Культура 18 века егэ. Тест по истории на тему "Россия в XVIII веке" в формате ЕГЭ

Тест в формате ЕГЭ по теме «Россия в XVIII веке»

    Расположите в хронологической последовательности исторические события

    «Нарвская конфузия»

    Работа Уложенной комиссии

    Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

А) указ о престолонаследии

1)1773

Б) начало восстания Е.И.Пугачева

2)1755

В) Северная война

3)1700-1721

Г) Семилетняя война

4)1740-1741

5)1756-1761

6)1722

3.Установите соответствие между событиями и фактами

События

Факты

А)Русско-турецкая война

1)Созыв Уложенной комиссии

Б)Семилетняя война

2)Воцарение Екатерины Первой

В)Дворцовые перевороты

3)Взятие Берлина

Г)Северная война

4)Воцарение Павла Первого

5)Основание Петербурга

6)Взятие Измаила

4.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Участники

А)Правление Анны Иоанновны

1С.Яворский

Б)Стрелецкий бунт

2)Екатерина Вторая

В)Битва при Гангуте

3)Ф.Лефорт

Г)Указ «О вольности дворянской»

4)Э.Бирон

6)Софья Алексеевна

5.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Участники

А)Движение Пугачева

1)И.И.Шувалов

Б) Строительство Зимнего дворца

2)М.В.Ломоносов

В) Созыв Верховного тайного совета

3) А.Д.Меньшиков

Г)Основание Кунсткамеры

4) Екатерина Вторая

5)В.Растрелли

6)Петр Первый

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Время

Событие

Участник

____________(А)

_______________(Б)

Емельян Пугачев

1768-1774гг

Русско-турецкая война

_______________ (В)

_____________(Г)

Северная война

______________ (Д)

1755 г

_______________(Е)

М.В.Ломоносов

    Петр Первый

    Открытие Московского университета

    Казацко-крестьянская война

    Основание Кунсткамеры

    1762 г.

    1700-1721гг

    А.В.Суворов

    1773-1775 гг

Год

Правитель

Событие

1767-1768 гг

Екатерина Вторая

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Полтавская битва

1725

______________(Г)

Открытие Академии наук

_______________(Д)

Елизавета Петровна

______________(Е)

1)Семилетняя война

2)Петр I

3)1725

4)1708

5)1709

6)Екатерина Первая

7)1756-1761

8) Работа Уложенной комиссии

9)Анна Иоанновна

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Событие

Дата

Участник

Указ о единонаследии

1714

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Екатерина Вторая

Чесменская битва

______________(Г)

Ф.Ф.Ушаков

_______________(Д)

1795

______________(Е)

1)1770

2)1791

3)Екатерина Вторая

4)Ясский мир

5)Петр Первый

6)1774 г.

7)Раздел Польши

8)Петр Второй

9)1785 г.

8. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками

Памятники культуры

Характеристики

А) Петропавловский собор

1) Разрушен в годы ВОв

Б) Дом Пашкова

2) Расположен на Заячьем острове

В) Зимний дворец

3) Построен при Елизавете Петровне

Г)Дворцовый ансамбль Петергофа

4) Самый знаменитый фонтан-«Самсон»

5) Построен в Москве

6) Создан архитектором Росси

9. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами

Памятники культуры

А) «Недоросль»

1) В.Растрелли

Б) Зимний дворец

2)Ф.Шубин

В) Бюст Ломоносова

3)Д.Фонвизин

Г) Картина «Екатерина-законодательница»

4)Д.Трезини

5)Ф.Волков

6)Д.Левицкий

10.Какие из перечисленных исторических лиц являлись современниками Петра I ?

1)Софья Алексеевна

2)Александр Меньшиков

3)Екатерина Вторая

4)Михаил Ломоносов

5)Ф.Лефорт

6)А.В.Суворов

11.Какие три даты соответствуют разделам Польши?

1)1768

2)1795

3)1772

4)1773

5)1793

6)1796

12. Кто из исторических деятелей был художником?

1) Ф.Волков

2) Н.И.Аргунов

3) Ф.Шубин

4) Д.И.Левицкий

5) В.Л.Боровиковский

6) Д.Трезини

13.Какие три из перечисленных события произошли во время Семилетней войны?

