Тема: Правовое регулирование сети Интернет. Особенности правового регулирования отношений в сфере использования сети Интернет Правовое регулирование в интернете

Интернет представляет собой единую информационную сеть, без которой жизнь современного человека практически невозможна. Однако развитие этой сферы в настоящее время требует детального изучения, поскольку ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Практика правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием федерального закона о российском сегменте, экстерриториальным характером сети Интернет и другими факторами.

В наиболее общей форме основные положения регулирования сферы Интернет закреплены в Конституции РФ: основной закон устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71). Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, что также закреплено в Конституции РФ, а также в 10 статье Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вступая в дискуссию о правовом регулировании Интернета, следует, в первую очередь, сформулировать ответ на вопрос: есть ли острая необходимость в специальном законе, регулирующем отношения в Интернете, или в особой государственной политике по отношению к Сети, либо можно обойтись действующим законодательством, внеся в него необходимые поправки? Вопрос этот неоднократно обсуждался на различных уровнях, в том числе и в Правительстве России. В итоге сделан вывод, что сегодня необходимости в разработке специальных законов нет. Принятие подобного закона может создать какое-то дополнительное психологическое удобство для определенного круга лиц, но не предоставит никаких дополнительных гарантий, кроме тех, что даны Конституцией страны и другими базовыми законами. Однако необходимо учесть, что соотношение любого нормативно-правового акта Конституции РФ, будь то связанного с регулированием Интернет-пространства или нет, является исключительной прерогативой исполнительной власти, что, так или иначе, может послужить поводом для претворения определенной политики в сети. Таким образом, появляется формальный повод введения цензуры, что, думается, недопустимо в демократическом государстве, чем Россия в настоящее время и является.

В самой Конституции Российской Федерации закреплено: определение основ государственной внешней и внутренней политики - прерогатива Президента страны. Поэтому нормативные акты, о которых будет идти дискуссия, должны быть введены нормативными актами Президента. Поэтому, вероятнее всего, наиболее верно было бы ввести в действие специальный указ президента, регулировавший бы так или иначе эту отрасль. Однако, при дальнейшем исследовании можно понять, что на эту тему существует множество президентских указов, поэтому необходимо дальнейшее исследование проблемы.

Тем не менее, думается, что накопленный опыт позволяет создать действующую правовую базу, регулирующую как права и свободы, так и ответственность за превышение и злоупотребление ими. Реализация этой задачи требует особых технологий, но это уже не правовой вопрос. Таким образом, прежде всего необходимо создать такую правовую базу в отношении конкретных областей использования Интернета, чтобы не были нарушены конституционные права граждан.

Что касается правового регулирования информационного обеспечения, то здесь необходимо выделить три ключевых проблемы: во-первых, необходим порядок регистрации доменных имен, предусматривающий пресечение попыток захвата доменных имен, совпадающих с торговыми марками. Это острая проблема, которая должна быть решена за счет внесения соответствующей поправки в закон о товарных знаках. В ней должно быть четко расписано, как наказываются попытки присвоения товарного знака или доменного имени. Во-вторых, требуется решить вопрос с электронной цифровой подписью - т.е., в этой связи необходимо принятие федерального закона, регулировавшего бы данный вопрос. В-третьих, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - здесь необходимо учесть, что необходимо внести поправки, связанные с реализацией защиты личной и персональной информации, в том числе и в Интернете. Здесь следует особое внимание уделить так называемой информационной безопасности, которая представляет собой три взаимосвязанных части. Первая - это обеспечение конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере. Вторая - интеграция России в мировое информационное пространство, а также создание конкурентоспособной индустрии информационных услуг. Третья - это обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры.

В целом, судебные прецеденты в рассматриваемой сфере крайне редки и сосредоточены в основном вокруг института интеллектуальной собственности, ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистские материалы, привлечения к ответственности лиц, распространяющих детскую порнографию в сети Интернет. В этой связи наряду с общей поддержкой свободного функционирования Интернета, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что Интернет - это сила, которая может быть конструктивной, полезной, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, нанести прямой вред здоровью и жизни людей. Несмотря на отсутствие специального акта об Интернете, субъекты отношений в российском сегменте сети Интернет, имеют права и несут обязанности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами и в случае совершения правонарушений подлежат установленной законом ответственности.

