Поделки из бересты: пошаговая инструкция, секреты предков и практическое применение берестяных изделий. Возрождение старинных ремесел

Берестой называют верхний слой коры березы, внутреннюю поверхность которого ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал обладает гибкостью и прочностью, устойчив к гниению. Из бересты издревле изготавливали посуду, лодки, летние жилища, обувь, материал для письма. Русские мастера из Вологодской, Олонецкой, Архангельской, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской губерний славились изготовлением берестяных изделий.

Популярна береста и сейчас. Их нее делают не только сувениры в русском стиле, но и вполне функциональную посуду и даже мебель.

Процесс производства берестяных изделий начинается с заготовки бересты, для чего нужно сначала получить разрешение, а сделать это не так-то просто. Заготовка бересты считается использованием второстепенных лесных ресурсов. При заготовке материалов в незначительном количестве, лесничество выписывает ордер на заготовку, а при массовой заготовке оформляется лесорубочный билет. Выдается он лесхозом, на основании билета лесничество также оформляет ордер, дающий право заявителю на проведение отдельных конкретных видов заготовки. Подробнее от этом можно прочитать в комментарии к статье 42 Лесного кодекса Российской Федерации. За использование лесных ресурсов уплачивается сбор, размер сбора нужно уточнят в региональном управлении лесного хозяйства. Перевозка бересты осуществляется в контейнерах, пласты перекладываются пористым укрывным материалом, чтобы избежать потерь. При больших объемах производства возят бересту и из других регионов, если там проще достать материал. Стоимость грузоперевозки центнера бересты, например, из Кирова в Москву составляет около 10000 рублей.

Заготовка происходит приблизительно с середины мая до конца июня, во время и после сокодвижения. В этот период кора легко отслаивается от ствола. Хорошей берестой считается та, на которой мало наростов и нет трещин. Лучше всего снимать кору с берез в возрасте 15-35 лет - это деревья со стволом 100-300 миллиметров в диаметре - так как береста на них тонкая и эластичная. Качество материала зависит от места произрастания дерева. Если береза растет в сырых местах, то береста будет твердая, ломкая. Чрезмерно солнечные места тоже не подходят. Лучше всего использовать березы, растущие в умеренно-влажных, тенистых местах. Береста снимается при помощи ножа пластом, лентой или сколотнем. Для сколотня береста снимается целиком, для чего дерево спиливается. На спил нужно получать особое разрешение от лесничества. С упавших берез береста снимается легко в любое время года.

Береста продается в некоторых регионах страны. Особенно много объявлений о продаже в Томской области. Цена зависит от качества, количества продукта и времени года и составляет от 120 рублей за килограмм.

Обработка бересты представляет собой снятие тонкого верхнего слоя с коры и дальнейшее расслоение. Толщина конечного продукта зависит от предназначения материала, то есть от того, что именно будет изготавливаться из бересты, ведь для каждого изделия требуется материал определенной толщины. Последний этап обработки – нарезка берестяных лент с помощью лентореза или ножниц.

Для производства берестяных изделий не нужно дорогостоящее оборудование. Рабочее место должно быть хорошо освещенным. Стол должен иметь высоту 70-80 сантиметров, это обеспечит удобную посадку, что важно, поскольку работа кропотливая и требует комфортных условий. Для удобства следует выбирать стол с выдвижными ящиками, чтобы помещать в них отходы и детали изделия.

Берестяной мастер использует следующие инструменты: набор для резьбы по дереву (цена от 3 до 10 тысяч рублей), разнообразные ножи, ножницы, линейки, циркули, пробойники, лезвия, шилья, пинцеты, зажимы, чеканы, ленторез, проволоку, клей, зажимы, скобы, шаблоны, клише, стамеску, киянку.

Помещение для хранения бересты должно быть темным, сухим, хорошо проветриваемым. Лыко скручивается в клубки белой стороной вверх сразу после снятия. Так материал может храниться годами. Снятая пластами береста укладывается между двух широких досок, а сверху помещается груз. Между пластами необходимо оставить промежуток для просушки. Если бересту долгое время хранить на свету, то она становится светлой.

