Как сделать гаражные ворота своими руками чертежи. Сделай сам гаражные ворота после изучения инструкции

Гараж – обязательная постройка для автовладельца. Те, кто живут за городом в частных домах, строят гаражи рядом с домом или даже пристраивают к дому. А тем, кто живет в черте большого города, приходится хранить автомобиль в гаражном кооперативе вдали от дома. Но где бы не находился гараж, сохранность автомобиля в нем обеспечивают ворота, конструкция которых может отличаться в зависимости от предпочтений хозяина и возможностей помещения, пространства и целесообразности. Самым простым решением будет купить готовые ворота и установить их на место, но можно выполнить гаражные ворота своими руками, обязательно учитывая все особенности конструкции и подгоняя их, что называется, «под себя». В таком случае Вы будете точно уверены в их качестве и надежности.

  1. Изготовление гаражных ворот своими руками
  2. Изготовление створок ворот
  3. Утепление гаражных ворот
  4. Некоторые секреты защиты гаражных ворот от взлома
  5. Гаражные ворота своими руками: видео

Виды гаражных ворот: какие лучше

Всего существует несколько видов гаражных ворот, большинство из которых появились совсем недавно, как раз тогда, когда мы начала ориентироваться на западные технологии. Во многом благодаря голливудским фильмам мы узнали о воротах, которые поднимаются вверх и уезжают под потолок от нажатия кнопки на пульте. Сейчас подобные ноу-хау не редкость даже в нашей стране.

Распашные ворота – самый древний и самый надежный вариант гаражных ворот. Впрочем, такие ворота использовались повсеместно, не только для гаражей, и заслужили доверие многолетней безотказной практикой даже в сложных условиях эксплуатации. Распашные ворота состоят из двух створок на петлях и коробки в дверном проеме, створки закрываются плотно, не оставляя зазоров. Сделать гаражные ворота своими руками довольно легко, механизм простой и надежный, «на века».

Откатные ворота начали использовать где-то в первой половине 20 века. Они представляют собой одну створку, которая отъезжает в сторону параллельно фронтальной стене. Хотя створок на самом деле может быть и две, тогда они будут отъезжать в разные стороны, или даже одна, но складывающая в несколько секций. Для свободного хода подобных ворот необходимо иметь много свободного места во фронтальной стене гаража. Поэтому откатные ворота используют в ангарах и промышленных предприятиях. В частном строительстве такие ворота устанавливают не в самих зданиях гаража, а для въезда на участок.

Подъемно-поворотные ворота появились относительно недавно. Они представляют собой одно полотно (воротную створку), которое поднимается вверх к потолку при открывании ворот и становится параллельно полу. В основе подобных ворот лежит шарнирно-рычажный механизм и направляющие. Удобством данных ворот является то, что они не занимают свободного места ни перед гаражом, ни внутри него. Подъемно-поворотные ворота можно рассматривать как ворота своего гаража, если это позволяют климатические условия либо если гараж отапливается.

Подъемно-секционные ворота тоже новшество для нашего рынка. Представляют собой полотно, состоящее из секций, которые преломляются и заезжают по направляющим под потолок при открывании ворот. В основе лежит пружинный механизм и направляющие с цепной передачей. Достоинством подобных ворот является все та же экономия пространства.

Роллетные ворота используют для гаражей довольно редко, так как они не обеспечивают требуемую надежность. Представляют собой алюминиевые пластины, как в рольставнях, которые складываются в специальный короб под потолком при открывании ворот. Целесообразно устанавливать такие ворота только на объектах с охраной и пропускной системой, а также в отапливаемом помещении.

Важно! Ворота любого типа можно сделать автоматическими, работающими с брелка.

Выбирая ворота для гаража, учитывайте не только красоту, навороченность и хвалебные отзывы рекламщиков, но и практичность, долговечность и приспособленность к нашим климатическим условиям и другим условиям эксплуатации. Самым надежным выбором будут распашные ворота, они не подведут даже в лютый мороз, ну, может, максимум придется отогреть замок.

Перед тем как сделать гаражные ворота подъемно-поворотными или подъемно-секционными, хорошенько подумайте. Во-первых, все достоинства этих видов ворот можно ощутить только в теплых краях. Если уж очень хочется именно такие ворота, помните, что гараж должен быть отапливаемым. Вспомните наши зимы, в навороченных воротах замерзнут и направляющие, и рычажные механизмы, у Вас не получится открыть ворота вовсе, придется оставлять автомобиль под открытым небом. В погоне за клиентом производитель так расхваливает свой товар, что иногда его оды полны абсурда. Как, например, в качестве достоинства подъемно-секционных ворот приводится то, что не придется очищать снег от ворот, потому что они открываются вверх, а не наружу, как распашные. Где же здесь достоинство? Если перед воротами снег, то просто в них не заедешь. А если и заедешь, то передом машины затолкнешь пару десятков килограммов снега внутрь гаража. Так что, не обольщайтесь. Снег все же придется чистить.

Изготовление гаражных ворот своими руками

Самыми простыми в изготовлении являются распашные ворота. Их можно выполнить самостоятельно от начала и до конца, закупив необходимый материал: стальные уголки, профили и листы. Соответственно, размеры ворот и их конструктивные особенности можно спланировать заранее и выполнить именно такие ворота, какие понравятся.

Подъемно-поворотные ворота можно попытаться изготовить самостоятельно, но для этого необходимо обладать немалым инженерным опытом и знаниями для правильного выбора противовеса и монтажа механизмов. В большинстве случаев такие ворота просто покупают готовые и устанавливают согласно приложенной инструкции.

Подъемно-секционные ворота изготовить самостоятельно не получится, неоправданно большие расходы, временные затраты и никакой гарантии того, что все это будет правильно работать. Поэтому если уж решили установить такие ворота у себя в гараже, закажите их у производителя.

Как и любое ответственное дело, гаражные ворота начинаются с проектной документации. Сделать чертежи гаражных ворот своими руками несложно, достаточно нарисовать эскиз на листке бумаги, обязательно указав все размеры и материалы.

Для начала необходимо правильно подобрать высоту и ширину ворот. Минимальная допустимая ширина гаражных ворот должна быть такой, чтобы расстояние от корпуса автомобиля с правой и с левой стороны до рамы ворот было не менее 30 см. Безусловно, чем больше это расстоянии, тем удобнее заезжать в гараж. Максимальная целесообразная ширина равна 5 м. Чаще всего гаражные ворота делают шириной от 2,5 до 3 м.

Важно! При выборе ширины гаражных ворот учтите, что расстояние от рамы ворот до перпендикулярной стены должно быть не менее 80 см.

Высота гаражных ворот подбирается в зависимости от размеров автомобиля и чаще всего составляет от 2 до 2,2 м. Но если Вы планируете парковать микроавтобус, то лучше сразу сделать проем 2,5 м.

Наши распашные ворота будут состоять из рамы, которая будет обрамлять въезд, проем гаража, и из двух створок на петлях. Раму лучше всего сделать из стального уголка не менее 65 мм. Для изготовления каркаса створок можно использовать как стальной уголок 50 мм, так и стальной прямоугольный профиль, затем обшить их листовым железом от 2 до 3 мм толщиной. Петли понадобятся усиленные наружные. Исходя из нарисованной схемы гаражных ворот и нанесенных на нее размеров, рассчитываем количество требуемых материалов и закупаем их.

Важно! Чертеж гаражных ворот необходимо сделать еще на этапе проектирования всего гаража.

Изготовление гаражных ворот начинается с рамы, которая будет обрамлять въезд в гараж. Лучше всего начать ее делать на этапе возведения фронтальной стены. Когда будет готово не более 50 см кладки, необходимо приостановить работы по возведению стены и установить ворота, а далее продолжить кладку стены.

Для изготовления рамы нам понадобятся уголки стальные 65 мм, стальные полосы шириной 20 – 30 мм и толщиной 3 – 4 мм, а также отрезки стального арматурного прута для закрепления рамы в проеме ворот. Из инструмента пригодится болгарка, рулетка, угольник, уровень и сварочный аппарат.

Рама для гаража будет состоять из двух частей: наружной и внутренней.

