Как сократить платеж за жкх. ГВС на ОДН: что это Означает гвс в квитанции

Здравствуйте! помогите пожалуйста разобраться. Наше ТСЖ сменило УК. Новая УК начисляет нам плату за горячую воду сслылаясь на методику из постановления П № 354.. Плата за горячее водоснабжение в наших квитанциях делится на две части индивидуальное потребление и ОДН и состоит из 2строк: ХОВ и подогрев. С первой строчкой в индивидуальном потреблении проблем нет.. там объем (по счетчику в квартире) и тариф... а вот подогрев (т.е. кол-во Ккал на подогрев) они рассчитывают исходя из общедомового расхода воды (по домовому счетчику) и высчитывают долю моих калорий исходя из объема ХОВ по моему счетчику. Калорий получается 0,74 (на моих 6 кубов) и плата в строке индивидуальное потребление в новых квитанциях выросла в 2 раза. Прошлая компания рассчитывала проще они просто брали мой расход ХОВ по счетчику и умножали на утвержденный норматив подогрева 1 куба воды 0,0615. а разницу между общедомовым расходом и суммой по счетчикам жильцоа раскидывали в части ОДН пропорционально площади. В новых квитанциях подвальчик с ОДН обнулён... то есть как я понимаю, новая компания нам все вместе считает не разделяя общедомовые нужды и внутриквартирные.. или я ошибаюсь?
Я пересмотрела постановление 354.. и не нашла там формулы по которой должны рассчитывать горячее водоснабжение в многоквартирных домах с централизованным водоснабжением (открытая схема).. помогите разобраться.. правомерны ли действия новой УК? Спасибо!

Здравствуйте, Наталия!

Для начала, как любит говорить наш президент Владимир Путин, «отделим мух от котлет: мухи – отдельно, котлеты – отдельно!»
В нашем случай «котлетами» у нас будет схема горячего водоснабжение (ГВС) вашего дома, а «мухами» - что и как считает новая УК. С «мухами» будем разбираться во вторую очеред ь.
Для начала мы займемся «котлетами»:

Прошу уточнить:
В начале письма Вы пишете: « … Плата за горячее водоснабжение в наших квитанциях …состоит из 2-х строк: ХОВ и подогрев…».
Насколько я знаю и понимаю теплоэнергетику ЖКХ, такое разделение платы за ГВС применяется при ЗАКРЫТОЙ системе теплоснабжения - при которой от вашей квартальной котельной (или от ТЭЦ) идут два трубопровода (прямой и обратный) теплоснабжения (отопления), а вода для горячего водоснабжения нагревается частью воды отопления в водонагревателях (бойлерах), расположенных в каждом доме (или группе домов).
Есть бойлер ГВС в вашем доме?
В отношении платы за ГВС при ЗАКРЫТОЙ системе теплоснабжения: нормативно-техническими документами допускается два метода расчета и оплаты ГВС, в зависимости от того, какой метод более подходит для конкретных условия города, от принятой в городе системы расчета между домоуправляющими компаниями, Теплоэнерго и Водоканалом, или который более «приглянулся» властям и бухгалтерам.

Первый:
плата берется по статье «горячее водоснабжение», в которую входит сумма платы за тепло, поступившей из котельной и потраченной в бойлере на подогрев воды плюс плата за холодную воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в бойлере и израсходованную жителями. Затем эта плата от всех жителей, поступившая в домоуправляющую компанию, делится бухгалтерией между Теплоэнерго и Водоканалом по известным им правилам.

Второй:
плата берется по двум статьям:
- «горячее водоснабжение» - это плата за тепло, поступившей из котельной и потраченной в бойлере на подогрев воды. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Теплоэнерго без «усушек и утрусок» в УК;
- «холодная вода на ГВС» - плата за воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в бойлере и израсходованную жителями. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Водоканал без «усушек и утрусок» в УК.

Если появилась плата «холодная вода на ГВС», то на столько же должна уменьшиться плата за «горячее водоснабжение».