У каждого мастера свои секреты производства и своя технология изготовления. Берестяные бураки могут быть украшены как абстрактными фольклорными узорами, так и растительным орнаментом, а также изображением людей, животных, городов, символов, достопримечательностей. Изделия с уникальным рисунком, существующие в единственном экземпляре, являются очень ценными и стоят дорого, но покупаются редко. Обычно такие вещи приобретают в качестве дорогого подарка, и мастер изготавливает их на заказ. Выгоднее осуществлять серийное производство по шаблонам и клише, производить быстро раскупаемый товар.

Самые популярные берестяные изделия – это короба, хлебницы, туеса, ларцы, шкатулки, сундуки, реже украшения. Стоимость берестяной продукции начинается от 200-300 рублей и доходит до нескольких тысяч.

Как утверждают владельцы берестяного производства, это выгодный бизнес. Компания с восьмью работниками при налаженном сбыте может давать доход до 270 тысяч рублей в месяц. Из них 22 тысячи рублей тратятся на материалы, 3-5 тысяч рублей - на коммунальные платежи, 112 тысяч рублей – на зарплату персонала, 6 тысяч рублей – на транспортные расходы, 6000 рублей – на налоги. Прибыль – 120 тысяч рублей в месяц.

Изделиями из бересты торгуют сувенирные лавки и магазины подарков. Такие предприятия существуют во всех населенных пунктах, а в больших городах даже представлены торговыми сетями. Особенно хорошо берестяные изделия покупаются туристами, поэтому лучше начать поиск оптовых покупателей в регионах с высокой туристической привлекательностью, в тех местах, где берестяной промысел является частью местного колорита.

Фабрики берестяных изделий могут упрочить свое положение на рынке и завоевать признание, а также сформировать портфель заказов на перспективу, участвуя в ремесленных выставках и ярмарках народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Для ремесленников могут быть интересны следующие выставки:

  • Международная выставка «Creativa». Москва, декабрь. Рукоделие, декоративное искусство, ремесленное творчество. http://creativa-expo.ru/
  • Межрегиональная специализированная ярмарка «Сувениры. Подарки. Украшения». Санкт-Петербург, осень. Произведения декоративно-прикладного искусства, изделия народных художественных промыслов и ремесел. Сувенирно-подарочная продукция. http://www.sivel.spb.ru/calendar/suvenir/about/
  • Ярмарка изделий ручной работы и народных промыслов «Антикварный салон & Ярмарка увлечений». Пермь, декабрь. http://antikvar.expoperm.ru/ru/
  • Межрегиональная выставка «Кладовая ремесел». Киров (Вятка), ноябрь. http://www.vcci.ru/expo/plans.php?ID=22649
  • Международная выставка-продажа хобби и творчества «Формула рукоделия. Самара». Самара, ноябрь. http://www.formula-rukodeliya.ru/exhibition/samara/#
  • Фестиваль народных мастеров и художников России «Жар птица». Москва, май. http://www.svkvvc.ru/main.mhtml?Part=5
  • Межрегиональная выставка-ярмарка предметов народных промыслов и декоративно-прикладного искусства «Ярмарка народных промыслов». Пермь, март. http://craftexpo.ru/ru/
  • Универсальная выставка-ярмарка «Модный базар». Элиста, декабрь.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор...

Русь моя, берёзовая!
Зори - ярко-алые.
Трели соловьиные позднею весной.
Нивы, реки плёсовые,
С паводками шалыми.
Руки очарованы чудной берестой.

Мастер улыбается,
Гладит шёлк с волнением.
Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.
Много дней в стараниях,
Ночи часто в бдениях,
Мчатся над склонённою, в деле, головой.

Лёгкие, играющие,
Русские фантазии,
Вязью рукотворною сложены в года.
Миги исчезающие.
Жить с собой в согласии.
Рощи, мысли светлые, талая вода.. .
Copyright: Любовь Михайлова

Махнюк Владимир Георгиевич | Берестяное Барокко

«Берестяное барокко» - именно такое название получил стиль работы мастера после проведения ряда персональных выставок в Москве в середине 90-х годов.

Владимир Махнюк живёт и работает в городе Шадринске. Занимается изготовлением высокохудожественных столовых наборов из бересты, пригодных для использования, вплоть до чайных сервизов с самоварами.

