Теория к заданию 5 егэ по физике. Что необходимо знать при подготовки заданий в ЕГЭ

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. После смерти Василия II престол перешел к его сыну без всякого упоминания об Орде. В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения.

Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.

В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

В 1497 г. был введен свод законов – «Судебник» Ивана III, укреплявший власть государя и вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Одна из статей «Судебника» регулировала переход крестьян от одного владельца к другому. Согласно «Судебнику» крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября), уплатив пожилое. Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

Дело отца завершил Василий III (1505–1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились в единое Российское государство. В годы правления Василия III во многих русских городах развернулось каменное строительство. В Москве был построен в Кремле Благовещенский собор и окончательно достроен Архангельский собор, в который были перенесены останки великих московских князей. Ров около Московского Кремля выложили камнем. Деревянные стены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и Зарайске были заменены каменными. А в Новгороде, в который любил наезжать великий князь московский, кроме стен были перестроены улицы, площади и ряды.

Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Политика опричнины. После смерти Василия III престол перешел к трехлетнему Ивану IV (1533–1584), впоследствии прозванному Грозным. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Все государственные дела она поручила вести Боярской думе. В правление Елены Глинской в войне с Литвой были присоединены небольшие территории на западе, а также отражены набеги татарской конницы на Московские земли. Была проведена денежная реформа: монеты различных княжеств заменялись монетами единого образца – копейками. В 1538 г. Елена неожиданно скончалась (есть предположение, что она была отравлена). После ее смерти обострилась борьба за власть между боярскими группировками.

По достижении 17-летнего возраста в 1547 г. Иван Васильевич венчался на царство, став первым царем на Руси. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти.

При молодом царе сложился кружок друзей – Избранная рада. В нее входили дворянин Алексей Адашев, протопоп Сильвестр (духовник молодого царя), князь Андрей Курбский, митрополит Макарий. Задачей этих людей была помощь царю в управлении государством и разработка реформ.

В 1549 г. состоялся созыв первого в истории страны Земского собора, в который вошли выборные представители от каждого сословия. В 1550-х годах завершилось складывание приказной системы, до 1568 г. называлась «приказная изба». Создание приказов было вызвано усложнением государственного управления в связи с ростом подвластных территорий. Возникли Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный приказы, Челобитная изба – высший контрольный орган государства. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

В 1550 г. был принят новый «Судебник», подтвердивший правило Юрьева дня.

В 1555–1556 гг. завершилась реформа местного управления, была отменена система кормлений, создано стрелецкое войско, проведены губная и земская реформы. В 1551 г. принят «Стоглав» – решение церковного собора, упорядочившего дела церкви.

В 1565–1572 гг. Иван IV установил режим опричнины, приведший к многочисленным жертвам и разорению страны. Территория государства была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные земли. В них поселились дворяне, входившие в опричное войско. Опричники за короткий срок привели эти земли в самое нищенское положение, крестьяне бежали оттуда на окраины государства. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Во главе опричников Иван Васильевич совершил карательный поход против Новгорода и Пскова. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному разорению. Псков сумел откупиться очень большими деньгами. В 1581 г. вводятся «заповедные лета» – запрет перехода крестьян в Юрьев день.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Во внешней политике Иван IV стремился к расширению территории государства: в 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. – Астрахань, в 1582 г. началось покорение Сибирского ханства.

В 1558–1583 гг. проходила Ливонская война за получение Россией выхода к Балтийскому морю. Но эта война окончилась неудачей для России: по Ям-Запольскому миру (1582) к Польше отходила Ливония, по Плюсскому миру (1583) Швеция закрепляла за собой Финский залив, часть Карелии, крепости Нарву, Ивангород, Копорье, Ям, Карелу.

В период Ливонской войны и опричнины весной 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву. Опричное войско не смогло оказать сопротивление внешнему врагу. Москва была сожжена ханом. В пожаре погибло до 80 тыс. человек.