Однако в конце письма Вы пишете: «…не нашла в Постановлении № 354 … формулы, по которой должны рассчитывать горячее водоснабжение в МКД домах с централизованным горячим водоснабжением (открытая схема)»
ОТКРЫТАЯ система ГВС – это система, когда вода для целей ГВС нагревается в котельной (ТЭЦ), идет по отдельному трубопроводу и далее распределяется по водоразборным кранам МКД. В этом случае плата за ГВС определяется в соответствии с пунктами 1 (для квартиры, оборудованной инд. счетчиком) и 10, 13 (на ОДН в доме с общедомовым счетчиком) приложения 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Постановления № 354.
Какая же система ГВС в вашем доме - ЗАКРЫТАЯ или ОТКРЫТАЯ?

Наталия! Перейдем к «мухам».

К сожалению, по представленным Вами цифрам и рассуждениям, не имея пред глазами (в руках) текстов Вашего письма в УК с требованием предоставить Вам письменные же разъяснения по проблеме с расчетом платы за ГВС и соответствующих ответов УК – очень трудно дать Вам вразумительный ответ.
Если же Вы такого письма не писали, потребуйте, чтобы УК предоставила Вам разъяснения, на основании каких документов выполнены расчеты, с указанием их наименований, статей и пунктов, в том числе расчеты по формам соответствующих пунктов 1, 10, 13 (или других, по которым производились расчеты?) приложения 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Постановления № 354.

В своем письме ссылайтесь на Жилищный кодекс РФ, «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Пост. Правит. РФ от 23 сентября 2010 г. № 731), а также на пункт 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.):
«…31. Исполнитель обязан:
…д) производить НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, … и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя»

От Ваших ответов будет зависеть ход наших с Вами дальнейших соображений и действий.
Удачи Вам в плате за ГВС!

ответ от Калнин Юрий

Ув.Юрий, здравствуйте! Спасибо за Ваш ответ. В нашем доме нет никаких бойлеров. У нас в во всем Автозаводском районе открытая система горячего водоснабжения. И у нас во многих компаниях горячее водоснабжение делится на две строки: ХОВ и подогрев. (моя мама живет в соседнем квартале 9ти этаж.МКД у них ГВС одной строкой.. тариф 109,/83 р\м3)
Я нашла сайт с Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1149 в котором вводятся тарифы для открытой и закрытой систем водоснабжения.http://kongilfond.ru/?ELEMENT_ID=1391 .. и объясняется что при открытой системе тариф состоит из двух статей ХОВ (теплоноситель) и подогрев(теплоэнергия)..
Кроме того, на сайте нашей теплоэнергетической компании "Тэвис" они выложили тарифы на 13 год http://www.tevis.ru/index.php/2010-10-20-13-56-47/2011-04-19-12-44-47/-2013 они ссылаются
на приказ министерства Самарской области №418 http://www.minenergo.samregion.ru/norm_base/prikaz_regulirovanae2013/prikaz_regulirovanae2012/5995/ пункт 43 там говорит об установлении тарифа для Тольятти (открытая система) и там есть приложение с тарифами на теплоноситель и теплоэнергию. так что здесь вроде не подкопаешься...
Меня больше в наших квитанциях возмущает методика расчета строки подогрев (кол-во Ккал) в индивидуальной части.
Вчера была у председателя ТСЖ. Она мне объяснила что она сама отказалась от норматива на подогрев 1 куба воды., а договорилась с УК считать по факту расхода. то есть в нашей квитанции за февраль
расход воды ХОВ по общему счетчику 1081 м3...
общих ккал 127
по индивид счетчику в нашей квартире ХОВ - 6,3 м3
норматив за ХОВ - 27,27р/м3
расчет Ккал (индивид)следующий:
127 / 1081 х 6,3 = 0,74 кал
соответственно 0,74 х 1058,46 = 783,4..
плюс 6,3 х 27,27 = 171,8
ИТОГО за 6.3 м3 оплата гор. воды 955 р.
куб воды 151 руб.
Надо сказать, что мы снимаем эту квартиру. В ней никто не прописан. Поэтому как мне объяснила председатель ТСЖ.. у нас в ОДН если по статье перерасход то пропорционально площади разносится.. а если экономия то пропорционально прописанным людям... то есть у нас нули.
Я ей про 354 постановление говорила, чтобы необходимо отдельно считать индивид расход и ОДН..просила чтобы объяснила где такую методику расчета нашли.. Она мне ответила, что наш дом не подходит ни под какую методику потому что у нас стоят общедомовые счетчики на ХОВ и на теплоэнергию... :-)
Сегодня хочу попросить у нее копию договора с данной УК и буду писать в УК письмо (как Вы рекомендовали мне).
У меня вопрос: могут ли они отказать мне из-за того, что я не собственник этой квартиры и не прописана там.Спасибо.
С уважением, Наталия.

