Психологические особенности человека с опорно двигательным аппаратом. Тема18

Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И.Л., Жариков Н.М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева В.В., 1987, Исаев Д.Н., 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский В.А., 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия Р.А., 1935), соматонозогнозия (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Кавасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф., 1988).

Термином «ревматические заболевания» объединяются патологические картины, общей характеристикой и ведущим симптомов которых являются боли в опорно-двигательном аппарате.

Это симптоматическое понятие включает этиологически, патологически и клинико-нозологически различные синдромы. Следует различать как минимум три главные группы ревматических заболеваний: воспалительные процессы суставов и позвоночника, дегенеративные заболевания суставов и позвоночника и ревматические поражения мягких тканей. В качестве четвертой группы следует привести так называемые параревматические заболевания, при которых боль в тканевых структурах опорно-двигательного аппарата является признаком иного заболевания.

По словам И.Г. Малкиной-Пых, при ревматических поражениях мягких тканей (фибромиралгия) у больных отчетливо выражены переживания страха и депрессии. Больные мало склонны к гиперкомпенсируемому поведению. Их латентные или явные желания, заботы и тенденции к зависимости ярко выражены, отчетливо определяется склонность к самопожертвованию и зависимости.

Бросается в глаза застывшая и преувеличенная жизненная позиция больного. Они часто демонстрируют повышенный самоконтроль и стремление к перфекционизму. Они не могут позволить себе здоровых агрессивных импульсов, разочарование и обиду они пытаются компенсировать «внутренней стойкостью». Характерной для них является тенденция к самопожертвованию и преувеличенной готовности помочь, которая проявляется не спонтанно, а по внутреннему принуждению.

Блокированные агрессивные импульсы больных выражаются в повышенном мышечном напряжении и, наконец, в локализированных или локализированных болях.

Bweck (1971) описывает такого пациента как человека, который после манифестации заболевания склонен к зависимости и развивает сильные потребности к отдаче под чью-то опеку и желание заботы со стороны. относительно часто развивается манифестная невротическая симптоматика, в особенности состояния страха, депрессии и психосоматические симптомы в форме функциональных кардиальных, желудочных расстройств, головных болей, астенических картин .

У больных с ревматоидным артритом на отдаленных этапах состояния бросается в глаза их терпимость и невзыскательность. Их терпеливая непритязательность находится в противоречии с объективными данными о заболевании.

В преморбиде пациенты характеризуются как тихие, малозаметные люди. Их отличает старательность и добросовестность. Часто заметно их альтруистичное поведение, что, в сочетании с энергией и жаждой деятельности, делает их непревзойденными матерями и неутомимыми сиделками. Пациенты уделяют крайне мало внимания своей телесности, отличаясь бедным самовосприятием и редуцированным самопознанием. Их терпеливость, вероятно, соответствует внутреннему запрету на открытое выражение остаточных агрессивных побуждений.

Специфика «ревматической личности» состоит в наращивании самоограничения в жизненных отношениях, в собственном Я, в собственном теле и в коммуникативной сфере, в том числе в социальном поведении. Сказанное можно отнести к двигательным агрессивным импульсам, которые, начиная с раннего детства, описывают как проблемную сферу. В целом можно говорить о неудачном уравновешении полюсов мягкости и жесткости.

У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

1. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость.

2. Мазохистско-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонности к депрессивным расстройствам настроения.


Это интересно:

Анализ результатов исследования
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём...

Методы коррекции детско-родительских отношений.
Методы консультирования и коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастной группой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослым...

Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии. Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работ...

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Доступная среда - это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая таким людям вести независимый образ жизни.

Жилые комнаты для проживания инвалидов в жилых домах общего расселения могут быть рассчитаны на одного (одиночки) и двух (пожилая пара, неполные семьи - мать с ребенком-инвалидом, член семьи при немощном инвалиде) человек и должна иметь площадь не менее соответственно 9 и 12 м 2 (12 и 16 м2 при расселении в такой комнате инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, или немощного, передвигающегося в пределах комнаты, квартиры).

Ширина жилой комнаты для проживания инвалидов должна быть не менее 3,0 м (для немощных - 3,3 м; передвигающихся на кресле-коляске - 3,6 м). Глубина жилой комнаты должна быть не более ее двойной ширины. При наличии перед фронтом комнаты летнего помещения шириной 1,5 м и более глубина комнаты должна быть не более 4,5 м.\

Для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, спальное помещение становится многофункциональным, так как наряду с жилыми данное помещение может иметь и рабочие функции. Удобство спальной комнаты для инвалида во многом определяется размещением кроватей, к которым должен быть обеспечен подъезд кресла-коляски. Вблизи кровати должно быть предусмотрено место для хранения кресла-коляски на ночь. Минимальная ширина зоны маневрирования кресла-коляски в спальной зоне должна быть не менее 1,3 м, при этом планировка спальной в целом должна обеспечивать его круговой разворот диаметром 1,5-1,6 м.

Для перехода с кресла-коляски на кровать необходимо предусматривать переходные приспособления (потолочные кольца, поворотные штанги, канатные дорожки, петли-держатели и др.) с креплением в конструкциях потолка и стен.

В ряде случаев бывает необходимо обеспечить двусторонний доступ кровати или исключительно лево-, правосторонний доступ, что следует учитывать при проектировании. В двухместных спальных помещениях кровати, как правило, должны располагаться раздельно. Помимо прочих удобств такая расстановка обеспечивает рациональное использование площади помещения.

Спальная должна, как правило, иметь непосредственный (либо через собственный холл) вход в санитарный узел. Прикроватное оборудование должно предусматривать столик (тумбочку) для установки телефона, местного освещения, хранения и выкладки на ночь мелких предметов, лекарств, устройств сигнализации и пр.



