Сотворив мир, бог благословил отдых. Хочешь жить - умей кусаться Иерей григорий маркович ковалев запрещен в служении

Есть ли у меня духовная жизнь?

Хожу в храм уже пять лет. Стараюсь молиться, исповедуюсь, причащаюсь. В православной литературе, которую я тоже стараюсь читать, часто пишут, что люди ведут духовную жизнь. А что это такое на самом деле, не очень понятно. Вот я и задумалась: а есть ли у меня духовная жизнь? Как это понять, посоветуйте.
Ира, г. Мытищи, 26 лет

Отвечает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

- Вспомните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищие - не потому, что не имеют (такие люди называются бедными), но потому, что просят. Они не притворяются, но просто знают, что у них нет духовной жизни, и просят Бога им ее дать. А когда человек начинает замечать в себе духовную жизнь (например, считает себя прозорливым, видит будущее или грехи других людей), чаще всего это оказывается одержимостью. Духовная жизнь у него, действительно, есть, но он не понимает, что источник ее - не Бог, а темные силы. Те же, кто живет подлинной духовной жизнью, с Богом, видят свое несовершенство, но не духовный рост. Это как в полете: если нет воздушных ям и облака ровные, пассажирам кажется, что самолет стоит на месте. В духовной жизни человек тоже может стремительно лететь вперед и не замечать этого.

Если человек хочет стать нищим духом, то есть просить духа у Бога, хорошим духовным руководством для него может быть книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

У природы нет плохой погоды?

В последние годы зима в Москве какая-то неправильная, слишком теплая, малоснежная. Я заметил, что мы очень часто ругаем погоду: «Какая гадость на улице! Погода - просто ужас!» и т. п. При этом я где-то слышал, что так говорить - грех. Ведь погода послана Богом. Это правда?
Спасибо, Ф. Демьянов, Москва

Отвечает священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт, работал охотоведом под Магаданом на Охотском море:

Погода - сочетание природных явлений, плохо прослеживаемых материалистически (у нас в лесотехническом был курс метеорологии). А жалуемся мы всегда на кого-то. Так что вне религиозного контекста жалоба на погоду - бессмыслица. Ну, а верующему человеку, чтобы понять, грех ли это, уместно обратиться к другим языкам. Многие из них говорят о погоде так: «Он делает так-то», - например, по-французски «Il fait froi» - «Он делает холод» - в смысле «на улице холодно»; по-итальянски «Fa caldo» - «Он делает жарко» - в смысле «стоит жара» и т. д. То есть во все времена люди понимали погоду как Божие произведение. Сразу становится понятно, на Кого мы жалуемся, сетуя на погоду. И ответ на вопрос, грех ли это, тоже станет очевиден.

Парадоксально, но такой вопрос может возникнуть только у жителей мегаполиса. Когда я работал под Магаданом, мы, бывало, по полгода при свечах сидели. У нас были дизельные электростанции, а солярку не подвозили - самолеты не летали из-за непогоды, баржи не могли пройти через льды. Печку топили… рыбой, потому что дров там не напасешься. Никто не роптал. В экстремальных условиях люди мобилизуются, думают о том, как протянуть. А на погоду ропщут, когда сидят в тепле. В одном из рассказов Фазиль Искандер остроумно написал, что москвичи слушают погоду на завтра с таким интересом, как будто им завтра на охоту или на рыбалку идти.

Климат меняется, и меня тоже не радует, что мои сыновья не могут всю зиму кататься на лыжах, как катались мы в детстве. Но некоторые философы считают, что климат во многом повторяет психофизическое и нравственное состояние общества: учащаются стихии - значит, общество на грани стихийных потрясений, стабильно общество - стабилен и климат. Как и было при советской власти (стабильное общество - необязательно хорошее). Так же считали древние мудрецы. Мне возразят, что ничего такого нет у святых отцов. Но святые отцы вообще не писали о погоде, потому что это не духовный вопрос. Я не вижу в версии взаимосвязи стабильности общества и климата ничего противоречащего христианскому отношению к жизни. По грехам нашим и погода. Так что не жаловаться надо на нее, а стяжать дух мирен. Тогда, по словам преподобного Серафима, тысячи вокруг тебя спасутся, соответственно, изменится и общественный климат.