  • Нарезаем болгаркой уголок так, чтобы у нас получилось 4 отрезка, длиной, равной ширине проема ворот, и 4 отрезка, длиной, равной высоте проема ворот. При этом разрезать уголок можно ровно, отмерив необходимое расстояние, а можно отрезать с запасом 10 см, а затем сделать так: ту сторону уголка, который будет находиться внутри гаражного проема, вырезать равной размерам проема, а на сторонах, находящихся снаружи и внутри стены, оставить полоски длиной 5 см сверху и снизу или срезать их углом, чтобы в дальнейшем было удобнее сваривать их между собой.

  • Раскладываем отрезки уголков на ровной поверхности, предварительно проверив это уровнем. Тщательно вымеряем все углы, они должны равняться строго 90 градусам. Постоянно контролируем это угольником.
  • Свариваем уголки между собой, чтобы получился каркас. Сварка может представлять собой наложение края одного уголка на другой и наваривание, а можно срезать край углом, тогда сварка будет находиться строго в одной плоскости, но такое соединение будет чуть менее прочным, чем с нахлестом.

Важно! Если в процессе сварки уголок повело, это можно исправить при помощи приваренного к ней рычага из обрезков уголка, который поможет принудительно исправить геометрию рамы. Удерживая его в требуемом положении, привариваем к нему уголки. На изображающем процесс изготовления гаражных ворот своими руками фото можно увидеть, как выглядит этот рычаг.

  • На наружной стороне рамы аккуратно сошлифовываем все огрехи сварки, так как к этой стороне максимально плотно должна прилегать створка.

Изготовление каркаса для створок

Каркас или рама для створок должна быть немного меньше по размеру рамы гаражных ворот, чтобы она легко входила в проем и створки плотно прилегали к наружной стороне рамы.

Для изготовления каркаса для створок можно использовать стальной уголок, как и для рамы ворот, а можно прямоугольный профиль. Разница будет заключаться только в удобстве работ и грузоподъемности рамы.

  • Отрезаем 4 отрезка материала, длиной меньше высоты рамы ворот на 10 – 15 мм. Этот зазор необходим для того, чтобы створки легко заходили в проем. Так как створок у нас будет две, то для их изготовления нам понадобятся еще 4 горизонтальных отрезка, которые должны равняться ширине рамы ворот, разделенной пополам, и еще минус 30 – 35 мм.

  • Раскладываем отрезки на ровной поверхности и тщательно вымеряем углы. В идеале их лучше всего разложить внутри сваренной рамы гаражных ворот. Так можно увидеть недочеты. Строго контролируем углы в 90 градусов.
  • Свариваем каркас из отрезков. Для усиления конструкции внутри можно приварить еще один горизонтальный отрезок материала, который будет служить распоркой и предотвращать изменение геометрии створок. Располагать усиливающий элемент лучше всего посередине каркаса.

Изготовление створок ворот

Для створок можно использовать листовой материал, самым надежным считается стальной лист толщиной от 2 мм.

  • Вырезаем из листового материала два полотна с такими размерами: высотой на 3 – 4 см больше высоты гаражного проема, разной ширины. Одно полотно должно быть на 1 – 2 см меньше ширины каркаса, а второе на 2 см больше.
  • Привариваем полотна к каркасу таким образом: сверху и снизу полотна должны выступать за каркас на 1 – 2 см, на одной из створок (какой вам больше понравиться, она будет открываться всегда во вторую очередь) по ширине полотно должно не доходить до края каркаса, как бы оставляя 1 см свободным. Это необходимо для плотного прилегания второй створки. Полотно второй створки, напротив, приваривается так, чтобы выступать на 2 – 4 см за пределы каркаса.

Важно! Листовой материал легко ведет во время сварочных работ, поэтому для начала следует прихватить сваркой углы и посередине полотна, а затем точечными движениями с расстоянием 10 – 15 см приварить весь лист. После завершения работ сварку в уголках необходимо срезать, чтобы в дальнейшем лист не деформировался.

  • Привариваем усиленные петли. Нижняя половинка приваривается к раме гаражных ворот, а верхняя к открывающейся створке. Для усиления крепления на петли можно наварить полоски металла и вкладку из арматуры. Берем металлическую полоску толщиной 5 – 7 мм, изгибаем ее и привариваем к верхней половинке петли и к створке. Вкладку из арматуры привариваем изнутри.

Если вся конструкция у нас находится на ровной поверхности, створки лежат сверху рамы, можно пристально рассмотреть, что у нас получилось, все ли правильно, везде ли легко ходят створки, не цепляет ли где. Если все хорошо, можно приступать к установке ворот в гараже.

Первым делом устанавливаются рамы ворот: внутренняя и внешняя. Еще на этапе строительства стен, когда готово 50 см стены, необходимо поставить ворота в проем.

Обязательно проверяем ровность расположения: горизонталь и вертикаль.

Между собой рамы соединяются полосками металла шириной 4 см, которые привариваются к рамам с шагом 60 см.

Далее можно продолжать кладку фронтальной стены гаража таким образом, чтобы кирпичи занимали все пространство между внешней и внутренней рамами. По ходу кладки вмуровываем раму в кладку: для этого привариваем к рамам арматурные пруты длиной минимум 20 – 30 см и вмуровываем их в шов между кирпичами. Таких прутов по высоте должно быть не менее 3 штук.

Дойдя до верха рамы, устанавливаем на нее балку перекрытия: металлическую или бетонную.

По завершении всех работ проверяем функциональность ворот: как открываются и закрываются створки, не «цепляет» ли где-то металл.

Установка замков и запоров на гаражные ворота

Монтаж гаражных ворот завершается установкой замков и запоров. Самым распространенным вариантом является такой тип запора. Одна из створок закрывается на запоры изнутри гаража, которые входят в пол и потолок. Для этого в раме и полу/потолке необходимо просверлить отверстия глубиной не более 5 см. А вторая створка закрывается на замок, язычок которого зацепляется за зафиксированную створку или входит в специально вырезанное для него отверстие в каркасе створки. Снаружи данная конструкция усиливается еще навесным замком, который продевается в ушки, приваренные к створкам, и соединяет между собой обе створки.

Бывают и более сложные варианты замков и запоров для гаража, но по этому вопросу лучше проконсультироваться со специалистом.

Сооружение гаражных ворот своими руками не только позволяет сэкономить на оплате услуг профессионалов, но и сберечь автомобиль от порчи либо угона. Изделие должно иметь привлекательный внешний вид, быть устойчивым к перепадам температуры и влажности. Купить гаражные ворота проще, но приятнее смастерить их своими руками.

Как изготовить гаражные ворота самостоятельно

Для многих владельцев транспортных средств создание ворот для гаражей является выходом из положения. Построить фундамент, крышу и стены строения следует для защиты от непогоды, а смонтировать ворота - от посторонних посетителей. Поскольку изделие обеспечивает сохранность дорогостоящего инструмента, то в доме остается больше свободного места для хранения других предметов.

Перед тем как сделать ворота в гараж своими руками, потребуется оценить все особенности рельефа. Так как ширина воротных створок может составить 2,5–3 м, их открытие всегда должно быть беспрепятственным. Дополнительного места в процессе эксплуатации гаража не требуется только в том случае, если установлены подъемные ворота.

Установка подъемных ворот обеспечивает владельцам гаражей больше свободы для осуществления маневров при въезде в гараж. Услуги по изготовлению таких конструкций предлагаются многими компаниями, но каждому владельцу авто, имеющему все необходимые навыки, по силам изготовить ворота самостоятельно.

Если монтаж конструкции запланирован в старом дверном проеме, то потребуется учесть его размеры. Сделанный проем можно уменьшить либо увеличить на основе следующих рекомендаций:

  • минимальное расстояние от боковой стороны авто до стойки ворот должно быть 30 см;
  • дистанцию можно увеличить, если помещение предусмотрено для более крупного авто;
  • высота проема конструкции обычно составляет не меньше 2 м, оптимальный размер параметра — 2,1–2,4 м;
  • стальные листы должны иметь толщину не меньше 3 мм.