1)Сражение при Кольберге

2)Взятие Измаила

3)Битва при Лесной

4)Взятие Берлина

5)Сражение при Кунерсдорфе

6) «Нарвская конфузия»

14.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе дворцовых переворотов.

1) бироновщина, 2) гвардия, 3)полки «нового строя», 4)Верховный тайный совет, 5) кондиции, 6) университет

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают реформы Петра Первого.

1) ассамблея , 2) рекруты, 3)Табель о рангах 4) коллегия, 5) Уложенная комиссия, 6)Сенат

16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в.

1) Синод, 2) стрельцы, 3)поместье, 4)пугачевщина, 5) император, 6)местоблюститель патриаршего престола

17. Укажите термин, о котором идет речь

Одно из направлений в литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному наследию как образцу.

18. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

Первый русский естественно-научный музей, созданный Петром I , называется _____________________

19. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием ___________________

20. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) Понеже труды вашего величества в произведении нашего отечества и подданного вашего всероссийского народа всему свету известны того ради, хотя мы ведаем, что в. в., яко самодержцу, вся принадлежит, однакож в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной ваш народ ничем иным, кроме единых ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведен есть, помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключенного оными в. в. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исхадатайствование оного мира, принесть свое прошение к вам публично, дабы изволил принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечествия, Императора Всероссийского, _____________.

Святейший Синод в том с нами согласен.

Б) Верховный тайный совет, при объявлении о кончине императора _____________, купно объявил о избрании на престол царевны Анны Иоанновны, герцогини Курляндской; и хотя они тогда собранный генералитет спрашивали, согласны ли оному избранию, однако ж они в том уже надлежащий порядок избрания преступили; ибо сие не есть наследства порядочного объявление, но избрание, и такое, какого от начала государства в Руси не бывало. А хотя избрания три были, яко царя Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова, но все оные никаких наследников к тому не имели. Избрания же и оные первые два порочны, что избирали не порядком: в первом было принуждение, во втором коварство. А по закону естественному избрание должно быть согласием всех подданных, некоторых персонально, других чрез поверенных, как такой порядок во многих государствах утверждён, а не четырём или пяти человекам, как то ныне весьма непорядочно учинено.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

2) В отрывке описываются события, которые произошли в эпоху дворцовых переворотов

3) Единоличное правление монарха, имя которого пропущено в отрывке, длилось около 30 лет

4) В отрывке упоминается мирный договор, завершивший участие России в Семилетней войне

6) В отрывке пропущено имя императора Петра Второго

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ:

21. Кто из российских монархов мог написать следующий документ:

«Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по преставлении всепресветлейшаго, державнейшаго великаго государя Петра Втораго, императора и самодержца, нашего любезнейшаго государя-племянника, императорский всероссийский престол восприяли <...>. еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать <...>»?
а) Петр I;
б) Екатерина I;
в) Петр III;
г) Анна Иоанновна;
д) Елизавета Петровна;
е) Екатерина II.

22. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.

«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Ея Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному:

Всех поселян, возвращенных сими средствами в прежнюю подданническую верность к Ее Императорскому Величеству нашей всемилостивейшей Государыне и в должное повиновение своих начальников, помещиков, утвердить в том целованием евангелия и креста, объявив, что кто и за сим дерзнет впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях, без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жены и дети их отданы в рабство, а земли во владение в верности пребывшим всегда к Ея Императорского Величества подданным и помещикам…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Приказ был издан в первой половине 18 века.

    Самозванцем, выдававшем себя за Петра Третьего, был С.Т. Разин

    На подавление бунта, о котором идет речь, был направлен А.В Суворов.

    Бунт, о котором идет речь, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.

    Одним из последствий подавления бунта, о котором идет речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.

    Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.

1.Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ__________________


2. Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой «2».

3. Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

Ответ:___________________________________

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», стал базой русского Черноморского флота.

2) Следствием данной войны стала потеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.

3) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «4».

5) Одним из главных событий войны, ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.

6) Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схеме цифрой «1», командовал Ф. Ф. Ушаков.
Ответ:_____________________ .

