Презентация преподобный сергий радонежский. Презентация "сергей радонежский" презентация к уроку на тему Презентация благословение сергия радонежского




Родители Сергия, Кирилл и Мария, были боярского рода, но жили они очень просто. У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Средний сын, Варфоломей, и стал потом преподобным Сергием.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад)


С детства Варфо-ломей обращал на себя внимание родителей своей добротой, любовью к молитве и посе-щению храма.

Отрок Варфоломей

священник Сергий Симаков


Когда вместе с братьями он начал учиться, он оказался таким неспособным, что никак не мог научиться читать.

Сергий Радонежский в школе. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.


Однажды отец послал его в поле привести лошадей.

Александр Харитонов. Сергий Радонежский


В лесу он вдруг увидел старичка-священника, подозвавшего его к себе. Варфоломей рассказал ему о своем горе с учением, старец утешил его и дал ему съесть кусочек просфоры.

Благословение отрока Варфоломея

Сергей Ефошкин


Начало иноческой жизни

Когда мальчик взял в руки книгу, он вдруг стал правильно и хорошо читать.

Преподобный Сергий в семье. Чтение. Сергей Ефошкин


Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича

Скоро Кириллу и Марии с детьми пришлось бежать из Ростова, и они поселились в Радонеже, в княжестве Московском.


Варфоломей убедил своего старшего брата Стефана уйти с ним далеко в дикий лес и там жить вдвоем, проводя все время в молитве и труде.

Росписи в Троице-Сергиевой Лавре


Трудно было в лесу, особенно зимой, и Стефан, не выдержав такой тяжелой жизни, вернулся в монастырь в Москву.

Сергий Радонежский. Н.К. Рерих


Святой Сергий Радонежский

Нестеров М.В.

Варфоломея же пришед-ший к нему монах из ближайшего монастыря посвятил в монахи, дав ему имя Сергий.


Сергий остался совсем один.

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. За водой. За хворостом.



Основание Троицкой обители

Люди стали рассказы-вать о молодом отшельнике, и многие приходили к нему за советом и молитвой

Ефошкин Сергей

Старец и послушник


Некоторые оставались жить с ним, строя себе

маленькие дома-кельи. Так набралось 12 монахов.

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители


Больше всех трудился сам святой Сергий - строил кельи для других, рубил дрова, пек хлеб, варил еду, носил воду.

Сергей Ефошкин.

Преподобный Сергий.

Труды в пекарне.


Наконец монахи уговорили его стать их игуменом, епископ рукоположил его в священники и поставил во главе нового монастыря.

Роспись в Троице-Сергиевой Лавре


Монастырь был очень бедный. В церкви не было свечей и служили при свете лучины. Чаша для Причастия была деревян-ной, молитвы переписывали на древесную кору, так как не было книг.

Поселение людей возле Троицкого монастыря. Миниатюра. Лицевое Житие прп. Сергия Радонежского. Начало 90-х гг. XVI века.


Преподобный Сергий обещал им позволить пойти просить милостыню, если они подождут еще один день, а сам стал на молитву.

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Уединенная молитва




Прп. Сергий старался мирить князей и молился Святой Троице, во имя Которой был построен монастырь.

Икона прп. Сергия Радонежского

из Троице-Сергиевой Лавры


Сам же прп. Сергий оставался самым смирен-ным из всех монахов, носил самую ветхую и бедную одежду, работал и служил другим.

Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского»


Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

К преподобному Сергию приехал и московский князь Димитрий Иванович, когда он собрал войско со всей Руси, чтобы попытаться победить татар.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.


Преподобный благосло-вил князя и тихо сказал ему: "Иди, князь, и Бог правды даст тебе победу".

Рыженко Павел. Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского


Преподобный послал вместе с князем на бой двух монахов, бывших воинов, Пересвета и Ослябю.

Намеровский А. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.


"Иди смело, князь, и да поможет тебе Бог!"

Пантюхин Ю.П.