Как побороть «любимые» грехи?

Я часто унываю оттого, что всю жизнь исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как победить такие грехи и что делать, чтобы не унывать, если все-таки они возвращаются?
Большое спасибо! Лидия Алексеевна

Отвечает священник Евгений ЛАЛЕНКОВ, клирик храма Святых Двенадцати Апостолов города Тулы, преподаватель факультета теологии Тульского государственного университета:

Человеку свойственно повторять грехи, в которых он неоднократно исповедовался. Повторяемость - отдельный грех. Христианская жизнь - непрерывная борьба с грехами, недаром святые отцы называли ее духовной бранью. А вот как конкретно бороться с «любимым» грехом, можно посоветовать только после беседы с человеком. Как можно ответить на страницах журнала или по интернету, не зная ни конкретного человека, ни о каком именно грехе идет речь? Также нельзя заочно ответить, как бороться с унынием. По внешним признакам уныние очень трудно отличить от депрессии, это только опытный духовник может при личной беседе с человеком. При депрессии человек нуждается не только в духовной, но и в медицинской помощи. Если же речь идет именно об унынии, то с ним надо бороться как с любым другим грехом. Но как врач не пропишет лекарство, не видя больного, так и священник не даст заочный совет по борьбе с унынием.

Как правило, когда люди повторяют одни и те же грехи, причины надо искать глубже, менять весь образ жизни. Бросить курить, к примеру, проще, если заняться спортом. Нездоровый образ жизни никак не стимулирует отказ от многолетней вредной привычки. Тем более необходимо изменить жизнь, когда речь идет о более серьезных, смертных грехах. Например, гневливость часто бывает наследственной, и немудрено, что многие раз за разом в ней исповедуются, а потом продолжают гневаться на домашних, сослуживцев, а некоторые - и на весь мир. Без благодати Божией избавиться от такого «наследства» невозможно, но и рассчитывать только на благодать, надеясь, что после десятой или двадцатой исповеди гнев сам по себе исчезнет, неправильно. Не исчезнет, если непрестанно не раздувать в своем сердце искру любви к себе и ближнему. Надо полюбить себя не как плотского человека, а как образ Божий. И дай Бог нам хотя бы к концу жизни обрести подобие Божие.

«Пием без сомнения святую воду!»

Говорят, святую воду можно пить только натощак? А почему же тогда в некоторых церквях стоят емкость с надписями «Святая вода», а рядом - чашечки и все желающие могут попить? И еще вопрос: сколько дней положено говеть перед причастием и за сколько часов нужно переставать есть перед причастием? Приходилось слышать разные мнения: 6 часов, 8 часов, с полуночи, с наступления темноты.
Спасибо, Петр, г. Калуга

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Действительно, есть такой благочестивый обычай - утром съесть кусочек просфоры и выпить святой (крещенской или освященной на водосвятном молебне) воды. И я тоже, когда не служу литургию, утром съедаю кусочек, правда, не просфоры, а антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Однако съедать натощак просфорку со святой водой - это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божия. В «Типиконе» же в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: «Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри… Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. Как же правильно? По сложившейся традиции крещенскую воду обычно пьют натощак. Однако и в употреблении святой воды, и во всем подобном нужно руководствоваться послушанием. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. А старшие, если они обязаны устанавливать правила, пусть делают это с рассуждением, с молитвой и - если нужно - с советом более опытных. И никто не должен никому навязывать своей воли и своих обычаев.

То же самое и по второму вопросу. Есть духовный отец - спроси у него. Только не беги сразу навязывать своим знакомым полученное благословение. Принадлежишь к какому-либо церковному сообществу (монастырь, приход, православная семья) - следуй действующим в нем правилам и обычаям и будь в мире. Некого послушаться - держись средней меры по своему разумению и моли Бога, чтобы Он сам все устроил и твои ошибки исправил. Главное - не сводить духовную жизнь к правилам и спорам о правилах, ведь «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно. Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать - 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве - это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3?

С уважением, Алевтина Жукова, 23 года

Игумен Пётр (Мещеринов), насельник Свято-Данилова монастыря

Дорогая Алевтина!
Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» – когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению – обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое…
Господь дал нам Новый Завет; хранит его и живет им. Суть Нового Завета – поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь – вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке. Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением.
Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка.
Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!

Иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев), насельник Свято-Данилова монастыря
Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.

Священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Надо искать золотую середину. В паломнические поездки ездят разные люди, в том числе только начинающие воцерковляться. Как правило, более воцерковленные спутники (и руководители паломнических групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что душа леденеет: например, «классифицируют» источники по болезням и т.д. Часто они намекают на собственную просвещенность, отличающую их от остальных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам себя в данном случае не за что.
Купание в святом источнике должно совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную силу источника – наверное, надо себя пересилить и окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз. Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе сказали «надо»?.. Это странно. Нет пока веры, а холодная вода пугает – лучше воздержаться. Не смотрите на других (это относится и к тем, кто любит поучать новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.

Хочешь жить - умей кусаться
"НЕСКУЧНЫЙ САД"
журнал о православной жизни, №3 март 2010г.


Московские власти между двух огней: с одной стороны, на них давят звезды шоу-бизнеса и защитники природы, требующие гуманного отношения к животным. С другой - покусанные и облаянные москвичи, требующие решить проблему бродячих собак. Пока что принятое решение - пожизненно содержать собак в городских приютах - не устраивает ни тех, ни других.

Война собак и людей

«5 января 2010 года в районе Хорошево-Мневники была устроена бойня. Неустановленный преступник-живодер, возомнивший себя героем и народным мстителем, хладнокровно и профессио-нально отстреливал бездомных со-бак», - жаловались в конце января мэ-ру Москвы Валентин Гафт, Андрей Макаревич, Сергей Юрский, Инна Чури-кова и ряд других деятелей культуры, требуя введения при столичном прави-тельстве поста... уполномоченного по правам животных. За что же мог карать собак «мститель»? Может, за события, происшедшие на другом конце Москвы, где 28 декабря 2009 года поймали больную бешенством собаку, искусав-шую более сорока человек. В Выхине-Жулебине был объявлен собачий ка-рантин, начался массовый отлов бродячих животных. 41 покусанного, в том числе троих детей, госпитализиро-вали. Собаки в связи с инцидентом ни-каких требований мэру Москвы не вы-двигали.
Современная медицина знает всего три случая выздоровления после появ-ления симптомов бешенства, поэтому все покусанные или ослюнявленные больной (или предположительно боль-ной) собакой подвергаются вакцина-ции. Но шесть уколов в ногу и опасность неизлечимо заболеть - не единствен-ные последствия нападения животного на человека. Ежегодно в Первую инфек-ционную больницу Москвы поступают на госпитализацию не менее 20 бере-менных женщин, пострадавших от уку-сов безнадзорных собак. Как минимум одна из них, Людмила Кубышкина, на-ходившаяся на третьем месяце бере-менности, в 2006 году в результате на-падения потеряла ребенка. Это могло случиться как в результате вакцинации, так и вследствие психологической трав-мы. О психологических последствиях встречи с дикой собакой рассказывает Татьяна Любимова, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес», много лет занимающаяся реаби-литацией детей с различными наруше-ниями развития при помощи специаль-но обученных собак: «Реабилитация детей-инвалидов, покусанных бездо-мными собаками, дело очень сложное и долгое. У нас на занятиях таких доволь-но много, и они просто проходили мимо стаи. Многие из них при виде собаки теперь или замирают, закрыв голову рука-ми, или кричат от страха до рвоты». По данным управления Роспотребнадзора по Москве, в медицинские учреждения города ежегодно обращаются около 30 тыс. человек, укушенных животными. Только за первое полугодие 2009-го из 12 930 обратившихся за помощью было госпитализировано 3379 человек. Бо-лее чем в половине случаев людей куса-ли именно бездомные собаки

