Как перестать бояться сцены и выступить. Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений

Этот вопрос по своей масштабности сравним с такими вечными вопросами человечества, как, например, «Как стать счастливым?» или «В чем смысл жизни?». В нескольких словах на подобные вопросы ответить невозможно, это целый путь, наука и искусство, и ответу на этот вопрос посвящены сотни книг, тренингов и диссертаций. В нескольких же словах можно только этот путь обозначить, показать направление движения. Строго говоря, в этой теме есть и быстрые «приемчики», снимающие острый приступ волнения и стресса, что тоже хорошо, но они носят сиюминутный и скоротечный характер, как лекарства, снимающие симптомы, но не лечащие болезнь.

Поэтому, если коротко, но концептуально, то достижение уверенности на публике состоит из трех основных «китов». Киты - это базовые составляющие, лежащие в основе этого искусства, без которых душевный мир человека будет шататься, как здание на плохом фундаменте во время землетрясения. Каждый кит несет свою часть нагрузки, как Атланты держат здание Эрмитажа, и в идеале все три составляющие должны быть прочными и хорошо отработанными. Если какая-то из составляющих ослабевает, на другие опоры ложится повышенная нагрузка и здание уверенности уже начинает пошатываться.

1-я составляющая - высокая и независимая самооценка. Самооценка - это основное качество личности, по-другому говоря, это степень принятия себя, уважения к себе, степень безусловной любови к себе, внутреннее достоинство человека. Самооценка складывается в детском и подростковом возрасте, и ее уровень зависит от того, как мир и окружение относились к растущей личности. Если мир, социум, сверстники, окружение, родители не питали формирующуюся самооценку безусловной любовью, больше требовали, чем дарили, больше критиковали, чем хвалили, больше наказывали, чем награждали, то и степень уважения к себе у него формируется невысокая. Такая самооценка похожа на чахлый цветок, который мало поливали. Если к этому окружение еще не давало и шагу не давало ступить самостоятельно, давя попытки свободно выразить себя, вынуждая подстраиваться под правильное мнение, то зависимость от оценки других людей и во взрослой жизни человеку обеспечена.

К сожалению, многие элементы нашего воспитания направлены на выравнивание личности под общепринятые стандарты, под единственно правильную мораль и принятые в обществе установки и верования, поэтому по-настоящему высокая и независимая самооценка является среди людей большой редкостью.

Однако воспитать себя самому и повлиять на самооценку все-таки можно и во взрослом возрасте, поэтому учиться по-настоящему любить себя, воспитывать свое внутреннее достоинство и независимость от оценки и суждений других людей - одна из важных задач для достижения полноценной уверенности в себе.

2-я составляющая это управление психологическим состоянием. Как высока не бывает самооценка, но даже у сильных личностей бывают минуты слабости, внутренней дрожи и подлого волнения в ответственных ситуациях. На одном старом фундаменте здесь уже не продержаться. Ситуации психологического давления, жестких переговоров, повышенное внимание публики - все это ситуации испытания, которые требуют дополнительной внутренней работы. Здесь существует целый ряд приемов и методов, но все они направлены на главное - настрой на «состояние силы», абсолютной уверенности, внутреннего комфорта, на тренингах мы это называем «состояние Хозяина».

Состояние Хозяина мы испытываем, когда нам что-то принадлежит - это свои вещи, пространство, дело, а настоящему Хозяину по жизни принадлежат и хорошие люди вокруг, и улица, и город и вся планета. Это состояние содержит в себе и любовь к себе и людям, и внутренний комфорт, и уверенность, и независимость от мнения окружения, и ощущение внутренней силы. В ситуации внимания это состояние часто уходит, потому что ситуация оценки является ситуацией дискомфортной и человек впадает в состояние не-хозяина. Поэтому важно состояние Хозяина вспоминать, возвращать, культивировать, опять настраиваться на него, когда оно уходит.

