Сказка «Лиса и Волк»: анализ сказки. Лиса и волк: сказкотерапия безудержной веры наивных людей в магию и оккультизм Анализ русской народной сказки лиса и волк

Сегодня русская народная сказка «Лиса и волк» актуальна как никогда – в одном наиважнейшем её аспекте, мимо которого мы раньше проходили без серьёзного к нему внимания. Ибо разгула веры дураков в оккультизм во времена нашего детства ещё не было...

Я имею в виду ту (самую известную и любимую – кульминационную) часть сказки, где Лиса обманывает Волка и отправляет его на речку – ловить рыбу хвостом.

Кто такая Лиса? Репутация лисы в мировом фольклоре

Как теперь нам всем известно, любимый персонаж у китайского и японского (вообще, сибирского и дальневосточного) фольклора и мистических литературных легенд – это «Лиса-оборотень». Кицунэ...

И действительно, даже в русских народных сказках именно с лисой связано у народа представление об оборотничестве, о «нечистоте», о тёмной магической силе. Почему? Лиса настолько умна, что это вызывает подозрения. Как можно проникнуть в запертый курятник? Как-как – изучайте повадки животных! Но кому же это охота? Куда лучше – пофантазировать!

На шапке шамана часто красуется сильный колдовской артефакт – лисий хвост, да ещё и не один! Вообще, лисии хвосты и по-сегодня используются охотниками в их охотничьей магии (суевериях), да и не только охотниками... До сих пор в народе считается, что хвост лисы имеет силу «заметать следы», уходить от преследования, поэтому на антеннах некоторых автолюбителей, находящихся не в ладах с законом и часто улепётывающих от полиции, можно тоже увидеть хвост рыжей...

А как же любят изображать лису – художники, те, которые придают животным антропоморфные черты (сходство с человеком)? Те, у которых медведи одеты в косоворотки и лапти, а лиса в сарафан, а петух носит сафьяновы сапожки?

Если присмотреться – лиса одета как северная женщина-шаманка – вся обвешана оберегами, а глаза её – косые-раскосые, бурятские – ну, точно – ведьма из тёмных лесов, лопочущая не по-русски...

А кто же такой волк в сказке «Лиса и волк»?

Ловись рыбка, ловись, рыбка!
Ловись рыбка, большая-большая!
Мы устали, мы устали,
Мы устали по лесу шагая.
Настроенье у нас очень скверное,
Настроенье у нас очень скверное!
Ты ловись, ты ловись –
Ты ловись – безразмерная!

В рассматриваемой сказке Волк – это недалёкий мужик-крестьянин, который испытывает в чём-то нужду и со своей нуждой привычно идёт к ведьме. А куда же ещё – прости Господи? Не в библиотеку же, право?

Почему же волк жестоко посрамляется в сказке? (Ведь народная сказка посрамляет только анти-героев и всегда за дело!)

Да потому что он – неприятен! А чем же «неприятен» так волк? Тем, что просто глуп, наивен? Нет. Наивность и глупость – это никогда не повод обижать бедное существо! Сказки справедливы и ни в коем случае не жестоки.

Волк неприятен в своём неряшливом невежестве. Он неприятен и опасен – своим подлым, двойственным отношением к таким выше него стоящим по уму существам как Лиса.

И вот здесь мы подходим к наиважнейшей теме, которую не договаривает, но имеет в виду сказка.

Охота на ведьм

Ты чего там у меня под забором делаешь, кума? Порчу наводишь?

У глупых людей есть одна очень нехорошая привычка: они не любят объяснять трудные для них вещи естественными причинами.

Если глупые люди не могут объяснить чего-то своим умом (а он у них весьма мал, поэтому они не могут и не хотят трудиться объяснять – ничего!) глупые люди сразу же объявляют происходящее – мистикой, чудесами, колдовством, порчей, непознанным, сверхъестественным. И начинают коллективную истерию. То они колдуна превозносят, то жгут...

Такие вот глупые люди очень сильно вредят и портят репутацию – религиозным умным людям, которые чудес не отрицают, но не спешат, однако, объявить «чудом» каждый второй непонятный массам феномен.

При Ватикане существует даже целая комиссия – которая тщательно расследует каждый поступивший туда сигнал об очередном «чуде». Как правило, она бракует 99,9% поступивших сигналов. «Кажется – крестись» – как бы говорит Ватикан!