Я в березовых поленьях
Слышу музыку любви
И природы вдохновенье
Из кусочка бересты.
Припаду щекой румяной,
Белой птицей воспарю...
Она нежная, как мама
В летнем сказочном раю.
Душу светом озаряя,
Упоительно звеня...
Береста - она святая,
В ней - загадка Бытия!
Сколько русского, родного
В светлом образе берез,
Теплота живого слова
В серебристых каплях грёз...
Первозданная Природа -
Матерь Божия Земли!
Чудодейственным Покровом
Нас спаси и сохрани!
Жаль мне тех, кто чудо это
Бросит с жадностью в огонь.
Береста как кучка пепла,
Как запёкшаяся боль!..
Copyright: Елена Киргизова

Береста - самый поэтичный из всех поделочных материалов! Сама его текстура уже перемещает нас в сказочный мир природы.

Сергей Сурин - живопись на бересте

Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте.

Берестовая кора, которая является холстом художника, подходит для этого как нельзя лучше: она придает работам объемности, бархатистости, воздушности, и кажется, что картины, которые выходят из-под руки мастера, дышат.

Береста дает человеку положительную энергию

Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты . И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках - и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма .

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.

Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление . Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.
Целебный экстракт из бересты , который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений - бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.

Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.
Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название - березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть <белым золотом>.

Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.

Бетулин


  • защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.

  • предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.

  • способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.

  • снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.

  • облегчает течение болезни.

  • в берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.

  • давно известный способ обеззараживания воздуха. Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

Береста верхний слой березовой коры - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны. Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Перед заготовкой бересты нужно получит официальное разрешение лесничества с указанием определенного места заготовки, как правило, это участки под вырубку леса.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда.

Наружный слой бересты имеет белый цвет, в изделиях его прячут внутрь и называют внутренним или изнаночным слоем.

Изнаночная сторона бересты

Внутренний слой бересты обращенный к стволу имеет различны оттенки от желтого до коричневого, в изделиях этот слой называется лицевым.

Лицевая сторона бересты

Существует несколько способов снятия бересты со ствола: пластом, лентой, склотнем.

Виды заготовок бересты: а- пластовая береста; б - берестяная лента (лыко); в - склотень

Заготовка пластом

Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно200 ммна расстоянии 500-1000 мм(в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Снятие гигантского пласта бересты с упавшей березы

После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка лентой

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.

Технология заготовки бересты: а - надрезы бересты; б - съем пластовой бересты; в - упаковка пластовой бересты; г - надрез бересты; д - съем берестяной ленты; е - положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж - упаковка берестяной ленты; з - съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Сколотень (цилиндр)

Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола плюс100 ммк высоте планируемого изделия.

Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью - сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.

После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.

Технология заготовки склотней: а - разметка участков для заготовки склотней; б - отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в - упаковка склотней

Необходимый инструмент для заготовки бересты: пила, топор, нож-резак, шпага (сочалка).

Инструменты для заготовки бересты: а - нож-резак; б - сочалка

Инструменты и приспособления

Рабочий стол должен быть хорошо освещенным, для удобства работы оборудован ящиками для хранения инструментов, приспособлений и кусков бересты.

Для предохранения от повреждений на столешницу кладут лист фанеры толщиной 6-10 мм. Размером не менее 800х500 мм.

Для работы с берестой используют следующие инструменты и приспособления:

Нож-косяк - для разрезания бересты, нож с изогнутым лезвием для зачистки бересты, нож-резак, с заточенный на одну сторону, для работы с прорезной берестой.

Инструменты для работы с берестой: а - нож-косяк; б - нож для зачистки бересты; в - нож-резак; г - прямое шило; д - шило с квадратным сечением; е - шило - кочедык; ж - зажим; з - пробойник круглый; и - пробойник треугольной формы; к - чекан в виде креста

Ножницы с тонкими лезвиями длиной 60-70 мм- для плетения, портняжные ножницы, с толстым лезвием и удобными ручками - для нарезания берестяных полос.

Шило круглое прямое, с притупленным отполированным кончиком - для разметки по бересте, шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты, шило-кочедык, плоское лопаточное шило с крючкообразным изгибом - применяется для плетения.

Деревянные и металлические линейки различной длины и угольники - для разметки и нарезки бересты.

