Простые ракеты в домашних условиях. Самодельная ракета: если очень захотеть, можно в космос полететь! Идеи по созданию ракет из подручных средств для детей

Инструкция

Сделайте топливную смесь, смешка селитру, уголь и серу в необходимых пропорциях Сделайте смесь для фитиля, смешав селитру и серу из расчета 9 частей селитры на 1 часть серы.

Просверлите металлическую часть гильзы со стороны крепления капселя. Удалите элементы крепления капселя.

В доску вбейте гвоздь. Гвоздь должен выступать на 2 см над доской. Выступающий кнец гвоздя аккуратно сточите, придав ему плавные конические обводы. Острый конец слегка затупите.

Тщательно удалите металлические опилки. Наденьте гильзу металлической частью на гвоздь и засыпьте в нее хорошо перемешанное топливо на ¾ высоты.

С помощью деревянной круглой палки спрессуйте топливо в гильзе, слегка ударяя по ней киянкой.

Снимите трубку с палки. Удалите слой газетной бумаги, он больше не понадобится.

Из мягкой древесины сделайте обтекатель ракеты. Он представляет собой пробку длиной 6-7 см, верхний конец которой сходит на конус и заканчивается закруглением, а нижний длиной 1-1,5 см плотно вставляется в верхнюю часть бумажной трубки. Вы полусили корпус ракеты и обтекатель.

Сделайте из ватмана стабилизаторы. Их должно быть не менее трех. Они представляют собой треугольники и должны иметь лепестки для соединения с . Стабилизаторы к корпусу ракеты закрепите при помощи клея. С торца обтекателя, который вставлен в корпус ракеты, закрепите металлическое кольцо либо скобу внутренним диаметром 0,5 см, сделанное из стальной проволоки. Замкните кольцо. Оно служит для крепления парашюта.

Вставьте гильзу- в нижнюю часть ракеты. Он должен входить плотно и доставаться обратно с требованием. Если двигатель плохо держится, изнутри корпуса вклейте дополнительное бумажное кольцо шириной 3 см. Окончательно просушите корпус. Покрасьте его водостойкой краской в яркий цвет.

Сделайте парашют. Диаметр купола 15-20 см. Для данной модели примените ленточный парашют. Один конец ленты прикрепите к деревянной палочке. К концам палочки прикрепите петлю из нити длиной 10 см. К одному концу петли привяжите кусок авиационной резины длиной 10 см. Конец резиновой нити обвяжите вокруг проволочного кольца, надетого на обтекатель. Дополнительно закрепите его с помощью обычной нитки. К кольцу обтекателя привяжите еще одну нить длиной 10 см. К ней также привяжите кусок авиационной резины, а к нему еще 5 см обычной нити. Закрепите эту нить с внутренней стороны корпуса ракеты в трех сантиметрах от верхнего конца трубки корпуса. Можно пропустить ее сквозь весь корпус, сделав в нем отверстие и оклеив для прочности бумажным кольцом.

Уложите парашют. Для этого смотайте ленту в рулон, начиная от свободной стороны. Прижмите рулон с внешней стороны палочкой, к которой крепится парашют. Аккуратно задвиньте получившийся рулон в корпус ракеты. Сверху уложите ленту и нить крепления к обтекателю. Закройте конструкцию обтекателем.

Сделайте стартовое устройство. Отрежьте кусок железной проволоки длиной 120 см. Из ватмана на проволоке склейте 2 цилиндра длиной 1 см и диаметром чуть больше диаметра проволоки. Кольца должны свободно скользить по проволоке. Полученные кольца закрепите на одной продольной линии на корпусе ракеты прочным клеем. Одно кольцо закрепите в месте стыка корпуса со стабилизатором, другое – в верхней части примерно в 1 см от обтекателя. Ракета должна свободно скользить по проволоке. На расстоянии 50 см от одного из концов проволоки намотайте на нее ограничительное кольцо из любой проволоки. Дальге этого кольца ракета опускаться не должна. Этой стороной проволока должна втыкаться в землю.

Сделайте запал. Можно взять готовый запал от хлопушки или петарды, но длина может оказаться недостаточной. Сделайте стопин. Возьмите хлопчатобумажную нить и сложите ее в 6 раз. Должен получиться отрезок длиной 8 см. Сварите клейстер. Смочите нить крахмальным клейстером. Обмакните ее по всей длине в состав, аналогичный составу топлива, но без угля. К нити должен прилипнуть слой такого состава. Получившийся шнур просушите.

