Протестантизм. Мартин Лютер и начало Реформации

Cначала XX-го века протестантизм переживает заметную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Кальвин и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение “чистоты веры” (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Предстоятели католической церкви пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь стала более походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же, в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие. Так например в 1378 году церковная власть оказалась поделенной между двумя папами - Урбаном IV и Климентом VII, каждый из которых утверждал о законности своего избрания и требовал беспрекословного подчинения себе. Верующие люди чувствовали себя оскорбленными, т.к. для них понятие церковной жизни тесно связано с институтом “папства.” Как считают католики, “папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в церкви” (первый - это присутствие в таинстве причащения), его устами якобы глаголет Сам Христос. Сложившаяся ситуация выявила несостоятельность католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости прекращения раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

История лютеранского движения.

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти.

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию - протест против решения 2-го Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название “протестанты.” В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов - всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Основная цель, которую преследовал Лютер, вступив в борьбу с Римом, - это возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной цели.

Одним из главных элементов вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: “Человек вполне пассивно относится к своему обращению, а лишь переносит, что делает с ним Бог. Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения.” Особенностью этой веры является то, что человек верит и не сомневается в том, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует - он свят, благочестив, оправдан и есть дитя Божие.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу.

Мартин Лютер

А духовное священство - принадлежность христиан. “Все мы священники, т.е. все мы дети Христа... Все мы через крещение делаемся священниками.” Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от института церковной иерархии как людей, особо наделяемых благодатью, сохраняющих ее и имеющих особое право на передачу ее через рукоположение.

Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей того времени, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе. После отмены в России крепостного права начинается обращение в протестантизм русских, украинцев, представителей других народов Российской Империи.

Вскоре после своего появления Лютеранство или Протестантизм стал дробиться на множество сект. Эти секты теперь наводнили весь мир, включая и Россию, благодаря своим агрессивным методам пропаганды.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд!

Итак, несмотря на многочисленные проблемы, стоящие перед католической церковью, на коренную ее реформу, организационную или духовную, надеяться не приходилось. Можно, однако, считать, что основы для реформы уже были заложены. В такой исторической ситуации многое порой зависит от одного человека: уникальное сочетание личности и исторических обстоятельств может вызвать радикальные сдвиги. Таким человеком и был Мартин Лютер (Martin Luther; 1483–1546).

Это не значит, что Лютер был единственным вождем Реформации в Европе. Сходные движения имелись почти во всех странах Центральной и Западной Европы, и во главе их тоже стояли крупные личности – такие, как Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli; 1484–1531) в Швейцарии, Мартин Буцер (Martin Bucer; 1491–1551) в Страсбурге, Жан Кальвин (Jean Calvin; 1509–1564) в Женеве. Сюда же отчасти – хотя он не собирался ничего менять в вере и культе – примыкает и король Генрих VIII (1491–1547), давший религиозную автономию Англии. И все же нет сомнения, что именно Мартин Лютер был “застрельщиком” Реформации, а другие протестантские течения в той или иной степени явились как отклики на учение Лютера.

“Дело Лютера”, 1517–1522 гг.

В первые тридцать пять лет жизни Лютера ничто не предвещало громкую славу, которую он заслужил впоследствии. Так было до 1517 г., когда он впервые обрушился на торговлю индульгенциями. Лютер родился в городе Эйслебене (Eisleben) в семье медника, бывшего крестьянина. Он изучал право в Эрфуртском (Erfurt) университете, но вскоре, в 1505 г., оставил учебу и вопреки отцовской воле, стал монахом-августинцем. По преданиию, Лютер дал обет посвятить себя церкви, когда был застигнут грозой и бурей, в благодарность за спасение от бушующей стихии. Достоверных свидетельств этого события нет, но похоже, что этот рассказ верно отразил личность Лютера. Этот блестящий ученый и исключительный оратор был лишен душевного спокойствия; его обуревали сомнения, которые с годами все усиливались.

В 1508 г. Лютер стал слушателем Виттенбергского университета, где изучал этику и экзегетику. В 1512 г. он получил степень доктора теологии и кафедру профессора теологии в этом же университете. Он преподавал учение Августина и Священное Писание в гуманистическом духе, обращаясь к лингвистическому анализу Библии и отвергая схоластику.

С 1516 г. Лютер начал выступать против торговли индульгенциями, вначале осторожно, затем, в 1517 г., более резко. Его внимание к этому вопросу привлекла продажа индульгенций в Бранденбургском (Brandenburg) княжестве, где находится Виттенберг. Официально средства от продажи индульгенций предназначались для ремонта церкви Святого Петра в Риме, но в действительности имелось в виду часть этих денег употребить для уплаты долгов брата герцога Брандербургского Альберта (Albert), архиепископа Майнца. Властитель соседней Саксонии курфюрст Иоганн-Фридрих опасался, что продажа индульгенций в Бранденбургском княжестве подорвет его доходы, так как его подданные отправлялись туда за индульгенциями, вместо того чтобы покупать те, что продавались на саксонской территории. Лютер, конечно, был движим иными мотивами – им руководила искренняя забота о душах верующих. И в самом деле, на этот раз покупателям индульгенций давались уж слишком несуразные обещания. Архиепископ Альберт, наставляя продавцов индульгенций, писал:

Германия в первой половине XVI в.

Коль скоро собор Петра и Павла, наиглавнейший из всех соборов, был разрушен по повелению Юлия II, благословенна память его, вознамерились мы возвести новое здание, превосходящее всякое другое. Мощи Петра и Павла и несчетного множества святых на этом месте ныне оскверняются дождем и градом, и всех средств Святого престола в Риме не достанет на то, чтобы завершить это великое предприятие, а посему Господь побудил Его святейшество подвигнуть верующих содействовать этой цели, предлагая им сии индульгенции, кои являются драгоценным достоянием cвятого Петра.

Индульгенция сия дарует четыре благодати. Первая – это искупление всех грехов и освобождение от всякого мучения в Чистилище. Дабы поощрить готовность к пожертвованиям, проповедникам следует предлагать различие [в ценах]. Монархи, супруги их и чада, архиепископы, епископы и другие знатные люди пусть платят по крайней мере двадцать пять золотых флоринов. Аббаты, настоятели соборов, графы, бароны и другие дворяне и их супруги пусть дают десять (и так далее) [...] Те, у кого нет денег, пусть платят молитвой и постом, ибо Царствие Небесное принадлежит бедным не менее, чем богатым. Вторая благодать такова, что в старости и на смертном одре дается отпущение даже самых тяжких грехов. Третья – это доля во всех воздаяниях, даруемых церковью, то есть в воздаяниях за все молитвы, посты, паломничества и добрые дела католической святой воинствующей церкви. Четвертая – это полное прощение душам грешников в Чистилище. Все это папа дарует через их посредство. Нет никакой нужды, чтобы те, кто жертвуют на спасение этих душ, чувствовали бы за них раскаяние или каялись бы в грехах.


Иллюстрация 5

В письме архиепископу Альберту Лютер предостерег его от столь безответственных обещаний верующим и их умершим близким – обещаний, которые вводят людей в заблуждение и угрожают их душам, поскольку “благодати”, предлагаемые покупателям индульгенций, особенно вторая и четвертая, серьезно расходятся с церквной традицией. Ведь отпущение грехов дается только после исповеди перед священником и никак не может распространяться на умерших родственников, пребывающих в чистилище. Именно тогда Лютер составил свои девяносто пять тезисов, представляющих собой полемику, направленную против индульгенций. По преданию, Лютер прибил эти тезисы к воротам Виттенбергского собора. Хотя эта легенда не подкрепляется свидетельствами очевидцев, этим актом принято датировать начало Реформации. Достоверно известно лишь, что он разослал тезисы клирикам в другие города Германии, и они быстро распространились в списках в Лейпциге, Магдебурге, Нюрнберге и Базеле. Вот некоторые из этих тезисов:

Папа не хочет и не может допустить какую-либо другую муку, помимо тех, которые он установил по своему вкусу [...]