Циркули измерительный и чертежный для разметки.

Пинцет используется при плетении.

Зажимы - применяются для временной фиксации берестяных полос во время плетения и при изготовлении изделий из пластевой бересты, могут быть сделаны из березового прута, можно применять бельевые прищепки, скрепки, канцелярские зажимы, струбцины и резиновый жгут.

Резцы - используются для выполнения прорезного орнамента, представляют собой заточенные желобки различного размера, в качестве резцов можно использовать полукруглые стамески по дереву подходящего размера.

Пробойники могут быть различных диаметров и форм, используются для замковых соединений и стандартных просеченных фигур. Внутренняя часть пробойника должна быть полой, через нее тонким стержнем удалят вырезанные участки бересты.

Изготавливают пробойники из трубочек различных диаметров, можно выточить пробойники на токарном станке, пробойники лучше изготавливать из углеродистой инструментальной стали (например - У8А).

Чеканы - предназначены для нанесения тисненого рисунка на бересте, изготавливаются из плотной древесины, металла, кости, на конец чекана выполнен рисунок. Для чеканов небольшого размера можно использовать медицинские буры.

Чеканы из древесины

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова, предназначен для нарезания берестяной ленты определенной ширины. Ленторез состоит из двух половинок, зажимающих косой нож, одна из поло вин соответствует ширине ленты. Пласт бересты прижимается к краю деревянного уголка, проводя по нему ленторезом получают ровную ленту. Ленторезы можно сделать для лент различно ширины.

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова

Шаблоны - приспособления соответствующие внутренним размерам и форме будущих изделий, они изготавливаются обычно из дерева. В качестве шаблонов можно использовать миски, вазы, коробки и другие предметы и емкости.

Доски-рамки нужны для временного хранения берестяных полос. Представляют собой кусок фанеры размером, например 500х300 мм. Через определенное расстояние натянуты резинки, которые удерживают в развернутом состоянии нарезанные полосы.

Доска-рамка для хранения берестяных лент

Подрезная доска необходима для работы с прорезной берестой, изготавливается из древесины липы, осины, бука, размер примерно 250х250 мм.

Для создания различных изделий могут понадобиться такие материалы как очищенные от коры ивовые прутья различного диаметра, стальная проволока диаметром от 0,2 до3 мм, дощечки из различной древесины (березы, сосны, ели), льняное или подсолнечное масло, клеи типа Момент, ПВА, медицинский клей БФ-6 (рекомендуется при изготовлении берестяной посуды).

Обработка бересты

Первый этап обработки бересты - снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап - расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, небольшие изделия делают из тонких лент, а более крупные типа корзин и коробов из более толстых.

Третий этап - нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать бересту можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.

При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло. Следует намочить фланелевую тряпочку в масле и ею протирать одновременно обе стороны. Свернуть полоски вновь в клубки и желательно сложить их в полиэтиленовые пакеты для длительного хранения.

Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению. Замачивать надо клубок или упаковку полосок целиком, чтобы полоски (ленты) не скручивались. Хороший материал не замачивают, а смачивают тряпочкой перед самым началом и во время плетения, применяя мыльную воду.

Плетение

Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий - салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Корзина изготовленная прямым плетением

Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий - корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой - в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами - г, прямоугольного - д.

Изготовление дна изделия: а - начало плетения; б - готовое полотно; в - места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г - проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 - горизонтально расположенные полосы; 7-12 - вертикально вплетаемые полосы

Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

Изготовление изделия способом прямого плетения: а - выведение полос в вертикальное положение; б - фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в - образование края изделия; г - готовое изделие

При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д - этапы образования края изделия; е - готовое изделие

Изготовление туеса

Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.

Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний.

Схема изготовления обшивного туеса

Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления.

Замки для сшивки рубашки туеса

1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 - варианты замковых соединений

Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.

При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Изготовление выворотного туеса: а - склотень с рубашкой; б - крышка с ручкой и донышко; в - нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г - готовое изделие

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки.