Если планируется установка гаражных ворот своими руками, то необходимо заранее подготовить чертежи конструкции. Они потребуются в процессе сборки в качестве главного документа, который является источником данных для расчета требуемого количества материалов. Чертежи обеспечивают максимальную точность, позволяющую подогнать к дверному проему воротные створки.

Это позволит исключить появление влаги внутри помещения.

Изготовление ворот начинается с подготовки необходимых инструментов и ознакомления с технологией монтажа конструкции определенного типа. Разновидности ворот зависят от способа их открывания. Их сборка осуществляется в определенной последовательности.

Конструкция распашных ворот имеет 2 распахивающиеся створки. Это обеспечивает свободный въезд транспортного средства через дверной проем. Угол открывания створок обычно составляет не меньше 90°. В результате снижается риск повреждения боковой поверхности кузова.

Если невозможно осуществить установку ворот со створками, следует выбрать более дорогие модели, имеющие подъемный механизм. Изготовление гаражных ворот распашного типа требует подготовки инструментов и материалов. В состав конструкции входят створки (1 или 2), рамы, петли и остальные элементы.

Производство распашных гаражных ворот осуществляется из следующих видов материалов:

  • профиля;
  • листового металла;
  • задвижек;
  • металлических уголков;
  • замка.

Из инструментов следует подготовить:

  • болгарку;
  • сварочный аппарат;
  • рулетку;
  • угольник;
  • строительный уровень.

Изготавливать распашные ворота достаточно просто, поскольку большие физические затраты не требуются. Все материалы можно купить в розничных магазинах соответствующей специализации. В процессе выполнения работ важно соблюдать технологию создания конструкции, которая включает несколько этапов. Сами ворота должны состоять из следующих элементов:

  • рама;
  • полотна;
  • каркас;
  • петли;
  • крепежные детали.


Изначально следует замерить размеры проема, после этого нарезать заготовки. Все детали должны быть уложены на ровной поверхности и выставлены по строительному уровню. Потребуется проверить горизонтальность деталей, чтобы выровнять углы.

Затем конструкцию можно сварить с помощью сварочного аппарата. Этот этап требует подготовки внешней стороны рамы, которая является ровной и гладкой, что зависит от плотности прилегания ворот. С этой целью можно осуществить шлифовку швов после сварки.

Как сделать раму ворот

На первом этапе следует начать сборку рамы, которая осуществляется с помощью сварочного аппарата на основе элементарных навыков использования этого инструмента. Подготовленный профиль разрезается болгаркой на отдельные детали, параметры которых должны соответствовать.

В конструкцию рамы входят 2 элемента прямоугольной формы, которые соединяются друг с другом в процессе сборки. Чтобы самому изготовить детали рамы, необходимо нарезать уголок на отдельные элементы, длина которых соответствует уровню высоты и ширины будущих ворот. На каждую мерку приходится 4 шт. из 8 кусков металлического профиля 60х20.

Для создания элементов рамы необходимо нарезать 8 кусков уголка с учетом ширины и высоты конструкции (на каждую мерку должно приходиться по 4 шт.). Материал раскладывается на идеально ровной поверхности с последующим формированием прямоугольников. После измерения диагоналей и углов все элементы проема стены будут идеально соответствовать друг другу.

Далее потребуется осуществить сварку каркаса для всех воротных створок. Ровность углов рамы следует проверить угольником. Между каркасом и секциями необходимо оставить не слишком большой просвет, чтобы это позволило с удобством открывать двери. Швы представляют собой уязвимое место, подверженное коррозии и разрушению в наибольшей степени.

Не стоит пренебрегать обработкой сварных соединений.

Их необходимо зачистить, чтобы поверхность стала идеально гладкой. Будущие створки должны быть плотно сомкнуты. Это позволит обеспечить качество выполнения наружной и внутренней рамы.

Чтобы надежно соединить элементы, потребуется использовать поперечины из прутка либо полос из металла. Если использовать пруток, то можно подготовить ряд отверстий в стене. В них следует загнать прутки арматуры необходимой длины, приварив их к элементам рамы. Наваривание соединительных деталей осуществляется поверх краев проема. Укреплять листовой металл к каркасу необходимо так, чтобы полотно слева могло зайти на каркас створки справа на 2 см.

Монтаж петель и засова своими руками

Для более прочного крепления петель потребуются арматурные стержни, которые необходимо приварить с внутренней стороны. Технология варки петель состоит в следующем:

  • нижняя часть крепится к раме;
  • верхняя часть - к створке снаружи.

Внутри соединение укрепляется вкладкой из арматуры. Чтобы усилить фиксацию конструкции, многие владельцы гаражей пользуются засовами. Они могут располагаться сверху и снизу с внутренней стороны ворот. Их изготовление не является слишком сложным.

Заранее делается 2 отверстия в полу и потолке. Их диаметр составляет 2–2,5 см. Чтобы укрепить засов, на готовый каркас следует осуществить крепление направляющих петель. Применение засова должно увеличить безопасность эксплуатации конструкции ворот. Делать засов на ворота для гаража своими руками лучше в том случае, если в конструкции предусмотрена калитка. Вход в гараж осуществляется через калитку. Для этого засов открывается изнутри, а ворота распахиваются полностью. Замок можно выбрать навесной либо врезной.

Покраска и утепление распашных гаражных ворот

После изготовления гаражных ворот своими руками потребуется покрасить готовую конструкцию. Это осуществляется до момента окончательного монтажа. Красить створки следует не только из эстетических соображений, но и с целью защиты элементов из металла от коррозии.

Покрасить самодельные гаражные ворота можно атмосферостойкой антикоррозийной краской по металлу. Состав наносится вручную с помощью кисточки либо валика. Для этого подойдут аэрозоли, облегчающие весь процесс покраски. Перед окраской поверхность необходимо загрунтовать.

Краска наносится в 2–3 слоя. Покрытие меняется каждые 2 года.

Укрепление окрашенных распашных гаражных ворот осуществляется после полного высыхания краски. Фиксировать все части каркаса необходимо металлическими штырьками, длина которых составляет 15 см. Закрепив в откосах подготовленные элементы, потребуется зашлифовать концы, чтобы можно было с легкостью открывать и закрывать створки.

После укрепления штырьков в откосах необходимо обрезать и зашлифовать концы элементов, так как они могут затруднять закрытие и открытие створок. Скреплять между собой 2 части каркаса необходимо с использованием стальных пластинок толщиной 4 мм. Приваривать следует с шагом 50 см, затем готовые створки ворот для гаража следует навесить на петли.

Чтобы сделать гаражные ворота своими руками правильно, следует заранее позаботиться об утеплении всей конструкции. Иначе через нее будет уходить около 50% тепла. Изнутри створок потребуется укрепить обрешётку из дерева и пиломатериалов. В качестве теплоизоляции применяются материалы с низкой стоимостью. Это может быть каменная вата либо пенопласт. Обрешетка закрывается вагонкой.

Тепловую завесу своими руками можно изготовить из брезента либо из прозрачного пластика.

Виды подъемных гаражных ворот

Подъемные ворота достаточно популярны среди владельцев гаражей, но многие думают, что их нельзя соорудить самостоятельно. Для подъема полотна конструкции используются шарниры, поднимающие и опускающие створку, переходящую из вертикального положения в горизонтальное. Подъемные ворота на гараж должны занимать меньше места, чем распашные створки. Различают 2 вида подъемных конструкций ворот:

  • подъемно-секционные;
  • подъемно-поворотные.

Подъемная конструкция, состоящая из секций шириной 50 см, обычно изготавливается из древесины, металла либо пластика. Внутренняя пустота между рамами каркаса должна быть заполнена утеплителем из пенополиуретана. Секции потребуется соединить шарнирными петлями, имеющими пластиковые или стальные подвижные детали. Если вид материала подобран правильно, то вся конструкция будет долговечной и качественной. Если сделать подъемные ворота своими руками, то можно сэкономить свой бюджет. Такая конструкция считается очень удобной и простой в управлении. Вместе с тем она обладает достаточно низкой защитой от взлома.

Подъемно-поворотные ворота для гаража, как и секционные, поднимаются и опускаются за счет наличия шарниров.

Сооружение должно иметь только одну створку. В отличие от предыдущего типа такое полотно хорошо оберегает гараж от взлома недоброжелателями.