ответ от Наталия

Здравствуйте, Наталия!

Я понял так: Автозаводской район – это район г. Тольятти?, так как из упомянутых Вами гг. Самара и Тольятти Автозаводской район есть только в Тольятти.
Тогда мы с Вами земляки – в молодости я около 15 лет (в 60 – 70-тые годы прошедшего века) прожил в Тольятти и работал на Тольяттинской ТЭЦ. Жена до сих пор два раза в год ездит в гости в Тольятти к сестре и многочисленным родственникам – как раз завтра едет автобусом в Ваш город.

От приятных воспоминаний о молодости перейдем к делам.
На Ваш последний вопрос: « …могут ли они отказать мне из-за того, что я не собственник этой квартиры и не прописана там?» я отвечу так: если «они» не захотят связываться с «назойливой правдоискательницей», то вполне могут «отфутболить» Вас на законном основании. Но Вы сделайте так – пишите письма от имени собственника квартиры – конечно, предупредив его об этом.

Пока вникаю в Ваши цифры. Что-то я никак на могу "врубиться" в "методику" председателя правления Вашего ТСЖ. Какая-то она хитроумная. Хорошо бы иметь перед глазами платежный документ (счет-квитанцию).

Просьба – применять в письмах только общепринятые формулировки и сокращения технических величин, применяемых в законах и НТД по ЖКХ.
Например, ХОВ в энергетике – это «химически обессоленная вода». А что Вы имеете в виду? ХОлодная Вода? Если же мы будем вынуждены применять собственные абреввиатуры для сокращения текста, желательно делать соответствующую расшифровку (не обижайтесь на старого брюзгу за «нравоучение»!)

Также займусь знакомством с упомянутыми Вами Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1149, тарифами теплоэнергетической компании "Тэвис", приказом министерства Самарской области № 418 и другими документами ЖКХ г. Тольятти.

Мне известен такой документ: «Методические рекомендации (МР) по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги» Госстрой, ООО «Научно-консультационный центр жилищно-коммунального хозяйства» («НКЦ ЖКХ») Москва 2003, а в нем пункт 3.3 «Отопление и горячее водоснабжение».
Содержание вышеназванных МР, также как и Ваш ответ, подтверждает мое мнение о том, что порядок расчета нормативов и тарифов в регионах, в том числе (возможно) и в Самарской области, определяется профессиональной компетентностью, разумением (или дуростью), порядочностью (или подлостью), честностью (или жадностью) разработчиков и утвердителей этих нормативов и тарифов, а зачастую степенью коррумпированности и «слияния в финансовом экстазе» властей, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Об этом в СМИ мы много слышим и видим.

Наталия! Не считаете ли Вы целесообразным и удобным продолжить обмен информацией-консультациями по ГВС (и по другим вопросам ЖКХ) по эл. адресам? Если Вы попросите любезно у администрации этого сайта (E-mail ) передать мне Ваш эл. адрес, я Вам отвечу и у Вас появится мой адрес – это будет удобнее, чем спрашивать-отвечать по ЖКХВРОССИИ.
Появится возможность передавать файлы – например, с квитанциями ЖКХ (чтобы оценить правильность начисления), письма в ЖКХ и ответы на них, тексты документов по ЖКХ и т.д. Архив у меня приличный в виде файлов – их удобнее пересылать, не нужно «набивать» текст в ответе на сайте. Если что-то потребуется – пришлю в виде файлов – замучаетесь открывать, сохранять и читать (или удалять за ненадобностью).

