Ресурсный подход в экономике. Ресурсный подход к анализу внутренней среды предприятия

Стратегия развития любой организации, и в первую очередь производственной, должна обеспечить эффективную реализацию открывающихся во внешней среде возможностей при наилучшем использовании имеющихся организационных ресурсов. Выявление возможностей, а так же угроз исходящих, как правило, из внешнего окружения организации, происходит в процессе проведения анализа внешней организационной среды. Наличие и соответствие ресурсов предприятия стратегически важным для него возможностям, формируемым в среде окружения, должно быть определено в ходе анализа его внутренней среды. Такой подход при формировании стратегии развития организации получил наименование ресурсного подхода (рис.4.1).

В рамках ресурсного подхода фирма рассматривается как располагаемая совокупность ресурсов и потенциальная способность их использования для эффективного достижения целей организационного развития.

Таким образом, наличие необходимых организационных ресурсов, является обязательным, но не достаточным условием реализации стратегии развития. Необходимо, чтобы организация обладала потенциалом их рационального использования, т.е. организационными способностями. С определенной долей упрощения будем считать, что ресурсы фирмы – это её производственные активы, а способности – это прикладная возможность использования ресурсов при создании товарных продуктов (услуг). Оценка потенциала организации, при её рассмотрении с точки зрения стратегического управления, сводится к выделению таких элементов производственной системы, при использовании которых появляется возможность достижения её стратегических целей. В этом определении ключевым словом является слово «возможность», т.е. стратегическими ресурсами организации признаются не материальные средства производства, предметы труда или определенные категории работников (труд), а те возможности , которые возникают при их использовании.

Таким образом, организация стратегического развития фирмы связана с рациональным управлением развитием системы её стратегических ресурсов. В перечень стратегических ресурсов любой производственной системы (ПС) традиционно включают :

1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т. п.);

2. Технологические ресурсы (динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.);

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей организации);

4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.);

5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер, тип, гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т. п.);

6. Информационные ресурсы (характер располагаемой информации о самой организации и её внешней среде, возможность расширения и повышения достоверности получаемой информации и т. п.);

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей достижения целей стратегического развития организации. Это означает, что имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и инвентарь и т.п.), кадры (рабочие соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научные работники и т.д.), производственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, ПС способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей.

Эффективное управление системой стратегических ресурсов возможно в том случае, если фирма обладает достаточно высоким уровнем стратегического потенциала. К основным элементам стратегического потенциала, определяемым динамикой внешней среды , относят:

Способность ПС к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами;

Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей;

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы;

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства (зон стратегических ресурсов), а также к анализу деятельности групп стратегического влияния;

Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках;

Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса;

Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства, финансовых рынков за счет внешней гибкости ПС;

Способность к поддержанию конкурентного преимущества фирмы за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования.

К элементам стратегического потенциала фирмы, определяемым её внутренними возможностями относят:

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет оснащения производственного процесса адаптивными технологическими средствами и гибкими техническими системами;

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве плодотворной технологии;

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования кадрового потенциала адекватного изменению целей ПС;

Способность осуществлять изменения архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС;

Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;

Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка;

Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;

Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы.

Перечисленные условия не претендуют на достаточную полноту. Они должны быть дополнены и уточнены применительно к каждому конкретному случаю. Однако нам представляется, что даже этот неполный перечень умений и возможностей, которыми должна обладать фирма показывает, насколько сложна проблема выживания, удержания позиций фирмы на рынке.

Эти условия могут быть сведены в своеобразную матрицу, в которой реализована ресурсная концепция ПС (табл.4.1). Назовем ее «матрицей стратегических ресурсов фирмы». Матрица характеризует не только существующее на момент анализа состояние фирмы, но и позволяет конкретизировать направления выработки стратегических целей развития. В столбцах матрицы 3-9 могут быть даны соответствующие вербальные характеристики, но могут быть использованы и различного рода количественные показатели. Это позволит либо в качественной, либо в количественной форме оценить как существующий, так и требуемый для выживания в долговременном периоде стратегический потенциал фирмы.

Таблица 4.1

Матрица стратегических ресурсов фирмы

№ п.п Составляющие стратегического потенциала фирмы Наименование ресурса
Технические Технологические Кадровые Пространственные Организационной структуры управления Информационные Финансовые
к
Способность к реализации конкурентоспособных идеи в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса
Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры товарных, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости ПС
Способность к поддержанию конкурентного статуса фирмы за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования
Способность обеспечить внутреннюю гибкостьПС за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования
Способность обеспечить внутреннюю гибкостьПС за счет использования в производстве плодотворной технологии
Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала
Способность осуществлятьизменение архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целейПС
Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка
Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментахрынкас учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка
Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы
Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы

Вместе с тем, для подобного рода качественных или количественных оценок необходимо выработать критерии сравнения, относительно которых можно определить уровни соответствия тех или иных ресурсов фирмы ее стратегическим целям по каждой строке матрицы. Одним из подходов при формировании такого рода оценок, является получение сравнительных оценок по важнейшим параметрам организации с аналогичными параметрами её основного конкурента. В результате может быть получен так называемый стратегический профиль организации (табл.4.2).

Методика построения профиля принципиально проста. Определяется экспертами или на основе количественного анализа (что более предпочтительно) позиция фирмы в поле оцениваемых параметров, оценки носят, как правило, балльный характер. Аналогичные оценки должны быть получены и по основному конкуренту. Безусловно, получение таких оценок весьма не простое дело, однако, часть информации может быть получена в открытом доступе, часть - следует формировать на основе опыта, интуиции, индивидуальных знаний. Фактически речь идет о бенчмаркинге. Хотя последний предполагает добровольное сотрудничество и обмен информацией двух и более организаций-партнеров. Оценки как по фирме, так и по основному конкуренту должны формироваться с привлечением единой шкалы (например, от -1, через 0, до +1). Полученные оценки проставляются в соответствующей ячейке профильной матрицы в виде точек. Соединив полученные точки отрезками прямой линии, получим стратегический профиль фирмы и основного конкурента. В результате построения, возникает визуальное представление о сильных и слабых параметрах организационной системы по отношению к конкуренту. Знание преимуществ и недостатков фирмы позволят своевременно разработать систему мероприятий по использованию сильных сторон организации и нейтрализации её слабостей.

Таблица 4.2

Матрица относительного стратегического профиля организации

№ п.п. Составляющие стратегического потенциала фирмы Технические ресурсы
Организация Основной конкурент
-1 0 +1 -1 0 +1
Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и заеё пределами
Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позво­ляющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния
Способность к выдвижению конкурентоспособных идеи в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках

Анализ полученных данных может выглядеть так (в качестве примера по табл. 4.2). Фирма обладает весьма качественными техническими ресурсами, обеспечивающими её высокую способностью к макроэкономическому анализу, анализу экономической ситуации на рынке, что безусловно является сильными сторонами предприятия. Однако она проигрывает конкуренту в способности своевременно выявлять возникающие на рынке возможности, новые потребности населения или целевых групп. У фирмы слабое звено НИОКР, что не позволяет ей быстро реализовать возникающие возможности в новых продуктах, способных удовлетворить новые потребности потенциальных клиентов. Это весьма тревожные тенденции, которые фирма должна быстро и эффективно переломить, усиливая научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу, а так же техническое оснащение маркетинговой службы.

Ресурсы организации формируют систему, только она и способна создать организационную способность и конкурентное преимущество на её основе. Нет смысла иметь преимущество по издержкам, производя морально устаревшую продукцию, только её инновативность при низких издержках позволит сформировать рыночное преимущество.