Собаки сыты, крысы целы

В сложившейся ситуации виноваты прежде всего сами люди. Собаки попадают на улицу в результате перепроизводства домашних животных. Сначала хозяева из жалости или экономии не стерилизуют своих животных (стерилизовать собаку среднего размера в Москве стоит около 5 тыс. рублей), а потом, когда собачка приносит щенков, выбрасывают их на улицу, считая это более гуманным, чем усыпление. Иногда на улице оказывается и взрослая собака, переставшая по какой-то причинеустраивать хозяев. Если сука голодает, она практически перестает давать приплод. Если же питания достаточно, то животное начинает приносить по семь-восемь щенков дважды в год. В Москве собак подкармливают все кому не лень: сторожа, продавцы в ларьках, сердобольные старушки. На остатках трапезы пируют крысы, на которых сытые собаки не обращают никакого внимания. Всегда стая может отобедать содержимым мусорных контейнеров, ведь пищевые отходы, в отличие от Европы, у нас не сжигают, а выбрасывают. По оценкам комиссии по экологической политике МГД, в Москве на сегодняшний день живет от 30 до 60 тыс. бездомных собак.

Гуманисты от зоологии

На то, как следует решать проблему безнадзорных животных в городах, существует как минимум две точки зрения, и обе научные. Так, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Андрей Поярков считает, что собаки - это неотъемлемая часть городской экосистемы, а город является для них естественной средой обитания. Если истребить прикормленных псов, то на их место придут более злые из области или крысы, являющиеся переносчиками ряда опасных заболеваний. Наиболее гуманным методом регулирования численности собак, успешно применяемым во всем цивилизованном мире, является программа ППВСО (поимка, проверка, вакцинация, стерилизация, освобождение). Постепенно стареющая популяция будет сокращаться естественным образом и дойдет до приемлемой численности. А вот биолог Владимир Рыбалко, сотрудник общественного научно-исследовательского центра проблем городской фауны , полагает иначе. «Большое количество бездомных собак- это эколегическая и социальная болезнь города, показатель падения ответственности владельцев и некомпетентности городских властей. Российские города не приспособлены для бесконфликтного присутствия множества безнадзорных собак, ни в социально-культурном аспекте, ни в аспекте межвидовых отношений», - уверен он. Противники присутствия бездомных собак в городах утверждают, что город является враждебной средой по отношению к бездомным собакам,находясь в которой они неизбежно вступают в конфликт с человеком. В результате конфликта страдают как люди, так и сами собаки, которых отстреливают из пневматического оружия и травят противотуберкулезным препаратом изониазидом. Собаки практически не регулируют численность крыс, но зато поголовно уничтожают их врагов - кошек. Собачьи стаи зачищают парки города от зайцев, ежей, барсуков и лягушек, угрожая биоразнообразию. Противники программы ППВСО предлагают обратиться к опыту стран западной Европы, где бездомность домашних собак и кошек рассматривается как негативное явление.

Чип и благодать

Согласно исследованию, проведенному Всемирным обществом защиты животных и английским Королевским обществом предотвращения жестокого обращения с животными в 2006-2007 годах, в восьми европейских странах безнадзорных собак в принципе нет. Об этом заявили представители Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В государственной политике западных стран по отношению ксобакам и их владельцам есть общие черты. Например, дифференцированное налогообложение собаковладельцев. Содержание более чем одной особи на семью - дорогое удовольствие. Зато налог снижается для владельцев стерилизованных животных, действуют программы льготной стерилизации. Собаки подлежат обязательной регистрации с присвоением идентификатора (чип, татуировка, жетон на ошейнике), позволяющего установить владельца, если животное потеряется. Стоимость регистрации варьируется от нуля (Нидерланды) до 50 евро (Бельгия). На региональном уровне действуют как государственные, так и волонтерские программы по просвещению владельцев и пропаганде ответственного отношения к домашним животным. Действуют особые правила, касающиеся выгула собак (собака обязана быть на поводке и контролируется владельцем). Если собака бродит сама по себе - это преступление. Представители полиции или муниципальных органов власти отлавливают ее и помещают на короткий срок в приют для установления личности владельца. В случае неудачи стараются подыскать нового хозяина, а по истечении установленного законом срока (неделя или две) безболезненно усыпляют. Агрессивных, бешеных, тяжелобольных разрешено усыплять сразу. В результате приютов для собак относительно немного, но они всегда готовы принять новых животных. Так, восьмимиллионный Лондон кормиттри приюта: на 40, 80 и 800 голов. Сравним с Москвой, в которой, по информации городского департамента ЖКХ и благоустройства, действуют 24 государственных приюта общей вместимостью 24тыс. голов. Сейчас в них содержатся около 15 тыс. собак и кошек.