Правовое регулирование сети Интернет
ПЛАН


3. Правовая база
1. Основные характеристики сети Интернет
Широкое использование программ для ЭВМ во всех сферах жизнедея-тельности людей является отличительной чертой новой стадии социального развития, именуемого как постиндустриальное или информационное общест-во, главным признаком которого является определяющая роль научно-технических достижений в области информационных и коммуникационных технологий. Од¬ной из основных составляющих информационного общества выступает исполь¬зование информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей, в первую очередь - сети Интернет, которая продолжает активно развиваться.
С начала 1990-х годов был дан старт объединению персональных ком-пьютеров в локальные и международные сети, что в дальнейшем привело к соз¬данию глобальной информационной сети Интернет. Число ее пользователей растет революционными темпами: в самом начале 90-х годов оно не превышало 70 тысяч человек, в 1993 году в мире пользователями Интернет являлись уже 10 миллионов человек, а в 2006 году этот показатель превысил 1 миллиард. По прогнозам, уже в 2011 году будет насчитываться 2 млрд. пользователей Интер¬нет. В сети размещено несколько миллиардов сайтов и изображений, а объем передаваемых через Интернет данных удваи-вается ежеквартально.
Представляется необходимым вы¬делить основные свойства (характери-стики) сети Интернет:
1. Сеть Интернет обеспечивает доступ к множеству информационных ре-сурсов, в которых информация представлена в электронном виде, при этом местом нахождения носителя такой информации может быть любая точка зем-ного шара. Кроме того, информация в том виде, в котором она подается пользо¬вателю (текст, графическое изображение, аудиовизуальное произведение) мо¬жет быть нигде не зафиксирована в виде единого целого. Результат, получае¬мый пользователем, может складываться из фрагментов, расположенных в раз¬личных местах и не имеющих самостоятельной формы представления.
2. Многофункциональность сети. Цифровые технологии позволяют представить в двоичной системе счисления все формы выражения - текст, звук и изображение. World Wide Web, являясь ключевой составляющей сети Интер¬нет, при помощи графического интерфейса и отсылочных протоколов гипер¬текста обеспечивает наличие всех этих форм выражения в сети. В результате цели, для которых в настоящее время используется сеть Интернет, составляют полный спектр человеческой активности: исследование, образование, социаль¬ные связи, политика, развлечения и коммерция.
3. На сегодня сеть Интернет имеет глобальные масштабы, то есть доступ к ней возможен из абсолютного большинства стран мира. В связи с этим сеть Интернет функционирует «в мультизаконодательной среде» . Посредством техно¬ логии пакетной передачи информация может распространяться через раз¬личные страны и юрисдикции, пока не достигнет места назначения. Это гло¬бальная среда, перенесенная на историческую систему различных материаль¬ных юрисдикций. В целом к настоящему времени существует только несколько примеров национальных законодательных актов, специально ориентированных на сеть Интернет, и ни одного международного юридического инструмента, специально разработанного для регулирования сети Интернет.
4. В сети Интернет невозможно осуществить передачу товаров или де-нежных средств. Передача товаров и денежных средств физически осуществля¬ется вне пределов сети Интернет, но возможна с ее помощью.
5. Размещение в сети Интернет информации, доступ к этой информации, а также внутрисетевой обмен информацией осуществляется при участии спе-циализированных организаций - поставщиков Интернет услуг (провайдеров). При этом сама сеть Интернет как совокупность информационных ресурсов не-подконтрольна какому-то конкретному лицу, государству или международной организации.
6. Технически размещение информации в сети Интернет и получение ин-формации из сети могут осуществляться на анонимной основе. При этом ано-нимно может действовать конкретный пользователь сети, но всегда можно установить факт распространения информации определенным провайдером либо получение информации при помощи услуг определенного провайдера.
7. Ценовая доступность. Подсоединение к сети Интернет и получение возможности пользоваться преимуществами, которые она может предложить, является все более доступным и относительно не дорогим действием.
Указанные специфические особенности сети Интернет влекут за собой определенные последствия при формулировании правил в отношении любого аспекта функционирования сети. Как подчеркивает А.С. Ешич, «муль-тизаконо¬дательная и многофункциональная природа сети Интернет означает, что при любой попытке сформулировать определенные правила будет неизбежно за¬тронуто множество различных интересов в различных частях мира. Также не¬обходимо принимать во внимание, что разработка правил в отношении одного определенного интереса или функции не должна повлиять отрицательным об¬разом и не должна пересечься с другими интересами или функциями» .
Кроме того, сеть Интернет как уникальная информационная среда ха-рактеризуется следующими признаками:
1. сеть Интернет не является ни средством массовой информации в его законодательном понимании, ни аппаратным средством связи, она представляет собой уникальную среду межличностного общения, имеющую наднациональ¬ный, надгосударственный характер;
2. сеть Интернет в целом или в отдельных ее частях не имеет собствен-ника, не принадлежит какому-либо государству, организации либо физиче-скому лицу;
3. доступ к ресурсам сети Интернет является частным правом граждан и не может быть ограничен путем установления государством каких-либо адми-нистративных барьеров, препятствующих в той или иной мере его сво-бодному использованию;
4. сеть Интернет является полностью саморегулируемой информацион-ной средой, пользователи которой самостоятельно определяют правила поведе¬ния при ее использовании.
2. Проблемы правового регулирования
Проблемы регулирования отношений с использованием сети Интернет обусловлены, в первую очередь, ее выявленными свойствами. Кроме того, по-сле превращения сети Интернет из технологической инфраструктуры в попу-лярную сеть, связывающую представителей различных сообществ по всему миру, сеть Интернет стала инструментом, посредством которого люди по всему миру обмениваются и совместно пользуются идеями, информацией, то-варами и услугами. То, что первоначально предназначалось в качестве воен-ного и исследовательского инструмента, стало, в том числе, каналом для элек-тронной коммерции.
В последние годы, как в России, так и во всем мире, сеть Интернет активно используется хозяйствующими субъектами в самых различных областях предпринимательской деятельности. Это обусловлено, в первую оче-редь, тем, что использование современных телекоммуникационных технологий позволят существенно снизить материальные издержки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и сократить временные затраты на осуществление хозяйственных операций.
Юридически значимые общественные процессы, объективно нуждающиеся в социальном регулирова¬нии со стороны государства, стали переноситься в электронную форму еще до появления глобальной компьютерной сети Интер¬нет. Переход к электронным средствам и технологиям ведения бизнеса начался в тех областях и сегментах экономики, где быст¬рота и точность сбора, обработки и передачи информации явля¬ются основными факторами предпринимательского успеха.
Переход к третьему тысячелетию связывается целым рядом специалистов в области философии, информатики, экономики, юриспруденции и других наук с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, в которой решающую роль играют отрасли, связанные с получением, распространением и обработкой информации. Привычно относимое к будущему информационное общество представляет собой реальность сегодняшнего дня. Уже сейчас в наиболее экономически развитых государствах более половины рабочих мест приходится на сферу производства и обработки информации. В условиях информационного общества ключевую роль играют телекоммуникационные сети как среда для сбора и обмена информацией в локальных, общегосударственных и международных масштабах, где протекают процессы лавинообразного распространения общественных отношений по поводу использования глобальной сети Интернет.
Глобальная информационная сеть Интернет - одна из самых заметных особенностей в развитии современных общественных систем. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению числа пользователей сети Интернет, которое превысило в 2007 году 25 миллионов человек. Развитие коммуникационных технологий и широкое распространение сети Интернет в России повлекли за собой множество правовых проблем.
Являясь по сути глобальной, децентрализованной информа¬ционной сре-дой, имеющей коммуникационную основу, гло¬бальная компьютерная сеть Ин-тернет представляет собой иде¬альный инструмент ведения экономической, и в том числе пред¬принимательской, деятельности с использованием новых ин-формационных технологий. При этом в качестве несущей конструкции элек-тронного сегмента мировой экономики рын¬ков (мирового хозяйства) выступает возможность переноса основных элементов производственно-бытовой цепочки боль¬шинства хозяйственных процессов (т.е. развития как отдельных производств, отраслей экономики, так и регулирующих процес¬сов в рамках всей экономики страны, группы стран и экономик рынков целых регионов) в электронную экономическую и юри¬дическую среду, функционирующую в режиме реального време¬ни (on-line). «Другими словами, реклама, производство, закуп¬ка сырья, платежи, поставка товаров должны и могут осуществ¬ляться электронным способом через глобальную информацион¬ную магистраль сети Интернет и сопряженные с ней специаль-ные частные сети. Сейчас такая степень автоматизации процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот при¬мер демонстрирует огромный потенциал сети Интернет для раз¬вития электронной коммерции. Сдерживающим фактором раз¬вития данного процесса является сложность регулирования во¬просов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок, а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собствен¬ность» . Таким образом, развитие глобальных компьютерных се¬тей (и в первую очередь сети Интернет) поставило перед правом необходимость формирования соответствующей специальной правовой отрасли, призванной урегулировать общественные от¬ношения, возникающие и формирующиеся в Интернете. С дру¬гой стороны, только оптимизация информационного законода¬тельства позволит совершить очередной качественный скачок в развитии информационного пространства компьютерных сетей. При этом государственное регулирование информационных от¬ношений идет по двум путям - через упорядочение частных (экономических) информационных связей и всемерное развитие публичных (неэкономических, гуманитарных) информаци¬онных правоотношений.
Большинство исследователей, пишущих на темы экономики, организации и управления, уверены, что XXI век следует провозгласить «веком Интернета». По мере развития Всемирной Сети будут происходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в самом образе их жизнедеятельности. В первую очередь в самом ближайшем будущем серьезные перемены ожидают бизнес, а затем, как следствие, и всю экономику нашего общества. Появление в лексике таких неологизмов как е-коммерция (Интернет-коммерция), е-бизнес (Интернет-бизнес), е-предприятие (Интернет-предприятие) и т.д. свидетельствует о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, имеют, по крайней мере, устойчивый характер и заслуживают пристального внимания со стороны экономистов, социологов, правоведов.
Количество пользователей Интернета в России постоянно растет. По данным исследований, проведенным Фондом «Общественное мнение», в современной России сеть Интернет используют порядка 23% населения. При этом большинство пользователей Интернета проживает в Москве (в Интернет регулярно входят более 52 % населения) . Это позволяет увеличить объем реализации товаров, работ и услуг посредством Интернета за счет новых потребителей, способствует более эффективному использованию Интернета в рекламных целях. Растет количество зарегистрированных доменных имен. Появляются все новые виды услуг, связанных с использованием Интернета, увеличивается объем инвестиций в телекоммуникационные технологии. Число сайтов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, также увеличивается.
Как известно, глобальные информационные сети представляют собой неотъемлемое от жизни общества сложное социальное, информационное и правовое явление. В сети Интернет сосредоточено колоссальное количество самой разнообразной информации, эту информацию можно найти и использовать в тех или иных целях. Там можно разместить любую информацию, в том числе предложения политического, коммерческого и личного характера. В глобальных информационных сетях размещаются также литературные и музыкальные произведения, товарные знаки, знаки обслуживания и иные объекты интеллектуальной собственности.
Можно констатировать, что сеть Интернет есть «наиболее важная инфраструктура развивающегося информационного общества, инфраструктура социального регулирования» . Невозможно переоценить роль сети в распространении информации и организации других информационных процессов. «Интернет до последнего времени представлял собой практически полностью саморегулируемую среду, в которой участники информационного обмена следовали стихийно сложившимся нормам поведения (так называемого сетевого этикета - netiquette). Но теперь отмечается явная недостаточность одного только саморегулирования применительно к отдельным сетевым отношениям» .
