В каких субъектах рф применяется кластерная политика. Кластерная политика в российской федерации

1

В статье проанализированы тенденции кластерного развития в России и зарубежных странах, приведены особенности кластерного подхода в формировании инновационной экономики, обоснованы факторы, стимулирующие образование кластерных структур, приведена динамика формирования кластеров в экономике зарубежных стран. На основе анализа факторов возникновения и развития кластеров выявлены модели кластеризации экономики. Рассмотрена кластеризация экономик зарубежных стран, приведены особенности развития кластерной политики в странах Европы и Азии. Рассмотрена роль государства в формировании кластеров, проанализированы типы государственной политики, поддерживающей развитие кластерных образований. Рассмотрены особенности государственной политики формирования кластеров в России. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, поддерживающие развитие кластеров и направленные на инновационное развитие страны в целом. Приведены инструменты государственной поддержки кластерных инициатив. Обоснована важнейшая роль государства в развитии кластеров в России.

кластерные образования

политика кластеризации

государственное участие

кластерные инициативы

инновационное развитие

факторный анализ

модели кластеризации

особенности государственной политики

инструменты государственной поддержки

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 16.

2. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между правилами рынка и государства // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 8.

3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. – Режим доступа: // www.km.ru

4. Меркушева И.С., Несмачных О.В., Литовченко В.В. Формирование и реализация стратегии организации на основе сценарного подхода// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 122–124.

5. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Природа возникновения синергетического эффекта в промышленном кластере и оценка его воздействия // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014.– № 1.– С.27–35.

6. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development (Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS–ICP Geneva 14 February, 2008.

7. Powerful dusters: Main Drivers of Europe’s Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17 October 2008 –URL: http://ec.europa.eu/enterprise/innovation/index_en.htm

Современные условия функционирования компаний в информационной экономике предполагают в качестве основы конкурентных преимуществ использовать нематериальные активы, интеллектуальный капитал и инновационные факторы как базовый источник экономического роста. В качестве интегрального решения этой проблемы необходимо использовать систему взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, важнейшим инструментом которой является кластерный подход.

Кластерная политика выступает катализатором для усиления взаимодействия участников производственно-экономического процесса и концентрируется на решении острых проблем экономики:

  • развитие и поддержание конкуренции является основной задачей при проведении кластерной политики;
  • особое внимание уделяется развитию кооперационных связей между малыми и средними предприятиями региона для повышения общей производительности труда;
  • организация взаимодействия между промышленными предприятиями, научными центрами и образовательными учреждениями создает благоприятные условия для повышения инновационности производства и обеспечения непрерывного инновационного процесса на предприятиях отрасли;
  • кластерная политика рассматривает развитие промышленного и инновационного потенциала малых и средних предприятий как основу формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (рис. 1):

Рис. 1. Кластеризация экономик зарубежных стран

В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы .

Довольно развиты кластерные образования в промышленности Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Промышленные предприятия Финляндии являются одними из самых конкурентоспособных в мире с начала XXI века и занимают ведущие места в мировых рейтингах благодаря политике кластеризации промышленности. Кластеры обеспечивают высокую производительность, поэтому Финляндия покрывает 10 % мирового экспорта продуктов деревообрабатывающей промышленности и 25 % целлюлозно-бумажной продукции. Самыми первыми и наиболее успешными кластерными образованиями стали объединения на рынке телефонов и мобильной связи. Доля экспортного рынка Финляндии в сфере мобильной связи составляет 30 %, а экспорт мобильных телефонов - 40 % во всем мире.

Кластерные образования в Италии обеспечивают 43 % населения работой и покрывают 30 % объема национального экспорта. В других европейских странах кластеры появляются повсеместно: в Германии успешно работают химический и машиностроительный кластеры, во Франции произошла кластеризация производства продуктов питания и косметики.

Так же, как и Европа, Азия проводит кластерную политику с целью повышения промышленного и инновационного потенциала национальной экономики. Так, например, в Сингапуре формируется кластер в сфере нефтехимии, в Японии сформирован крупнейший автомобилестроительный кластер, в Китае сформировано более 60 особых зон, предназначенных для формирования кластерных образований в различных областях промышленности, обеспечивающих средний уровень продаж на сумму около 200 млрд. долл. в год .

