Кузьма Минин: биография, исторические события, ополчение. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

Минин и Пожарский - герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский - великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую - «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди - поэтому им и верил народ.

Кузьма Минин

О Кузьме Минине известно мало. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1611 г., когда он был женат на Татьяне Семёновой и имел взрослого сына Нефёда. В Земском ополчении его считали пожилым человеком, что по тем временам означало возраст от 40 до 60 лет. Скорее всего Кузьма родился в конце 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Минин заслужил уважение посадских людей и 1 сентября 1611г. был избран земским старостой. В Смутное время Минин принимал участие в ополчениях нижегородских воевод А.С. Алябьева и князя А. А. Репнина, отбивавших тушинцев, осаждавших Нижний. Вёл он себя достойно, иначе его в военные времена не избрали бы старостой.

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия - Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой - дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка - сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского - верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа - возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине - второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег - «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье - от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой - обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу - смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту - наёмников и запорожцев, - на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее - к Можайску, а потом - за литовскую границу.

Битва под Москвой 22-24 августа (1-3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им - случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие - самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV-XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 - Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил - первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский - по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана - Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне. Известен тот факт, что Татьяна Семеновна - вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья. Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах. Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть. Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

В это время под Арзамасом оказались беженцы - стрельцы со своими семьями из города Смоленска , тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор. Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб., Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь - воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего. Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия. Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско. Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну. Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.

Минин (Сухорук) Кузьма Захарович (третья четверть XVI века-1616)

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642)

русские общественные деятели

Несмотря на то, что К. Минин и Д. Пожарский действовали вместе лишь несколько лет, их имена неразделимо связаны между собой. Они вышли на историческую авансцену в один из самых трагических периодов русской истории, когда вражеские нашествия, междоусобицы, эпидемии, неурожаи разорили русскую землю и превратили ее в легкую добычу для врагов. В течение двух лет Москва была занята иноземными завоевателями. В Западной Европе считали, что Россия никогда не обретет былого могущества. Однако возникшее в глубине страны народное движение спасло русскую государственность. «Смутное время» было преодолено, и подняли народ на борьбу «гражданин Минин и князь Пожарский» , как было написано на поставленном в их честь монументе.

Ни Минин, ни Пожарский не оставили после себя ни дневников, ни писем. Известны лишь их подписи под некоторыми документами. Первое упоминание о Минине относится лишь к тому времени, когда начался сбор средств на народное ополчение. Тем не менее историки установили, что он происходил из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне - небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Там на небольшой глубине под землей находились слои, в которых содержался природный солевой раствор. Его поднимали через колодцы, выпаривали, а получавшуюся соль продавали.

Промысел оказался настолько прибыльным, что предок Минина смог купить себе двор и торговое место в Нижнем Новгороде. Здесь он занялся не менее прибыльным делом - местной торговлей.

Любопытно, что одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского. Вот так две семьи оказались связанными на протяжении нескольких поколений.

Кузьма Минин продолжил дело своего отца. После раздела имущества с братьями он завел себе лавку и начал собственную торговлю. По-видимому, ему везло, поскольку уже через несколько лет он поставил себе хороший дом и развел вокруг него яблоневый сад. Вскоре после этого Минин женился на дочери своего соседа, Татьяне Семеновой. Никто не смог установить, сколько у них было детей. Достоверно известно лишь то, что наследником Минина был его старший сын, Нефед. Видимо, Минин пользовался репутацией добросовестного и порядочного человека, поскольку на протяжении многих лет являлся посадским старостой.

Дмитрий Пожарский был отпрыском древнего княжеского рода. Его предки были владельцами Стародубского удельного княжества, земли которого располагались на реках Клязьме и Лухе.