М.С. Дашян считает, что под правоотношениями в сети Интернет следует понимать общественные связи, образующиеся на основе использования сети Интернет и иных информационно-коммуникационных технологий (например, программного обеспечения) между поставщиками услуг по доступу в Интернет; поставщиками информации и пользователями, образующиеся на базе взаимного признания данными субъектами свободы и формального равенства. По мнению указанного автора, правоотношения в Интернет могут быть классифицированы на следующие виды: 1) общие; 2) организационные (управленческие); 3) информационные; 4) предметные.
К общим правоотношениям в Интернет относятся те правоотношения, которые осуществляются при помощи (при использовании) ресурсов (служб) сети Интернет, которые «противопоставляются» правоотношениям, местом совершения которых является реальная действительность, а не виртуальное пространство.
Так, В.Б. Наумов, исследуя вопрос о правовом регулировании Интернет, отмечает ряд общетеоретических и специальных проблем. К общетеоретическим проблемам он относит следующие:
- юрисдикция сети (или проблемы компетенции, экстерриториальности в Интернет);
- правосубъектность лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию в сети Интернет (или определение правосубъектности всех участников правоотношений в Интернет);
- определение времени и места действия в сети Интернет.
В этот список помимо указанных В. Наумовым проблем юрисдикции се-ти, правосубъектности участников информационного обмена в сетях, а также определения времени и места действия в сети Интернет, по мнению М.С. Да-шяна, можно отнести все иные проблемы в данной области, рассматриваемые в аспекте общей теории права; проблемы, рассматриваемые в системе взаимосвязей с такими явлениями как правосознание, правовая культура, законность, правомерное поведение и т.д.
Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира:
1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети;
2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности;
3) защита персональных данных, в частности, тех данных, которые соби-раются в процессе деятельности операторов сети (в т.ч. адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе «электронной коммерции»);
4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов;
5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.;
6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
7) электронная коммерция;
8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкциони-рованный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации;
9) применение средств криптозащиты;
10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо при-менять для урегулирования действий, совершаемых в сети.
На парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет» (проходивших почти десять лет назад, 18 мая 2000г.) был выдвинут и поддержан большинством участников тезис о том, что Интернет, по сути, является особым публичным пространством, существенно отличающимся по своим характеристикам от привычного нам общества. С другой стороны, широкую поддержку получило мнение, что к регулированию использования Интернета вполне применимы нормы действующего законодательства.
В юридической литературе распространено мнение о том, что общественные отношения, складывающиеся в сети Интернет, являются по своей юридической природе информационными отношениями.
Так, В.А. Копылов предлагает рассматривать отношения в Интернет, опираясь на информационный подход, основанный в первую очередь на мето-дах правовой информатики и кибернетики. Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование сущности информационных отношений требует существенных уточнений, разъяснений и дополнений. Причем использование в процессе общественных отношений сети Интернет не изменяет, в большем ряде случаев, сущности этих отношений, а скорее делает их более информационно насыщенными.
А.Б. Венгеров, проводя сравнительный анализ управленческих (административно-правовых, «вертикальных»), имущественных (гражданско-правовых, «горизонтальных») и информационных («диагональных») отношений, приходит к выводу, что информационные отношения являются социальными отношениями, имеющими техническо-организационную сторону и социальное содержание. Предлагаемая А.Б. Венгеровым классификация имеет спорный характер. Так, вряд ли можно согласиться с отнесением к сфере административно-правовых отношений имущественные отношения; многие специалисты отмечают, что «вертикальный» характер административных отношений всего лишь доминирующий признак, обусловленный важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности, но ни в коей мере не специфическое свойство рассматриваемых общественных отношений.
А.В. Самигулина обращает внимание на то, что в широком смысле электронная хозяйственная деятельность представляет собой совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров (работ, услуг) в ходе производства хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, и процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами непредпринимательской деятельности, тесно связанной с обеспечением предпринимательской деятельности, в электронной форме с использованием современных информационных технологий. При этом в качестве экономического инструмента осуществления названных процессов выступает сеть Интернет.
Сделки в Интернете совершаются в виртуальном пространстве, которое отличается от реального физического пространства. В силу этого, отдельными авторами указываются следующие четыре основных признака сделки в сети Интернет:
- сделка в Интернете обладает качеством юридического факта, представ-ляющего собой действие граждан и юридических лиц, совершение которого приводит к установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей;
- сделка в Интернете - это волевое действие. Его совершение предполагает наличие определенного уровня сознания и воли у субъекта, которые позволяют данному лицу руководить своими действиями и отдавать отчет в своих поступках;
- сделка в Интернете представляет собой действие, направленное волей и имеющее своей целью достижение субъективно предполагаемого участниками сделки определенного результата;
- сделка в Интернете - это правомерное действие ее участников, т.е. дей-ствия участников сделки должны находиться в сфере дозволенности или в сфере незапрещенности законом. Сделка, которая не отвечает этим требо-ваниям, является недействительной (ст. 168 Гражданского кодекса РФ).
Как отмечает Н.М. Васильева, с позиции правовой науки качественной эволюции в общественных отношениях, казалось бы, не произошло: юридиче-ская природа сделки купли-продажи не меняется от того, как будет произведен акцепт оферты - устно или путем пересылки сообщений по электронной почте. Однако практика показала, что существующие юридические механизмы, часто, не подходят для эффективного регулирования отношений, возникающих и реализующихся с применением новых технических средств.
Л.В. Горшкова справедливо отмечает, что в силу неоднородного характера отношений, реализующихся в сети Интернет, данные отношения являются объектом правового регулирования норм международного права и норм различных отраслей национального права, включая международное частное право.
А.Н. Гулемин обращает внимание на то, что именно в условиях массового развития сети Интернет необходима координация всех государств по разработке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих работу телекоммуникационной сети как на национальном, так и на международном уровне. Несмотря на то, что Интернет по своей сути является глобальным средством передачи информации, возможно регулирование некоторых направлений работы сети именно национальными нормативно-правовыми актами.
Как отмечает О.В. Мозолина, отношения в Интернете создает не сама компьютерная сеть, а субъекты, которые тем или иным образом связаны с ней. Следовательно, объектом правового регулирования являются отношения операторов и пользователей Интернета как между собой, так и во взаимоотношениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг. Основной задачей международно-правового регулирования в сфере Интернета является обеспечение взаимодействия государств и координация их усилий в организации всемирного информационного обмена. Отсутствие нормативно-правового регулирования Интернета негативно сказывается на развитии социальных и экономических процессов в обществе. Специальные правовые нормы, регулирующие Интернет, уже создаются в рамках внутригосударственного права отдельных стран. Тем не менее, внетерриториальный характер Интернета изначально ставит барьеры на пути их реализации. Это вызывает необходимость в гармонизации национального законодательства путем разработки и принятия международных договоров, посвященных различным аспектам деятельности в Интернете. Интернет дает дополнительный импульс процессу гармонизации, сближения национальных правовых систем. Проблемы, которые ставит Интернет перед современным обществом, наиболее успешно могли бы быть решены путем международно-правовой уни-фикации национальных законодательств и нормативной базы региональных интеграционных объединений.
Конституция Российской Федерации определяет базовые принципы об-щественных отношений в информационной сфере. Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, являются статьи 15, 23, 24, 29, 44 Конституции РФ. Конституцией провозглашается право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распро-странять информацию любым законным способом.
3. Правовая база
В действующем отечественном законодательстве отсутствует легальное определение сети Интернет.
В то же время, термин «Интернет» широко используется российским за-конодателем. Так, например, указанный термин применяется в следующих фе-деральных законах:
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая, ст. ст. 1484, 1519) ;
- Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ч. 3 ст. 79,ч. 9 ст. 80);
- Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ч. 9 ст. 31);
- Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
- Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении до-ступа к информации о деятельности государственных органов и органов мест-ного самоуправления» (вступает в силу с 01.01.2010г.) ;
- Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (всту-пает в силу с 01.07.2010г.) ;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных пове-ренных» ;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» ;
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ;
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ;
- и другие федеральные законы.
Среди постановлений Правительства РФ, в наименовании (а также в тек-сте) которых содержится исследуемая дефиниция, можно выделить следующие:
- Постановление Правительства РФ от 23 июня 2009 г. № 526 «О Прави-лах направления информации о публичных торгах по продаже в ходе исполни-тельного производства заложенного недвижимого имущества для размещения в сети Интернет» ;
- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» ;
- Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 179 «Об утвер-ждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осу-ществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме» ;
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 147 «Об утвер-ждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами» ;
- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обес-печении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Фе-дерации и федеральных органов исполнительной власти» ;
- Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О феде-ральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» ;
- и другие постановления Правительства РФ.
Среди указов Президента РФ, в наименовании (а также в тексте) которых содержится исследуемая дефиниция, можно выделить: Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасно-сти Российской Федерации при использовании информационно-телеком-муникационных сетей международного информационного обмена» ; Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» .
Также на федеральном уровне существует огромное количество ведом-ственных нормативных актов, содержащих термин «Интернет».
В проекте Федерального закона «Об основах государственного регули-рования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций», внесенном на рассмотрение Государственной Думы депутатом В.Я.Комиссаровым, предлагается удачное, на наш взгляд, определение Интернета как «средства массовой коммуникации, представляющего собой совокупность взаимодействующих между собой общедоступных автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью» . Однако данный федеральный закон не был принят до настоящего времени.
Несмотря на положительные изменения, наметившиеся в законодатель-стве Российской Федерации, в сфере правового регулирования Интернет отсутствует единая сложившаяся правовая терминология. Неполнота правового закрепления основных понятий, используемых при регулировании общественных отношений в сети Интернет, может привести к их неоднозначной трактовке и вариативности прочтения отдельных норм законодательства.
Таким образом, анализ действующего российского законодательства по-казывает, что вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более, что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. В связи с этим очевидно, что для правоприменительных органов (в том числе для судебных органов) данная область правоотношений является новой.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 3.