В 1582 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV был вынужден отказаться от разделения войска. В результате объединенное войско под руководством воеводы князя М. И. Воротынского разбило татар у села Молоди. Опричнина была отменена.

Смута. Начало династии Романовых. После смерти Ивана Грозного Земский собор, составленный из служилых людей, признал царем сына Ивана IV Федора. В 1589 г. было введено патриаршество, что означало независимость Русской православной церкви от Константинополя. В 1597 г. вводились «урочные лета» – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. со смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей Земский собор большинством голосов избрал Бориса Годунова на царство.

Начало ХVII в. – период Смутного времени. Причины Смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

1) В 1570-1580-х гг. в запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. В результате опричнины и Ливонской войны часть населения разбежалась, другая – погибла. Центральная власть, чтобы предотвратить бегство крестьян на окраины, пошла по пути прикрепления крестьян к земле феодалов-землевладельцев. Фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Введение крепостного права привело к обострению социальных противоречий в стране и создало условия для массовых народных выступлений.

2) После смерти Ивана IV Грозного не оказалось наследников, способных продолжить его политику. В царствование мягкого по характеру Федора Ивановича (1584–1598) фактическим правителем страны был его опекун Борис Годунов. В 1591 г. в Угличе при неясных обстоятельствах погиб последний из прямых наследников престола, младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Народная молва приписывала организацию убийства Борису Годунову. Эти события вызвали династический кризис.

3) В конце XVI в. происходит усиление соседей Московской Руси – Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства, Османской империи. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий.

В период Смуты страна фактически находилась в состоянии гражданской войны, сопровождавшейся польской и шведской интервенциями. Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Согласно официальной версии московского правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за Дмитрия, был беглый монах Григорий Отрепьев. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I.

В июне 1605 г. ставленник польской шляхты Лжедмитрий I вступил в Москву. Однако его политика вызывала недовольство и простого народа, и бояр. В результате заговора боярства и восстания москвичей в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит. Бояре провозглашают царем Василия Шуйского (1606–1610).

В 1606–1607 гг. происходит народное выступление под предводительством Ивана Болотникова. Летом 1606 г. Болотников из Кром двинулся на Москву. По дороге небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, посадские люди и даже отряды дворян во главе с Прокопием Ляпуновым. Болотниковцы на два месяца осадили Москву, но в результате измены части дворян были разгромлены войсками Василия Шуйского. В марте 1607 г. Шуйский издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками, однако вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После обещания В. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Нарушив слово, царь жестоко расправился с повстанцами. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.

В то время, когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец. Опираясь на поддержку польской шляхты и Ватикана, в 1608 г. из Польши на Россию выступил Лжедмитрий II. Однако попытки взять Москву окончились безрезультатно. Лжедмитрий II остановился в 17 км от Кремля в селе Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор».

Для борьбы с тушинцами Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Шведы давали войска для борьбы с «Тушинским вором», а Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье.

Польский король Сигизмунд III приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Тушинские бояре пригласили на московский престол сына польского короля царевича Владислава.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Шуйский был свергнут, власть захватили бояре во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство получило название «семибоярщина». Несмотря на протесты патриарха Гермогена, «семибоярщина» заключила договор о призвании на русский престол царевича Владислава и пустила польских интервентов в Кремль.

Катастрофическое положение всколыхнуло патриотические чувства русского народа. В начале 1611 г. сложилось Первое народное ополчение во главе с П. Ляпуновым осадившее Москва, но из-за внутренних разногласий между участниками оно распалось, а Прокопий Ляпунов был убит.

Шведские войска, освобожденные после свержения Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России, включая Новгород, осадили Псков, поляки после почти двух лет осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Осенью 1611 г. сложилось Второе народное ополчение по инициативе нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В 1612 г. Москва была освобождена от поляков.

В феврале 1613 г. на престол Земским собором был избран Михаил Романов.