Жилые комнаты (для супружеских пар, неполных семей с инвалидами и пр.) следует оборудовать индивидуальными шкафами для белья, одежды, обуви и других личных вещей. Индивидуальные шкафы для верхней одежды инвалидов следует предусматривать в передних квартир; такие шкафы должны быть либо встроенными, либо подвесными с тем, чтобы обеспечить подъезд к ним вплотную кресла-коляски.

Жилые помещения для инвалидов и других групп МГН не следует размещать смежно с помещениями с повышенным уровнем шума.

Площади номеров (рисунок 5.2) в зданиях рекреационных учреждений и гостиниц категории две звезды и ниже следует увеличивать не менее, чем на 20 % или расселять МГН в номерах увеличенной площади (более высокой категории либо заселяемых по другой формуле).

Общие комнаты (гостиные), индивидуальные жилые комнаты, жилые комнаты номеров и других жилых ячеек должны обеспечивать возможность подъезда на кресле-коляске к месту отдыха, к большинству элементов мебели (в особенности - к шкафам, сервантам, к столу и т.п.), к местам установки бытовой техники; особое значение имеет возможность подъезда к окну и наличие здесь видовой площадки для общения инвалида с внешней средой.

Мебель и оборудование, устанавливаемые в жилых комнатах, должны допускать возможность пользования ими без посторонней помощи. Заполнение мебелью помещений, которые используются инвалидами и другими категориями МГН, должно быть не более 40 % площади пола. Мебель в помещениях, используемых инвалидом на кресле-коляске, следует расставлять таким образом, чтобы в центре комнаты было свободное пространство, позволяющее осуществлять разворот кресла на 360°. Минимальная ширина проходов и проездов в жилых комнатах и кухне должна быть не менее 0,9 м. Углы мебели и иного штучного оборудования рекомендуется в целях предупреждения травматизма скруглять. Основную мебель желательно применять утяжеленной конструкции или крепить ее с тем, чтобы затруднить ее сдвиг наездом кресла-коляски.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

В передних, прихожих, холлах квартир, жилых ячеек, номеров, предназначенных для расселения инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, должна быть обеспечена полная свобода их передвижения и разворота кресла-коляски на 360° (зона, не занятая мебелью и оборудованием, - 1,6 ´ 1,6 м), а также обеспечена доступность других необходимых помещений.

Ширина передней должна быть не менее 1,8 м; внутренних коридоров - 1,15 м; полотна дверей - 0,9 м (проем в чистоте - не менее 0,85 м). В передней должно быть предусмотрено место для хранения уличного кресла-коляски. При входе в квартиру и при дверях во все ее помещения следует предусматривать зону для остановки кресла-коляски. Ширина внутренних коридоров должна обеспечивать передвижение и, в необходимых случаях, - разворот кресла-коляски на 90 и 180°.

В квартирах, предназначенных для расселения различных категорий инвалидов, рекомендуется предусматривать увеличенное количество кладовых (рисунок 5.4), встроенных шкафов, прочих помещений для хранения тифлотехники, объемной литературы, костылей и других приспособлений и материалов.

В составе квартиры, проектируемой для нужд инвалидов, рекомендуется предусматривать помещение для хозяйственных работ и занятий индивидуальной трудовой. Ширина такого помещения должна быть не менее 2,5 м; площадь - 8 м2. При отсутствии указанного помещения рабочее место (с приближенным шкафом глубиной 0,45-0,6 м) может предусматриваться в пределах кухни или общей комнаты, а кладовая для хранения материалов и изделий (не менее 4 м2) - как в квартире, так и за ее пределами. Дополнительное рабочее место может быть организовано вблизи остекленной части летнего помещения.

Кухни, оборудование которых адаптируется для нужд инвалидов или пожилых, должны, как правило, обеспечивать им возможность самостоятельного ведения домашнего хозяйства, что, помимо комфорта, повышает уровень реабилитации. Планировочные решения кухонь должны позволять осуществлять большинство манипуляций с одной остановки кресла-коляски. При этом зона для кресла-коляски должна обеспечивать возможность его кругового разворота. Диапазон высот установки оборудования при этом должен находиться в пределах 0,4-1,4 м.

Площадь кухни для квартир с проживанием пожилых пар и малых семей с инвалидами должна быть не менее 9 м2 или, при наличии инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, а также для сложных или многодетных семей и семейных детских домов, 12 м2. Возможно сокращение площади рабочей кухни ниже приведенных значений при наличии приближенной обеденной зоны в столовой или гостиной. Для однокомнатных квартир при площади жилой комнаты не менее 16 м2 допускается устройство кухни-ниши (с естественным освещением согласно СНиП 23-05) площадью 4,5-5,5 м2 с фронтом оборудования суммарной протяженностью не менее 2,4 м. Кухня должна иметь ширину не менее: в однокомнатной квартире - 2,2 м; в других - 2,8м.

Оборудование кухни рекомендуется располагать Г - образно или П - образно (рисунок 5.6) с тем, чтобы обеспечить возможность центрального маневра кресла-коляски. Оборудование должно включать плиту и холодильник, в котором высота нижней от пола полки должна быть 0,6 м. Рабочая поверхность кухонного оборудования должна располагаться на высоте 0,82 м от уровня пола, при этом следует оставлять внизу свободным пространство (0,7 м) для удобного подъезда кресла-коляски. Высота установки оборудования кухни не должна превышать для доступа с уровня кресла-коляски 1,6 м; низ оборудования не должен располагаться менее чем на 0,3 м от уровня пола.