Опросы «Интернет в России/Россия в Интернете». Выпуск 16, 2006. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">

Макарова Е.М. Проблемы правового регулирования использования интернета в предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2007. - С. 3.

Самигулина А.В. Особенности купли-продажи готового бизнеса и нормативного урегулирования купли-продажи предприятия в сфере компьютерной сети "Интернет" // Право и экономика, 2009. - № 5.

Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования, 2006. - Т. 1.

Горшкова Л.В. Правовые проблемы регулирования частноправовых отношений международного характера в сети Интернет: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005. - С. 8.

Гулемин А.Н. Интеграция информационного законодательства в условиях глобализации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2008. - С. 8.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 10; Мозолина О.В. Вопросы международно-правового регулирования Интернета // Московский журнал международного права, 2004. - № 4.

Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является современной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Интернет начал развиваться как проект правительства США, которое в конце 1960-х годов финансировало спроектированного Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США средства коммуникации - создание сети DAPRA Net.

2 сентября 1969 г. в США два компьютера были успешно соединены между собой и начали обмениваться друг с другом данными, а 20 октября 1969 г. был проведен эксперимент по обмену информацией между компьютерами в разных городах. С этого момента начинает функционировать первая в истории компьютерная сеть - ARPANet, к которой постепенно подключаются все новые и новые компьютеры военных и научных учреждений США.