Культура. Литература. Одним из наиболее ярких произведений второй половины XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466–1472 гг. Произведение Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Публицистика представлена перепиской Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинениями М. Башкина, Ф. Косого, И. Пересветова. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец положили начало книгопечатанию в России. Первая датированная русская книга «Апостол» (1564), затем «Часослов» (1565), первый русский букварь (1574).

Живопись. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий, продолживший традиции А. Рублева. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение. Дионисием созданы знаменитые росписи Ферапонтова монастыря.

Архитектура. В конце XV в. Москва стала столицей Русского государства, что должно было быть закреплено и во внешнем облике города. В правление Ивана III под руководством итальянских мастеров была построена современная кремлевская стена с башнями. Для того времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду. Итальянских же мастеров Иван III привлек для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси – Успенский собор – архитектор Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Была построена Грановитая палата Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. В создании последнего принимал участие еще один итальянский зодчий – Алевиз Новый. В первой половине XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Выдающимся памятником этого стиля стал храм Вознесения в Коломенском. В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани по приказу Ивана IV был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник), ставший на многие века символом России. В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений был Федор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.

Образцы заданий

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы

1) борьбы России за выход к морю

2) образования Российского централизованного государства

3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

4) закрепощения крестьян

А2. Земли, с которых выплачивалось «государево тягло» в XV–XVI вв., назывались

1) черными

2) удельными

4) частновладельческими

А3. Памятники культуры, относящиеся к XV в.

1) «Сказание» Авраамия Палицына, церковь Рождества Богородицы в Путинках, «Спас» Симона Ушакова

2) Покровский собор в Москве, Никоновская летопись, «Домострой»

3) Троицкая летопись, Успенский собор Московского Кремля, «Троица» Андрея Рублева

4) «Задонщина», «Спас» Феофана Грека, белокаменный Кремль в Москве

А4. Что было одной из причин Смуты (конец XVI – начало XVII в.)?

1) окончательное закрепощение крестьян

2) введение подушной подати

3) разорение страны в период опричнины и Ливонской войны

4) присоединение к Москве Великого Новгорода

А5. Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г.

1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет

2) устанавливался единый срок для перехода крестьян

3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян

4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли

А6. Прочтите отрывок из документа и укажите период, о котором идет речь.

«Псковские же жители, не зная, что делать и к кому примкнуть, не надеясь ни на чью помощь, поскольку в Москве были литовцы, а в Новгороде немцы, окруженные со всех сторон, они порешили призвать к себе лжецаря. О, это последнее безумие! прежде клялись не слушать лжецаря, не подчиняться ему, потом же сами послали выборных от всех сословий бить ему челом и повинную послали».

1) опричнина

3) феодальная раздробленность

4) дворцовые перевороты

А7. Какие из перечисленных органов власти и должностных лиц существовали в России во второй половине XVI в.?

А) Государственная дума

Б) Боярская дума

В) Земский собор

Г) земские старосты

Д) губернаторы

Укажите верный ответ.

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В1. Установите соответствие между изречениями и исторической личностью, которую характеризует это изречение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 4231.

В2. Расположите в хронологическом порядке события.

А) учреждение патриаршества на Руси

Б) восстание Ивана Болотникова

В) свержение ордынского ига

Г) учреждение опричнины

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: ВГАБ.

В3. Какие три черты, из перечисленных ниже, характеризовали развитие Русского государства в ХV – ХVI вв.?

1) ускорение процесса закрепощения крестьян

2) завершение процесса централизации страны

3) начало феодальной раздробленности

4) возникновение первых мануфактур

5) усиление великокняжеской власти

6) развитие рыночных отношений

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 125.

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка С. М. Соловьева и напишите название совещаний, о которых идет речь.

«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <…> Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».

Ответ: Земский собор.

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Укажите основные итоги деятельности Ивана IV Грозного в области внешней политики. Укажите не менее трех итогов.

С7. Сравните итоги Куликовской битвы и «стояния» на Угре. Назовите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

В задании №5 ЕГЭ по физике необходимо выбрать верные варианты утверждений, характеризующие то или иное явление. Теория аналогична другим заданиям по механике, но мы напомним основные моменты.