24.

Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.

2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.

3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.

4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».

25. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какой из представленных ниже памятников архитектуры находится в городе, основанном по повелению императора, которому посвящен памятник? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 26-28. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

26. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царство- вания.

27 . Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

28 . Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.

29. В XVIII веке в России правили два великих императора - Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).

30. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

29. Историческое сочинение

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1682-1725гг.;

2) 1741-1761 гг.;

3) 1762-1796 гг.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

Слайд 2

В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.

Слайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1701 г. в Москве основана Школа математических и навигационных наук. Вслед за ней открыты: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и др. -В 1708 г. ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнославянского. И переход к арабским цифрам. В 1725 г.- открытие Академии наук. - в 1755г. создание Московского Университета по проекту Ломоносова. Здание МГУ

Слайд 4

НАУКА. М.В.Ломоносов – «1-й университет»

Ломоносов сыграл огромную роль как организатор русской науки: по определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист (исторические труды по праву, Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым,- «Петр1 в русском языке»)

Слайд 5

Наука и техника

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ТЕХНИКИ: -Крестьянский сын М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников (географ и этнограф) и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; - токарь Навигацкой школы А. К. Нартов (токарный станок), - гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, -первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов (паровой двигатель), -«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин (одноарочный мост, карманные часы, фонарь-прожектор) - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Слайд 6

Русскую литературу обогатили своими произведениями: А. Д. Кантемир, В. К. Тредьяковский (филолог-теоретик), А. П. Сумароков., А. Д. Кантемир(«Куму своему», «Филарет и Евгений» - защита петровских преобразований)- явился родоначальником русского классицизма, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов, и др., которые творили в стиле классицизма. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Карамзина("Бедная Лиза")- кон.18в.

Слайд 7

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет.ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 18 века:

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742) был одним из первых русских портретистов. (портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман»)

Слайд 8

К концу 20-х - 30-м гг. XVIII в. относится творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева - он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты. Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов»

Слайд 9

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» , портрет Петра III).

Слайд 10

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры - пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Портреты написанные во второй половине 18 века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, говорят о своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях; парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет.

Слайд 11

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Eго творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

Портрет Урсулы Мнишек Портрет П.А.Демидова

Слайд 12

Федор Степанович Рокотов(1735-1808)

Портрет графа Г.Орлова в латах Портрет ЕкатериныII

Слайд 13

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)- Последний живописец века Просвещения,

В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад.

XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России.

Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.

Центром российского просвещения стал Московский университет , созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г . Елизаветой Петровной . Фактически это означало создание первого русского университета. Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г . в Петербурге была открыта Академия художеств - высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г . открыта Академия Российская - научный центр по изучению русского языка и словесности.

В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений - малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах - малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ - горные, медицинские, штурманские, коммерческие - давали специальное образование.

В 1764 г . создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт.

Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого , который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты).

Центром научной мысли России с 1725 г . становится Академия наук . Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер - творец норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г . составил «Описание земли Камчатки» , где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах.

В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева . Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин .

Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом.

Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм , идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров- «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В стиле классицизма в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М. Херасков.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин . Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» автор прямо называет причину всех зол российской жизни - крепостное право, обличает систему дворянского воспитания и образования, создает типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие впоследствии нарицательными.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко . Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В. Растрелли:

Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм , для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурным творениям классицизма присущи простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова в Москве, проект Большого Кремлевского дворца, дворцовый ансамбль в Царицыне), М. Ф. Казаков (Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница), И. Е. Старов (Таврический дворец. Троицкий собор Александре-Невской лавры).

Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода- скульптурный портрет . Ярким представителем в этой области был талантливый русский скульптор Ф. И. Шубин , который создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Представителями классицизма были скульпторы - Ф. Ф. Щедрин, М.И. Козловский . В 1782 г. в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру I - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе.

Вторая половина XVIII в. - время расцвета русского портрета, которое выдвинуло целый ряд выдающихся художников-портретистов - А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского . Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г.

В 1756 г . в Петербурге был учрежден первый в России профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым . Много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И. А. Дмитриевский.

Таким образом, культура и общественная жизнь России второй половины XVIII в. отражают коренные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере. Заметное воздействие на общественную жизнь в целом оказывали идеи просветительства. Это период, когда в России начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка. Богатство и разнообразие культурного процесса во второй половине XVIII в. подготовили почву для «золотого века» русской культуры в XIX в.

XVIII век называют эпохой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант считали, что общественная жизнь подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс - главная идея Просвещения.

В России идеи просветителей получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство - это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80-90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. В 1767 г. он стал «письмоводителем» в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», «Живописец». Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии - Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание» и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.

Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом к 15 годам заключения. Причиной послужила принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева. В 1781-1783 гг. он создает оду «Вольность», где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «вожделенная пора», когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка - российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением «Путешествием из Петербурга в Москву», которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; только 25 экземпляров из этого числа были отданы в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор - «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. После смерти Екатерины II ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев покончил с собой. Сохранились его слова: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Грандиозные реформы Петра I резко ускорили те процессы, которые намечались еще в XVII в.: обмирщение культуры, преодоление ею своего религиозного характера. Огромную роль в этом сыграла созданная Петром система светского образования. Начало ей было положено открытием в 1701 г. Навигацкой (морской) и Пушкарской (артиллерийской) школ в Москве. Затем был создан еще ряд профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная и пр. В 1714 г. в провинциальных городах были открыты начальные цифирные школы. Дети духовенства обучались в епархиальных, а дети солдат – в гарнизонных школах. Своеобразными учебными заведениями были гимназия и университет при Академии наук (1725 г.) – они должны были готовить кадры для научной работы. Однако при преемниках Петра эта система развалилась. Важной вехой стало открытие Mocковского университета (1755 ), сыгравшего огромную роль в подготовке как научных, так и преподавательских кадров.

В 1780-х гг. Екатерина II предприняла новую попытку создания единой системы образования. Концепцию этой системы разработал И.И. Бецкой. В 1786 г. в губернских городах открылись четырехклассные главные училища (по типу близкие к средней школе); в уездных – двухклассные малые (начальные). «Уставом народных училищ» предусматривалась возможность перехода из малого училища в главное, а оттуда в университет.

В петровские времена на новый уровень выходит типографское дело: широко издаются учебники, словари, специальная литература и пр. С 1702 г. начала печататься первая газета «Ведомости ».

Среди учебников особое место занимали «Арифметика сиречь наука числительная » Л. Магницкого, «Грамматика », М. Смотрицкого, «Первое учение строкам » Ф. Прокоповича.

Происходит становление в России науки европейского уровня, наиболее ярким и разносторонним представителем которой стал М.В. Ломоносов . Ученый вошел в историю науки как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Он заложил основы науки о стекле. Ломоносов занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, живописью и историей. Как поэт он утвердил основания современного русского литературного языка. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

В России работают математики Эйлер и Бернулли, историки Байер, Шлецер и Миллер (авторы Норманнской теории).

В 1725-1730 гг. проходит первая Камчатская экспедиция, закончившаяся неудачей. В 1733-1743 гг. – вторая. Она состояла из трех самостоятельных экспедиций:

  • собственно Камчатской экспедиции во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым. Ее задачей была проверка сведений о существовании пролива между Америкой и Азией, принесенных еще экспедицией С. Дежнева (1648 г.);
  • Северной экспедиции, составляющей карту и описание Северного морского пути (в нее входили С.И. Челюскин, В.В. Прончищев, С.Г. Малыгин, Д.Я. и Х.П. Лаптевы);
  • сухопутного отряда Академии наук, с участием ботаника Гмелина (автора «Путешествие по Сибири» и «Флора Сибири»), историка Миллера, астронома Делиля и этнографа Крашенинникова («Описание земли Камчатки»). В 1741 г. Беринг и Чириков подтвердили наличие пролива, названного в последствии Беринговым.

XVIII век стал веком бурного развития технической мысли. В 1764-1765 гг. И.И. Ползунов изобрел паровую машину. Крепостной изобретатель-самоучка И.П. Кулибин создал знаменитые часы яичной формы и разработал проект одноарочного моста через Неву.

Мощное развитие получает общественно-политическая мысль. В начале XVIII в. ее представители были заняты в основном разработкой идеалов абсолютизма – рационального и справедливого государства, регулируемого мудрыми законами («Ученая дружина Петра» Феофана Прокоповича, «Книга о скудости и богатстве» купца И.Т. Посошкова, труды В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира т.д.). Однако во второй половине XVIII в. своими деспотическими чертами абсолютизм уже вызывает оппозицию как сторонников расширения привилегий дворянства (князь М.М. Щербатов – «История Российская от древнейших времен»), так и либералов (Н.И. Новиков) и даже революционеров (А.Н. Радищев). Непоследовательная политика Екатерины, лживость и корыстолюбие сановников, произвол, чинимый дворянством по отношению к крепостным, – все это вызывало критику на страницах «Трутня », «Живописца » и других печатных органов, издававшихся просветителем Н.И. Новиковым. Еще более резкой по тону и содержанию явилась книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву », в которой содержался призыв к свержению крепостного строя. Прочитав ее, императрица назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева ». Оба возмутителя спокойствия были жестоко наказаны Екатериной.

В литературе XVIII в. утверждается классицизм – течение, вдохновлявшееся абстрактными идеалами доблести, славы, величия государства и государя (А.П. Сумароков, М.М. Херасков). Главными признаками классической драматургии являются единство места, времени и содержания. В то же время, продолжается развитие реализма , черты которого мы находим в великолепных стихах Г.Р. Державина, в замечательных комедиях Д.П. Фонвизина («Бригадир », «Недоросль »). В конце XVIII в. классицизм в литературе начинает вытесняться сентиментализмом , в центре внимания которого – переживания человека (Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза »).

В становлении русской архитектуры огромную роль сыграл строительство Санкт-Петербурга – первого регулярного русского города, т.е. создававшегося по плану, как единый ансамбль. Именно в Петербурге были возведены такие монументальные постройки европейского типа, как Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Меншиков дворец (Д. Фонтана и Г. Шедель). В Москве тоже возникают небывалые ранее строения – Лефортов дворец (Д. В. Аксамитов), Меншикова башня (И.П. Зарудный). Для зданий петровской эпохи характерны простота, деловитость, четкие, сдержанные объемы. В середине XVIII в. приходит пора барокко – стиля пышного, величавого, динамичного. Блестящим мастером барокко был Ф. Б. Растрелли, создатель Зимнего дворца и комплекса Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе. Во второй половине XVIII в. барокко сменяется классицизмом с его благородной, величавой простотой и ясностью. Наиболее яркие произведения этого стиля – Александровский дворец в Царском селе (Кваренги), дворцовый ансамбль в Павловске (И. Камерон), дом Пашкова и проект Михайловского замка (В.И. Баженов), здание Сената, дом Благородного собрания (М.Ф. Казакова).

Русская живопись XVIII в. известна, прежде всего, великолепными портретистами. Первым в этой плеяде стоит И.Н. Никитин (1720-е гг. – портреты канцлера Г.И. Головкина, Петра I на смертном одре). В 1730-е гг. его сменяет А. Матвеев (портрет четы Голицыных, автопортрет с женой). В середине – второй половине XVIII в. работают А.П. Антропов и М.П. Аргунов. Завершают это созвездие живописцы конца XVIII в. – Д.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосильцевой, В.И. Маркова), Д.Г. Левицкий (портрет П.А. Демидова) и В. Л. Боровиковский (портреты Г. Р. Державина, Павла I, великолепный портрет М.И. Лопухиной).

Самыми выдающимися скульпторами XVIII в. стали Ф.И. Шубин – реалист, автор бюстов Екатерины II, М.В. Ломоносова, А.В. Суворова и Павла Петровича; и М.И. Козловский – родоначальник русского классицизма, автор статуи Самсона, разрывающего пасть льву в Петергофе и памятника Суворову на Марсовом поле. Настоящий скульптурный шедевр этой эпохи – «Медный всадник » Э. Фальконе (1776 г.).