К середине 1970-х годов был создан протокол TCP/IP, и сеть превратилась в то, что мы сегодня называем Интернетом.

В 1986 г. на базе ARPANet cjplftncz NSFNet была образована сеть Национального фонда науки США, которая охватывала около 10 тысяч компьютеров с США и за рубежом.

В начале 1991 г. Европейская физическая лаборатория создала протокол Wold Wide Web (www), a 17 мая 1991 г. запустила первый web-сервер. К середине 90-х годов к сети было подключено около 13 млн компьютеров и создано около 500 тыс. сайтов.

Рабочая группа по проектированию Интернета (Internet ingeneering task force, IITF), созданная в 1986 г., осуществляла управление развитием Интернета на основе сотрудничества и консенсуса, с привлечением широкого круга участников, что обусловило отсутствие у сети централизованного планирования и управления и какой-либо единой стратегии. Исходя из трансграничного характера Интернета распространилось утверждение, что Интернет формирует уникальное пространство, являющееся альтернативой современной мировой политической системе, в котором отсутствуют государственные границы и к нему не применим принцип государственного суверенитета.

Однако отсутствие централизованного регулирования привело к так называемым DNS - войнам (спорам между пользователями сети Интернета по вопросам порядка присвоения доменных имен), что способствовало созданию в 1998 г. интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN).

В 2009 г. был подписан документ «Подтверждение обязательств» между ICANN и Министерством торговли США, в соответствии с которым корпорация должна стать более независимой от правительства США.

Днем рождения российского Интернета считается 19 сентября 1990 г., когда был зарегистрирован первый домен первого уровня SU.

По состоянию на 2013 г. Интернетом ежесуточно пользовались около 52,2 млн человек, что составляет 45% населения России россиян . С 2006 г. обеспечиваются услуги по предоставлению в России широкополостного доступа в Интернет, а с 2008 г. - в мобильный Интернет. В 2013 г. аудитория мобильного интернета составила

Интернет все более активно используют для общения. Дневная аудитория российской поисковой системы Yandex составляет примерно 24-26 млн чел., Российская блогосфера насчитывает более

Все большее распространение получает электронная экономическая деятельность (электронная коммерция), растет объем информационных слуг, предоставляемых органами государственной власти в рамках реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», при этом возрастает потребность в регулировании общественных отношений в сфере применения Интернета.

Основными законодательными актами, регулирующими отношения в Интернете, являются отдельные положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» , а также отдельные положения части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся соотношения фирменного наименования, товарного знака и доменного имени.

Базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулирующий отношения в информационной сфере, закрепляет следующие определения понятий:

  • информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  • электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
  • оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных и другие.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ закреплены такие как:

  • сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
  • страница сайта в Интернете - часть сайта в Интернете, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в Интернете;
  • доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в Интернете в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в Интернете;
  • сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
  • владелец сайта в Интернете - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в Интернете, в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
  • провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к Интернету;
  • единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

В соответствии с рассматриваемым законом устанавливается право на доступ к информации, в целях обеспечения которого государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Особое значение имеет статья 15 данного закона, регулирующая использование информационно-телекоммуникационных сетей, в которой закреплены правовые основы использования информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет.

В частности, в ней устанавливается положение, согласно которому на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В рассматриваемой статье также сказано, что регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом.

Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

В статье 15 также устанавливается, что федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

Следствием этой правовой нормы стало обязательное предъявление паспорта при регистрации прав на доменное имя российскими регистраторам.

Закон об информации, информатизации и защите информации также устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

  • 17.10.2013 на конференции И.1? 2013 руководитель проекта «ФОМ-Рунет» фонда«Общественное мнение» (ФОМ) Светлана Борисова заявила, что осенью этогогода ежемесячная интернет-аудитория в России составила 66,1 млн человек в возрасте старше 18 лет, или 57% населения страны, сообщил INTERFAX.RU.«Среднесуточная аудитория Рунета достигла 52,2 млн человек, что составляет45% населения России4, - сказала С. Борисова. - Причем большая часть аудитории (ежемесячной. - ИФ), около 76%, приходится на города с населениемменее 1 млн. человек. За счет таких населенных пунктов происходит в настоящее время основной прирост интернет-аудитории». По данным ФОМ, в настоящее время уровень пользования Интернетом в селах составляет около 45%,в городах с населением меньше 100 тыс. человек - 58%, а в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек - 65%.
  • Сидоренко А. Настоящее и будущее российского Интернета: существующее
  • положение, региональная проекция, перспективы//Вестник общественного мне
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
  • Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О связи» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

Отдельного рассмотрения требует система Интернет, которая относится к открытым

международным негосударственным информационным системам, имеет свою историю,

особенности обеспечения безопасности в настоящем и особую роль в будущем.

История

появления и развития Интернет на первом ее этапе тесно связана с интересами обеспечения

национальной безопасности.-

Хотя, официальный запрет на участие государств СНГ в глобальной сети Интернет был

снят лишь в 1993-1994 годах, интернет-технологии использовались в нашей стране еще до

этого момента. В 1983 г. в Европе организовалась академическая научная сеть,

которая была сделана не на протоколах Интернет, а на протоколах, разработанных IBM. В

1990 г. узел этой Международной европейской сети был открыт в России - будущая

отечественная сеть "Фринет" и начал свою деятельность "РЕЛКОМ".

В России Интернет сегодня- - это уже около 330 организаций - провайдеров, которые

обеспечивают подключение к сети более 1 500 000 (в 1998 г. - 0,9 - 1 млн. пользователей)

индивидуальных и корпоративных пользователей, которые получают доступ к 2500

российским серверам. По сведениям, полученным в результате мониторинга

информационного наполнения российской части сети, который осуществляется

Центральным экономико-математическим институтом (ЦЭМИ) совместно с РОЦИТ, не

менее 1000 таких узлов являются активными, постоянно обновляют свою информацию,

ведут некоторые станционные услуги, осуществляют обмен информацией друг с другом и с

пользователями Интернет. Для сравнения в США количество подобных узлов колеблется от 270 до 350 тыс. По числу человек, приходящихся на один уникальный информационный ресурс или адрес сети на первом месте - Финляндия - 18 человек, в Норвегии - 35, в Швейцарии - 69, в Великобритании - 101, в США - 70, в России - 3 тыс. человек.-Интернет - это уникальная совокупность локальных, региональных и национальных компьютерных сетей и универсальная технология обмена данными, где отсутствует централизованная система управления (роль координатора играет Общество участников Интернет (ISOC) - общественная организация, базирующаяся на взносах участников и пожертвованиях спонсоров).-

Интернет - это система, которая стала в последнее время средством информационного общения многих миллионов людей во многих странах мира;

не признает национальных границ, что делает эту систему качественно новым явлением в мировом сообществе;

является редким по своим возможностям средством доступа к информации по всему многообразию человеческой деятельности и интересов;