Особое же отношение у глупых людей – к «ведьмам», к «магам», особенно к односельчанам, к соседям. Они в них одновременно – и остро нуждаются и … боятся их, доходя в своих страхах до ненависти и до бессудной расправы!

Хуже всего, когда глупость у глупых людей – прогрессирует! Тогда они усваивают себе самый простой принцип восприятия действительности:

«Если у кого-то что-то получается ЛУЧШЕ, чем у меня, значит этот человек использует чёрную магию! Ведь ни у кого из моих знакомых ничего не получается? Значит тот, у кого получается – колдун (колдунья!). Значит, его следует наказать!»

Так, любой, кто «вырос выше» над общей массой хоть на один вершок – рискует получить репутацию «ведьмы». Красивая? Прирождённая ведьма! Везёт с мужчинами? Она их, конечно же, привораживает страшными обрядами! А как же иначе? Вот никому из нас, баб, не везёт с мужчинами, а ей везёт!

Водятся деньги? Дак чёрту они душу продали – однозначно! Вот и деньги лопатой гребут! Разгадывает загадки, распутывает интриги? Ворожит на воду! Удачлив на охоте? Пули у него, стало быть, заговорённые!

Пятёрку получил на экзамене? Небось всю ночь стоял у окна с зачёткой в руках и орал: «Ловись, ловись, халявка». Ну, не учил же вопросы к экзамену весь семестр, ей-богу!

Присмотритесь к своим современникам... Ведь и сегодня многие всерьёз рассуждают точно так же! В особенности когда встаёт вопрос: почему мой мужчина «вдруг» ушёл к другой женщине и вообще – почему он любит её, а не меня?

Проблема лисы в русской деревне

Лиса никакая, конечно, не ведьма... Может быть, она травница, знахарка... Не более того! Она просто очень умная баба! Знающая! Опытная! Талантливая! Умная и хитрая! Как мы помним из сказки, именно своей находчивостью и знанием человеческой психологии лиса сумела обвести всех вокруг пальца! Но народу реализм неинтересен! Ему подавай – магический реализм!

Серая масса людей в человеческий ум – не верит. Зато верит в колдовство. Поэтому, если у лисы «получилось», значит знает «заговорённое слово».

Умные люди, которые живут бок о бок с глупыми, отлично знают – чего стоят их заискивания и просьбы о помощи, когда эта помощь – им бывает крайне необходима. «Пойдём к ведьме», а если что – «На колья её поднимем!»

Вот и наш волк, наш глуповатый недалёкий волк...

Ему никак не объяснить, что лиса добыла рыбу своим умом. Он верит только в мантры и в заклинания, в магические обряды. Поэтому, уставшая от людской глупости умная баба – Лиса, издевается над соседом-волком, подсовывая ему в качестве «волшебной мантры» глупый, на ходу выдуманный ею текст:

«Ловись рыбка, большая и маленькая!»

Экстрасенсы и мы

Вот мы с вами и подошли к объяснению причины крайней актуальности этой сказки – именно сегодня!

Учёные говорят, что мы сейчас живём в новые «Тёмные Века», в новое «Средневековье». Нам охота верить в то, что какая-нибудь мантра, обряд сделают нас богачами и решат все наши проблемы.

А люди умные, но цинично-насмешливые, уставшие от нашей тупости и жестокой неблагодарности (ведь нуждаясь в них, мы их же и готовы будем утопить, когда начнёится «охота на ведьм») или просто расчётливые и циничные – продают нам магию оптом и в розницу – какая кому нравится!

Иногда издеваясь над нами просто в открытую, как делала это с Волком Лиса.

Русский народ – не дурак!

Напомню, что сказка «Лиса и волк» – старинная, русская народная. Она была актуальна всегда: и сегодня, и 200 лет тому назад. Неправильно думать о русском народе в духе поздних декадентских выдумок, как о некоем «полусонном зачарованном народе-сказочнике», который по-детски наивно верил в русалок, леших и ведьм, летающих на метле, в ступе, над бором...

Напротив, русский народ был очень практичен и реалистичен. В этом смысле он вёл себя как тот самый «Ватикан», занимая примерно аналогичную – недоверчивую позицию по отношению к «чуду». В чудеса народ, конечно же, верил, но дурить себя задёшево – не давал!