Необходимое условие достижения состояния Хозяина - это умение управлять собственной концентрацией внимания, умение включать волевые качества, проделывать определенную душевную работу. Одна из причин волнения на людях, это подсознательное желание понравится, получить хорошую оценку от публики, восхитить своим величием других людей. Известно, что где внимание - там энергия. И когда энергия внимания направлена на оценку себя, нравлюсь - не нравлюсь, на вредный вопрос «как я выгляжу» - человек начинает выглядеть еще хуже. Потому что острое желание выглядеть лучше сковывает человека и делает его неестественным. Поэтому важно вытеснить этот внутренний вредный вопрос, перенаправить энергию внимания на дело, т. е. сконцентрировать внимание не на вредном вопросе «как я выгляжу» и «что подумают», а на оценку самих партнеров или публики, что и как они говорят, на собственную речь, энергетику, содержательность. Настоящий Хозяин о себе в этот момент не думает, он и так знает, что он «ОК», что ему к этому возвращаться, он вкладывает свое внимание в дело, которым занят. И происходит интересный парадокс - чем меньше хочешь понравиться публике, тем больше нравишься, потому что ведешь себя естественно и уверенно.

Однажды великого Пеле журналисты спросили про волнение:

Как вам не страшно играть в футбол при таком скоплении публики?

Он ответил так:

Если я буду думать про зрителей, я забуду, куда катить мяч.

Занимающийся делом - забывает бояться. В этом главный закон уверенного внутреннего состояния и поведения на публике. Если активного дела или речевого воздействия пока нет, Хозяин изучает, исследует мир. Если передо мною люди - хорошо, будем изучать людей, это тоже нужное дело. Изучение и исследование - это тоже действие, только мысленное действие.

3-я составляющая - освобождение тела. В чем смысл? Здесь работает следующий принцип - психологические напряжения приводят к мышечным зажимам в теле, поскольку наша психика, душевное состояние и тело всегда работают в комплексе и одно неотделимо от другого. Этот механизм зачастую очевиден и на публике, когда человек неестественно держится, наигрывает, или когда оратор скован, напряжен, вцепляется в спинку стула, постукивает ногами по полу или судорожно жестикулирует руками. Стеснение - это типичный психологический и телесный зажим, даже само слово происходит от слова «тесно».

Причем остаточные зажимы и напряжения у нас присутствуют и в обычной жизни, даже если на нас никто не смотрит и даже если сами мы их не чувствуем. Поэтому, здесь использует принцип «расслабленное тело - расслабленная психика». Если по-настоящему расслабить и освободить сначала мышечные зажимы в теле, то это повлияет и на расслабление душевно-психологического напряжения, в том числе и на людях. Поэтому очень важно в процессе общения с публикой контролировать свои мышечные напряжения и блоки, уметь расслаблять и освобождать их.

Теме свободы тела посвящены практики и тренинги на снятие мышечных зажимов, глубоких телесных блоков, формирование, с одной стороны, расслабленного тела, но, с другой стороны, вполне собранного - для быстрого реагирования при жизненной необходимости, как у спортсменов или животных. Также освобождению тела от напряжений посвящены все телесно-ориентированные практики, медитативно-расслабляющие техники и аутотренинги, свободное дыхание, «грязные» и не очень танцы, а также ряд актерских практик, связанных со сценическим движением.

Желаю вам быть Хозяином своей жизни!

Боязнь публичных выступлений может быть естественной реакцией организма, но при регулярном возникновении тревожных состояний, сопровождающихся определенными симптомами, возникает специфическое психическое отклонение.

В психологической и психиатрической практике такие расстройство обозначается термином «глоссофобия».

Данная фобия подразумевает обязательную коррекцию специальными упражнениями и обращением за помощью к психологу. В противном случае фобическое состояние может создать множество сложностей в жизни.

Как называется фобия?

Страх публичных выступлений получил название «глоссофобия» .

Между естественной боязнью публики и фобией имеется определенная грань.