Рекомендуется применять кухонное оборудование с возможностью индивидуальной регулировки по высоте, при этом целесообразна фиксированная в одном уровне установка всех рабочих поверхностей основного оборудования - от 0,78 до 0,91 м (в зависимости от индивидуальных особенностей обслуживаемых лиц). В нижней части оборудования рекомендуется устраивать ниши (ступени, подножки) для фиксированной опоры ног на высоте 0,2-0,24 м от уровня пола.

САНИТАРНЫЕ УЗЛЫ

Различия в возможности пользования санитарными узлами позволяют выделить следующие группы инвалидов: а) требующие помощи как при передвижении, так и в раздевании и в гигиеническом цикле; б) требующие некоторой помощи в гигиеническом цикле; в) практически не нуждающиеся в посторонней помощи; г) люди, пользующиеся костылями, тростью, т.е. движение которых затруднено. Группе «а» требуется помощь совместно проживающих или персонала, подъемник, зона пересадки; группе «б» - требуется дополнительная площадь для самостоятельного маневра на кресле-коляске, место пересадки, поручни и штанги; примерно то же требуется и инвалидам группы «в», но меньшей площади. Передвигающимся на костылях или с помощью трости требуется наличие элементов поддержки (поручни, штанги), при этом площадь санитарного узла должна быть несколько более обычных стандартов (в пределах 20 %).

Санитарные узлы для инвалидов могут проектироваться совмещенными либо раздельными. Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, как правило, применяют совмещенные санитарные узлы, оборудованные унитазом, умывальником и ванной или душем. Рекомендуются к применению сидячие ванны или полибаны с местом для сидения, ванны с открывающимися боковыми дверцами и т.п. Может быть рекомендовано применение вариантной расстановки санитарного оборудования, обеспечивающей учет индивидуальных запросов, а также возможность регулировки устанавливаемого оборудования по высоте. Рациональной может считаться установка оборудования единым фронтом вдоль одной из стен, что облегчает маневр кресла-коляски. Досягаемость умывальника целесообразно предусматривать как с кресла-коляски, так и с унитаза. Пользование душем следует осуществлять сидя на специальной скамье. Для того, чтобы уменьшить число перемещений, возможно применение унитазов, совмещенных с биде.

В зависимости от набора санитарно-технического оборудования габариты санитарных узлов для инвалидов на кресле-коляске составляют: 2,1 ´ 1,9 м (унитаз и умывальник, оба прибора у одной стены) или 1,9 ´ 1,8 м (умывальник сбоку); закрытый душ с трапом - 1,7 ´ 1,5 м; совмещенный санузел с душем без поддона, с умывальником и унитазом - 2,4 ´ 2,2 м.

Двери санитарных узлов должны, как правило, открываться наружу (при открывании дверей внутрь санитарный узел должен иметь увеличенные размеры). Двери санитарных узлов рекомендуется снабжать запорами, допускающими открывание как снаружи, так и изнутри.

В санитарных узлах должен быть обеспечен разворот кресла-коляски на 360° (Ø 1,5-1,6 м); при подъезде кресла-коляски к унитазу должна быть зарезервирована площадь для поворота кресла на 90°. Сиденья унитазов для удобства пользования ими инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках, должны располагаться на высоте сиденья кресла-коляски (0,5 м). Для подъема сиденья унитаза от номинальной высоты (0,45 м) следует использовать дополнительные подкладки или сиденья. Умывальник (или рукомойник) целесообразно устанавливать на высоте 0,85 м, что допускает непосредственный подъезд кресла-коляски.

В свободных от оборудования зонах следует предусматривать настенные поручни на высоте 0,9 м диаметром 50 мм (то же - в передних квартир, номеров и других жилых ячеек). Штанги, поручни, подвесные элементы дополнительного оборудования санитарных узлов должны иметь усиленное крепление, рассчитанное на динамическую нагрузку не менее 120 кгс. Диаметр штанг для поддержания - 25-32 мм. Уровень дна ванны должен, как правило, находиться на отметке пола; допускается предусматривать около ванной ступеньку высотой до 0,15 м. При ванной для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, следует предусматривать дополнительное сиденье для пересадки из кресла-коляски в сиденье в ванной. Пол санитарно-технических помещений не должен быть скользким.

Раковины умывальников должны быть консольного типа. Краны в ванных и кухнях должны быть обеспечены открывателями локтевого типа и снабжены термостатами, ограничивающими температуру поступающей воды до 50 °С.

Дополнительное оборудование санитарных узлов для различных категорий инвалидов включает, как правило, поручни (настенной или напольной установки и фиксации), потолочные направляющие или межстенную штангу для подвески подъемника, кольца, трапеции и т.п. Высота установки оборудования должна регулироваться индивидуально. Крепление приборов и оборудования должно быть прочным.

ЛЕТНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Летние помещения (террасы, веранды, лоджии, балконы) должны являться обязательной принадлежностью квартир и жилых ячеек для постоянного проживания инвалидов.

Минимальная ширина летних помещений для использования кресла-коляски должна быть не менее 1,4 м, однако рекомендуется в летних помещениях обеспечивать возможность разворота кресла-коляски. Террасы, веранды, балконы и лоджии должны иметь ветрозащитные (возможно - трансформируемые) стенки-экраны и солнцезащиту. В летних помещениях целесообразно предусматривать возможность сушки белья. Низ остекления (и верх глухого ограждения наружных стен и летних помещений) в квартирах для инвалидов на креслах-колясках должен находиться на высоте (не выше) 0,6-0,7 м. Общая высота ограждения, с учетом обрешеченной части, должна быть не менее 1,2 м. Высота порогов не должна превышать 0,025 м. В необходимых случаях, для выравнивания уровней полов основных и летних помещений рекомендуется устройство фальшполов, пропускающих атмосферные осадки до уровня основного пола летнего помещения. Площадь летних помещений рекомендуется принимать не менее: для однокомнатных квартир - 3 м2; для двухкомнатных квартир - 6 м2; для трех - пятикомнатных квартир - две лоджии (или балкона) по 6 м2 каждая. При квартирах, размещаемых на первом этаже, целесообразно предусматривать террасы с выходом на приквартирный участок; последний рекомендуется закрывать от посторонних взглядов декоративными стенками-экранами или посадками кустарника. В летних помещениях первых этажей возможно устройство люков в подполья (подвалы) для хранения овощей.

