Султан в индии. Индия в XIII - XVI вв

роблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Оно осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало индийского средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северную Индию объединяет Харшавардхан - правитель Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.



Арабские и тюркские завоевания,
образование Делийского султаната

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели. Попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Империя Великих Моголов:
государственный и социальный строй,
административная система

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения экономики Китая.

К концу XIII в. борьба тюркских маликов шамси и балбани за преобладание в Делийском султанате подорвала их могущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальной знати, возглавляемая тюрками-хильджи. Стоявший во главе этой группировки Джалал уд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 г. короновался султаном Дели, положив начало правлению династии Хильджи. В 1292 г. ему удалось нанести поражение монгольскому отряду во главе с внуком ильхана Хулагу Абдуллой. Опасаясь, однако, новых нашествий монголов, Джалал уд-дин не решался встать на путь завоевания новых земель. Его единственное крупное военное предприятие - поход на раджпутскую Рантхамбхор - не было удачным и вызвало недовольство военачальников. Против него был организован заговор, во главе которого стоял племянник и зять Джалал уд-дина - Ала уд-дин Хильджи.

Предательски убив в 1296 г. султана, он надел корону на собственную голову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательную политику. В 1297 г. были отправлены войска в ; богатый торговый город и порт Камбей и столичный город Анхильвара были взяты и разграблены; в руки завоевателей попали сокровища известного индуистского храма в Сомнатхе.

Правитель Гуджарата из династии Чаулукьев бежал в Девагири. В последующие годы не прекращались набеги на раджпутские княжества и крепости.

В конце XIII - начале XIV в. участились набеги монголов. В 1297-1298 гг. в область Лахора вторглось 100-тысячное их войско. В следующем году двести тысяч монголов, перейдя р. Инд, приблизились к столице. Жители окрестных деревень укрылись за городскими стенами, заполнили улицы, рынки, мечети. Ала уд-дин вышел из Дели и дал бой монголам в его предместьях. Они отступили, но уже в 1303 г. монгольские отряды вновь появились под стенами города. Султан не рассчитывал на войско, только недавно вернувшееся из похода, и предпочел отсиживаться в Дели в ожидании подкрепления. После нескольких месяцев грабежей и разбоя кочевники сами покинули Индию. Набеги повторились в 1306 и 1308 гг., но были отражены войсками султана и его военачальников.

В процессе борьбы с монголами Ала уд-дин предпринял меры, направленные на укрепление боеспособности . Это позволило Ала уд-дину значительно расширить свои владения за счет территорий к югу от гор Виндхья. В 1307 г. его военачальник Малик Кафур, обращенный в ислам индус, захватил Девагири, правитель которого стал данником Ала уд-дина. В 1309 г. тот же Малик Кафур захватил столицу Какатьев г.Варангал (в Телингане) и обложил раджу данью. Среди вывезенных им сокровищ был знаменитый бриллиант Кох-и нур. В 1311 г. неутомимый Малик Кафур появился у столицы Хойсалов - Дварасамудры, а спустя еще некоторое время двинул войска далее на юг и напал на владения Пандьев на крайней оконечности п-ова Индостан. На монетах Ала уд-дина было отчеканено имя султана, провозглашавшегося "Александром Вторым".

Однако под непосредственным контролем султана была только большая часть Северной Индии, включая территории современных Синда, Пенджаба, Прадеша и Гуджарата. Инд служил западной границей Султаната, за пределами которой лежали земли независимых племен. На восток владения Ала уд-дина простирались не далее . управлялась независимыми владетелями. никогда не был полностью завоеван; некоторые раджпутские князья были лишь данниками султанов. На Декане только Девагири управлялся ставленниками султана. Земли, захваченные Маликом Кафуром в Южной Индии, платили более или менее регулярную дань.