Россия - щедрая душа

Строительство приютов в Москве началось после закрытия программы ППВСО, запущенной в 2001 году, видимо, под давлением общественных организаций, отстаивающих «права животных». Предполагалось, что, стерилизовав 80% живущих на улице сук, можно будет решить проблему, и число безнадзорных животных снизится до приемлемого уровня. Эксперимент, стоивший приблизительно 389 млн рублей (данные газеты «Известия»), был прекращен в 2009 году (хотя, по некоторым оценкам, это произошло еще раньше). Служба отлова диких животных была расформирована и обязанности по регулированию численности бродячих животных переданы муниципалитетам. В «регламент по отлову» внесли указание вместо возврата на прежнее место помещать пойманных животных в приюты. При этом запрет на усыпление никто не отменил.
Я посетил один из московских приютов. По дороге к нему от остановки автобуса я заметил не менее семи собак. Чем ближе подходишь к зеленым воротам, тем сильнее становятся запах и лай. Недалеко от ворот лежит ощенившаяся сука. На стенде объявления: «Собак от частных лиц не принимаем», «Вход по списку», «Контактноелицо для желающих стать добровольцем - Ольга». Я уверял, что хочу взять собаку, но внутрь меня не пустили. Причина - в затяжном конфликте с добровольческой организацией, опекающей собак в приюте. Волонтеры, недовольные условиями содержания животных, пытались сделать компрометирующие администрацию снимки. В ответ приют опустил «железный занавес», и теперь без пропуска туда не попасть. Однако через щели в заборе видны ряды вольеров в человеческий рост, размером где-то два на два метра. Собаки живут в вольерах по трое. На строительство и содержание приютов в Москве в 2009 году были выделены земля и около 950 млн рублей. На 2010 и 2011 годы в бюджете на приюты для бездомных собак заложено уже 2 млрд рублей. В прошлом году содержание одной собаки обходилось городу в 174 рубля в сутки, то есть 522 рубля за вольер. Для сравнения: на ребенка-инвалида, живущего в доме-интернате в Костромской области, государство выделяет 450 рублей в сутки. На «воле» собаки живут пять лет, а в приюте, благодаря уходу и питанию, смогут прожить все девять. Источник в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что, когда на международных конференциях западные специалисты слышат от своих российских коллег про 15 тыс. животных на балансе города, у них от удивления глаза лезут на лоб. «Откуда у вас столько денег и земли? У вас что, нет других проблем?!» - недоумевают европейцы. «Если ни усыпить, ни выпустить животное нельзя, то что же вы будете делать, когда все приюты окажутся заполнены?» - в свою очередь, спросил я у своего собеседника в департаменте. «Будем думать», - ответил он.
Так что московским бездомным собакам еще очень повезло: и без уполномоченного по их правам им попалось едва ли не самое человечное по отношению к животным градоначальство. Намного меньше повезло бездомным людям. Их помещать на пожизненный пансион никто не торопится, пусть даже бомж лежит на морозе грязный, голодный и больной. Он ведь не собака - не укусит.

Накормил - пристрой

Священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма Мучеников Флора и Лавра на Зацепе, бывший охотовед:
- Пока нет нормального законодательства в городе и в стране, человек, следуя велениям своего сердца, в долгосрочной перспективе оказывается неправ. Да, он пару раз покормит собаку, но он не несет никакой ответственности за ее дальнейшую судьбу! А стая начинает считать своей территорию, где ее кормят, и защищает ее от вторжения. Для людей это место становится зоной риска, особенно для тех, кто не очень в себе уверен. Ко всему надо относиться серьезно. К разведению животных и их содержанию в городских условиях в том числе. Покормили собаку - сдайте ее в приют или найдите ей владельца. Если вам угодно сделать доброе дело, значит, надо его делать по-серьезному и нести ответственность за последствия своих действий. Впрочем, когда люди из жалости подкармливают собак, это вряд ли сильно влияет на популяцию - гораздо серьезнее роль магазинов, ларьков, помоек, промзон и гаражных кооперативов.