При реализации кластерных инициатив большое значение имеет участие государства с точки зрения организации, инициации и финансирования проектов создания и развития кластеров. При этом финансирование реализуется на основе жесткого конкурсного отбора самых лучших проектов из всех представленных на конкурс. Помимо государства в финансировании и организации проектов создания кластеров могут участвовать различные международные организации, университеты, бизнес. Например, во Франции существует Национальное агентство планирования DATAR, в США - Национальный совет по конкурентоспособности, в Великобритании - программа кооперации LINK .

Рис. 2. Инициирование и финансирование кластерных потоков в развитых странах

Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:

  1. европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
  2. североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
  3. насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
  4. для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании-монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.

В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов .

Существует четыре вида кластерной политики, которые классифицируют в зависимости от степени участия государства в процессе кластеризации :

  1. Каталитический тип политики предполагает посредническую роль государства в организации кластерных образований и ограниченную финансовую поддержку, которая, как правило, реализуется в виде совместного финансирования проектов или косвенного бюджетного финансирования.
  2. Поддерживающий тип политики характеризует участие государства на протяжении длительного периода или большей части жизненного цикла кластера. Государство участвует в финансировании проектов, развитии инфраструктуры региона, осуществляет контроль эффективности кластерных образований и их влияние на экономику региона.
  3. Директивный тип политики характеризует еще более глубокое участие государства в кластеризации региона, предполагающее структурные перестройки в экономике отрасли или региона, стимулирование развития отдельных секторов экономики, достижение сбалансированности в экономическом развитии региона.
  4. Интервенционистский тип политики характеризует участие государства в формировании и функционировании кластера через ГЧП, совместные проекты с малым и средним бизнесом, осуществление грантовой поддержки, субсидий и т.п. с целью формирования специализации региона.

Особенностью развития кластерной политики в России является ее директивный характер, направляющий и регулирующий формирование кластеров в определенных отраслях на всех уровнях государственной власти. Российской экономике присущи и территориально-производственные комплексы, финансируемые федеральными и региональными органами власти, и пространственные кластеры, и кластерные инициативы .

Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, ориентированных на перестройку промышленности с использованием высоких технологий.

На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.

Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.

Обеспечение высокой конкурентоспособности осуществляется за счет прямого и косвенного бюджетного финансирования кластерных проектов, грантовой поддержки инновационных исследований, создания особых экономических зон, а также осуществления совместных государственно-частных проектов развития кластеров.

Кроме того, следует указать ряд причин, по которым участие государства в формировании и развитии кластеров в России становится необходимым условием успешной кластерной политики:

  • Большая территория и необходимость согласования действий различных кластеров в межрегиональном пространстве. Деятельность кластеров требует кооперации с органами местной, региональной и федеральной власти, согласования стратегии развития кластеров с региональной политикой и т.п.
  • Кооперация предприятий малого и среднего бизнеса с более крупными промышленными корпорациями и научными центрами основана пока только на хозяйственных связях в пределах цепочки производственного процесса. Необходимость инновационной деятельности осознают все члены кластера, однако из-за высоких рисков вложения денег в инновации крупные корпорации и другие члены кластера неохотно спонсируют инновационные проекты. Для активизации инвестиционной деятельности необходима государственная поддержка не только в сфере финансирования, но и в сфере пропаганды, популяризации инновационного производства, которое обеспечивается с помощью проведения различных конкурсов на лучшее изобретение, лучшего молодого ученного и т.п., обеспечении грантовой поддержки инновационных исследований, популяризации новых изобретений в СМИ.
  • Кластерные инициативы основаны в большей степени на поддержке малого и среднего бизнеса в структуре кластера. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для успешных start up, необходимо организовать целую инфраструктуру, состоящую из бизнес-инкубаторов, технопарков, свободных экономических зон, налоговых каникул и т.д., которую могут создать только федеральные и региональные органы власти. Без развития подобной инфраструктуры малый и средний бизнес не будет развиваться в нашей стране, поэтому роль государства в данной сфере кластерной политики неоценима.
  • Важнейшей особенностью, мешающей развитию кластеров, является недоверие со стороны бизнеса к другим участникам кластера, государственным органам, что обусловлено низкой степенью информационной открытости рынка. Со стороны государства необходима популяризация информационной открытости и добросовестной конкуренции. Создание определенной культуры ведения бизнеса в России возможно также с помощью ужесточения мер наказания за экономические преступления и промышленный шпионаж, ликвидации многочисленных слабых мест в законодательстве, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам интерпретировать закон в свою пользу.

Таким образом, активное участие государства в формировании и развитии кластеров в нашей стране играет очень важную роль в кластерной политике и экономике государства в целом.

Рецензенты:

Осипов С.Л., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск;

Симоненко Н.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Работа поступила в редакцию 04.06.2014.

Библиографическая ссылка

Несмачных О.В., Литовченко В.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства. Ее целями являются поддержка развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера. Особенность кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в ориентации исключительно на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.

Инструментарий кластерной политики шире традиционного набора инструментов промышленной политики и включает поддержку не только производственной деятельности, но и сферы услуг, научно-образовательного комплекса, уникальных компетенций и традиций местного сообщества. Тогда как промышленная политика использует в основном инструменты таможенной политики, технического регулирования, государственной инвестиционной политики, кластерная политика связана с использованием косвенных инструментов поддержки, главным образом, направленных на развитие сотрудничества, инновационного потенциала участников кластеров.

В России происходит активное развитие кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации, однако, координация данного процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточна. В настоящее время не определены:

единые подходы к пониманию территориального кластера, типологии кластеров, единый понятийный аппарат кластерной политики;

единый набор инструментов кластерной политики;

необходимые механизмы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Под территориальным кластером следует понимать фактическое объединение хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах одного или нескольких административно-территориальных образований и связанных в сфере производства и реализации товаров и услуг функциональными или договорными отношениями, за счет которых средняя норма прибыли кластера является положительной и повышенной по сравнению со средней нормой прибыли для соответствующих административно-территориальных образований.

Данное определение отражает ряд критериев. Кластер должен представлять собой неформальное объединение хозяйствующих субъектов, сконцентрированное на определенной территории. Участники кластера должны быть связаны функциональными или договорными отношениями. И эти отношения должны обуславливать конкурентоспособность их деятельности, положительный экономический эффект, высокую норму прибыли.


Не все кластеры являются инновационными. Инновационность является характеристикой кластеров. По уровню инновационного потенциала кластеры можно условно разделить на кластеры со средним и высоким инновационным потенциалом. Инновационным является кластер с высоким инновационным потенциалом. Средний инновационный потенциал характерен для традиционных или индустриальных кластеров.

Однако исходя из системообразующего значения инноваций и инновационной деятельности в современной экономической политике государства формирующуюся в последние годы отрасль законодательства об инновационной деятельности можно одновременно рассматривать в качестве основы для развития нормативной правовой базы кластерной политики. Именно эта отрасль законодательства определяет особенности государственной поддержки организационных форм инновационной деятельности, таких как наукограды, технопарки, особые экономические зоны, которые по сути соответствуют либо выступают аналогами территориальных кластеров.

Именно в законодательство субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности последовательно начинают проникать дефиниции и инструменты кластерной политики. Следует отметить, что определения термина «кластер» ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат. Непосредственно сам термин в его экономическом смысле все чаще встречается в федеральных и региональных концепциях и программах социально-экономического развития, концептуальных и распорядительных актах. Например, на региональном уровне его применяют в актах о создании и составе рабочих групп по созданию отдельных кластеров (Алтайский край, Ивановская область), актах инициирующих создание конкретных кластеров (Республика Татарстан) и даже направленных на общую организацию деятельности по формированию таких образований (Тверская область).

Само по себе закрепление в законодательстве терминов и определений кластерной политики не должно становиться самоцелью. Правовые дефиниции не образуют регулятивных норм. Первоочередная задача заключается в определении предмета правового регулирования и правового обеспечения мер государственной поддержки кластеров. Здесь, как на федеральном, так и на региональном уровне общее понимание путей решения проблемы отсутствует.

В настоящее время активность региональных органов власти нередко направлена на формирование и создание кластеров на своей территории. Однако этот процесс индивидуальный, который хотя и может быть поддержан программно-целевым методом, распорядительными актами государственных органов и методами прямой экономической поддержки, но все же остается стохастическим и в большей степени зависящим от слабоуправляемых факторов, прежде всего от самих хозяйствующих субъектов. В мировой практике кластеры как правило создаются и самоопределяются самостоятельно. Государственная поддержка должна быть направлена прежде всего на развитие существующих кластеров, а не на формирование новых. Последнее связано в большей степени с использованием инструментов промышленной политики импортозамещения, а не кластерной политики.

В то же время следует признать, что возможности формирования специального правового регулирования в сфере реализации кластерной политики в целом ограничены, особенно на федеральном уровне.

Безусловно совершенствование гражданского законодательства, налогового и таможенного законодательства, бюджетного законодательства может оказать положительное влияние на развитие кластеров. В зависимости от особенностей кластера его развитие также могут определять земельное и сельскохозяйственное законодательство, законодательство в сфере применения информационных технологий. Однако данные отрасли законодательства не отражают сути и инструментов кластерной политики.

Для различных кластеров эффективные инструменты кластерной политики, которые могли бы быть отражены в законодательстве, отличаются. Они отличаются для моно и полиотраслевых кластеров, то есть кластеров, в которых есть соответственно одна или несколько ведущих отраслей – отраслей кластерообразования; кластеров, которые образованы субъектами малого и среднего предпринимательства и кластеров, где вокруг крупных предприятий-лидеров, выстраивается сеть поставщиков.

Вопросы использования тех или иных мер государственной поддержки и правового регулирования должны решаться на местах каузально по сути для каждого кластера в отдельности.

содействие формированию кластерных инновационных сетей;

организация информационной поддержки развития кластера;

содействие трансферту технологий среди участников кластера.

Так при содействии трансферту технологий основными задачами являются:

организация проведения экспертизы инновационных проектов;

активизация процессов патентования в кластере.

проведение аудита и инвентаризации интеллектуальной собственности.

формирование базы данных интеллектуальной собственности.

Данные и иные инструменты кластерной политики связаны в основном с реализацией государственного заказа региональными органами исполнительной власти. То есть правовое регулирование в данном случае минимально и ограничивается разработкой и принятием стратегий и планов развития кластеров, региональных целевых программ развития кластеров, положений о коодинационных советах. В случае, если в субъекте Российской Федерации создаются региональные реестры результатов научно-технической деятельности, инновационных организаций и проектов, создаются организации по развитию кластера и иные специализированные некоммерческие организации, возможно дополнительное правовое регулирование, связанное с ведением реестров и оказанием соответствующими организациями услуг участникам кластера, порядком субсидирования их деятельности.

Тем не менее даже для использования таких ограниченных правовых возможностей, которые применяются в основном высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, необходим системный подход. Данный подход можно обеспечить только законами. То есть в целях создания условий для эффективного применения инструментов государственной поддержки кластеров, систему таких инструментов следует закрепить в законодательных актах. При этом законы субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать базовым источником правового регулирования в сфере реализации кластерной политики.

На федеральном уровне целесообразно рассмотреть возможность субсидирования субъектов Российской Федерации на цели развития территориальных кластеров, а также предложить инструменты кластерной политики, то есть сформировать соответствующую методическую базу.

1

В статье авторами проанализировано теоретические подходы к определению «кластер», «кластерная политика». Определена сущность кластерной политики, а также выявлены формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификации возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления. Рассмотрен нормативно-правовой аспект реализации кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Выделены основные проблемы кластерной политики, возникающие на федеральном и региональном уровнях. Определены приоритетные направления развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.

приоритетные направления

проблемы реализации кластерной политики

развитие кластерной политики в субъектах РФ

классификация

кластерная политика

1 Блудова, С. Н. Преимущества кластерного подхода в управлении экономикой // Сб. научн. тр. СевКавГТУ.– 2006 – № 1. Серия «Экономика». – С.72-78.

2 Екимова К. В. Развитие региона на основе формирования отраслевых кластеров: монография / К. В. Екимова, Е. В. Федина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 114 с.

3 Лизунов В. В. Кластеры и кластерные стратегии: монография / В.В. Оизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Омск: ИП Скорикова Е. В., 2012. – 280 с.

4 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд. доп.. – М. : ТЕМП. – 2010. – 644 с.

5 Растворцева С. Н. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах: монография / С. Н. Растворцева, Н. А. Череповская. – Белгород: КОНСТАНТА, 2013. – 206 с.

6 Румянцева А. А. Кластерная политика как стратегия регионального развития. – М. : Издательский дом МИСиС, 2013. – 235 с.