Теория к заданию №5 ЕГЭ по физике

Колебания

Колебание – это многократно повторяющийся процесс, характеризующийся изменением значения некоторой физической величины около ее равновесного состояния.

Пружинный маятник

В пружинном маятнике сила упругости пропорциональна удлинению пружины F = kx. Здесь k - коэффициент жесткости пружины, который не зависит от величины силы и смещения.

Максимальное отклонение от положения равновесия называется амплитудой. Сила упругости при этом отклонении максимальна, потому максимальным является и ускорение тела. При приближении к положению равновесия растяжение пружины уменьшается, что влечет за собой уменьшение ускорения тела, ведь оно зависит от силы упругости. Достигнув точки равновесия, тело не останавливается, хотя в этой точке сила и ускорение равны нулю. Скорость тела в точке равновесия пружины имеет наибольшее значение. По инерции тело продолжит движение мимо этого положения, деформируя пружину в противоположную сторону. Сила упругости, которая возникает при этом, тормозит маятник. Она направлена в сторону, противоположную движению маятника. Вновь достигнув амплитуды, тело останавливается, а потом начинает движение в обратную сторону, повторяя все описанное выше.

Период колебаний

Период колебаний такого маятника определяется формулой:

где m – масса тела (груза) на пружине

Потенциальная энергия

Потенциальная энергия равна произведению силы на отклонение, то есть

где х – расстояние от точки, в которой находится груз маятника, до положения его равновесия

Кинетическая энергия

Кинетическая энергия зависит от скорости маятника и определяется формулой Здесь т – масса маятника, v – его скорость.

Ускорение тела

Модуль ускорения на отрезке пути определяется формулой

где v , v 0 – соответственно конечная и начальная скорости тела на указанном промежутке; t , t 0 – конечное и начальное время соответственно.

Импульс тела

Импульс тела можно вычислить, используя формулу:

где m – масса тела, v – его скорость

Сила Архимеда

Сила Архимеда является силой, с которой жидкость выталкивает тело, погруженное в нее. Она определяется формулой:

F gV

где ρ – плотность погруженного физ.тела, g – ускорение своб.падения, V – объем тела.

Разбор типовых вариантов заданий №5 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

В таблице представлены данные о положении шарика, прикрепленного к пружине и колеблющегося вдоль горизонтальной оси Ох, в различные моменты времени.

t, с 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,2
x, мм 0 5 9 12 14 15 14 12 9 5 0 -5 -9 -12 -14 -15 -14

Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера:

  1. Потенциальная энергия пружины в момент времени 1,0 с максимальна
  2. Период колебаний шарика равен 4,0 с
  3. Кинетическая энергия шарика в момент времени 2,0 с минимальна
  4. Амплитуда колебаний шарика равна 30 мм
  5. Полная механическая энергия маятника, состоящего из шарика и пружины, в момент времени 3,0 с минимальна
Алгоритм решения:

1. Анализируем таблицу данных движения шарика.

2–6. Определяем истинность утверждений 1–5.

7. Записываем ответ.

Решение:

Первый вариант задания (Демидова, №3)

В инерциальной системе отсчёта вдоль оси Ох движется тело массой 20 кг. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости vx этого тела от времени t. Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения, описывающих движение тела.

  1. Модуль ускорения тела в промежутке времени от 60 до 80 с в 3 раза больше модуля ускорения тела в промежутке времени от 80 до 100 с.
  2. В промежутке времени от 80 до 100 с тело переместилось на 30 м.
  3. В момент времени 90 с модуль равнодействующей сил, действующих на тело, равна 1,5 Н.
  4. В промежутке времени от 60 до 80 с импульс тела увеличился на 40 кг∙м/с.
  5. Кинетическая энергия тела в промежутке времени от 10 до 20 с увеличилась в 4 раза.
Алгоритм решения:
  1. Ищем модуль ускорения и проверяем истинность первого утверждения.
  2. Определяем расстояние, пройденное телом за указанный в утверждении 2 отрезок времени, и проверяем истинность его.
  3. Определяем величину равнодействующей всех сил, действующих на тело.
  4. Вычисляем изменение импульса в указанный промежуток.
  5. Находим кинетическую энергию в начале и конца проежутка и сравниваем их значения.
  6. Записываем ответ.
Решение:

