Кто сказал поэтом можешь ты не быть. Классный час "гражданином быть обязан"

Поэтический диалог Николая Алексеевича Некрасова "Поэт и гражданин" - один из ярчайших образцов русской гражданской поэзии. Автор здесь представил себя в двух лицах - и гражданина, и поэта.
Судя по содержанию диалога можно предположить, что от имени Поэта говорит его рассудок, а от имени Гражданина – совесть.
Гражданин упрекает поэта в бездействии, когда Родина-мать в беде:

"В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…"

Поэт, как бы не желая вступать в спор, пытается прикрыться цитатой из Пушкина:

“Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв”,
Хотя и сам осознаёт свою неправоту,- у Пушкина много произведений именно такого гражданского накала, о каком говорит Гражданин.

Но Пушкина нет и потому Гражданин продолжает:

“Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…”

Совесть поэта упрекает его рассудок – в годину горя стыдно воспевать природные красы и ласки с милыми.
И ещё более усиливает упрёки:

"Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…"

В годину горя! А горе Поэт не только видит повсеместно, но и сам хлебнул его в своей жизни достаточно. И лира его вовсе не спит, не молчит, но горюет о том, что мало видит поддержки в обществе. Мало вокруг него людей с активной гражданской позицией. А преследования, репрессии нарастают. И вот уже совесть с разумом соединяются в едином:

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!”

Некрасов опубликовал это стихотворение в своём сборнике стихотворений (1856 г.), Чернышевский в журнале “Современник” перепечатал “Поэта и гражданина”. И “Современник”, и сборник Некрасова попали в опалу. Перепечатка стихотворения и статей о нём была запрещена.

Много трудностей и бед выпало и на долю Некрасова. Его журналы арестовывались или закрывались, произведения запрещались к печати. Это подрывало и без того слабое здоровье поэта. 27 декабря 1857 года в возрасте 56 лет он скончался.
Хоронили поэта на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В день похорон был очень сильный мороз, но проститься с поэтом пришли тысячи человек, в большинстве – молодёжь. С прощальным словом выступил Достоевский, поставивший Некрасова в ряд: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Однако, из толпы раздавались крики: “выше Пушкина!” Так высоко в то время ценила молодёжь гражданскую поэзию Некрасова.

К гражданской поэзии можно отнести множество произведений поэтов и до Некрасова, и после него. Здесь большой простор и для тематики, и для поэтического накала. Некрасовская поэзия тем и характерна, что она в значительной мере сконцентрировала в себе то и другое.

Но время неумолимо течёт, рождаются новые и новые имена, новые и новые поэтические произведения. Не уходит ли время гражданской позиции в поэзии?
Гражданская позиция в поэзии, диктуется мировоззрением поэта, его отношением к окружающей действительности, тем, что он считает главенствующим в жизни. Если беды народа остро отдаются на сердце поэта, в его душе, то и содержание его творчества наполняется соответствующим образом. Поэт возмущается и порой бунтует против порядков в государстве, приносящих народу беды. А поскольку порядки в государстве устанавливает власть, то поэт попадает в неугодные, против него ополчается цензура, а порою применяются и прямые репрессии.

Так какова же она сегодня - гражданская поэзия?

Захожу на Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. Однако, рубрики "Гражданская поэзия" тут не нахожу. Есть правда рубрика "лирика гражданская", но само определение "лирика" в моём представлении может быть лишь частью гражданской поэзии, и далеко не главной. Понятие "лирика" восходит к древности, когда стихи пели, и потому оно связано с лирой - символом музыки в древности. Но как связать с музыкой вот эти слова (авторов не указываю, так как они и без меня очень широко известны):

"глаголом жечь сердца людей"?

"Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!"?

"Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо"?..

Это всё несомненно - гражданская поэзия, но никак не лирика.
А к "лирике гражданской" я отнёс бы вот такие слова, автор которых несомненно - Гражданин своей страны:

"Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"."

Так что же мы видим в современной гражданской поэзии на примере сайта "Стихи.ру"?

На страницах Стихиры вижу немало стихов, в которых авторы оплакивают развал СССР, последовавшие в результате этого беды России. Иные пишут об этом в сатирической форме, другие высмеивают “рулевых” приведших страну к развалу. Как пример, приведу отрывок одного из стихотворений (а их последовало огромное множество), рождённых реакцией на широко известное высказывание нашего Премьера во время его пребывания в Крыму. Ответ пенсионерке на жалобу о слишком малой пенсии и отсутствии её индексации СМИ широко распространили, представив его слова в сжатом виде: “денег нет, но вы держитесь”.