Ала уд-дин (1296-1316) в целях укрепления государства с его многообразным в этноконфессиональном отношении населением, как свидетельствует историк Барани, имел намерение создать некую общую для мусульман и индусов религию, сам же претендовал на миссию пророка и основателя новой веры, которая, по словам историка, была призвана облегчить ему покорение мира. Возможно, что именно в правление Ала уд-дина правящей в Султанате верхушке удалось наладить регулярное поступление поземельного налога - хараджа. Размер его на землях короны - халиса - был определен в половину урожая. Согласно предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой. Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налог взимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установлен строгий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Своим приближенным султан запретил устраивать пиры, пить вино, навещать друг друга, заключать по своему выбору браки, дабы воспрепятствовать заговорам и мятежам. Город и область наводнили шпионы, обязанные сообщать о настроении подданных, о замышлявшихся покушениях на власть и беспорядках.

Важной мерой, преследующей укрепление центральной власти, была задуманная Ала уд-дином реформа - замена икта денежным жалованьем. Для перевода воинов на денежное содержание было необходимо обеспечить стабильные и невысокие рыночные цены на необходимые им товары. С этой целью была проведена регламентация цен на пшеницу, ячмень, сахар, также на лошадей и рабов. Специальный чиновник - контролер рынка - со свитой всадников объезжал базары столицы и следил за тем, чтобы никто не продавал товары по ценам, превышавшим установленные. Осведомители должны были выявлять всех, занимающихся "спекуляцией".

Проведение реформы предполагало накопление в султанских амбарах больших запасов зерна для того, чтобы выбросить его в годы недорода на городские рынки, равно как и насытить их в нормальные годы. Ответственность за доставку в столицу полученной в качестве налога натуры была возложена на купцов-каравани, которые вместе с семьями были поселены в деревнях по берегу р. Джамны. За их деятельностью должны были наблюдать специальные чиновники. Земледельцам (раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, остававшееся после уплаты хараджа. Последовательное осуществление реформы Ала уд-дина было невозможно в условиях господства натурального земледельческого хозяйства и плохих коммуникаций.

Тирания и жестокость султана восстановили против него различные социальные слои, и Ала уд-дину пришлось пережить крушение собственной политики и честолюбивых замыслов. Его сын, Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца. Он возвратил конфискованные в халиса деревни и земли улемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников - маликов. Люди, по словам историка Барани, были избавлены от суровости Ала уд-дина; никто не боялся более услышать: "Делайте это и не делайте того, говорите так, а не эдак, это прячьте, а это нет, ешьте то и не ешьте это, продавайте это, но это не продавайте".

Правление Мубарак-шаха было непродолжительным. Он был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Как и Малик Кафур, последний был обращенным в ислам индусом и повторил некоторые из его крупных военных предприятий в Южной Индии. Захватив власть, Хосроу-хан не сумел удержать ее. Группировка тюркской военно-феодальной знати во главе с мукта Дибалпура Маликом Гази разбила его войско; Хосроу-хан был схвачен и обезглавлен. Его победитель вступил на престол под именем Гийас уд-дина (1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцать представителей ее находились у власти до начала XV в.

Административные реформы, задуманные и, возможно, осуществлявшиеся Гийас уд-дином, имели целью упорядочение сбора налогов, фиксацию прав мукта, а также чиновников и считавшихся таковыми представителей общинной верхушки и мелких феодалов-индусов. Свои войска султан посылал в Бенгалию, Ориссу, Варангал. В 1325 г. его сын Джауна-хан устроил близ Дели пышный прием отцу, возвращавшемуся из похода в Бенгалию. Во время церемониального марша слонов рухнул непрочно сработанный деревянный павильон, под обломками которого оказался погребенным Гийас уд-дин. Многие, видимо, считали тогда, что была уготована султану его сыном, лично руководившим всеми приготовлениями к торжественной встрече. Именно эту версию излагает арабский путешественник Ибн Баттута, проживший несколько лет в Дели в дни правления Джауна-хана, короновавшегося под именем Мухаммад-шаха Туглака (1325-1351).

