Русский язык тема: "Синтаксическая роль имен прилагательных". Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

    Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

    Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

    Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет , друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

    Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- что вы знаете об имени прилагательном?

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные?

В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

Определение.

Обобщение: (слайд 7)

    Самостоятельная часть речи.

    Обозначает признак предмета.

    Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

    Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.

Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

Быстро глазками отыскать предмет.

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)

Дыхательная гимнастика.

На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

    Работа по теме урока.

    Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)

    Минутка чистописания

    Словарная работа « Загадки»

Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)

*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)

*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

Вставь пропущенные имена прилагательные;

Определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

Какие у вас есть предположения?

- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

Прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

    Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны;)

1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI . Подведение итогов урока.

О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII . Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

1). Общая беседа

Каким членом предложения может быть прилагательное?

Приведите примеры из домашнего задания:

а) определение;

б) полное прилагательное и краткое прилагательное.

Определение: На чужой стороне и весна не красна.

Глупая та птица, которой гнездо свое немило.

2). Самостоятельная работа по таблице

I вариант

Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным

прилагательным (№2).

II вариант

Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.

Ш вариант

Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное яв­ляется определением.

Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:

,
,
. : ирапр ираприрапр (№ 7).

3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -

сами проверяют.

Поднимите руку, кто ошибся.

Вывод о синтаксической роли прилагательного.

4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меня­ются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.

I вариант

I. Найти прилагательное

1. Дерево.

2. Деревянный.

3. Древесина.

4. Одеревенеть.

5. Древесный..

II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных

о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю

душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу

III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании

1. Чуж...го человека.

2. Свеж...го хлеба.

3. Старш...го брата.

4. Боль..го города.

5. Хорош...й оценке.

IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их

3. Горяч…

4. Хорош…

1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

2. Верный друг и через век другом будет.

3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.

4.Зубасты, а не кусаются.

5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.

VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных

1. Щенок был голодный и несчастен.

2. Мост через реку был узок и шаток.

3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.

4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.

I вариант

I. Найти прилагательное

2. Лесной.

3. Лесничество

II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.

Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании

1. Горяч...го источника.

2. Больш... сумки.

3. Чуж... тетради.

4. Неуклюж...го медвежонка.

5. Колюч…го растения.

V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их

3. Блестящ...

4. Много туч...

5. Скрипуч...

V. Найти предложения с краткими прилагательными

1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.

2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.

3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.

Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.

III вариант

I. Найти прилагательное

2. Сонный.

4. Сонливый.

5. Сонник.

В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.

Имя прилагательное

Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).

В начальной форме оно употребляется в мужском роде единственного числа. Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.

Постоянные признаки

Любой грамотный обучающийся знает, что все части речи имеют свои особенности.

Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.

Самой продуктивной категорией являются качественные прилагательные. Судя из названия, мы можем понять, что они предназначены для описания определенных характеристик предметов.

Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.

Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.

Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.

Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).

Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.

Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.

Следующая группа отличается от других вопросом. Только притяжательные прилагательные может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.

Например: волчий след, акулий глаз.

Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).

Непостоянные признаки

Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.

Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.

Например: настенный - темное - водная.

Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.

Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.

Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время морфологического разбора. Его план укажем ниже в статье.

Роль в предложении

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.

Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.

Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.

Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.

В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.

Например: Платье было пестрое.

Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.

Образец разбора

Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.

  • Начальная форма и вопрос.
  • Грамматические особенности.
  • Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
  • Роль в предложении.

Пример: В уютном доме расположились гости.

  • Уютный - имя прилагательное (какой?).
  • Признак.
  • Качественное.
  • Мужской род, предложный падеж, единственное число, форма полная, степень положительная.
  • Функция - определение.

Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.

Материалы по теме:

  • Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Отличие его от причастия
  • Что такое прилагательное? Прилагательное как часть речи

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Цель: Знать:

Морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую функцию его в предложении

Роли прилагательного в тексте

Употреблять прилагательные в речи

Определять морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую роль в предложении

Расширить:

Сведения о функции прилагательного в предложении

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка д/з

III Лингвистическая разминка

1. На какие группы можно разделить данные слова? Подчеркните одну из групп одной чертой.

Корень, приставка,глагол, суффикс, местоимение, прилагательное, окончание, существительное.

Корень, приставка, суффикс, окончание – это части слова (морфемы).

Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.

2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:

1) определение, обстоятельство, подлежащее,

2) прилагательное, сказуемое, дополнение.

Имя прилагательное – это часть речи.

IV Изучение нового материала

1. Работа с текстом

О какой птице идет речь?

Как вы это определили?

Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? На какие вопросы они отвечают? (Имена прилагательные)

К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

Какие слова они поясняют? (Имена существительные)

2. Загадки

Сам алый, сахарный,

кафтан зеленый,

бархатный. (Арбуз)

Золотое решето черных

домиков полно: сколько

черненьких домов –

столько беленьких жильцов.(подсолнечник)

Какие слова помогают нам отгадать загадки? (Имена прилагательные.)

3. Поэтическая пятиминутка

Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.

Такое средство выразительности речи называется эпитетом.

Разберите по составу прилагательное грустная . Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Белая берёза - ед.ч., ж.р., им.п..

На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.

Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.

4 Игра «Составь слово»

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Бесстрашные х/ш

С каким фонетическим явлением вы встретились?

Почему в этом слове пишется две буквы с?

Разберите слово по составу.

5. Синтаксическая пятиминутка

Разберите предложения по членам предложения:

Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.

Вода в озере холодная.

Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

Определение, сказуемое.

На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?

Принадлежность предмета кому-либо.

6. Лексическая работа

Прочитайте предложения и найдите определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?

1. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

2. Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

3. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

4. Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

Вывод : прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

Проект.

« Синтаксическая роль имени прилагательного».

Материал к уроку

русского языка в 6 классе

подготовила Николаенко Н.Н.

учитель МБОУ Кировская СОШ № 5

Кагальницкий район Ростовская область

2015 г.


Основополагающий вопрос: каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Задачи: формировать навыки определения синтаксической роли имени прилагательного.

План работы .

1. Теоретические данные об имени прилагательном как части речи:

а)определение;

б)сказуемое;

в)подлежащее.

2.Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления:

а)художественное произведение;

б)научный стиль;

в)устная речь.

3.Вывод.


Гипотеза.

Имя прилагательное может

быть в предложении

любым членом предложения,

но чаще всего

это определение.


Синтаксическая роль прилагательного

Определение

Полная форма

Голубые просторы неба отражаются в широкой реке.

Сложная форма сравнительной степени

Более красивый рисунок отдали на выставку.

Форма превосходной степени

Самый интересный рассказ напечатали в известнейшей газете.


Синтаксическая роль прилагательного

Сказуемое

Полная форма

Его поступки были великолепными .

Краткая форма

Удивительна судьба этого человека.

Сравнительная и превосходная степень

Он был лучше всех. Она была наикрасивейшая из нас.


Синтаксическая роль прилагательного

Подлежащее

Полная форма

Красивые и решительные сделали шаг вперед.

Сложная сравнительная и превосходная степени

Более стойкие не сдали своих позиций. Добрейшие из них решили сделать пожертвования.


Результаты исследования. «Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления.

Проанализировано:

Устная речь - 5 человек;

Художественный текст – отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи) ;

Научный текст – параграф учебника биологии

6 класса «Строение семян».




Научный текст

100% использование определения.


Итак.

Имя прилагательное

может выполнять любую

синтаксическую роль,

но чаще всего оно является

определением.