Контрольные вопросы : 1. Какая площадь помещения предусматривается для одного, двух инвалидов? 2. Какая должна быть минимальная ширина комнаты? 3. Какие требования предусматривает спальня инвалидов? 4. Какие требования предъявляются к прихожей? 5. Какие требования предъявляются к кухне? 6. Какие требования предъявляются к санузлу? 7. Какие требования предъявляются к летней комнаты?

Для определения третьей группы инвалидности критерием является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание. Показания для установления 3 группы инвалидности:

    способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

    способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;

    способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

    способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

    способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;

    способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.

(http://103-law.org.ua/Article.aspx?a=33)

2. Классификация инвалидов в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.)

Нарушение зрения относится к основным видам нарушений функций организма (нарушение сенсорных функций). В связи с этим при утрате функции зрения человек может признаваться инвалидом по зрению.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые - люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я - тотальная потеря зрения; 2-я - практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие - это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

При нарушении функции зрения происходит нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Также наблюдаются нарушения осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры. К сопутствующим заболеваниям относятся неврозы, болезни органов дыхания, сердечно - сосудистой системы, обмена веществ. А также общее недоразвитие речи, ДЦП, минимальная мозговая дисфункция (ММД), может быть снижение слуха и быстрая утомляемость.

Больные с нарушением слуха могут быть: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи - это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, - поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций. Слабослышащие - инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Нарушение интеллекта

В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, потребностно - мотивационной сферы и пр. Ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.

Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

У людей с нарушением интеллекта происходит нарушение познавательной деятельности. Снижается сила и подвижность нервных процессов. Происходит нарушение высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Также наблюдается дисплазия; нарушение окостенения, осанки, деформация стопы, позвоночника, дисгармоничность физического развития; нарушение координации движений.

Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения - все это наблюдается у людей с нарушением интеллекта.

Нарушение ОДА

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

У людей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

При поражении ОДА церебрального генеза происходит нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации, микро- и макромоторики. Наблюдается остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры, дисгармоничность физического развития. К сопутствующим заболеваниям относятся нарушения сердечно - сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов. А также нарушение слуха, зрения, интеллекта. Низкая работоспособность.

При поражении ОДА спинального генеза наблюдается полная или частичная утрата движений, чувствительности, расстройство функций тазовых органов.

Происходит нарушение вегетативных функций, появляются пролежни. Характерен остеопороз. При высоком (шейном) спинальном поражении – нарушается дыхание, появляются ортостатические нарушения. При вялом параличе - атрофия мышц. При спастическом - тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.

При поражении ОДА вследствие ампутации или врожденного порока нарушается опороспособность и ходьба (при ампутации нижних конечностей), координация движений, осанка, вертикальная поза; также наблюдается уменьшение массы тела и сосудистого русла.

Наблюдаются нарушения регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры. Нарушаются функции кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов. Снижается общая работоспособность, появляются фантомные боли.

Нарушение речи

Речь - важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.

Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Причины нарушения речи: внутриутробная патология; наследственная предрасположенность и генетические аномалии; неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Виды речевых нарушений:

Нарушение устной речи;

Нарушения письменной речи.

(http://kokarevala.narod.ru/index/0-38)

Так, при нарушении зрения , наблюдается общее недоразвитие речи разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (различные виды дисфагии).

При нарушении слуха , нарушаются основные компоненты речи: фонетико-фонематический, лексический, грамматический; недостаточно сформированы как произносительная, так и семантическая стороны речи.

При нарушении интеллекта, страдают все функции речи, в той или иной степени. От различных форм нарушения речи, можно судить о степени умственной отсталости! (http://iamtiptop.ru/p/iam_13190.html)

При нарушении ОДА , свойственно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ. (Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы - М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. - С. 97–99.).

Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, восприятие формы и объема тела. В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

Дизартрия - нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, таки сенсорная);

Дислексия, дисграфия - нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;

Неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции;

Анартрия - отсутствие речи. (с.234 учебник)

Сердечно-сосудистых заболеваниях

Людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями

ЛЕКЦИЯ 12

· Особенности медико-социальной реабилитации

· Особенности медико-социальной реабилитации при

· Патопсихологические характеристики больных и

Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, де­генеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.В соответствии с Международной номенклатурой нару­шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не­достаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:

Вследствие полного или частичного отсутствия од­ной или более конечностей, включая ампутации;

Вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа);

В связи с отсутствием или нарушением произволь­ной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез);

Вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез);

В связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, гемипарез);

Вследствие нарушения мышечной силы нижних ко­нечностей;

В связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.

Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передви­жения.

Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться:

· расстояние, на которое может передвигаться чело­век;

· темп ходьбы (в норме 80-100 шагов в минуту);

· коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1,0);

· длительность двойного шага (в норме 1-1,3 с);

· скорость передвижения (в норме 4-5 км/ч);

· нуждаемость и возможность использования вспомо­гательных средств.