Однако уже в начале XVI века род Пожарских постепенно обеднел. Дед Дмитрия Федор Иванович Немой служил при дворе Ивана Грозного, но в годы опричнины попал в опалу и был выслан в только что завоеванный казанский край. Все его земли были конфискованы, и для прокормления семьи он получил во владение несколько крестьянских дворов в слободе Свияжской. Правда, вскоре опала была снята, и его вернули в Москву. Но конфискованные земли так и не возвратили.

Федору пришлось довольствоваться скромным чином дворянского головы. Чтобы укрепить свое пошатнувшееся положение, он прибег к испытанному способу: выгодно женил своего старшего сына. Михаил Пожарский стал мужем богатой княжны Марии Берсеневой-Беклемишевой. За ней дали хорошее приданое: обширные земли и крупную сумму деньгами.

Сразу после свадьбы молодые поселились в родовом селе Пожарских Мугрееве. Там в ноябре 1578 года и родился их первенец Дмитрий. Его дед по матери был широко образованным человеком. Известно, что Иван Берсенев был близким другом известного писателя и гуманиста М. Грека.

Мать Дмитрия, Мария Пожарская, была не только грамотной, но и достаточно образованной женщиной. Поскольку ее муж умер, когда Дмитрию еще не исполнилось девяти дет, она сама воспитывала сына. Вместе с ним Мария отправилась в Москву и после долгих хлопот добилась того, что Поместный приказ выдал Дмитрию грамоту, подтверждавшую его старшинство в роде. Она давала право на владение обширными родовыми землями. Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, мать женила его на двенадцатилетней девице Прасковье Варфоломеевне. Ее фамилия в документах не отражена и осталась неизвестной. Известно, что у Дмитрия Пожарского было несколько детей.

В 1593 году он поступил на государственную службу. Вначале выполнял обязанности стряпчего - одного из сопровождающих царя. Пожарский «состоял при платье» - должен был подавать или принимать различные предметы царского туалета, а в ночное время - охранять царскую спальню.

Сыновья знатных бояр носили этот чин недолго. Но Дмитрию не повезло. Ему было за двадцать, а он все еще оставался стряпчим. Только после коронации Бориса Годунова положение Пожарского при дворе изменилось. Он был назначен стольником и таким образом попал в круг лиц, составлявших верхушку московской знати.

Возможно, своим повышением он был обязан матери, которая на протяжении многих лет была «верховой боярыней», то есть воспитательницей царских детей. Она руководила обучением дочери Годунова Ксении.

Когда Дмитрий Пожарский был пожалован чином стольника, круг его обязанностей расширился. Стольников назначали помощниками воевод, посылали с дипломатическими поручениями в разные государства, отправляли в полки вручать награды от имени царя или передавать важнейшие приказы. Они были обязаны присутствовать и на приемах иностранных послов, где держали в руках блюда с кушаньями и предлагали их знатнейшим гостям.

Мы не знаем, как служил Пожарский. Известно лишь, что у него, видимо, были определенные военные способности. Когда в Литве появился Самозванец, князь получил приказ отправиться на литовскую границу.

Удача вначале не благоприятствовала русской армии. В боях на литовской границе и в дальнейших сражениях Пожарский постепенно становился закаленным воином, но его военная карьера оборвалась, потому что он получил ранение и был принужден отправиться в свое имение Мугреево на излечение.

Пока Пожарский восстанавливал силы, войска интервентов вступили на русскую землю, разгромили русские отряды и заняли Москву. Этому способствовала и неожиданная смерть Бориса Годунова, на смену которому пришел коронованный боярами царь Василий Шуйский. Но его венчание на царство не смогло ничего изменить. Войска Самозванца вошли в Кремль, и на русский престол взошел Лжедмитрий I.

В отличие от московских бояр, русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Вдохновителем сопротивления выступила и церковь в лице престарелого патриарха Гермогена. Именно он призвал народ к борьбе, и было создано первое земское ополчение. Однако его попытки освободить Москву от интервентов не увенчались успехом.

Осенью 1611 года посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал к созыву нового ополчения. Минин рассказал, что на протяжении нескольких дней ему являлся во сне Сергий Радонежский, призывавший его выступить с призывом к согражданам.