Canones poenitentiales, т. е. установления, как следует исповедоваться и каяться, возложены только на живущих [...]

Поэтому заблуждаются проповедники индульгенций, говорящие, что благодаря отпущению папы человек освободится от всех страданий и станет блаженным.

Они проповедуют людям вздор, утверждая, что как только их гроши зазвенят, попадая в ящик, так их душа сей же час вылетает из чистилища. И уж конечно, как только грош, брошенный в ящик, зазвенит, как тотчас приходят прибыль и жадность, разрастаясь и увеличиваясь [...]

Кто знает, все ли души, находясь в Чистилище, будут спасены [...]?

Никто не может быть уверен в том, что он действительно раскаялся и достаточно настрадался; еще меньше он может быть уверен, получил ли он полное отпущение грехов.

Подлинное раскаяние и страдание ищет и любит наказание [...]

Надо учить христиан, что тот, кто видит, как погибает его ближний, и тем не менее отдает деньги за отпущение, на самом деле не платит за отпущение от папы, но увеличивает немилость Божию.

Нужно учить христиан, что папа, если бы узнал о злоупотреблениях продавцов индульгенций, предпочел бы, чтобы сожгли собор Св. Петра, превратив его в пепел, нежели строили его из кожи, мяса и костей своей паствы.

Сокровищница церкви, из которой черпает папа, раздавая индульгенции, – это не добрые дела Иисуса и святых, поскольку они всегда и так без помощи папы, даруют внутреннему человеку милость, а внешнему человеку – распятие, смерть и Ад.

Действительно истинное сокровище Церкви – это Святое Евангелие величия и милости Божией.

Сокровища же отпущения [т. е. индульгенции] – это сети, которыми в наше время ловят богатство людей.

[...] почему папа не избавит из чистилища все души одновременно, ради всесвятейшей любви, из-за их острейшей нужды, как наисправедливейшего повода к этому избавлению; и почему он ради самого преходящего, ради денег на строительство собора Св. Петра, освобождает бесчисленное количество душ на таком пустячнейшем основании?

Христианам следует напомнить, чтобы они проявили усердие в следовании за своею Главой, Христом, через Крест, в Смерть и Ад.


Иллюстрация 6

Каковы главные объекты критики Лютера в 95 тезисах?

В целом в тезисах доминируют две темы: с одной стороны, резкая критика папы и духовенства, с другой стороны, человеческое сознание собственной греховности. По словам Лютера, спасая грешников от кары, папа использовал свое могущество во зло и превысил свои полномочия. Утверждая, что у него нет средств на восстановление собора Св. Петра в Риме, он лгал верующим. Верующие же не сознают огромного значения человеческой греховности; если бы они осознали свои грехи, то сами искали бы наказания, и, конечно же, не стали бы откупаться от него деньгами.В наши намерения здесь не входит полный исторический обзор событий, последовавших за обнародованием Лютером своих тезисов и вплоть до его отлучения папой. Подчеркнем лишь, что обсуждение тезисов из академической и внутрицерковной полемики превратилось в дискуссию, охватившую чуть ли не всю Европу; причем религиозные доводы в этой дискуссии смешались с политическими.


Иллюстрация 7

Папская булла от 15 июня 1520 г. Exsurge Domine давала Лютеру шесть дней, чтобы отречься от своих взглядов. В эти же дни папские нунции в Германии уже настраивали общественное мнение против Лютера, а в ряде городов Европы жгли на костре его сочинения. Однако все попытки примирения между Лютером и его последователями и папским престолом провалились. Карл V , недавно избранный императором Священной Римской империи, также начал противодействовать Лютеру. На рейхстаге (имперском парламенте), собравшемся в январе 1521 г. в Вормсе (Worms), Лютер был раз и навсегда предупрежден, что его ждет не только папское отлучение, но и наказание имперских властей, но он отказался изменить своим принципам, объявив собравшимся, что откажется от своего мнения, только если его “убедят свидетельствами из Писания или очевидными доводами разума”. И далее Лютер сказал: “Я придерживаюсь тех самых слов Священного Писания, которые привел в доказательство [своей правоты], и таким образом моя совесть связана Словом Божиим, я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину говорить против своей совести”.

Иллюстрация 8

С такими словами Лютер 26 апреля 1521 г. покинул Вормс. Спустя примерно месяц рейхстаг опубликовал осуждавший его указ, но Лютер успел исчезнуть до указа. В начале мая курфюрст Иоганн-Фридрих Саксонский перевез Лютера в надежное место – в свой замок в Вартбурге. Исчезновение Лютера повергло в смятение всю Германию, особенно гуманистические круги. В Вартбурге, продолжая полемику против индульгенций, Лютер начал переводить Новый Завет на немецкий язык.

Почему курфюрст Иоганн-Фридрих, слывший благочестивым католиком (вспомним о его коллекции мощей святых), – поддержал Лютера? Считается, что Фридрих, в согласии с феодальным принципом, должен был защищать вассала, находящегося под его покровительством; к этому, однако, стоит добавить и политические мотивы. Поскольку между папской курией в Риме и немецкими князьями Священной Римской империи сущест-вовало постоянное напряжение, немцы усматривали во вмешательстве папы в дело Лютера “итальянское” вторжение в их собственную сферу влияния. Такие князья, как Иоганн-Фридрих Саксонский, в подвластных им странах настаивали на своем суверенитете – в противовес идее единой Священной Римской империи. Они поддержали Лютера не только потому, что принимали его учение. Они также защищали этим независимость местной власти от всемирной церкви или империи. Но для Лютера, разумеется, политический аспект не был основным. В 1522 г. он замечает: “Я противодействовал индульгенциям и всем сторонникам папы, но никогда не прибегал к силе. Я просто преподавал, проповедовал и писал о слове Божьем; ничего другого я не делал. А пока я спал или пил с друзьями вартбургское пиво [...] слово Божье ослабило папство, как никогда не ослабляло никакого другого правителя или императора. Я ничего не сделал, слово Божье сделало все [...]”.


Иллюстрация 9

Лютер сжигает сборник канонического права. Из: L. Rabus, Historien des heyligen Ausgewählten Gottes Zeugen, Strassburg, 1556

“О свободе христианина”

Теологические взгляды Лютера формировались на протяжении многих лет ученья и исканий. Это был не единичный прорыв, а длительный процесс. Это явствует из всех сочинений Лютера и из его “Застольных бесед”, которые насчитывают более сотни томов. Лютер был известен как непобедимый полемист; он написал множество проповедей и комментариев к Библии, дружеских писем и резких отповедей недругам. Устные его высказывания записывались учениками. Рамки нашего курса не позволяют нам суммировать важнейшие его сочинения и проследить, как развивалось протестантское учение. Вместо этого мы рассмотрим одно небольшое сочинение Лютера, в котором отражаются его важнейшие взгляды.

Трактат “О свободе христианина” (Von der Freiheit eines Christenmenschen ) увидел свет в конце 1520 г., когда Лютер резко полемизировал с папой и его сторонниками, призывавшими его отказаться от еретических высказываний под страхом отлучения от церкви. Он послал латинскую версию своего сочинения папе “как выражение надежды и мира”, но ответа на этот жест не получил. Вскоре после выхода в свет трактата “О свободе христианина” Лютер в Виттенберге предал публичному сожжению направленные против него книги папистов, книгу канонического права и копию буллы Exsurge Domine с папскими угрозами.