Оба вида ограничений жизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ог­раничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а об ограничениях способности к пе­редвижению - при повреждениях нижних конечностей.

Проблемы осуществления самообслуживания и само­стоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.


Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, ко­торая представляет собой процесс приспособления инвали­да к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стаби­лизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложив­шимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой реабили­тации инвалида является социально-бытовое устройст­во - проживание его в квартире со специально создан­ными бытовыми условиями, которые отвечают всем потреб­ностям инвалида.

Модель жилого помещения для социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает оптимальное жилое помеще­ние, которое содержит жизненно важные "блоки" и в ко­тором инвалид с нарушениями функций опорно-двигатель­ного аппарата будет надежно адаптирован.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть в результате физических травм, вследствие нарушения мозгового кровообращения, полиомиелита, ДЦП, врожденных физических дефектов.

Адаптированное жилое помещение включает приспо­собления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные). При этом учитываются два самостоятельных подхода:

Модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта, нарушений функций опорно-двигательного аппарата за счет специального ста­ционарного оборудования;

Оснащение этих помещений специальными (нестаци­онарными) индивидуальными вспомогательными устройства­ми для облегчения самообслуживания.

К оборудованию и оснащению предъявляются требования двух категорий.

1. Медицинские требования:

· точное соответствие типу дефекта;

· совпадение реабилитационного воздействия с физио­логической функцией дефектного органа (конечности);

· функциональность реабилитационных изделий;

· предупреждение (избежание) возможных осложнений в ходе пользования вспомогательными устройствами.

2. Технические требования:

· безопасность пользования;

· надежность, прочность материала, из которого изготовлено изделие;

· простота конструкции, обеспечивающая доступность |для пользователя;

· компактность;

· ограничение эргономических усилий.

В Федеральном законе "О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации" прописаны льготы данной ка­тегории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие со­ответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспорт­ных средств и других средств реабилитации, принадлежа­щих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Рос­сийской федерации.

Патопсихологические характеристики больных и инвалидов. Большое значение для организации реабилитационного процессалюдей с различными заболеваниями имеют их психологические характеристики. провели Результаты экспериментально-психоло­гического исследования инвалидов с рано приобретенными дефектами опорно-двигательного аппарата (в результате травмы или последствий детского церебрального паралича), проведенного сотрудниками ЦИЭТИНа выявило, что для многих из та­ких инвалидов вопросы, связанные непосредственно с болезнью, утратили свою остроту и отступили на второй план. Их состояние, как правило, стабильно; непосредственная угроза для жизни и выраженные болевые ощущения отсутствуют. При этом интеллек­туальные и творческие способности в большинстве случаев сохра­нены. В такой ситуации на первом месте оказываются как раз спе­цифичные для инвалидов вопросы - сохранение и поддержание своего социального статуса.

Первое, что обращает на себя внимание, - это эмоциональное состояние индивида. Наблюдаются снижение эмоционального то­нуса, вялость, апатия, т.е. общая астенизация психики. Астениче­ские проявления часто сочетаются с повышенной чувствительно­стью к внешним раздражителям. Подобные астено-невротические черты наблюдаются у подавляющего большинства инвалидов. Это свидетельствует о том, что в их основе лежат не только психоло­гические причины, но и психофизиологические: тяжелое заболе­вание неизбежно отражается на состоянии нервной системы.

Многим (хотя и не всем) инвалидам присущи ипохондриче­ские проявления - опасение за свое здоровье, фиксация на бо­лезненных ощущениях. Есть определенная категория инвалидов с противоположным отношением к своей болезни. Они недооценива­ют тяжесть своего состояния, считают себя практически здоровы­ми либо убеждены, что вскоре полностью излечатся. Чаще всего такое отношение к болезни встречается у инвалидов с послед­ствиями детского церебрального паралича (ДЦП), особенно в дет­ском и юношеском возрасте. Недооценка тяжести своего состояния часто прояв­ляется в неадекватном выборе профессии. Многим инвалидам присуща такая черта, как упор­ство, настойчивость. Эту черту можно считать, скорее, положи­тельной, но зачастую она принимает гипертрофированную фор­му и проявляется в виде упрямства, ригидности, неспособности к компромиссам.

Эмоциональное состояние во многом зависит от тяжести забо­левания и стойкости дефекта. Если у инвалида есть возможность по состоянию здоровья вести активный образ жизни, но он по­стоянно сталкивается с социальными ограничениями, то это не­редко приводит к психологической дезадаптации.

Следующая важная психологическая особенность человека - его самооценка, отношение к самому себе. От самооценки зависит образ жизни человека и в конечном счете его положение среди людей. От нее зависит даже протекание самого заболевания. Психологические исследования показали, что при прочих равных условиях реабилитация оказывается более эффек­тивной для людей, ценящих себя более высоко.

Исследование социально-психологических особенностей взаи­модействия инвалидов с социальным окружением выявило их поло­жительное отношение к здоровым людям. В то же время у боль­шинства инвалидов отмечается неудовлетворенная потребность в общении со здоровыми людьми.

Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно при­вязанными к родителям и не способными оторваться от роди­тельской опеки. При установлении новых связей и отношений инвалиды ока­зываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполно­ценность, неприятие социальным окружением. Установлению со­циальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установле­нии интимных отношений с противоположным полом, постоян­но испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и по­требности в любви.

Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности занимать­ся какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интерне­ту, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта.

При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды от­дают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминант­ные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгля­ды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценност­ной иерархии.

То же можно сказать и о деловых качествах, более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнитель­ность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалиднос­ти, предпочтительны доминантные качества личности, как соци­альные, так и деловые.

Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедея­тельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, бу­дучи здоровыми.

Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. К основным и наиболее распространенным сердечно-сосуди­стым заболеваниям, приводящим к инвалидности, относятся ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, цереброваскулярная патология с хроническими и острыми нарушениями кро­вообращения, тяжелые стадии гипертонической болезни.

Ограничения жизнедеятельности во многом определяются вы­раженностью нарушений кровообращения, распространенностью патологического процесса и его характером, течением и стадией заболевания.

Умеренное нарушение функции кровообращения при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе может привести к таким ограничениям жизнедея­тельности, как способность к передвижению, обучению, трудовой деятельности. Это связано со снижением физической и психо­физической выносливости больных, периодически возникающими приступами стенокардии или гипертоническими кризами, часты­ми головными болями, головокружением, снижением интеллек­туальной продуктивности.

При выраженных расстройствах кровообращения страдают все функции жизнедеятельности, что приводит к снижению способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, трудовой деятельности. При расстройствах мозгового кровообращения наблюдаются головокружения с неустойчивостью походки, головные боли, нарушения интеллектуально-мнестических функций, вплоть до слабоумия. При очаговых поражениях возникают нарушения статикодинамической функции (парезы, параличи, атаксия), которые приводят к расстройствам произ­вольной подвижности одной или нескольких конечностей, сни­жению мышечной силы. Следствием этих нарушений являются ограничения в сфере самообслуживания, самостоятельного пере­движения. У людей возникают расстройства речи, слуха, зрения, снижение способности понимать обращенную к ним речь, пи­сать, читать. В результате нарушается способность к общению и обучению. Ограничение способности контролировать свое по­ведение может быть вызвано эпилептиформными пароксизмами, зрительной агнозией, выраженными нарушениями психических функций. В тяжелых случаях больные могут полностью утратить навыки к самообслуживанию, соблюдению личной гигиены, к физиологическим отправлениям.

В остром и подостром периоде сердечно-сосудистых заболеваний основное место занимает медицинская реабилитация - лечебная физкультура, дозированные физические нагрузки, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, диетическое лечебное питание. Цель медицинской реабилитации - восстановление функций систем и органов, нарушенных в результате болезни, совершенствование компенсаторных механизмов больного, снижение степени выра­женности сердечной недостаточности, расстройств кровообраще­ния, нарушений сердечного ритма, предотвращение прогрессирования заболевания и рецидивов, т.е. осуществление вторичной профилактики.

Большое значение имеет социально-психологическая реабили­тация, особенно после перенесенного инфаркта миокарда или инсульта. Применяются индивидуальная (психокоррекция, ауто­генная тренировка) и групповая психотерапия. Психотерапевтиче­ские занятия призваны помочь больному справиться с перене­сенным психическим стрессом, вызванным внезапным тяжелым, жизнеугрожаюшим недугом, невротическими расстройствами, а также настроиться на активное участие в реабилитационных меро­приятиях.

Основная задача социальной реабилитации - обучение «жизни с инвалидностью»: организация диетического питания, режима труда и отдыха, обучение самопомощи и самообслуживанию, персональной сохранности, пользованию вспомогательными техническими средствам. Больному, имеющему статические и дви­гательные нарушения, приходится заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом, выполнять ранее привычные и жизнен­но необходимые действия. Большое значение имеет обучение чле­нов семьи решению проблем инвалидности, использованию вспо­могательных приспособлений и устройств, помогающих самому инвалиду и уходу за ним.

Технические средства реабилитации подбираются в зависимо­сти от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности.

В качестве восстановительной терапии инвалидам с сердечно­сосудистыми нарушениями и их осложнениями в виде наруше­ний двигательных функций показана трудотерапия. Трудотера­пия проводится в двух направлениях. Больные с выраженными нарушениями двигательной функции, вестибулярно-мозжечковыми расстройствами после медицинской реабилитации продол­жают освоение и тренировку навыков обслуживания в реабилита­ционных отделениях в блоке социально-бытовой реабилитации. Такой блок представлен имитацией жилой комнаты и кухни, в которых размещены специализированный набор мебели, стол-стенд, настенный стенд с набором бытовых принадлежностей. Занятия с использованием специализированных устройств по­зволяют больным воспроизводить стереотипы повседневной жиз­ни, что способствует восстановлению их нарушенных функций и приобретению самостоятельности в быту. Больные с незначи­тельными и умеренными нарушениями двигательной функции, у которых способность к самообслуживанию существенно не огра­ничена, часто нуждаются в отработке координации движений и изолированных двигательных актов на стендах и бытовых прибо­рах.

При профессиональной реабилитации обращается внимание на психофизические возможности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такому контингенту лиц противопоказаны значи­тельные физические нагрузки, работа, связанная с нервно-пси­хическим напряжением, в неблагоприятной экологической или экстремальной обстановке, при интенсивном шуме, вибрации, смене температур, вдали от населенных пунктов. При нарушениях речи противопоказаны выполнение административных обязанно­стей, преподавательская деятельность.

Нередко необходимо создание специального рабочего места, оснащенного вспомогательным оборудованием и техническими приспособлениями.

2.2 Личностные особенности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И.Л., Жариков Н.М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева В.В., 1987, Исаев Д.Н., 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский В.А., 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия Р.А., 1935), соматонозогнозия (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Кавасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф., 1988).

Термином «ревматические заболевания» объединяются патологические картины, общей характеристикой и ведущим симптомов которых являются боли в опорно-двигательном аппарате.

Это симптоматическое понятие включает этиологически, патологически и клинико-нозологически различные синдромы. Следует различать как минимум три главные группы ревматических заболеваний: воспалительные процессы суставов и позвоночника, дегенеративные заболевания суставов и позвоночника и ревматические поражения мягких тканей. В качестве четвертой группы следует привести так называемые параревматические заболевания, при которых боль в тканевых структурах опорно-двигательного аппарата является признаком иного заболевания.