Ресурсный подход обеспечивает большую определенность в развитии предприятия, акцент такого развития смещается в сторону его внутренней среды. На этом основании видными исследователями в области стратегического менеджмента Прахаладом и Хэмэлом было введено в обиход и успешно используется в практике управления такое понятие, как «ключевые компетенции организации». Ключевые компетенции организации характеризуются тем, что вносят существенный вклад в формирование потребительной стоимости продукта или эффективности его создания, а так же, в силу уникальности, являются потенциальным основанием для приобретения фирмой конкурентного преимущества. Суть трактовки ресурсного подхода, предложенной этими учеными, сводится к тому, что фирма должна выявить и управлять развитием своих ключевых компетенций и искать рынки для их наилучшего использования. Свои выводы они подтверждают серией примеров из истории развития известных компаний, например стратегий Sony и RCA в области бытовой электроники. Обе фирмы на национальном рынке занимали второстепенные позиции и без особого успеха пытались продвинуть свои инновационные продукты. RCA представила систему видеодисков, а Sony – систему видеозаписи. Обе фирмы потерпели с этими продуктами неудачу. Однако, в отличии от RCA, постепенно покинувшей рынок бытовой электроники (в последствии компания была поглощена GE и перепродана французской компании Thomson), Sony продолжала развивать свои ключевые способности, что в итоге привело к серии успешных товаров – от видео- и цифровых камер, до игровых приставок «PlayStation» и сделало её лидером данного рынка.

Такой подход к формированию стратегии развития фирмы, как показала организационная практика, является тем более приемлемым, чем выше динамика внешней среды предприятия. Именно уникальные технологические способности успешных организаций, работающих в динамично растущих отраслях, обеспечивают им устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Однако, совершенно очевидно, что технологии, продукты фирмы, изготавливаемые с их применением, да и сами потребности, удовлетворяемые этими продуктами, проходя свой ЖЦ устаревают и должны быть заменены. Отсюда следует очевидный вывод о том, что и продукты, и технологии, и сопряженные с ними квалификации персонала, т.е. ключевые компетенции организации должны развиваться. Такое развитие носит, как правило, эволюционный характер. В качестве примера можно привести историю развития фирмы «Медтроникс», которая, выявив и развивая свои компетенции по созданию медицинской техники, прошла путь от ремонта элементарных физиотерапевтических приборов до производства современного, вживляемого под кожу кардиостимулятора. Как показывает опыт развития ведущих мировых фирм, необходимо уже в самом начале организационного развития реинвестировать часть прибыли (10-20%) в углубление своих ключевых компетенций и создания на их основе новых направлений деятельности. Именно наличие конкурентного преимущества, основанного на ключевых компетенциях организации, расположенной в привлекательной отрасли позволяет ей получить прибыль выше среднеотраслевой. В основе ресурсного подхода при формировании стратегии организационного развития лежит положение об уникальности каждой компании, её способности использовать для приобретения конкурентного преимущества собственные отличия. Такая уникальность создает серьезные трудности (иногда непреодолимые) копирования их конкурентами, так как комбинация ресурсов, исторически сложившаяся в организации, соответствующая ей организационная культура, скорее всего, неповторимы.

Как было отмечено выше, способности организации формируются только на базе системного использования имеющихся ресурсов. Эффективность врачебной помощи пациенту, оказанной в клинике, будет относительно ниже, если она не обеспечена необходимой инфраструктурой: рентгеновской лабораторией, микробиологической лабораторией, физиотерапевтическим оборудованием, помощью младшего медицинского персонала и т.д. Реализация организационной способности «лечить человека» на практике предполагает согласованное использование всех перечисленных ресурсов. Таким образом, организационная способность предполагает организацию взаимодействия всех стратегических ресурсов фирмы, формирующих её конкурентное преимущество на рынке.

Как правило, организационные возможности фирмы идентифицируются с применением двух подходов: функциональной принадлежности способности, или её места в цепочке формирования ценности .

Первый подход соотносит способности фирмы с функциональными областями деятельности. Например, в области НИОКР это способность организации к выдвижению инновационных идей, к исследованиям и разработкам нового товара, новой технологии, снижению времени разработки и т.д. В области производства – способность снижать себестоимость продукции как за счет рационализации основных, так и вспомогательных производственных процессов, способность к сокращению длительности производственного цикла, способность к повышению производительности труда, быстрой адаптации производственной системы к изменениям во внешней среде и т.д.

Второй подход носит более универсальный характер и связан с выявлением способностей фирмы по видам деятельности вдоль цепи создания ценности. М.Портер выделил основную деятельность, связанную с преобразованием исходных ресурсов в товарную продукцию (входная логистика, производственные операции, логистика на выходе из процесса, маркетинг и продажи, обслуживание клиента) и вспомогательную деятельность, обеспечивающая основную (инфраструктура фирмы, управление человеческими ресурсами, технологии и их развитие, материально-техническое обеспечение). Интегрированные способности фирмы могут быть проанализированы по элементам. Такой анализ позволяет выявить слабые элементы способностей и разработать стратегии их усиления.

Способности фирмы могут быть разнесены в две принципиально разные группы – способности как рутины и специализированные способности, интегрируемые в организационные способности.

К рутинным способностям относят «регулярные и предсказуемые модели поведения, представляющие собой определенную последовательность скоординированных действий людей» . Ранее заведенный порядок работы организации реализует систему рутинных способностей. Этот порядок сродни навыкам отдельного человека. Реализация рутин идет на уровне подразумеваемых знаний и взаимопонимания всех членов организации. Однако, для устойчивого использования рутин, они должны все время применяться. Неиспользование рутин влечет их утрату. Так после остановки конвейера на КАМАЗе в 1998 году запустить его вновь оказалось непросто, никто не знал, как это сделать.

Интегральная способность фирмы, формирующая её конкурентное преимущество, является сложной и может быть детализирована в ряд специфических способностей , определенных либо по их функциональной принадлежности, либо по этапу в цепочке формирования ценности. В любом случае, например, способность изготовить машину связана со способностью получения требуемых ресурсов на входе, способностью организовать производственный процесс, способностью его продвижения на рынке и т.д. Каждая из перечисленных способностей (список далеко не полон) является специфической способностью, направленной на решение отдельной задачи. Системное объединение этих способностей и формирует интегральную способность высокого уровня иерархии, оказывающую существенное влияние на конкурентоспособность фирмы. И хотя в теории решение проблемы формирования интегральной способности кажется тривиальным, на практике её разрешение реализовать весьма сложно. Например, разработка нового продукта требует интеграции разнообразных специфических знаний, навыков, умений. Объединение их в интегральную способность осуществляется через формирование кроссфункциональной команды, состоящей из разнопрофильных специалистов. Однако организация эффективной деятельности такой команды оказывается делом весьма не простым. Видимо этим объясняется тот факт, что до сего времени мало кому удается превзойти японские промышленные корпорации, достигшие высочайшего уровня в деле координации работы таких объединений. Toyota, Sony, Canon, сформировавшие системы координации деятельности кроссфункционаьных команд, демонстрируют самый короткий цикл разработки и вывода нового продукта на рынок.

Важнейшим со стратегической точки зрения ресурсом организации являются человеческие ресурсы. Под человеческими ресурсами понимают способность человека использовать свои квалификации, знания, навыки, интеллект для принятия управленческих решений, выполнения производственно-хозяйственных операций необходимого уровня качества, номенклатуры и объема. Этот ресурс, как все другие, должен соответствовать целям развития организации, её принятым стратегиям, основным ключевым компетенциям. Его эффективное применение возможно только в контексте деятельности предприятия, т.е. в полном соответствии с принятыми в организации ценностями, традициями, т.е. её культурой, которая и определяет способы управления бизнесом .

В современных условиях всё большее значение для формирования конкурентного преимущества на рынке приобретают нематериальные активы предприятия. На общую стоимость активов компании нематериальные ресурсы часто оказывают большее влияние, чем материальные. К сожалению, пока нематериальные активы слабо отражены в отчетной документации предприятий. Именно по этой причине имеет место весьма существенная разница в балансовой оценке стоимости предприятия и его рыночной ценой (см. табл.4.3).