В первом случае тревога возникает перед ответственным выступлением, и отличатся временным характером.

При глоссофобии чрезмерное чувство страха сопровождает человека независимо от важности предстоящего события. Трудности могут возникнуть даже при необходимости озвучить какую-либо информацию перед несколькими людьми.

Какими проявлениями характеризуется?

Глоссофобия имеет конкретную симптоматику . Данное фобическое состояние проявляется перед необходимостью публичного выступления, независимо от количества слушателей и длительности доклада.

Чувство тревоги возникает задолго до предстоящего события, сохраняется в момент контакта с аудиторией и становится причиной нервного потрясения.

Объектом тревоги могут быть многочисленные факторы. Глоссофоб чрезмерно боится критики в свой адрес, насмешек людей, недостатков своей внешности или профессиональных навыков.

Особенности глоссофобии:


Виды

В психиатрической и психологической практике выделяется несколько видов глоссофобии . Симптоматика данных состояний отличается в незначительной степени, но объекты страхов являются разными.

Определение конкретной формы фобии необходимо для поиска наиболее эффективных методов борьбы с проблемой. В некоторых случаях сделать это может только квалифицированный специалист.

Глоссофобия может проявляться в следующих формах :

  • пейрафобия (боязнь публики);
  • вербофобия (страх устной речи);
  • лалофобия (боязнь заикания или нарушения дикции).

Почему люди боятся сцены?

При глоссофобии не исключается факт генетической предрасположенности.

Данный нюанс характеризует преобладающе число фобий.

Если родители страдают от боязни публичных выступлений, то ребенку фобическое состояние может быть заложено на генетическом уровне или навязано поведением взрослых.

Например, если малыш видит, как мама или папа слишком сильно переживают перед докладом , то ощущение потенциальной опасности может спровоцировать развитие глоссофобии.

Возможными причинами глоссофобии могут стать следующие факторы:

Симптомы и признаки

Глоссофобия провоцирует у человека определенную биологическую реакцию. Степень интенсивности симптоматики фобического состояния зависит от индивидуальных особенностей психики.

При наличии тяжелых форм фобия может стать причиной нарушения работы внутренних органов.

Соматические признаки в данном случае будут дополняться вегетативными признаками.

Если у глоссофоба имеются серьезные невротические отклонения, то боязнь публичного выступления может стать причиной приступа панической атаки.

Перед выступлением и до его начала у глоссофоба проявляются следующие состояния :

  • покраснение или бледность кожных покровов;
  • нервные жесты;
  • нарушение кишечного тонуса;
  • неадекватный смех;
  • чрезмерное потоотделение;
  • сухость во рту;
  • приступ тошноты;
  • ускорение сердечного ритма;
  • дрожание голоса;
  • сильное мышечное напряжение;
  • обморочное состояние;
  • изменение мимики;
  • лихорадочное состояние;
  • повышение артериального давления;
  • ощущение «комка» в горле;
  • нарушения речи и тембра голоса;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • тремор или онемение конечностей.

Какие сложности в жизни создает?

Глоссофобия может стать причиной множества проблем в жизни человека.

Важную роль играет возраст, в котором проявились симптомы данного фобического состояния.

Если боязнь публичных выступлений возникла у ребенка или подростка, то при отсутствии своевременной психологической коррекции, могут возникнуть серьезные осложнения , касающиеся психоэмоционального состояния и самореализации.

Последствиями глоссофобии могут стать следующие факторы:

  • плохая успеваемость в школе и институте;
  • чрезмерная замкнутость и стеснительность;
  • отсутствие перспектив в профессиональной деятельности;

Как преодолеть страх?

Пути преодоления глоссофобии включают в себя несколько этапов и методик. Оптимальным вариантом борьбы с таким фобическим состоянием является обращение за помощью к психологу или психотерапевту.

Специалисты не только выявят точные причины фобии, но и подберут индивидуальные методики устранения проблемы.