По словам И.Г. Малкиной-Пых, при ревматических поражениях мягких тканей (фибромиралгия) у больных отчетливо выражены переживания страха и депрессии. Больные мало склонны к гиперкомпенсируемому поведению. Их латентные или явные желания, заботы и тенденции к зависимости ярко выражены, отчетливо определяется склонность к самопожертвованию и зависимости.

Бросается в глаза застывшая и преувеличенная жизненная позиция больного. Они часто демонстрируют повышенный самоконтроль и стремление к перфекционизму. Они не могут позволить себе здоровых агрессивных импульсов, разочарование и обиду они пытаются компенсировать «внутренней стойкостью». Характерной для них является тенденция к самопожертвованию и преувеличенной готовности помочь, которая проявляется не спонтанно, а по внутреннему принуждению.

Блокированные агрессивные импульсы больных выражаются в повышенном мышечном напряжении и, наконец, в локализированных или локализированных болях.

Bweck (1971) описывает такого пациента как человека, который после манифестации заболевания склонен к зависимости и развивает сильные потребности к отдаче под чью-то опеку и желание заботы со стороны. относительно часто развивается манифестная невротическая симптоматика, в особенности состояния страха, депрессии и психосоматические симптомы в форме функциональных кардиальных, желудочных расстройств, головных болей, астенических картин .

У больных с ревматоидным артритом на отдаленных этапах состояния бросается в глаза их терпимость и невзыскательность. Их терпеливая непритязательность находится в противоречии с объективными данными о заболевании.

В преморбиде пациенты характеризуются как тихие, малозаметные люди. Их отличает старательность и добросовестность. Часто заметно их альтруистичное поведение, что, в сочетании с энергией и жаждой деятельности, делает их непревзойденными матерями и неутомимыми сиделками. Пациенты уделяют крайне мало внимания своей телесности, отличаясь бедным самовосприятием и редуцированным самопознанием. Их терпеливость, вероятно, соответствует внутреннему запрету на открытое выражение остаточных агрессивных побуждений.

Специфика «ревматической личности» состоит в наращивании самоограничения в жизненных отношениях, в собственном Я, в собственном теле и в коммуникативной сфере, в том числе в социальном поведении. Сказанное можно отнести к двигательным агрессивным импульсам, которые, начиная с раннего детства, описывают как проблемную сферу. В целом можно говорить о неудачном уравновешении полюсов мягкости и жесткости.

У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

1. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость.

2. Мазохистско-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонности к депрессивным расстройствам настроения.

3. Выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профессиональный спорт, интенсивная работа по дому, в саду и т.д.). .

Вышеупомянутые черты характера являются, кроме того, гиперкомпенсаторными защитными мерами против основополагающего конфликта. Сверхсовестливость, отказ от выражения своих чувств и жертвенность создают защитный барьер для возможного прорыва агрессивных импульсов и позволяют избавиться от враждебных чувств. Навязчивые и депрессивно-мазохистские проявления расцениваются как защитные структуры против деструктивно переживаемого производа. Часто описываются своеобразная терпимость, смирение с судьбой, оживленность, несмотря на ограниченную подвижность и боль, что по психоаналитическим воззрениям имеет двойственное толкование.

Больные с первичным хроническим полиартритом – это умудренные опытом пациенты, с которыми бывает мало хлопот. Они скромны и нетребовательны, часто до безразличия. Они почти никогда не бывают явно депрессивны, хотя судьбы ограничивает возможности их деятельности: они почти никогда не брюзжат, не бывают несносными и язвительными, не впадают в отчаяние или злость. Их терпеливость и умеренность находятся в резком противоречии с той катастрофой, которая происходит в их судьбе.

По словам Б. Любан-Плоцца, уравновешенность, скромность и нетребовательность являются результатом того, что эти больные не в полной мере оценивают все симптомы болезни и тяжесть ее последствий. Больные воспринимают свои деформированные руки не столько как больную часть тела, сколько как досадную помеху. С удивлением можно видеть, какие действия они этими руками выполняют. Вопреки ожиданиям, больные руки не исключаются из схемы тела; пациенты их не щадят, не изолируют, а воспринимают как хотя и редуцированные и «заторможенные», но вполне пригодные для употребления органы и используют их соответствующим образом. Их мир самовосприятия проявляет определенную ограниченность, обусловленную редукцией их сознания на своей телесной сфере. Больной тогда непритязателен, скромен и терпелив, когда «редуцированно» воспринимает себя самого, свою болезнь и болезненное состояние своих частей тела. Скромность является своеобразным способом бегства от правды .

Большая часть больных с первичным хроническим полиартритом до болезни были особенно активными и деятельными. Примечательна их неутомимость в заботе о близких. Это люди, которые помогают в нужде и годами могут выполнять роль помощника без всякой позы, безвозмездно и без претензий на благодарность. Это бескорыстие служения и неутомимости, впоследствии (после заболевания) бескорыстие и нетребовательности и скромности. Оба качества - псевдоальтруистический аскетизм и терпеливо безропотное самоотречение – исход преморбида и для болезни – это господствующий на протяжении всей жизни больного полиартритом процесс самораскрытия, редукция восприятия самого себя.

Существует множество классификаций типов личностной реакции больного на свое заболевание. Однако все классификации условно можно разделить на три группы: медико-психологические, психолого-психиатрические и социально-психологические.