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский





Во все время сражения преподобный Сергий стоял на молитве и, как будто видя перед собой поле битвы, называл по именам тех, которые падали убитыми, и молился за них.

Святой Сергий Радонежский.


Молитвы и святость преподобного Сергия помогли Руси выдержать самое тяжелое и темное время русской истории.

Святой Сергий Радонежский.



Слайд 2

Преподобный Сергий Радонежский14 мая 1314-25 сентября 1392

Монах Русской церкви, основатель Свято-Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси в духе исихизма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития

Слайд 3

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, основанная Преподобным Сергеем Радонежским.

Слайд 4

Слайд 5

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия

началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц.

В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Слайд 6

По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия

Радонежского", преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Слайд 7

Благословение князя Дмитрия Сергием Радонежским.

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Детство и юность Сергия Радонежского

    Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

    Слайд 11

    М. В. Нестеров

    "Видение отроку Варфоломею"

    Слайд 12

    Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

    Слайд 13

    Смерть

    Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

    Слайд 14

    Преподобный Сергий Радонежский. Шитая пелена («первый» покров).

    Около 1422–1425/6 годов. Музей "Ризница". Фрагмент

    Слайд 15

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Фрагмент изображения на «застенке» обреза Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки.

    1420–1430-е годы. Серебро, золочение, гравировка. РГБ

    Слайд 16

    Это гравированный медальон на одной из серебряных пластин-«застенков», закрывающих обрез известного Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки (РГБ. Ф.304. III. №4/М. 8654). Пластины относятся к позднейшим дополнениям рукописи. И если сам ныне существующий пергаменный блок, по палеографическим наблюдениям, мог быть вставлен в драгоценный ранний оклад 1392–1402/1406 годов приблизительно во второе десятилетие XV века, появление пластин-застенков можно датировать 20–30-ми годами этого столетия. Работы по дополнительному украшению кодекса допустимо связывать с одним из вкладов наследников боярина Кошки в Троице-Сергиев монастырь .

    Лик преподобного Сергия на пластине, при некотором сходстве очертаний с древнейшим троицким покровом, приобретает более сглаженный, смягченный облик, утрачивая черты экспрессии. Характерно, что наибольшее сходство полуфигура медальона обнаруживает в одной из фигур алтарной преграды в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, также 20-х или начала 30-х годов XV века .

    Слайд 17

    Преподобный Сергий Радонежский. Фрагмент шитого походного иконостаса. 1420–1430-е годы. ГИМ

    Вторым, близким по времени «портретом» является фрагмент разрозненного шитого походного иконостаса из собрания графа А.С.Уварова и других владельцев. Ныне его части хранятся в разных музеях - ГИМ, ГММК и ГРМ . В Историческом музее находится несколько фигур нижнего яруса шитого комплекса, соответствующего ряду преподобных отшельников и отцов церкви из храмовых росписей XIV–XV столетий, нередко размещаемых на алтарных преградах. Среди них представлены известные по росписям Успенского собора в Звенигороде (около 1400 года) святые Пахомий Великий, Варлаам и царевич индийский Иоасаф, а также преподобные Сергий и Кирилл . Отождествление последнего с основателем Кирилло-Белозерского монастыря не может быть окончательным из-за обилия святых с этим именем. Идентификация Сергия с троицким игуменом кажется безусловной, поскольку ни один из популярных в то время в русской церковной традиции святых монашеского чина не соответствует персонажу, представленному на походном иконостасе .

    Слайд 18

    Преподобный Сергий изображен более хрупким, пропорции фигуры удлинены, силуэт смягчен, волосы и борода аккуратно приглажены. Вместе с тем здесь отчетливы элементы экспрессивной напряженности в чертах его лика. Но именно плавные очертания удлиненного силуэта в сочетании со сходной трактовкой других персонажей определяют главное впечатление. Аналогично «застенкам» Евангелия Кошки, преподобный Сергий предстает в походном иконостасе в окружении особо чтимых отечественным православием святых, подобно нижним ярусам храмовых росписей. Их подбор, естественно, превышает возможности упомянутых «застенков». И пафос всеобщности культа новоявленного святого приобретает более широкий и наглядный характер, вводя Сергия в лоно Небесной Церкви.