К нематериальным активам предприятия относят такие ресурсы, как наличие передовых технологий, патентов и ноу-хау, признанного бренда или торговой марки и т.п.

Таблица 4.3

Соотношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости активов некоторых крупных корпораций

№ п/п Наименование компании Отношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости активов Отрасль Страна базирования
Accenture 27,6 Консалтинг США
Gillette 17,9 Средства ухода за телом США
Dell Computer 15,9 Компьютеры США
Oracle 12,2 Программное обеспечение США
SAP 10,1 Программное обеспечение Германия
Pfizer 9,9 Лекарственные препараты США
Coca-Cola 9,3 Безалкогольные напитки США
Pepsico 8,0 Безалкогольные напитки США
Medtronic 7,9 Медицинское оборудование США
Procter & Gamble 7,8 Потребительские товары США

Последние годы существенное внимание крупных и крупнейших компаний направлено на формирование и укрепление бренда. Его ценность (или капитал бренда) может быть посчитана путем умножения ценовой премии, которую готов оплачивать потребитель марочного товара, на ежегодный объем продаж этих товаров. Ценность некоторых брендов представлена в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Цена брендов ведущих компаний мира

Такая фирма, как «Harley-Davidson», выпуская морально устаревшие мотоциклы, но сумевшая создать «крепкий» бренд, продает свою продукцию на 40% дороже аналогичных моделей, а её имя используется на основе лицензий при изготовлении одежды, сигарет, кружек и др.

Компании с высоким инновационным потенциалом налаживают управление портфелем патентов, целью которого является максимизация доходов от продажи лицензий. К таким компаниям относятся Texas Instruments, Qualcomm (беспроводная телефония), Unisystem (сжатие цифровой информации в формате LZW).

Таким образом:

Организация должна четко идентифицировать располагаемые ресурсы;

Организация должна четко идентифицировать соответствие располагаемых ресурсов конкурентным факторам успеха;

Организация должна развивать свои ресурсы и способности их эффективного использования.

При наличии всех трёх составляющих управления компанией своими ресурсами и способностями важно уметь оценить их потенциальную прибыльность.

Как отмечается в , прибыль, которую фирма может заработать, используя свои ресурсы и способности, зависит от трёх основных факторов:

Способности достигать конкурентного преимущества;

Способности поддерживать устойчивое конкурентное преимущество;

Способность присваивать результаты, формируемые конкурентным преимуществом.

Каждый фактор сложный и зависит от некоторого перечня характеристик ресурсов (см. рис.4.2 ).


Чтобы сформировать конкурентное преимущество на основе имеющегося ресурса или способности необходимы два условия: уникальность ресурса и его связь с ключевыми факторами успеха. Стандартный, легкодоступный в отрасли ресурс, скорее всего, неспособен создать фирме устойчивое конкурентное преимущество в силу доступности для конкурентов. Только труднодоступный, уникальный ресурс имеет потенциал формирования и относительно длительного удерживания конкурентного преимущества. При этом ресурс или способность должны иметь связь с ключевыми факторами успеха . Нет смысла в больнице иметь парк металлорежущего оборудования, т.к. этот потенциал не может быть использован для роста качества основной услуги – медицинского обслуживания населения. И, напротив, наличие диагностического оборудования потенциально способно привести к росту качества обслуживания пациентов и сформировать конкурентное преимущество клиники на рынке этого вида услуг. Таким образом, ресурсы и способности должны помогать организации в формировании ценности для потребителей их товарных продуктов или услуг, т.е. соответствовать одному или нескольким отраслевым факторам успеха.

Чтобы обеспечить устойчивость конкурентного преимущества на основе имеющегося ресурса или способности должны исполняться три условия: продолжительность существования ресурса, возможность его передачи, возможность его воспроизводства.

Чем длиннее жизненный цикл стратегического ресурса фирмы, тем дольше он будет «работать» по формированию и удержанию конкурентного преимущества. Однако со временем его ценность снижается и происходит это тем быстрее, чем динамичнее развивается отрасль. ЖЦ ключевого ресурса компании Eastman Kodak, способность производить высококачественную фотопленку, находится на завершающем этапе в связи с выводом на рынок цифровых фото- и видеокамер. С течением времени усиливается лишь один ресурс – это бренд фирмы. Чем дольше она существует, тем, как правило, выше её репутация и узнаваемость на рынке.

Чем легче ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность компании может быть скопирован конкурентом, в том числе его приобретением на рынке, тем меньше его ценность для сохранения конкурентного преимущества. Возможность приобретения ресурса для имитации стратегии развития определяется мобильностью ресурса. Чем выше его мобильность, тем хуже его охранная для конкурентоспособности функция. Мобильность ресурса снижается, если:

Ресурс обладает географической неподвижностью (соляные копи в Польше, используемые для лечения легочных заболеваний), большие габариты ресурса (некоторые виды металлообрабатывающего оборудования);

Засекреченность информации о качествах ресурса, что повышает риски неверной оценки его прибыльности при приобретении;

Комплементарность ресурсов (т.е. их взаимодополняемость), говорящая о том, что эффективно ресурс работает во взаимосвязи с другими ресурсами. Изъятие данного ресурса из организационного контекста приводит к резкому падению ценности данного ресурса.

Низкой мобильностью обладают организационные способности, в силу того, что они носят комплексный, сложный, комплементарный характер.

Возможность воспроизводства ресурса или способности – это возможность их повторения в новых условиях, новых продуктах или географических регионах. Воспроизводство способности реализовать технологию быстрого питания во множестве ресторанов в разных точках мира, обеспечило мировое конкурентное преимущество системе ресторанов McDonald`s. Такое воспроизводство требует систематизации накопленных знаний, четкой структуризации стандартных операций процессов, что и сделал Рэй Крок, купивший идею технологии быстрого питания у братьев McDonald.

Если ресурс или способность обладают явно выраженными особенностями, то воспроизвести его фирмам-конкурентам относительно просто. Сложно, как уже говорилось, воспроизвести организационные способности, основанные на слабо идентифицируемых организационных рутинных процессах. Если рутинные процедуры развиваются по принципу «обучение во время работы», а знания, на которых основываются процедуры, остаются как бы «за кадром», носят неявный и рассеянный характер, то воспроизвести такую способность конкуренту будет весьма затруднительно.

Чтобы присвоить результаты конкурентного преимущества фирме необходимо обеспечить выполнение трех следующих условий: - определить границы права собственности на ресурсы и способности, обеспечить сильную рыночную власть фирмы по отношению к ресурсам и способностям, зафиксировать знание об участии ресурса или способности в формировании конкурентного преимущества фирмы.

В организации иногда сложно разграничить права собственности на ресурс или способность между человеческим капиталом, принадлежащим работнику и ноу-хау компании. В случае, когда основной эффект при формировании конкурентного преимущества образуется за счет знаний, умений, навыков, профессиональных умений сотрудника, то право собственности на ресурс или способность перемещается к сотруднику. Если ноу-хау, значительная часть применяемых индивидуальных навыков и знаний включены в применяемую организационную рутинную процедуру, то чем больше зависимость успеха при формировании конкурентного преимущества от корпоративных систем и репутации, тем меньше зависимость от конкретного работника и право собственности на ресурс или способность перемещается к организации.

Эффективность при ресурсном подходе (resource-based approach) определяется путем наблюдения за началом процесса управления и оценки способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.

Таким образом, при ресурсном подходе рассматривается и оценивается «вход» системы управления организацией, так как предполагается, что, для того чтобы быть эффективной, организация должна уметь добывать ценные ресурсы и управлять ими. С точки зрения ресурсного подхода эффективность организации определяется как ее способность, абсолютная или относительная, добывать редкие и ценные ресурсы, успешно интегрировать их и управлять ими.