И еще раз повторяю свое мнение – если хотите добиться успеха, все деловое общение с ЖКХ и властями ведите в письменном виде (или по эл. почте).
Удачи Вам!

ответ от Калнин Юрий

Распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 13.12.2014 № 149-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2015 год» утверждён двухкомпонентный тариф на горячую воду на основании Постановления РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги определён в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 354. Соответственно изменён порядок начисления по оплате за горячую воду. Теперь плата за 1 куб.м горячей воды складывается из двух компонентов:

Первый - плата за 1 куб.м холодной воды.

Второй - плата за тепловую энергию, которая была затрачена на нагрев 1 куб.м холодной воды.

Компонент на холодную воду - это объём холодной воды (ХВС) для нужд горячего водоснабжения. При наличии индивидуальных приборов учёта (счетчиков) данный компонент определяется - по показаниям прибора учёта горячей воды (ГВС), при отсутствии индивидуального прибора учёта - по нормативу, т.е 3,5 куб.м за 1 чел. в месяц.

С 01 января 2015 г. жителям многоквартирных домов в г. Люберцы, которые оборудованы общедомовыми приборами учета, начисления по оплате за горячую воду производятся по двухкомпонентному тарифу: компонент холодная вода для ГВС и компонент тепловая энергия для ГВС.

Расчет за горячую воду для жителей дома также должен производиться по двухкомпонентному тарифу. Дом оборудован общедомовыми приборами учета ГВС. Оплата за горячую воду с 01.07.2015 г. должна начисляться по действующему двухкомпонентному тарифу: компонент холодная вода для ГВС (по тарифу 33,28 руб./куб.м) и компонент тепловая энергия (ТЭ) для ГВС по тарифу 2141,46 руб./Гкал.

В квитанциях по оплате за жилищно-коммунальные услуги с 01 июля 2015 г. «Горячее водоснабжение» указано двумя строками:

ХВС для ГВС - объём холодной воды (ХВС) для нужд горячего водоснабжения;

ТЭ для ГВС - тепловая энергия затраченная на нагрев 1 куб.м холодной воды.

Показания общедомового прибора учета - количество горячей воды за текущий месяц и объем тепловой энергии, потребленный в текущем месяце на циркуляцию и подогрев указанного количества воды приведены на обратной стороне квитанции, например, следующие:

1089,079 куб. м. - ФВ для ГВС (физическая вода для горячего водоснабжения);

110,732 Гкал. - ТЭ для ГВС (тепловая энергия для горячего водоснабжения).

Фактическое количество тепловой энергии, которое затрачено на подогрев 1 куб.м холодной воды для дома, определяется исходя из общего объема тепловой энергии к общему объему количества горячей воды за текущий месяц, что составляет:

= ТЭ для ГВС / ФВ для ГВС = 110,732 Гкал. / 1089,079 куб. м. = 0,1017 Гкал/куб.м

тогда, фактическая стоимость тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб.м воды в текущем месяце составит:

0,1017 Гкал/куб.м х 2141,46 руб. за 1 Гкал. = 217,79 руб.

Обращаем внимание, что количество тепловой энергии, затраченное на подогрев 1 куб.м холодной воды в каждом расчетном месяце может отличаться, т.к. является расчетной величиной и зависит от количества (объема) потребленной домом горячей воды в текущем месяце и количества тепловой энергии, затраченной на циркуляцию и подогрев данного объема. Ежемесячно данные показания снимаются с общедомового прибора учета тепловой энергии и передаются в теплоснабжающую организацию и одновременно фиксируются на обратной стороне квитанции каждого текущего месяца.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Основное преимущество системы прямоточного водоснабжения по сравнению с системой оборотного водоснабжения – ее простота. В ней отсутствуют охладители воды, насосные станции оборотной воды, дополнительные сети труб и другие сооружения. Если нет необходимости в очистке производственно отработавшей воды, то вся ХВС будет состоять из насосной станции и системы подающих и отводящих трубопроводов. Преимущество системы оборотного водоснабжения состоит в том, что из источника подается значительно меньшее количество воды, чем при прямоточной системе это количество воды должно лишь компенсировать ее потери от испарения и уноса капель ветром из охладителей и расход воды на продувку ХВС, которое зависит от качества добавляемой воды и способа ее обработки. Как правило, количество добавляемой воды в систему не превышает 5% расхода оборотной воды. При оборотном водоснабжении диаметр водоводов, а следовательно и их стоимость, значительно уменьшаются, снижаются размеры и стоимость водозаборных сооружений и насосных станций первого подъема, расход энергии, необходимой для подачи воды на территорию предприятия, появляется возможность использовать для производственного водоснабжения источники с небольшим дебитом воды, заметно уменьшается стоимость очистных сооружений для добавочной воды. При оборотной системе в водоем сбрасывается гораздо меньше отработавшей воды, чем при прямоточной. В связи с этим облегчается задача охраны водоемов от загрязнения сточными водами, уменьшаются размеры и стоимость очистных сооружений и трубопроводов, отводящих отработавшую и очищенную воду.

Хвс в квитанции что это

Названия этих услуг менять недопустимо, хотя некоторые региональные ЖКХ самовольно вводят в свои платежные квитанции такие строки как «подогрев ГВС», «подпитка ГВС» или «водоотведение ГВС и ХВС». Для потребителя вовсе не обязательно знать, сколько стоит нагрев воды, ему важна конечная сумма, которая предъявляется к оплате.

Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2020 году

Если правомерность возникновения в квитанциях дополнительной строки «подогрев воды» стоит под вопросом, чтобы не переплачивать за отопление, рекомендуется сначала обратиться в УК с просьбой объяснить, что означает данный пункт. Появления новой строки в квитанции законно только на основании решения собственника помещений МКД. При отсутствии такого решения следует написать жалобу в ГЖИ. После обращения с претензией в УК вам должны предоставить ответ с объяснениями в течение тридцати дней. В случае отказа обосновывать, почему в квитанции прописана такая услуга, следует подать жалобу в прокуратуру с иском в суд. В данном случае, если вы уже оплатили сумму, указанную в квитанции, основанием иска послужит статья 395 Гражданского кодекса РФ. Если возврат средств не требуется, но при этом вы должны платить за услуги, которые вам не предоставляют, подавайте иск об исключении строки «подогрев воды». В этом случае стоит ссылаться на статью 16 закона «О защите прав потребителей».

Что такое ГВС в квитанции

Получается замкнутый круг – многие жители зачастую не платят за горячую воду в виду ее низкой температуры либо вообще отказываются от этой услуги, переходя на подогрев воды электрическими бойлерами. А предприятия теплосети не могут производить ремонтные работы, т.к. долг населения по оплате не дает им притока денежных средств.

Правомерна ли оплата ГВС (горячеого водоснабжения) в квитанции делится на 2 пункта оплаты: 1 — подача воды (у меня 331руб); 2 — ее нагрев (1100руб)

· стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию;

Что такое ГВС, ХВС и водоотведение в квитанциях ЖКХ

Перечень услуг, которые необходимо оплачивать жильцам многоквартирных домов, четко определяется статьей 154 основного отраслевого документа – Жилищного кодекса. Владельцы жилья и квартиросъемщики обязаны оплачивать содержание жилья и его ремонт. Помимо того, в их обязанность входит оплата услуг:

Что такое хвс для гвс в квитанции

Компонент на холодную воду - это объём холодной воды (ХВС) для нужд горячего водоснабжения. При наличии индивидуальных приборов учёта (счетчиков) данный компонент определяется - по показаниям прибора учёта горячей воды (ГВС), при отсутствии индивидуального прибора учёта - по нормативу, т.е 3,5 куб.м за 1 чел. в месяц.