1. Модуль ускорения на отрезке времени от 60 до 80 с равен а на отрезке от 80 до100 с: Как видим, утверждение неверно, (так как в условии сказано наоборот):

2. Используем только что найденное значение ускорения для вычисления координаты тела:

Это и есть пройденное расстояние. Утверждение верно.

3. Равнодействующая всех сил, действующих на данное тело, равна F = ma . Вычислим ее, учитывая, что по условию масса тела m=20 кг, а ускорение a=3/20. Тогда F= 20 ∙3/20 кг м/с 2 = 3 Н. Утверждение неверно.

4. Изменение импульса определяем таким образом: кг∙м/с. Утверждение неверное. 5. Кинетическую энергию тела в момент времени 10 с определяем по формуле: , а в момент 20 с . Найдем их отношение: Значит, Е 2 =4Е 1 — последнее утверждение верное.

Второй вариант задания (Демидова, №27)

Два одинаковых бруска толщиной 5 см и массой 1 кг каждый, связанные друг с другом, плавают в воде так, что уровень воды приходится на границу между ними (см. рисунок). Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера.

  1. Если воду заменить на керосин, то глубина погружения брусков уменьшится.
  2. Сила Архимеда, действующая на бруски, равна 20 Н.
  3. Плотность материала, из которого изготовлены бруски, равна 500 кг/м3.
  4. Если на верхний брусок положить груз массой 0,7 кг, то бруски утонут.
  5. Если в стопку добавить ещё два таких же бруска, то глубина её погружения увеличится на 10 см.
Алгоритм решения:
  1. Анализируем условие задачи. Проверяем правильность первого утверждения.
  2. Определяем силу Архимеда, действующую на бруски. Сравниваем ее с указанным в утверждении 2.
  3. Находим плотность материала и определяем истинность утверждения 3.
  4. Проверяем истинность утверждения 4.
  5. Находим правильный ответ на последний вопрос.
  6. Записываем ответ.
Решение:

Вариант № 3308032

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 25–27 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является последовательность двух цифр. Ответом к заданию 13 является слово. Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости тела от времени.

Найдите путь, пройденный телом за время от момента времени 0 с до момента времени 5 с. (Ответ дайте в метрах.)

Ответ:

Две планеты с одинаковыми массами обращаются по круговым орбитам вокруг звезды. У первой из них радиус орбиты вдвое больше, чем у второй. Каково отношение сил притяжения первой и второй планет к звезде ?

Ответ:

Тело массой 2 кг, брошенное с уровня земли вертикально вверх со скоростью 10 м/с, упало обратно на землю. Какой потенциальной энергией обладало тело относительно поверхности земли в верхней точке траектории? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Ответ дайте в джоулях.)

Ответ:

Под действием силы тяжести mg груза и силы F рычаг, представленный на рисунке, находится в равновесии. Расстояния между точками приложения сил и точкой опоры, а также проекции этих расстояний на вертикальную и горизонтальную оси указаны на рисунке. Если модуль силы F равен 600 Н, то каков модуль силы тяжести, действующей на груз? (Ответ дайте в ньютонах.)

Ответ:

В лаборатории исследовали прямолинейное движение тела массой m = 500 г. В таблице приведена экспериментально полученная зависимость пути, пройденного телом, от времени. Какие два вывода из приведенных ниже соответствуют результатам эксперимента?

1) Первые 3 с тело двигалось равномерно, а затем тело двигалось с постоянным ускорением.

2) Скорость тела в момент времени 4 с равнялась 8 м/с.

3) Кинетическая энергия тела в момент времени 3 с равна 12 Дж.

4) Сила, действующая на тело, все время возрастала.