В широком смысле показатели эффективности, согласно ресурсному подходу, включают в себя следующие характеристики:

  • покупательская позиция, т.е. способность организации добывать из окружающей среды редкие и ценные ресурсы, в том числе финансовые и человеческие, сырье, знания и технологии;
  • способность тех, кто в организации принимает решения, видеть и правильно интерпретировать свойства окружающей среды;
  • способность менеджеров использовать осязаемые (например, запасы сырья, люди) и неосязаемые (например, знания, корпоративная культура) ресурсы в повседневной деятельности организации для достижения наилучших результатов;
  • способность организации реагировать на изменения в окружающей среде.

Ресурсный подход определения экономической эффективности по результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от управленческого решения при достижении целей, реализации функций, методов и др. Основные параметры при оценке экономической эффективности - стандарты использования ресурсов (временных, материальных, финансовых и др.). Определение экономической эффективности осуществляется по следующей формуле:

где Сj - стандарт на использование (трату) ресурса; Р, - реальное использование (затраты) ресурса.

При расчете экономической эффективности необходимо определить значение Э э} по нескольким ресурсам (т ) и затем по приоритетности ресурсов (п {) найти среднее значение Э э:

Наилучшей альтернативой считают ту, которая обеспечивает наименьшие затраты ресурсов.

Разновидностью применения ресурсного подхода является метод анализа эффективности затрат , который считается более усовершенствованным видом или вариантом традиционного маржинального анализа . Этот метод основывается на сопоставлении альтернатив в тех случаях, когда оптимальное решение нельзя выразить в денежных единицах, как это имеет место при маржинальном анализе, представляющем собой фактически традиционный вид анализа затрат и результатов.

Анализ эффективности затрат позволяет осуществлять выбор из нескольких альтернатив для определения предпочтительного варианта в тех случаях, когда цели далеко не столь конкретны, как те, которые выражены определенными количественными показателями, например сбыт, издержки или прибыль.

Основными особенностями анализа эффективности затрат являются сосредоточение внимания на результатах программы или системы, сопоставление вклада каждой альтернативы с эффективностью в отношении достижения желаемой цели и сравнение стоимости каждой из этих альтернатив на основе ее эффективности.

При анализе эффективности затрат: цели обычно ориентированы на выпуск продукции или на конечные результаты и, как правило, не поддаются точному определению; альтернативы обычно представляют собой целые системы, программы или стратегии, рассчитанные на достижение целей; критерии эффективности должны соответствовать целям и быть сформулированы как можно более точно; оценка издержек производства является обычной и традиционной, но сюда могут входить как неденежные, так и денежные издержки, несмотря на то что первые можно элиминировать, выразив их в виде отрицательных факторов эффективности; критерии решений хотя и являются определенными, обычно не столь конкретны, как стоимость или прибыль, и могут включать в себя достижение какой-либо цели с наименьшими затратами, с наличными ресурсами или обеспечивать снижение издержек по отношению к эффективности, в особенности с учетом потребности в первых для достижения других целей.

Ценность метода анализа эффективности затрат заключается в том, что он побуждает того, кто принимает решение, рассмотреть различные альтернативы с учетом их эффективности по отношению к затратам. Этот метод нашел широкое применение при принятии инновационных решений.

Ресурсный подход используется тогда, когда другие подходы к оценке эффективности менеджмента невозможно реализовать из-за отсутствия необходимого количества показателей (для некоммерческих и социальных организаций бывает трудно измерить степень достижения целей или внутреннюю эффективность).

Ресурсный подход обладает бесспорными достоинствами, когда другие подходы измерения эффективности недоступны, но у него есть и несомненный недостаток - он не учитывает связь деятельности организации с нуждами потребителей.

Таким образом, ресурсный подход наиболее ценен тогда, когда показатели достижения целей сложно получить и измерить (т.е. невозможно реализовать целевой подход к оценке и измерению эффективности менеджмента).

В последние десятилетия стала доминировать ресурсная концепция стратегического управления, которая оказалась наиболее адекватной для изучения источников и механизмов отличительных преимуществ экономических систем в кардинально изменившихся условиях конкуренции. Основная идея ресурсной концепции состоит в том, что присущая экономическим системам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими уникальными ресурсами и организационными способностями, которые, являясь источниками экономических рент, определяют конкурентные преимущества конкретных организаций. В рамках региона, отрасли или стратегической группы выдающиеся результаты экономических систем (компаний) должны быть защищены факторами, затрудняющими для соперников копирование ее преимуществ. В рамках ресурсного подхода прибыльность обуславливается более низкими издержками либо предложением товаров и услуг заметно лучшего качества либо функциональными характеристиками. Данный подход акцентирует внимание на рентах, образующихся вследствие наличия уникальных специфических активов, которые нельзя легко скопировать, а не вследствие тактических шагов, предотвращающих проникновение в отрасль и создающих невыгодные условия для конкурентов. Принципиальная новизна ресурсной концепции кроется именно в определении условий, при которых формируется конкурентное преимущество в состоянии динамического экономического равновесия. Временные преимущества было бы легко объяснить на основе более традиционной теории отраслей организации как феномен неравновесия. Другим отличием ресурсного подхода является приоритет организационных, а не отраслевых причин различий между экономическими субъектами по показателю прибыли. Наконец, до ресурсной концепции ученые имплицитно исходили из упрощенных представлений о том, что экономические системы в рамках отрасли однородны с точки зрения ресурсов и стратегий и что ресурсы высокомобильны на рынке. Методологическая новизна ресурсного подхода состоит в изучении стратегий экономических систем на основе синтеза идей и разработок экономической, организационной и управленческой наук. В ресурсном подходе сущность стратегического управления стала проактивной, поскольку теперь требовалось опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, трудно копируемых другими компаниями организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе. Междисциплинарность ресурсной концепции делает реалистичными попытки целостного диализа содержания и процесса разработки стратегий, внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ. С точки зрения ресурсного подхода экономические системы обладают группами неоднородных ресурсов, поэтому процесс принятия решения о вхождении в рынок, предлагаемый данным подходом, выглядит следующим образом:

1) определение уникальных ресурсов;

2) определение рынков, на которых эти ресурсы могут принести самые высокие ренты;

3) определение наиболее эффективного использования рент получаемых от активов вследствие вертикальной интеграции на смежные рынки, продажи соответствующего промежуточного продукта предприятиям-смежникам или продажи самих активов предприятием, действующим в смежных бизнесах.

Следовательно, конкурентное преимущество связано с обладанием каким-то ценным ресурсом, позволяющим компании функционировать более эффективно и с меньшими затратами, чем конкуренты. Данное утверждение справедливо как на уровне отдельного бизнеса, так и на корпоративном уровне, где ценные ресурсы могут размещаться в рамках конкретной функции, такой, как общекорпоративные исследования и разработки или в активах (например, идентичность корпоративного бренда, лояльность и удовлетворенность потребителей). Таким образом, выдающиеся результаты достигаются за счет развития уникального относительно конкурентов набора ресурсов и использования его в хорошо продуманной стратегии.

Современная ресурсная концепция исходит из того, что конкурентное преимущество должно базироваться на опережающем создании уникальных ресурсов и способностей, что позволит фирме разработать и реализовать проактивную стратегию развития, которая не может «быть скопирована» ни одним из ее конкурентов. Это придает ресурсному подходу к управлению особую ценность в сравнении с традиционными теориями стратегического менеджмента. Более того, в рамках концепции динамических способностей компания сможет не только «эксплуатировать» имеющиеся уникальные ресурсы и способности, но и расширять их спектр за счет новых знаний, инновационных, маркетинговых и других активов. Тем не менее, встает вопрос, из каких ресурсов экономической системы должны складываться «уникальные ресурсы» определяющие дополнительные преимущества, и что именно понимать под ресурсами компании (экономической системы).

Сегодня сложилась сложная ситуация когда само понятие «ресурсы» в различных работах в рамках ресурсного подхода, исследователями трактуется по - разному и принимает различные формы: от физических ресурсов покупаемых на открытом рынке, до нематериальных активов форимрующимися целыми годами. Так же необходимо внести ясность в соотношении таких категорий как «ресурсы», «способности» и «компетенции» поскольку и здесь среди ученных отсутсвует единая точка зрения.