Что означает аббревиатура ХВС ДПУ

Нюанс состоит в том, что если учет ведется предприятием, то свои всевозможные потери в воде и ее температуре (например, прорывы, течи) он спишет на потребителей, и те будут за это платить. Если в доме установлен общедомовой счетчик, то жители будут платить за воду и тепло, которые поступили в дом.

Производя оплату за коммунальные услуги, потребители видят в квитанциях различные аббревиатуры. Важно знать, что стоит за этими буквами и на что идут деньги. ГВС — это услуга горячего водоснабжения. А вот что она включает и из чего состоит, рассмотрим подробнее.

Нормативная база и определения

Горячая вода, централизованно подаваемая потребителям, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., является одним из коммунальных ресурсов. Коммунальная услуга – это предоставление ресурса потребителю исполнителем (поставщиком) услуги.

То есть, в случае с ГВС коммунальной услугой является поставка горячей воды требуемых параметров в квартиры многоквартирных домов, комнаты общежитий, предприятия и общественные здания (больницы, прачечные, детские сады и др.).

Услуги по поставке горячей воды жителям оказывает теплосеть, в ее же обязанностях осуществление централизованного отопления жилых и общественных зданий.

Особенности услуги

Приготовление горячей воды для нужд горячего водоснабжения происходит на централизованных отопительных котельных, там же, где подогревается теплоноситель системы отопления.

Котельные могут подключаться к закольцованной системе ГВС или быть тупиковыми – рассчитанными на группу домов или один дом (например, крышные котельные). Чем ближе располагается потребитель к источнику горячей воды (котельной), тем качественнее будет оказываемая услуга, выше температура воды. Однако подключение к закольцованным сетям предпочтительнее с точки зрения надежности и бесперебойности ГВС.

В услугу входит:

  1. Обслуживание котельных. В отличие от отопления, ГВС предоставляется круглый год, при этом котельные переходят на летний (минимальный) режим работы.
  2. Обслуживание трасс.
  3. Проведение плановых ремонтных работ на сетях.

Подогреваемая в котельной вода для открытой (незамкнутой) системы ГВС поступает в квартиры потребителей по подводящим водопроводам, распределяясь по внутридомовым сетям ГВС.

Следует помнить, что горячую воду нельзя использовать для приготовления пищи из-за присутствия в ней добавок – специальных присадок, снижающих уровень образования накипи на внутренних стенках трубопроводов.

Температура горячей воды у потребителей регламентирована санитарно-правовыми нормами и составляет +50…+65 °С. В действительности, зачастую она не превышает +40 °С.

Это связано с потерями тепла при поставке теплоносителя по трассам (некачественная изоляция труб, порывы) либо из-за низкой температуры на выходе из котельной. Операторы котельной регулируют выходные параметры исходя из температуры наружного воздуха.

Задача поставщика услуги предоставить в квартиры коммунальный ресурс надлежащего качества. Порой теплосеть оправдывает некачественное оказание услуги плачевным состоянием сетей – построенные в прошлом веке трассы, требующие капитального ремонта, не выдержат перепада температур в зимнее время, если поддерживать параметры теплоносителя на выходе из котельной на нормативном уровне.

Получается замкнутый круг – многие жители зачастую не платят за горячую воду в виду ее низкой температуры либо вообще отказываются от этой услуги, переходя на подогрев воды электрическими бойлерами. А предприятия теплосети не могут производить ремонтные работы, т.к. долг населения по оплате не дает им притока денежных средств.

На видео об услуге ГВС

Итог

Платить или нет за услугу ГВС, если она оказывается в недостаточном качестве, дело сугубо личное. Важно понимать, что решив пойти по пути неоплаты, не нужно просто плодить долги. Необходимо собрать доказательную базу по следующей схеме: произвести комиссионные замеры температуры воды, направить результаты в предприятие, поставляющее услуги. Обязательно получить официальный ответ, объясняющий причины низкого качества услуги. Собрав пакет доказательств, можно обращаться в суд для отстаивания своих прав.