Очевидное достоинство подъемно-поворотной конструкции состоит в целостности полотна. Для его обшивки можно использовать сэндвич-панели либо металл. Стоимость цельного деревянного полотна является высокой, поскольку оно обладает большим весом. В качестве теплоизоляционного материала может быть использован пенопласт и каменноватная плита.

Технология создания подъемных гаражных ворот

Перед тем как сделать гаражные ворота подъемного типа, следует выбрать механизм открывания створки. После разработки эскиза потребуется подготовить все необходимые материалы с инструментами:

  • фанерные щиты;
  • стальные штыри (обрезки арматурных стержней длиной 15–18 см);
  • пружина d=30 мм;
  • листовая сталь;
  • деревянный брус 120х80 (стойки) и 100х100 (поперечина);
  • кронштейн швеллерный 8х4,3х0,5;
  • стальной прут d=8 мм.


Монтаж гаражных ворот выполняется в следующей последовательности:

  • сбить из 2 опор и поперечины раму, чтобы соединить детали, используя уголки либо пластины;
  • нижнюю часть следует заглубить в стяжку бетона на 2 см;
  • укрепить коробку в проеме стальными штырями;
  • собрать каркас полотна и обшить фанерой, прикрепить снаружи железо;
  • изготовить из уголка подпорку для конструкции;
  • сделать сверлом 3 отверстия для крепления пружинного кронштейна.

Для соединения пружины с кронштейном необходимо подготовить регулировочную пластинку, воспользовавшись стальной полосой. Далее пружина соединяется с кронштейном. Крайние витки пружины необходимо выгнуть с помощью плоскогубцев, чтобы сделать зацепы, к которым снизу крепится стальной прут. Из уголка необходимо изготовить шарнирный угол, чтобы приварить его к раме. Так можно осуществить монтаж подъемного рычага на шарнире в 12 см. Далее на торец рычага следует укрепить пластину регулятора натяжения.

Для сооружения направляющих рельс можно воспользоваться парой уголков.

Их необходимо сварить по краю, следя за внутренней дистанцией, которая должна составлять между вершинами по всей длине строго 5 см. Затем рельса крепится к пластине. Нижний конец поперечины должен находиться от оси на расстоянии 8 см.

На другой конец поперечины на 12–15 см от низа необходимо укрепить швеллер. Он крепится к потолочному брусу посредством болтового соединения. Перед тем как правильно что-либо закрепить, необходимо проверить горизонтальность направляющих.

Гараж – строение, которому уделяется особое внимание, особенно в плане взломостойкости. А такой элемент, как ворота, должен обладать удвоенной прочностью и надежностью, и конечно, привлекательным внешним видом. Традиционно гаражные ворота – это распашная конструкция из двух створок, навешенные на коробку. Изготовить их своими руками – не проблема, если владеть навыками работы с несложным слесарным инструментом и сварочным аппаратом. Об этом и пойдет речь в статье: о вариантах распашных ворот, о технологии изготовления и нюансах монтажного процесса.

Виды гаражных ворот

Кроме того что распашные ворота для гаража являются традиционными и очень надежными, есть у них и другие преимущества.

  1. Стоимость конструкции дешевле, чем у всех других моделей.
  2. Распашную модификацию можно утеплить, используя различные теплоизоляционные материалы.
  3. Можно установить в ограниченном пространстве.
  4. Открываться могут наружу или внутрь гаража в зависимости от требований владельца.
  5. Возможность установки электродвигателя для автоматического открывания.

Единственный большой недостаток – требуется свободное пространство, чтобы открыть створки конструкции. Это иногда проблематично зимой, когда снег наваливает сугробы перед гаражом. Поэтому приходится махать лопатой.

Минус распашных ворот – перед ними приходиться очищать от снега площадку

Кроме распашных ворот в гаражах устанавливают и другие разновидности.

Складные

Это секционный тип ворот, элементы которого устанавливаются вертикально и соединяются между собой шарнирным способом. Крайние секции крепятся, как и распашные, к коробу петлями. Дополнительное крепление – по верхней или нижней направляющей. Изготавливают секции из разных материалов, чаще из алюминиевых сплавов или дерева.

Плюсы конструкции:

  • необычный внешний вид,
  • удобство открытия и закрытия,
  • не занимают в открытом состоянии много места,
  • секции по отдельности можно менять, ремонтировать,
  • невысокая цена.

Минусы: быстрый износ и низкие защитные функции.

Складные ворота

Подъемно-поворотные

Чисто конструктивно это цельный щит, который собой закрывает весь въездной проем. Для открытия ворота поднимаются и поворачиваются на 90° так, чтобы они оказались вверху в горизонтальной плоскости. Для этого используется система рычагов, редуктор и электродвигатель.

Плюсы модели:

  • высокая надежность,
  • в открытом виде ворота не занимают никакого места,
  • поддаются утеплению,
  • поддаются автоматизации.
  • требуется высокая точность установки,
  • ворота остаются в проеме, уменьшая его высоту на 20-30 см,
  • не рекомендуется использовать их интенсивно.

Подъемно-поворотные ворота

Подъемно-секционные

Это конструкция из нескольких секций, расположенных горизонтально и соединенных между собой специальными петлями. С помощью подъемного механизма, находящегося на потолке, ворота поднимаются по направляющим профилям и располагаются горизонтально вдоль потолка. Секции в основном изготавливают из сэндвич-панелей.

Плюсы модели:

  • универсальность в плане размеров проема,
  • экономия свободного места при открытии,
  • неплохая устойчивость к деформациям и механическим нагрузкам,
  • полная автоматизация,
  • презентабельный внешний вид,
  • высокие тепло- и звукоизоляционные качества,
  • долгосрочная эксплуатация.
  • высокая цена,
  • требуется постоянное обслуживание: смазка петель и направляющих, проверка электрики и автоматики,
  • низкая взломоустойчивость.

Подъемно-секционные ворота

Рулонные

Свое название эти гаражные ворота получили по способу открытия. Чисто конструктивно – это несколько полос (ламелей), собранных в одно полотно, которое закручивается в рулон. Поэтому в состав ворот входят кроме полотна две направляющие, удерживающие конструкцию в проеме, вал, на который ламели наматываются, и электропривод.

Преимущества:

  • компактность,
  • приемлемая цена,
  • простота монтажа,
  • долгосрочная служба,
  • презентабельный внешний вид,
  • возможность автоматизации.
  • практически нулевая взломостойкость,
  • нет возможности провести утепление, потому что между ламелями всегда остаются зазоры,
  • плохо работают при низких температурах.

Рулонные ворота

Откатные

В этой конструкции одна створка, которая держится на направляющем профиле, расположенном сверху, и упирается снизу в рельс. Открывается устройство откатыванием в сторону вдоль стены.

К плюсам можно отнести:

  • функциональность е зависит от сугробов,
  • не занимает места при открытии,
  • высокая взломостойкость,
  • возможность провести автоматизацию.
  • быстрый износ роликов,
  • ширина стены, вдоль которой смещаются ворота, должна быть больше ширины створки.

Откатные ворота

Технология изготовления распашных гаражных ворот своими руками

Итак, распашные ворота для гаража собой представляют две створки (чаще одинаковые по ширине), которые навешиваются на П-образный короб посредству петель. Поэтому когда ставиться задача – изготовить ворота этого типа, то решается несколько вопросов:

  • изготовление створок,
  • изготовление короба (рамы),
  • монтаж последнего,
  • установка створок на раму.

Перед тем как начинать изготовления распашных ворот, нужно определиться с их размерами.

Размеры гаражных распашных ворот

Строгих требований относительно размеров не существует. Главное – чтобы автомобиль мог свободно въехать в гараж, не задев собой ворота. А это позволяет сделать любой проем, ширина и высота которого больше габаритов машины с каждой стороны на 30 см. Но это неудобно особенно для начинающих водителей.

  • высота для легковых автомобилей – 2,0-2,2 м, для микроавтобусов – 2,5 м;
  • ширина оптимальная 2,5-3 м, максимальная – 5 м.