Проведенный анализ позволяет нам констатировать, что ресурсы – это категория многоплановая, включающая в себя все факторы производства (материальные и нематериальные) которые способствуют экономической системе производить и реализовывать продукцию и услуги в рамках заранее продуманной и заданной стратегией развития. На практике можно выделить ресурсы внешней среды (внешние) и внутренние ресурсы экономической системы. К внешним ресурсамотносятся все факторы производства, которые поступают в экономическую систему из внешней среды посредством процесса купли-продажи на рынке. При этом внешние ресурсы могут быть как материальными (сырье, материалы, земля, здания и сооружения и т.д.) так и нематериальными ресурсами (информация, квалификация работников, знания и т.д.). Внутренние ресурсы – ресурсы, создаваемые и накапливаемые в самой экономической системе. Их так же могут принимать материальную и нематериальную форму. К материальным внутренним ресурсам можно отнести характер производственных помещений, коммуникации, особенности собственного производственного оборудования и т.д. Нематериальные внутренние ресурсы представлены более широким списком – это динамичность методов технологии, торговые марки, бренды, гибкость управляющей системы, патенты и т.д. Причем эти ресурсы обладают способностью к накапливанию и не расходоваться в производственном процессе.

Переходя к соотношению категорий ресурсы и способности, необходимо отметить, что в современной экономической литературе превалируют две точки зрения, в основе которых лежит проблема разграничения этих понятий. Приверженки первого направления рассматривают способности как разновидность ресурсов системы. Способности здесь являются внутренними, неперемещаемыми и постоянными ресурсами, которые интегрированы в саму экономическую систему. Они дают возможность включать в производственный процесс те же ресурсы что и у конкурентов, но в отличие от них иметь более низкие затраты и производить конечный продукт лучшего качества.

Сторонники второго направления разграничивают понятия ресурсы и способности, отводя главную роль в формировании устойчивых преимуществ организационным факторам. На первый план выдвигается организационная природа способностей, которая делает практически невозможной их приобретение на открытом рынке. Таким образом, сторонники данного подхода полагают, что данные способности, интегрированные в процесс управления экономической системы образуют «управленческие компетенции», чья ценность намного выше, нежели просто не доступность материальных или нематериальных ресурсов для потенциальных конкурентов. Именно эти компетенции определяют возможные конкурентные преимущества системы.

Не вдаваясь в дискуссию, мы полагаем, что обе точки зрения имеют право на жизнь, но здесь мы бы хотели отметить, что по нашему мнению способности - определенный вид внутренних ресурсов экономической системы, которые создаются и накапливаются внутри нее, под воздействием существующих знаний, навыков, способностей в области организации эффективного процесса управления и использования материальных и нематериальных ресурсов. Аккумулируясь, данные способности благоприятно отражаются на хозяйственном процессе компании (увеличивается производительность), содействуют повышению надежности и качеству выпускаемой продукции, способствует оптимизации координации различных видов деятельности компании. Таким образом, способность становится ресурсом, который неотделим от экономической системы.

Как отмечено в работе , сегодня одним из самых актуальных вопросов теоретиков ресурсной концепции стал вопрос соотношения таких категорий как «способности» и «компетенции» экономической системы. Существующие три точки зрения по-разному объясняют природу взаимоотношений этих понятий. Сторонники первой точки зрения, оперируя такими понятиями как «отличительная компетенция» и «ключевые компетенции» говорят о взаимозаменяемости этих категорий, указывая на тот факт, что они обозначают определяющие способности организации необходимые для повышения ценности конечной продукции и обеспечивающие основу для завоевания новых рынков. Второе направление, концентрирует свое внимание на дифференцированном понимании эти категорий, выделяя факт разграничения умений и знаний организации, формирующих ценностные преимущества как на этапе формирования стоимости продукта, так и на всех последующих этапах в целом. Третья точка зрения, соотносит данные понятия в рамках концепции динамических способностей, отмечая, что способности объединяют, создают и изменяют внешние и внутренние компетенции для соответствия быстро изменяющейся среде. Данные способности формируют компетенции, которые являются источником конку­рентных преимуществ, а не одними из разновидностей ресурсов. Исходя из приведенных точек зрений, мы все же полагаем, что «компетенции», являющиеся способом конфигурации способностей, в основе своей являются производной категорией от ресурсов экономической системы, и фактически неотделимы от нее, поскольку процесс купли-продажи на открытом рынке их в отрыве от организации невозможен. Таким образом, компетенции экономической системы - это, во-первых, ее ресурсные возможности, а во-вторых, это способности, отражающие максимально возможные способы эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов в определенной функциональной области этой системы. А в свою очередь, выработанные и реализованные возможности максимально эффективного использования ресурсов системы, примененные на практике, отражают не что иное, как потенциал этой системы. Причем недоиспользованные внешние и внутренние (материальные и нематериальные) в настоящее время и в ближайшем будущем ресурсы отражают резервы системы.

Необходимо отметить тот факт, что компетенции способные обеспечить конечные конкурентные преимущества, будут являться ключевыми компетенциями, неотделимыми от этой системы, невоспроизводимыми конкурентами, отражающие потенциал этой системы по использованию те же входных ресурсов, что и у конкурентов, но способствующие достижению большей эффективности. Таким образом, вырабатываются собственные ключевые компетенции системы, определяющие ее стратегическую ориентированность на долгосрочный период и являющиеся основой для ее дальнейшей конкурентоспособности. Представленная таким образом взаимосвязь таких экономических категорий как компетенции и потенциал системы по нашему мнению непротиворечит имеющимся представлениям в современной экономической литературе, поскольку «потенциал» в общем виде отражает существующие в скрытом виде способности и возможности, способные проявиться при определенных условиях. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, он концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

Во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;

Во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования существующих способностей. Это позволяет провести различие между реализованными и нереализованными возможностями, т.е. определить резерв системы. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а "избыточный" запас сил и способностей обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям;

В-третьих, потенциал ориентирован на развитие (будущее): так например, в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития. Таким образом, под потенциалом, необходимо понимать совокупные возможности исследуемой экономической системы, которые реализуются только при наличии ресурсов. Ресурсы являются основой потенциала, и для того чтобы идентифицировать этот потенциал, необходим определенный набор ресурсов экономической системы вовлеченный во всевозможные процессы протекающие в ней для обеспечения ее дальнейшего конкурентоспособного функционирования на рынке. Потенциал определяет достигнутый уровень развития; способности, и возможности системы которые связаны в первую очередь с особенностями экономико-социальных взаимоотношений между субъектами, которые принимают участие в хозяйственном процессе; цель этих взаимоотношений содержится в поиске и формировании потребностей для максимального их удовлетворения через производство определенных товаров и услуг с условием оптимального и рационального использования имеющихся ресурсов. Взаимосвязь и соотношение основных понятий ресурсной концепции, таких как «ресурсы», «способности», «компетенции» и «потенциал» предлагается выразить графически посредством схемы взаимосвязи и соотношения основных категорий ресурсной концепциии выхода через нее на конечную конкурентоспособность экономической системы (рис1).

Предложенная схема позволяет: - на основе обширной трактовки термина «ресурсы» предположить и объединить в этом понятии всевозможные формы факторов производства от материалов, приобретаемых посредством купли-продажи на рынке, до интеллектуальных ресурсов – брендов, логотипов, все различных внутренних способностей вырабатывающихся в самой системе в течение ее жизненного цикла;

Провести классификацию ресурсов экономической системы, выделяя внешние ресурсы, которые являются предметом купли-продажи на открытом внешнем рынке, и внутренние ресурсы, формирующиеся и аккумулирующиеся в самой системе, которые могут принимать как материальную, так и нематериальную форму;

Сделать выводы о способностях системы как определенного вида внутренних ресурсов экономической системы;

Определить компетенции экономической системы в виде ее ресурсных способностей, отражающих возможности по выработке максимально эффективных способов использования материальных и нематериальных ресурсов;

Рис.1. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции



Определить взаимосвязь компетенций экономической системы и ее потенциала, выделить приоритетность ключевых компетенций системы формирующих ее высокую конкурентоспособность;

Выявить потенциал резерва и обосновать поиск путей эффективного применения недоиспользованных ресурсов системы;

Подчеркнуть важность ресурсов экономической системы при идентификации ее потенциала.