Дополнить курс терапии можно упражнениями , которые осуществляются в домашних условиях и направлены на повышение самооценки, развитие личностных качеств и коррекцию психоэмоционального состояния.

При лечении глоссософобии могут быть использованы следующие методики :

  • гипноз (один из самых эффективных способов);
  • индивидуальные и групповые занятия с психологом;
  • медикаментозная терапия (при наличии невротических расстройств).

Что делать, если боишься выступать перед публикой?

Необходимо пройти четыре этапа работы над своими страхами — осознание возникшей проблемы, поэтапный анализ факторов, спровоцировавших фобию, поиск и разработка способов устранения страха, закрепление результата и проверка навыков на практике.

Достигается такой эффект с помощью специальных упражнений и методик.


Упражнения в домашних условиях

Существует несколько методик повышения самооценки и устранения страха перед публичными выступлениями, которые можно осуществить в домашних условиях.

Данные способы обладают эффективностью при легкой степени проявления фобии.

Если причиной глоссофобии стали серьезные психологические травмы или невротические расстройства, то без помощи специалиста правиться с ними будет практически невозможно.

Примеры тренировок:

  • регулярные репетиции перед зеркалом или близкими людьми;
  • осознание важности предстоящего выступления (для себя или окружающих);
  • составление четкого плана выступления и максимальное изучение его темы;
  • работа над мимикой и жестами (перед зеркалом в момент репетиции);
  • проигрывание различных ситуаций, которые могут сложиться при выступлении;
  • повышение собственной самооценки (поиск максимального количества достоинств).

Как перебороть страх публичного выступления? 5 мощных приемов :

Как справиться с паникой, возникшей на сцене?

Если страх публичных выступлений возникает регулярно, то перед ними можно принять успокоительные средства (в адекватной дозировке).

С паникой, проявившейся на сцене непосредственно в момент доклада, бороться сложнее, но некоторые советы помогут снять напряжение.

Максимальная эффективность таких методик достигается при умении контролировать свое воображение . Данную технику рекомендуется освоить обязательно при наличии фобических состояний.

При выступлении необходимо сделать следующие действия:

  1. Выявление публики, настроенной позитивно и дружелюбно (на таких людях надо сконцентрировать свое внимание во время выступления).
  2. Если боязнь публичных выступлений сопровождается онемением или тремором конечностей, то надо представить себя мокрым , а затем «стряхнуть с себя воду».
  3. Снять напряжение поможет правильное дыхание (в момент проявления фобии дыхание чаще всего нарушается, его нормализация создает успокоительный эффект).
  4. Можно представить кого-то из близких людей среди публики и сконцентрироваться на его «присутствии» (если представить, что слушателем доклада является человек, которому вы доверяете, то тревоги может не возникнуть).

Наличие у себя глоссофобии может заподозрить даже человек, имеющий значительный опыт успешных публичных выступлений . Ощущение тревоги перед контактом с публикой испытывают даже знаменитые ораторы и публичные персоны.

Важно понимать грань между психическим расстройством и нормальной реакцией на важное событие. Если признаки фобии появляются регулярно, то необходимо пройти обследование у психолога.

Секреты публичного выступления. Ораторское искусство. Советы психолога:

19.12.12, 08:24

Почти у каждого из нас был момент в жизни, когда возникала необходимость выступить на публике и нас начинали мучить вопросы: «А вдруг я провалюсь с выступлением?», «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?», «Вдруг я забуду, что говорить?», « Вдруг я буду выглядеть смешно?» и еще десятки таких «а вдруг…», «а что, если…», которые могут задавать себе люди перед выступлением. Ответы на эти вопросы обычно дают волю фантазии в самых мрачных тонах. Будущий оратор представляет себе все те ошибки, которые может совершить, самые нелепые ситуации, в которые может попасть, и его страх перед будущим выступлением все возрастает.

На самом деле, страх перед публичным выступлением очень часто встречается у людей разных возрастов и разных социальных слоев вне зависимости от уровня и качества образования. И с этим страхом нужно и можно бороться.

Конечно же, иногда мы просто можем отказаться от публичного выступления или снизить для себя негативный фактор публичности. К примеру, будучи студентом, не выходить «к доске», а ответить с места, не видя несколько десятков пар глаз, направленных в свою сторону. А что делать, если «сказаться больным» или отказаться от выступления никак нельзя, да и студенческие времена уже прошли?

Первое , что нужно помнить: в том, что вы боитесь выступать перед публикой, нет ничего страшного. Ведь даже некоторые великие актеры, признаются в том, что каждый раз, выходя для выступления, испытывают «боязнь сцены», либо страх забыть текст – «боязнь белого листа».

Второе: нужно понять, перед кем и как долго вы будете выступать. От этого зависит подготовка к выступлению и ваш настрой на него. Согласитесь: существенная разница — произнести короткую речь перед коллегами на собрании, либо прочесть лекцию длиною в академический час перед группой из пятидесяти человек, которых вы в первый раз видите. Конечно, подготовка тут должна быть разная. Вы всегда должны четко понимать, какого результата от своей речи вы ждете. Для этого необходимо составить четкий план выступления, который должен предусматривать следующие моменты:

— Краткий конспект лекции (речи, поздравления и т.д.) Лучше запишите его короткими предложениями на картонных пронумерованных карточках. Не нужно брать с собой кипу листочков, на которых записана вся лекция целиком: это лишь запутает вас и заставит волноваться еще больше, когда вы упустите важную строчку, нужный абзац и начнете его искать. Плюс: твердые картонные карточки не дадут публике увидеть дрожание рук, которое иногда возникает при волнении.

— Одежда, в которой вы будете выступать, должна быть удобной и не вызывать у вас стеснения и сомнений в том, что она уместна.

— Отрепетируйте либо в своем воображении, либо перед родными или людьми, которых вы не смущаетесь, как и что будете говорить, как будете двигаться, какие жесты будете использовать. Помните: размашистая торопливая жестикуляция не подходит для лекционного занятия и будет выдавать ваше волнение. Постоянное перемещение от стены к стене — тоже не лучший выход.

— Если речь идет о чтении лекции или долгого доклада, помните, что первые 15-20 минут — это своего рода «золотое время» для лектора, тот промежуток, когда можно сформировать мнение о себе и задать определенный тон последующему выступлению.

— Не извиняйтесь перед аудиторией за свое стеснение и за свои будущие ошибки, может вы их не совершите вовсе. Фразы типа «Это мое первое выступление, так что я немного волнуюсь (смущаюсь, могу что-то сделать неправильно)» настроят группу, перед которой вы будете выступать, неправильным образом.

— Помните, что в аудитории всегда может найтись человек, который будет знать тему, о которой вы говорите. Ваша цель — сделать его своим союзником, а не доказывать свой статус. Подключите его к своему выступлению фразами «Может быть, вы нам подскажете?» и т.д.

Рассматривая тему взаимодействия с аудиторией, необходимо помнить несколько простых советов.

Перед выступлением в незнакомой аудитории лучше всего прийти в нее заблаговременно — это даст вам возможность осмотреться, понять, где и как расположено место лектора, где находятся места для слушателей. Плюс: таким образом можно избежать повышенного внимания к себе большой группы людей. Постепенно заполняющийся зал аудитории даст вам возможность привыкнуть к людям, перед которыми предстоит выступать.

Необходимо также понимать, что обычно слушатели рассаживаются в аудитории по определенному принципу, если им дать свободу выбора места. В первых рядах сидят те, кто наиболее настроен на включение в учебный процесс, интересуется темой выступления. На задние ряды обычно садятся люди, не желающие привлекать к себе много внимания со стороны выступающего.