“А россиянам наш премьер
Даёт такой ответ:
В России в целом всё О КЕЙ!
Но просто - ДЕНЕГ НЕТ.

Но вы держитесь, – всё путём,
Не упрекайте нас.
Как только деньги мы найдём,
Накормим вас тот чАс!

Ведь, главное, что президент
В российский верит РАЙ.
Наступит он, – придёт момент,
Народ, не унывай!”
(это строки из стихотворения Людмилы Бабушкиной “Полный звездец!!!” -
Под стихотворением приведена объёмная статистика “достижений” России за годы построения в ней капитализма. Цифры, приведённые в статье, говорят, что материала у поэтов, остро воспринимающих нынешние беды Родины, бесконечное множество).

Рубрика “Лирика гражданская” на Стихире очень активно наполняется. Ежедневно тут публикуется от 700 до 1600 публикаций. Конечно, не все их них являются стихотворениями,- поэтическая дисциплина на сайтах со свободной публикацией сильно хромает, но большая часть всё же – стихи, хотя некоторые из них в эту рубрику вставлены по ошибке.
Из стихотворений, которые по тематике более-менее соответствуют определению “гражданские”, большую часть я отнёс бы к лирическим (я не говорю о качестве, а лишь о содержании). Стихотворений с явно выраженной гражданской позицией значительно меньше. К тому же многие из них декларативны, обличают всё и вся вообще:

“наш мир становится безумным”,
”одна нажива их [людей] земной удел”,
”Люди сверхприбыли извлекают”.

Но, пребывая на Стихире уже более 8-и лет, год за годом, месяц за месяцем, ежедневно читая по несколько стихотворений в этой рубрике, вдруг встречаешь нечто, соответствующее нашим горестным нынешним реалиям, к тому же облачённое в форму широко известного произведения, из которого взят и эпиграф к этому стихотворению:

“С чего начинается Родина?
С предательства нашей страны,
С развала Союза Республик,
Которому были верны.

А может, она начинается
С измены всех наших верхов
И с места, где совесть кончается
У властных продажных дельцов.”

“Во Емеля создал царство!
От стыда б сгорел и бес.
В этом самом государстве
Кто не трудится, тот ест.”

И немало ещё подобных стихотворений гражданского звучания можно прочитать у этого автора, его страничка - Николай Евдокимов 23 -

А вот и прямой мостик от некрасовской поэзии к современной. Привожу лишь конец стихотворения:

“Так быть девизу и светить!
И будет он для всех наказом -
‘Поэтом можешь ты не быть,
Но Человеком быть Обязан!!’”

(Людмила Осенева - “Как много злобности кругом...” - )

На странице одного из редакторов сайта Стихи.ру Виталия Алтухова читаю:
“Как-то исподволь, по мере рифмования мыслей и наблюдений стало складываться мое поэтическое кредо.
Суть его вкратце такова: мы живем в социальном "Чернобыле", а спасателей все нет как нет. … … Стараюсь помимо личных мотивов, обращаться к гражданским темам, которых у нас непочатый край, чего и вам желаю”.
Однако, вопреки ожиданиям, у Виталия в стихах гражданской темы я не увидел ни накала горькой печали о страданиях народа, ни разящих обличительных строк к виновникам народных страданий. Вот только разве это (начало стихотворения “Вопрос к президенту” - ):

“Вой на Руси стоит великий,
Но терпеливо ждёт народ,
Что вдруг прозреет светлоликий
И сам по старости уйдёт.”

И ещё (даю 3 первые строфы, полный текст - С кого начинается Родина - )

“С кого начинается Родина?
Сейчас не понять и врагу.
Страну превратила в уродину
«Элита» в российском стогу.

Кормили нас лживыми фразами,
Что все мы в едином строю,
А сами уловками разными
Всё прятали прибыль свою.

Себя окрестив «патриотами»,
Прибрали ресурсы к рукам,
А нам, дуракам с идиотами,
Любовь прививают к гробам.”