становится мощным инструментом познания мира, обучения, доступа к профессиональным знаниям;

являясь новым средством массового распространения информации, становится трибуной политических высказываний и политической агитации;

становится объектом разработки и применения новейших программных и инструментальных технологий, что делает ее сферой бурного развития в будущем. Наряду с подключением информационных систем к глобальным информационным системам (в том числе - Интернет) и использованием их возможностей происходит активное

использование интернет-технологий при построении других информационных систем, так называемой Интранет. Полномасштабная Интранет - это способ использования стандартных технологий Интернет для построения полнофункциональной, всеобъемлющей информационной среды для совместного использования информации, для коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опирающейся на сеть. Появление систем Интранет знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения) и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов.-

Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня фактически стали стандартами информационных систем: управление сетевыми устройствами (SNMP); электронная почта (SMTP, IMAP, MIME); телеконференции (NNTP); информационный сервис (HTTP, HTML); справочная служба (LDAP); программирование (Java). В настоящий момент в Интранет разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft Back Office. Сервисы, предоставляемые Интранет образуют вместе целостную сетевую инфраструктуру, в которой различают два вида сервисов - пользовательские и сетевые. Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основных типа: создание и публикация документов; координация работ и взаимодействие пользователей информационной системы - системы электронной почты и средства коллективной работы (groupware); навигация (быстрый поиск и доступ к информации); доступ к приложениям. К сетевым сервисам относятся: справочники - управление информацией о людях и ресурсах (единая справочная служба); репликация - прозрачное распространение данных по сети; безопасность; управление. Приложения, в свою очередь, делятся на три группы: базовые, предоставляемые Интранет в качестве стандартных средств: электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции, компьютерная телефония, хранение и совместное

использование информации, навигация и поиск, справочники; приложения, поставляемые независимыми производителями программного обеспечения; приложения, разрабатываемые специально для нужд каждой организации: базы и хранилища данных, исследования, проекты, продажи и маркетинг, кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и поставщиками.

К основным тенденциям развития систем Интранет можно отнести: интеллектуальный сетевой поиск; высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии; сетевые компьютеры; превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером, когда "вытесняется" пользовательский интерфейс операционных систем. После создания системы Интернет на бюджетные средства при активном содействии со стороны государственных органов на начальном этапе, общественного саморегулирования

На этапе становления сегодня назрела необходимость государственного участия в дальнейшем развитии и функционировании этой системы в силу, как ее огромных возможностей, так и наличия больших проблем, которые общество решить само не в состоянии.

Как свидетельствует обсуждение вопроса о степени и необходимости государственного регулирования процессов в электронном сообществе здесь существуют различные точки зрения: от полного саморегулирования Интернет как "международной общественной организации" до совместного участия государства и общественных организаций, которые сегодня регулируют эту деятельность в России, в решении проблем обеспечения безопасности. При этом владелец сети обязан обеспечить безопасность системы управления сетью, а пользователь сети имеет право воспользоваться услугами по защите своей собственной информации. На наш взгляд, должно быть совместное государственно-общественное регулирование процессов развития и дальнейшего успешного и безопасного функционирования Интернет.

Практика зарубежных стран показывает, что использование государственными органами новых сетевых технологий оказывает огромное положительное влияние на взаимоотношение общества и

государства. Появление электронных представительств и возможности обратной связи у органов государственной власти облегчает доступ к законодательно-нормативной информации, облегчает участие граждан в процессе управления государством как на стадии принятия решений, так и на стадии их реализации; повышает доверие граждан к органам власти и уменьшает дистанцию между органами власти и гражданами. Примером этому может служить ситуация в Амстердаме (Голландия), где принята концепция цифрового города, согласно которой вся информация муниципалитета обязательно полностью публикуется через Интернет. Государственные чиновники обязаны реагировать на обращения, поступающие по Интернет, как если бы они общались ежедневно с просителями. Аналогичные программы сейчас приняты во всех скандинавских странах. Правительство Российской Федерации приняло лишь одно решение в отношении Интернет

О подключении 32 региональных университетов России к сети Интернет. Наряду с этим, Президент РФ, Парламент и Правительство России, большинство федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти в субъектах РФ также имеют свои электронные представительства в глобальной сети, где выставляются как принятые нормативные акты, так и их проекты.

В то же время при феноменальном успехе Интернета и использовании таких технологий многократно увеличились и опасности для таких информационных систем- . Среди причин и условий, порождающих такую ситуацию можно условно выделить несколько групп: технологические, социально-экономические и организационно - правовые. А. К технологическим условиям можно отнести-:

уязвимость сервисов TCP/IP - ряд сервисов TCP/IP являются небезопасными и могут быть скомпрометированы злоумышленниками; сервисы, использующиеся в локальных сетях для улучшения управления сетью особенно уязвимы;

легкость наблюдения за каналами и маскировки под других(маскарада) - большинство

трафика Интернета незашифровано; электронная почта, пароли и передаваемые файлы

могут быть перехвачены, используя легкодоступные программы, затем злоумышленники

могут использовать пароли для проникновения всистемы;

отсутствие политики безопасности - многие сети могут быть сконфигурированы по

незнанию таким образом, что будут позволять доступ к ним со стороны Интернета, не

подозревая при этом о возможных злоупотреблениях этим; многие сети допускают

использование большего числа сервисов ТСРЯР, чем это требуется для деятельности их

организации, и не пытаются ограничить доступ к информации об их компьютерах, которая

может помочь злоумышленникам проникнуть в сеть;

сложность конфигурирования - средства управления доступом в хостах зачастую являются

сложными в настройке и контроле за ними; неправильно сконфигурированные средства

К этим причинам, имеющим достаточно общий характер во всех странах, следует отнести

также и ряд особенных условий в этой области, присущих для России:

недостаточная пропускная способность и низкая надежность линий связи и

коммуникационного оборудования;

низкий уровень телефонизации России;

использование в преимущественно англоязычной Интернет русского и других

национальных языков нашей страны.

Б. К социально-экономическим условиям, порождающим низкий уровень обеспечения

информационной безопасности при пользовании Интернет в России, можно отнести:

чрезвычайно низкий уровень информационной культуры населения страны и наряду с этим

высокий уровень квалификации отечественных компьютерных мошенников,

осуществляющих многочисленные попытки противоправного вмешательства в работу

национальных и международных сетей;

отсутствие у населения финансовых средств для приобретения компьютера и подключения

к сети (в настоящее время стоимость компьютера почти в 10 раз превышает уровень

среднемесячной

заработной платы, а стоимость подключения и доступа - до $ 100 в месяц, в зависимости от

объема работы, для сравнения: в США - около $20 в месяц, независимо от объема работы);

отсутствие у государства возможности создать магистральные телекоммуникации за счет

собственных средств. Привлечение для этих целей иностранных инвестиций, с одной

стороны, позволяет развивать сетевую инфраструктуру, а с другой стороны, ставит Россию

в зависимость от владельца этой сети.