Перед стартом вставьте двигатель в ракету. Перед тем, как его вставить, в корпус ракеты вставьте пыж. Пыжом может быть кусок пенопласта. Согните шнур с одного конца и вставьте этим концом в сопло. Ракета готова

При создании конструкции летающей ракеты изначально учитывались три требования – это легкость конструкции, зрелищность и простота сборки самих ракет для детей. Самое главное во всей конструкции – это пусковой механизм. Именно от него зависит, полетит ракета или нет, и как далеко она полетит. Влияние оказывает и конструкция самой ракеты. Впрочем, обо всем по порядку.

Материалы

  • 6-дюймовые трубы ПВХ – 2 шт.;
  • торцевые ПВХ заглушки – 2 шт.;
  • ПВХ-тройник – 1 шт.;
  • 1,5- и 2-дюймвый редуктор – по 1 шт.;
  • резьбовой ПВХ фитинг – 1 шт.;
  • 2-дюймовая труба ПВХ – 1 шт.;
  • клапан;
  • велосипедный насос с датчиком давления;
  • 0,5-дюймовая ПВХ труба с заточенным концом;
  • кабельная стяжка;
  • кнопка запуска от соленоида;
  • шинный клапан;
  • батарея 9V;
  • наждачная бумага;
  • инструмент для резки ПВХ-труб;
  • сверла;
  • ключ;
  • молоток;
  • кабель;
  • грунтовка для ПВХ-труб;
  • клей для ПВХ;
  • перчатки.

Для самой ракеты будут нужны:

  • картон;
  • ножницы;
  • малярный скотч.

Шаг 1. Сооружение пускового механизма

В видео подробно показаны все нюансы и последовательность сбора пускового механизма для летающей ракеты.

Собрав пусковой механизм, вы в итоге получите установку, способную подать воздух под давлением 4 атмосферы. Для полета картонной ракеты этого достаточно. Вторая батарея может понадобиться для большего давления, порядка 7 атмосфер, но практика показала, что большую часть ракет при такой силе подачи воздуха разрывает.

Шаг 2. Создание самой ракеты

Ракету на самом деле сделать просто. Для удобства можете попросить кого-нибудь помочь вам.
Из картона нужно скрутить трубку и вырезать крылья ракеты. Скрепить все части нужно будет малярным скотчем. Крепить нужно будет хорошо, так как любые огрехи покажут себя в момент запуска и полета ракеты. Из скотча нужно сформировать и наконечник ракеты.

В вертикальном положении ракеты, крылья должны быть закреплены строго перпендикулярно поверхности. В противном случае ракета, взлетев, сразу упадет.

Из чего и как сделать ракету своими руками, расскажут наши интересные и познавательные мастер-классы, снабженные схемами деталей и пошаговым описанием процесса. Простор для творчества тут очень велик, а для работы требуются такие простые и доступные позиции, как бумага, картон, пластиковые бутылки, спички, фольга и прочие подручные материалы. Модель можете быть исключительно сувенирной и потом использоваться в качестве подарка кому-то из близких и друзей. Ну, а для самых любознательных и креативных мы приготовили уроки, описывающие создание ракеты которая летает. Ее тоже делать совсем несложно, однако, запуск допустим только на открытом воздухе и только при соблюдении элементарных правил безопасности.

Как сделать ракету своими руками, чтобы она летала – простой мастер-класс для детей

Этот простой и доступный мастер-класс научит ребенка делать своими руками летающую ракету из бумаги. Для работы понадобится минимум материалов, но, тем не менее, для того, чтобы все получилось, как нужно, придется проявить внимание и аккуратность. Чем ровнее и четче будут линии сгиба, тем аэродинамичней окажется поделка и тем дальше сможет улететь.


Необходимые материалы для изготовления летающей ракеты своими руками

  • лист бумаги формата А4
  • ножницы
  • резинки для денег

Пошаговая инструкция, как детям сделать своими руками летающую ракету

  1. В центре бумажного листа сделать аккуратную вертикальную складку, а потом вдоль нее сложить верхние уголки.
  2. Затем у прилегающих к центральной линии уголков отогнуть половинки и продолжить линии сгиба с обеих сторон до самого низа листа.
  3. Внешние уголки листа загнуть вовнутрь, чтобы у заготовки образовался острый носик.
  4. Затем сложить бумажную заготовку пополам вдоль центральной линии сгиба.
  5. Каждое крылышко (половинку) сложить еще пополам.
  6. На получившемся треугольнике сделать косую складку ближе к передней носовой части.
  7. При помощи ножниц сделать по складке надрез, но не до конца, а только на внешнюю отгибающуюся часть.
  8. Развернуть заготовку, как книжку, и загнуть пополам внутрь края, находящиеся под разрезом.
  9. Сложить ракету четко пополам, чтобы она получилась очень тонкой и узкой.
  10. Для запуска ракеты взять две резинки для денег и сложить их так, как показано на фото.
  11. Петлю, создавшуюся на одном конце, зацепить за острый выступ ракеты. Вторую взять в руку, оттянуть ракету на максимальное расстояние и отпустить, чтобы она полетела. Не направлять в лицо, так как скорость полета будет очень высока и поделка может поранить кожу.

Как сделать ракету из картона своими руками – схемы деталей и процесс работы

Следуя рекомендациям этого мастер-класса можно сделать своими руками объемную и красивую тематическую игрушку – космическую ракету из картона и цветной бумаги. К уроку прилагаются не только подробное описание и пошаговые фото, но и схемы, по которым будет легко вырезать важные мелкие детали.


Необходимые материалы для изготовления своими руками картонной ракеты

  • набор цветной бумаги
  • картон цветной односторонний
  • втулка от бумажных полотенец
  • ножницы
  • степлер
  • линейка
  • карандаш
  • ПВА строительный
  • атласная тесьма ярких цветов

Пошаговая инструкция, как сделать из картона и бумаги космическую ракету

  1. Из листа красной цветной бумаги вырезать заготовку полукруглым верхом и более ровным низом.
  2. Свернуть ее конусом и закрепить место соединения краев степлером.
  3. Края вырезать зигзагом, чтобы бумага в будущем лучше облегла основу. Промазать конус внутри клеем, надеть его на картонную втулку от бумажных полотенец и хорошенько прижать края.
  4. Из листа цветной бумаги вырезать фрагмент, соответствующий по длине и высоте размерам втулки от бумажных полотенец. Край этой заготовки промазать клеем, а потом обернуть вокруг всего корпуса ракеты и тщательно прижать в месте стыка.
  5. На кусочке картона простым карандашом нарисовать схему сопел ракеты и вырезать ножницами. Это будет шаблон.
  6. По картонному шаблону вырезать 3-4 сопла из цветной бумаги контрастных оттенков. Потом из этих фрагментов получатся опоры.
  7. Разметить на соплах линии сгиба и провести ножницами, чтобы они стали видимыми и четкими. Приклеить детали в нижней части корпуса ракеты.
  8. Из темной бумаги вырезать несколько кругов и приклеить на лицевой части ракеты. Это будут иллюминаторы.
  9. Из яркой атласной тесьмы нарезать несколько (3-6) небольших кусочка, края опалить на огне, чтоб не вылезали нитки. Вклеить внутри хвостовой части ракеты и некоторое время подержать, чтобы клей успел схватиться.
  10. Готовую ракету поставить или положить боком на ровную поверхность.

Как сделать ракету из бутылки, чтобы она взлетела высоко – видео

В этом видео-ролике авторы – папа и сын – рассказывают, как сделать в домашних условиях ракету из пластиковой бутылки. В работе используются самые обычные материалы, находящиеся всегда под рукой. Весь процесс показан очень подробно, а целесообразность каждого действия понятно и доступно объясняется. Особенный момент, на который делается акцент, это безопасность изготовления и дальнейшего запуска, а это чрезвычайно важно, как для взрослых, так и для детей.

Как сделать космическую ракету своими руками из бумаги в домашних условиях


В домашних условиях из самой обычной бумаги можно сделать своими руками настоящую космическую ракету. Работа не слишком сложна, но требует аккуратности и внимания. Дети школьного возраста легко справятся с этим заданием сами, а малышам из детского сада пригодится небольшая помощь воспитателей, родителей или старших братьев либо сестер.

Необходимые материалы для космической ракеты из бумаги

  • лист бумаги
  • изолента
  • ножницы
  • клеевой пистолет (либо клей ПВА)
  • пластиковая пустая трубочка от шариковой ручки

Пошаговая инструкция для изготовления в домашних условиях ракеты из бумаги

  1. Из листа бумаги выкроить два кусочка одинаковой длины и шириной приблизительно 5 сантиметров.
  2. К одному фрагменту бумаги прикрепить небольшой кусочек изоленты и несколько раз обернуть этим пластиковую трубочку от шариковой ручки. Стараться натягивать бумагу равномерно, чтобы она аккуратно облегала пластиковую основу. Это станет корпусом будущей ракеты.
  3. Край бумаги закрепить изолентой, чтобы в будущем он не развернулся. Возможные неровности осторожно срезать канцелярскими ножницами.
  4. Отрезать небольшой кусочек изоленты и закупорить им корпус ракеты с одной стороны.
  5. Из изоленты вырезать три кусочка длиной примерно по 6-7 сантиметров. Каждый из них сложить пополам, но до самого конца не склеивать. Ножницами обрезать край под углом 45 градусов и прикрепить к хвостовой части ракеты. Это будут стабилизаторы.
  6. Оставшуюся половинку бумаги свернуть в форме конуса и обернуть для прочности изолентой.
  7. От носовой части ракеты срезать небольшой кусочек.
  8. Наполнить конус клеевым раствором на ¾ и вставить туда закупоренную часть основание ракеты. Некоторое время подержать конструкцию в таком положении, чтобы клей схватился и детали приобрели цельность. Готовую работу поместить на ровную поверхность или картонную подставку.

Как сделать ракету из спичек и фольги – мастер-класс


Этот простой и доступный мастер-класс объясняет, как сделать в домашних условиях ракету из спичек и фольги. Для работы требуются самые простые материалы, а сам процесс занимает буквально несколько минут. Потом импровизированный летательный аппарат можно даже запустить, однако, следует помнить, что такие мероприятия нужно проводить только на открытом воздухе и, желательно, в присутствии взрослых.

Необходимые материалы для изготовления ракеты из фольги и спичек

  • спички кухонные – 1 коробок
  • фольга
  • канцелярская скрепка (или проволока)
  • иголка (или английская булавка)
  • ножницы

Пошаговая инструкция к мастер-классу по созданию своими руками ракеты из спичек

  1. Лист фольги разложить на столе, выкроить из него небольшой фрагмент размером 5Х10 сантиметров и вырезать ножницами.
  2. Обычную спичку и иголку сложить вместе так, чтобы острый кончик иглы прилегал к месту, где спичка покрыта серой.
  3. Затем обмотать конструкцию предварительно заготовленным кусочком фольги с того края, где располагается сера. Действовать очень аккуратно и внимательно. Следить, чтобы головка с серой была полностью закрыта фольгой и внутрь не проникал воздух.
  4. После всех этих операций очень осторожно вытащить иголку, стараясь не повредить целостность фольгового слоя. В результате образуется небольшое отверстие, через которое сможет выйти создающийся в момент сгорания газ, и ракету получится запустить в полет.
  5. Для подставки у прочной и крепкой канцелярской скрепки отогнуть в сторону сердцевинку.
  6. Закрепить ракету на подставке и оставить в таком положении. Если работа несет исключительно сувенирный характер, ее можно поместить в шкаф под стекло или поставить на столе (либо на любой другой ровной и надежной поверхности). Когда же в планы входит запуск, следует помнить, что осуществлять его можно только на улице с соблюдением элементарных правил безопасности.
  7. Для отправки в полет достаточно разместить ракетную установку на ровной поверхности, зажечь еще одну спичку и поднести огонь туда, где фольга прикрывает серу.

Ракета высотой 2 метра 10 см и весом 20 кг может лететь со скоростью 760 м/с и добраться до высоты в 7 км. Антон с детства хотел заниматься конструкторством, связанным с космосом или авиацией. Несколько лет назад он набрел на форум американских любителей домашнего ракетостроения и решил, что строить что-то большое и дальнобойное дорого и незачем - на территории СНГ есть только две группы конструкторов, на Украине и в Болгарии, которые запускают большие 150-килограммовые ракеты в горах. Антон собрал группу из 4 человек, нашел болельщиков-консультантов в Штатах и Аргентине и запустил процесс производства у себя в гараже.

** - Кто собрал ракету в гараже?**

Я основатель и координатор нашего проекта, второй человек - производитель электроники из Павловского посада, а еще у нас есть один электронщик и программист-химик. Никто напрямую с космосом не связан.

Каков процесс? Что вы делаете, сначала рисуете чертеж?

Нет, у нас все творчески происходит. Ничего нового мы не делаем: все изобретено до нас. Мы взяли программы, которые позволяют собрать ракету. Едем на металлобазу за материалами - листами, эпоксидной смолой - и везем на нашу базу в Солнцево.

«Партизанить нельзя. Если выйдешь в поле с ракетой - мало не покажется»

С середины 2009 года мы собираем ракету, прошли больше 40 стендовых испытаний, чтобы понять характеристики двигателя. Двигатель, как у нас, хотели использовать на американском шаттле, когда еще не приняли решение его сворачивать. Он безопасный, работает на парафине и газовой смеси. Мы отказались от кислорода в пользу газовой смеси, потому что кислород - это криогеника: там нужны совсем другие помещения и уровень техники безопасности. Собственно собрать ракету - дело 2 недель.

Все космические истории в России крепко связаны с военной отраслью - у вас с этим не было проблем?

Партизанить нельзя. Если выйдешь в поле с ракетой, мало не покажется. Но вообще это неправильно: проект-то заметный, мы первые в стране. Так что надо все делать по закону. Документов, регулирующих частную космическую деятельность, в России нет. Встал вопрос, что делать: за космос отвечает Роскосмос, так что мы написали туда. Тем более, что год космонавтики: мы в честь полета хотим запустить ракету. Через две недели позвонил начальник юротдела Роскосмоса, поругался, конечно, сказал, что мы с ума сошли и нам нужна лицензия на космическую деятельность. А если будете упорствовать, говорит, вами займутся другие органы.

Мы согласились, чтобы нами «занялись», и главный юрист прислал нам бумагу, которая очень в результате помогла, потому что признавала, что наша деятельность к космичекой не относится - лицензия, значит не требуется.

«В Штатах и Канаде семиметровые монстры летают выше 100 км запросто, так что есть организации, которые занимаются сертификацией двигателей»

Следующий этап: где пускать и как пускать?

Для старта надо перекрывать небо. Позвонили начальнику департамента воздушного движения, он сказал: «Ребята, классно, езжайте к такому-то начальнику, он вам все организует». В тот же вечер начальник хлопал меня по плечу и действительно все оргнизовал: езжайте в запретную зону на полигон в Московской области. Приехали накануне Нового года, дал добро, поставив пару условий по страхованию и технической экспертизе установки. И все.

Пустили?

Скоро будет запуск. 25 декабря у нас двигатель шарахнул, 2 недели назад исправили все ошибки, сейчас еще выставка технических достижений, а в конце апреля будем пускать.

А как в других странах происходит согласование?

В Штатах и Канаде есть гражданские ассоциации ракетной техники. Поскольку это хобби, у них за этим делом осуществляется общественный контроль: есть пожарные требования и законы, регулирующие проивзодство боеприпасов. Но у них семиметровые монстры летают выше 100 км запросто, так что есть организации, которые занимаются сертификацией двигателей и выпускают технические регламенты, а также организуют общественные меропрития. Это правильно.

«На мастерскую и станки у нас ушло чуть больше миллиона, а на материалы - не больше 5 тысяч рублей с бензином»

Мы уже подготовили документы, никак до Минюста не доедем: будем регистрировать такую ассоциацию здесь. Есть же два варианта: или мы сами занимаемся правовым аспектом, или за нас это делает государство - а как оно у нас регулирует, мы все прекрасно знаем.

Этот прецедент увеличит интерес к космосу?

Сам по себе нет - нужны еще запчасти, чтобы ракеты строить, а у нас они не продаются. Мы потихонечку открываем интернет-магазин как раз с этой целью. С наборами. Двигатели не продаем, а то попадаем под пиротехнику.

А зачем вообще запускать ракету? Смысл-то в ней какой? На орбиту она сможет выйти?

Специализированные лаборатории ДОСААФ собирают земные спутники весом 100 кг. Через несколько лет они будут весить 20 кг, а это значит, что ракета весом 2 тонны сможет поднять этот спутник на орбиту. Прогнозируемая цена такой ракеты - $100 000, стоимость пуска - $50 000.

Эта маленькая не сможет, она нужна, чтобы открыть диалог с властями. Но если у нас получится с маленькой, то будем делать большую: там цель больше 100 км, другие двигатели. Рекорд уже 140 км. Чтобы выйти на орбиту, надо разогнаться до 5 км/с, у самодельных ракет энергетики не хватит. Так что она поднимается, потом спускается обратно на парашюте. Так поступают метеорологические ракеты, которые собирают данные и спускаются на землю. Сейчас для этой цели в России используют военные ракеты: их столько напроизводили, в Туле до миллиона в год с 60-х годов выпускалось.

Это регламенты и большие деньги. А наша ракета стоит 4 тысячи рублей. То есть, на мастерскую и станки у нас ушло чуть больше миллиона, а на материалы - не больше 5 тысяч рублей с бензином. Высотная будет стоить ну 40 000 рублей, и она уже сможет выполнять функции метеорологической.

Можно выводить на орбиту любительские телескопы. Если смотреть на звезды с Земли, мешает атмосфера. Людей, увлекающихся астрономией - сотни тысяч. Они смогут рассмотреть навые галактики с собственного телескопа в безвоздушном пространстве, который на лэптоп будет присылать свежие снимки туманностей.

Мало кто из моих ровесников не увлекался постройкой моделей ракет. Может, сказывалось всемирное увлечение человечества пилотируемыми полетами, а может, кажущаяся простота постройки модели. Картонная трубка с тремя стабилизаторами и головным обтекателем из пенопласта или бальсы, согласитесь, намного проще даже элементарной модели самолета или автомобиля. Правда, энтузиазм большинства молодых Королевых, как правило, улетучивался на этапе поиска ракетного двигателя. Оставшимся ничего не оставалось, как осваивать азы пиротехники.

Александр Грек

Между Главным конструктором наших ракет Сергеем Королевым и Главным конструктором наших ракетных двигателей Валентином Глушко шла негласная борьба за звание Самого Главного: кто же действительно важнее, конструктор ракет или двигателей для них? Глушко приписывают крылатую фразу, якобы брошенную им в разгар такого спора: «Да я к своему двигателю забор привяжу — он на орбиту выйдет!» Впрочем, эти слова — отнюдь не пустое бахвальство. Отказ от «глушковских» двигателей привел к краху королевской лунной ракеты H-1 и лишил СССР каких-либо шансов на победу в лунной гонке. Глушко же, став генеральным конструктором, создал сверхмощную ракету-носитель «Энергия», превзойти которую до сих пор никому не удается.


Двигатели из патронов

Та же закономерность работала и в любительском ракетостроении — выше летала ракета, у которой был более мощный двигатель. Несмотря на то что первые ракетомодельные двигатели появились в СССР еще до войны, в 1938 году, Евгений Букш, автор вышедшей в 1972 году книги «Основы ракетного моделизма», взял за основу такого двигателя картонную гильзу охотничьего патрона. Мощность определялась калибром исходной гильзы, а производились двигатели двумя пиротехническими мастерскими ДОСААФ вплоть до 1974 года, когда было принято решение об организации в стране ракетомодельного спорта. Для участия в международных соревнованиях потребовались двигатели, подходящие по своим параметрам под требования международной федерации.

Их разработка была поручена Пермскому НИИ полимерных материалов. Вскоре была выпущена опытная партия, на основе которой и начал развиваться советский ракетомодельный спорт. С 1982 года с перебоями заработало серийное производство двигателей на государственном казенном заводе «Импульс» в украинской Шостке — в год выпускали 200−250 тысяч экземпляров. Несмотря на жесткий дефицит таких двигателей, это был период расцвета советского любительского модельного ракетостроения, который закончился в 1990 году одновременно с закрытием производства в Шостке.

Двигательный тюнинг

Качество серийных двигателей, как нетрудно догадаться, для серьезных соревнований не годилось. Поэтому рядом с заводом в 1984 году появилось мелкосерийное опытное производство, обеспечивавшее своей продукцией сборную страны. Особенно выделялись двигатели, частным образом изготовленные мастером Юрием Гапоном.


А в чем, собственно, сложность производства? По своей сути ракетомодельный двигатель — простейшее устройство: картонная трубка с запрессованным внутри дымным порохом марки ДРП-3П (дымный ружейный порох 3-й состав для прессованных изделий) с керамической заглушкой с соплом-дыркой с одной стороны и пыжом с вышибным зарядом — с другой. Первая проблема, с которой не справлялось серийное производство, — точность дозировки, от которой зависел и конечный суммарный импульс двигателя. Вторая — качество корпусов, которые часто давали трещины при прессовании под давлением в три тонны. Ну и третья — собственно, качество запрессовки. Впрочем, проблемы с качеством возникали не только в нашей стране. Не блещут им и серийные ракетомодельные двигатели другой великой космической державы — США. А лучшие модельные двигатели делают микроскопические предприятия в Чехии и Словакии, откуда их контрабандой провозят для особо важных мероприятий.

Тем не менее при социализме двигатели, пусть неважные и с дефицитом, но были. Сейчас же их нет вообще. Отдельные детские ракетомодельные студии летают на старых, еще советских запасах, закрывая глаза на то, что срок годности давно вышел. Спортсмены пользуются услугами пары мастеров-одиночек, а если повезет, то и контрабандными чешскими двигателями. Любителям же остается единственный путь — перед тем как стать Королевым, сначала стать Глушко. То есть делать двигатели самим. Чем, собственно, и занимались я и мои друзья в детстве. Слава богу, пальцы и глаза у всех остались на месте.

Из всех искусств

Из всех искусств для нас важнейшим является кино, любил поговаривать Ильич. Для ракетомоделистов-любителей середины прошлого века — тоже. Ибо кино- и фотопленка того времени делалась из целлулоида. Туго свернутая в небольшой рулончик и засунутая в бумажную трубку со стабилизаторами, она позволяла взлететь простейшей ракете на высоту пятиэтажного дома. У таких двигателей было два главных недостатка: первый — небольшая мощность и, как следствие, высота полета; второй — невозобновимость запасов целлулоидной пленки. Например, фотоархива моего отца хватило всего на пару десятков запусков. Сейчас, кстати, жалко.


Максимальная высота при фиксированном суммарном импульсе двигателя достигалась при кратковременном четырехкратном скачке мощности на старте и дальнейшем переходе на ровную среднюю тягу. Скачок тяги достигался формированием отверстия в топливном заряде.

Второй вариант двигателей собирался, так сказать, из отходов деятельности Советской армии. Дело в том, что при стрельбах на артиллерийских полигонах (а один из них как раз находился неподалеку от нас) метательный заряд при выстреле выгорает не до конца. И если хорошенько поискать в траве перед позициями, можно было найти довольно много трубчатого пороха. Самая несложная ракета получалась в результате простого заворачивания такой трубки в обычную фольгу от шоколадки и поджигания с одного конца. Летала такая ракета, правда, невысоко и непредсказуемо, зато весело. Мощный двигатель получался при собирании длинных трубок в пакет и заталкивании их в картонный корпус. Из обожженной глины изготавливалось и примитивное сопло. Работал такой двигатель очень эффектно, поднимал ракету довольно высоко, но часто взрывался. К тому же на артиллерийский полигон не особо походишь.


Третий вариант представлял собой попытку почти промышленного изготовления ракетомодельного двигателя на самодельном дымном порохе. Делали его из калиевой селитры, серы и активированного угля (он постоянно заклинивал родительскую кофемолку, на которой я его измельчал в пыль). Признаюсь честно, мои пороховые двигатели работали с перебоями, поднимая ракеты всего на пару десятков метров. Причину я узнал лишь пару дней назад — запрессовывать двигатели нужно было не молотком в квартире, а школьным прессом в лаборатории. Но кто бы, спрашивается, меня в седьмом классе пустил запрессовывать ракетные двигатели?!


Два редчайших двигателя, которые удалось достать «ПМ»: МРД 2, 5−3-6 и МРД 20−10−4. Из советских запасов ракетомодельной секции в Детском доме творчества на Воробьевых горах.

Работа с ядами

Вершиной же моей двигателестроительной деятельности стал довольно ядовитый двигатель, работавший на смеси цинковой пыли и серы. Оба ингредиента я выменял у одноклассника, сына директора городской аптеки, на пару резиновых индейцев, самую конвертируемую валюту моего детства. Рецепт я почерпнул в жутко редкой переводной польской ракетомодельной книжке. И двигатели набивал в папином противогазе, который хранился у нас в кладовке, — в книжке особый упор делался на токсичность цинковой пыли. Первый пробный запуск был проведен в отсутствие родителей на кухне. Столб пламени из зажатого в тисках двигателя с ревом устремился к потолку, прокоптив на нем пятно диаметром в метр и наполнив квартиру таким вонючим дымом, с каким не сравнится и коробка выкуренных сигар. Вот эти-то двигатели и обеспечили мне рекордные запуски — метров, наверное, на пятьдесят. Каково же было мое разочарование, когда через двадцать лет я узнал, что детские ракеты нашего научного редактора Дмитрия Мамонтова летали в разы выше!


1, 2, 4) При наличии заводского ракетного двигателя с постройкой простейшей ракеты справится и школьник начальных классов. 3) Продукт самодеятельного творчества — двигатель из патронной гильзы.

На удобрениях

Двигатель Дмитрия был проще и технологичнее. Основной компонент его ракетного топлива — это натриевая селитра, которая продавалась в хозяйственных магазинах как удобрение в мешках по 3 и 5 кг. Селитра служила окислителем. А в качестве горючего выступала обычная газета, которая и пропитывалась перенасыщенным (горячим) раствором селитры, а затем высушивалась. Правда, селитра в процессе сушки начинала кристаллизоваться на поверхности бумаги, что приводило к замедлению горения (и даже гашению). Но тут вступало в действие ноу-хау — Дмитрий проглаживал газету горячим утюгом, буквально вплавляя селитру в бумагу. Это стоило ему испорченного утюга, но зато такая бумага горела очень быстро и стабильно, выделяя большое количество горячих газов. Набитые свернутой в тугой рулон селитрованной бумагой картонные трубки с импровизированными соплами из бутылочных пробок взлетали на сотню-другую метров.

Карамель

Параноидальный запрет российских властей на продажу населению разных химреактивов, из которых можно изготовить взрывчатку (а ее можно изготовить практически из всего, хоть из древесных опилок), компенсируется доступностью через интернет рецептов практически всех видов ракетного топлива, включая, например, состав горючего для ускорителей «Шаттла» (69,9% перхлората аммония, 12,04% полиуретана, 16% алюминиевой пудры, 0,07% оксида железа и 1,96% отвердителя).


Картонные или пенопластовые корпуса ракет, топливо на основе пороха кажутся не очень серьезными достижениями. Но как знать — может, это первые шаги будущего конструктора межпланетных кораблей?

Безусловным хитом любительского ракетного двигателестроения сейчас являются так называемые карамельные двигатели. Рецепт топлива прост до неприличия: 65% калиевой селитры KNO3 и 35% сахара. Селитра подсушивается на сковородке, после чего измельчается в обычной кофемолке, медленно добавляется в расплавленный сахар и застывает. Итогом творчества становятся топливные шашки, из которых можно набирать любые двигатели. В качестве корпусов двигателей и форм прекрасно подходят стреляные гильзы от охотничьих патронов — привет тридцатым! Гильзы в неограниченном количестве есть на любом стрелковом стенде. Хотя признанные мастера рекомендуют использовать не сахарную, а сорбитовую карамель в тех же пропорциях: сахарная развивает большее давление и, как следствие, раздувает и прожигает гильзы.


Назад в будущее

Ситуация, можно сказать, вернулась в 1930-е годы. В отличие от других видов модельного спорта, где недостаток отечественных двигателей и прочих комплектующих можно компенсировать импортом, в ракетомодельном спорте это не проходит. У нас ракетомодельные двигатели приравниваются к взрывчатым веществам, со всеми вытекающими условиями по хранению, транспортировке и провозе через границу. Не родился еще на земле русской человек, способный наладить импорт таких изделий.

Выход один — производство на родине, благо технология тут вовсе не космическая. Но заводы, имеющие лицензии на производство таких изделий, за них не берутся — им этот бизнес был бы интересен лишь при миллионных тиражах. Вот и вынуждены начинающие ракетомоделисты из крупнейшей космической державы летать на карамельных ракетах. Тогда как в Соединенных Штатах сейчас стали появляться уже многоразовые модельные ракетные двигатели, работающие на гибридном топливе: закись азота плюс твердое горючее. Как вы думаете, какая страна лет через тридцать полетит к Марсу?