В крышке выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с-ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Изготовление ручек для туесов

Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Работа с пластевой берестой

Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

Шкатулка украшенная прорезной берестой

Куклы из бересты

Уникально и интересно новое направление изделий из бересты разработанное Владимиром Махнюком - берестяная посуда, это чашки чайники, самовары, в самоваре со стальным титаном для растопки можно даже вскипятить воду (ознакомить с работами и технологией мастера можно по его книге ).

Чайный набор работы В. Махнюка

Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

Способы декорирования изделий из бересты

Тиснение

Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, н асыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

Туеса украшенные методом горячего прессования

Гравировка выжиганием

Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

Лазерная резка и гравировка

Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

Выскабливание или Процарапывание

Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

Аппликация

Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

Картина выполненная аппликацией из бересты

Резьба

Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

Изготовление прорезного орнамента

Туес украшенный прорезной берестой

Роспись

Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

Пример расписных берестяных изделий

Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию.

Литература:

1. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил.

2. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 168 с.: ил. 2008 г.

3. Финягин В. В. Изделия из бересты. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с.: ил. - (Учимся у народных мастеров).

  1. Береста, иными словами, тонкая податливая березовая кора, - благодатная почва для творчества. Что можно сделать из бересты? Да что угодно, любые изделия, начиная от хлебниц и прочих бытовых предметов и заканчивая бижутерией. В статье мы покажем несколько примеров с мастер-классами по изготовлению простых, но очень красивых поделок из бересты своими руками.

  2. Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

    Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

    Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

    Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

    Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

    Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

  3. Время заготовки бересты.

    Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

    Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса - традиционной емкости древней Руси.

    Как заготовить бересту для поделок?
    Тем, кто ни разу до сегодня не сталкивался с таким творчеством, следует знать, как заготовить и обработать бересту для поделок.

    Итак, существует несколько основных правил:

    1. Срезать кору с березы для поделок следует только в период сокотечения.
    2. Далее бересту следует тщательно высушить естественным способом, не применяя радиаторов и вентиляторов.
    3. После этого следует срезать с коры все неровности, сделав ее максимально гладкой.
    4. Далее связываем листы бересты пачками и кипятим 20-30 минут.
    5. Затем высушиваем и материал для работы готов.
  4. Основные инструменты для работы с берестой:
    1. Резак

    2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

    3. Чеканы - инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

    4. Шило с притупленным концом.

    5. Подрезная доска из липы или осины.

    6. Молоток - желательно деревянный

    7. Проволока

    8. Металлическая линейка

    9. Ивовые прутья для туеса

    10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

  5. Технология работы с берестой.

    Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

    Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

    Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

    Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

    Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

    Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

    Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

  6. Мастер-класс по изготовлению туеса.

    Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

    Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

    Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

    Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

    Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

    Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

    Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

    Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см.

    Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

    Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

    На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

    Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

    Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

    Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

    Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

    Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

    Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

    Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, - располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

  7. Испытание туеса на прочность.

    Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

    Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

  8. Сувенир - магнит из бересты своими руками.


    Мастер-класс для педагогов, детей школьного возраста и родителей.

    Назначение : подарок или украшение интерьера.

    Цель : Способствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

    Задачи:

    Обучить приёмам работы с берестой

    Развивать творческие способности

    Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

    Оборудование: береста, плотный картон, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы, фигурные дыроколы, берёзовая веточка, карандашная точилка, губка, акриловая краска «Сиена жженная», тонкий берёзовый срез, магниты.

    Береста необыкновенный и удивительный материал! Попробуем сделать сувениры-магнитики из бересты. На подготовленной к работе бересте вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему замыслу.

    Чтобы береста не скручивалась, с обратной стороны приклеиваем плотный картон.

    Можно сразу приклеить магнит и положить основу под пресс.

    В центре композиции должны быть розочки, они делаются с помощью точилки из свежей веточки.

    Из тонких слоёв бересты вырезаем детали композиции или пользуемся дыроколом. Слегка тонируем края основы и деталей губкой с краской.

    Составляем композицию и аккуратно приклеиваем детали к основе.

    Другие варианты магнитиков.

    Основой может быть тонкий берёзовый срез. Получается вот так (фото14,15,16).

    Просто и доступно!

    Творческих успехов!

    Из бересты можно сделать чудные панно.