Достаточно быстро мировое сообщество отреагировало на проблему компьютерной

безопасности созданием специальных структур, научно-исследовательских центров,

коммерческих организаций, которые занимаются предоставлением услуг по защите,

занимаются научными разработками по защите. Но развитие структур, отвечающих за

безопасность в России, не поспевает за развитием Интернет.

К сожалению, несмотря на экономическую рентабельность развития Интернет в России,

сейчас вопросам компьютерной безопасности уделяют минимальное внимание даже

сервис-провайдеры. При проектировании и развитии инфраструктуры сети в лучшем

случае принимаются во внимание только те аспекты компьютерной безопасности, которые

не требуют дополнительного финансирования. Во многих государственных и

негосударственных организациях осуществляется подключение к Интернет всей сети, а не

конкретного компьютера, так как выделение двух сетей: одной - закрытой для организации,

другой - для подключения к Интернет, связано с большими материальными затратами.

В. К организационно-правовым условиям недостаточного уровня обеспечения

информационной безопасности можно отнести следующие:

отставание традиционного информационного законодательства развитых стран от

серьезных изменений в общественных отношениях при вхождении в единое

информационное пространство;

трансграничные сети, в том числе и Интернет, не признают географические и

геополитические границы, в связи с чем происходит столкновение национальных

законодательств в новом телекоммуникационном безграничном пространстве;

телекоммуникации создают новые возможности не только для труда и отдыха

(телемедицина, телеобразование,

телевоспитание, телеотдых), но и для совершения правонарушений, как традиционных так

и для новых видов преступности - компьютерные преступления: -

нарушение прав интеллектуальной собственности; -

проникновение в системы управления; -

распространение информации, оказывающей негативное влияние на социальное здоровье общества, в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет и доступ к ним детей; -

проведение мошеннических коммерческих операций и построения по типу пирамидальных мошеннических структур;

Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации юридических лиц и органов власти;

Нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена. Наряду с общими для мирового сообщества проблемами, в России имеются и специфические:

правовой нигилизм и отсутствие однозначно установленного правового статуса различных информационных объектов, в силу чего происходит бесконтрольное их использование; в области обеспечения информационной безопасности в России крайне остро стоит кадровая проблема: отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов по этим вопросам как в органах исполнительной власти, правоохранительных органов, таки среди судей, адвокатов; достаточного количества специалистов, занимающихся разработкой новых технологий в области программирования и оборудования, обеспечивающих защиту информации (при этом, по оценкам Гостехкомиссии при Президенте РФ, в случае сохранения общей ситуации с обеспечением информационной безопасности в России в 2000 г.

Потери составят до $2000 на один хост, что примерно равно стоимости оборудования хоста);

крайне неразвитая нормативно-правовая база по этим вопросам, как на федеральном, так и, по свидетельству начальника группы компьютерной безопасности Института космических исследований РАН СВ. Полунина, на первичном уровне, где "отсутствует нормативная или методическая документация по организации системы безопасности внутри предприятия. Если коммерческие организации имеют какие-то средства на разработку или внедрение иностранного опыта, то государственные, научные и академические организации таких возможностей не имеют".

Хотя, Интернет - это система, где отсутствует централизованная система управления, в то же время каждое государство создает свои правовые и организационные механизмы регулирования использования Интернет. Понимая преимущества и отрицательные последствия по вхождению в информационное общество, стержнем которого являются трансграничные телекоммуникационные сети, и в том числе Интернет, практически каждая из стран сегодня подготовила и реализует свою программу.

Отсутствие в кибернетическом пространстве территориальных границ побуждает к объединению усилий законодателей различных стран с целью унификации национальных законодательств и разработки международных соглашений, определяющих правила функционирования Интернет как единой интернациональной сети, разработки Кодекса отношений в новой электронной реальности, в том числе по защите неприкосновенности

частной жизни, защите прав интеллектуальной собственности, обеспечению органами власти прав граждан на доступ к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, и другие. Практически все проблемы, связанные с феноменом Интернет, могут быть успешно решены только в результате объединения усилий мирового сообщества. Координационный Центр расследования происшествий с компьютерной безопасностью (CERT/CC), который ведет некоторую статистику о числе инцидентов, расследованных им после его создания в 1988 г., считает, что Интернет очень уязвим к атакам. Сети, которые соединены с Интернетом, подвергаются некоторому риску того, что их системы будут атакованы или подвергнуты некоторому воздействию со стороны злоумышленников, и что риск этого значителен. На уровень риска могут повлиять следующие факторы: число систем в сети; какие службы используются в сети; способ соединения сети с Интернетом; профиль сети и степень ее известности; степень готовности организации к улаживанию инцидентов с компьютерной безопасностью. Чем больше систем в сети, тем труднее контролировать их безопасность, так же как, если сеть соединена с

Интернетом в нескольких местах, то она будет более уязвима, чем сеть с одним шлюзом. По мнению ряда авторов, Интернет и информационная безопасность несовместны по самой природе Интернет. Она родилась как чисто корпоративная сеть, однако, в настоящее время с помощью единого стека протоколов ТСРЛР и единого адресного пространства объединяет не только корпоративные и ведомственные сети (образовательные, государственные, военные и т. д.), являющиеся, по определению, сетями с ограниченным доступом, но и рядовых пользователей, которые имеют возможность получить прямой доступ в Internet со своих домашних компьютеров с помощью модемов и телефонной сети общего пользования. Платой за пользование Интернет является всеобщее снижение информационной безопасности, поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к своим компьютерам все корпоративные и ведомственные сети, а также предприятия, использующие технологию интранет, ставят фильтры (fire-wall) между внутренней сетью и Интернет, что фактически означает выход из единого адресного пространства. Еще большую безопасность даст отход от протокола ТСРЛР и доступ в Интернет через шлюзы.-

Этот переход можно осуществлять одновременно с процессом построения всемирной информационной сети общего пользования, на базе использования сетевых компьютеров, которые с помощью сетевой карты 10Base-T и кабельного модема обеспечивают высокоскоростной доступ (10 Мбит/с) к локальному Web-серверу через сеть кабельного телевидения. Для решения этих и других вопросов при переходе к новой архитектуре Интернет предлагают:

ликвидировать физическую связь между будущей Интернет (которая превратится во Всемирную информационную сеть общего пользования) и корпоративными и ведомственными сетями, сохранив между ними лишь информационную связь через систему World Wide Web;

заменить маршрутизаторы на коммутаторы, исключив обработку в узлах IP-протокола и заменив его на режим трансляции кадров

Ethernet, при котором процесс коммутации сводится к простой операции сравнения МАС-адресов;

перейти в новое единое адресное пространство на базе физических адресов доступа к среде передачи (МАС-уровень), привязанное к географическому расположению сети, и позволяющее создать адреса в рамках 48-бит.