Он получил в наследство огромное . Султанские наместники правили в городах и областях, удаленных от Дели на многие сотни и даже тысячи километров. Видимо, стремлением укрепить свою власть на Декане было продиктовано перенесение Мухаммад-шахом в 1328 г. столицы из Дели в Девагири, переименованный в Доулатабад, город, бывший ключом к богатым княжествам и городам Юга. Спустя некоторое время, в 1337 г., султанский двор вновь обосновался в Дели.

Мухаммад-шах продолжал завоевательную политику своих предшественников, для чего он собрал огромную армию. Это потребовало введения дополнительных к хараджу сборов-абваб (букв. "статьи"), резко ухудшивших положение земледельцев, бросавших земли и укрывавшихся в лесах.

Некоторые крупные военные предприятия султана - в область Нагаркота (Пенджаб) и Караджал () - не принесли ему успеха. Особенно крупная неудача постигла его в Караджале (1341 г.). Хотя местный правитель согласился на выплату дани, отход стотысячной султанской армии обернулся ее гибелью. Горные , заняв проходы, захватили войсковой обоз; обрушив на султанских воинов град камней и отравленных стрел, они перебили их. Оставшиеся и живых долго скитались в горах. В столицу вернулось лишь несколько человек.

В 30-40-х годах от Султаната отложились Бенгалия и Варангал. Девагири и многие другие отдаленные от Дели территории были охвачены мятежами. Они подавлялись с большой жестокостью, и султан получил прозвище Хуни ("Кровавый").

Не доверяя многим из эмиров, Мухаммад-шах предпринял попытку создать новую знать, обязанную целиком ему своим возвышением. На ответственные должности были назначены "низкорожденные" - цирюльник, садовник, сын ткача и т.д., что еще более ожесточило тюркских эмиров.

Последние годы жизни Мухаммад-шах провел в Тхатте (Нижний Синд) в тщетной попытке усмирить мятеж местного правителя-индуса. В 1351 г. он умер от приступа лихорадки. И тогда знать возвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) под именем Фируз-шаха (1351-1388). Он начал свое правление с решительных расправ над многочисленными руководителями и последователями религиозных сект, учение которых находило отклик среди демократических слоев. Одновременно были снижены или упразднены многочисленные налоги. По свидетельству историка Афифа, Фируз-шах "отменил все поборы, нс дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил".

Новый султан попытался вернуть некоторые из утраченных территорий. Поход в Ориссу и длительная осада Нагаркота (1361 г.) вынудили владетелей этих земель признать себя вассалами султана. Ценой огромных расходов и больших потерь удалось подчинить Тхатту; правда, едва султанское войско оставило ее пределы, как вновь восстают один из местных владетелей. Не имели успеха походы Фируз-шаха в Бенгалию. Эта богатая область оставалась во власти тюркских военачальников и мелких местных феодалов.

В течение своего долгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников и приближенных. Уступки, на которые он шел, привели к значительному росту их привилегий и влияния, что, видимо, и было важной причиной усиления в конце его правления центробежных тенденций. То в одной, то в другой области вспыхивали мятежи; при дворе не прекращались интриги и заговоры.

Своим наследником и соправителем Фируз-шах назначил сына, Мухаммад-хана. Однако могущественная группировка среди тюркской знати провозгласила наследником внука Фируз-шаха, Гийас уд-дина. В 1388 г. умер Фируз-шах, а вскоре был убит и Гийас уд-дин. Началась острая борьба за власть. На троне Дели быстро сменяли друг друга отпрыски династии Туглаков, поддерживаемые той или иной группировкой. Последним из Туглаков на престол вступил Насир уд-дин Махмуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 г. от Дели отпали земли по среднему течению : в Джаунпуре объявил себя независимым правителем евнух Малик Сарвар, присвоивший себе титул "Султан уш-шарк" ("Султан Востока"). Основанная им династия до 1479 г. Из-под контроля Дели вышел и Гуджарат, где независимым правителем стал наместник области, Музаффар-хан, положивший начало династии Танк, или Ахмад-шахи.

Усиление центробежных тенденций имело в основе своей рост могущества феодалов-мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства^ поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. Согласно установлениям Гийас уд-дина Туглака, доля мукта, считавшаяся его личным жалованьем, должна была составлять примерно 1/20 - 1/10 объема налога. Однако из контекста источника следует, что мукта, эмиры и правители областей-вилайетов присваивали произвольно средства, предназначавшиеся на содержание воинов. Это могло вызывать определенные санкции со стороны фиска.

Наблюдаемая в XIV в. тенденция к росту экономического благосостояния мукта стала особенно выраженной при Фируз-шахе. Учитывая "большие расходы мукта", писал Афиф, султан освободил их от хидмета (букв. "служба"), т.е. обязательного прежде подношения султану (помимо уплаты со своих икта махсула - налога) дорогих коней и оружия, слонов, верблюдов, украшений из золотая серебра.

Самый принцип отчетности мукта нередко нарушался ими, и чиновники дивана, опасаясь могущественных представителей знати, "допускали упущения в проверке счетов икта", не вызывали в диван их делопроизводителей. Нарушения и злоупотребления со стороны мукта оставались безнаказанными. При Ала уд-дине средством контроля над доходами и расходами мукта была инспекция их войска; важным элементом ее считалось клеймение лошадей проходивших инспекцию воинов. Благодаря этому ограничивалась возможность всякого рода комбинаций, большая часть которых сводилась к тому, что мукта содержали меньшее число всадников, чем это полагалось на доходы предоставленных им икта. При Фируз-шахе инспекция войска производилась крайне нерегулярно из-за неявки мукта, что не вызывало, однако, никаких санкций. De facto или с одобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились в обеленные (иммунитетные) в налоговом отношении владения. Служебные земельные владения, свободные от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати, назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениями религиозных учреждений и представителей духовного сословия.

Рост экономического могущества мукта был связан также и с усилением лежавшего на податном сословии, и прежде всего общинном крестьянстве, налогового бремени. Мы не знаем точно, какую долю крестьянского урожая изымали в качестве хараджа. Известно лишь, что введение Ала уд-дином налога в размере половины урожая было мерой чрезвычайной и разорительной. Побои, тюремное заключение и прочие жестокости, пишет Барани, применялись, чтобы заставить "индусов и мусульман платить налоги". Преемник Ала уд-дина, Мубарак-шах, "избавил народ от тяжелых налогов и жестоких поборов, а насилия, истязания, заключение в кандалы и темницы, побои были устранены из диван-и везарета... а установления и приказы Ала уд-дина упразднены".

Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступивший против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил самоубийством. С тех пор систематически вплоть до 1026 г. в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и уходил обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавар) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно управлял лишь Пенджабом.

При преемниках Махмуда в период усобиц и угрозы со стороны сельджуков столица газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутами воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараине он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутского правителя Дели и Аджмира, но да следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), объявил себя независимым султаном индийских владений туридов со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с коня во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, из гулямов (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмыш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов.

Династия Гулямов

В период укрепления и расширения владений Ильтутмышем в Индии появились монгольские завоеватели, преследовавшие Джалал-уд-дина, сына покоренного ими хорезмшаха. К тому времени монголы завоевали уже всю Центральную Азию от Маньчжурии до Туркестана, беспощадно вырезая население. Одно имя Чингисхана наводило страх. Ильтутмыш отказал в помощи Джалал-уи-дину, и тот был разбит монголами в 1221 г. на берегах Инда. После этого монголы, разграбив Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат, ушли из Индии. Однако угроза новых монгольских нашествий длительное время висела над Индией и оплачивала мусульманскую знать вокруг делийского трона.

Именно во время правления Ильтутмыша оформилось господство мусульманских военачальников в Северной Индии. В память об Ильтутмыше и сейчас высится гигантский минарет Кутб-минар в Дели, строительство которого было начато при Кутб-уд-дине, а закончено при Ильтутмыше. Гробница Ильтутмыша находится рядом.

В этот период военная знать состояла главным образом из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т. е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»). Государственным языком стал персидский. Форма правления была деспотической.

Хотя первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья. Эта правительница была женщиной храброй и умной, но военачальники в силу своих мусульманских предрассудков считали постыдным подчиняться женщине. После четырех лет правления она была убита, и начался период смуты и дворцовых переворотов. В это время монголы неоднократно совершали набеги, я в 1241 г. ими был даже взят Лахор.

Наконец в 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана, который в 1265 г., после смерти Насира, занял престол (1265- 1287 гг.). Став султаном, Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти. Он беспощадно подавлял восстания (например, волнения среди индусов Доаба), бросая пленных мятежников под ноги слонам или снимая с живых кожу. Ему удалось сломить могущество «Сорока» и жестоко подавить восстание мусульманских военачальников Бенгалии в 1280 г. Зачинщиков публично казнили, посадив на кол. После смерти престарелого султана снова начались распри между феодальными группировками. В последовавшей затем борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290-1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска, но Джалал-уд-дину удалось частично разбить их, а частично от них откупиться.

Наиболее значительным событием в правление Джалал-уд-дина Фируза был организованный Ала-уд-дином, его зятем и племянником, набег на Декан. Разбив Рамачандра, правителя Девагири из династии Ядавов, и награбив сокровищ, Ала-уд-дин вернулся в Дели. Около столицы он предательски убил своего тестя и стал правителем Дели (1296-1316 гг.).

Жестокий и решительный Ала-уд-дин был способным военачальником и талантливым администратором. В ото время участились набеги монголов, и Ала-уд-дин все силы бросил на разгром врага. Жестокость его характера видна из того, что, опасаясь бунта, он в одну ночь приказал перебить все 15- 30 тыс. монголов, поселившихся около Дели при Джалал-уд-дине и составлявших его войско. Для пополнения казны Ала-уд-дин конфисковал или обложил налогом «обеленные» земли духовенства и богатых военачальников. Во избежание заговоров он запретил пиры и собрания, разослав всюду своих шпионов.

Стремясь сосредоточить в своих руках фонд земель, Ала-уд-дин решил ввести небольшую денежную оплату иктада-ров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо оплачиваемых воинов. Со всех казенных земель в Доабе было приказано брать налог только зерном, и купцы были насильственно обязаны свозить его в построенные в Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доабе были строго регламентированы; специальные чиновники следили за порядком и жестоко наказывали за обман или недовес. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить наиболее ревностных мусульман. Зато воинам жалованье было повышено.

Эти суровые меры на первых порах дали султану возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. В последний раз при Ала-уд-дине монголы появились в 1306 г. и были им разбиты у реки Рави.

Однако Ала-уд-дину все же не хватало средств на содержание большого войска, и он решил пополнить казну путем ограбления новых областей и городов Декана. Посланный в поход военачальник Малик Кафур снова взял в 1307 г. Дева-гири, затем Варангал, столицу Какатьев (территория современной Телинганы), а в следующем походе, в 1311 г.,- столицу Хойсалов Дварасамудру и центр владений Пандьев - Мадуру. В последующие два-три года Малик Кафур совершал еще походы, достигнув южной оконечности Индии - мыса Коморин. Возвращаясь из набегов, армия Ала-уд-(дина привозила в Дели огромные богатства - золото, драгоценности, коней. Покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и должны были платить ежегодную дань.

Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. В Гуджарате в последние годы жизни Ала-уд-дина его наместники поднимали мятежи. Раджпуты оставались непокоренными: памятники раджпутского эпоса рассказывают о постоянной борьбе с мусульманскими гарнизонами. Бенгалия была раздроблена и управлялась независимыми мусульманскими князьями. Хойсалы и Пандьи хотя и платили дань, но в остальном правили самостоятельно. На севере, за Индом, находились земли независимых племен.

Хотя султан щедро раздавал сокровища, награбленные в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследование индусов вызвали широкое недовольство. Всюду вспыхивали мятежи. После смерти Ала-уд-дина (он умер от водянки в 1316 г.) началась борьба за трон, во время которой погиб Малик Кафур, пытавшийся захватить власть. Через несколько месяцев под именем Кудб-уд-дина Мубарак-шаха (1316-1320 гг.) короновался один из сыновей Ала-уд-дина. Он ликвидировал все экономические реформы своего отца, однако не отказался от завоевательной политики и посылал на Декан своего военачальника Хосроу-хана. Вернувшись с богатой добычей из Мадуры и Телинганы, Хосроу-хан убил Мубарак-шаха, стремясь стать султаном Дели. Вскоре, однако, и он был устранен другой группировкой тюркской знати. На трон вступил наместник Пенджаба полководец Малик Гази, короновавшийся под именем Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325 гг.) и основавший новую династию.

Правление Туглакидов

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-уд-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов. Гийяс-уд-дин построил для себя в Дели целый город из розового гранита, обнес его мощными стенами с укреплениями и назвал Туглакабадом (ныне лежит в развалинах), а неподалеку воздвиг для себя мавзолей из красного и белого камня, похожий на крепость. Он стоял посреди искусственного озера, теперь совсем высохшего.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-уд-дин проводил активную внешнюю политику. Для пополнения казны был предпринят новый завоевательный поход на Декан под началом сына султана, Джауна-хана, который занял столицу Какатьев Варангал и переименовал ее в Султанпур. Сам Гийяс-уд-дин подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели (1324 г.). Джауна-хан по этому поводу устроил в Дели пышную встречу отца, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками. По сведениям арабского путешественника Ибн-Баттуты, этот «несчастный случай» был подстроен Джауна-ханом, метившим на престол. Вскоре он и короновался под именем Мухаммада-шаха (1325- 1351гг.).

Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком, однако, будучи притом жестоким самодуром, он своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние. Решив, что Дели слишком далеко расположен от южных границ его империи, он перенес свой двор в Девагири, переименованный им в Доулатабад. Вместе со двором были насильственно переселены и все обслуживавшие его лица. Через несколько лет Мухаммад-шах вернулся в Дели, но нарушенная хозяйственная жизнь в окрестностях столицы восстанавливалась с трудом.

Поскольку для охраны огромной империи нужно было содержать большую армию и разветвленный центральный и провинциальный аппарат, казна все время нуждалась в средствах.

Мухаммад-шах ввел дополнительные поборы (абваб) с земледельцев. Эти абвабы были столь велики, что крестьяне, разоряясь, бросали хозяйство и бежали в леса. Области оскудели, доходы перестали поступать в казну. К тому же наступила засуха. Тогда султан прибег к выпуску медных денег, которые должны были обращаться по стоимости прежних золотых и серебряных. Однако это привело в расстройство денежную систему и экономику страны. Купцы перестали огпускать товары за новые деньги. В конце концов султану пришлось скупить эту неполноценную монету за серебро и золото, что опустошило казну. Ужасной катастрофой закончился затеянный Мухаммадом Туглаком поход в Караджал - горный район в Гималаях. Правда, местного князя удалось принудить к уплате дани, но при возвращении стотысячная армия, страдавшая от голода, дождей и бездорожья, была почтя начисто уничтожена горцами.

Последние 15 лет правления Мухаммада прошли в бесплодных попытках подавить мятежи, вспыхивавшие го в одном, то в другом конце его огромной империи, и волнения в народе, нередко принимавшие форму ересей. За жестокость расправ Му-хаммад Туглак получил прозвище Хуни (Кровавый). В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана - Фируза Туглака (1351-1388 гг.).

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции.

Вместе с тем Фируз жестоко подавлял всякие еретические движения, преследовал индусов и шиитов-мусульман. При походах на индусские княжества (особенно Катехр) Фируз обращал население в рабов, применяя труд их в своем царском хозяйстве. По примеру султана его военачальники тоже обзаводились рабами. Общее число их в стране, по словам историка Барани, было около 180 тыс.

Попытки Фируза сохранить целостность своего государства не были успешными. Бенгалию, отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке, не удалось вновь присоединить. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умер, разгорелась борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). Тимур стремился устрашить индийцев своей жестокостью. Истребляя почти поголовно население, он строил башни из черепов побежденных. Опасаясь враждебных действий, Тимур приказал вырезать в окрестностях Дели 100 тыс. пленников, взятых им в разных местностях Северной Индии. Делийский султан бежал в Гуджарат. Вошедшие в Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. Нагруженный добычей, ведя за собой тысячи пленных, Тимур вернулся в Самарканд. В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась. Последний султан из Туглаков умер в 1413 г., не оставив наследников. В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Династия Сайидов

До конца своих дней Хизр-хан (1414-1421 гг.) правил номинально в качестве наместника тимуридов. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча при ежегодных походах в ближайшие княжества. Власть Хизр-хана простиралась лишь на Дели, Пенджаб и Доаб. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421-1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам (признак независимости). Он предпринял несколько походов против феодальных владетелей Доаба и некоторых других близких к Дели областей; кроме того, воевал с правителем Мальвы, с гакхарами (за Пенджаб) и с тимуридским правителем Кабула. Мубарак был убит заговорщиками из придворной клики.

Султаном стал его племянник Мухаммад-шах (1434- 1445 гг.). Бахлол-хан из афганского племени лоди, наместник Лахора и Сирхинда, оказал ему помощь в борьбе с правителем Мальвы. В результате Бахлол-хан стал влиятельным лицом в государстве. Он пытался совершить переворот, но безуспешно. После смерти Мухаммад-шаха правителем стал последний представитель династии Сайидов Алам-шах (1445- 1451 гг.). В результате борьбы различных феодальных клик я их сепаратизма делийские султаны стали просто марионетками и правили только номинально. В то время ходила даже поговорка, что «власть шаха Алама (буквально - повелителя мира) - от Дели до Палама» (местечко под Дели, где сейчас находится делийский аэропорт).

Династия Лоди

Бахлол-хан вновь предпринял попытку переворота. На этот раз ему удалость устранить Аламыпаха и занять престол. Воцарившись, Бахлол (1451-1489 гг.) сделал своих соплемекников-яоди наиболее привилегированной верхушкой в государстве я включил в состав своей армии отряды афганских племен. Почти сорокалетнее правление Бахлола прошло в непрерывных войнах за расширение султаната. Самым опасным его противником было княжество Джаунпур, которое удалось разгромить в 1479 г. Ряд других небольших владетелей вынуждены были покориться.

Сын Бахлола - Сикандар-шах (1489-1515 гг.) стремился поставить наместников и вассальных князей под строгий контроль и создал для этого разветвленную сеть доносчиков. Си-кандар был ревностным суннитом, хотя его мать происходила из индусской семьи, и яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п. В 1504 г. он основал свою резиденцию на берегу Джамны в небольшой крепости Агра, откуда ему было удобно начинать походы против князей Доаба.

Его сын Ибрахим (1517-1525 гг.) стремился возвеличить власть султана и обуздать феодалов. Он не отдавал предпочтения афганским военачальникам, заявляя, что у правителя не может быть родственников и соплеменников, а только подданные и слуги. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его дес потическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Наконец некоторые из феодалов обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур не заставил себя упрашивать. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1525 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

(Монголами в Хорасане, афганских землях и в Северной Индии назывались не только монголы, но и князья-мусульмане, правившие на территориях, ранее завоёванных монголами, и с ними породнившиеся. Весь этот район Средней Азии и афганских земель назывался Монголистаном. Бабур пришёл в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним называли монголами; европейцы же стали именовать правителя Великий Монгол. )

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Делийский султанат (1206–1526)

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В XIII - СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века. М., 1983.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1526 «История церкви св. Петра в Глостере», лат.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Румский султанат 1077-1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

автора Эсбридж Томас

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель - резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1526 Гибель сенсации. «Межрабпомфильм», М., 1935. Реж.: М. Доллер (см.. Мачерет А.В. Советские художественные фильмы: Аннот. каталог: В 3 т. М, 1961. Т. 2. С.

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ, государство в средневековой Индии со столицей в Дели, возглавлявшееся мусульманскими династиями (1206-1526). Основан Кутб-ад-Дином Айбаком (правил в 1206-10), военачальником Мухаммеда Гури, который возглавлял тюркско-афганские войска, завоевавшие Северную Индию в конце 12 - начале 13 века.

Султаны делийского султаната принадлежали к тюркским династиям Гулямов (1206-90), Хилджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Сайидов (1414-51) и афганской династии Лоди (1451-1526). Правящая мусульманская верхушка составляла ничтожное меньшинство населения, остававшегося в массе индусами по религии, и удерживала власть благодаря тому, что действовала как сплочённая военная организация. Внутри правящего слоя существовали противоречия между суннитами и шиитами, тюрками и персоязычными, мусульманами, давно проживавшими в Индии и прибывавшими из стран Среднего Востока. Большая часть земель делийского султаната была роздана в кормления (икта) военачальникам при условии содержания ими на собираемые налоги воинских отрядов, поддержания порядка и перечисления части сумм в казну. Существовали также земли, находившиеся в частной собственности (ином) и освобождённые от выплаты налогов. Землевладельцы-общинники платили земельный налог. С части земель налог собирался непосредственно в казну (земли халиса). Источником пополнения казны была джизия - подушный налог, взимавшийся с немусульман.

Границы делийского султаната неоднократно менялись, его территория не имела регулярного административного деления. В 13 веке делийский султанат охватывал бассейны рек Инд и Ганг (часто за исключением Бенгалии). При Апа-ад-Дине Хилджи (правил в 1296-1316) делийский султанат включал почти всю Индию и сохранялся как общеиндийское государство в первые годы правления Мухаммеда Туглака (правил в 1325-51). В последующий период его территория вновь сузилась до долины Ганга и области Панджаб (Пенджаб). В 1389 году делийский султанат был разгромлен Тимуром и уже не смог вернуть себе былое могущество. Власть султанов династий Сайидов и Лоди распространялась лишь на Доаб (междуречье Ганга и Джамны), а иногда только на окрестности Дели. На развалинах делийского султаната возникли Бахманийский, Джаунпурский, Гуджаратский султанаты, Малва, княжества Раджпутаны. В 1526 году делийский султанат был завоёван Бабуром, основавшим династию Великих Моголов.

Включение (начиная с 13 века) делийского султаната в систему ближневосточных и средневосточных государств положило конец замкнутости Северной Индии (а до некоторой степени всей Индии), способствовало развитию её торговых и культурных связей с сопредельными государствами, появлению ряда новых производств, персоязычной индийской художественной и исторической литературы (тарихи, так называемой хроники), развитию религиозной мысли (мусульманского суфизма и индусских течений бхакти).

Лит.: Ашрафян К. З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XIII-XIV вв.). М., 1960; The history and culture of the Indian people. L., 1960. Vol. 6; Srivastava А. L. The Sultanate of Delhi (711-1526 А. D.). 4th ed. Jaipur, 1964; А comprehensive history of India. Delhi, 1970. Vol. 5; Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.