О человеческой природе

В первом параграфе сочинения “О свободе христианина” Лютер вводит две противоречащие друг другу предпосылки:

[…] Христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется.

[…] Христианин является покорным слугой всему и всем подчиняется.

Эти два заключения ясно высказаны в 1-м послании святого Павла к Коринфянам (9): “Будучи свободен ото всех, я всем поработил себя”. Далее, к Римлянам (13): “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви. Любите же того, кто услужлив и подчиняйтесь тому, кого любите”. А также о Христе (Гал. 4): “Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, и подчинился закону”.

[…] Чтобы понять эти два противоcтоящих положения о свободе и служении, мы должны вспомнить, что каждый христианин является двоякой природой, духовной и телесной. Согласно душе он именуется духовным, новым, внутренним человеком, согласно крови и плоти его именуют телесным, ветхим и внешним человеком […]

[...] Ничто внешнее не может сделать его ни свободным, ни праведным [...] ибо его праведность и свобода, как и наоборот, его зло и пленение, не является ни телесными, ни внешними. Что пользы душе, если тело освобождено, свежо и здорово, ест, пьет, живет, как ему хочется? Напротив, что повредит душе, если тело порабощено, болезненно и утомлено, голодает, жаждет и страдает, как ему этого и не хочется? Все это никак не достигает души, чтобы ее освободить или подчинить, сделать праведной или злой.

Какова, по мнению Лютера, человеческая природа? Как он доказывает свои утверждения?

Двойное определение “христианина”, которое дает Лютер, описывает положение верующего как парадокс: с одной стороны, человек, казалось бы, свободен и может поступать по своей воле, а, с другой стороны, он связан, порабощен. Далее Лютер говорит, что человек обладает двойственной природой: он состоит из тела и души, но два эти начала в нем не смешаны, а полностью разделены: мирские поступки тела не влияют на душу. Отсюда явствует, что человеческая свобода коренится в душе, тогда как тело – залог порабощения. Далее Лютер проясняет этот тезис:

[…] Таким образом, душе никак не поможет, облачится ли тело в священные одежды, как это делают священники и духовные, также не поможет, будет ли оно в церкви и в святых местах, будет ли оно обращаться со святыми вещами, будет ли телесно молиться, поститься, паломничать и совершать добрые дела [...] Это должно быть чем-то совсем другим, чтобы принести и дать душе праведность и свободу.

Надо обратить внимание на доказательства, к которым прибегает Лютер здесь и далее в этом сочинении. Все его доводы подкрепляются цитатами из Священного Писания, в первую очередь из посланий апостола Павла. С точки зрения Лютера, Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) – единственный авторитет в вопросах веры. Этот принцип, характереный для протестанизма вообще, выражала формула sola scriptura (лат. “единым Писанием”); т.е. все предписания и богословские положения уже содержатся в Библии, которая есть единственный источник религиозной истины. Только через нее устанавливается связь человека с Богом, позволяющая человеку жить по слову Божьему.


Иллюстрация 10

Представитель папы продает индульгенции. Гравюра на дереве Йорга Брена, 1530 г. (Berlin. Bildarchiv Preussischer Kulturbesitz. Inv. No 44-1909)

В том же духе Лютер пишет в трактате “О свободе христианина”:

У души нет ничего другого, ни на небе, ни на земле, внутри чего бы она жила и была праведной, свободной и христианской, кроме Святого Евангелия, Слова Божия, проповедуемых Христом, как Он сам об этом говорит (Ин 2): “Я есмь Жизнь и Воскресенье, и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек”. Далее, (14): “Я есмь Путь, Истина и Жизнь”. Далее, (Мф 4) : “Не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом, исходящим от уст Божиих”. Итак, мы должны быть отныне уверены, что душа в состоянии обойтись безо всего другого, кроме Слова Божия, и что, кроме Слова Божия, ничто ей не поможет. Когда же у нее есть Слово, тогда она не нуждается более ни в чем другом, но в изобилии имеет в сем Слове удовлетворение, пищу, радость, мир, свет, искусство, справедливость, истину, мудрость, свободу и всякое благо.

В то же время принцип sola scriptura нельзя принимать без оговорок. Лютер всегда относился к своей профессии теолога с большой серьезностью, видя в ней свою миссию. Все вожди Реформации считали толкование Писания дело исключительной важности. Роль толкователя для них не ограничивалась проповедью истинно христианской жизни, но и требовала публично разъяснять народу Евангелие. И хотя вожди Реформации утверждали, что толкуют Священное Писание в прямом смысле, на деле они комментировали его в духе новейших богословских идей. Как писал Ивен Камерон:

Реформатор обычно вырабатывал концепцию с помощью Священного Писания, а потом толковал и переводил его так, чтобы оно соответствовало этой его концепции.

“Праведник жив верой”

Прочтите приводимые ниже фрагменты из трактата “О свободе христианина”.
1. Как видит Лютер положение человека в мире? Как вера помогает ему справиться со своим положением?
2. Чем отличается учение Лютера от традиционного католического взгляда?

[…] Ты спросишь, однако: какое же это Слово, что дает столь великую милость, и как мне следует им пользоваться? Отвечаю: это не что иное, как проповедь о Христе, как ее содержит Евангелие. Оно должно сбыться, что и происходит, когда ты слышишь, как твой Бог говорит тебе, что вся твоя жизнь и дела суть ничто для Бога, но со всем тем, что в тебе есть, ты подлежишь вечной погибели. Если ты воистину веруешь и понимаешь, сколь виновен, то отчаешься [...] Чтобы, однако, освободить тебя от тебя самого, то есть от твоей погибели, Он ставит перед тобой своего возлюбленного Cына Иисуса Христа и своим живым, утешительным Словом говорит тебе: предайся крепкой вере в Него, неустанно пребывай в которой, и ради этой самой веры все твои грехи простятся тебе, вся твоя погибель преодолеется, и ты, справедливый, благочестивый, удовлетворенный, праведный, исполнишь все заповеди, освободишься ото всего! Как говорит св. Павел (Рим 1): “Праведный верою жив будет” [...]

[...] Поэтому единственным достойным делом и занятием всех христиан было бы стремиться к тому, чтобы воплотить в себе Слово и Христа, постоянно упражняясь и укрепляя таковую веру, ибо никакое другое дело не осилит сделать христианина. Как Христос (Ин 6) отвечал иудеям, когда те спросили его, что делать им, дабы творить дела божественные и христианские: “Единственное дело Божие это веровать в Того, Кого Он послал. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня.” Потому-то истинная вера в Христа является даже преизобильным богатством, так как она дарует всякое блаженство и унимает все напасти. Как сказано (Мк 16): “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.” [...] Вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми. Так говорит и св. Павел (Рим 10): “Потому что сердцем веруют к праведности и к благочестию”. […] Как же так получилось, что одна вера может сделать праведным и блаженным и без всякого труда дать столь бесконечное богатство, ведь столько законов, заповедей, дел, положений и обрядов предписывается нам в Писании? Здесь надо заметить, и серьезно запомнить, что одна вера делает праведным, без каких-либо дел, как увидим далее [...] Заповедь учит и предписывает нам различные добрые дела, но этим она еще не исполняется. Указывают-то заповеди хорошо, но не помогают, учат, что нужно делать, но не дают к тому никакой силы. Поэтому заповеди предназначены лишь к тому, чтобы посредством их человек узрел свою немощь к добру, и учат его сомневаться в себе самом [...] Как, например, заповедь: “Не имей дурного вожделения”, доказывает, что все мы грешники и что не бывает людей без дурного вожделения, поскольку люди делают то, что им хочется. От этого приучается человек отчаиваться в себе самом и искать помощи в чем-нибудь ином, дабы быть без дурного вожделения и таким образом исполнить заповедь; ибо из себя самого он исполнить ее не может. Также не сможем мы исполнить и все остальные заповеди.

[…] Если же человек научился и ощутил из заповеди немощь свою, так что ему теперь становится страшно, достаточно ли он исполняет заповеди, поскольку либо заповеди должны быть исполняти, либо он должен самому быть проклят, то он, таким образом, смиряется и унижается в своих глазах, не находя в себе ничего такого, с помощью чего стал бы он праведным. Вот тогда и приходит другое Слово, Слово Божественного Обетования и Милости, и говорит: “Коли хочешь исполнить все заповеди, отделаться от своих дурных вожделений и греха, как велит и принуждает Закон, то смотри, веруй в Христа, в котором я обещаю тебе всякую благодать, праведность, мир и свободу; поверишь, то будет у тебя все это, а не поверишь, так и не будет. [...] Тот, кто верует, должен все иметь и быть праведными, а кто не верует, тот ничего не должен иметь”.

[…] Отсюда легко заметить, почему вера может столь многое и что никакие добрые дела не могут сравниться с нею. Ибо никакое доброе дело не удержится за Божественное Слово так, как вера [...]”

Эти слова Лютера содержат основной принцип его учения, принятый в большинстве протестантских течений. Утверждению католической церкви: “Вне церкви нет спасения”, Лютер противопоставил свое: “Вне веры нет спасения”, или “Единой верой спасется человек”. Вера в Божественную весть, принесенную Христом, есть единственное, что превращает человека в христианина. Этот принцип выражает латинская формула sola fide – “Верой единой”.

В соответствии с христианской традицией Лютер утверждал, что человек грешен по самой своей природе, но решительно не соглашался, что соблюдение заповедей и добрые дела могут вывести человека из состояния греховности и, снискав ему Божью благодать, обеспечить вечное спасение. Напротив, длинный перечень заповедей, упомянутых в Священном Писании, лишь доказывает человеку, что он никогда не сумеет полностью исполнить все эти заповеди. Прекрасно иллюстрирует это положение приведенный им пример “Не возжелай”. Здесь нет речи об исполнении определенных действий, а лишь о том, чтобы воздерживаться от похотливых мыслей. Однако, утверждает Лютер, даже если человек не пойдет на поводу у своей похоти, он по самой своей природе не способен воздерживаться от подобных мыслей. Поэтому соблюдение заповедей не уберегает человека от греха. Более того, никакое доброе дело не может искупить человеческой испорченности. Лишь Бог одной своею благодатью (sola gratia) может избрать и спасти человека от его природной испорченности, присущей ему по самой его человеческой природе. “Праведными или злыми становятся не в делах, а в вере”, – пишет Лютер. Одна только вера в Божью благодать и в миссию Иисуса может помочь человеку – вера, основы которой содержатся не в указах церкви или в повелениях пап, а в Священном Писании.

В этом вопросе учение Лютера можно свести к трем взаимосвязанным принципам: во-первых, “Праведник жив верой”, т.е. спасение может быть достигнуто одной только верой (sola fide); во-вторых, всякие дела бесполезны, человек может спастись только благодатью Божьей (sola gra-tia); в-третьих, христианской веры можно достичь только с помощью Священного Писания (sola scriptura).

О статусе духовенства

Прочтите нижеследующий отрывок из трактата “О свободе христианина” и обратите внимание на отношение Лютера к духовенству. Как отличаются его взгляды от католических?

Ты спросишь: какая разница между священником и мирянином, раз они все священники? Отвечаю: с подобными словечками, как “священник”, “поп”, “духовного звания”, произошла та несправедливость, что они из общей кучи были перенесены на малую кучку, которая теперь называется духовное сословие. Священное Писание не дает никакого различия, разве что оно называет ученых и посвященных [...] служитель, работник, управляющий, которые должны проповедовать другим Христа, веру и христианскую свободу. Ибо, хотя мы, пожалуй, все равные священники, мы, однако же, не все смогли бы служить, управлять или проповедовать. Так говорит св. Павел (1 Кор 4): “Люди должны разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Евангелия”. Ныне же из сего управления произошло такое мирское, внешнее, ужасное господство и власть, что с ними ни в какую не сравнится власть действительно мирская; прямо как если бы миряне были нечто другое, нежели христиане. Тем самым был изъят смысл христианской милости, свободы, веры и всего, что мы имеем от Христа; да, собственно, и сам Христос. Вместо этого пришло множество человеческих законов и дел, а мы превратились в рабов негоднейших людей на земле.


Иллюстрация 11

По лютеранскому воззрению, вся община верующих является истинной церковью и все верующие – священниками. Такой взгляд не оставляет места для церкви как иерархии; он отрицает особый статус духовенства вообще – в особенности же возражает против того, что церковная верхушка располагает большей властью, чем светские правители.

Наряду с отрицанием особого статуса клира необходимо упразднить и монашество. Монаха отличает от других людей прежде всего особый тип поведения: отшельничество, бедность и послушание, строгостью превосходящие обязанности обычных людей. Такие поступки подчеркивают полную преданность монаха Богу и его самоотождествление с жертвой Христа. Однако, если по принципу “верой единой” поступки не имеют никакого смысла, лишается значения и монашество. Поэтому в протестантизме нет монашества.


Иллюстрация 12

Как должна была отмена особого статуса духовенства и отвержение “поступков” отозваться на роли таинств?

Вспомним, что для католиков решающую роль в установлении связи верующего христианина с Богом играли таинства. Такая связь достигалась только через церковь. Лютер же вовсе упразднил пять таинств из семи, считая, что в Священном Писании есть основание только для крещения и причастия. Он утверждал, что сами по себе таинства неспособны превратить неверующего человека в верующего: их смысл состоит лишь в укреплении веры. Вдобавок совершающие таинства священники являются членами общины верующих и не имеют никаких преимуществ перед остальными. Поэтому в таинстве причастия у лютеран используется не только хлеб, как принято в католической церкви, а хлеб и вино. Вообще в отношении к таинству причастия (евхаристии) у вождей Реформации не было единства. Эти разногласия повели к возникновению в Европе разнообразных протестантских сект.

Предопределение

Сочинение “О свободе христианина” делает упор на то, что верующий христианин является по-настоящему свободным человеком, не подчиненным никому из людей. Вместе с тем Лютер, как и другие протестантские мыслители, всегда подчеркивал ограниченность человека. В свете всемогущества Бога и Его беспредельного милосердия, проявляющегося в готовности простить грешника, человек выглядит ничтожным и целиком зависимым от воли Бога. Если у верующего христианина есть свобода, она состоит лишь в добровольном полном подчинении своей воли Богу.

В этом духе Лютер отвечал Эразму Роттердамскому в знаменитой полемике о свободе воли, которую они вели в 1524–1525 гг. Эразм был гуманистом, умеренным в религиозных взглядах и оптимистично взирающим на природу человека. Он оспаривал убеждение Лютера, что человек совершенно лишен всякой свободы воли и поневоле грешен, а весь мир лежит во зле. Лютер, радикальный и бескомпромиссный в своих взглядах и пессимистично оценивавший природу человека, сердито и резко отвечал ему, что “Бог [...] знает (все) наперед, целеполагает и совершает все по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле”. Поэтому следует признать за Богом абсолютное, изначальное всезнание. По Лютеру это значит, что никто не может исправиться и никто не может знать, что Бог любит его и доволен им. “Лишь избранные, – подчеркивает он, – удостоятся спасения [...]; а прочие погибнут без прощения”. “Бог доподлинно обещал свою милость смиренным и покорным. [...] Однако человек не может полностью смириться до той поры, пока не поймет, что его спасение нисколько не зависит от его собственных усилий, стремлений, воли или действий, а целиком зависит от воли, усилия, желания и действия другого, а именно одного только Бога”.

Убеждение, что Бог изначально избирает тех, кому предназначено снискать Его милость, а остальных изначально приговаривает к погибели, в христианской теологии называется “предопределение” (praedestinatio). В христианской мысли этот принцип не нов, его придерживался еще апостол Павел, а вслед за ним – блаженный Августин. Лютер считал себя их преемником. Однако вожди Реформации, развивая этот принцип, особо подчеркивали всемогущество Бога и ничтожность человека.

Идея предопределения чаще связывается с именем Жана Кальвина, чем с учением Лютера, – возможно, вследствие четкой формулировки предопределения, данной в книге Кальвина “Наставление в христианской вере” (Institutio religionis christianae, каноническое издание 1559 г.). Так, Кальвин пишет:

Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создает всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни.

Лютер на первый план ставит веру в милосердие Божье (“Праведник жив верою”); Кальвину важнее всего согласие верующего с действиями Бога. Верующий должен постоянно помнить, что воля Бога всегда исполняется. В своих проповедях на книгу Второзакония (1555 г.) Кальвин пишет, что все наши молитвы следует подчинять воле Божьей. Если мы о чем-то просим, надо добавлять, “но да свершится воля Твоя”. Человеку нужно помнить, что он должен подчиняться Богу, который может поступать с ним по своей воле.

Такой позиции должен придерживаться каждый верующий христианин, дабы верить, что он входит в число избранных и будет спасен. Кальвин, как и Лютер, полагал, что эта истина сама по себе “ужасна”. Лишь избранные верующие в Христа спасутся Его жертвой. Бог не хочет, чтобы спасения удостоились все, а создает людей и на погибель; человеку не понять Божьи дела, но он знает и верит, что Бог поступает справедливо.

Политическое значение учения Лютера

Учение Лютера привело к далеко идущим последствиям в политической сфере. Прямым его результатом было отрицание всякой политической власти церкви. Церковь является “общиной верующих”. “Мы все становимся священниками посредством крещения” – подчеркивал Лютер в своем обращении “К христианскому дворянству немецкой нации” (An den christlichtn Ädel deutscher Nation; 1520); система церковных законов (каноническое право) освобождает духовенство от подчинения христианской светской власти, и это только для того, чтобы церковники были свободны делать зло. В другом сочинении, “О светской власти: в какой мере ей следует повиноваться” (Von Weltlicher Oberkeit, wie weit man ihr Gehorsam schuldig sei ; 1523), Лютер утверждает, что Господь учредил два царства или правления: духовное и светское. Духовное царство образуют христиане и благочестивые люди при посредстве Святого Духа; оно занимается внутренним миром человека; светское царство сдерживает нехристиан и злых, заставляет их, пусть против воли, сохранять внешний мир и спокойствие – т.е. занимается общественной, политической и социальной сферами. В духовной сфере нет никакой необходимости в принуждении: верующему христианину не нужно принудительно навязывать веру; все, что связано с применением силы и принуждением, относится исключительно к светской сфере.

Отсюда Лютер делает революционный вывод, что только светская власть имеет право применять силу, даже по отношению к церкви. С его точки зрения светская власть выполняет большую часть функций, которые возлагались на католическую церковь. Светская власть отвечает не только за сохранение мира и спокойствия своих подданных, но и охраняет истинную веру. Это не значит, что светская власть полномочна решать вопросы или формулировать догматы веры, но она может назначать и смещать священнослужителей и управлять церковным имуществом. Лютер здесь исходил из предписания апостола Павла:

Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. [...] Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим 13:1-4).

Для Лютера существовала только одна политическая власть – светская. Эта власть также основана Богом и должна действовать по-христиански. Если правитель требует от своих подданных поступать противно принципам их веры, подданные имеют право не подчиниться. “Что, если князь поступает беззаконно; обязан ли народ следовать за ним?” – спрашивает Лютер в конце трактата “О светской власти”, и отвечает так: “Нет, потому что против закона не подобает действовать никому; ибо Богу (который ввел закон), надлежит повиноваться больше, чем человекам”.

Хотя казалось бы, Лютер здесь позволяет человеку не подчиняться власти, не следует понимать его политическую теорию в этом духе. Неподчинение правителю не означает активных действий по его свержению, так как в понимании апостола Павла (см. выше), всякая власть установлена Богом. Неподчинение власти может таким образом быть лишь пассивным сопротивлением ее действиям. Лютер пишет: “Ни один правитель не должен воевать против своего владыки [...] или вообще против своего сеньора: пусть они забирают все, что хотят. Ибо власти следует противиться не силой, а лишь сознанием правоты своей; и если она примет это во внимание – хорошо; а если нет – то ты невиновен и терпишь бесправие ради Господа”.

Политическую теорию Лютера несомненно помогли сформировать наблюдения за крестьянскими бунтами, вспыхнувшими по всей империи в 1524–1525 гг. Бунты диктовались главным образом стремлением к социальным и экономическим преобразованиям, но вместе с тем и надеждами на реформу в религиозной сфере. Отдельные вожди крестьянских бунтов открыто присоединялись к основным положениям нового вероучения и просили у Лютера поддержки. Однако Лютер решительно отмежевался от радикальных тенденций этих бунтов. Он неоднократно пытался мирить крестьян с князьями. Но эти попытки провалились, и Лютер, по-видимому, отчаявшись, потребовал от князей исполнить “духовный долг”: управляя на свое усмотрение, быть скупыми на милосердие, суровыми в наказаниях и подавить “шайки крестьян, сеющие убийства и разбой”, уничтожая их, как бешеных собак.

Лютер не считал свою религиозную реформу началом переворота во всех жизненных сферах. В отличие от других протестантских вождей, порой призывавшей к коренной реформе общества, Лютер был в социально-политическом отношении полнейшим консерватором. Он требовал подчинения закону и светской власти, без которой “люди живьем съели бы друг друга”. “Нет ничего ядовитее, вреднее и более дьявольского, чем одержимый мятежник”, – говорит Лютер в своем обращении к князьям. “Поэтому, всякий, кто может, должен их бить, душить и истреблять, тайно и явно,” – утверждал он. “Такие удивительные времена теперь настали, что князь скорее заслужит небесную благодать, пролив свою кровь, нежели в другие времена посредством молитвы”. Нет сомнений, что Лютер стремился как можно быстрее распространить свое учение по всей Германии, но надежного союзника, который поможет ему достичь своих целей, он видел не в крестьянских толпах, а в законной власти.

Заключение

Сформулируйте вкратце различия между католической традицией и протестантским учением по Лютеру.

Основы протестантского учения излагаются здесь лишь в самом кратком и общем виде, без учета различий между теми или иными протестантскими течениями. Одним из прямых следствий Реформации был раскол христианского мира не только на католиков и протестантов, но и на многочисленные секты, иногда враждовавшие друг с другом. Их обзор не входит в нашу задачу. Достаточно отметить, что Лютер, его сторонники и последователи произвели в христианской теологии коренной переворот. Вспомним: в католическом представлении человек всю жизнь колеблется между грехом и благодатью. Всякий грех, не искупленный до смерти человека, можно искупить и посмертно временным пребыванием в чистилище. Напротив, по протестантскому учению верующий никак не может искупить свой грех, а у церкви нет никакой особой власти, чтобы посредничать между ним и Богом. Христианину остается только уповать на одну лишь веру в милосердие Божие – Божью благодать, способную избавить его от вечной погибели.

Лютеранские политические взгляды также резко отличались от католического средневекового подхода. По Лютеру, власть церкви в светских делах следовало упразднить. Католицизм же признавал две параллельные конкурирующие власти, светскую и церковную – в то время как Лютер и его сторонники требовали полного повиновения светской власти, возложив на нее защиту религиозных интересов подданных. Как мы увидим ниже, это требование лютеран повлияло на их отношение к евреям.

Личностью Лютера занимались многие исследователи, см.: Oberman, Heiko A., Luther: Man Between God and the Devil , translated by Eileen Walliser-Schwarzbart, ; Bainton, Roland H., Here I Stand: A Life of Martin Luther, ; Brecht, Martin, Martin Luther: His Road to Reformation, 1483-1521 , trans. By James L. Schaaf, , а также психоисторический этюд Эриксона: Erikson, Erik H., Young Man Luther, .

Жан Кальвин . Наставление в христианской вере, , III, XXI 5. О Кальвине см. ниже, с. 266–268.

См.: Skinner, Quentin, , vol. 2: The Age of Reformation, , p. 13.

См.: Skinner, Quentin, The Foundation of Modern Political Thought , vol. 2: The Age of Reformation, , p. 17; Мартин Лютер, там же, с. 160.

Так называлось приложение к увещеванию Лютера “К миру, в связи с 12-ю статьями крестьянства” (апрель 1525 г.), опубликованное отдельно в мае 1525 г.

Термин "Реформация" используется в целом ряде значений, и поэтому представляется полезным определить их. Его определение может включать четыре элемента, каждый из которых будет кратко рассмотрен ниже: Лютеранство, Реформатская Церковь (часто называемая "Кальвинизм"), "радикальная Реформация" (до сих пор часто называемая "Анабаптизм"), и "Контр--Реформация", или "Католическая Реформация", В широком смысле, термин "Реформация" включает все четыре течения. Он также используется в несколько более суженном смысле, означая лишь "Протестанскую Реформацию" и исключая Католическую Реформацию. В этом смысле он относится к трем перечисленным выше протестантским движениям. В некоторых ученых трудах, однако, он используется по отношению к тому, что известно под именем "Магистрская Реформация" или "Реформация основного течения" - иными словами, к Лютеранской и Реформатской Церкви, исключая анабаптистов.

Необычный термин "Магистерская Реформация" требует небольшого пояснения. Он обращает наше внимание на то, как реформаторы основного течения были связаны со светскими властями, такими, как князья, магистраты и городские советы. В то время как радикальные реформаторы полагали, что эти власти не имеют никаких прав в Церкви, реформаторы основного течения утверж - дали, что Церковь является, по крайней мере в некоторой степени, подотчетной светскому правительству. Магистрат имел власть в Церкви, точно так же, как Церковь могла рассчитывать на власть магистрата в укреплении дисциплины, подавлении ереси и поддер - жании порядка. Термин "Магистерская Реформация" призван привлечь внимание к близкой связи между магистратурой и Церковью, которая лежала в основе реформационных программ таких мыслителей, как Мартин Лютер и Мартин Букер.

Читая книги по истории шестнадцатого века, вы столкнетесь во всеми тремя значениями термина "Реформация". Термин "Магистерская Реформация" все больше используется по отношению к первым двум значениям термина "Реформация" (т.е. Лютеранству и Реформатской Церкви), взятым вместе, а термин "Радикальная Реформация" - по отношению к третьему (т.е. Анабаптизму).

Термин "протестант" также требует пояснений. Он происходит от реакции на решение рейхстага в Шпейере (февраль 1529 г.), который проголосовал за прекращение терпимости к Лютеранству в Германии. В апреле того же года шесть германских князей и четырнадцать городов протестовали против этих жестоких мер, защищая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин "протестант" и произошел от этого протеста. Поэтому, в строгом смысле, нельзя употреблять термин "протестант" по отношению к отдельным людям до апреля 1529г. или говорить о событиях, предшествующих этой дате, как о части "Протестантской Реформации". Термин "евангельский" часто употребляется в литературе по отношению к реформаторским фракциям в Виттенберге и других местах (например, во Франции или Швейцарии), которые действовали до этого события. Хотя слово "протестант" часто употребляется по отношению к этому, более раннему, периоду, такое использование является, в строгом смысле, некорректным.

Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантизма - лютеранство - получила свое название по имени ученого монаха Мартина Лютера. Основная цель его учения - освобождение Церкви из-под гнета римско-католического папизма и возвращение христианства к чистоте апостольского века. Однако учение Лютера неизбежно отражало дух и характер своей эпохи. Как и другие протестантские конфессии, лютеранство выросло не органически из факта евангельского Благовестия, а из оппозиции против крайностей католического мировоззрения, нравственного упадка римо-католичества. К идее борьбы за чистоту Церкви, таким образом, примешивался элемент нецерковный, враждовавший с папством не из религиозных побуждений, а из побуждений политических, экономических и личных. Это отрицательным образом сказалось на развитии реформации и ее учения. Поставившие перед собой задачу восстановления чистоты Церкви от католических искажений, Лютер и другие вожди Реформации в недостаточной мере были готовы для ее выполнения; их средневековое схоластическое образование не давало им достаточно глубокого знания творений отцов и учителей Древней Церкви на Востоке, в своих толкованиях они опирались лишь на собственный домысел и личное мнение.

Мартин Лютер и начало Реформации

Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, довольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавильных печей и штолен). Мартин готовился стать образованным человеком, учился в местной школе, потом в школах других городов, в 19-летнем возрасте поступил в Эрфуртский университет. Где изучал право и философию, готовясь к юридической карьере.

Но по окончании университета со степенью магистра (1505) Лютер, вопреки желанию отца, принял монашество в монастыре августинского ордена в Эрфурте.

В новых условиях он переживает глубокий духовный кризис. Обуреваемый искушениями, он не находит удовлетворения и успокоения в аскетических подвигах. Откровенные беседы с генеральным викарием августинского ордена Штаупицем послужили некоторым успокоением мятущейся совести молодого монаха. Штаупиц советовал ему возлагать надежду не столько на подвиги, сколько на милосердие Божие.

После нескольких лет пребывания в монастыре Лютер получает сан пресвитера (1507). Спустя еще несколько лет он становится профессором Виттенбергского университета (Саксония) и удостаивается звания доктора богословия. В Виттенберге произошло его первое столкновение с римо-католическими авторитетами по вопросу о продаже индульгенций.

В эпоху гуманизма, когда папы, покровительствуя искусствам, несли особенно большие денежные расходы, индульгенции давались главным образом за деньги. Продажа индульгенций в это время производилась с необычайным размахом и составляла для пап источник огромных доходов.

В 1517 г. в Виттенберг прибыл для продажи индульгенций в пользу папы и архиепископа согласно упомянутой булле Льва Х доминиканский монах Тецель. Приглашая верующих покупать индульгенции не только для живых, но и для умерших, Тецель приговаривал: «So bald das Geld im Kasten klingt, die Seele aus dem Feuer springt» (Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня). Возмущенный Лютер пробовал протестовать в письме епископу и проповедях, но безуспешно. Тогда накануне католического праздника Всех святых он прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов по вопросам отпущения грехов. Не выступая еще против основ римского католицизма, Лютер осуждал в своих тезисах практику продажи индульгенций, утверждая, что она вызывает у грешников чувство безнаказанности. Тезисы получили широкое распространение.

Недовольные папским засильем в Германии встали на сторону Лютера, а сторонники папы обвинили его в ереси. Во время проповедей и диспутов Лютер объявлял, что признает лишь авторитет Священного Писания и во многом солидаризируется с Виклифом и Гусом. В 1520 г. была опубликована булла папы Льва X, под страхом отлучения требовавшая от Лютера отречения от его взглядов, но Лютер публично сжег буллу. Разрыв с Римом стал очевидным. Лютер открыто выступает теперь против Римско-католической Церкви, называя ее «вертепом разбойников» и «блудницей»; из-под его пера выходят горячие, смелые статьи и памфлеты. Язык их простой, грубый и меткий. Он призывал императора и дворянство уничтожить в Германии власть папы, передав его функции одному из немецких архиепископов, передать государству церковные владения, распустить монашеские ордена, разрешить вступление в брак духовным лицам (кстати, сам Лютер, еще будучи католическим священником, намеренно нарушил правило целибата и вступил в брак), отменить инквизицию, дабы борьба с заблуждениями осуществлялась посредством разумных доводов, а не с помощью огня и пыток. Имя Лютера стало необычайно популярным в народе.

Попытку воздействовать на Лютера предпринял германский император Карл V. Лютер ответил ему: «Если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания или доводами разума... я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь». Император объявил Лютера вне закона (Вормский эдикт 1521 г.). Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый предоставил Лютеру убежище в своем замке. Находясь в безопасности, Лютер занимается переводом Священного Писания с латинского языка на немецкий, принимает меры по организации церковно-религиозной жизни своих последователей; пишет катехизис. Дело Реформации продолжалось, несмотря на враждебное отношение к ней императора.

Реформационное движение захватило различные слои немецкого общества. Князей привлекала перспектива секуляризации церковных владений. Крестьяне надеялись, что Реформация принесет им избавление от крепостного ига или, по крайней мере, значительное облегчение их положения. Все были заинтересованы в отмене тяжелых поборов в пользу Рима.

Сразу же в реформационном движении наметилось радикальное течение - анабаптизм, представители которого шли дальше Лютера в вопросах веры и совершенно не разделяли его консерватизма в социальных вопросах (см. раздел «Распространение и развитие идей Лютера. Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли»). В результате учение Лютера потеряло популярность среди крестьян и ремесленников. Реформация утратила свой «крестьянский» характер и стала в дальнейшем «княжеской».

Карл V, занятый до этого войной в Италии, вновь предпринимает попытку объявить Реформацию вне закона. На заседании рейхстага в Шпейере (1529) он добивается практического исполнения Вормского эдикта 1521 г. о подавлении Реформации. В ответ поддерживавшие Лютера князья и города заявили протест. Так возникло название протестанты.

Споры разгорались все сильней. Отдавая себе отчет в том, что император не остановится перед применением силы, лютеране заключили в городе Шмалькальдене военный оборонительный союз против императора (1532). В 40-х годах Карл V действительно предпринял военный поход против протестантских князей. «Шмалькальденские» войны велись с переменным успехом, то прекращаясь, то вспыхивая вновь, но окончательная победа была на стороне протестантов. В 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир на условиях признания за князьями свободы выбора вероисповедания; однако их подданные должны были следовать в вопросе вероисповедания за своим государем, по принципу: «Чья власть, того и вера» («Cuis regio, eius religio»), в результате Германская империя оказалась поделенной между двумя вероисповеданиями.

Вся северо-восточная Германия, а также земли Саксонии и Вюртенберг отошли к протестантскому лагерю. В католическом остались юго-восточная часть с землями Габсбургов, Бавария и западная часть Германии.

Видя крушение своих планов, Карл V отрекся от престола. Лютера в это время уже не было в живых; он скончался в 1546 г.

Протестантизм возник в 1529 г. в Германии и объединяет всех последователей новых церковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации XVI в. от католицизма. Со временем протестантизм породил большое число (более 250) направлений. Основателем протестантизма (в частности, евангелически-лютеранской церкви) является Мартин Лютер. Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин, основатель нового религиозного направления - кальвинизма.

Мартин Лютер - основатель евангелически-лютеранской церкви - родился 10 ноября 1483 г. в городе Эйслебен. Его отец - Ганс Людер (Лютер - это псевдоним Мартина) был старшим в крестьянской семье. Согласно обычаю того времени, земля так называемого податного крестьянина не делилась, а переходила в руки младшего из сыновей. Ганс Людер, оказавшись безземельным, стал рудокопом и прожил нелегкую жизнь. В своем сыне Мартине он воспитал волю, упорство, трезвую рассудительность. От матери - Маргарет Линдеман - Мартин унаследовал музыкально-поэтические способности. Восемнадцатилетний Мартин поступил в Эрфуртский университет, а в 1505 г. стал монахом Августинского монастыря. После того, как Лютер принял священство, его пригласили прочитать лекции в Виттенбергском университете. Все эти годы Лютер не просто много работал, изучал Священное Писание, а и упорно стремился собственными делами - постом, строгим образом жизни - получить прощение грехов, обрести мир с Богом. Однако покоя не находил. Однажды в состоянии отчаяния он обратился к Библии и в фразе из Посланий к римлянам (1.17): "Праведный верою жив будет" - увидел ключ к решению своих сомнений. Поверил, что спасение человека исходит через личную веру. Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга. Вот некоторые из этих тезисов:

    Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь вещих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

    Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие).

    Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).

    Каноны покаяния (то есть постановления о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых, а не для мертвых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).

    Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, кто приобретает индульгенции для себя и для находящихся в чистилище душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты. (В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания").

    Истинное, подлинное сокровище церкви есть святейшее Евангелие славы и благодати Божией. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны доставаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называется иллюзией).

    Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии – путь к спасению.

Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 г. День этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

Лютеранство - одно из крупнейших по численности направлений протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. и распространено в скандинавских странах, Германии, США, прибалтийских государствах.

В XVI веке мир погряз в хаосе Реформации, зачинщиком которой был Мартин Лютер. Одни называли его «человеком с душой дьявола», другие считали ангелом, но сегодня как протестанты, так и католики сходятся во мнении, что он не только был прав в своих суждениях, но и изменил историю Запада к лучшему.

Кто такой Мартин Лютер

Личность Лютера многими воспринимается неоднозначно.

Тот, кто в тяжелый момент своей жизни просил у Святой Анны помощи, позже прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто поклялся принять монашеский обет, вскоре отбросил институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул всю структуру средневекового католичества с ног на голову. Будучи преданным слугой Папы, с течением времени он стал отождествлять его с Антихристом. Но в то же время его противоречивая личность пробудила в Европе христианское сознание.

Историк Р. Бейнтон

Рождение и детство

10 ноября 1483 в семье Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров была небогатой, но отец был очень трудолюбивым и стремился обеспечить свою семью всем необходимым. Для этого из маленькой саксонской деревушки он переехал в Айслебен, где и родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники. После того, как будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, Лютеры перебрались в Мансфельд, где материальное положение семьи резко улучшилось, и Ганс Лютер перешел в статус зажиточного бюргера.


Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина уже в возрасте 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, которая оказалась почти бесполезной для маленького талантливого гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет мальчика переводят во францисканскую школу Магдебурга. Денег не хватало, поэтому Лютер вместе со своими друзьями пел под окнами набожных граждан, пытаясь хоть как-то подработать. Тогда его впервые посетили мысли о том, что стоит пойти по стопам отца и отправиться на рудники, но случайная встреча с женой богатого местного жителя открыла мальчику дорогу в новую жизнь.

Студенческие годы

По решению родителей в 1501 году Мартин поступил в Эрфуртский университет на факультет философии. В то время зажиточные граждане стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование, для которого необходимо было пройти курс «семи свободных искусств».

Подросток обладал прекрасной памятью, что позволило ему на лету схватывать новые знания. Он легко усваивал сложный материал и вскоре стал популярен среди сверстников.

Получив в 1505 году степень магистра свободных искусств, Лютер начал изучать юриспруденцию. В том же году, вопреки воле отца, он вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин однажды попал в сильную грозу и в обмен на чудесное спасение пообещал вступить в Августинский орден.

Вторая же гласит, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.


Служба в монастыре

Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 был возведен в сан священника. Поначалу его деятельность в святом месте была мало связана с богослужением – Мартин прислуживал старшим, сторожил ворота, заводил башенные часы и подметал двор церкви.

Тем не менее он тщательно придерживался данных обетов, исполняя каждое указание. Погрузившись в бытие монаха, Мартин всего себя посвятил молитве, используя аскезы в еде, одежде и отдыхе, а позже вспоминал: «Если кто-нибудь и мог бы попасть в рай, живя монашеской жизнью, так это я».

Лютер продолжал учиться и развиваться. В 1508 году по рекомендации генерального викария Мартина (на тот момент уже брата Августина) направили в Виттенбергский университет в качестве преподавателя диалектики и физики.

Получив степень библейского бакалавра, Лютер смог преподавать богословие и имел право толковать библейские писания. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, священник начал изучать иностранные языки.

В 1511 году, отправившись в Рим по делам ордена, Лютер был сильно впечатлен развращенностью римско-католической церкви, которая выдавала индульгенции за деньги, и с тех пор его отношение к церкви изменилось: священника охватили переживания, сыгравшие большую роль в формировании его взглядов.

С 1512 года Лютер получил должность профессора теологии, читал проповеди, кропотливо изучал Библию, а также исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.


Личная жизнь

Вопреки всем канонам католической церкви, Лютер считал, что Господь не может запрещать людям жить в любви и продолжать свой род. Поэтому 13 июня 1525 года прошло его венчание с Катариной фон Бора, бывшей монашкой, родившей ему в браке шестерых детей. На момент заключения брака протестанту было 42, а его избраннице – всего 26.

Суровое церковное воспитание и принятые супругой аскезы сделали ее характер строгим и суровым, что ярко проявлялось в жизни супругов. В качестве места своего проживания они выбрали заброшенный монастырь августинцев. Никакого имущества у них не было, но их дом всегда был открыт для нуждающихся вплоть до того момента, как он умер.

Болезнь и смерть

Тяжелый труд и эмоциональные переживания подорвали здоровье Лютера. До самой смерти он читал лекции, проповедовал и писал книги, часто забывая о еде и здоровом сне. Болезнь подкрадывалась к нему незаметно, поначалу проявляясь головокружениями и внезапными обмороками, но потом все стало гораздо серьезнее, и доставляемые ею мучения были невыносимыми.

При жизни Мартин признался, что по ночам его часто посещал дьявол и задавал странные вопросы. Так называемая каменная болезнь заставляла его страдать долгие годы, и Лютер отчаянно просил Господа о смерти.

18 апреля 1546 года великого реформатора не стало. Его тело похоронили во дворе той самой церкви, где, согласно легенде, он когда-то прибил свои знаменитые 95 тезисов.


Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.


Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.


Реформаторская деятельность Лютера

18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Именно это и послужило началом деятельности Лютера, которая подразумевала под собой лишь искоренение злоупотреблений внутри Церкви. Он выступал против индульгенций и никак не планировал начинать конфликт с Папой Римским, а об основании собственной Церкви даже речи не шло.

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католических учениях, Лютер пишет свои 95 тезисов, а 31 октября 1517 года, вопреки легенде, по которой он прибивает их к воротам церкви в Виттенберге, Мартин отправляет их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Так и началось противостояние Мартина Лютера против Папы Римского.

Речь в тезисах идет о том, что государство не должно зависеть от Церкви, а она не должна выступать в роли посредника между человеком и Богом. Несмотря на то, что попытки противостоять католической церкви были и ранее, тезисы Лютера стали популярны и превратили простого монаха в революционера.

Папа Римский Лев Х приложил много усилий для того, чтобы угомонить непокорного, объявив Мартину анафему, отлучил его от церкви и даже добился того, что в апреле 1521 года реформатора осудил Вормский рейхстаг. Но Лютера это не останавливало, поэтому монах оказался вне закона.


Сжигание папской буллы

Споры, возбужденные Лютером, стали представлять для Церкви большую опасность, поэтому Папа решил поступить резче, и в 1520 году он издал буллу, в которой подвергал Лютера отлучению как еретика, а его сочинения подвергал осуждению.

В ответ Лютер публично сжигает эту буллу во дворе Виттенбергского университета и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Выпущенный 26 мая 1521 года Вормский эдикт обвиняет Мартина в ереси, но сторонники его идей помогают спастись своему идейному вдохновителю, инсценировав его похищение. На самом деле Лютера поселили в Вартбургский замок, где он занялся переводом Библии на немецкий.

Перевод Библии

Главным для Лютера оставалась вера в Бога, а ее источником он признавал только Святое Писание. Именно поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированный ее вариант, так называемую Вульгату, а первоисточник.

Над переводом Библии реформатор работал около двенадцати лет. Первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, опираясь на переводы Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Старого Завета оказалась делом долгим и напряженным.

Книга под названием «Библия, которая является полным Священным Писанием на немецком» с подписью «Март. Лютер. Виттенгберг» увидела свет в 1534 году и стала самой издаваемой книгой в Германии.

Душевные терзания, которые постоянно сопровождали жизнь Мартина, не давали покоя и его переводческой работе, связанной с Библией. До самой смерти он постоянно совершенствовал свое творение, созывая «ревизионные комиссии по переводу Священного Писания». Еще при его жизни в переводе было исправлено несколько сотен ошибок.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия получил официальное принятие обществом в 1529 году и поначалу считался одним из течений католицизма, но через несколько лет произошел раскол, разделивший его на два течения: лютеранство и кальвинизм.

Жак Кальвин стал вторым крупнейшим реформатором, который продвигал идею абсолютного предопределения судьбы человека Богом.


Книги проповедника

Распространяя реформационный настрой, Лютер пользовался непопулярными в то время литературными жанрами памфлета, баллады и ксилографии.

Свои 95 тезисов он выпустил в печатном виде в форме памфлетов и листовок, поняв, что это один из лучших и простейших способов распространить собственные идеи. Во многих памфлетах автор призывал читателей обсуждать его содержание и читать вслух тем, кто не знает грамоты.

Виттенбергский священник успешно пользовался и новостными балладами, выполненными в виде описаний событий в стихотворной форме, положенных на уже известную мелодию. В новостных балладах часто объединяли благочестивую мелодию со светскими или даже богохульными текстами.

К основным и самым популярным сочинениям реформатора относятся следующие:

  • Берлебургская библия;
  • Лекции о Послании к Римлянам;
  • 95 тезисов об индульгенциях;
  • К христианскому дворянству немецкой нации;
  • О вавилонском пленении церкви;
  • Письмо Мюльпфорту;
  • Открытое письмо папе Льву Х;
  • О свободе христианина;
  • Против проклятой буллы Антихриста;
  • О рабстве воли;
  • О войне против турок;
  • Большой и малый Катехизис;
  • Письмо о переводе;
  • Похвала музыке;
  • О евреях и их лжи.

Видео

Небольшой репортаж, посвященный великому реформатору.