъяснимых с точки зрения привычной житейской логики.
— В жизни каждого человека бывало много загадочного. В 5 лет я увидел во сне, что соседская девочка умрет, и утром рассказал родителям. Меня поругали и запретили еще кому-то об этом говорить. Но вскоре мы услышали громкий плач матери, которая только что узнала о смерти дочери в больнице.
В 12 лет я был на охоте с отцом и его знакомыми. Один из них, глядя на удаляющую стаю птиц, машинально спустил взведенный курок ружья. Раздался выстрел. Заряд дроби попал прямо мне под ноги. При этом время как бы остановилось. Как в замедленном фильме я видел, как земля рядом с мной начинает приподниматься, затем вздыбилась сильнее, воронка от выстрела увеличилась… И только потом услышал громкий звук выстрела. Хотя охотник стоял всего в трех метрах от меня.
В сентябре 1996 года незнакомая женщина пригласила меня посмотреть, как она складывает кости после перелома. Я удивился странному предложению и идти с ней отказался. А спустя несколько дней меня сбила машина, и с тяжелейшими травмами я оказался в реанимации. Придя в себя, вспомнил о странной посетительнице и попросил ее найти. Около семи месяцев Наталья Георгиевна Кондрашова, в те годы юрист Смольного в администрации мэра Санкт-Петербурга, мануальным массажем помогала мне срастить кости и выздороветь. В январе 1997 года она предсказала, что я буду заниматься объединением древних духовных знаний. К этим ее словам я тоже отнесся тогда скептически. Но в октябре 2003-го, когда читал книгу графа Сен-Жермена «Пресвятая Тринософия», ко мне явилось красочное видение престола Небесного Света, после чего начал приоткрываться символический смысл духовных знаний…
— Как-то ночью проснулась я от непривычно белого света, озарившего всю комнату. Начала будить сестру: посмотри, мол, что так ярко светит? Она промямлила сонным голосом что-то про уличный фонарь и тут же опять вырубилась. А я села на кровати, пытаясь понять, что это, так как никакого фонаря рядом не было. Вдруг осознала, что вижу себя со стороны. Зачем-то вытянула руки вперед и пошла к тому свету… сквозь окно. Где я была и куда ходила, пытаюсь понять до сих пор. Утром проснулась с осознанием чего-то нового и странного. Утром мы с сестрой пошли на улицу смотреть, мог ли так светить фонарь во дворе. Конечно, нет! Может, вам это покажется бредом, но так было, поверьте. Такого света больше не повторялось, но с тех пор начали сниться планеты, миры, меня куда-то приглашали неведомые «тарелки», и я улетала с ними…
— Как-то, опаздывая на электричку, я бежала по переходу. Перед глазами кружила пчелка, от которой я никак не могла отмахнуться. Двери электрички передо мной захлопнулись, я на нее опоздала. Но через минуту услышала, что электропоезд нужного мне направления стоит на другом пути, отправление через 10 минут. То была не моя электричка.
И еще. Приснилось, что в большой маминой кастрюле вымешиваю тесто коричневого цвета. Все посмеялись — ну и сон! Спустя месяц подруга приглашает к себе и просит испечь два ее любимых торта Негро — гостей будет много. Прошу у мамы ее большую кастрюлю. В рецепте много какао, и тесто получается коричневое… Таких вещих снов еще с десяток было — пока мама не отвезла меня к какой-то бабке. Та пошептала, покрутила ножи над головой — и они прекратились.
Чувствую боль других, пыталась лечить. Говорили, что помогало. К сожалению, в моем кругу этих тем не любят и косо смотрят. Не хочу быть «белой вороной». Поделилась только с вами, прошу не судить строго…

Леонид Терентьев

г. Евпатория
e-mail: [email protected]
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45