5) За первые 3 с действующая на тело сила совершила работу 9 Дж.

Ответ:

Маленький шарик массой m находится на краю горизонтальной платформы на высоте 100 м над уровнем Земли. Шарику сообщают начальную скорость, направленную вертикально вверх, модуль которой равен 20 м/с, и отодвигают платформу в сторону, от линии движения шарика. Как изменятся следующие физические величины через 3 секунды после начала движения шарика: его кинетическая энергия, его потенциальная энергия, модуль его импульса?

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

А Б В

Ответ:

Тело совершает свободные гармонические колебания. Координата тела изменяется по закону где все величины приведены в СИ. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б

Ответ:

В закрытом сосуде объёмом 20 литров находится 5 моль кислорода. Температура газа равна 127 °С. Чему равно давление газа? Ответ выразите в кПа.

Ответ:

Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 3? (Ответ дайте в кДж.)

Ответ:

На фотографии представлены два термометра, используемые для определения относительной влажности воздуха с помощью психрометрической таблицы, в которой влажность указана в процентах.

Психрометрическая таблица представлена ниже.

Разность показаний сухого и влажного термометров
0 1 2 3 4 5 6 7 8
10 100 88 76 65 54 44 34 24 14
11 100 88 77 66 56 46 36 26 17
12 100 89 78 68 57 48 38 29 20
13 100 89 79 69 59 49 40 31 23
14 100 90 79 70 60 51 42 33 25
15 100 90 80 71 61 52 44 36 27
16 100 90 81 71 62 54 45 37 30
17 100 90 81 72 64 55 47 39 32
18 100 91 82 73 64 56 48 41 34
19 100 91 82 74 65 58 50 43 35
20 100 91 83 74 66 59 51 44 37
21 100 91 83 75 67 60 52 46 39
22 100 92 83 76 68 61 54 47 40
23 100 92 84 76 69 61 55 48 42
24 100 92 84 77 69 62 56 49 43
25 100 92 84 77 70 63 57 50 44

Какова относительная влажность воздуха в помещении, в котором проводилась съемка? (Ответ дать в процентах.)

Ответ:

На pV -диаграмме показан процесс изменения состояния идеального одноатомного газа. Выберите два верных утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Работа совершённая газом за цикл, A 1234 , положительна.

2) Процесс на участке 2−3 изохорный.

3) На участке 1−4 газ совершил меньшую работу, чем на участке 2−3.

4) Температура газа в точке T 3 в четыре раза больше температуры газа в точке T 1 .

5) Температура газа в точке 4 в два раза больше температуры газа в точке 2.

Ответ:

Объём сосуда с идеальным газом уменьшили вдвое, выпустив половину газа и поддерживая температуру в сосуде постоянной. Как изменились при этом давление газа в сосуде и его внутренняя энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

По очень длинному тонкому прямому проводнику протекает постоянный электрический ток. Линии индукции магнитного поля, создаваемого этим током, имеют вид

1) прямых линий, перпендикулярных проводу.

2) прямых линий, параллельных проводу.

3) изогнутых кривых сложной формы, которые начинаются и заканчиваются на проводе.

4) окружностей, центры которых лежат на проводе.

Ответ:

Точечный положительный заряд величиной 2 мкКл помещён между двумя протяжёнными пластинами, равномерно заряженными разноимёнными зарядами. Модуль напряжённости электрического поля, создаваемого положительно заряженной пластиной, равен 10 3 кВ/м, а поля, создаваемого отрицательно заряженной пластиной, в 2 раза больше. Определите модуль электрической силы, которая будет действовать на указанный точечный заряд. Ответ дайте в ньютонах.

Ответ:

Свет идет из вещества с показателем преломления в вакуум. Предельный угол полного внутреннего отражения равен 60°. Чему равен ? Ответ дайте с точностью до сотых.

Ответ:

В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд одной из пластин конденсатора в колебательном контуре с течением времени.

Выберите два верных утверждения о процессе, происходящем в контуре:

1) Период колебаний равен c.

2) В момент с энергия катушки максимальна.

3) В момент с энергия конденсатора минимальна.

4) В момент с сила тока в контуре равна 0.

5) Частота колебаний равна 125 кГц.

Ответ:

Между пластинами заряженного плоского конденсатора поместили диэлектрик с диэлектрической проницаемостью так, что он полностью заполнил объем между пластинами. Как изменились емкость конденсатора, заряд на пластинах и напряжение между ними, если конденсатор подключен к источнику?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В

Ответ:

Установите соответствие между физическими величинами и их размерностями в СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б

Ответ:

Электронная оболочка электрически нейтрального атома криптона содержит 36 электронов. Сколько нейтронов содержится в ядрах изотопов криптона−78 и криптона−86?

В ответе запишите только числа, не разделяя их пробелом или другим знаком.

Ответ:

На неподвижную пластину из никеля падает электромагнитное излучение, энергия фотонов которого равна 8 эВ. При этом в результате фотоэффекта из пластины вылетают электроны с максимальной кинетической энергией 3 эВ. Какова работа выхода электронов из никеля? (Ответ дайте в электронвольтах.)

Ответ:

Большое число N радиоактивных ядер распадается, образуя стабильные дочерние ядра Период полураспада равен 6,9 суток. Какое количество исходных ядер останется через 20,7 суток, а дочерних появится за 27,6 суток после начала наблюдений?

Установите соответствие между величинами и их значениями. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВЕЛИЧИНЫ ИХ ЗНАЧЕНИЕ

А) количество ядер через 20,7 суток

Б) количество ядер через 27,6 суток

A Б

Ответ:

Определите показания вольтметра (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения равна цене деления вольтметра. Ответ укажите в вольтах. В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.

Ответ:

Исследовалась зависимость напряжения на участке цепи от сопротивления этого участка. Результаты измерений представлены в таблице. Погрешности измерений величин U и R равнялись соответственно 0,4 В и 0,5 Ом. Чему примерно равна сила тока на этом участке цепи? (Ответ укажите в амперах с точностью до 0,5 А.)

Ответ:

Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.

Наименование звезды Температура, К Масса (в массах Солнца) Радиус (в радиусах Солнца) Расстояние до звезды (св. год)
Альдебаран 3500 2,5 43 65
Альтаир 8000 1,7 1,7 17
Бетельгейзе 3600 15 1000 650
Вега 9600 2 3 25
Капелла 5000 3 12 42
Кастор 10400 2 2,5 50
Процион 6600 1,5 2 11
Спика 22000 11 8 260

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.

В этом задании учащимся предлагается выбрать из пяти утверждений два верных. Чаще всего утверждения связаны с анализом графиков движения. И в основном, если судить по демоверсии и сборникам для подготовки к ЕГЭ этого года и прошлых лет, это графики координаты. Подробный анализ таких графиков рассматривается только при углублённом изучении курса физики, а если на физику отводится 2 часа в неделю, то, скорее всего, на достаточно детальное изучение данного вопроса просто не будет времени. Найти это время можно, опять же, убрав некоторое количество теоретического материала, заменив его решением графических задач. Ведь в этом вопросе нет особой сложности, так как видов движения, которые изучаются в школе, всего два – равномерное и равноускоренное. И вполне можно посвятить анализу графиков немного учебного времени, что я и делаю. Так как графиком координаты при равномерном движении является прямая, а графиком координаты при равноускоренном движении является парабола, а понятие производно чаще всего изучается в курсе математики гораздо позднее, чем это требуется для физики, то весь анализ сводится к краткому описанию движения тела, в основе которого лежит умение читать график и понимать те изменения, которые он отражает. На слайде приведены несколько простейших случаев, которые стоит рассмотреть с учащимися.

Давайте разберём один пример.

1 – равноускоренное движение

точка A v = 0

2 – равномерное движение

3 – состояние покоя

От 0 до t 1 скорость убывает

От t 1 до t 2 скорость возрастает

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену по физике.