Стандартные размеры распашных ворот

Подготовка к изготовлению ворот

Требуемые инструменты:

  • сварочный аппарат и электроды;
  • болгарка с отрезным и шлифовальным диском;
  • рулетка, линейка и маркер (мел);
  • уровень и уголок.

Требуемые материалы. Внешняя сторона ворот – это листовой стальной лист толщиною 3-4 мм или профнастил толщиною не менее 1,2 мм. Если в конструкции будет использоваться первый материал, тогда весь процесс соединений проводится электросваркой. Если второй, то крепление профнастила к каркасу можно проводить саморезами по металлу.

В качестве материала для сборки каркаса можно использовать или уголок 63х63 мм, или профилированную трубу 40х40 мм толщиною 2-3 мм. Второй вариант дешевле и проще в применении.

Чертеж распашных ворот для гаража из профильной трубы

И последний элемент – петли, которые изготавливаются из стального прутка диаметром минимум 25 мм. Петель должно быть минимум четыре по две на каждую створку.

Теперь, что касается П-образного короба. Состоит он из двух стоек и поперечины (перекладины). Первые можно изготовить из уголка 63х63 или трубы круглого сечения диаметром 80-100 мм, или профилированной трубы сечением не меньше 80х60 мм. Перекладина из тех же материалов. Если запланировано строительство двухэтажного гаража, то в качестве перекладины лучше использовать швеллер №12.

Сборочный чертеж ворот

Изготовление рам для створок

Первый этап – нарезка восьми отрезков материала, приготовленного для сборки рам. Четыре из них должны равняться высоте ворот минус 1-2 см, четыре ширине створок, то есть, половине ширины воротной конструкции минус 2-3 см. К примеру, если общая ширина ворот равна 3 м, значит, необходимо нарезать четыре элемента по 1,48 м.

Выставление рамы на блоках в горизонтальной плоскости

Важный момент – сборка рам должна проводиться на горизонтальной плоскости. Необязательно, чтобы это была ровная площадка, подойдут любого типа подставки, верхние торцы которых выставляются в одной горизонтальной плоскости. Для этого можно использовать кирпичи или блоки. Их устанавливают в углах прямоугольника, длина которого равна высоте створки, ширина ширине секции ворот. На них укладываются соответственно нарезанные отрезки, а затем уровнем проверяются – лежат ли они по горизонту. Отклонения выравниваются подкладкой под блоки тонких дощечек, камешков или листового металла.

Уложенные отрезки фиксируются друг с другом точечной сваркой с точным выставлением соседних элементов между собой под 90°. Для этого используется строительный уголок. Это важный момент, определяющий точные габариты будущей воротной конструкции, которая точно впишется в короб без перекосов и больших зазоров.

Схема ребер жесткости

Две рамы сформированы, теперь необходимо увеличить жесткость конструкции путем установки дополнительных элементов: горизонтальных или вертикальных Если ворота большие, то применяют и те, и другие. Иногда дополняют их косыми элементами. В качестве материала используют уголок или профильную трубу меньшего размера. К примеру, если рамы собирались из трубы 40х40 мм, то для усиления можно использовать 40х20 мм. Дополнительные элементы равномерно распределяются относительно друг друга.

После сборки рам надо проварить стыки с двух сторон и отшлифовать их от окалин и подтеков металла.

Жесткость конструкции рам определяют дополнительные элементы, установленные вертикально и горизонтально

Соединение рамы и стального листа

Из листа железа для каждой створки надо вырезать прямоугольный отрезок. К их размерам есть определенные требования:

  • длина отрезков должна быть больше высоты проема ворот на 3-4 см;
  • один из прямоугольников по ширине должен быть на 2 см меньше ширины каркаса, а второй больше на этот же размер.

К примеру, если ширина створок – 1,5 м, высота – 2,5 м, то один лист будет размером 1,52х2,54, другой 1,48х2,54 мм.

Теперь по высоте два листа укладываются на рамы так, чтобы их края выступали за пределы каркасной конструкции на 2 см с каждой стороны. Выступы листов будут закрывать зазор между створками и коробом. Что касается ширины, то со стороны петель листы укладываются вровень с профильной трубой. В одной створке лист будут выступать с противоположной стороны на 2 см, в другой, наоборот, его край будет не доходить до края рамы. Это делается для того, чтобы при закрытии ворот выступающий лист закрывал зазор между створками.

Внимание! Листы к раме привариваются точечно от края к центру. После чего производится проварка небольшими отрезками в пределах 3-4 см с шагом 10-15 см.

Крепление листа к раме производится короткими швами

Сборка короба распашных ворот

Размеры короба определяются размерами проема. При этом к длине опорных стоек прибавляется по полметра, которыми конструкция будет утоплена в подготовленные ямы с последующим бетонированием.

Сборка короба производится по идентичной технологии, что и рамы створок, с установкой на кирпичи или блоки. Размеры короба по внутреннему контуру по ширине чуть больше общей ширины створок. Разница составляет 2-3 см. По высоте разница может быть значительной – до 5-6 см. Хотя оптимально – 3-4 см.

Короб для распашных ворот

Монтаж петель

Для этого створки укладываются на П-образный короб с точным расположением в плоскости с формированием зазоров между всеми элементами. Петли в собранном виде прикладываются по месту их требуемого расположения и привариваются: нижние их части к стойкам короба, верхние к раме створок.

Для усиления крепежа можно дополнительно приварить к петлям металлические полоски или арматуру.

Правильная и качественная сварка петлей

Монтаж распашных ворот

В идеале воротный короб надо монтировать в процессе сооружения гаража, когда стены на половину уже подняты из кирпича или блоков. Но в независимости от этого монтаж проводится по одной и той же технологии.

  1. Выкапываются ямы под стойки глубиною 0,5 м.
  2. К нижним краям стоек привариваются одна или две поперечины из арматуры или уголка длиною 10-20 см, назначение которых – выполнять функции удерживающих в бетоне элементов.

Подготовка стойки перед бетонированием ямы

  1. Снизу опор приваривают металлические пластины в виде пятака для упора на грунт.
  2. Полметровые концы стоек обрабатывают гидроизоляционным составом, к примеру, горячим битумом или закрывают рубероидом.
  3. Производится установка короба в ямы с точным выставлением в проеме, для чего используется строительный уровень.
  4. Стойки приваривают к закладным деталям, которые устанавливаются в процессе кладки стены. В качестве закладных часто используют арматуру диаметром 12-16 мм, длиною по 50 см. Шаг укладки – через каждые 6-8 рядов.
  5. Производится замес бетона из расчета цемент-песок-щебень в соотношении 1:2:2, если марка цемента М400.
  6. Заливка бетона в ямы с трамбовкой. Это делается не только для того, чтобы уплотнить бетонный раствор, но и для того чтобы выдавить из него воздух, попавший туда в процессе замеса. Воздушные поры – это снижение прочности бетона.
  7. Навешивать створки на короб можно после того, как бетон схватится и просохнет.

Как сделать ворота с калиткой?

Процесс сборки распашных ворот с дверью точно такой же. Просто в одну из створок вставляются четыре элемента, формирующие проем для двери. Вертикальные устанавливаются во всю высоту, горизонтальные между ними в виде поперечин. Собирается конструкция дверного проема на стадии изготовления рамы под створку.

Расположение двери в воротах со стандартными размерами

Сама дверь изготавливается точно так же, как секции ворот, со сборкой каркаса и установкой металлического листа. Сложность процесса изготовления самой створки, в которой устанавливается дверца, заключается в том, что дверной проем остается незакрытым листом металла, а остальные плоскости надо им закрыть. Все они не будут равными между собой, поэтому каждый участок надо точно замерить, перенести размеры на лист и вырезать их. После чего каждый вырезанный кусок переносится на раму с точечной приваркой по периметру. При этом укладываемые отрезки листов должны стыковаться на дополнительных профилях, которые создают жесткость рамной конструкции.

Чертеж гаражных распашных ворот с калиткой

Размер калитки выбирается с расчетом удобного прохода через нее, а также размерами створки ворот. К примеру, если ширина створки 1,5 м, то ширина калитки не должна превышать 1 м. Что касается высоты, то здесь также учитывается высота ворот и расположение самой двери относительно нижних элементов рамы ворот. При этом максимальная высота расположения – 40 см. Сама же высота двери в пределах 1,8-2,1 м.

Калитка сварная для гаражных ворот

Варианты готовых распашных ворот













Видео — как сделать гаражные ворота своими руками

Заключение

При кажущейся простоте сборочного процесса, необходимо отметить, что изготовление распашных гаражных ворот требует от производителя работ внимания, умение точно провести все замеры и расчеты. При этом нельзя выпускать из рук измерительные инструменты. Небольшое отклонение по форме или размерам может привести к тому, что створки просто не поместятся в раму. Придется производить подгонку по месту, что скажется на ровности элементов.

Подробная информация про

Сделать ворота для гаража своими руками – значит существенно сэкономить на покупке и установке уже готовой конструкции. Не удивительно, что подобная перспектива кажется довольно привлекательной многим народным умельцам. Однако воплотить эту затею в жизнь далеко не так просто, как может показаться. Чтобы смастерить действительно качественные, красивые и надежные гаражные ворота, придется приложить немало усилий. Причем базироваться они должны на знаниях всех особенностей технологии сборки.

Первоначально необходимо определиться и выбрать тип конструкции гаражных ворот. Их существует несколько:

1. Распашные. Наиболее древний тип ворот. Они приобрели популярность за счет удобства, простоты конструкции, состоящей из двух створок полотна, а также благодаря относительной «недороговизне». К тому же изготовить самостоятельно их проще всего.
2. Подъемно-поворотные. При открывании полотно ворот поднимается к потолку вертикально. В их основе лежит шарнирно-рычажный механизм. Ворота довольно практичны и удобны, не занимают места ни перед гаражом, ни внутри него.
3. Секционные. Конструкция предусматривает полотно, состоящее из секций. При открывании они преломляются, поднимаясь к потолку при помощи специального пружинного механизма и системы профилей. Важные преимущества таких ворот — хорошая герметичность и экономия пространства.
4. Откатные. Открываются как шкаф-купе, т.е. сдвигаются в сторону.
5. Роллетные . Они аналогичны рольставням. Пластины полотна складываются под потолком в специальный короб.

Как и было сказано выше – распашные ворота изготовить проще и дешевле остальных, поэтому именно технологию их сборки, как наиболее приемлемый вариант для большинства, мы и будем рассматривать. Сложнее (хотя и вполне возможно) смастерить подъемно-поворотные и откатные ворота. К ним придется в обязательном порядке покупать подъемные механизмы, что обойдется ощутимо дороже.

В продаже имеются специальные комплекты для самостоятельной сборки таких ворот с прилагающейся инструкцией. Секционные же и роллетные ворота для гаража лучше покупать заводские и заказывать установку у специалистов.

Требования к гаражным воротам

При создании самодельной конструкции, важно знать, что качественные ворота должны отвечать определенным требованиям, а именно:

1. Обеспечивать легкий, беспрепятственный въезд/выезд. Их размеры должны быть оптимальными в соответствии с габаритами автотранспорта.
1.1. От бока автомобиля и до стойки ворот расстояние должно составлять не < 30 см. Если автомобиль небольшой, то старайтесь как можно больше увеличить это расстояние (на случай, если решите приобрести внедорожник).
1.2. Для обычных легковых автомобилей оптимальной считается высота ворот в 2 метра.
1.3. Стандартные размеры проемов гаража: от 2, 4 x 2,1 до 5,4 x 2,4 м.

2. Иметь стойкость и прочность к взлому.Наиболее прочными будут гаражные ворота из оцинкованного стального листа не тоньше 2-5 мм. Укрепить ворота можно при помощи накладных запоров, предназначенных для внешних колодок, также используя бронированные накладки, применяемые для внутренних замков.

3. Обеспечивать защиту от пагубного воздействия окружающей среды. Защиту от ветра, осадков должно обеспечивать крепление гаражных ворот. Для прочного закрепления полотна следует применять вертикальные запоры, которые способны предотвращать перекос ворот. Также рекомендуется использовать уплотнитель (он обеспечит оптимальный контакт створок с рамой).

Ворота должны обеспечивать свободную, беспроблемную проходимость машины

Как сделать ворота на гараж

Материалы:

1. Стальные уголки для изготовления несущей (крепежной) рамы
2. Обшивка (профнастил, ковка, дерево или металлический лист на ваше усмотрение).
3. Задвижка
4. Профиль (например, 60х30 или 60х20)
5. Петли

Инструменты:

1. Рулетка
2. Болгарка
3. Уровень
4. Угольник
5. Сварочный аппарат

1. металлическая рама; 2. обшивка; 3. стойки; 4. петли; 5. задвижка

Изготовление крепежной рамы

Несущая (крепёжная) рама изготавливается из стального уголка. Она состоит и 2-х частей — внутреннего, а также внешнего каркаса.

1. Сначала необходимо измерить высоту и ширину проёма. Важна точность замеров, от которой будет зависеть монтаж готовой рамы.
2. Затем из уголка с квадратным сечением (со сторонами от 160 до 200 мм) отмерить и нарезать нужные заготовочные элементы для внешней рамы.
3. Разложить их на ровной плоскости, выставить по уровню горизонтальность (она регулируется подкладками) и выровнять углы. Отрегулировать все прямые углы, вымерив диагонали. Таким образом, на ровной поверхности необходимо выложить заготовки в точной форме будущей рамы.
4. Раму сварить. Чтобы в дальнейшем ворота к раме прилегали как можно плотнее, внешняя ее сторона должна быть совершенно ровной и гладкой. Для этого зашлифовывают все сварочные швы при помощи болгарки.
5. Следом в углы необходимо вварить вертикальные «рычаги» (для этого подойдут обрезки уголка). Это нужно, чтобы обеспечить пространственную жёсткость (т. е. геометрическую неизменяемость) рамы. В этом случае уголок не поведет.

Элементы конструкции гаражных ворот нужно разложить на плоскости или выставить по уровню

Изготовление каркаса (обрешетки)

Каркас необходим для двух распахивающихся створок. Впоследствии к ним будет прикрепляться металлическое полотно. При изготовлении каркаса можно использовать профиль 60×20 мм.

1. Раму гаражной трубы положить на ровную поверхность лицевой стороной вверх.
2. Направляющие вставить в раму, при этом тщательно выровнять расположение каждой стороны.
3. Сделать зазор между каркасом и рамой (≤ 20 мм), используя вкладыши. Это нужно для свободного движения всех створок.
4. Затем следует тщательно проверить прямые углы каркаса и сварить профили сваривают.

Для изготовления обрешетки преимущественно используют металлический профиль

Обшивка ворот — ответственная работа

Это очень важный и ответственный этап, от качества его исполнения во многом будет зависеть внешний вид и функциональность конструкции.

Здесь особенно важно знать, как сварить ворота в гараж правильно. Итак, последовательность действий:

1. Обрезать оцинкованное железное полотно по размеру створок. Учитывайте, что левая створка должна на 1 или 2 см идти внахлест на профиль правой створки.
2. Приварить лист в нескольких местах внизу (для закрепления его на каркасе).
3. Обрезать обшивку правой створки, которая будет уже левой примерно на 1-2 см (то есть, железный лист будет не доходить на это расстояние до края профиля).
4. Сварить. Чтобы лист не двигался во время сварки по каркасу, необходимо приварить его в середине и по углам каждой стороны гаражной коробки. По окончании работ эти точки срезаются. В противном случае один из углов полотна может выгнуться наружу. Исправить это удастся, лишь применив кувалду.

Обшивка гаражных работ листовым железом

Верхние и нижние части петель

Петли должны быть подготовлены заранее. Нижнюю часть петли необходимо приварить к раме, а верхнюю часть приварить к наружной створке. Можно вырезать и изогнуть полоску металла (5-7 мм), таким образом, усилив соединение. Она прикладывается к верхней части петли, а также к створке ворот. Для усиления прочности крепления петель подойдет приваренная с внутренней стороны вкладка из арматуры.

Установка замков и запоров

На гаражные ворота обычно устанавливают либо врезной, либо навесной замок. Целесообразно использовать также мощный засов и штыревые стопоры. С их помощью можно закрыть ворота изнутри, но при этом необходима еще одна дверь в створке ворот, либо в стене гаража.

Конструкция стопоров: в землю вбивается отрезок трубы, внутрь которой погружается подвижная часть стопора — прут. Он продевается через петлю в воротной створке. За трубой этой конструкции нужно постоянно следить, иначе она может забиться грязью и снегом.

Гаражные замки нуждаются в тщательном, своевременном уходе. Их необходимо предохранять от влаги (особенно в морозное зимнее время). Замерзнув, влага будет препятствовать проникновению ключа в замочную скважину. Больше остальных замерзанию подвержены замки на гараж с цилиндровым механизмом. Лучше использовать замки с трубчатым ключом.

Также замки следует смазывать, хотя бы обычным графитным порошком из карандаша или веретенным и трансформаторным маслом. При использовании графитного порошка стержень необходимо вынуть из карандаша, растереть, затем вдуть в замочную скважину.

Покраска гаражных ворот

Красят ворота, главным образом для того, чтобы защитить полотно от разрушающих факторов: повреждений, коррозии. Сначала их грунтуют, затем в 2 слоя наносят краску по металлу.

Монтаж по этапам

Установка ворот — завершающий этап

1. Сначала устанавливаются внутренняя и наружная части рамы. Крепятся к откосам проема с использованием металлических штырей 15-18 см.
2. Затем выступающие концы штырей обрезают, обваривают, тщательно зашлифовывают болгаркой (чтобы они не помешали двери закрываться), закрашиваются.
3. Внешняя, внутренняя рамы скрепляются между собой пластинами из металла (перемычками) в 4 см. Пластины привариваются через каждые 60 см.
4. Завершается этот этап навешиванием створок.

При желании распашную конструкцию можно оснастить автоматикой, как на видео-примере ворот, ограждающих личный участок:

Утепление распашных гаражных ворот

Если металлические ворота не утеплять, то из отапливаемого гаража через них будет уходить до 60% тепла. Поэтому их необходимо утеплять, устанавливая на внутренней поверхности створок деревянную обрешетку. Внутрь нее закладывается утеплитель – минеральная вата, стекловата или пенополистирол ПСБ-С. Важно не оставлять никаких воздушных пространств, тщательно заполняя промежутки. Пятисантиметрового слоя утеплителя будет вполне достаточно. Сверху обрешетку следует закрыть облицовочными плитами или вагонкой. Также изнутри можно повесить брезентовый или пластиковый занавес.

Ремонт и модернизация

Иногда в процессе эксплуатации может потребоваться коррекция расположения гаражных ворот.

1.Например, если открытие/закрытие створок затруднено из-за слишком низкого их расположения. В таком случае самый простой способ решения проблемы – подрезать низ створок болгаркой.

2. Может случиться, что для габаритов новой машины высота проема уже не подходит. Здесь придется затратить больше усилий, чем при решении первой проблемы. Способ применим только для кирпичных гаражей: над проемом следует выбить 1-2 ряда кладки, затем усилить образовавшийся откос, следом поднять раму на эту высоту.

Видео: самодельные подъемно-поворотные

Как видим, сконструировать самодельные ворота для гаража более, чем реально. Однако сил и знаний придется приложить немало. Необходимо обладать хотя бы минимальным набором строительных навыков и умений, чтобы смастерить действительно качественные ворота, которые будут отличаться добротностью и служить долго.

От качества ворот гаража зависит безопасность автомобиля и комфорт пребывания в помещении, поэтому к их изготовлению следует подойти со всей ответственностью. Существует несколько вариантов ворот: отличаются они в первую очередь механизмом открывания. Современные модели довольно сложны, требуют специальных навыков и инструмента для монтажа, но установить классические распашные гаражные ворота своими руками получится и без опыта подобной работы.

Выбор типа ворот для гаража

Самостоятельная сборка ворот - это отличный способ сэкономить на строительстве гаража . Однако прежде чем приступать к выполнению задачи, стоит рассмотреть существующие типы конструкций и определить наиболее подходящую. Выбор зависит от многих факторов, и если оптимальными окажутся модели со сложным механизмом, имеет смысл обратиться к специалистам - неправильный их монтаж своими руками может привести к различным проблемам с функционированием конструкции.

Откатные ворота

Откатные ворота представляют собой одну широкую створку, которая отъезжает вбок при открывании.

К раме конструкции прикрепляются направляющие, по которым ездит створка, и уловители, удерживающие ее в открытом положении. В зависимости от конструкции направляющих ворота могут быть подвесными, консольными и рельсовыми; варианты различаются размерами, удобством эксплуатации, количеством деталей и сложностью монтажа.

Как и другие типы гаражных ворот, откатные конструкции могут быть ручными и автоматическими . Во втором случае к раме подключается электропривод, управление которым может быть стационарным или дистанционным.

Хотя сделать такие ворота в гараж своими руками несложно, выбирают их редко, так как недостатков у них больше, чем преимуществ. Основным их плюсом является экономия пространства снаружи, однако внутри помещения требуется много места - оно должно быть очень широким. Из-за этого откатные модели чаще используют снаружи, встраивая в ограждение участка. Эти конструкции применяются на промышленных объектах, в ангарах.

К недостаткам также относится необходимость монтажа усиленной рамы, способной удержать подвешенную откатную створку, имеющую большие размеры и массу, чем в случае с распашными вариантами.

Важно постоянно следить за роликами, чтобы конструкцию не заклинило.

Подъемно-поворотные конструкции

Створка ворот подъемно-поворотного типа вращается вокруг своей горизонтальной оси, поднимается к потолку и подвешивается плашмя над проемом. Механизм очень удобный и надежный, пространство экономится и снаружи, и внутри гаража. Однако у таких ворот есть особенности, из-за которых их использование может оказаться не лучшим решением.

Основной конструкции является сплошная створка . Чтобы поднимать ее к потолку было проще, приходится максимально снижать ее массу. Это сказывается на спектре возможных материалов изготовления: чаще всего рама делается из стальных трубок малого сечения, но может использоваться и алюминиевый профиль. Для обшивки применяется тонкий оцинкованный металл. Из-за этого снижаются теплоизоляционные характеристики, что приводит к повышенным затратам энергии на отопление гаража.

Если конструкция делается из алюминия, существенно ухудшается ее защитная способность - жесткости рамы не хватает, чтобы выдержать значительные физические нагрузки. Поэтому подъемно-поворотные конструкции используются преимущественно на огражденных участках, оснащенных дополнительными уровнями безопасности. Также они находят применение внутри складских помещений.

Установить модель этого типа своими руками очень сложно - сборка подъемного механизма требует специальных знаний и навыков.

Подъемно-секционные и рулонные механизмы

Подъемно-секционные ворота похожи на подъемно-поворотные по принципу действия, но отличаются конструкцией: вместо сплошной створки в них используется подвижное полотно, состоящее из соединенных между собой ламелей. Из-за этого такие ворота считаются разновидностью жалюзи.

Рама состоит из двух частей: одна устанавливается по периметру проема, вторая - под потолком гаража. Собирается она из направляющего профиля. Каждая ламель створки имеет ролики на боковых гранях, с помощью которых полотно двигается по направляющим. К верхней части рамы подключается электропривод, который соединен со створкой тросом. При активации ворот двигатель тянет полотно, поднимая его к потолку.

Делается полотно из сэндвич-панелей, благодаря чему обеспечивается достаточная жесткость конструкции и качественная теплоизоляция гаража. Ворота могут иметь разную конфигурацию и размеры. Полотно необязательно должно подниматься к потолку - в некоторых моделях створка отъезжает в сторону. Благодаря гибкости соединений ламелей это позволяет сделать откатные ворота в гараже с малой площадью.

Рулонные ворота - это аналог подъемно-секционных конструкций, отличающийся тем, что полотно не отодвигается, а наматывается на вал . Это позволяет экономить пространство, но створка в таком случае делается из тонких, узких ламелей и имеет более низкие теплоизоляционные и защитные характеристики.