7 Самореализация территории в экономическом пространстве. – Екатеринбург: Институт экономики. Уральское отд. Рос. акад. наук, 2009. – С.59.

В современных условиях формирования государственной и региональной экономической политики кластерный подход декларируется в качестве одной из базовых. Однако, как показывает изучение теоретических подходов к определению кластерной политики, нет единого общепринятого определения данного экономического феномена.

Встречается некорректное употребление данного термина, в ряде случаев кластеры отождествляются с отраслями промышленности, иногда в качестве кластеров рассматриваются промышленные комплексы регионов. Попытаемся определить сущность кластерной политики, а также выявим формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификация возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления.

Целью исследования является выделение теоретических подходов кластерной политики, определение проблем реализации кластерной политики и разработка приоритетных направлений развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.

Основу для проведения исследования составили аналитические публикации, статистические данные.

Материал и методы исследования

При исследовании теоретических аспектов кластерной политики использовались различные методологические подходы, включая системный подход; методы и приемы научного исследования, в том числе метод восхождения от абстрактного к конкретному. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных федеральных и региональных программ социально-экономического развития, Концепций и стратегий субъектов РФ, нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, а также собственных исследований автора.

Результаты исследования и их обсуждение

Впервые понятие «кластер» определил М. Портер в своей книге «Международная конкуренция». В своей теории о кластерном развитии он определил, что кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство из них включают в себя: компании «готового продукта», поставщиков специализированных форм производства, комплектующих изделий, сервисных услуг, финансовых институтов, фирмы в сопутствующих отраслях .

Другой исследователь, М. Энрайт выделил такую категорию кластеров, как региональные - это промышленный кластер, в котором формы-члены кластера находятся кластерах Главное отличие российских кластеров от западных аналогов заключается в отсутствии механизма взаимодействия в условиях растущей конкуренции и четкого распределения интересов среди его участников .

Опыт формирования российских кластеров невелик. Действующие кластеры сформировались на базе тех территориально-производственных комплексов, которые функционировали в условиях плановой экономики. Причины могут быть разные. С одной стороны, ещё слабы позиции рынка, до конца не сформированы рыночные институты, что не позволяет активно полагаться на эффект кластера в развитии региональной экономики. С другой стороны, отсутствует инициативная мотивация субъектов экономических отношений в создании кластера, поскольку еще не накоплен требуемый уровень знаний.

В России лидируют, в основном, кластеры, созданные в столичных городах в ведущих отраслях экономики, такие как энергетика, машиностроение, аэрокосмическая отрасль, информационные технологии и телекоммуникации. Однако все большее понимание находит подход к развитию регионов в России, основанный на создании кластеров. Процесс рыночных преобразований производственной базы плановой экономики в регионе требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и научно-исследовательскими институтами при безусловной поддержке органов власти всех уровней. Необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть поступательного развития в данных сферах, предоставляет кластер .

Кластерный подход - это несколько особый взгляд на традиционные проблемы того или иного региона. Не случайно по мере осознания места и роли кластеризации экономики в повышении конкурентоспособности территорий правительства и региональные администрации во всем мире инициируют и активизируют политику выращивания и развития кластеров. Эти тенденции стали укрепляться и в современной России .

Кластерная политика характеризуется, прежде всего, формированием взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, упрощением доступа к новым технологиям, распределением рисков в различных формах совместной экономической деятельности, организацией совместных научно-исследовательских работ, совместным использованием знаний и основных фондов .

В широком смысле под кластерной политикой государства следует понимать политику, направленную на развитие кластеров.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: кластерная политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий» и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга.

По общим типам кластерную политику классифицируют на:

    Политику посредничества - создание условий для конструктивного диалога внутри кластера;

    Политику стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе;

    Образовательную политику - формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе;

    Политика стимулирования внешних связей - устранение торговых барьеров;

    Политика создания благоприятных структурных условий.

Так как, реализация кластерной политики зависит от территории и интересов ее участников, то она должна реализовываться на трёх уровнях: федеральном, региональном и уровне бизнес-структур (рисунок 1) .

Рис. 1 .Реализация кластерной политики

Рассмотрим основные этапы реализации кластерной политики в РФ, которая берет свое начало с разработки методических рекомендаций по развития кластерных инициатив в регионах России в 2008 г. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования) «О реализации кластерной политики в Российской Федерации» от 26 декабря 2008 года n 20615-ак/д19).

На федеральном уровне.

1 этап - 2005 г. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года.

2 этап 2012 г. - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.

В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ, как законы: регулирующие общие вопросы социально-экономического развития субъектов РФ; которыми утверждаются концепции и программы социально-экономического развития субъектов РФ; регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства; промышленную политику и формирование промышленных зон; повышение инвестиционной привлекательности и реализацию приоритетных инвестиционных проектов; поддержку отдельных отраслей.

Следует отметить, что в законах, регулирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры упоминаются только в законах двух регионов - Алтайского края и Новосибирской области (3,8%).

В настоящее время реализуется 29 программ, 9 концепций и 2 стратегии инновационного развития. Формирование кластеров предусмотрено в 11 из них (27,5% от принятых документов).

Следует отметить, что недостаточно развита на уровне субъектов РФ законодательное закрепление механизмов кластерной политики.

При реализации кластерного подхода возникают проблемы, которые можно условно разделить на общие трудности и специфику социально-экономической обстановки в конкретном регионе.

На федеральном уровне следует выделить проблемы, как:

    Основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации;

    Власти различного уровня пытаются заимствовать опыт «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами;

    Повсеместное развитие кластеров с одной и той же специализацией;

    Политизированность термина «кластер», использование кластера как современный модный бренд;

    Реализация кластерной политики направлена на объединение и взаимоувязку интересов различных сторон, вовлечённых в процесс кластеризации;

    До настоящего времени в России отсутствуют комплексные кластерные программы, которые в развитых странах являются главным инструментом государства в сфере активизации развития кластеров.

На уровне регионов можно выделить следующие проблемы:

    Эффективность проводимой в российских регионах кластерной политики сдерживается недостаточной степенью координации действий различных сторон, принимающих участие в формировании и реализации инновационной политики; что приводит к неритмичности выделения средств в течение срока создания кластеров и низким показателям отдачи вложенных средств.

    Проблема закрепления кластерной политики в инновационном законодательстве субъектов РФ;

    Высокая степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов;

    Слабая информационная поддержка при продвижении инвестиционного проекта в регионе;

    Препятствием для развития государственно-частного партнерства является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения.

    Неопределенность условий государственного контракта, когда государство в случае уменьшения бюджетного финансирования оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств.

В качестве приоритетов развития кластерной политики следует выделить:

    Совершенствование нормативно-правового регулирования, через законодательное закрепление механизмов кластерной политики на уровне субъектов РФ;

    Внедрение новых форм информационного обеспечения, позволяющих выявлять и формировать инновационные кластеры;

    Обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров, через создание агентств регионального развития осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;

    Формирование организационной структуры управления кластерами и обеспечения эффективной организации бизнес-среды, через создание условий (активное поощрение инновационного развития и модернизации инновационного развития корпоративных структур) в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, квоты и др.

    Обеспечение устойчивого развития существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив;

    Разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах РФ, посредством разработки критериев оценки;

    Формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров, через привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран, а также обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров.

Выводы. Приоритетное направление регионального развития связано с созданием механизма региональной кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Таким образом, под кластерной политикой следует понимать стратегический инструмент регионального развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), как механизм реализации кластерной политики.

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14-12-13029).

Рецензенты:

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск;

Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Кочеткова С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16281 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций .

Кластерная политика страны или региона может быть представлена как согласованные меры поддержки портфеля кластерных инициатив , оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от его реализации.

Различают государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года .

Государственная координация кластерной политики

За формирование и реализацию кластерной политики Российской Федерации, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации . На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития . За разработку и реализацию кластерной политики в отраслях отвечают профильные министерства (Минсельхоз России, Минпром России и пр.). С 2010 года в России реализуются меры государственной поддержки центров кластерного развития . В 2012 году Правительство России сформировало перечень инновационных территориальных кластеров , которым будет предоставлена государственная поддержка. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации.

Направления кластерной политики

Основными направлениями кластерной политики являются:

Критика

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая её диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластеры России

Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .

Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Кластерная политика за рубежом

В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кластерная политика"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кластерная политика

– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.

Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.