В качестве разновидности такого шлюза при доступе в Интернет предлагается использовать брандмауэры. Система брандмауэра - это набор систем и маршрутизаторов, добавленных в сеть в местах ее соединения с Интернетом и политики доступа, определяющей правила их работы. Брандмауэр заставляет все сетевые соединения проходить через шлюз, где они могут быть проанализированы и оценены с точки зрения безопасности, и предоставляет другие средства, такие как меры усиленной аутентификации

вместо паролей. Кроме того, брандмауэр может ограничить доступ к тем или иным системам или доступ к Интернету от них, блокировать определенные сервисы. В зависимости от необходимой степени безопасности выделяют три разновидности подключения информационных систем к Интернет.

Первый пример - для организаций, которые решили не ограничивать свое взаимодействие с Интернетом, целесообразно выделить наиболее важные данные и обрабатывать их отдельно.

Второй пример (типовой) - внутренние и внешние системы разделяются с помощью брандмауэра (обычно используется шлюз, присоединенный к двум сетям или хост-бастион), когда большинство интернетовских служб доступны внутренним пользователям, а с помощью криптографии создаются виртуальные частные сети или туннели в Интернете. Третий пример - для организаций с высокими требованиями безопасности рекомендуется иметь свой информационный узел в Интернете, который не соединен с внутренними информационными системами.

Дальнейшее развитие Интернет в России сдерживается не только состоянием технической базы, но и отсутствием государственной политики, определяющей роль, место и формы участия органов государственной власти в Интернет. Стремительное развитие Интернет опережает процесс создания и совершенствования

соответствующей нормативно-правовой базы. Анализ отечественного законодательства показывает, что в этой области пока не обеспечивается эффективное регулирование. В этих целях необходимы следующие меры:

1) принять законодательные меры поддержки развития национальных сетей связи, в первую очередь широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов, обеспечивающих современный технологический уровень передачи информации; отечественных сервис-провайдеров и производителей коммуникационного оборудования для обеспечения национальных интересов при использовании Интернет в России;

2) разработать модельный Кодекс поведения в Интернет;

3) всемерно поддерживать инициативы, направленные на создание программных и технических средств, позволяющих осуществлять доступ в Интернет, а также блокирование или сокрытие оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет;

4) ускорить разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, включая развитие системы подготовки и переподготовки кадров;

5) создать систему подготовки судей (в том числе и арбитражных судов) по проблемам нарушений прав интеллектуальной собственности и компьютерных преступлений, а также подготовки специалистов по расследованию компьютерных преступлений для МВД, ФСБ и Прокуратуры РФ и специалистов по информационной безопасности; 6)

определить функции государственных органов по регулированию использования Интернет, имея в виду разделение функций разработки и эксплуатации информационных систем и функций контроля за состоянием этих систем, а также расследования нарушений в этой сфере; 7)

создать негосударственный центр (или систему центров) для проведения научных исследований в области разработки средств защиты информации и сертификации этих средств, с функциями аналитического мониторинга этой области знаний, информирования пользователей всех уровней об угрозах, мерах противодействия и

оперативной помощи в случаях нарушения информационной безопасности;

8) привлекать внебюджетные источники инвестиций, включая иностранные, обеспечивая при этом национальную независимость российского телекоммуникационного пространства;

9) создать Российский центр по распределению адресного пространства в целях оптимизации развития сетевой инфраструктуры и оптимизации использования сетей, а также для обеспечения контроля адресного пространства Интернет в России; 10)

активизировать российское участие в подготовке международных актов (особенно в рамках ЕС и СНГ) о развитии общедоступных компьютерных сетей, подготовку и принятие единых правил их использования, а также инициировать со стороны России разработку двусторонних межгосударственных соглашений в этой области.

Беляев С. Т. - директор Института общеядерной физики в РНЦ "Курчатовский институт", академик Российской академии наук. Из выступления на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15.

Сегодня в мире накоплено более 54 млн гипертекстовых документов. Эта информация, в первую очередь, относится к бизнесу, экономике, культуре, развлечениям. Мы отстаем по количеству информации, размещаемой в сети, от североамериканских штатов более чем в 100 раз, а по числу пользователей в 50 раз. В настоящее время наиболее популярной частью Интернет является то, что называют Всемирной информационной паутиной (World-Wide Web). По сведениям американских экспертов, ежегодно Всемирная информационная паутина растет чуть менее чем в два раза. Рост в США составляет 100%, в России - 200-300%. По оценкам экспертов из Релкома, Роцита, Демоса, "Russia on line" и академических сетей, услугами разнообразных видов электронной почты в нашей стране пользуются более миллиона человек. Ежегодно число пользователей электронной почтой увеличивается примерно в два раза. Их количество возрастает ежегодно в 2 раза (без учета тех пользователей, которые получают доступ к Всемирной информационной паутине со своих рабочих мест из корпоративных сетей). -

В Интернет различают три уровня. Первый уровень (чисто технический, сетевой) - это глобальное объединение десятков тысяч различных компьютерных коммуникационных сетей с более 6 млн компьютеров совершенно разного статуса, но на основе единых протоколов и единой системы адресации. На этом уровне возможности Интернет используют и закрытые системы (ведомственные, государственные, фирменные, профессиональные и так далее), которые между собой связь ведут по тем же самым каналам, сервисным сетевым программам. Второй уровень (сервисный) - программные средства, обеспечивающие различный сетевой сервис. Это и обслуживание, и возможности передавать почту, и передача данных, и режим удаленного терминала, и поиск банка данных, и всемирная паутина, которая принесла возможность использования гипертекста, средства мультимедиа. Благодаря этому уровню объединения все появляющиеся новые программные сервисные продукты становятся достоянием всей Интернет. Третий уровень (информационный) - это информация разного типа, разного значения, которая циркулирует в сети (конференции, передача новостей, банки данных, биржевые, торговые, банковские операции, информационные агентства, электронные научные журналы, которые сегодня уже функционируют, путеводители по Интернет и так далее). Хотя, следуя технократическому подходу, информация по-прежнему включена здесь в состав собственно информационной системы, но с позиций права, изложенных выше, мы будем в дальнейшем рассматривать Интернет как информационную систему, состоящую только из первых двух компонентов. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Я, Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15. -

Подробнее см.: Лопатин В. Н. Информационная безопасность и сеть Интернет //Тематическая серия: нормативная база вузовской науки. Годичное собрание научной общественности высшей школы России 3-5 марта 1998 года. Спецвыпуск. Тверь, 1998. С. 39-45. -

Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете-техническое руководство. М., 1997. -

Закурдаев СВ. Internet и проблема информационной безопасности / Информационные системы. 1996. № 6. С. 96. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г

Еще по теме 15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет:

  1. Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
  2. 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
  3. 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве