Нуреев балет в большом театре отменен. «Нуреева» закрыли

Почему премьеру отложили

Причину переноса балета на собрании сотрудников театра директор Большого театра Владимир Урин. По его словам, спектакль еще не готов, в этом виновато руководство театра, которое «не рассчитало масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило».

«Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя»

Запись встречи Урина с коллективом театра появилась в YouТube, но позже была удалена.

На брифинге 10 июля Урин , что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Он также добавил, что в спектакле присутствует не только балет, но работа с массовкой началась по-настоящему только 2 июля. По его словам, претензии были по хореографии. «В спектакле Серебренникова важны танцевальные акценты. Мы видели, что этого не хватает, что это не доведено до профессионального. Сам Серебренников к хореографии отношения не имеет. Он театральный — художник, а хореографией занимается Юрий Посохов», — сказал гендиректор Большого.

Видео: РБК

Как писала газета «Ведомости», директор Большого принял решение о переносе, посетив генеральный прогон 7 июля.

10 июля ТАСС со ссылкой на источник, сообщил, что спектакль был перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Эту же информацию РБК источник, близкий к ведомству.

«По замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными», — пояснил собеседник ТАСС . Кроме того, министра не устроило, что в оформлении спектакля используется фотография Рудольфа Нуреева, на которой он изображен полностью обнаженным. В ведомстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Большой театр это сообщение провокацией.

Между тем, в министерстве подтвердили факт разговора между Мединским и Уриным. «Состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе, обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова», — РБК в пресс-службе ведомства. При этом в ведомстве подчеркнули, что чиновники не занимаются цензурой и не запрещают спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников отказался комментировать решение о переносе спектакля.

«Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили»

9 июля, выступая перед артистами «Гоголь-центра» по случаю закрытия театрального сезона, Серебренников произнес речь , в которой в том числе коснулся переноса спектакля. «Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство. Этому есть миллион подтверждений. Спектакль, которого нет или не было, ( . — РБК ) — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет. Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь», — сказал режиссер.

Перенос комментировали артисты Большого. Так, исполнитель главной роли Владислав Лантратов написал на своей странице в Instagram: «Нет слов... понимание что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, всё начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...».

https://www.instagram.com/p/BWSHF1Alvbf/?utm_source=ig_embed

Сожаления о переносе спектакля выразила и артистка балета Большого театра Вера Борисенкова. «Невероятный! Самые лучшие! Это спектакль, который скорее всего вы никогда не увидите! Это подарок для всех нас, всех тех, кто сегодня был на сцене! Это космос!!! @bolshoi_theatre наша несостоявшаяся премьера- состоялась для нас! Спасибо Вам мои коллеги, педагоги, Юра, Кирилл, Илья! Я рыдала в начале, танцевала в самом конце, и кричала Браво до осипшего горла! Мы лучшие! Таких больше нет! Этого забыть невозможно!!!», — написала она на своей странице в Instagram.

Когда покажут спектакль

Вместо «Нуреева» 11, 12, 13 и 14 июля Большой покажет классический балет «Дон-Кихот». Деньги за билеты будут возвращены.

Балет «Нуреев» покажут зрителям в мае 2018 года, на брифинге 10 июля Урин. Он уточнил, что в разговоре с Серебренниковым было решено не переносить спектакль на сезон 2018/2019. Сам режиссер 4-5 мая 2018 года должен быть в Мюнхене, однако заявил, что постарается согласовать свой приезд.

Сколько денег потеряет Большой из-за отмены премьеры

На брифинге 10 июля Урин рассказал, что, так как спектакль не отменяют, а переносят, финансовых потерь у театра нет.

Говоря о репутационных потерях, директор театра отметил, что «важнее качество спектакля, важно сделать все качественно, чтобы это было достойно сцены Большого театра».

Деньги на балет

Впервые в истории театра в постановку спектакля были вложены личные средства. Это деньги президента-председателя правления банка ВТБ Андрея Костина. Спонсором спектакля стал ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

Эта постановка по уровню общественного внимания может сравниться лишь с давним шумом вокруг появления в том же Большом оперы «Дети Розенталя», когда «Наши» протестовали против либретто . А по накалу «скандальных» страстей атмосфера вокруг « а» тянет на голливудский блокбастер.

Но главное, эта история красноречиво говорит о сегодняшней России.

Сама личность и биография главного героя может вызвать зубовный скрежет у разного рода «хранителей устоев». Ведь Нуреев всю жизнь на устои - любого рода — плевать хотел.

Ажиотаж вокруг двух премьерных показов балета такой, что дирекция театра придумала особый порядок продажи билетов — именных и по паспортам. Не только потому спрос велик, что на самом деле премьера должна была пройти несколько месяцев назад,

но ее внезапно отменили, в последний момент, после генеральной репетиции, под предлогом, что труппа из-за загруженности прочей работой не успела отрепетировать танцы как следует (директор твердо стоял на своем, хотя версий об истинных причинах запрета ходило много).

И не только потому, что режиссер-постановщик балета Кирилл Серебренников, успевший, к счастью, поставить «Нуреева» целиком, сегодня сидит под домашним арестом, лишенный возможности работать, и спектакль сейчас выпускали без него.

До той летней, отмененной, премьеры сам по себе балет интересовал, кроме балетоманов, разве что любителей «клубнички» на сцене: фото обнаженного Рудольфа, пусть оно мелькает всего пару секунд - это же кайф.

Вопрос «будет или не будет рассказ о Нурееве-гее?» — кайф в квадрате.

Интересовал не балет, но контекст вокруг балета. Вкус запретного плода. Шепоток в кулуарах.

Нынешняя премьера — после ареста - широкой публикой воспринимается как акция в его поддержку, хотел ли этого театр или нет. Крики «Браво, Кирилл» на аплодисментах, хочется думать, будут режиссером услышаны. А граффити на заднике сцены, где нацарапано K.Serebr, как и решение нескольких человек из постановочной команды выйти на поклоны в майках с портретом Серебренникова и надписью «Свободу режиссеру», ведет спектакль от искусства к общественному поступку.

Но спектакль оказался таким, что стоит говорить о нем самом.

Балет о Рудольфе в Москве — географическая странность. Нуреев - вообще-то фигура питерская. Его биография перед невозвращением с гастролей во Франции связана с ленинградской балетной школой, в которой он учился, с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он служил.

Но идея балета о знаменитом танцовщике родилась в Большом. Название предложила команда: композитор , режиссер Кирилл Серебренников и непосредственный автор замысла — хореограф (дирекция ГАБТа пригласила их поставить спектакль во второй раз, после успеха первого проекта - балета «Герой нашего времени»). На обложке программки стоят даты жизни Рудольфа и написано: «К 80-летию со дня рождения».

Нуреев - один из двух балетных мировых звезд родом из СССР (второй, конечно, Барышников), имя которого известно каждому.

Но главное - жизнь танцовщика, которого за буйный нрав и вздорный характер прозвали «диким зверем в гостиной», полна эффектных и совершенно театральных моментов. Тем не менее, постановщики не пошли по проторенной дорожке «родился-учился-женился».

Серебренников, который еще и сценарист, и сценограф, и не пытался это сделать. Соавторы мудро сосредоточились на узловых моментах. Они взяли биографию Нуреева как точку отсчета - и сочинили спектакль, который можно было бы назвать хлестким журналистским слоганом, родившимся после истории побега от «совка» в парижском аэропорту.

Балет «Нуреев» — это, конечно же, история прыжка к свободе. К свободе «от» — и к свободе «для».

К возможности прожить свою, а не навязанную кем-то жизнь. К мании разноликого творчества, обуревающей танцовщика с тремястами спектаклями в год. Все детали биографии, использованные в этом не балете даже, а придуманном Серебренниковым конгломерате танца, драмы и оперы, работают на такую идею.

Композитор Илья Демуцкий, по его словам, творил партитуру по наказу хореографа: написать с эмоциями, «чтоб прям душу рвало». Музыку, которую оркестр Большого театра играл под управлением дирижера , отдельно вряд ли будут слушать, но она идеальна для балета-байопика: автор бесхитростно, почти без иронии, оперирует готовыми клише, что и воссоздает нужную картину.

Сам Демуцкий рассказывает о «примитивной, удушающей музыке» в эпизоде ленинградской балетной школы, о «патриотической удушающей советской песне», о миксте нескольких классических балетов, перетекающих друг в друга и обратно — так нам напоминают о коронных партиях Нуреева.

Есть еще вальсики и марши, цитируемый Малер, обработанный Люлли с Рамо и джаз с саксофоном. И все покорно звучат «в ноги». Кроме грустной татарской песни, возникающей в ключевые моменты жизни.

Идея вспомнить вехи биографии через вещи героя, посмертно продаваемые на аукционе, в балетном театре не нова.

Но в нынешнем спектакле - сквозь призму реальных посмертных аукционов Нуреева — это драматургически работает. Сквозной персонаж балета — Аукционист (), распродающий документы, картины, мебель и личный остров Нуреева.

В продаже дневник успеваемости Рудольфа, а на сцене танцкласс ленинградского балетного училища имени Вагановой, с конъюнктурно сменными — от до Хрущева — портретами вождей на стене и бессменной рутинной ежедневного экзерсиса.

С талантливым юным эгоцентриком Рудиком, вихрем - он все делал вихрем — врывающимся на сцену, в действие, и грубо пихающим партнершу.

На аукционе интимная записка, а на сцене дуэт с брутальным скандинавом — коллегой, наставником в профессии и любовником по жизни, человеком контрастных, по сравнению с Нуреевым, качеств. Выразительный (Брун) в черном и смятенный Владислав (Нуреев) в белом.

Хореография Посохова здесь удивительная: как можно было достичь одновременно откровенного эротизма и воплотить несомненный душевный, артистический порыв? Если вообще говорить о танцах этого балета, то они сделаны уверенной рукой, которая знает толк в небанальном комбинировании классических па. И в уместной пластической интонации, придающей обычному — необычный смысл, а привычному - довольно неожиданный ракурс.

Типичная для Серебренникова саркастически-социальная сцена побега в Ле Бурже, когда родина, насильственно тянущая артиста в цепкие объятия, воплощена в казенном женском хоре в плюшевых платьях, с солисткой (), штампованно поющей о любви к отечеству.

А в Европе — вольная жизнь, среди молодежи в костюмах прет-а-порте, гулянка у богачей в шубе на голое тело, перемигивания с компанией упоительно порочных («манких», как сказано в либретто) трансвеститов в Булонском лесу.

Завсегдатаи «Гоголь-центра» весь спектакль отмечали кое-какие, то здесь, то там, отсылки к «Машине Мюллера». И, наконец, съемка обнаженного Рудольфа у фотографа Аведона, Да, знаменитая фотография с голым телом анфас, бурно обсуждаемый хит летних репетиций, теперь в глаза не маячит. Самое интересное в проекции срезает линия окна.

Можно сгоряча подумать, что так, с остроумным и злым смаком, будет до финала: мало ли что учудил по жизни эксцентричный нуреевский гений! Хотя мы любим его не только за это. Но второй акт меняет дело.

Аукционист, что двигал действие рассказом о жизни, теперь говорит о творчестве. Грядет череда перефразированных Посоховым ролей Нуреева. От его «барочного» балетика «Сюита Баха», здесь поданного как нарядный апофеоз а-ля семнадцатый век. С выходом Короля-Солнца со свитой, на пару с разодетым в пух и прах контртенором в золотой маске. (Художник по костюмам постаралась).

Через дуэт Руди с любимой английской партнершей (), напоминающий об их коронном спектакле «Маргарита и Арман». И грезы Нуреева, парафраз его Лунного Пьеро из одноименного балета на музыку Шенберга.

Тут, кстати, поет та же Шилова, но уже не в плюше, а в черной коже, что не мешает ей вставлять прежнее, рефренное, мучительное для героя: «Родины себе не выбирают».

Аукционист зачитывает письма, написанные сейчас, в 2017 году, соратниками и учениками Нуреева. Звучат пафосные воспоминания, а и (оба превосходны) их как бы «отанцовывают».

Пафоса иной раз слишком много, как и произносимого текста, и повторений аукционных сцен. Да и хороший, но слишком интеллигентный для этой роли танцовщик Лантратов, обладающий отнюдь не нуреевским темпераментом, все-таки не передает его легендарную грубоватую харизму. Так что яркая нецензурная брань, которую Нуреев, всесильный глава балета Парижской оперы, обрушивает в спектакле на труппу, кажется насущно необходимой художественной краской.

Но пафос — это дорога к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот — дирижерскую палочку.

По сцене плывут Тени из балета «Баядерка», которыми слабеющий Нуреев руководит из оркестровой ямы. Постепенно музыка затихает, Рудольф управляет тишиной. И это трижды символ. Нуреев в последние годы серьезно увлекся дирижированием. А своей «Баядеркой», которую он репетировал с артистами Оперы полумертвым от СПИДа, «дикий зверь» попрощался с миром: после премьеры в октябре 1992 года он прожил всего три месяца.

Большой театр уведомил зрителей на официальном сайте: «Вместо объявленной ранее премьеры спектакля "Нуреев" 11, 12, 13, 14 июля на Исторической сцене театра будет показан балет "Дон Кихот". Билеты действительны».

Балет, чьим героем должен был стать выдающийся танцовщик ХХ в. Рудольф Нуреев, создали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников. В 2015 г. эта же команда выпустила в Большом театре балет «Герой нашего времени», на волне успеха которого ей был сделан новый заказ.

Все предвещало повторение триумфа, однако за три дня до премьеры театр объявил о ее отмене. Такого в последние десятилетия не было еще ни разу. Большой театр – надежно работающий производственный организм, к тому же, премьера должна была состояться на Исторической сцене, после реставрации здания прекрасно оснащенной технически. Отмена спектакля по болезни кого-либо исполнителей также исключена – каждую партию репетируют несколько составов танцовщиков.

От официального комментария по поводу отмены руководство Большого театра отказывается. О причинах отмены будет объявлено в понедельник, заверила «Ведомости» пресс-секретарь театра Екатерина Новикова.

Режиссер Кирилл Серебренников на просьбу «Ведомостей» прокомментировать ситуацию ответил: «Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили».

Решение было принято после того, как в пятницу вечером генеральный директор театра Владимир Урин посетил прогон спектакля, на котором впервые были собраны воедино его разнородные составляющие. По замыслу авторов спектакля, их произведение должно было объединить элементы балета, музыкального театра с пением и драматического театра, - рассказывают "Ведомости".

Как рассказал «Ведомостям» один из сотрудников театра, в спектакле немало словесного текста, в котором звучит специфичная для Нуреева брань на английском языке. Имеются танцы трансвеститов, а центральной линией сюжета являются лирические отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Большой театр отменил премьеру балета “Нуреев”

Неполиткорретный сюжет и откровенные декорации заставили администрацию Большого отказаться от премьеры балета.

Руководство Большого театра приняло решение отменить мировую премьеру балета «Нуреев» на исторической сцене Большого театра, назначенную на 11 июля 2017.

Постановочная команда театра и участники спектакля узнали новость утром 8 июля. До официального пресс-брифинга, намеченного на 10 июля, дирекция и пресс-служба театра отказываются от комментариев.

Решение о постановке балета «Нуреев» было принято руководством Большого два года назад, на волне успеха мировой премьеры балета «Герой нашего времени». Авторам постановки - хореографу Юрию Посохову, режиссеру Кириллу Серебренникову и композитору Илье Демуцкому - было заказано создание спектакля на исторической сцене театра.

Поставить драматический, многоактный балет для исторической сцены Большого - творческая задача высочайшего уровня. Принято считать, что с момента последней премьеры Юрия Григоровича, балета «Золотой век» в 1982 году на исторической сцене не удавалось создать удачной оригинальной балетной постановки.

Работа над созданием спектакля шла два года. Год назад режиссер, он же автор либретто и сценографии балета, Кирилл Серебренников утвердил у администрации Большого макет декораций балета.

В либретто «Нуреева», охватывающего тридцатилетний период жизни танцовщика и хореографа, с 1960-х до 1990-х годов, личной жизни героя уделяется не меньше внимания, чем его профессиональной карьере. Кировский театр, бегство в Америку, партнерство и роман с прима-балериной Королевской оперы Лондона Марго Фонтейн, многочисленные связи с мужчинами, вечеринки доспидового Парижа 1980-х.

В спектакле использованы архивные материалы, письма к Нурееву Марго Фонтейн, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко. Партии писем, лирические отступления в балете исполняют Светлана Захарова и Вячеслав Лопатин.

Балет-эпопея, охватывающий историю стран и континентов, эволюцию нравов и поиски самоидентичности героя, потребовал максимального напряжения от всей балетной труппы театра. В спектакле четыре состава танцовщиков. Партии Нуреева исполняют Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко.

Балетную партитуру создал композитор Илья Демуцкий. Это лишь третий пример создания оригинальной музыки для балета Большого в новейшее время: Леонид Десятников писал для «Утраченных иллюзий», Илья Демуцкий - для «Героя нашего времени» и «Нуреева».

Вероятно, скандал вокруг фигуры режиссера-постановщика балета Кирилла Серебренникова заставил дирекцию по-другому оценить сюжет и сценографию спектакля в канун премьеры. Как стало известно, премьера балета отодвинута в постановочных планах на два сезона вперед.

Спектакль будет перенесен с исторической сцены на новую. Это значит, что изменениям подвергнется не только сценография, но и хореография, то есть огромный пласт работы придется начинать заново.

Помимо бюджетных средств Большого в постановке впервые в истории театра участвовал личными средствами президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Спонсором спектакля выступил ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.