    Слайд 19

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Шитая пелена. Вторая половина XV века.

    Музеи Московского Кремля

    Следующим по хронологии в рамках доступных нам источников следует считать упоминаемую летописью под 1446 годом «икону, иже на гробе святаго Сергия, явление святыя Богородица с двема апостолома», которую, пытаясь умилосердить врагов, берет в руки Василий II. Ее композиция, по всей вероятности, соответствует пелене с тем же сюжетом второй половины XV века из собрания Оружейной палаты . Чудо явления представляет собой наиболее распространенный в искусстве и ставший самостоятельным сюжет из Жития преподобного Сергия. По-видимому, уже на раннем этапе, вскоре после создания первого нагробного покрова, он разрабатывается в стенах Троицкого монастыря или по заказу его властей. Аналогичная сцена включена в состав композиций резного креста, приписываемого монастырскому резчику 1450-х годов Амвросию . Такая популярность обусловлена исключительной важностью акта явления, его редкостью в монашеской практике (например, из русских иноков его удостоился лишь младший современник и собеседник преподобного Сергия Кирилл Белозерский). Любопытно, что первый составитель Жития Сергия Епифаний Премудрый не упоминает о чуде, оно имеется в тексте Пахомия Серба; описание явления Богоматери преподобному Кириллу включено в его Житие, автором которого является тот же Пахомий. Иконы со сценой явления Богоматери преподобному Сергию встречаются едва ли не чаще житийных икон преподобного. Вместе с тем следует заметить, что образы основателя обители - единоличные и житийные – были практически во всех храмах на землях троицких монастырских владений. Об этом свидетельствуют описи конца XVI–XVII столетия.

    Слайд 20

    Преподобный Сергий Радонежский. Икона начала XVII века. Музей им. Андрея Рублева

    Многие этапы формирования сергиевской иконографии в ранний период, прежде всего - житийного характера, остаются нам неизвестными.

    Слайд 21

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Троицкий собор

    Троице-Сергиевой лавры

    Центральная фигура преподобного из Успенского собора предстает держащей в левой руке развернутый свиток с отрывком проповеди (надпись начинается с обращения: «Внимайте…»). В поясном изображении из Троицкого храма, подобно остальным поясным образам круга Дионисия и его преемников, святой держит свернутый свиток.

    Слайд 22

    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием».
    • Успенский собор Московского Кремля
    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием»
    • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
  • Слайд 23

    Четвертое клеймо изображает пострижение в иноки Варфоломея-Сергия («начало черничеству святого»). В следующем предстает одно из первых чудес - изгнание бесов, которые покидают святого через «расступившуюся» стену кельи. Замыкает верхний ярус клейм сцена пострига преподобного в иереи. Согласно Житию, замещавший находившегося в Царьграде митрополита Алексия и живший в соседнем Переславле-Залесском Волынский епископ Афанасий (= 1362) за день до этого «постави его иподьдиаконом, та же и диаконом… наутрие же съвръши его иерейским саном».

    Слайд 24

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Успенский собор

    Московского Кремля

    Образ преподобного в среднике троицкой иконы исполнен мягкости черт, «кротости» и внутренней молитвенной сосредоточенности.

    Слайд 25

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона начала XVI века (около 1510). Музей им.

    Андрея Рублева

    На протяжении XVI века в разных художественных центрах Русского государства создается множество образов преподобного Сергия - в иконописи, шитье и декоративном искусстве. Ювелирные изделия и произведения шитья, как правило, были связаны с Троице-Сергиевым монастырем, созданы для его нужд, подобно сменяющим друг друга нагробным пеленам святого . При всем единообразии иконографии облик «портретов» на них иногда существенно разнится друг от друга. Еще большим разнообразием отличаются иконные изображения преподобного. Нередко, из-за утраты надписей, их идентификация приобретает гипотетический характер. Такова, в частности, икона второй четверти XVI века в собрании Музея им. Андрея Рублева из коллекции А.А.Ширинского-Шихматова .

