Битва македонского с дарием мозаика. Секреты мозаики древних Помпей

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.

Для сообществ Александр и все-все-все и Аlexander-art

Знаменитая античная мозаика, изображающая битву между Александром и Дарием III Кодоманом.
Датирована примерно 200 года до н.э. Оригинальные размеры составляют 5,82 м Х 3,13 м
Была обнаружена в 1831 году при раскопках Помпей, на полу т.н. «дома Фавна». В данный момент хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. В доме Фавна в настоящей момент выложена ее точная копия.

Произведение является копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненная в другой технике
Мозаика представляет собой копию работы либо Апелесса либо Филоксена Эретрийского. Последний автор был упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим, как работавший над полотном по заказу Кассандра, царя македонского.
Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как "opus vermiculatum", то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
На Мозаике изображены Александр Македонский, атакующей Дария III. Александр без шлема, в богатом льняном доспехе, на коне поражает копьем телохранителя Дария. Лицо Александра на мозаике имеет заметное сходство с его известными бюстами.

Гавгамелы или Иссы?
В данный момент нет однозначного мнения по этому вопросу – какой бой изображен на мозаике. Уже превалирует стойкое мнение, что на полотне изображен символический бой, как выражение прославления подвигов Александра в Азиатском походе.

В пользу Гавгамел/Арбел.
На фоне стоит неживое дерево. Гавгамелы, как вариант, переводится как "безжизненное дерево". Поэтому исследователи сразу назвали мозаику как «Битва при Арбелах/Гавгамелах". Также в пользу этой битвы исследователи рассматривали одеяние Александра – двойной льняной панцирь, который был якобы взят из добычи при Иссе.
Изображен меч работы китийских мастеров, и якобы различима эмблема Кития.
При Гавгамелах колесница не могла двигаться из-за горы трупов. Упавший перс, видящий свое отражение в щите, может признаваться как свидетельство кучи трупов под колесами.
При Гавгамелах Дарий сбежал на недавно ожеребившейся кобыле. Позади поворачивающейся колесницы стоит перс с конем (?).

В пользу Иссы.
Рядом исследователи видят брата Дария, Оксатра, начальник конницы, который спасает своего брата.
Возможно, поза Дария говорит, что он бросил оружие в сторону Сани (при Иссе Александр был якобы ранен в ногу самим Дарием либо кинжалом, либо мечом).

Считается, что именно Исса была очень важным поворотным моментом в истории завоеваний Александра, и была первой битвой, где персы под прямым предводительством царя потерпели поражение от греков. Тема побега Дария очень хорошо обсуждалась именно при его исском бегстве. Поэтому считается, что это тоже может быть истолковано в пользу того, что изображена именно исская битва, как наиболее важная.

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313x582 см², но часть фрагментов не сохранилась.

Фрагмент мозаики с царём Дарием

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр» . Доспех украшен на груди горгонейоном , изображением головы горгоны Медузы . Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников . Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Прообраз

Александр разит персов на стенке Сидонского саркофага.

В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н.э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Натуральная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра , выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, потверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени.

Дополнительные иллюстрации

Мозаика Александра Великого или «Битва при Иссе».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мозаика Александра" в других словарях:

    - (2 в. до н. э.), напольная мозаика (см. МОЗАИКА) в доме Фавна в Помпеях с изображением битвы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) и Дария III при Иссе. Возможно, из Александрии. Повторение знаменитой картины греческого художника… … Энциклопедический словарь

    Палестринская мозаика, I в. до н. э. 585 × 431 см Нильская мозаика античная мозаика размером 585 на 431 см, изображающая русло Нила и сцены из египетской жизни эпохи Птолемеев. Дата создания мозаики спо … Википедия

    - (2 в. до н. э.) напольная мозаика в доме Фавна в Помпеях с изображением битвы Александра Македонского и Дария III при Иссе. Возможно, из Александрии. Повторение знаменитой картины греческого художника Филоксена (кон. 4 в. до н. э.). В настоящее… … Большой Энциклопедический словарь

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosaïque, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… …

    - (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosa ï que, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мозаика - изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV II тыс.… …

    Александра мозаика - картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Покрывала пол экседры дома Фавна в Помпеях (5 х 2,7 м; II в. до н. э.). Возм., была привезена из Александрии и явл. копией с картины др. гр. художника Филоксена (к IV в … Античный мир. Словарь-справочник.

    АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА - [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от… … Православная энциклопедия

    Musīvum, из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном… … Реальный словарь классических древностей

Книги

  • Греческая мозаика. История. Люди. Путешествия , Наталья Ниссен. Историк и журналист Наталья Ниссен, которая много лет прожила в Греции и в настоящее время работает в этой стране, рассказывает о ней на страницах своей книги. Авториспользует особую форму…
Филоксен из Эретрии [d] Битва при Иссе . ок. 100 до н. э. Мозаика. 313 × 582 см Национальный археологический музей , Неаполь Медиафайлы на Викискладе

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III . В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий . Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема , в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие.

Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра . Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса , бога Солнца Гелиоса или Аполлона .

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонцев - в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонцев. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров , сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе , не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня...

