Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Насекомые» для детей старшей группы детского сада. Проект "загадочный мир насекомых" Фцкм в старшей группе на тему насекомые

Тема : Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека) .
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог : Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа « Что дети знают о насекомых?»

Задачи : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые».

Индивидуальная работа по ФЭМП (Даша Ф., Дима, Леша).

Задачи : упражнять детей в счете, учить отсчитывать нужное количество предметов, использовать освоенные умения для решения различных задач.

Дежурство по занятиям (Лида).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно.

Самостоятельная деятельность детей в зоне коррекционно-развивающих игр.

Задачи: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ».

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Эти удивительные насекомые».

Цель : познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия (Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр.309).

Аппликация «Божьи коровки на лужайке» (коллективная работа).

Цель: формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки.

Музыка

Прогулка

Наблюдение за бабочками.

Задачи : предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры «Встречные перебежки», «Третий лишний».

Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия, расширять игровые замыслы. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость.

Труд : уборка на участке.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Егор, Сережа, Саша).

Задачи : закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Дидактическая игра «Помоги найти».

Задачи: учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды).

Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.

Спортивная ходьба «Готовимся к олимпиаде».

Задачи : упражнять детей в правильном выполнении основных движений, учить регулировать скорость движения в зависимости от самочувствия. Повышать функциональные возможности детского организма.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».

Задачи: прививать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Даша Н.).

Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана.

Формирование навыков культурного поведения «Прощание с гостем».

Задачи: познакомить детей с правилами в момент прощания, рассмотреть модели поведения в различных ситуациях.

Вторая половина дня/вечер

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Детский сад»: дидактическая игра «Кто это делает?»; разучивание песни «Мы дружные ребята».

Задачи: способствовать обогащению и систематизации опыта и знаний детей, учить осмысливать и использовать в игре полученную информацию.

Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений о весне (Семен, Катя, Никита В.).

Задачи: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общения.

Рисование на свободную тему. Работа в раскрасках по теме недели.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

Сюжетно-ролевая игра «Доктор».

Задачи: закреплять умение детей поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Прогулка

Наблюдение : деревья в мае.

Задачи : предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений.

Подвижная игра «Гуси – гуси».

Задачи: формировать у детей умение действовать по словесному сигналу, развивать диалогическую речь.

Ужин

Задачи: формировать умение самостоятельно организовывать игры, договариваться с партнерами, подбирать инвентарь.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа по этике и культуре поведения «Разговор с младшим».

Задачи : формировать у детей навыки культурного поведения при общении с малышами, правильно строить взаимоотношения с ними, исполнять роль старших, брать на себя ответственность.

Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Дежурство по занятиям (Миша).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: умение выполнять в игре типичные социальные роли (семьянин, гражданин, работник), действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Даши Ф., Дани Х., Дани П.); выставка детского творчества.

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи «Насекомые».

Цель: познакомить детей с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Рассказать, чем питаются насекомые, какую пользу приносят, учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», стр. 28, альбом 4).

Рисование «Бабочки летают над лугом».

Цель : учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Развивать эстетическое восприятие (Т.С. Комарова, стр.110).

Физкультура (по плану физ. руководителя)

Прогулка

Наблюдение за муравьиной тропой.

Задачи : у точнить знания о поведении муравьях, месте обитания, взаимоотношении; формировать основы экологической культуры.

Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пустое место».

Задачи: учить детей соблюдать правила игры. Развивать речь, ловкость и быстроту реакции.

Труд: подметание веранды.

Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками (Тимофей, Даня П., Егор).

Задачи : развивать координацию движений.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание, формировать умение действовать в соответствии с сигналом.

Игры с песком.

Задачи: в процессе изготовления построек из песка знакомить детей с его свойствами, учить выполнять постройки из песка для последующей игры с ними.

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать выполнение детьми элементов игры. Развивать глазомер, формировать умение регулировать силу и направление удара.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки «Медведь и комар».

Задачи : продолжать развивать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Полина).

Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи: учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы. Формировать требовательное отношение к своему внешнему виду.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Чего больше?» (Саша, Дима,).

Задачи : упражнять детей в счете в пределах десяти. Закреплять умение разбивать множество на части и устанавливать отношения между множеством и его частью.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты .

Настольно-печатная игра «Зеленый город».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, учить детей играть вместе, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Задачи: обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени от колышка.

Подвижные игры «Краски», «Мышеловка».

Задачи : учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.

Ужин

Игры со строительным материалом.

Задачи : формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки . Развивать воображение и фантазию.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

«Беседа о бабочках».

Задачи: уточнить знания о внешнем виде, месте обитания бабочек, развивать речь.

Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой ».

Задачи: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами беззащитного насекомого.

Индивидуальная работа по развитию речи (Полина, Семен, Юля).

Задачи: упражнять детей в образовании сравнительной степени прилагательных, учить использовать сравнительную степень прилагательных в различных речевых конструкциях.

Дежурство по занятиям (Егор).

Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Самостоятельные игры по выбору детей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса, ориентирование их на совместное с ребенком чтение художественных произведений.

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».

Цель : продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», «под» и т.д. (В.П. Новикова «Математика в детском саду», стр.79).

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдение: черемуха в мае.

Задачи : предложить детям рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением на черемухе листьев и цветов.

Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Гуси-лебеди».

Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Труд: полив растений клумбы.

Индивидуальная работа по развитию движений (Соня, Саша, Даша Н.).

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Задачи: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Задачи: закреплять названия объектов природы (насекомые, птицы, звери, рыбы, деревья, цветы).

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи: формировать коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми; разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе.

Игры с песком.

Задачи: учить делать постройку для последующей игры.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой (Лида).

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Умывалочка».

Задачи: учить детей мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Работа в уголке сенсорного воспитания.

Задачи: систематизировать знания детей о разнообразных свойствах воды, стимулировать включение разных органов чувств.

Дидактическая игра «Кто я?» (Сережа, Дима, Тимофей).

Задачи: учить детей составлять рассказы-описания о себе в настоящем, прошедшем и будущем временах. Развивать творческие способности детей.

Работа в прописях.

Задачи: развитие графо-моторных навыков.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.

Задачи : развитие мелкой моторики.

Игры со строительным материалом: конструирование по замыслу.

Задачи: учить детей создавать постройки и обыгрывать их.

Прогулка

Наблюдение за растениями.

Задачи: предложить детям рассмотреть растения на участке, обратить внимание на новые признаки роста и развития растений, рассказать о них.

Подвижная игра «Третий лишний».

Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Ужин

Игровая деятельность по интересам детей .

Задачи : развивать у детей самостоятельность, активность, умение интересно и с пользой проводить досуг.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Я среди людей».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын-дочь, брат-сестра, внук-внучка). Определять свое место и роль в окружающем мире.

Индивидуальная работа по развитию речи: дидактическая игра «Один – много» (Дима, Катя, Сережа).

Задачи: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (пчела – пчёлы – пчёл)

Самостоятельная деятельность детей в игровой зоне.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.

Предложить родителям дома подобрать и наклеить в альбом картинки с изображением насекомых.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Дани П., Сережи, Кати).

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Муравьи – санитары леса».

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, воспитывать любовь к природе, углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Физкультура (улица)

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Задачи : организовать наблюдение за бабочкой лимонницей, предложить детям составить рассказ по результатам наблюдения, описать бабочку, ее действия.

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

Труд : уборка территории группового участка.

Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мяча вдаль (Егор, Даня Х.,

Семен)

Задачи: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Дидактическая игра « Испорченный телефон».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».

Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма. Учить детей ориентироваться на территории детского сада, соблюдать маршрут движения.

Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка«Сказка про Комара-Комаровича».

Задачи : прививать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой

(Даша Ф.).

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».

Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения насекомых, развивать выразительность речи.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» (Леша, Миша, Сережа).

Задачи: упражнять в вытягивании сомкнутых губ вперед.

Индивидуальная работа в прописях (Даня П., Лида, Саша).

Задачи: развитие графо-моторных навыков детей.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке: рассматривание иллюстраций любимых книг.

Задачи: учить детей видеть, как художник передает в рисунках характеры персонажей.

Прогулка

Наблюдение за погодой .

Задачи : предложить детям охарактеризовать погоду, составить коллективный сравнительный рассказ «Погода утром и вечером» с опорой на сигнальные символы, обозначающие основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать технику выполнения ударов по волану, учить детей играть, ориентируясь на партнера. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Ужин

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Задачи: используя косвенный метод руководства, подвести детей к самостоятельному созданию игрового замысла; формировать умение использовать предметы-заместители.

Проект «Летнее путешествие в мир насекомых» для детей старшей группы детского сада

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна

Описание работы: проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, реализация которого дает возможность детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?

Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации: в течение месяца.
Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».
Вид проекта: познавательный, краткосрочный.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: карты, наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- экспериментально - исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- беседы;
- художественная мастерская;
- прогулки, наблюдения в природе;
- опыты, исследования;
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- оформление стенгазеты.

Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно – образовательная деятельность:
- «Мы идем на луг» - познавательное развитие;
- «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие;
- «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»;
- «Встреча с бабочкой Лили»;
- «Встреча с муравьем Кузей»;
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,«День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский;
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону;
- «Бабочки на лугу» - рисование;
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»;
- «Комар Пискун» - ручной труд из природного материала.

Итог: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на луг» (на прогулке), стенгазета «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир»

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Летнее путешествие в мир насекомых»;
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».

«Мы идем на луг»
игровое интегрированное занятие совместно с инструктором по физической культуре
Цель: Развитие познавательного интереса к объектам природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о насекомых: внешнем виде, частях тела и т.д.;
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение.

Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, сочная трава!
Здравствуй, матушка – земля!

В группу заходит
- Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

Инструктор по физической культуре: - А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;
- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;
- «по кочкам» - ходьба на пятках;
- «легкий бег»;
- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.

Дети становятся в круг около лесной полянки.

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующую картинку.
Загадки
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после, в улей мчится пулей,
И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать одним словом, тех, кто на них изображен?
Дети: - Насекомые!
Воспитатель: - Что есть у насекомых? Что они умеют делать?

Инструктор по физической культуре: - Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!

Игра - импровизация «Насекомые».
Инструктор по физической культуре или воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети: - Можем их раскрасить!
Воспитатель: - Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.

Словесная игра «Я выбрал, потому что…»

Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.

Воспитатель: - О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?

Инструктор по физической культуре: - Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.

Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.

Воспитатель: - Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Пособие пятого (начального) звена общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. (Система интегрированных занятий с детьми старшего возраста) / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.
5. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.