    Слайд 26

    Мастер Евстафий Головкин. Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1592. СПМЗ

    Устойчивый в целом на протяжении раннего времени состав клейм в житийных иконах доживает практически до конца указанного столетия, что можно видеть на примере небольшой иконы работы местного троицкого иконописца Евстафия Головкина 1592 года (СПМЗ) .

    Слайд 27

    Сцены Куликовской битвы. Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Начало

    XVII века, с позднейшими дополнениями. Ярославский художественный музей

    Наиболее ярким и заключительным из позднейших икон является монументальный образ преподобного Сергия в рост из Ярославля начала XVII века, в окружении клейм, дополненных позднее сценами «Сказания о Мамаевом побоище» . В последующих поколениях основатель Троицкого монастыря выступает как едва ли не главный вдохновитель Куликовской битвы, поворотного события отечественной истории XIV–XV столетий.

    Слайд 33

    Хромушина Л.А. ® 2015г.

    Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Сергий Радонежский Презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №26 Г.Дзержинска Нижегородской области Шишина Светлана Павловна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 - 25 сентября 1392) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

    4 слайд

    Описание слайда:

    По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который усердно, со слезами, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

    5 слайд

    Описание слайда:

    После смерти родителей Кирилла и Марии, Варфоломей решил стать монахом. Вместе с братом Стефаном он ушёл в Радонежские леса. Братья выбрали место в лесу, поразившее их величием и красотой, позднее названное Маковицей. Начали строить церковь и кельи. Жили, работали и молились. Брат Сергия Стефан не выдержал испытаний пустынной жизни и вернулся в монастырь, к братии. А Сергий в полном одиночестве продолжал жить среди сумрачных лесов,пребывая в ежедневных трудах и молитвах.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Слухи о пустынничестве Преподобного, чистоте и святости шли. И к нему стали являться люди, прося взять к себе. Так в глухом лесу образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Кельи стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».

    8 слайд

    Описание слайда:

    Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по всей Руси. Много людей стало приходить к Сергию Радонежскому за советом и молитвенной помощью. Сам князь Московский Дмитрий Донской перед решающей битвой с татарской Ордой в 1380 году едет за благословением в Троицко-Сергиевскую Лавру, к Сергию. «Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь», - были слова святого князю. В бой на Куликовскую битву послал Сергий своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Это были искусные воины-богатыри. Пересвет сразился с татарским могучим воином Челубеем перед началом битвы и оба погибли, пронзив друг друга копьями.

    9 слайд

    Слайд 2

    Толковый словарик

    • Угодник– лицо, возведённое в ранг “святых" за совершённые при жизни “особо угодных богу" дел.
    • Добродетель– положительное нравственное качество, высокая нравственность.
    • Обет – торжественное обещание, обязательство.
    • Отрок – мальчик-подросток.
    • Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.
  • Слайд 3

    Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.

    Слайд 4

    • “Святое видение отроку Варфоламею” Михаил Несторов
  • Слайд 5

    • “Юность Преподобного Сергия” Михаил Несторов

    После смерти родителей несколько лет погруженный в молчание, в полном одиночестве жил он в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь.

    Слайд 6

    О жизни Преподобного Сергия существует множество легенд.

    • Легенда о медведе
    • Легенда о Богородских игрушках
  • Слайд 7

    Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

    Слайд 8

    Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

  • Слайд 9

    Сергий стал основателем Троице-Сергиева монастыря (лавры). Слава Сергия дошла даже до Царьграда.

    • “Сергий Строитель" Николай Рерих
  • Слайд 10

    Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

    • “Труды Преподобного Сергия” Михаил Нестеров
  • Слайд 11

    Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.

    • “Преподобный Сергий Радонежский" Михаил Нестеров