С прекрасной ясностью, в разбираемой нами сказке, народ сформулировал чудесную правильную мысль:

– «Если случилось так, что кто-то немножечко поумнее тебя, это ещё не значит, что она – «ведьма» и что ей «помогает» чёрт!»

Вот как был посрамлён грубый мужик Волк русской сказкой, дошедшей до нас в пересказе Алексея Толстого!

Елена Назаренко

Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.

Хитрая «шуба»

Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

Доверчивый волк

На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

И снова обман

Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.

Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.

Вывод

Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.

Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».

В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.

Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!

Лиса послужила предметом обширного эпоса в Западной Европе: Во Франции этот эпос называется Roman de Renart, а в Германии — Reinhart Fuchs.

И в западно-европейском животном эпосе, и в наших сказках, лиса одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она — над волком и медведем.

В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.

Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения.

Колобок

Животные могут рассматриваться как испытания, выпадающие рожденному миру (в том числе, человеку – который также есть вселенная, микрокосм). С одной стороны, встреча с Зайцем – проверка скорости, ловкости, находчивости; с Волком – смелости и решительности; с Медведем – противостояния силе: с Лисой — коварству, хитрости и похвальбы. Мораль очевидна: пройти через медные трубы оказывается труднее всего, и это – самая большая угроза испытуемому миру, большому или малому.

Наконец, если взглянуть на сюжет с точки зрения психологии творчества, то песенка Колобка, пропетая Зайцу – это креативный ход, первый опыт действия героя, который оказывается успешным. Использование его во второй раз – при встрече с Волком – закрепление опыта, в третий – фиксирование стереотипа. Так что встреча с Лисой может рассматриваться еще и как злоупотребление стереотипным поведением.

Сказка: Волк и лиса

Сказка о хитрой лисе, которая попала в слуги волку. Волк заставлял лису добывать для него пропитание, угрожая съесть ее, если она ослушается. Лисе надоел такой хозяин, и она решает избавиться от волка. Путем хитрых действий, за три попытки, лисе удается заманить волка в ловушку, а волк из-за своей глупости так и не смог раскусить планы хитрой лисы.

Сказка: Свадьба госпожи Лисы

Сказка состоит из двух частей. В первой части старый Лис притворился мертвым и решил проверить, как будет его оплакивать жена лисица. Но лиса не долго горевала и быстро нашла ему замену. Во второй части старый Лис умирает по настоящему. А лиса опять быстро находит ему замену.

Сказка: Лиса и гуси

Эта небольшая сказка повествует нам о том, как несколько гусей смогли перехитрить даже хитрую лису и спасти себя от верной гибели.

Сказка: Лиса и кот

В сказке встречаются лиса и кот. Кот скромен и признается, что умеет только убегать от собак и прыгать на деревья. Лиса же в свою очередь похваляется перед котом, что она мастерица целой сотни искусств и, кроме того, у нее полный мешок хитростей. Но когда появляется охотник с собаками, кот убегает и спасается от собак на дереве, а лиса погибает, так и не применив ни одной своей хитрости.

Сказка: Лиса и кума

Волчица позвала Лиса в кумы, уверяя всех, что лиса поможет ей по жизни. Но умная лиса, воспользовавшись положением, обхитрила волчицу, и обернула ситуацию себе на выгоду.

Сказка: Лиса и лошадь

Хозяин выгнал старую лошадь из дома, сказав, что такая старая и немощная лошадь ему не нужна, и если только она докажет свою силу, принеся ему льва, он возьмет ее обратно. После долгих скитаний, лошадь встретила лису, и рассказала ей о своем горе. Лиса пожалела лошадь и согласилась ей помочь. После чего своей хитростью обманула льва и вернула домой лошадь.

Сказка: Как лиса перехитрила льва

Сказка предостерегает сильного нападать на слабого. Однажды лиса испугавшись льва, осталась голодная и так сильно на него разозлилась, что решила его проучить. Обхитрив льва и заманив его в ловушку, лиса преподала ему урок и заставила всех себя бояться и уважать.

Сказка: Волк, лиса и собака

Сказка о том, как лиса по неосторожности попала в колодец. Для того, что бы выбраться из колодца, лиса обманывает волка и, спасаясь сама, губит волка. Но на встречу лисе попадется собака, которая решает наказать лису за ее обманчивую и хитрую натуру.