  9. Плетение из бересты

    Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

    Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

    Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

    При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

    Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

    Изготовление дна изделия: а – начало плетения; б – готовое полотно; в – места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г – проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 – горизонтально расположенные полосы; 7-12 – вертикально вплетаемые полосы

    Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

    Изготовление изделия способом прямого плетения: а – выведение полос в вертикальное положение; б – фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в – образование края изделия; г – готовое изделие

    При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

    Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д – этапы образования края изделия; е – готовое изделие

  10. Работа с пластевой берестой

    Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

    Шкатулка украшенная прорезной берестой

    Чайный набор работы В. Махнюка

    Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

  11. Способы декорирования изделий из бересты

    Тиснение

    Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

    Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

    Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

    Туеса украшенные методом горячего прессования

    Гравировка выжиганием

    Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

    Лазерная резка и гравировка

    Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

    Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

    Выскабливание или Процарапывание

    Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

    Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

    Аппликация

    Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

    Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

    Картина выполненная аппликацией из бересты

    Резьба

    Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

    Изготовление прорезного орнамента

    Туес украшенный прорезной берестой

    Роспись

    Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

    Я люблю делать разные украшения из бересты, у нее бывает разнообразная фактура и очень красивые природные рисунки, которые можно обыграть. Предлагаю мастер-класс по украшению из бересты своими руками, это будет кулон с натуральным камнем.
    Изготовление украшения своими руками, этапы работы.
    1) Для работы нам понадобятся кусочки бересты (желательно с интересными природными наростами), клей ПВА, кусочек плотного картона, нож-косяк, ножницы, полукруглая стамеска, натуральный камешек-самоцвет, шило, линейка, а также несколько канцелярских скрепок, кожаные шнурки:

    И наклеиваем ее вокруг камня.
    9) теперь просверливаем или прокалываем шилом дырочки для декоративной «прошивки» украшения и для тесемок:

    12) Остается вырезать кожаные ленты для нашего украшения и для бусин-подвесок. Можно использовать ленточки из искусственной замши, которая продается в магазинах швейной фурнитуры:

    Наше оригинальное украшение-кулон своими руками готово:

Береста – настоящий чудо-материал, который сочетает в себе положительные качества: пластичность, прочность, малый вес, простоту в эксплуатации, и устойчивость к гниению. Береста – мощный антисептик и природный абсорбент: она выводит яды и очищает продукты.

Берестяной туесок лучше всякого современного термоса.

Благодаря таким уникальным качествам, береста издавна применяется в народном быту. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много разной берестяной утвари, необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы, хлебницы...

С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса незаменимы для хранения молочных продуктов, мёда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы.

Изделия из бересты сегодня

Новые времена диктуют новые технологии, меняется привычный быт, и из повседневного жизненного уклада уходят многие традиционные предметы обихода. Но надобность в изделиях из бересты высокохудожественного уровня сохраняется и сегодня, они сочетают красоту пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Современные изделия из бересты – это как правило короба разных видов: берестяные туеса, хлебницы, конфетницы, шкатулки и даже кружки, сундучки, и наборы для бутылок из бересты.

Если живёте за городом и не хотите пользоваться пластиком - тут береста, глина, лоза, деревянная посуда и утварь - вне конкуренции, им до сих пор нет никакой замены, и наверное никогда не будет. А живёт такая качественная, красивая, настоящая утварь годами и десятилетиями, часто не меньше, чем сам человек, а иногда и больше, передаваясь по наследству.

Изделия из бересты изготавливаются только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Производство сувениров из дерева и бересты разработано в соответствии с технологиями, секреты которых передавались из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.

Береста - теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.

То, что это живой материал, доказывает тот факт, что береста по аналогии с человеческой кожей "загорает" на солнце, приобретая теплый, золотистый оттенок.

Береста – это верхний слой березовой коры. Этот природный материал, можно сказать, «добывается» в лесу. Но это не значит, что стоит браться за нож и прямо сейчас бежать в лес. Время среза бересты определяется циклом роста дерева, а конкретно – напрямую связано с током березового сока. В конце весны, когда начинается рост различной зелени, набухают почки, движение сока в растениях резко увеличивается. Это, соответственно, и есть срок «добычи» бересты: обычно это примерно конец мая – середина июня. Часто бересту берут на участках леса, которые предназначены для вырубки.

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола – чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе, и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты.

Как правило, если все сделано правильно, то дерево спокойно переносит такие издевательства. Разве что, не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь ствола окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке.