Сущность, свойства и виды ощущений, их роль и значение в формировании образно-ассоциативной сферы деятельности специалистов по связям с общественностью. Явление последействия в анализаторах Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных ф

  • Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
  • Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

    Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

    Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

    Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.



    Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

    Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30-40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться в 20 000 раз.

    13. Взаимодействие ощущений и синестезия

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

    С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил названиесинестезии.



    Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

    Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

    Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

    Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

    Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

    Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

    В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии – известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до темно-серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

    Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

    Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по-видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.


    Различают две основные формы изменения чувствительности анализатора - адаптацию и сенсибилизацию.

    Адаптацией называют изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Она может быть направлена как на повышение, так и на понижение чувствительности. Так, например, уже через 30-40 минут пребывания в темноте чувствительность глаза повышается в 20 000 раз, а в дальнейшем и в 200 000 раз. Глаз приспосабливается (адаптируется) к темноте в течение 4-5 минут - частично, 40 минут - достаточно и 80 минут - полностью. Такую адаптацию, которая приводит к повышению чувствительности анализатора, называют позитивной.

    Негативная адаптация сопровождается снижением чувствительности анализатора. Так, в случае действия постоянных раздражителей, они начинают ощущаться слабее и исчезают. Например, обычным фактом для нас является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения тоже ослабевает, если соответствующее вещество долго держать во рту. Близким к описанному является и явление притупления ощущения под влиянием сильного раздражителя. Например, если из темноты выйти на яркий свет, то после "ослепления" чувствительность глаза резко снижается и мы начинаем нормально видеть.

    Явление адаптации объясняется действием как периферических так и центральных механизмов. При действии механизмов, регулирующих чувствительность на самих рецепторах, говорят о сенсорной адаптации. В случае более сложной стимуляции, которая хотя и улавливается рецепторами, но не столь важна для деятельности, вступают в действие механизмы центральной регуляции на уровне ретикулярной формации, которая блокирует передачу импульсов, чтобы они не "загромождали" сознание избыточной информацией. Эти механизмы лежат в основе адаптации по типу привыкания к раздражителям (габитуации).

    Сенсибилизация - это повышение чувствительности к воздействию ряда раздражителей; физиологически объясняется повышением возбудимости коры головного мозга к определенным стимулам в результате упражнения или взаимодействия анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко распространяется (ир-

    радиирует) по коре. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность других анализаторов. Напротив, при действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, который имеет тенденцию к концентрации, и по закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению их чувствительности. Например, при звучании тихого тона одинаковой интенсивности и при одновременном ритмичном воздействии света на глаз будет казаться, что тон также меняет свою интенсивность. Другим примером взаимодействия анализаторов может служить известный факт повышения зрительной чувствительности при слабом вкусовом ощущении кислого во рту. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специально подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной анализатор. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Эти данные имеют важное практическое приложение, например, в случаях необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) за счет других, сохранных анализаторов или при развитии звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой.

    Таким образом, интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, действующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, появляется в двух противоположных процессах: повышения и понижения чувствительности. Слабые раздражители, как правило, повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.

    Взаимодействие анализаторов проявляется и в так называемой синестезии. При синестезии ощущение возникает под влиянием раздражения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто возникают зрительно-слуховые синестезии, когда под влиянием слуховых раздражителей возникают зрительные образы ("цветной слух"). Этой способностью обладали многие композиторы - Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Скрябин и др. Слухо-вкусовые и зрительно-вкусовые синестезии хотя и встречаются намного реже, но нас не удивляет употребление в речи выражений типа: "острый вкус", "сладкие звуки", "кричащий цвет" и другие.

    Ощущениям присущи определенные свойства : адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Если длительно всматриваться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали, его очертания расплываются.

    1 . Адаптация . Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в результате продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

    2 . Контраст , Это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

    3 . Пороги ощущений . Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

    Верхний порог ощущения -- та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

    Разностный порог ощущения (порог различения) представляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

    4. Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного

    мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов (например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности). Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у специалистов по дегустации - обонятельные и вкусовые ощущения).

    5 . Последовательные образы . Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.


    Обратно в раздел

    Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

    Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

    б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

    в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов

    Свойства ощущений : адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

    Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

    Контраст - явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

    Пороги ощущений. НИЖНИЙ порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

    Верхний порог ощущения- та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.



    Разностный порог ощущения (порог различения) - ma минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

    Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности.

    Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы ещё движемся в поезде.

    Виды ощущений:

    1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла Й холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

    2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

    3. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигятельных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончании сухожилии; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

    Ощущения отражают многообразные свойства объективных предметов и явлений. По характеру и качественным особенностям отражения они могут быть разделены на две группы:

    I. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся:

    1.зрительные ощущения,

    2.слуховые,

    3.обонятельные,

    4.вкусовые,

    5.температурные,

    6.тактильные(осязательные).

    II Ощущения отражающие различные состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела. К ним относятся:

    1.мышечно-двигательные ощущения,

    2.ощущения равновесия,

    3.органические,

    4.болевые.

    Раздражителем для зрительного анализатора служат световые волны, которые по своей природе являются электромагнитными. Лучи света отличаются тем, что они могут отражаться встречающимися на их пути предметами по законам преломления света и рассеиваться в пространстве. Электромагнитные колебания, излучаемые или отражаемые окружающими нас предметами и воспринимаемые нами как световые, характеризуются различной частотой и имеют различную длину волны.

    Зрительные ощущения подразделяются на две группы: к одной относятся ощущения хроматических цветов, к другой - ощущения ахроматических цветов. К хроматическим принадлежат желтый, зеленый, синий, красный и другие, составляющие спектр цвета со всеми их оттенками; ахроматическими называются черный и белый цвета со всеми промежуточными между ними оттенками серого цвета.

    При воздействии на глаз хроматических цветов в сетчатке глаза возбуждаются колбочки, а при воздействии ахроматических цветов - палочки. Иначе говоря, колбочки выполняют функцию дневного зрения; с помощью палочек мы видим в сумерках и ночью.

    Раздражителями для слухового анализатора являются колебания воздушной среды, представляющие собой звуковые волны - чередующиеся сгущения и разрежения воздуха. Эти колебания распространяются во все стороны от порождающих их звучащих тел (источников звука).

    Звуковые волны имеют сложное физическое строение. В них различают частоту колебаний, их амплитуду и форму.

    Частота колебаний определяется их количеством в одну единицу времени. Слуховой анализатор человека может воспринимать в среднем звуки с частотой от 16 до 20 000 колебании в секунду.

    Амплитуда колебаний измеряется расстоянием между высшей и низшей точками звуковой волны.

    По форме колебаний различают простые и сложные звуки. Первые состоят из однообразных колебательных движений определенной частоты и длины звуковых волн и имеют синусоидальную форму. Сложные звуки соединяют в себе несколько простых; они образуются в результате механического слияния нескольких волн.

    Различают музыкальные тоны и шумы. Последние характеризуются отсутствием определенной периодичности колебаний звуковых волн, свойственной музыкальным тонам.



    Слуховой анализатор осуществляет очень дифференцированный анализ звуковых раздражителей. С помощью него мы получаем слуховые ощущения, которые позволяют различать высоту, громкость и тембр.

    Раздражителями для обонятельного анализатора служат газообразные вещества, попадающие вместе с воздухом в нос и контактно действующие на клетки обонятельного рецептора.

    Рецептор обонятельного анализатора расположен в верхней части слизистой оболочки носа и состоит из двух видов клеток - собственно обонятельных и опорных, служащих для поддержания первых. Обонятельные клетки имеют веретенообразную форму.

    Обонятельные ощущения отличаются большой ясностью и дифференцированностью. Человек может различать огромное количество запахов, которые, однако, трудно объединить в какие-либо группы по их общим сходным признакам.

    Обонятельные ощущения помогают человеку ориентироваться в окружающей среде: они сигнализируют о наличии и местонахождении обладающих запахом предметов, а также об их значении для человека: приятные запахи привлекают, неприятные отталкивают нас от соответствующих предметов.

    Раздражителями для вкусового анализатора являются различные вещества, растворенные в воде или слюне и действующие на слизистую оболочку языка. Нерастворимые вещества не дают вкусовых ощущений.

    Рецептором вкусового анализатора служат специфические нервные образования - вкусовые сосочки, состоящие из нескольких вкусовых луковиц, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, преимущественно на кончике языка, на задней стенке глотки, на мягком нёбе и др.



    В отличие от обонятельных вкусовые ощущения легко могут быть объединены в группы по сходным признакам. Различают четыре основных вкусовых ощущения - сладкое, горькое, кислое и соленое, которые в своих сочетаниях могут давать многообразные оттенки вкусовых качеств.

    Раздражителями температурного анализатора являются тепловые свойства предметов при их контактном воздействии на поверхность кожи. В известных случаях температурные ощущения могут возникнуть и при воздействии на соответствующие рецепторы кожи неадекватных раздражителей: электрического тока, определенных химических раздражителей и т. п.

    Рецептором температурного анализатора являются расположенные в коже и в слизистых оболочках нервные окончания двух родов, с помощью которых человек воспринимает холод и тепло.

    Раздражителями для тактильного анализатора являются физические тела (твердые, жидкие и газообразные) при контакте их с поверхностью кожи.

    Рецептором тактильных ощущений являются расположенные в коже концевые нервные образования двух видов: нервные сплетения вокруг волосяных луковиц в местах кожи, покрытых волосами, и так называемые тельца Мейснера в местах кожи, не покрытых волосами.

    Тактильные ощущения возникают в результате различной степени деформации кожи под воздействием указанных выше физических раздражителей. В зависимости от степени этой деформации различают два вида тактильных ощущений: ощущение прикосновения и ощущение давления.

    Тактильные ощущения в их связи с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности поверхности (гладкость или шероховатость) предметов, их плотность, а также место прикосновения предмета к телу и размер раздражаемой при этом поверхности тела.

    Основным органом осязания у человека являются руки, с помощью которых даже без участия зрительных ощущений человек может определить форму и величину предметов.

    Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.

    Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.

    Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора.

    Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

    В величинах абсолютных порогов ощущения наблюдаются значительные индивидуальные различия. У одних людей они выше, у других ниже. Изменяется величина порогов также и с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет 15 000 колебаний в секунду и ниже.

    Разностным порогом ощущения (порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигала определенной величины.

    Величиной разностного порога ощущения определяется разностная чувствительность, или чувствительность различения. Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

    Чувствительность анализаторов повышается или понижается в зависимости: а) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (острота слуха более высока в тишине и понижается при наличии шумной обстановки); б) от состояния рецептора (глаз, утомленный интенсивным светом, снижает свою чувствительность); в) от состояния центральных отделов анализаторов (при болезненном состоянии организма, при наличии значительного умственного утомления или при перетренировке чувствительность снижается).

    Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

    Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

    Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

    Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.