Сказка: Как кот ходил с лисом сапоги покупать

В этой сказке кот пошел покупать сапоги в город и попался в лапы лису. Кот воспользовался жадностью лиса, и тем самым спас себе жизнь. А лис не смог справится с своей обидой на кота, и тем самым погубил себя и свою семью.

Сказка: Как лиса училась летать

Сказка о том, как журавль учил летать лису, но ничего у них не получилось.

Сказка: Как лиса шила волку шубу

Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Сказка: Как лиса-монахиня петуха исповедовала

Лиса, переодевшись в монахиню, пытается выкрасть куриц из курятника. Петух, попав в лапы лисы, спасается и натравляет на нее собак. Но лиса спасая свою жизнь, применяет всю свою хитрость, и в итоги снова ловит петуха.

Сказка: Кот и Лиса

Хозяин отнес надоевшего кота в лес. Кот в лесу познакомился с лисой. Лиса исхитрилась и представила всем в лесу кота как воеводу Котофея Ивановича. Благодаря чему, все звери, волк и медведь, стали бояться кота, а вместе с ним и лису.

Сказка: Кот, Петух и Лиса

Известная русская народная сказка, со всеми любимой с детства присказкой:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка,
Шелкова бородка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

В этой сказке глупый петушок под действием сладких речей лисы, попадал ей в лапы, и она уносила его из дома. Но петух всегда успевал позвать на помощь кота, который выручал его от злой лисы. Однажды кот вернулся домой, а петушка дома нет. Тогда он пошел к лисе, и ее же хитростью спас петуха от верной гибели.

Сказка: Лев, волк и лисица

В этой сказке лиса услышала, как волк наговаривает на нее льву. Стало ей обидно за себя, и проучила она волка с помощью своей хитрости.

Сказка: Лиса

Нет в лесу покою зверям от лисы. И ополчились на лису - ёж, дятел и ворона. Пошли они ее из лесу прогонять. А лиса спала крепким сном, и привиделось ей, что ее мужик убивает. Не разобравшись в чем дело, убежала она с перепугу навсегда из леса.

Сказка: Лисичка-сестричка и волк-дружище

Наловил дед рыбы и едет домой. Видит дед на дороге лиса мертвая лежит. Взял ее, положил к себе на сани. Думает, будет жене воротник на шубу. А пока мужик ехал, лиса выбросила всю рыбу с воза и сама убежала. Собрала лиса всю рыбу в кучу, сидит и ест. Тут волк подходит к лисе и просит угостить его рыбкой. А лиса учит волка, что надо пойти на реку, опустить в прорубь хвост, сидеть да приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!». Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь и примерз. Утром бабы пошли за водой, увидели волка и избили коромыслами. Волк убежал, да вот только хвост в проруби остался. Думал волк отомстить лисе, но и тут лиса его перехитрила — прикинулась больной. Тащит волк на себе лису, а лиса приговаривает: «Битый небитого везет, Битый небитого везет!».

Сказка: Лиса и дрозд

Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала спрашивать:

Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы смотрели, чтобы собаки лису не съели.
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали, чтобы собаки лису не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали, чтобы собаки лису не поймали.
- А ты, хвост, что делал?
- Я, хвост, по пням, по кустам, по колодам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лисица на хвост и высунула его из норы:
- Ешьте, собаки, мой хвост!
Собаки ухватили лису за хвост и вытащили ее из норы.

Сказка: Дятел, лиса и ворона

Лиса принялась таскать у дятла его птенцов. Дятел горевал, горевал, но ничего поделать не мог. Потом встретил старую ворону, и она научила его уму-разуму, как отвадить лису. Когда лиса узнала, что это ворона научила дятла, решила отомстить вороне. Но ворона была умнее лисы, и смогла спастись от хитрой лисы.

Сказка: Лиса и журавль

Подружились лиса и журавль. Пригласила лиса журавля в гости. Наварила она манной каши и размазала по тарелке. Журавль стучал-стучал носом по тарелке, да так ничего и не смог съесть. А лиса тем временем сама всю кашу съела. На другой день пригласил журавль лису к себе в гости. Приготовил журавль окрошку и разлил ее в кувшины с тонким горлышком. Лиса как не пыталась, а мордочка не пролезает в кувшин. А журавль клюет длинным носом в кувшине окрошку и нахваливает ее вкусовые качества. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем и закончилась.

Сказка: Лиса, заяц и петух

Одна из самых известных сказок про лису. Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Сперва лису из дома зайца выгоняла собака, но у нее ничего не получилось. Затем лису выгонял медведь, но и у него ничего не вышло. Затем пробовал выгнать лису бык, но так же безуспешно.

Повстречал заяц петуха с косой:
- Пойдем, я твоему горю помогу.
- Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Пошел петух с косой к лисе:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой.

И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными и сказками о животных. Ученые выяснили, что раньше всего появились сказки о животных, потом волшебные сказки, а затем уже бытовые. Главная особенность сказок о животных — их аллегоричность, когда за животными скрываются люди. Животные умеют говорить и поступают совсем как люди.

В сказке «Лиса и журавль» лиса захотела подружиться с журавлем. Она приготовила кашу и позвала в гости журавля. Но мне кажется, что на самом деле лисе не нужна была дружба с журавлем. Она положила кашу так, как было удобно есть ей. Лиса не подумала о том, что у журавля длинный клюв и ему будет неудобно есть кашу. Лиса хитрая. Она знала, что принято звать друг друга в гости.

Она позвала журавля к себе. Потом сама же съела всю кашу. Лиса была довольна и думаю, что она рассчитывала потом поесть у журавля в гостях. Журавль остался голодным. Он решил пригласить лису к себе в гости. Он приготовил окрошку и налил ее в узкий кувшин. Журавль отомстил лисе: он сам съел всю окрошку, потому что лиса не смогла достать ее из узкого кувшина.

Лиса обиделась на журавля и не стала с ним дружить. Мне кажется, что в этой ситуации и лиса, и журавль поступили неправильно. Если лиса действительно хотела подружиться с журавлем, то она должна была подумать о нем. Лиса должна была накормить журавля из привычной ему посуды. Так же должен был поступить и журавль.

Нельзя мстить своим друзьям. Если же лиса хотела просто поесть за чужой счет, то на этом дружбу не построишь. Лиса и журавль обманули друг друга. Нельзя начинать дружбу с обмана. Сказка «Лиса и журавль» показывает нам, как не надо дружить. Когда дружишь, заботишься о своих друзьях, постоянно думаешь о них. Дружить надо уметь. Если ты думаешь только о себе, то останешься таким же одиноким, как и лиса из сказки.

1-й класс

Тема. «Русские народные сказки. “Лисичка-сестричка и волк”».

Цели. Развивать у школьников умение сравнивать поступки и характеры героев сказки; умение классифицировать сказки (русские народные и авторские; о животных и волшебные), умение общаться.

Оборудование. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение в 1 классе»; иллюстрации к сказкам; костюмы лисы и волка; схемы для изготовления обложки к сказке; цветные карандаши; выставка книг; рисунки с изображениями лисы, волка и проруби; сборник сказок о лисе; платок; карточки со словами для характеристики животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит – быть внимательными читателями? Думающими? Исследователями?

II. Закрепление пройденного материала

У. Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру они относятся?

Д. Это сказки.

У. Вам нужно по иллюстрации определить название сказки, автора и разделить сказки на две группы. Посмотрите на схему. Кто догадался, какие сказки будут в первой группе? Во второй?

На доске:

Д. Под коричневым кружком помещаем иллюстрации к сказкам о животных, а под синим – к волшебным сказкам.

После разбора иллюстрации распределяются следующим образом:

    В. Сутеев – «Дядя Миша»

    В. Бианки – «Лесной Колобок – Колючий бок»

    Русская народная сказка – «Кот, петух и лиса»

    Братья Гримм – «Заяц и еж»

    Русская народная сказка – «Привередница»

    Ш. Перро – «Красная Шапочка»

    В. Сутеев – «Елка»

У. В каждой группе найдите сказку, которая отличается от всех. Обозначим ее знаками РНС (русская народная сказка), а остальные – А (авторская).
Перед вами книжная выставка. Эти сказки некоторое время будут у нас в классе. Вы можете их взять и прочитать.
Отгадайте, каких животных мы часто встречаем в сказках?

Заранее подготовленные дети читают загадки:

Рыжая хозяйка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И домой унесла. (Лиса )

По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет,
Из-под кустика хватает
В темный лес таскает. (Волк )

На доску учитель прикрепляет рисунки с изображениями лисы и волка.