Во время выступления не забывайте давать небольшие передышки себе и слушателям. Делайте отступления от непосредственно лекционного материала, обращаясь к залу, не бойтесь шутить, прибегать к опыту аудитории. Даже если материал, который вы должны прочесть, достаточно серьезен, лекция не должна быть скучной, не должна «усыплять».

И, естественно, необходим зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей лекции. Это значит, что во время чтения лекции или выступления нельзя смотреть только в пол, конспект или на противоположную стену. Попытайтесь выработать для себя определенную схему зрительного взаимодействия с аудиторией исходя из того, что смотреть всё время на одного человека нельзя. Необходимо охватить взглядом всех участников лекции так, чтобы каждому казалось, что вы обращаетесь именно к нему. Обычно при страхе выступления перед публикой держать прямой зрительный контакт (глаза в глаза) тяжело, да этого делать и не нужно. Можно смотреть, к примеру, на лоб или нос слушателя. Также можно выделить из группы несколько человек, сидящих в разных концах аудитории — таким образом, вы сможете распределить свое внимание на всех, слушающих выступление, наименее травматичным способом.

И, наконец, главный совет: держитесь уверенно, даже если не чувствуете себя так. Если вы совершите ошибку, не концентрируйте на ней свое и чужое внимание, а поправив себя, либо приняв поправку от слушателя, продолжайте свою речь так, словно ничего не произошло.

Если вы столкнулись с похожей ситуацией и хотите проконсультироваться со специалистом, вы можете обратиться в Службу экстренной психологической помощи на базе МУ «Раменская служба спасения и антикризисного реагирования». Служба работает бесплатно, анонимно и круглосуточно.

Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее - волнение, - естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

  1. Прежде всего - психологический аспект. Нельзя "бояться сцены" - это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом - анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

а) забыть что-то важное

б) ошибиться в процессе говорения

в) наших слушателей

Противоядие:

а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана - все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

Поэтому - просто скажите себе: "Я - нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!" Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

  1. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми - со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное - больше практики.

Ваша цель - сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

  1. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю "прыжок в воду". На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления - например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему - слава и почет.

P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

Успехов! Ваш Л. Смехов.

  1. Говорите только то, во что верите!

Если это невозможно, выстройте свою речь так, чтобы "передвигаться" от одного тезиса, в правдивости которого вы уверены, к другому, словно вы лезете вверх по скале, а ваши тезисы - это крюки, за которые вы цепляетесь. Визуализируйте этот образ и вам будет намного проще выстроить свою речь, даже если вы неплохой оратор.

  1. Делайте паузы в речи!

Дело в том, что когда мы говорим быстро и без пауз, у нас сбивается дыхание, мы начинаем "захлебываться" и тараторить. Сигнал о сбое дыхания поступает в мозг, который воспринимает сбой, как сигнал тревоги и начинается паника. Даже если вы не потеряетесь во время выступления, львиная доля энергии уйдет на сохранение спокойствия.

  1. Говорите, перенося вес тела на правую ногу!

Когда мы переносим вес тела на правую ногу, у нас активизируется так называемый "канал сердца" и наша речь начинает восприниматься собеседниками, как более искренняя и правдивая.

  1. Двигайтесь во время выступления!

Конечно, не надо подпрыгивать, носиться по сцене и совершать хаотичные движения. У каждой речи есть ритм и темп. Если вы сумеете почувствовать его и двигаться соответственно темпу и ритму речи, собеседники не смогут оторвать от вас взгляд.

  1. Выберите себе собеседников!

Найдите в зале двух-трех симпатичных людей в разных концах зала и рассказывайте свою речь, периодически поглядывая на них. Ошибкой является выбрать одного человека и все свое выступление обращаться только к нему. Во-первых, дырку проглядите, во-вторых, ваше тело и взгляд будут казаться застывшими.

  1. Жестикулируйте, а не машите руками!

Чтобы руки выглядели красивыми и осмысленными, потренируйтесь совершать движения, когда произносите знаковые фразы своей речи. Используйте язык жестов, чтобы показать то, что можно легко и понятно показать руками. Например, счет (один, два, три), знак "Ок" (соединенные вместе большой и средние пальцы), знак "стоп" (поднятая вверх ладонь, словно отодвигающая что-то в пространстве) и т.д.

  1. Сделайте лицевую гимнастику перед тем, как выйти на сцену!

На лице у нас "живет" так называемая социальная маска - сковывающее напряжение лица, которое можно заметить по сжатым челюстям, перекошенным скулам, напряжением надбровных дуг и складке на переносице. Смысл этой маски - в защите. Растягивая губы в "американской улыбке" мы еще больше усиливаем ее, обнажая зубы как бы говорим собеседнику "не подходи - загрызу!" Механизм образования социальной маски безусловный, контролировать его мы практически не можем, а вот помочь себе, расслабляя лицо хотя бы перед выступлением - нам по плечу. Еще лучше перед выступлением сходить на глубинный психосоматический массаж лица.

    Не слишком репетируйте свою речь перед выступлением, чтобы не перегореть. Лучше накануне расскажите основные тезисы любимому человеку. В его/ее присутствии вы расслабитесь и это состояние вспомнится вам на выступлении.

    С профессиональными актерами работают сценические психологи. Телесные психопрактики включены в актерский тренинг. Вы тоже можете освободить тело от неизбежных зажимов, если обратитесь к телесно-ориентированному психотерапевту. Сейчас эти замечательные специалисты есть почти в каждом городе. Не пренебрегайте возможностью получить профессиональную помощь и стать гением сцены!

Будучи интровертом, не люблю выступать, Но умею - в силу профессии часто приходится это делать. Поначалу приходилось всерьез себя преодолевать. Неприятное чувство осталось, особенно когда надо выступать в незнакомых аудиториях. Волнуюсь, всегда перед началом бывает момент, когда хочется куда-нибудь смыться. Для преодоления оного особых рецептов нет. Я просто знаю, что вот оно, сейчас надо перетерпеть, а потом само пройдет. Вообще, знание себя очень помогает: знаешь, как будешь себя чувствовать дальше, как бы наблюдаешь себя со стороны и предсказываешь наперед, и это, как ни странно, успокаивает.

Перед выступлением говорю себе: через это надо пройти, назад дороги все равно нет, только вперед и напролом. Это правило пианиста на концерте: если сбился, не повторяешь, а играешь дальше. Переживаешь ровно то, что сейчас, и то, что дальше, а не то, что было до того. А то музыки не получится.

Готовлюсь, само собой. Например, первую фразу обязательно учу наизусть (а дальше дело пойдет). Стараюсь сделать ее завлекательной и произнести с улыбкой. Если в аудитории кто-нибудь улыбается в ответ, мне становится легче.

Но ни в коем случае не заучиваю наизусть остального. От заучивания как раз много проблем - забываешь какую-нибудь запятую, и сбиваешься. Потом вспоминаешь через десять предложений и начинаешь мямлить: "Да, я как раз забыл сказать..." И сбиваешься окончательно. Лучше уж действительно что-то забыть. Никто не заметит, уверяю. Правило пианиста в действии.

Выбираю разговорный тон, как бы рассказываю в теплой компании.

Ну и много таких рецептов. Опыт уже набран, со временем, конечно, волнуюсь все меньше. Так что, бояться уже почти нечего - дальше будет легче.

Застенчивость – милое качество, мешающее жить его обладателю. Излишне застенчивый человек теряет дар речи в нужный момент, не может защитить свои позиции, боится публичных выступлений и предпочитает оставаться в тени. Учимся преодолевать застенчивость.

Застенчивость часто мешает людям жить, перекрывая собой все сильные стороны характера. «Бабочки в животе» способны не только провалить первое свидание, но и выставить вас бездарностью на .

Поэтому нужно бороться со своей стеснительностью, развивать чувство уверенности в себе (см. « »). Ведь одними телефонными звонками многих проблем не решить.

Преодолеваем страх публичных выступлений

Та неловкость, которую вы ощущаете, стоя перед аудиторией и читая доклад или защищая свой проект, рождена вашей неуверенностью в своих силах. Вы склонны контролировать каждое свое слово и действие.

У вас нет такого, чтобы речь лилась рекой, поэтому как только вы спотыкаетесь на трудном слове или вас прерывают вопросом, вы начинаете краснеть, бледнеть и в итоге комкаете конец выступления.

Вы можете разработать отличную презентацию, подобрать раздаточный материал, но все это пойдет насмарку, если вы вдруг поймаете на себе живой взгляд из аудитории. Ваша речь станет запутанной, в животе предательски забурчит, и столь блестящее выступление будет завалено. Как этого избежать?

Первым делом признайтесь сами себе, что вы стесняетесь выступать на публике. Осознание того, что проблема существует – первый и главный шаг на пути к ее решению.

Всегда помните, что вы выступаете не перед королевой Великобритании, а перед своими коллегами – такими же людьми, как и вы. Никто не собирается насмехаться над вами или наказывать за мелкие недочеты.

Вместо того чтобы «накручивать» себя, вспоминая промах (например, на ошибке произношения), обратите свой взгляд на аудиторию. Найдите человека, к которому вы испытываете теплые дружеские отношения, и рассказывайте свой доклад именно ему до того момента, пока не почувствуете, что способны контролировать себя.

Обязательно перед презентацией посидите пять минут в тишине, сделайте дыхательную гимнастику, напитайтесь положительными эмоциями. Не стоит употреблять перед важным выступлением какие-либо энергетики, чтобы не перегружать нервную систему.

Чтобы максимально подготовиться к диалогу с аудиторией, прорепетируйте свое выступление дома перед зеркалом. Не менее пяти раз проговорите весь текст, уделяя внимание трудным местам. Постарайтесь продумать вопросы, которые вам могут задать после презентации, и найдите на них ответы.

Когда будете уверены в себе, проговорите важную презентацию еще и перед близкими. Только они должны быть настроены дружелюбно и не смеяться над вами, если у вас получается не все. Уже потом, на презентации, вы можете вспомнить свою речь перед родителями, это немного вас успокоит.

И помните, что главным условием успешного выступления является близость темы вашим интересам. Только занимаясь любимым делом, вы способны обрести уверенность в себе и своих силах.

Учимся разговаривать с людьми

Если для вас неловкость это норма даже в обычном повседневном общении с людьми, если вы боитесь совершать деловые звонки, то попробуйте использовать следующие способы преодоления стеснительности (см. « »):

Звоните по объявлениям. Необязательно что-то покупать, просто проявите интерес и задайте пару вопросов. Перед каждым важным звонком позвоните другу, напитайтесь положительными эмоциями, а затем сразу же звоните по делам.

Чтобы не боятся посторонних людей, начните с ними общаться. Спрашивайте дорогу на улице, говорите «Добрый день!» и «Спасибо!» в магазинах, уточняйте маршрут, по которому едет автобус.

Общайтесь с детьми, они самые непосредственные существа во Вселенной, их точно не стоит стесняться.

Зарегистрируйтесь на нескольких форумах и активно участвуйте в дискуссиях, выражайте собственное мнение, даже если оно абсолютно противоположно с мнением большинства, старайтесь приводить аргументированные доводы в спорах. Обязательно хвалите себя и делайте себе подарки, если вы успешно вышли из .

И, наконец, самое главное, – верьте в свои скрытые силы, ведь талантом не обделен никто из нас. Вера в тот факт, что вы готовы горы свернуть, преображает ваше отношение к миру, делает его не таким агрессивным.

Это своеобразные «розовые очки», которые следует надевать перед важными делами. И помните, что изначально каждый человек относится к окружающим с доброжелательностью, так что вам нечего смущаться или, тем более, опасаться.