Как быть при нежеланной встрече

Татьяна ЛЮБИМОВА, кинолог, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес»:
- Лучше всего с собаками вообне пересекаться, а постараться обойти их по широкой дуге. Если вы все же встретили дикую собаку или стаю, ни в коем случае не надо убегать. Опасно кричать и размахивать руками. Нужно замереть на месте и отвести глаза от собаки. Когда ей надо.ест на вас лаять, она уйдет сама. Городские собаки - опытные психологи, и хорошо чувствуют, если человек их боится. Впрочем, если вы уверены в себе, то можно изо всех сил рявкнуть на собаку. Такое удается преподавателям, которые умеют работать со сложной аудиторией. Можно притвориться, что поднимаешь с земли камень, но на московских собак это уже практически не действует - они очень наглые. А еще лучше носить с собой перцовый баллончик и уметь его применять. С помощью этого средства можно ненадолго шокировать собаку и успеть уйти.

Город для собак?

Евгений ИЛЬИНСКИЙ, биолог, президент АНО «Центр правовой зоозащиты»:
- Допускать ситуацию, когда домашние животные, лишенные содержания, остаются одни выживать на улице, - бесчеловечно. Но узаконивать эту ситуацию, да еще в рамках так называемой «гуманной» программы, безнравственно и цинично. Что делать, чтобы животные не гибли и не попадали на улицу? Основную роль в решении проблемы бездомных животных должно играть правительство, которое обязано вводить комплекс хозяйственно-правовых мер, не допускающих перепроизводства животных. Для того чтобы повлиять на принятие решений правительства, аргументация должна лежать не в этическом, а в правовом поле. В России же возникла ситуация, когда некоторые из зоозащитников отождествляют защиту бездомных собак и кошек не с решением проблемы бездомных животных, а с защитой их права свободно обитать на улицах.

Русская православная церковь запретила в служении скандального протоиерея Владимира Головина из города Болгар. Теперь ему возбраняется читать проповеди, проводить встречи с паломниками и совершать еретические обряды. Во всей этой истории удивительно одно: почему так долго деятельность Головина оставалась без внимания священноначалия? Псевдостарец долгие годы действовал от имени православной церкви, умудрился привлечь к своей персоне множество сторонников..

Фекальная тематика

Главное место в своих проповедях протоиерей Головин любит отводить фекальной тематике и походам в туалет. Его очень волнуют эти стороны человеческого бытия. С особым удовольствием он начинает рассуждать на эти темы, когда удаётся собрать вокруг себя молодёжь.

«Духовный учитель» позволяет себе при детях смаковать туалетные подробности из земной жизни Спасителя, монахов называть «уродами», обсуждать женское нижнее белье, повествовать о подробностях собственной сексуальной жизни. Кроме того, батюшка открыто призывает прихожан смотреть порнофильмы.

Среди адептов Головина - актёр Антон Макарский и его супруга Виктория. Священник изобрёл так называемую соборную молитву по соглашению. Совершается она за определенную плату, причём за дополнительные капиталовложения обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях. А если нет денег - тогда, как говорится, нет любви. Никто не помолится.

Община «Спасская»

Головин решил открыть в себе мистические способности к исцелению. Паломники могут принять участие в его личном чине «духовного лечения». Для этого нужно приобрести специальную рубаху с дырками за 350 рублей, свечу за 50 рублей и заплатить за молебен 300 рублей. Итого - 700 рублей.

Священник накладывает руки на каждого адепта в нелепой рубахе и что-то бормочет. Так как священноначалие упорно не замечало деятельности Головина, он решил не останавливаться на достигнутом.

В пригороде Болгар отец Владимир построил себе скит и общину «Спасская». Как подчёркивает сам Головин, в скиту и общине будут жить те, «кто хочет жить действительно по-православному». Чтобы привлечь как можно больше людей, Головин публикует в интернете видеоролики с «проповедями».

Протоиерею долгое время не давали покоя древнеегипетские фараоны. Ведь когда они ещё были живы, многочисленные рабы строили для них величественные пирамиды-усыпальницы. Видимо, поэтому рядом со скитом вскоре появилась часовня Воскресения Господня. В нижней части часовни построена гробница персонально для отца Владимира. В интернете есть несколько фото с Головиным, который щеголяет рядом с будущей усыпальницей в подряснике леопардовой расцветки. Отдельные вопросы возникают к дизайнерам подрясника.