В целом, на сегодняшний день в современной экономической литературе насчитывается боле сотни работ посвященных ресурсам региона и их роли в формировании регионального потенциала развития. И в зависимости от приоритетности рассматриваемых ресурсов авторами в своих работах исследуется и оценивается социально - экономический, ресурсный, стратегический, конкурентный, производственный потенциал. Без сомнения, именно ресурсы и возможности их эффективного использования определяют содержание любого рассматриваемого и анализируемого потенциала. Рассматривая и анализируя регион как экономическую систему на мезоуровне, нами предлагается авторский взгляд на содержание региональной ресурсной базы, представленный на рис.2. Полагаем, что данная содержательная база региональных ресурсов не противоречит существующим современным представлениям, а лишь дополняет и устраняет «пробелы» встречающиеся в научных работах отечественных ученных исследующих вопросы эффективного социально-экономического развития региональных экономических систем.

Представленные на рисунке минерально-сырьевые ресурсыэто природно-сырьевая база региона (это углеводородные ресурсы, ископаемые ресурсы, запасы лесных и водных ресурсов, сельскохозяйственные ресурсы, земельные ресурсы). Инновационные ресурсыпредставлены передовыми разработками, технологиями, производственными ноу-хау и рядом других объектов, которые могут быть востребованы на рынке инноваций для организации эффективного и надежного социально-экономического развития региона.



Инвестиционные ресурсы характеризуются показателями эффективности использования этих ресурсов; рыночной стоимость капитала региона и его отраслей; региональной инвестиционной привлекательностью, конкурентоспособностью региона. Экологические ресурсы отражают благоприятный климат региона, его географическое расположение и атмосферное состояние, наличие заповедных природных угодий, состояние земельных, водных, почвенных ресурсов. Организационно - управленческие ресурсы – отражают, во-первых, степень эффективности государственного регулирования развития экономики региона; во – вторых степень оптимизации структуры валового регионального продукта; и наконец, отраслевую эластичность роста. Информационные ресурсырегионапредставлены массивами информации содержащейся в региональной информационной системе (библиотечных или архивных системы, фонды, банки данных и т.д.) Финансово - экономические ресурсыпредставлены абсолютными показателями результатов деятельности региона (валовой региональный продукт (в целом по региону и по каждой отрасли), стоимостью основных и оборотных фондов региона; экономической добавленной стоимостью; показателями рентабельности и деловой активности (фондоотдачи) по отраслям региона. Кадровыересурсы- характеризует обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования, трудоемкость продукции (по отраслям); региональную производительность труда, эффективность использования фонда оплаты труда. Социальные ресурсы – отражают уровень и динамику физиологического и психологического состояния населения региона, уровень доходов населения региона, уровень развития здравоохранения, половозрастную структуру региона, национальный состав, процессы миграции населения, среднюю продолжительность жизни, величину прожиточного минимума, т.е. все то, что характеризует жизнедеятельность граждан региона и обеспечивает им нормальное функционирование. Политические ресурсы – характеризуют соотношениедвижущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия, соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой, решение национально-экономических вопросов, решение проблем урбанизации. Инфраструктурные ресурсы – характеризуют транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность, аинституциональные ресурсы отражают степень развития ведущих институтов рыночной экономики региона.

Основные ресурсы региона, могут принадлежать как самой региональной экономической системе (внутренние ресурсы) так и поступать в нее из внешней среды (внешние), при этом принимать как материальную (трудовые, производственные, финансовые, природно-сырьевые ресурсы), так и нематериальную форму (интеллектуальные ресурсы, ресурсы образования, культуры, и др.). На практике взаимодействие данных ресурсов приводит к созданию внутри системы региональных способностей и компетенций, отражающих ресурсные возможности региона, или другими словами комплексный потенциал развития региона, эффективная реализация которого в полной мере гарантирует субъекту хозяйствования высокий уровень надежности и конкурентоспособности.

Таким образом, обобщая все вышесказанное необходимо отметить, что:

Во-первых, ресурсный подход на сегодняшний день является доминирующей концепцией стратегического развития региона;

Во – вторых, экономические достоинства ресурсов, возможность извлечения из них существенной выгоды определяется сложными процессами, протекающими между ними в рамках региона;

И наконец, обеспечение необходимой ресурсной базы гарантирует региону накапливания в нем конкурентных знаний, навыков, опыта в соответствие, с которыми формируются его ключевые компетенции, определяющие его комплексный потенциал, эффективная реализация которого на практике, гарантирует лидирующее положение региона среди всех действующих субъектов РФ.

Литература.

1. Катькало В. С. Классика теории стратегического управления // Вестник СПбГУ 2003, Сер.8. Вып. 3(24) С. 3-17.

Итоговый тест по дисциплине «Ресурс-менеджмент» 1. Что подразумевает ресурсный подход в менеджменте? 1) эффективное управление ресурсами фирмы 2) оптимизация ресурсов с целью повышения конкурентоспособности организации 3) использование ресурсосберегающих технологий 2. Какие условия определяют применение ресурсного подхода в менеджменте? 1) когда предприятие испытывает дефицит ресурсов 2) когда предприятие испытывает дефицит финансовых средств 3) когда показатели достижения целей сложно получить и измерить 3. Каковы недостатки применения ресурсного подхода? 1) входит в противоречье с целевым подходом 2) не учитывает связь деятельности организации с нуждами потребителей 3) не рассматривает различные альтернативы развития организации 4. Какие ресурсы предприятия можно отнести к стратегически важным? 1) их сложно скопировать; 2) они устаревает медленно; 3) не могут быть легко заменены; 4) превосходят аналогичные ресурсы конкурентов. 5. Что такое природные ресурсы предприятия? 1) потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества 2) неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы 3) сырье и материалы, используемые для производства 6. Какие природные ресурсы могут выступать в качестве конкурентного преимущества? 1) материально-сырьевые 2) топливно-энергетические 3) ландшафтно-рекреационные 7. Каковы факторы, определяющие объем использования первичных природных ресурсов конкретными предприятиями? 1) отраслевая принадлежность; 2) уровень совершенства применяемых технологий; 3) объемы и номенклатура производимой продукции; 4) качество исходного природного сырья; 8. Какой из возобновляемых и относительно возобновляемых природных ресурсов является лидером по росту его дефицита в мировым потреблении? 1) нефть 2) вода 3) древесина 9. Что такое «трудовые ресурсы»? 1) Персонал предприятия 2) Часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве 3) работники, непосредственно занятые производством продукции 10. Что означает понятие среднесписочная численность? 1) количество работников, которые ежедневно должны быть на рабочих местах в течение всего время работы предприятия; 2) общее количество работников, принятых на предприятие с учетом режима работы, замены, работников, находящихся в отпусках, отсутствия по болезни и т.д.; 3) 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. фактическая численность работников за определенный период, рассчитанная с учетом фактически отработанного времени согласно установленному порядку. Как рассчитывается показатель коэффициент трудоемкости? 1) товарооборот / расходы на оплату труда; 2) товарооборот / среднесписочную численность работников; 3) среднесписочная численность работников / товарооборот; 4) затраты рабочего времени / единицу продукции (товарооборота). Каким образом определяется уровень текучести кадров на предприятии? 1) число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию и инициативе администрации / среднесписочную численность работников за определенный период; 2) (явочная численность работников х число рабочих часов предприятия за неделю) / норму часов одного работника в неделю; 3) кол-во фактически отработанных часов по предприятию за период по табелю учета рабочего времени / норму часов одного работника за этот же период. Что такое «финансовые ресурсы предприятия»? 1) основные фонды и краткосрочные финансовые средства 2) денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию 3) все оборотные средства Источники финансовых ресурсов предприятия условно можно разделить на две большие группы: 1) собственные и заёмные 2) коммерческая и производственная деятельность 3) производство и инвестиции Добавочный капитал как часть собственного капитала имеет следующие источники формирования: 1) эмиссионный доход, т.е. средства, полученные акционерным обществом 2) суммы дооценки внеоборотных активов 3) курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала Дополнительными финансовыми ресурсами для осуществления мероприятий целевого назначения из бюджета могут служить: 1) дотации 2) субсидии 3) субвенции Что такое «интеллектуально-информационные ресурсы»? 1) совокупность всей поступающей информации, проанализированной и переработанной специалистами предприятия 2) интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства 3) комплекс информации и интеллектуальных усилий, необходимый в процессе принятия управленческих решений 18. Какими способами можно измерить ценность интеллектуально-информационные ресурсов? 1) С помощью экспертных оценок 2) Затратным методом 3) Балансовым методом 19. Ресурсы компании, которые могут стать источниками устойчивого конкурентного преимущества, должны быть: 1) Нестандартизированы 2) Немобильны 3) Уникальны 20. Ресурсный подход утверждает, что источники конкурентного преимущества: 1) должны быть неизменны 2) могут устаревать 3) должны не совпадать с источниками конкурентного преимущества соперников

1

Актуальность статьи определяется основными положениями стратегии устойчивого развития, Всемирной программы ООН «Десятилетие образования для устойчивого развития», потребностями теории и практики воспитания школьников в разрешении педагогических и организационно-педагогических противоречий. Методологическую основу исследования составляют гуманистические идеи ресурсного подхода: об устойчивом успехе как достижении цели, уникальности профессиональных компетенций, конкурентных преимуществах организации. Применение идей ресурсного подхода в области развития воспитания требует определения понятий. Автор рассматривает три группы понятий. Первую группу составляют родовые понятия: потенциал, условие, ресурс. Во второй группе анализируются видовые понятия: воспитательный потенциал, ресурсные условия, воспитательный ресурс, развитие воспитания. Виды воспитательных ресурсов: проектируемые, уникальные, технологии опережающего управления и информационного обеспечения. И наконец, рассматриваются понятия, отражающие идеи ресурсного подхода в воспитании школьников и управлении развитием воспитания. Определения понятий отражают основную ценность ресурсного подхода для развития воспитания школьников – обращенность на личностные ресурсы ребенка и внутренние преимущества образовательной организации в процессе воспитания.

ресурсный подход к управлению развитием воспитания.

ресурсный подход в воспитании

ресурсы развития воспитания

ресурсные условия

воспитательные ресурсы

воспитательный потенциал

потенциал

1. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. – 2011. – № 8. – Т.2. – C. 84-87.

2. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 2012. – С.14.

3. Политический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovarus.ru/?di=5889

4. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. – 2003. – № 3. – С.18-47.

5. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» от 1 июня 2012 г. № 761.

6. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества \ Доклад от 29 октября 2013 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raop.ru/assets/files/Feldshtein_29_10_2013.pdf

7. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye_resursy

Современная модель новой школы связывается с развитием личностных ресурсов ребенка, индивидуализацией его образовательной траектории, ресурсным обеспечением развития воспитательной компоненты общеобразовательной организации в целях самореализации обучающихся. Сегодняшнее внимание к ресурсному подходу, возникшему на Западе еще в 50-70-е гг. прошлого века, его применение в различных научных сферах (экономике, медицине, психологии, образовании, стратегическом менеджменте) приобретает все большую популярность. Ресурсный, биосферный и интегративный подходы дали методологическое основание концепции устойчивого развития как стратегии развития мирового сообщества в ХХI веке. Ее основная идея представлена в известном докладе комиссии под председательством Г.Х. Брутланд «Наше будущее» (1987 г.): «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» . В основу концепции устойчивого развития были положены следующие гуманитарные принципы: благополучие населения; сохранение высокого качества окружающей среды; экономическое развитие; решение социальных проблем; обеспечение международной безопасности. В целях реализации данной концепции одной из мер стала Всемирная программа «Десятилетие образования для устойчивого развития», объявленная ООН в 2005 г. Образование для целей устойчивого развития предполагает гуманитаризацию и экологизацию технического и экономического образования, что обеспечивает устойчивость социального успеха личности и выживание человечества.

До настоя-щего времени сущность ресурсного подхода в педагогической литературе по проблемам воспитания, как показывает анализ, подробно не рассматривалась. С позиций ресурсного подхода исследовались проблемы: организация образовательного процесса (Т.А. Цецорина), управление развитием образовательной среды школы (Е.И. Иванова); управление развитием школы (В.М. Лизинский). Так, М.П. Нечаев, исследуя воспитывающий потенциал образовательной среды школы, определил его как совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей; компонентами воспитывающего потенциала исследователь считает социальный, духовный и материальный компоненты [ 2 ].

Идеи ресурсного подхода имеют серьезные личностно-ориентированные и гуманистические основания. Они отвечают запросам такой глубоко гуманитарной сферы, как воспитание подрастающего поколения в условиях современных вызовов, глобального кризиса, неопределенности и конкурентности. Цель данной статьи - дать определения понятиям, отражающим идеи реализации ресурсного подхода применительно к проблеме развития воспитания обучающихся в общеобразовательной организации.

Прежде всего, рассмотрим сущность понятий ресурс, потенциал, условия, которые являются родовыми по отношению к понятиям воспитательный ресурс, воспитательный потенциал, условия развития воспитания.

Известно, что главный тезис ресурсного подхода - устойчивый успех (как достижение поставленной цели) зависит от наличия уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые определяют (конкурентные) преимущества (Дж. Барни, К.К. Прахалад, Р. Рамельт, Г. Хамел и др.). Стратегия ресурсного подхода сформировалась как альтернатива другой стратегии - адаптивному подходу - и отражает следующие идеи:

  • важна не адаптация к внешней среде, а опережающее создание, удержание и развитие специфических ресурсов как залога лидерства;
  • не конкурентоспособность, а создание уникальных организационных компетенций, управление качеством, системная интеграция;
  • не повторение модели поведения других, а развитие уникальности, неповторимости услуг и ресурсов.

Руководители, менеджеры должны не адаптироваться к внешним неконтролируемым силам среды, а создавать и развивать конкурентные преимущества на основе портфеля уникальных организационных компетенций. Тогда ресурсы превращаются в конкурентные преимущества . Под «ресурсами» обычно подразумевают реальные «запасы, источники» чего-либо или «средства», с помощью которых происходят изменения объекта или субъекта. Ресурс, в отличие от потенциала (как совокупности всех имеющихся возможностей) - это всегда реальный актив на пути к успешному достижению цели, которым можно пользоваться, расходовать его, накапливать, объединять, разделять, воспроизводить, управлять им и т.д. Потенциал, являясь совокупностью возможностей, превращается в ресурс, если созданы для этого необходимые условия, без которых невозможно достижение и существование ресурса.

Логика нашего исследования требует дальнейших рассуждений, чтобы дать определения следующей триаде понятий: развитие воспитания, воспитательный потенциал, ресурсные условия.

Современные дети взрослеют под влиянием последствий глобального кризиса и информатизации общества. Они испытывают на себе влияние как воспитательных ресурсов общества (ценность знаний, олимпийского движения, традиций воинской славы и др.), так и анти-ресурсов (разобщенность поколений, соблазны виртуального мира, угрозы терактов, экспансия насилия в СМИ, скандальные разоблачения чиновников, распространение наркотиков и т.д.).

Под влиянием социума и отечественной системы образования, по мнению ученых-психологов, изменяется социологический и психологический портрет ребенка, его личностный ресурс, который складывается из ресурсного состояния (физического и психологического здоровья, энергии) и личностной составляющей (наличия сил, состояния духа и внутренней готовности к решению поставленных задач) . Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что у дошкольников снизилось когнитивное развитие, двигательная энергия, любознательность, воображение и мн. др.; у младших школьников наблюдается недостаток социальной компетентности, речевого развития, повышение агрессивности, нежелание учиться и быть самостоятельным и др.; у подростков проявляется тяга к поиску жизненных смыслов, рост тревожности, чувства одиночества и ненужности миру взрослых .

К сожалению, мир взрослых и ближайшие к детям его представители - родители и педагоги, которые должны и могли бы стать надежной опорой для благополучного взросления детей, не всегда способны к быстрым изменениям социума и согласованным действиям в интересах детства. Например, ресурс ответственного родительства сформирован слабо, так как часто направлен на удовлетворение первичных (физических) и материальных потребностей детей; ограничен потребительским отношением родителей к школе; характеризуется неуважением к правам и свободам ребенка, дефицитом культуры потребления образовательных услуг.

В психологических исследованиях изменения в состоянии подрастающего поколения отмечаются как значительные. «Если раньше, - пишет Д.И. Фельдштейн, - устойчивые состояния детей наблюдались на протяжении столетий, затем десятилетий, то сегодня развитие общества так прессингует на развитие растущего человека, что изменения в его психике происходят уже через 5-6 лет, требуя определения новых средств познания ребенка, средств, ранее не имевшихся» .

На наш взгляд, в качестве такого средства или методологического основания для изучения современных школьников, проблем воспитания и социализации может выступать ресурсный подход, который позволяет выявить и сформулировать противоречия:

  • между интенсивно изменяющимся и развивающимся личностным ресурсом ребенка и невостребованностью в полной мере его потенциала (возможностей для творчества, труда) в семье, в школе, в обществе;
  • между воспитательным потенциалом системы образования, проявляющимся в многообразии теоретических подходов и педагогических практик, и дефицитом воспитательных ресурсов современной образовательной организации для решения новых задач;
  • между социальным заказом государства и общества на воспитание граждан, способных содействовать процессам инновационного развития, и неразработанностью механизмов и системы ресурсного обеспечения развития воспитания.

Так, воспитательный потенциал мы определяем как совокупность всех возможностей отдельного лица, семьи, системы образования, общества, государства в области воспитания подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи может определяться, например, уровнем педагогической культуры родителей, семейным укладом и традициями.

Под развитием воспитания мы понимаем целенаправленное создание ресурсных условий для преобразования воспитательного потенциала системы образования (образовательной организации) и социума в воспитательные ресурсы, обеспечивающие динамику личностного роста обучающихся и непрерывное совершенствование единого образовательного пространства школы (города, региона).

Ресурсные условия - это необходимые и минимальные обстоятельства для преобразования воспитательного потенциала системы образования и социума в воспитательные ресурсы субъектов и институтов воспитания.Ресурсными условиями мы называем те, которые направлены на создание воспитательных ресурсов. Например, условиями выхода школьников на лыжную прогулку является наличие сопровождающих взрослых и оформление «пакета» документов. А воспитательный потенциал лыжной прогулки можно реализовать, если будут созданы педагогические условия: увлекательный маршрут или интересное детям задание.

Прежде чем дать определения понятиям ресурсы развития воспитания, воспитательные ресурсы, ресурсный подход в развитии воспитания, важно ответить на вопросы: всегда ли правомерно говорить о ресурсе? все ли, что в специальной литературе называется ресурсом, действительно, им является?

Большинство исследователей считает, что ресурсом может быть любой объект в системе, если он стабильный, специфичный, которым пользуются, разделяют, преумножают, разделяют его, управляют им и т.д. Например, человеческий ресурс - это чаще профессиональное явление, он становится определяющим в условиях развития любой гуманитарной структуры, выступая, по сути, в роли доминирующего фактора в управлении развитием образовательной среды школы.

Мы склонны думать, что если ресурс является реальным активом , то он обладает признаками: а) сформированности (сильный\слабый, было\стало); б) качества (высокое\низкое, новый\прежний); в) доступности (организация доступа, есть\нет в наличии); г) ограничения (этот\иной, выбрано\отказано). Например, ресурсом в воспитании детей является школьный музей, так как отвечает статусу, сертифицирован; имеет набор качеств (эстетических, информационных); имеется график работы, создано детско-взрослое сообщество; ограничением является выбор тематики (краеведческий, истории школы) и площадь экспозиции. Далее, программа также становится одним из ресурсов развития воспитания, если в ней определены какие-либо модели изменений (личности, группы, коллектива) и перспективы развития воспитательной системы, обозначены реальные этапы личностного роста школьника, разработаны критерии результативности и эффективности программы. Вместе с тем программный ресурс приобретает известные ограничения, основанные на личных предпочтениях педагогов в выборе тех или иных форм, методов, технологий воспитания.

А какими характеристиками должно обладать внеурочное мероприятие, чтобы стать воспитательным ресурсом, а не анти-ресурсом? Конечно, основными признаками ресурса:

а) сформированностью комплекса воспитательных воздействий (целенаправленность, познавательность, эмоциональность, эстетичность, субъектность позиции ребенка);

б) качествами событийности (закрепление влияния н личном опыте ребенка, в традиции класса, в истории школы и др.);

в) доступностью участия каждого школьника соответственно его возрасту и способностям (социальная проба, социальная инициатива, социальное творчество и т.д.);

г) ограниченностью (проявится в массовом характере воспитательного влияния и личностных особенностях присвоения идей, ценностей, фиксируемых в процессе рефлексии или последующей оценочной деятельности).

Таким образом, воспитательный ресурс - это реальный актив (результат, продукт) воспитательной деятельности субъекта, достигаемый в процессе реализации идей ресурсного подхода в воспитании.

Виды воспитательных ресурсов:

  • проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме концепции, программы, зафиксированной идеи или миссии воспитания школы;
  • уникальные воспитательные ресурсы, отражающие уникальные компетенции всех субъектов воспитательной деятельности. Они существуют в форме знания, информации; «прорывных» идей и проектов; в форме зафиксированного качества результата, инновационного продукта, освоенной инновации; в форме авторских методик, освоенных педагогами компетенций;
  • технологии опережающего создания условий - прогнозирования, проектирования, программирования, планирования;
  • технологии информационного обеспечени я воспитательной деятельности - ИКТ, масс-медиа, консалтинговые, диалоговые, экспертизы, тренинговые и пр.

Ресурсы развития воспитания - это управленческие ресурсы, обеспечивающие непрерывность процесса развития воспитания. К ним относятся нормативно-правовые, кадровые, научно-методические, организационные, информационно-коммуникативные, капитальные, финансовые ресурсы.

В качестве рабочих мы принимаем также следующие определения понятий:

ресурсный подход в воспитании - это создание условий для продуктивного взаимодействия всех субъектов единого воспитательного пространства в целях удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном росте и творческом развитии, чтобы их человеческие ресурсы (духовные, когнитивные, коммуникативные и др.) стали определяющими в процессе совершенствования воспитательной системы образовательной организации;

ресурсный подход в управлении развитием воспитания предполагает реализацию совокупности новых смыслов воспитания, профессиональных и организационных уникальных компетенций субъектов воспитательной деятельности, технологий опережающего управления и информационного обеспечения для решения задач воспитания и достижения эффектов социализации обучающихся.

Итак, определения понятий отражают основную ценность ресурсного подхода для развития воспитания школьников - обращенность на внутренние характеристики личности и преимущества образовательной организации.

Рецензенты:

Демакова И.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва.

Логинова Л.Г.,д.п.н., профессор, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Клочкова Л.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»