Кластерный подход является наиболее эффективным и прогрессивным инструментом развития постиндустриальной глобализированной экономики. Сегодня кластерные инициативы могут составить основу развития промышленного ядра России, наиболее полно реализовать конкурентные преимущества индустриальных регионов. Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров. Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров. На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров. Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных компаний определенной отрасли, а также обеспечивающих их дея­тельность и находящихся на данной территории поставщиков оборудования, комплек­тующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров.

Кластерная политика на практике реализуется в разработке кластерной стратегии. Кластерная стратегия представляет решения (приоритеты) в области организации кластеров и сетевого сотрудничества, определяющие конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Состав мероприятий, сроков, ответственных исполнителей и средств образуют кластерную программу.

Субъектами проведения кластерной политики являются органы власти наднационального, национального и местного уровня.

Объектами кластерной политики являются уровень конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики

Основной целью региональной/национальной кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региональной/национальной конкурентоспособности на основе стимулирования кластеров.

Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров.

На федеральном уровне разрабатывается общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, уча­стия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых меро­приятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.

На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров.

Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

В рамках социальной политики целесообразно предусматривать мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, соответствующие программы повышения квалификации.

В бизнес-среде возможно создание бизнес-инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов, содействие доступу к кредитным ресурсам, определенные налоговые преференции, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.

Необходимо предусматривать развитие инфраструктуры кластера при разработке и финансировании проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

Типология кластеров:

1. По характеру структурообразующей организации кластера:

а) Предприятие крупного масштаба;

б) Объединение вокруг торгово-промышленной палаты, или организации, определяющей экономическое развитие (ассоциации, региональные агентства)

2. По ядру кластера:

а) Базирующиеся на сложной технологической основе, часто новой для территории;

б) Основанные на традиционных для данной территории видах деятельности;

в) Связанные подрядными отношениями.

г) Боковые (межотраслевые) кластеры - охватывающие сразу несколько отраслей, например, мультимедийный кластер.

д) Мега-кластеры - образованные сетью кластеров, т.е. большим количеством фирм, относящихся к различным секторам экономики и характеризующихся высокой степенью агрегации (химический, автомобильный кластеры).

3. Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям:

а) Промышленный кластер - фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. Он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

б) Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адоптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

Типы кластерной политики (М. Энрайт):

Актуальная информация содержится:

На сайте Министерства экономического развития РФ есть специальная страничка «Реализация кластерной политики»

Там же об инновациях, в том числе инновационных территориальных кластерах

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/

Российская кластерная обсерватория - http://cluster.hse.ru/ = интересно.

Мониторинг региональных кластерных политик / Ассоциация инновационных регионов России. 2014 - http://www.i-regions.org/upload/monitoringponyatieobzor.pdf

АИРР издает журнал «Кластеры: Мир – Россия – регионы».
http://www.i-regions.org/media/

Можно посмотреть на трактовку кластеров/ использование термина в непроизводственной сфере. Например, «О Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017» .

Можете посмотреть материалы онлайн-дискуссии «Территории инноваций – региональные кластеры»:

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=49784

Дополнительная литература:

Сайт Министерства экономического развития РФ:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/

Климова Т.Б., Бондарева Я.Ю. Методологические подходы к формированию инновационных кластеров в контексте обеспечения сбалансированного регионального развития // Корпоративные финансы. 2011. № 3 (19). С. 88-92.

Никулина О.В., Якунина Ю.К. Модель инновационного развития на основе оптимизации методики кластеризации региональной экономики// Региональная экономика: теория и практика. 2011. №42.

Пулатова И.Р. Региональная промышленная политика: вопросы территориальной организации производства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №40.

Разработка концепции кластерной модели социально-экономического развития Саратовской области. Отчет о НИР (итоговый). 2009.

Тетерин Н.И. Анализ действующих и выявление потенциальных (формирующихся) кластеров в экономике региона (на примере Саратовской области) // Региональная экономика: теория, практика. 2009. №23.

Центр кластерного развития Республики Башкортостан - http://www.anrb.ru/blog/alias/ckr

Центр промышленного субконтрактинга решает комплексные задачи в сфере кооперации между промышленными предприятиями России и других государств, развивает сотрудничество между крупными предприятиями и мелкими производителями.

http://www.subcontractcentre.ru

Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области - http://cik63.ru/

Центр кластерного развития Пензенской области - http://clustercenter.ru/