Конец прекрасной эпохи

Впервые широкая общественность узнала о выходках болгарского протоиерея в начале 2018 года. Протоиерей Александр Новопашин, относящийся к той же епархии, что и Головин, выступил с докладом на православных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тогда он рассказал всем собравшимся о нетрадиционном богословии отца Владимира.

То ли Головин мог хорошо делиться выручкой с начальством, то ли ещё по каким-то причинам, но реакция на обвинения в адрес Головина последовала не сразу. Лишь в конце марта была назначена богословская комиссия по расследованию скандальной деятельности протоиерея. Её учреждению предшествовали многочисленные статьи и публикации передовых сектоведов, призывавших немедленно разобраться с еретиком.

Наконец, 24 августа Головину сделали последнее китайское предупреждение. Штатному клирику Чистопольской епархии предписывалось к 1 сентября удалить все свои ролики с так называемыми проповедями. Помимо прочего, протоиерею приказали удалить несколько сайтов и пабликов и изменить информацию на сайте его прихода, отказаться от сомнительных обрядов.

Еретики не сдаются

В ответ Головин 31 августа обнародовал видео на своём YouTube-канале. Он обвинил патриархию в запугивании. И якобы он четыре года просился на покой, но всем так нравился, что его не отпускали. Протоиерей настаивает, что у него последователи по всему миру. На протяжении нескольких часов псевдостарец отстаивал свою правоту. Он также уличил всех обвинителей во лжи.

Головин даже пригрозил РПЦ расколом, если она не отступится. Однако ответственность возложил опять-таки на оппонентов. Всех несогласных, то есть, священноначалие, он сравнил с профессиональными киллерами и выставил себя затравленной жертвой. С особым удовольствием батюшка попытался выставить себя мучеником.

Реакция Церкви не заставила себя долго ждать. Протоиерей запрещён в служении с 3 сентября. Правда, сроком всего на три месяца. Ему по-прежнему оставляют возможность раскаяться и встать на путь истинный. Но Головин предпочитает развлекаться с адептами в новом скиту и готовиться к захоронению в собственной гробнице. Едва ли он откажется от своих идей и власти. Бог Кузя ведь не отказался.

16 апреля 2018 года, на 96 году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Брянской епархии протоиерей Григорий Ковалев.

Григорий Степанович Ковалев родился 27 июня 1922 г. в с. Деремна Брянской области в семье крестьян. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам. По гражданской специальности был сапожником.

В 1976 году епископом Орловским и Брянским Глебом был рукоположен во диакона, и в августе того же года - во иерея.

После принятия священного сана служил настоятелем храмов в с. Хохловка, с. Деремна, с. Баклань Брянской области.

В 1980 г. был переведен в Сумскую епархию и служил настоятелем Вознесенского храма г. Коноток Сумской области, с 1981 г. - настоятелем Вознесенского храма с. Тростянец Сумской области.

В 1981 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием был награжден правом ношения набедренника и камилавки.

В 1982 г. снова перешел в Брянскую епархию и служил настоятелем Иоанно-Богословского храма в с. Чепово Погарского района Брянской области.

В 1985 г. был награжден наперсным крестом, а в 1988 г. архиепископом Орловским и Брянским Варфоломеем награжден саном протоиерея.

В 1986 г. епископом Орловским и Брянским Паисием награжден правом ношения палицы.

С 1998 г. служил в Свято-Никольской церкви с. Деремна Мглинского района.

В 2000 г. награжден крестом с украшениями.

По причине преклонного возраста и состояния здоровья был почислен за штат. Будучи заштатным священником, помогал совершать требоисполнения в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска.

18 апреля 2018 г. в храме во имя Cвятителя Николая с. Деремна Мглинского района, на малой родине отца Григория, было совершено его отпевание. Чин возглавил протоиерей Димитрий Снегирев, благочинный Климовского церковного округа Клинцовской епархии. Его Высокопреподобию сослужили благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, духовенство Почепского и Мглинского благочиний Клинцовской епархии. Новопреставленный протоиерей Григорий был погребен на местном кладбище с. Деремна рядом со своей супругой.

Выражаем соболезнования родственникам усопшего, да упокоит Господь душу новопреставленного протоиерея Григория в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная!

Вечная ему память!