В сентябре 1611 года Минин был выбран в земские старосты. Собрав в земской избе всех посадских старост, он обратился к ним с призывом начать сбор средств: со всех хозяев города собирали «пятую деньгу» - одну пятую часть состояния.

Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Нижний Новгород земель. Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы. Ко времени начала похода в феврале 1612 года к ополчению присоединились многие русские города и земли: Арзамас, Вязьма, Дорогобуж, Казань, Коломна. В состав ополчения вливались ратные люди и обозы с вооружением из многих областей страны.

В середине февраля 1612 года ополченцы направились в Ярославль. Там были сформированы руководящие органы движения - «Совет всея земли» и временные приказы.

Из Ярославля земское войско двинулось к Троице-Сергиевой лавре, где было получено благословение патриарха, а затем направилось к Москве. В это время Пожарский узнал, что к столице движется польское войско гетмана Ходкевича. Поэтому он призвал ополченцев не терять времени и как можно скорее добраться до столицы.

Им удалось опередить поляков всего на несколько дней. Но этого оказалось достаточно, чтобы не допустить их соединения с отрядом, засевшим в Кремле. После сражения около Донского монастыря Ходкевич решил, что силы ополченцев тают, и бросился их преследовать. Он не подозревал, что попал в придуманную Мининым ловушку.

На другой стороне Москвы-реки поляков ожидали готовые к бою отряды донских казаков. Они сразу же ринулись в бой и опрокинули боевые порядки поляков. За это время Минин вместе с дворянской дружиной переправился вслед за поляками через реку и ударил им в тыл. Среди поляков началась паника. Ходкевич предпочел бросить артиллерию, провиант, обозы и начал спешно отступать из русской столицы.

Как только сидевший в Кремле польский гарнизон узнал о случившемся, он капитулировал, не вступая в сражение. Русское войско с развернутыми знаменами проследовало по Арбату и в окружении толпы вышло на Красную площадь. Через Спасские ворота войска вошли в Кремль. Москва и вся русская земля праздновала победу.

Почти сразу же в Москве начал работать Земский собор. В начале 1613 года на его заседании царем был избран первый представитель новой династии - Михаил Романов. На Соборном уложении среди многих подписей есть и автограф Пожарского. После коронации царь пожаловал ему чин боярина, а Минину - чин думного дворянина.

Но война для Пожарского на этом не закончилась. После кратковременной передышки он был назначен командующим русским войском, выступившим против польского гетмана Лисовского. Минин же был назначен воеводой в Казань. Правда, прослужил он недолго. В 1616 году Минин умер от неизвестной болезни.

Пожарский же продолжал воевать с поляками, руководил обороной Калуги, затем его дружина совершила поход к Можайску, чтобы выручить осажденную там русскую армию. После полного разгрома польской интервенции Пожарский присутствовал при заключении Деулинского перемирия, а затем был назначен воеводой в Нижний Новгород. Там он прослужил до начала 1632 года, до того времени, когда вместе с боярином М. Шейным был послан на освобождение Смоленска от поляков.

Князь Дмитрий мог торжествовать: его заслуги перед отечеством наконец получили официальное признание. Но, как часто бывает, это случилось слишком поздно. В 53 года Пожарский был уже больным человеком, его одолевали приступы «черной немочи». Поэтому он отклонил предложение царя вновь возглавить русское войско. Его преемником стал один из сподвижников Пожарского молодой воевода Артемий Измайлов. А Пожарский остался служить в Москве. Царь поручил ему сперва Ямской, а затем Разбойный приказ. В обязанность князя входило совершение суда и расправы за наиболее серьезные преступления: убийства, грабежи, насилия. Затем Пожарский стал начальником московского Судного приказа.

В Москве у него был соответствующий его должности роскошный двор. Чтобы оставить о себе память, Пожарский выстроил несколько церквей. Так, в Китай-городе на его деньги был построен Казанский собор.