Я не критик, не литературовед, не мне давать обзоры, рецепты, поучения поэтам. Приведённые выше материалы – лишь попытка для себя оценить связь моих стихов, моей гражданской позиции с нынешними поэтическими тенденциями в этой области поэзии.
С некоторыми прекрасными поэтическими произведениями гражданской поэзии вы можете познакомиться, перейдя по даным мною ссылкам на странице “Ссылки” моего поэтического сайта. Назову таких замечательных современных поэтов, как Николай Зиновьев, Геннадий Красников, Николай Мельников. Много и других замечательных имён всходит на небосводе нашей поэзии.
Как пример гражданской поэзии высочайшего накала привожу заключительные строки из стихотворения Геннадия Красникова “Опять пред нами тёмная завеса” - http://stihi.pro/1616-nepovinovenie.html (на других сайтах оно под названием "Пора менять"):

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал!..

Чего уж там, нас так и так осудят!..
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

Заканчиваю этот материал строками из эссе Владимира Шилина “Жанр Гражданская поэзия” -

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын." ============================================= - Этими строками из стихотворения Некрасова "Поэт и гражданин" начнем разговор о гражданине, о его роли в судьбе государства.

Исторически сложилось так, что человек не может существовать вне общества; быть изолированным от общества - никак и нигде не проявить себя, ни в чем не принимать участия, быть оторванным. Человек, который принят обществом, легко может найти в нем свое место, быть активным и деятельным, а самое главное, быть полезным. На протяжении всей истории человек борется за свои права. Каждому хочется улучшить свое положение в обществе, каждому хочется, чтобы его мнение было услышано, хочется быть свободным в выборе. Граждане каждого государства стремятся к тому, чтобы усовершенствовать свои права и свободы. Для этого необходимо участие в управлении, участие в различных структурах власти. "Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином." (Ян Чечот) Понятие «гражданин» прочно связано с понятием «государство». И быть гражданином другого государства совсем не то же самое, что быть гражданином своей страны. В повседневной жизни человек не часто задумывается о том, что значит быть гражданином. Очень важно помнить, что мы являемся гражданами Великой страны и могучей державы. Процветание страны достигается усилиями всех граждан, в том числе и моими. Быть гражданином России - это значит быть её патриотом. Но любить Россию нужно не на словах, произнося громкие фразы. Только своими делами человек может доказать свою любовь к Родине. Получение паспорта ставит каждого в один ряд с великими гражданами нашего государства: Президентом России, выдающимися учёными, спортсменами, достигшими олимпийского золота, и повышает собственную ответственность за поступки. Быть гражданином - это значит иметь активную жизненную позицию, не отсиживаться, не отмалчиваться, не перекладывать свои обязанности на плечи другого. Это активно участвовать в политической жизни страны

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». В зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. От слова «политика» многих уже давно тошнит. Это плохо. Плохо, когда граждане считают эту сферу помойкой, куда порядочным людям не следует соваться, отдавая все на откуп узкой «политической элите». На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Впрочем, есть немало примеров, когда люди, совсем не интересующиеся политикой, вдруг «просыпаются» и говорят: «хватит!», - и тогда они становятся активными участниками политических процессов.

"Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло." (Жан Жак Руссо) Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти. Условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни: 1) По достижению совершеннолетия (18 лет) 2) Гласность. Люди должны получать достоверную информацию о работе органов власти, чтобы сделать правильные выводы и сформировать собственное мнение. 3) Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать ее, систематизировать, верно оценивать, формировать свои убеждения и т.д. 4) Участие в референдумах и выборах с правом одного голоса. 5) Участие в мирных демонстрациях и митингах, шествиях и пикетировании (без оружия), для выражения протеста против политики правительства или каких-либо политических действий. Все эти условия определяют политическую культуру каждого конкретного человека. Есть люди, которые принципиально не интересуются политикой, но при этом нельзя утверждать, что им не интересны цены в магазинах или проезд в общественном транспорте. А ведь это и есть та же самая политика, от нее зависит уровень жизни населения. Поэтому нельзя пренебрегать своим выбором, надо ходить и голосовать, надо принимать участие в политической жизни своей страны, выполняя тем самым свой гражданский долг. Все идет из семьи. Семья – это первостепенная ячейка общества, в которой развивается индивидуум. Чтобы человек имел свою гражданскую позицию и участвовал в политической жизни страны, родители должны с детства прививать ребенку мнение о необходимости социальной активности, приводя в пример себя. Если ни один член семьи никогда не голосовал на выборах и не интересовался политикой, естественно, ребенок примет эту модель поведения и в процессе взросления будет ее воспроизводить. - Нельзя не согласиться со словами: "Только свободный гражданин имеет отечество; раб, крепостной, подданный деспота имеют лишь родину." (Анатоль Франс (1844-1924), французский писатель) "Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом." (Шарль Монтескье (1689-1755), французский философ)

На заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Путин сказал: "Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче.Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции.Основные направления сегодняшней конкуренции – экономико-технологическое и идейно-информационное. Обостряются и военно-политические проблемы, и военно-политическая ситуация. Мир становится всё более жёстким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер. После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжёлую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера. Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. Это главный аргумент в пользу того, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разных взглядов, придерживающихся разного мнения о том, что и как нужно делать с точки зрения решения тех или иных проблем. Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам – всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно ещё любого другого национализма и сепаратизма, мы встаём на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя. Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова.

У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычёркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна. Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд. Формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны. Не сконцентрировав наши силы на образовании и здоровье людей, на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина, на восстановлении доверия в обществе, мы проиграем в исторической конкуренции. Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества, собственности и своей жизни. Что касается того, какая власть должна быть в России, - это должны определять российские граждане, а не наши уважаемые коллеги из-за рубежа." - Мировоззрение гражданина России, в истории которой есть множество Героев и Подвигов, должно закладываться в семье. Этому способствует знание истории страны и своего рода, каждый из которых затронула Великая Отечественная война. Но сегодня многие дети не знают как историю той войны, так и свою родословную. Развал страны, и жульническая смена принципов организации общества и экономики, и девальвация понятий о добре и зле – все работало против сохранения русскими своей самости и осознания себя единым народом. Каждый сам за себя, где хорошо, там и Родина, не обманешь – не проживешь. Все эти деструктивные для русского кода «принципы» активно внедрялись «самой жизнью», а на самом деле узким слоем тех, кому выгодно было закрепить свое положение «новой аристократии», новой «элиты». Но было возвращение Путина в Кремль в 2012-м, и был Крым – и колесо русской истории выехало из болота «цивилизации потребления» и вымирания. Русская цивилизация вернулась на свой путь, отказавшись от подражания другим – за что тут же получила обвинения в том, что от нее «исходит угроза миру». И тут появился «Бессмертный полк» – не столько как напоминание о том, что нас не напугаешь, сколько помощь нам от нашего главного богатства. Нашей истории – и как страны, и как семей, и как народа.

Память о предках, воевавших за Родину, победивших, погибших и выживших в той войне, стала тем якорем, тем корнем, держась за который русские снова осознали свою общность – поверх материального и социального расслоения, вкусов и политических взглядов, отношения к социализму и Путину. Это продолжение русской весны, продолжение Крыма, продолжение русского преображения – период постсоветской смуты действительно заканчивается. Осознается, ощущается, начинает формулироваться в массовом сознании образ будущей России. Еще не конкретные чертежи, лишь контуры, но главное, что найден общий для всех угол зрения, точка, с которой можно прозревать будущее. Это память о предках, у которых была Победа 45-го – личная память каждой семьи и общий праздник для всех. Это переплетение личного и общего возвращает силу русскому народу – потому что поодиночке русские не выживают, не живут. Последние четверть века люди отвыкали даже от надежды на общее дело. Коммунизм как цель отменили, страну развалили, впереди лишь «каждый выживает самостоятельно». Упадок сил и настроения русских был связан и с тем, что в 90-е годы всю нашу историю умудрились выставить в черном цвете – а что есть история твоего народа и твоей страны, как не продолжение истории твоего рода, твоей семьи? Прошлое позорно, настоящее убого, будущее беспросветно – народ готовили к вымиранию. Но народ сопротивлялся – и победил. Русские поняли, осознали, что они не хуже других, просто другие. И исчез морок чужебесия (а давайте мы станем все французами), и начала возвращаться уверенность в собственных силах. И стали открывать для себя свою историю – страны, рода, семьи. И увидели ту силу, которую никто не победит, если она сама себя не уничтожит, ту скромность, которая врожденная, ту честь и достоинство, которые не сыграешь. Увидели в своих предках, многих из которых и застали лишь на фотографиях. Тут уже неважно, какими конкретно были наши деды и прадеды. Важно, что мы признали их превосходство над нами и осознали свой долг перед ними. Каждое поколение считает себя умнее, лучше и интересней предыдущих – это закон человеческой природы. Что уж говорить о поколениях, живущих в «эпоху великих перемен» – тут столько возможностей открывается. Но по факту все три нынешних взрослых поколения, вне зависимости от личного успеха или неудач конкретных людей, оказались в положении проигравших. Именно потому, что при них развалилась страна, и русские оказались самым большим разделенным народом в мире – и все понимали, что это наша общая вина перед предками. Не уберегли, не сохранили, попустили. Восстановление, возвращение русских в историю (собственную – а значит, и мировую) должно было начаться с осознания заслуг предыдущих поколений. И главной их заслуги – сохранения России от нашествия «пол-Европы». От понимания их подвига рождается и уважение к их взглядам, и более пристальное внимание к их ценностям – и осознание того, что это не их, а твои, то есть вечные ценности. Общие для всех живущих с тобой рядом сейчас и живших до тебя – для твоего народа в прошлом и будущем. И тогда появляется общее дело, чувство локтя, память о прошлом дает возможность увидеть будущее – и снова есть единый и неделимый русский народ. Вот поэтому «Бессмертный полк» – это настоящее народное движение: потому что своим ходом оно приводит в движение русский народ. Который сделал День Победы еще и днем народного единства. Разорвать которое теперь не под силу никому – и так смешны попытки хоть к чему-то прицепиться в «Бессмертном полку»

«Бессмертный полк» позволяет ныне живущим россиянам воздать дань уважения тем, кто защищал Родину, ощутить и себя причастными к великому делу, ими совершенному, продемонстрировать И уважение - это искреннее, народное чувство. Это понимание того, какую жертву пришлось принести советскому народу, и того, что война не обошла стороной ни одну семью и в СССР, и во многих других странах мира. Бессмертный полк всколыхнул волну памяти о героях Великой Отечественной войны: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления... Обо всех тех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом. Смысл «Бессмертного полка» в единстве нас с нашими предками и нашей историей, и Великая Отечественная неотделима от Первой мировой, чьим прямым продолжением она стала. И народ, который чтит и помнит своих предков, воевавших в Великой Отечественной, точно так же чтит и своих предков, воевавших в Первой мировой. «Бессмертный полк» встал на страже русского единства То есть все мы. Мы должны помнить: новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Наш долг - сохранить и защитить память о наших героях! - Тезис о том, что мы не имеем права вмешиваться в чужие дела, придуман либералами, которые твердо верят, что каждый сам лучше знает, как ему жить, даже если это знание ведет к майдану, покрышкам, терактам и наркоторговле. А знаете, почему либерализм так популярен, что его исповедует даже некоторая часть общества, которая пытается сама себя убедить в собственном патриотизме? Потому что можно ничего не делать! Это же так здорово! Сидишь, ничего не делаешь, считаешь себя патриотом, а оно все случится само!