Или смальты - цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Исе. Помпеи.

Портреты, особенно женские, часто идеализированы.

Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.
Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Эллинизм: Александрова мозаика из дома Фавна в Помпеях

    ✪ Александр Великий. Серия 2

    ✪ Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы. Анастасия Новых. Аудиокнига. Святой Грааль, христианство и тамплиеры.

    Субтитры

    Бейсбольные, футбольные комментаторы порой выделяют в игре поворотный момент. Но сейчас перед нами изображение не спортивной, а самой настоящей баталии. Одной из важнейших в истории. Именно в этот решающий момент великий правитель Персии обратился в бегство под натиском великого греческого полководца Александра. Дарий, царь персов, только что отдал воинам приказ к отступлению. Здесь чувствуется крайнее напряжение и разнонаправленность порывов. С одной стороны, движение идёт справа налево: копья персидских воинов всё ещё направлены на греков. И в то же время самый большой объект на полотне - колесница - разворачивается назад. И вот это напряжение, резкий разворот и придают мозаике потрясающий динамизм. На земле лежит раненый, он умирает. Одна из моих любимых деталей мозаики - это отражение одного из персов в его собственном щите. Он видит там себя - поверженного в битве, возможно, умирающего. А моя любимая деталь - это, пожалуй, одна из лошадей, запряжённых в колесницу Дария. Взгляните, она чуть ли не всеми копытами оторвалась от земли! Её тянут влево, и она поворачивает голову вправо. В этой мозаике есть ощущение какого-то буйства. Лицо Александра, который мчится к Дарию, исполнено решимости. А Дарий выглядит испуганным. Он тянет руку к Александру, будто умоляя пощадить персидских воинов. В его взгляде читается и удивление, и тревога, и мольба о сострадании. Да, думаю, так и есть. Александр был славен своим великодушием, по крайней мере по отношению к семье Дария. Он был великим греческим полководцем, основателем огромной империи. Да, он не только объединил Грецию, но и продвинулся на юг, в Египет, продвинулся на восток, в Персию, и завладел всей долиной Инда. Словом, подчинил Греции огромную часть известного на тот момент мира. Обратите внимание: все эти детали переданы с помощью камешков и кусочков стекла. Итак, перед нами мозаика, которая, как мы полагаем, является копией греческой картины. Мы надеемся, что это копия греческой работы, потому что древнегреческие картины до нас практически не дошли, а по свидетельству Плиния, греческая живопись была прекрасна. Действительно, говоря о греческом искусстве, мы прежде всего вспоминаем скульптуры, архитектуру или, быть может, роспись на вазах. Хотя античные письменные источники утверждали, что лучше всего грекам удавалась настенная живопись. Но у нас нет образцов. И эта мозаика может дать о ней представление. Интересно, что верхняя часть мозаики почти пуста, а основное содержательное наполнение сконцентрировано внизу. Особенно если учесть, что оригинальное полотно, видимо, находилось на стене, и рассматривать его надо было вертикально. По крайней мере мы так предполагаем. Историки связывают эту мозаику с работой художника Филоксена, которую описал Плиний. По его словам, Филоксен изобразил сражение Александра с Дарием. Проблема в том, что, вероятно, существовало множество картин на эту тему. Известно, что среди древнегреческих художников, выбравших этот сюжет, была даже одна женщина. Это было невероятно значимое столкновение между двумя полководцами, между двумя цивилизациями. Уверен, картин было намного больше. Но это всё, что у нас есть. Всё, что удалось найти, и то только потому, что после извержения Везувия в 79 г. н. э. под слоем пепла был погребён целый город Помпеи… …а вместе с ним и мозаика. Её обнаружили на полу между двумя перистилями - открытыми двориками, окружёнными колоннами - в одном из самых больших и роскошных особняков в Помпеях. По найденной там бронзовой статуэтке его часто называют домом Фавна. Сама мозаика просто потрясающего качества, поэтому неудивительно, что её обнаружили в таком роскошном доме. Как известно, мозаика состоит из полутора миллионов кусочков стекла и камня. Качество заключается не только в тонкости материала, но и в невероятной реалистичности изображения, которой славились древнегреческие мастера. Даже с помощью таких крошечных камешков им удавалось изобразить игру света и тени, создать ощущение объёма. Посмотрите на лошадей или на лица воинов. Какой поворот головы, анатомическая точность. Только взгляните на ракурс, в котором изображены лошади. Здесь отчётливо проявляется знание анатомии и движений тела, которым славились древние греки. И, разумеется, эта мозаика свидетельствует об уважении римлян к достижениям древнегреческого искусства. Порой кажется, что все жители Помпеи хотели подражать грекам, обладать копиями древнегреческих скульптур или картин. В Помпеях, как и в Риме, все были просто без ума от древнегреческой культуры.

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр» . Доспех украшен на груди горгонейоном , изображением головы горгоны Медузы . Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III . В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий . Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема , в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие.

Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра . Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса , бога Солнца Гелиоса или Аполлона .

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонцев - в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонцев. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров , сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе , не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе, представить типологию его победы.

Кассандра , выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерным для раннеэллинистического времени.