Медико-психологические классификации ориентируются на повседневную практическую медицинскую деятельность и описывают типы отношения к болезни, больше имея в виду характер взаимодействия, складывающееся между врачом и пациентов (Рейнвальд Н.И., 1969; Степанов А.Д., 1975; Лежепекова Л.Н., Якубов П.Я., 1977, и др.)

Согласно Б.А. Якубову (1982) можно выделить следующие типы реакции на заболевание:

Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь.

Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

Следовая реакция. Больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности. Они подозрительны. Недоверчивы. С трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Несмотря на психическое здоровье, они демонстрируют подчас так называемую «двойную переориентировку».

Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.

Разрушительная реакция. Больные ведут себя адекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными .

В типологии реагирования Н.Д. Лакосиной и Г.К.Ушакова (1976) в качестве критерия, взятого за основу классификации типов, выделяется система потребностей, которые фрустрируются заболеванием: витальная, общественно- профессиональная, этическая или связанная с интимной жизнью. Другие авторы (Бурн Д.Г.,1982) полагают, что реакция на болезнь в значительной степени обуславливается прогнозом заболевания.

Психолого-психиатрические классификации описывают личностные реакции на заболевание человека. Многие считают, что именно преморбидные психологические особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на свое заболевание, поскольку в содержание внутренней картины болезни отражается не только жизненная ситуация (ситуация болезни), но и присущие человеку особенности его личности, включая характер и темперамент. Традиционно выделяют три главные типа реакции больного на болезнь: стеническая, астеническая и рациональная. При активной жизненной позиции больного по отношению к лечению и обследованию говорят о стенической реакции на заболевание. Есть, однако, и негативная сторона этого поведения, так как больной может быть слабо способным к выполнению необходимых ограничений стереотипа жизни, накладываемых болезнью. При астенической реакции на заболевание у больных имеется наклонность к пессимизму и мнительности, но они относительно легче, чем больные со стенической реакцией, психологически приспосабливаются к заболеванию. При рациональном типе реакции имеет место реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации . Патологические формы реагирования на болезнь (переживание болезни) часто описываются исследователями в психиатрических терминах и понятиях: депрессивный, фобический, истерический, ипохондрический, эйфорически-анизогнозический и другие варианты (Шевалев Е.А., 1936; Рохлин Л.Л., 1971; Ковалев В.В., 1972; Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980 и др.). В этом аспекте довольно широкую популярность приобрела классификация типов отношения к болезни, предложенная А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым (1980).

1. Гармонический - правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопатический - «уход от болезни в работу, желание сохранить работоспособность.

3. Анизогнозический - активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы

5. Ипоходрический - поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7. Меланхолический -неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное состояние (опасность суицида).

8. Апатический - полное безразличие к своей болезни, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сензитивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паранойяльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то-то злого умысла, а осложнения в течение являются результатом халатность медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминируют мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем .

Социально-психологические классификации личностной реакции на болезнь акцентируют внимание на социальных последствиях болезни, отношениях больного со своим микросоциальным окружением и обществом в целом. Здесь важно учитывать амбивалетность отношения больного к своей болезни. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. «Преимущества» болезни ясны в местах заключения. Но и в повседневной жизни болезнь может «снять» с больного необходимость принимать какие-либо решения по службе или в быту, помогает освободиться от тех или иных трудностей, давать определенные преимущества (психологические, социальные) перед другими людьми, может служить компенсации чувства неполноценности.

По мнению З.Д. Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни. Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:

1) болезнь - угроза или вызов, а тип реакций - противодействие, тревога, уход или борьба (иногда паранойяльная).

2) болезнь - утрата, а соответствующие типы реакций - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима.

3) болезнь - выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу.

4) болезнь – наказание и при этом возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева. Реакции преодоления болезни дифференцируются по преобладанию в них компонентов: когнитивного (приуменьшение личностной значимости болезни либо пристальное внимание ко всем ее проявлениям) или поведенческого (активное сопротивление либо капитуляция и попытки «ухода» от болезни) . Итак, в настоящее время можно выделить несколько типов отношения человека к болезни: медико-психологические, психолого-психиатрические и социально-психологические. Каждая из них фиксирует особенности отношения человека к своему заболеванию с разных позиций и психологические изменения, которая болезнь накладывает на человека. С этой точки зрения можно выделить прежде всего адекватное восприятие болезни и патологические к ней отношения.

На основании анализа психологических исследований можно сделать вывод о том, что люди, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата имеют следующие психологические особенности: наличие страхов, склонность к депрессии, подавление агрессивных импульсов, непритязательность, что свидетельствует о том, что болезнь накладывает свой отпечаток на личность человека и влечет за собой изменение самооценки, эмоциональных состояний и социальных взаимоотношений.


3. Исследования особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

3.1 Программа исследования

Исследование проводилось в Хакасской региональной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по адресу: Вяткина 16 г. Абакана и в Управлении социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана.

В исследовании принимали участие 30 женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата и 30 женщин без нарушений опорно-двигательного аппарата.

Способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которой лежит понятие «сила». Задачи развития силовых способностей на занятиях степ - аэробики с женщинами среднего возраста. Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата женщин. Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей...

От СССиР. При необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось 48 семей, живущих в городе Пскове и в Псковской области. Все обратившиеся семьи...

Ревматизма обусловила значительное снижение заболеваемости - до 0Д8 на 1000 детского населения. В разработку проблемы детского ревматизма внесли большой вклад отечественные педиатры В. И. Молчанов, А. А. Кисель, М. А, Скворцов, А. Б. Воловик, В. П. Бисярина, А. В. Долгополова и др. Эпидемиология, Установлена связь между началом заболевания и перенесенной стрептококковой инфекцией, в основном в...