В 57 лет Пожарский овдовел, и сам патриарх отпевал княгиню в церкви на Лубянке. По окончании траура Дмитрий женился вторично на боярыне Феодоре Андреевне Голицыной, породнившись таким образом с одним из знатнейших русских родов. Правда, детей во втором браке у Пожарского не было. Но от первого брака осталось три сына и две дочери. Известно, что старшая дочь Ксения незадолго до смерти отца вышла замуж за князя В. Куракина, предка петровского сподвижника.

Предвосхищая свою смерть, по обычаю Пожарский принял постриг в Спасо-Евфимьевском монастыре, находившемся в Суздале. Там его вскоре и похоронили.

Но память о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского надолго сохранилась в людских сердцах. В начале XIX века на Красной площади им был поставлен памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом на народные пожертвования.

Князь, один из громких деятелей Смутного времени вместе с земским человеком Кузьмой Мининым . Пожарский родился в 1578 и происходил из рода князей Стародубских, от великого князя владимирского Всеволода III Юрьевича, в линии князя Василия Андреевича, впервые начавшего называться Пожарским от городка Погара, или Погорелого, как говорят старые писатели. Пожарские – ветвь захудалая; разрядные книги XVII века говорят, что Пожарские при прежних государях, опричь городничих и губных старост , нигде не бывали. Князь Дмитрий Михайлович при царе Борисе Годунове является в должности стряпчего с ключом, при царе Василии Шуйском впервые заметно действует на военном поприще. В феврале 1610 он исполняет должность в качестве зарайского воеводы, ревностно поддерживавшего верность населения Зарайска царю Василию.

Только с марта 1610 г. князь Дмитрий Пожарский начинает играть крупную историческую роль – благодаря бурям Смутного времени. 19 и 20 марта 1610 он отразил в Москве приступы поляков, после чего, сильно израненный, удалился сперва в Троице-Сергиев монастырь, а потом – в свое суздальское село Нижний Ландех, где в том же году к нему явилось посольство из нижегородских граждан, руководимых Мининым, с просьбой стать во главе нового ополчения на спасение Москвы.

Раненый князь Пожарский принимает послов от нижегородского ополчения. Картина В. Котарбинского, 1882

Дело нижегородского ополчения было выиграно: Пожарский и Минин, после ряда трудностей, очистили Москву от поляков , и 21 февраля 1613 года был избран новый царь – Михаил Фёдорович Романов .

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Картина М. Скотти, 1850

В начале 30-х годов XVII века в Москве говорили, что Дмитрий Пожарский, наравне со многими, «подкупался» на царство, но это известие достаточно смутное, ибо возникший тогда по этому поводу процесс не повредил Пожарскому. 11 июля 1613 года Дмитрий Михайлович Пожарский был пожалован в бояре, а 30 июля получил жалованную вотчинную грамоту на Нижний Ландех.

Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

После Смуты князь Пожарский уже не играл никакой выдающейся роли: его имя встречается в местнических спорах, в борьбе против лисовчиков и поляков , также в качестве новгородского воеводы, главного судьи Разбойного, Московского судного и Поместного приказов. Окончательная оценка личности князя Пожарского еще не вполне возможна: часть материала, к нему относящаяся, не изучена; особенно это следует заметить о приказном делопроизводстве за недолгие, правда, моменты его судебно-административной деятельности.

Князь Дмитрий Пожарский был женат два раза, во второй раз – на княжне Голицыной. Он умер в 1642 г., а его род пресекся в 1684 году смертью его внука Юрия Ивановича. Биограф князя Пожарского – Сергей Смирнов («Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского», М., 1852), довольно верно резюмировал свой труд словами, что в характере князя Пожарского не видно особенных черт, которыми бы он резко выдавался над современниками; он не был ни глубоким политиком, ни военным гением и только обстоятельствам обязан образованием и развитием в себе тех начал, которыми мог обратить на себя общее внимание; в нем не было ни огромных талантов правительственных, ни большой силы воли, какою обладал, например, Прокопий Ляпунов .