Конструкции такого типа можно собрать самостоятельно, но все комплектующие, включая ламели и створки, придется покупать в готовом виде. Компании, поставляющие такую продукцию, обычно оказывают услугу монтажа ворот, поэтому проводить работу своими руками нет смысла. Кроме того, не зная нюансов, легко допустить ошибки при установке деталей ворот, что приведет к их неправильному функционированию.

Распашные ворота

Классические распашные ворота обычно состоят из двух створок на петлях. В одно из полотен встраивается обычная входная дверь. Створки состоят из каркаса, который обшивается листовым металлом, сэндвич-панелями, деревом и другими материалами. Между внешней и внутренней поверхностью можно уложить теплоизоляционный материал.

Это наиболее экономичный материал, а благодаря простой конструкции установить такие ворота своими руками не составит проблем. Кроме того, они обеспечивают наиболее надежную защиту гаража.

Таким образом, при отсутствии навыков сборки сложных подъемных и откатных механизмов и работы с электроникой, лучшим вариантом станут простые распашные ворота.

Если важны удобство использования и экономия пространства, стоит обратить внимание на более продвинутые варианты.

Разработка проекта

Качество ворот зависит от того, насколько правильно подобраны размеры их элементов и насколько точно детали подогнаны друг к другу, поэтому перед тем, как сделать гаражные ворота своими руками, нужно составить проект. Несмотря на простоту распашной конструкции, она состоит из множества частей, и без чертежей или эскизов в работе будет легко ошибиться.

В первую очередь нужно определиться с размерами ворот. Чтобы ими было удобно пользоваться, суммарная ширина створок должна быть на 0,6 м больше ширины автомобиля. Чаще всего размер ворот выбирается в пределах 2−4 м; если ширина превысит 5 м, эксплуатация конструкции будет затруднена. Высота створок также рассчитывается исходя из габаритов автомобиля.

В конструкцию распашных ворот входит рама, которая закрепляется по периметру гаражного проема, и две створки, в одну из которых встроена калитка, - они закрепляются на раме при помощи петель. Рама изготавливается из стального уголка шириной 65 мм. Для каркаса створок лучше выбрать профильную трубу с прямоугольным сечением; размер ее может быть любым.

Внешняя поверхность створок обшивается листовой сталью толщиной 3 мм. Изнутри каркас можно обшить досками, фанерой. Делается это, если ворота утепляются. Количество материалов рассчитывается исходя из площади створок.

Инструменты и материалы

Чтобы собрать качественную распашную конструкцию самостоятельно, потребуются навыки обращения с базовым строительным инструментом, а также умение пользоваться сварочным аппаратом. Соединять детали при помощи крепежа нельзя: в таком случае надежность конструкции будет недостаточной. Саморезы пригодятся только при монтаже внутренней обшивки створок.

Для работы потребуется следующий набор инструментов :

  • ручной сварочный аппарат - новичку лучше выбрать инвертор для дуговой сварки, им проще пользоваться;
  • электрогенератор достаточной мощности для сварки, если нет возможности подключения к электросети;
  • болгарка с набором кругов для резки и шлифовки;
  • шлифовальная машинка;
  • дрель со сверлами по металлу;
  • шуруповерт;
  • кисть или валик;
  • измерительные инструменты - рулетка, набор металлических угольников, уровень.

Набор необходимых материалов зависит от особенностей проекта. В общем случае потребуется подготовить:

  • стальной прямоугольный профиль или уголки для изготовления рамы ворот, каркаса и ребер жесткости створок;
  • 6 усиленных приварных петель;
  • листовой металл;
  • стальные прутья;
  • набор саморезов;
  • деревянные бруски;
  • жидкие гвозди;
  • утеплитель - минеральная вата или пенопласт, небольшое количество фольгированного пенополиэтилена;
  • листовой материал для внутренней обшивки;
  • грунтовка и краска;
  • монтажная пена.

Дополнительно следует приобрести замок, запоры, дверные ручки и другую фурнитуру.

Инструкция по изготовлению

Ворота изготавливаются в следующем порядке: сначала варится рама и каркас, затем створки обшиваются, после этого конструкция устанавливается на проеме гаража. Сварочные работы для большего удобства следует вести на ровной горизонтальной поверхности. Когда ворота будут закреплены, проводится внутренняя обшивка, монтаж фурнитуры и декоративная отделка.

Сборка рамы

Рама собирается по одинаковой схеме независимо от количества, размера створок и наличия калитки. Состоять она будет из двух одинаковых прямоугольников - внешнего и внутреннего, которые соединяются арматурой или полосками листовой стали.

Порядок работы таков :

  1. Уголок или стальной профиль нарезается при помощи болгарки. Концы отрезков обрезаются под углом 45°.
  2. Отрезки выкладываются на ровной поверхности. Если подходящего места нет, можно использовать кирпичи или другие опоры. Важно, чтобы детали лежали в одной плоскости, - проверять это следует при помощи уровня на каждом этапе работы. После сварки допущенные ошибки будет очень сложно исправить.
  3. Элементы рамы свариваются в углах. Если эта часть ворот делается из уголка, детали можно сварить внахлест, наложив полки друг на друга.
  4. Углы дополнительно укрепляются обрезками арматуры для увеличения жесткости конструкции.
  5. К внутренней части рамы привариваются крепежные площадки из листового металла.
  6. Сварные швы шлифуются - рама должна быть идеально гладкой с внешней стороны, чтобы створки прилегали плотно.

Важно заранее продумать способ фиксации рамы на стене гаража. Есть два варианта: сделать рядом с проемом стальные закладные и приварить к ним крепежные площадки, или просверлить в последних отверстия для крепления анкерами.

Сварка и обшивка створок

Каркас створок собирается так же, как рама, - путем сварки отрезков профиля между собой. Чтобы работать было удобно, следует положить готовую раму на ровную поверхность и вложить детали каркаса в нее. Размеры отрезков для створок должны быть меньше на 15−20 мм для обеспечения зазора - это упростит эксплуатацию ворот.

В отличие от рамы, каркас створок должен иметь дополнительные ребра жесткости. Для экономии их можно сделать из труб с меньшей площадью сечения. Ребра могут быть диагональными или вертикальными, во втором случае они проходят посередине каждой створки.

После сварки и шлифовки каркаса створки обшиваются. Делается это следующим образом:

  1. Листовой металл обрезается по размеру створок. После приваривания он должен выходить за края каркаса на 15−20 мм (по размеру зазора).
  2. Одна из створок обрезается так, чтобы быть уже второй на 10−20 мм - так элементы ворот будут плотно прилегать друг к другу.
  3. Листы привариваются к каркасу. Сначала следует скрепить детали в углах и по центру, затем соединить металл по периметру створок.

После завершения сварки к воротам прикрепляются петли. Нижняя часть детали приваривается к раме, верхняя - к створке. Для лучшей фиксации петли можно укрепить вкладышами из арматуры, которые привариваются к внутренней части каждого изделия.

Монтаж конструкции

В проем ворот устанавливается полностью сваренная конструкция; из-за большой ее массы на этом этапе понадобится помощник. Рекомендуется выполнять установку параллельно с возведением стен гаража.

Перед тем как ставить ворота в проем, следует соединить внешнюю и внутреннюю части рамы. Для этого используются полоски листовой стали шириной 40 мм; длина их должна равняться толщине стены гаража. Устанавливаются детали с шагом 60 см по всему периметру рамы.

Если ворота устанавливаются в готовый гараж, лучшим вариантом будет анкерное крепление. Если стена еще строится, в нее следует замуровать отрезки арматуры, к которым затем приваривается внутренняя часть рамы.

После завершения монтажа остается только установить фурнитуру . Для обеспечения минимальной безопасности достаточно петель и навесного замка. Более сложные изделия устанавливаются по инструкции от производителя. Полностью готовые ворота покрываются грунтовкой и окрашиваются. Изнутри створки можно утеплить минеральной ватой, закрепив ее жидкими гвоздями, а если используется пенопласт, его следует укладывать на обрешетку из деревянных брусков.

Зная, как своими руками сделать ворота в гараж, можно собрать конструкцию любой конфигурации. Вместо металла для изготовления каркаса допускается использование дерева. Обшивать ворота также можно любым аналогичным листовым материалом.