Наши «партнеры» делают ту же ошибку, что и все завоеватели веками подряд. Кажется, ещё Бисмарк сказал, что просто повалить русских - мало. Наша народная игрушка - Ванька-встанька. И Россия мобилизуется для отпора. Русские историки выкапывают правду из-под потока лжи. Русские публицисты доносят её до народа в простых и доходчивых книгах, статьях и словах. Русские патриоты формулируют новую русскую идеологию патриотизма. Государственная идеология России не просто нужна - она жизненно необходима. Необходима для сохранения целостности России, для ее суверенитета, развития, построения крепкой экономики, для сохранения собственного исторического пути в качестве самобытной страны, не являющейся чьей-либо копией или сырьевым придатком. Об этом подробно говорилось в теме: "ЕСЛИ НЕТ СВОЕЙ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ, ТО ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ НА ТОГО, У КОГО ОНА ЕСТЬ." - Согласен. Идеология ставит перед государством и обществом цели, определяет способы достижения этих целей, вдохновляет людей на работу по достижению целей, защищает сознание граждан от дезинформации со стороны враждебных идеологий. Альтернативная либерализму идеология нужна россиянам, чтобы защитить Россию от любых попыток её уничтожить. - Нам необходимо добиться статуса НЕЗАВИСИМОЙ, СУВЕРЕННОЙ СТРАНЫ. На законодательном уровне это означает изменение статей Конституции, закрепляющих на конституционном уровне рабское положение России перед США и странами Запада. Только изменив Конституцию, народ сможет улучшить свое благосостояние. Нужен Референдум. Но для этого нужно сплочение и четкое понимание каждого человека его места в этом процессе. НАРОД ПРОСЫПАЙСЯ! «И нам нельзя оступиться, сбиться с выбранного курса, иначе вновь придется все начинать практически с нуля», - В.В.Путин. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НОДу! ТРЕБУЙ РЕФЕРЕНДУМА по изменению Конституции РФ! - НАРОД сделал свой выбор и выполнил свой гражданский долг.На выборах 18 марта 2018 года НАРОД выбрал свое будущее, свое завтра - ПРЕДОСТАВИЛ ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОМУ ЛИДЕРУ В.В. ПУТИНУ. Путин обязательно воспользуется этим правом в пользу народа - начнут действовать предлагаемые реформы. НАС ЖДУТ НОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ! Но это не значит, что перемены по улучшению жизни можно теперь ждать, сложа руки. Теперь необходимо выполнить ОСОБЫЙ ДОЛГ - помогать и поддерживать своего ЛИДЕРА.(Читайте темы: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку», "ИМЕННО ВСЕ МЫ И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ КОМАНДА - КОМАНДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ!" " ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - БУДУТ ВОЗМОЖНОСТИ, БУДЕТ ДЕЙСТВИЕ - ПОЯВИТСЯ РЕЗУЛЬТАТ"!). - Мы в 1993 году сами совершили ошибку, страшную ошибку. Нам запустили «троянского коня» в виде Конституции РФ, в ней зафиксированы пункты, позволяющие извне манипулировать процессами и законами в стране. Сегодня главная задача всех кто желает для своей страны процветания, спокойствия и благополучия, заявить о необходимости изменить главный закон страны. Сегодня это возможно лишь при помощи РЕФЕРЕНДУМА по ее изменению. Без вмешательства широких народных масс в процесс возврата нашей стране суверенитета ничего сделать нельзя. Все уже испробовано и сегодня, как то всегда и было в истории, освобождение Родины зависит от каждого из нас. Не имеет значения ваше отношение к партиям и конкретным фигурам власти в нашей стране, имеет значение лишь ваше личное решение: поддержать борьбу за суверенитет или сдаться мировому гегемону США и их союзникам. ОТ ГОЛОСА И ДЕЙСТВИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ЗАВИСИТ СУДЬБА РОССИИ! ПОМНИ ЭТО! ЕСЛИ НЕ ТЫ, ТО КТО?

Из книги Марина Цветаева. Неправильная любовь автора Бояджиева Людмила Григорьевна

«…Поэтом обреченная быть…» «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть все-всюду-вечно», - так начинает Цветаева воспоминания о Бальмонте, попытку расшифровки его,

ПОЭТОМ ДОЛЖЕН «ТЫ НЕ БЫТЬ» Из блокнота

Из книги Перелистывая годы автора Алексин Анатолий

ПОЭТОМ ДОЛЖЕН «ТЫ НЕ БЫТЬ» Из блокнота С детства я сочинял стихи, которые очень нравились моим тетям и дядям. Поэтому, когда собирались гости, кто-нибудь непременно просил:- Толечка, почитай нам свои стихотворения…И я читал. Ближайшие родственники аплодировали. На мою

13. КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ

Из книги Нации и идеологии. Позиция русского социалиста автора Борцов Андрей Геннадьевич

13. КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ Лозунг "Россия для русских!" часто пытаются представить как "Россия только для русских, а остальных быть не должно". Что выглядит как-то странно хотя бы потому, что на территории России есть коренные народы, не имеющие государственности вне

LXIII. Замысел не обязан быть совершенным, исполнение должно быть безупречным

Из книги Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации автора Фокс Джеффри Дж.

LXIII. Замысел не обязан быть совершенным, исполнение должно быть безупречным Если вы будете ждать идеально подходящего времени для запуска проекта или доведения новой продукции до совершенства, или условий, которые полностью бы вас устраивали, вы никогда не тронетесь с

Ты можешь быть тем, кем ты хочешь быть Интервью с Мартой Венегас

Из книги Свидетели нагваля автора Торрес Армандо

Ты можешь быть тем, кем ты хочешь быть Интервью с Мартой Венегас - Как вы пришли в нагвализм?- К мистическим и философским исследованиям меня подвигло желание понять, что мы ЗДЕСЬ делаем, почему находимся в этом мире. В ранней молодости, я хотела изучать психологию,

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. Л. Некрасова (1821 - 1877).Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались

Борис Дубин Быть поэтом сегодня

Из книги Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре автора Дмитриев Александр

Борис Дубин Быть поэтом сегодня Следующий далее текст - не обзор журнального критика с итогами развития современной лирики. Ниже излагаются соображения читателя, причем данная позиция в поле словесности для автора принципиальна, и этот читатель, биографически

Быть поэтессой в России труднее, чем быть поэтом

Из книги Эссе автора Мориц Юнна

Быть поэтессой в России труднее, чем быть поэтом Прав Лорка: древнее могущество капли, которая веками долбит камень, вырубая в недрах горы сталактитовую пещеру, ворота для воздуха, света, вольного эха, - сверхъестественней, чем дружная сила гигантов, которые справятся с

«Хочу быть поэтом»

Из книги Волнения, радости, надежды. Мысли о воспитании автора Немцов Владимир Иванович

«Хочу быть поэтом» Вот письмо. Студент поступил в механический институт, успел уже разочароваться в профессии инженера, хочет быть поэтом, а потом станет добиваться перевода в Литературный институт. По случайному совпадению я учился в том же здании механического

Родиться женщиной и быть поэтом

Из книги Литературная Газета 6277 (№ 22 2010) автора Литературная Газета

Родиться женщиной и быть поэтом Cовместный проект "Евразийская муза" Родиться женщиной и быть поэтом ПОЭЗИЯ ГРУЗИИ Маквала ГОНАШВИЛИ

Но гражданином быть обязан. (предвыборные эпиграммы)

Из книги 1996_1(1) автора Газета Дуэль

Но гражданином быть обязан. (предвыборные эпиграммы) (_TX Монархом можешь ты не быть,) ДЫРКА ОТ БУБЛИКА Суверенитет Республики - Дырка от бублика: Тьма богатства, а голодно, Много жару, а холодно, Население в росте - Средь крестов на... погосте. ПОРТРЕТ (на него) С

Гражданином быть обязан / Политика и экономика / Те, которые...

Из книги Итоги № 29 (2013) автора Итоги Журнал

Гражданином быть обязан / Политика и экономика / Те, которые... Гражданином быть обязан / Политика и экономика / Те, которые... Шпионский детектив свой жанр оправдывает: чем дальше, тем страшнее. Это поначалу Эдвард Сноуден производил несерьезное

Виталий Пуханов “ХОРОШО БЫТЬ ПОЭТОМ...”

Из книги Газета День Литературы # 92 (2004 4) автора День Литературы Газета

Виталий Пуханов “ХОРОШО БЫТЬ ПОЭТОМ...” *** Нам жизнь прожить - что поле перейти. У леса оглянуться и споткнуться. Сухой травы на миг щекой коснуться И деревом безмолвно прорасти. Поверить каждой трещиной коры: Не век пройдет - в печи

...Но гражданином быть обязан!

Из книги Литературная Газета 6435 (№ 42 2013) автора Литературная Газета

Но гражданином быть обязан! Фото: ИТАР-ТАСС Они всем мешают. При встрече с ними мы отводим взгляд, задерживаем дыхание, ускоряем шаг. Они предпочитают жить в центре столицы, у всех на виду - скверы, вокзалы, подъезды жилых домов. Департамент соцзащиты населения города

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан
Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 - 1877).
Используется: как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль - в несколько иной форме:
Ах, будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов.
Но нужно, нужно нам граждан!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан" в других словарях:

    Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова Поэт и гражданин (1856). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан - крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан - (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь

    быть - наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений

    Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия

    поэт - а, м. poète m. <гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова

    - [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова

    АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение «Поэт и гражданин». Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы России в канун 60-х годов. Некрасов раскрыл в нем свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, не раз был предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. Задолго до Некрасова В. Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» И отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец».

По мнению А. Фета, жизнь и искусство — два различных мира, между которыми нет никакой связи. «Я не поэт, а гражданин!» — воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: «Глаголом жги сердца людей!» Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии: Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи. В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури: Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит.

Автор резко противопоставляет позиции двух людей: страстную гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения... обществу, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения — гражданин. Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки», с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь. Иди и гибни безупречно. Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов XIX века поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова.

Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт — как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние. Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворени «Элегия» (1874) поэт писал: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Для многих поэтов XIX и XX веков гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом. Так, Маяковский заявил: Я — народа водитель и одновременно народный слуга. Влияние некрасовской поэзии испытали на себе М. Исаковский, А. Твардовский, К. Симонов и другие поэты. В наше время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.