– Какой основной чертой характера наделяют лису?

Д. Лиса всегда в сказках хитрая.

У. Какие вы помните сказки, в которых лиса совершает свои проделки?

Д. Сказки Сутеева «Дядя Миша», Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», русскую народную сказку «Кот, петух и лиса».

Учитель демонстрирует сборник сказок о лисе.

У. В малых жанрах русского фольклора много песен о лисе.

Послушайте колыбельную песенку.

Накинув платок на плечи, подготовленная ученица исполняет песенку:

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Ване ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.

– В каких словах заключена хитрость лисы?

Д. «Лиса приходила, ягод приносила, хвост отдать просила».

III. Физкультминутка

IV. Сообщение темы урока

У. Сейчас вы познакомитесь еще с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк.

V. Первичное восприятие текста

У. Сейчас вы послушайте, а я вам почитаю.

Учитель читает сказку.

– В тексте встретилось слово прорубь . Что оно означает?
Описание проруби четко дано в загадке:

В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито, а ночью вставлено.

Учитель показывает рисунок с изображением проруби.

– Произведение какого жанра вы прослушали?

Д. Мы прослушали сказку.

У. Как вы думаете, кто бы мог написать эту сказку?

Д. Это может быть русская народная сказка. Эту сказку мог написать Сутеев.

У. Как лисе удалось полакомиться рыбкой?

Д. Лиса обманула деда – она притворилась мертвой.

У. Для чего деду понадобилась лиса?

Д. На воротник для своей жены.

У. О чем разговаривали при встрече лиса и волк?

Д. Волк хотел полакомиться рыбкой, а лиса пожадничала.

У. Что посоветовала лиса волку?

Д. Лиса посоветовала волку опустить хвост в прорубь.

У. Что же случилось с волком?

Д. Прорубь замерзла, и волк остался без хвоста.

У. Как вы понимаете смысл выражения убежать без оглядки ?

Д. Быстро бежать, ни на что не обращать внимания.

У. Сидя, быстро потопали ножками. А теперь объясните смысл выражения насилу плетусь .

Д. Насилу плетусь – медленно-медленно иду.

У. Изображаем действие: медленно передвигаемся.
А теперь познакомьтесь с книгой, которую я вам прочитала.

Дети рассматривают художественную книгу «Лисичка-сестричка и волк».

VI. Работа над содержанием сказки

У. Прочитайте описание последней встречи лисы и волка.

Дети читают.

– Справедлив ли конец сказки?

Д. Конец сказки несправедлив: битый небитого везет.

У. Вызывают ли у вас уважение эти герои? Понравились ли они вам?

Д. Ни лиса, ни волк не понравились.

У. Оба героя в сказке отрицательные. Похожи ли они? Давайте сравним их.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами для характеристики лисы и волка. Дети распределяют их на группы.
После обсуждения на доске появляется схема.

На доске:

VII. Моделирование обложки книги

У каждого ребенка на столе лист бумаги.

Русская народная сказка

ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК

У. Какой геометрической фигурой обозначим это произведение?

Д. Нарисуем круг.

У. Каким цветом раскрасим круг?

Д. Круг раскрасим коричневым цветом.

У. А может быть, кто-нибудь захочет нарисовать иллюстрацию к сказке?

Дети самостоятельно работают на листочках.

– Как вы думаете, почему в названии сказки волк – просто «волк», а лисичка – «сестричка»?

Д. Потому что лиса хитренькая.

У. Самую аккуратную работу помещаем на доску. В какую группу мы должны поместить работу?

Д. Русская народная сказка. Сказки о животных.

VIII. Физкультминутка

IХ. Творческая работа

Дети в парах читают диалог (из рабочей тетради) по ролям, затем инсценируют его в костюмах волка и лисы:

– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуй, братец!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да кушай.
– Я не умею.
– Опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»

У. Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы.

Д. Лиса, почему ты притворилась мертвой?
– Лиса, почему ты не угостила волка рыбой?
– Волк, почему ты опустил хвост в прорубь?

У. Что вы можете посоветовать лисе и волку?

Д. Я хочу посоветовать волку не быть таким наивным, а лисе не хитрить.

Х. Итог урока

У. Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

Д. Не надо быть такими наивными и глупыми, как волк. Плохо хитрить, как лиса.

У. Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!