Лечебное голодание лечит тяжелые телесные и душевные недуги. Православный пост: «чудо голодания», диета или аскетический подвиг? Что говорят священники о лечебном голодании

Голодание – это процесс повышенной физической регенерации, обновления всех клеток, их молекулярного и химического состава. После голодания происходит значительное обновление организма, своеобразное его омоложение.

С давних пор люди знали об очищающей силе и пользе для здоровья лечебного голодания. Однако омолаживающее значение осмысленного голодания для человеческой жизни часто маскировалось его религиозным значением.

Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла (запретный плод).

В индуизме разнообразные течения и секты активно используют голодание как средство очищения. Из 64 томов еврейского Талмуда «Мегиллат Таамит» один полностью посвящён этой теме и переводится как «Свиток о Голодании».

В трактате подробно разбираются особенности каждого из 25 дней в году, по которым евреи обязаны голодать.
В древние века, когда возникала реальная угроза государству, высший орган власти – Синедрион сионских мудрецов имел полномочия объявлять всеобщее голодание, чтобы испрашивать у господа спасения. Эти массовые голодания обычно длились от нескольких дней до недели.

Ортодоксальные иудеи до сих пор отмечают дни трагических событий в истории евреев голоданием, в отличие от других народов, которые предпочитают в большинстве случаев обильные застолья с алкогольными напитками.

Все современные религиозные евреи голодают в самый священный день иудаизма Йом Кипур – день очищения, который приходится на конец сентября, когда они не едят и не пьют 24 часа. Члены партии фарисеев должны голодать регулярно по два дня в неделю.

В Библии в книге «Исходе», второй книге Ветхого Завета и еврейского Пятикнижия, говорится о том, что Моисей, перед тем как получить от Бога десять заповедей и скрижали для Израиля, дважды голодал на горе Синай (Хорив) всего 40 дней и ночей, и только тогда Бог удостоил Моисея вниманием.

В христианстве всем известна легенда о том, что, Иисус Христос, как и Моисей, перед тем как начать проповедовать Божье послание ушёл в пустыню и не ел 40 дней и ночей.

Иисус голодал в полном соответствии с законами иудаизма, к которому принадлежал по рождению и воспитанию.

Именно в конце своего 40-дневного голодания Иисус Христос изрёк: «Не хлебом единым живёт человек, но и тем, что говорит ему Господь Бог».

Таким образом, он подтвердил своим личным опытом, как и Моисей, что с голодавшим начинает говорить сам Господь Бог.

Подтверждением серьёзного отношения к голоданию у христиан служат периоды постов.

К многодневным постам православные относят - Великий пост, Петров пост. Успенский пост и Рождественский пост. Таким образом истинный христианин может поститься до 220 дней в году.

Мусульмане строго соблюдают месячный пост – Рамадан. В этот месяц все мусульмане не едят и не пьют от рассвета до заката. Начало и конец Рамадана являются большими народными праздниками.

Рамадан настолько серьёзен, что люди, которые не могут его соблюдать по причине болезни или беременности, должны соблюсти Рамадан позже, то есть отдать долг.

В течение дня ничто не может входить в желудочно-кишечный тракт – нельзя даже проглатывать слюну.

Однако, после захода солнца мусульмане употребляют скромную постную пищу, например фасоль, чечевичный суп со специями, финики и др.

Согласно учению пророка Мухаммеда, голодание помогает человеку избегать греха, поэтому настоящий мусульманин должен воздерживаться от приёма пищи два дня в каждую неделю, как и иудейские фарисеи.

Голодание является неотъемлемой частью практики Йогов. В частности, занимающимся Хатха-йогой рекомендуется ежемесячное голодание сроком от 1 до 3 дней и голодание до криса (от 5 до 12 дней) от 1 до 4 раз в году.

У многих народов голодание было частью не только религиозной, но и традиционной культурной практики. Так, например, американские индейцы рассматривали голодание как важнейшее и непременное испытание при превращении юноши в воина.

Обычно мальчиков, достигших определенного возраста, приводили на вершину горы и оставляли на четыре дня и четыре ночи без еды и воды. Голодание рассматривалось как средство воспитания воли, очищения и укрепления.

Голодание как осмысленный массовый метод лечения болезней и очищения организма стал популярным в конце XIX в. одновременно в Америке и Европе.

В старину люди на Руси хорошо знали, что такое пост. В наши дни это понятие утрачено или сильно искажено, и сейчас многие люди не понимают сути Православного поста, сводя его к простому воздержанию от определенных видов пищи. А есть такие, которые путают понятие поста и диеты или даже голодания. В этом немалую роль играют различные книги современных авторов, в которых смешаны совершенно несовместимые понятия. Так, на научной конференции «Традиционная медицина и питание» в 1994 г. был зачитан доклад «Значение кратковременных постов для лечения простудных заболеваний» - очевидно неправильное употребление ставшего модным слова «пост» . Попробуем разобраться, что же такое пост и лечебное голодание.

В медицине существует понятие «лечебное голодание». Это немедикаментозный метод лечения некоторых заболеваний, который возможен только при участии специалиста. Голодание с лечебной целью известно с глубокой древности, к нему прибегали еще Пифагор, Сократ, Гиппократ и Авиценна. В Средние века идею голодания поддерживали Парацельс и Ф.Гоффман. В России идеи лечебного голодания получили развитие в середине XVII в. В начале ХХ в. основоположником этого метода стал ученик С.В. Боткина профессор В.В. Пашутин.

С 1940-х гг. на практике успешно применялся метод разгрузочно-диетической терапии профессора Ю.С.Николаева (он и ввел термин РДТ). Согласно этой методике, популярной и сегодня, проходит лечение нервно-психических заболеваний, алкоголизма, астмы, гипертонической болезни, больных с непереносимостью медикаментов. По словам самого Ю.С.Николаева, РДТ - «не специфический метод для какой-либо болезни или группы заболеваний. Это метод общеукрепляющий, мобилизующий защитные силы организма, и поэтому имеющий широкий круг показаний» . Но в книге данного автора снова можно наблюдать смешение понятий поста и лечебного голодания (диетического питания). Далее он пишет: «В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях… Сергий Радонежский очень часто голодал сам. …Пост, по существу, являлся выражением народной мудрости, подсказанная инстинктом необходимость периодического очищения организма помогала сохранять здоровье» . Остается гадать, как «сохраняли здоровье» и «очищали организм» на Руси до принятия христианства с его системой постов? Кроме того, система Николаева - не совсем научный метод, это, скорее, натуропатия, призывающая вернуться к «природе», отдающая предпочтение натуральной, не прошедшей химической обработки, пище, видящая причину болезней в «отходе от природы и нарушении ее законов» . Это уже совсем далеко от Православного вероучения, тем более от православного понятия поста.

Медицинское лечебное голодание бывает полное («влажное») и абсолютное («сухое»); частичное («недоедание») лечебного значения не имеет. Наиболее распространена и изучена методика полного («влажного») голодания. «Сухое» голодание, без употребления воды, проводится реже и ограничено по срокам. У лечебного голодания есть свои границы. Так, потеря массы тела не должна составлять более 20–25%, срок голодания - не более 40 суток, крайний возраст голодающих - от 17 до 60 лет. При РДТ активизируются выделительные системы организма, регулярно проводимые процедуры очищения обеспечивают выведение токсинов. Происходят изменения в обмене веществ, начинают расходоваться «внутренние резервы». Одно из важнейших условий РДТ - правильный «выход из голодания», т.е. строго постепенное восстановительное питание. К проведению РДТ есть противопоказания, поэтому заниматься «самодеятельностью» здесь недопустимо.

Как видим, методика РДТ является научно обоснованной и проводится в специализированных клиниках под наблюдением специалистов. Однако существуют еще различные авторские методики, из которых наибольшую известность получили системы оздоровления и голодания П.Брэгга, Г.С.Шаталовой и Г.П.Малахова.

Поль С.Брэгг - американский врач (1881–1970). Основное значение в оздоровлении человека он придавал лечебному голоданию и правильному питанию. У нас вышла его книга «Чудо голодания», имевшая широкий резонанс. Оптимальной для здоровья человека Брэгг считал диету с вегетарианской направленностью, основу которой составляют овощи и фрукты, потребление мяса и яиц ограничено, не рекомендуются колбасы и консервы - все, что содержит пищевые красители и консерванты. Сахар заменяется медом и соками, соль исключается из рациона полностью. При некоторых заболеваниях Брэгг рекомендует суточное - 24-часовое - полное воздержание от пищи, раз в три месяца голодание в течение 3 суток, раз в году - 7–10 дней.

С медицинской точки зрения, система П.Брэгга содержит много спорных моментов. Рекомендованные им краткие голодания не ведут к перестройке организма на внутреннее питание и не могут иметь лечебного эффекта, способствуя, скорее, простому «отдыху» желудочно-кишечного тракта. Также недостаточно внимания он уделил очистке организма во время голодания и правильному «выходу» из него. Да и вообще система Брэгга практически неприменима в наших условиях лимитированного режима труда, ограниченного выбора растительной пищи и повышенном содержании в ней токсинов.

Также можно усмотреть в системе П.Брэгга множество пунктов, не соответствующих Православному вероучению. В своих «заповедях» и «моральных установках» он раскрывает мировоззрение, чуждое Православию по своему духу. Так, желающий очистить организм должен: «…почитать свое тело как величайшее проявление жизни… посвятить годы преданному и бескорыстному служению своему здоровью… содержать свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными». На время проведения голодания Брэгг рекомендует удаляться ото всех, отгораживаться от внешнего мира, никому не говорить о своем воздержании, чтобы «избежать влияния чужих отрицательных мыслей» . Сам П.Брэгг в предисловии к своей книге говорит, что он выступает в ней «как учитель, а не доктор» . Звучит призыв «следовать естественным законам жизни», т.е. в культ возводится природа. Брэгг настаивает на необходимости «культивировать положительные мысли… Считайте ваши мысли реальной силой. При помощи голодания вы можете создать из себя того человека, которым хотели бы быть» (Чудо голодания»). Это уже можно отнести к методикам визуализации, а самому автору поставить в вину то, что он выходит за рамки научно-популярной работы о физическом здоровье и претендует на некий контроль сознания читателей, навязывая им разные мистические воззрения. В книге идет речь о некой «жизненной силе», а главной заботой голодающего признается продление человеческой жизни. Однако в Православии причиной смерти является не нарушение законов природы, а грех - нарушение связи человека со своим Творцом . Смешивая понятия диеты, голодания и поста, П.Брэгг приводит в пример «лечебного голодания» Моисея, Давида и Самого Христа, что, конечно, исходит от полного непонимания им сути поста как аскетического подвига. Также мы знаем, что жизненной силой для христианина является Божественная благодать (Деян.17:28), которая не зависит от свойств съедаемой пищи. Христианин не возводит здоровье тела в культ, что делает П.Брэгг; мы помним, что не тело существует для пищи, а пища для тела. Таким образом, можно сделать вывод, что система П.Брэгга по своей сути не приемлема для православного человека.

Еще один автор популярной методики оздоровления организма с применением голодания и диет - Галина Сергеевна Шаталова (род. в 1916 г.), кандидат медицинских наук. Здесь уже налицо обращение к «солнечной энергии продуктов». Из рациона предлагается полностью исключить мясные и молочные продукты (мясо считается источником бед, вроде акселерации у детей, а молоко и вовсе вредит здоровью, после 3 лет организм в нем больше не нуждается), питаться овощами, травами, фруктами, собранными по сезону. Желательно при этом употреблять те плоды, которые выросли «в вашей климатической зоне» . Однако эксперты ВОЗ установили, что человеку необходим животный белок в количестве не менее 1 г на 1 кг, иначе в организме начинаются нежелательные изменения. Также Г.С.Шаталова рекомендует «пережевывать пищу не менее 50 раз», «не смешивать растительную и животную пищу», «не разогревать остывшую пищу повторно», не пользоваться сковородками и скороварками.

Если пристальнее приглядеться к этой системе, то можно найти здесь те же антихристианские элементы обожествления природы, которые присутствуют в системах Брэгга и рассуждениях Николаева. По словам Г.С.Шаталовой, ее система основана на «нерасторжимом единстве человека и природы Земли, Вселенной в целом. Мысль о разумном начале Природы высказывалась еще в глубокой древности» . По признанию самой Шаталовой, ее система основана на восточных учениях о здоровье человека (в т.ч. йога, цигун) и опыте «народных целителей» (например, П.Иванова), т.е. далека от традиционной медицины. Болезнь, по мнению Шаталовой, это нарушение связи «человек-природа», а ее лечение, соответственно, будет заключаться в восстановлении этой связи. Пост же рекомендуется как составная часть видового (т.е. раздельного) питания. На первом месте в системе естественного оздоровления стоит «достижение положительного психического настроя». Сама же система открыто декларируется как «переход на другой образ жизни, жизни в единстве и гармонии с природой и самим собой» .

Еще одной популярной в нашей стране методикой является методика «раздельного питания», популяризатором которой выступал американский врач Герберт Шелтон (1895–1985). Он написал книгу «Ортотрофия. Основы правильного питания», в котором изложил свои взгляды на проблему правильного рациона человека. Однако при пристальном рассмотрении оказывается, что эта система ошибочна и построена на незнании процессов пищеварения. Так, предполагается, что переваривание белков происходит в кислой среде желудка, а углеводов - в щелочной, зелень и фрукты перевариваются в любой среде и со всем «совместимы». Но эти представления неверны! В желудке пища, во-первых, перемешивается под влиянием перистальтики, а во-вторых, переваривание происходит в тонком кишечнике, где среда щелочная, в желудке же идет только подготовка белков к этому процессу. Также следует учесть еще один важный момент - не существует «монопродуктов», т.е. белков и углеводов в чистом виде, к таковым можно отнести только соль, сахар и масло, остальные состоят из гармонической смеси разных веществ. Т.о., утверждения Шелтона несостоятельны с медицинской точки зрения. У системы раздельного питания есть два недостатка: психологический дискомфорт (боязнь съесть что-нибудь «не то») и перестройка выработки ферментов (при систематическом следовании системе), так что в определенное время вырабатываются только определенные ферменты для переваривания белковой или углеводной пищи. Сбой в питании при этом может повести за собой очень серьезные последствия и грозить жизни человека. Система Шелтона была разработана в южных штатах США, рацион жителей которых был перегружен мясными продуктами, так что это привело к серьезным проблемам с пищеварением. Однако в России потребление мяса гораздо меньше (ок. 62 кг в год против 180 кг). Вместо раздельного питания достаточно снизить уровень потребления белка до 100 г в сутки.

Энциклопедия обрядов и обычаев.
Медико-гигиенические аспекты питания во время постов (meat.ru).
Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов, В.Г.Черкасов. Голодание ради здоровья. - М., 1988.
Лечебное голодание. Методические рекомендации врачам (lenmed.spb.ru).
Ю.Н.Кудрявцев, канд.мед.наук. Критический анализ метода П.Брэгга (abgym.ru).
П.Брэгг. Чудо голодания (lib.ru).
«Чудо голодания» как восьмое чудо света (tvplus.dn.ua).
Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. - М., 2002.

Духовный пост, телесный пост и лечебное голодание

Пост и лечебное голодание - разные понятия и их нельзя смешивать друг с другом. Пост - это воздержный образ жизни, предпринимаемый с духовными целями для успокоения страстей и усиления молитвенного обращения к Богу. чспчсваПост бывает двух родов: духовный пост - это воздержание от осуждения ближнего, сквернословия, дурных мыслей и усиление молитвы; телесный пост - это воздержание в диете, воздержание от курения, от супружеских отнношений и т.д. Однако телесный пост предпринимается также, как и духовный, ради Христа, в то время как лечебное голодание (разгрузочно-диетическая терапия, или РДТ), - это воздержание от еды ради плоти, то есть для избавления от недугов болезней. Таким образом, духовный пост, телесный пост и лечебное голодание - это разные явления жизни, и в ряде случаев их проведение может противоречить друг другу. Например, жена, которая находится в семейных обязанностях, готовит пищу для семьи, часто не может голодать, потому что голодание означает прерывание ее послушания мужу и служения семье. Если же предпринимаются попытки так называемого здорового образа жизни без договоренности между домашними, бывает нарастание напряженности в семье. Кроме того, лечебное голодание больших сроков часто связано со слабостью, тогда человек не сможет ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться. А в любой из четырех длительных православных постов мы должны исповедоваться и причащаться. Тогда дастся ли нам здоровье? В известной мере голодание (РДТ) - нелегкая процедура, и на выходе из длительного голодания у некоторых людей настолько сильно повышается аппетит, что несколько недель человек занимается только удовлетворением своей плоти и только мыслями о еде. Тогда о каком освобождении от рабства греха чревоугодия мы молимся? Учитывая многие и многие противоречия, мы в известной мере должны пытаться находить компромисс, в котором центральное место занимает послушание: православный человек должен обсудить со священником, знакомым с практическими результатами лечебного голодания, и получить благословение на его проведение.

Однако, необходимо ясно понимать, что голодание не лечит, оно дает детоксикацию, очистительные кризы, ферментные и иммунные перестройки, освобождение собственных защитных сил, но избавление от недугов целиком во власти Господней. Этот центральный пункт всегда нужно иметь ввиду и проводить лечебное голодание таким образом, чтобы оно не противоречило православным традициям и в максимально возможной степени им соответствовало. Например, лечебное голодание в хронических случаях лучше проводить в посты, а не во внепостное время. В период РДТ обязательно нужно чаще исповедоваться и причащаться. Ежедневно нужно вычитывать молитвы, каноны, псалтирь, спросясь совета у духовного лица. Проводить те Таинства, которые порекомендует священник.

Профессор Юрий Сергеевич Николаев в своей книге "Голодание ради здоровья" пишет, что наиболее эффективно именно первое голодание. Многие как-то упустили из виду этот факт, а между тем незнание его порождает много отрицательных последствий и страданий. Усиленно культивируется взгляд, как будто бы человек - это механизм, который нужно регулярно чистить, в том числе голоданием, и он выздоровеет. Популяризатор такого упрощенного взгляда американец Поль Брегг. Но человек - не машина, и часто проводя голодание, он может заболеть еще больше, чем без голодания. Потому что процессы, происходящие с плотью болящего на РДТ и на выходе из нее, очень сложны и еще мало изучены. Именно поэтому другой американец, но в отличие от дилетантов, врач-специалист с большим опытом работы, Герберт Шелтон, рекомендует не мучить себя короткими голоданиями, а проводить сразу первый и большой курс голодания, чтобы достигнуть максимально полного результата. Тогда результат намного лучше и гораздо реже неприятности, разумеется, если РДТ проведена под руководством опытного наставника. В своей практике мы неоднократно отмечали, что для решения проблем серьезных болезней именно первое голодание играет важнейшую роль и дает главнейший шанс к избавлению от недугов. Например, при бронхиальной астме первое голодание уже через 5 дней позволяет большинству астматиков выбрасывать все лекарства и карманные ингаляторы, потому что приступы удушья прекращаются совсем. Но если после курса РДТ наблюдалось несоблюдение диеты и постов, бывали случаи, что астма возвращалась снова через несколько месяцев или год, и уже повторное голодание 20, 30 и иногда более дней не давало результата и болящие отчаивались. Есть мнение,что если при астме не помогает РДТ, болящему уже не поможет ничего. Имеется ввиду не просто облегчение, но мечта всех астматиков - дышать полной грудью и бросить все лекарства. Но длительность голодания всегда должна уточняться специалистом индивидуально. Например, работами группы врачей под руководством профессора Алексея Николаевича Кокосова доказано, что при разной патологии подходы должны быть разными. В частности, при бронхиальной астме они рекомендуют два голодания в год по две недели, так как снижение аутоиммунных реакций бронхиального дерева наступает после 14 - дневного голодания и длится именно полгода, после чего требуется повторный курс РДТ.

В большинстве случаев серьезной патологии курс РДТ должен быть длительным и должны быть созданы все условия, исключающие отрицательное влияние на ход лечения. Именно на первом курсе РДТ особенно тщательно нужно насыщать каждый час болящего духовной работой над собой: чтением духовных книг, молитв, посещениями церкви, беседами с достойными людьми.

Получая в большинстве случав яркие результаты после курса РДТ, болящий не должен делать поспешные выводы об абсолютном исцелении. У лечебного голодания есть одна тайная черта, которую мало кто из пишущих об РДТ раскрывает читателям. Но мы раскроем. Эта особенность заключается в том, что после голодания... болезнь часто возвращается снова! Это реальность, это факт, и от него никуда не уйдешь. И те, кто советует голодать, обещая полное исцеление, - лгут. Верить таким псевдоспециалистам нельзя. Но не следует спешить впадать в разочарование, ведь почему-то же РДТ стабильно распространена в лечебных центрах у нас и за рубежом. И вот почему. Реальность лечебного процесса заключается в том, что любая хроническая болезнь после любого лечения (и без лечения) может проходить, но затем возвращается снова, то есть чередуются периоды обострения и периоды ремиссии. Так же и после курса РДТ, например, астма исчезает, но через несколько месяцев или лет человек приходит к врачующему снова с синими губами, тяжело с хрипом дыша. Почему же это происходит? В случае бронхиальной астмы, например, когда после РДТ болящий не соблюдает диету, если он ест много слизеобразующих продуктов (сладкое и молочное), клейковины (мучное и картофель), то слизь "заклеивает" часть дыхательных путей и астматику дышать... нечем. Кроме того, сладкое, мучное, молочное - гиперэргические продукты, которые повышают реактивность организма, в том числе и иммунную. Известно, что бронхиальная астма - аутоиммунное заболевание. Собственный иммунитет "бьет" по собственным тканям легких и усиливает отек дыхательных путей, и астматику еще труднее дышать. Питание мясом, консервами, жареными блюдами, уксусом, закисляет кровь, а кровь мы должны при астме ощелачивать. Кстати говоря, для ощелачивания крови астматикам для снятия приступа капельницей вводят раствор соды.

Таким образом, хорошо понимая сущность процесса, мы можем описать его следующим образом: лечебным голоданием получая ремиссию, дальнейшими рекомендациями мы как можно больше "растягиваем" период ремиссии, насколько это возможно. А возможно несколько лет. Затем длительный курс РДТ нужно повторить. И снова, отдавшись на волю Господню, проводить воздержание в молитве и покаянии, ибо каков Его промысел о нашей судьбе, кто знает. Да и вопрошать-то о будущем грех.

1. Молиться и соблюдать постное воздержание, а также умеренность вне постов.

2. Не делать ничего другим такого, чего себе не желаем.

3. Не принимать по возможности химикоэлектрическое лечение.

4. Вести активный образ жизни, иметь огород, сад, быть на чистом воздухе, ловить рыбу, летом купаться в реке и зимой париться в баньке (кроме фазы обострения болезней).

5. Питаться отечественными продуктами, лучше с собственного огорода и сада, либо проверенными и у знакомых лиц на рынке.

6. Исключить, чужестранные продукты.

7. Следить за экологией в окружающем каждого пространстве (воздух, вода) и бороться за чистоту.

8. Пить целебные растения и есть целебную зелень в течение года, по возможности, с минимальными перерывами. Индивидуальный подбор по болезням содержится в наших методиках.

К слову сказать, вот что делает каинова медицина с болезнью: она укорачивает периоды ремиссии . Это отмечается при лечении диодинамическими токами радикулита, - без ДДТ процесс пройдет и может несколько лет не повторяться, но после электровоздействия ДДТ обострения могут стать частыми - каждый год и даже иногда по нескольку раз в год. То же самое наблюдается при лечении язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки Н 2 -гистаминоблокаторами - после их применения обострения учащаются, становясь ежегодными или по нескольку раз в год. То же и после применения антибиотиков и сульфаниламидов при многих болезнях. Едва ли не самыми большими рекордсменами по укорачиванию ремиссии являются гормоны, в том числе гормональные мази при кожных болезнях.

Каиновы продукты: пастеризованное молоко, конфеты, шоколад, консервы, колбасы также часто являются фактором, постоянно укорачивающим ремиссию и способствующим обострению множества болезней.

Возникает закономерный вопрос: невозможно нам бросить все и уйти от жизни, разве вы это проповедуете? Нет, я лишь хочу передать читателю мысли, которые нередко входят в конфликт с реальностью. А мышление - это сугубо личный индивидуальный процесс. Но есть специальные вопросы - чего избегать и чего не избегать в той или иной проблеме, связанной со здоровьем. Именно поэтому и нужен приходской лекарь, с кем бы можно было определить уровень компромисса индивидуально. Например: при летучих сыпях у детей мы рекомендуем давать им финики, изюм, инжир вместо шоколада. Но при ревматоидном процессе или системной склеродермии мы полностью исключаем большинство углеводов: не только все сладости, но и хлеб и картофель. В этом случае компромисс имеет гораздо меньше степеней свободы и гораздо меньше выбор.

И снова вернемся к трем основным понятиям, которые неправославные авторы пытаются смешивать: духовному посту, телесному посту, лечебному голоданию. Одним из важнейших законов человеческого бытия является закон противоречия плоти и духа . Православная Церковь твердо и ясно указывает на это, что ужасно не нравится псевдохристианским идеологам. На это прямо указывает апостол Павел: Живущие по плоти в плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном (Рим 8,5). Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал 5,16)

Тиражируемые последнее время идейки о якобы гармонии же между духовным и физическим началом невозможны. Практически пытающиеся достичь гармонии между телом и духом путем чисток, упражнений, голоданий, сверхдиет, неизбежно скатываются в потакание плотским помышлениям, из которых рано или поздно возникает рабство. И врачи являются свидетелями личных и семейных катастроф или духовной деградации.

Может возникнуть удивленный вопрос: А разве автор против здорового образа жизни? - Нет, не против. Но ставить в центр своей жизни "занятия здоровым образом жизни" нельзя, ибо это плотское, низкое. Слишком много заниматься своей плотью опасно, потому что нарастает отождествление человеческого "Я" с телом. И хотения плоти могут превратиться в хотения души. Возможно, разумный компромисс заключается в том, чтобы провести курс РДТ, достичь устойчивой ремиссии болезни и, между делом, питаться нормальными продуктами и попивать травяной чаек. Раз в недельку посещать баню. ЭТО НОРМАЛЬНО И РАЗУМНО. Но заниматься телесными упражнениями цигун по нескольку часов в день - это огромная потеря времени. Клизмиться по неделям без назначения врача, пить растительное масло раз в три месяца и потом неделю-две едва волочить ноги с тошнотой - это чрезмерно и не нужно.

Получая здоровье, как дар Божий, нужно употребить время и силы на покаяние, молитву и делание добра, но не на упражнения цигун или аутотренинг. Практический опыт свидетельствует о том, что чем больше человек занимается здоровьем в этот период, тем быстрее оно от него ускользает. Здоровый образ жизни также ничего не дает и для души, это только для плоти. Как-то раз ко мне пришла женщина и сказала, что они с мужем вегетарианцы. Она слышала, что автор этих строк вегетарианец и предложила: "Вы вегетарианцы с женой, и мы вегетарианцы с мужем, давайте дружить семьями." Я немного удивился такому предложению и стал думать. Очень сильно хотелось дружить, но после многоминутного молчания я не нашел никаких оснований, чтобы дружить по признаку вегетарианства. Что, обсуждать способы приготовления еды? - Непонятно. И признался ей: "Вы знаете, я не понимаю, как это сделать". Можно дружить, любя свое Отечество и болеть за него, можно дружить православными семьями, ходить в одну церковь и читать, и обмениваться книгами. Но непонятно, как осуществлять процесс дружбы по признаку вегетарианства.

Мы используем максимальное приближение к православной традиции, рекомендуя в процессе лечебного голодания составные части поста, однако никогда не должны смешивать эти разные понятия и разные цели, достигаемые практикой поста и практикой РДТ. В некотором смысле даже личность врачующего разделяется на два аспекта. Врачующий-медик стремится правильно провести РДТ, воздействовать травами на различные звенья патогенеза болезни, всеми средствами стремится достичь выздоровления болящего. Врачующий-христианин же созерцает происходящее и удивляется разворотом человеческих судеб и мудростью Промысла Божия о человеке. Вспомним Апостола Павла, который имел болезнь в плоти своей: И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. (1-е Кор.,12,7)

Целью этой книги не является разбор духовных вопросов, ибо каждый должен заниматься своим делом. Автору - делом лечебным. Поэтому продолжим рассмотрение медицинских вопросов.

Древние египтяне, по свидетельству древнегреческого историка Геродота (425 г. до н. э.), считали, что основой является систематическое (три дня в месяц) голодание и очищение желудка с помощью рвотного и клистира. А египтяне, отмечал он, самые здоровые из смертных. Имеются также сведения, что древние египтяне успешно лечили сифилис сухим голоданием. Забегая вперед, скажем, что в XIX веке, а точнее в 1882 году, во время оккупации территории Египта французы регистрировали многочисленные случаи избавления от данного заболевания именно этим способом.

Как вы сами понимаете, если бы люди с давних пор не знали очищающего и лечебного значения сухого голодания, то они не стали бы во всех культурах и религиях с таким упорством настаивать на голодании. Лечебное значение осмысленного голодания для человеческой жизни всегда маскировалось его религиозным значением. А что, собственно говоря, удивительного в том, что природа лучше человека знает его выгоды? Если вы когда-нибудь сделаете курс лечебного сухого голодания, то вы сами поймете, как вам откроются двери в закрытое общество очищенных перед природой. Да, все люди внешне равны, все они имеют две руки, две ноги и голову. Однако, так же как и внешне одинаковые бутылки могут иметь в одном прекрасное вино, а в другом уксус, так и внутреннее содержание людей принципиально различается. Качество некоторых людей явно является более ценным и выдержанным, чем других, особенно с возрастом.

Ветхий завет, в еврейской литературе называемый Танах, сообщает о голодании 75 раз. в „Исходе“, второй книге Ветхого завета и еврейского Пятикнижия, говорится о том, что Моисей перед тем как получить от Бога Десять Заповедей, голодал на горе Синай 40 дней и ночей („Исход“ 34:28), и только тогда Бог удостоил Моисея вниманием. в Библии есть упоминание и о голодании. Так, Моисей голодал без воды на горе по 40 дней, притом не однажды. После голодания „лице его стало сиять лучами“, так что „боялись подойти к нему“. у Христа после такой профилактики открылись сверхъестественные способности. 40 дней голодал Будда, 40 дней голодал Мухаммед. и ничего не случилось, пошло только на пользу. в награду - связь с небом, разговор напрямую с Богом. А наша медицина все еще не хочет взять это на вооружение. Вы же чистите и моете посуду, почему же не хотите предоставить своему организму такую же возможность? Если на нас нападают болезни, то обязательно должен быть естественный, природный способ избавления. Каждой силе должна найтись противодействующая. Во время опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи и воды, молиться и приносить жертвы. Посты соблюдались Евреями с особенной строгостью и отличались не только воздержанием от пищи, но даже от всех других чувственных потребностей. Таким образом, слово „пост“ означает „запрет“. в нашем смысле под ним подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Ни о какой постной пище в этот период времени не могло быть и речи. Употребление постной пищи в период поста есть грубейшее нарушение и извращение этого понятия.

Голодание было важнейшей частью иудаизма. Целиком один трактат из 64 томов еврейского Талмуда „Мегиллат Таамит“, что переводится как „Свиток о Голодании“, посвящен исключительно голоданию. Этот трактат подробно разбирает около 25 дней, по которым евреи обязаны голодать. Когда на народ надвигалась опасность, „Синедрион сионских мудрецов“ имел власть накладывать всеобщее голодание, чтобы испрашивать спасения. Эти массовые голодания обычно длились несколько дней, до недели. До сих пор ортодоксальные иудеи, отмечая дни трагических событий в истории евреев, отнюдь не пьют алкоголь, но обязательно голодают. Все современные религиозные евреи голодают на самый священный день иудаизма Йом Киппур - день очищения, который приходится на конец сентября, когда они не едят и не пьют 24 часа.

В христианстве всем известна легенда о том, что Иисус Христос, как и Моисей, перед тем как начать проповедовать Божье послание ушел в пустыню и не ел и не пил 40 дней и ночей. Иисус Христос делал это голодание в полном соответствии с законами иудаизма, к которому по рождению сам принадлежал и в рамках которого воспитывался. в те времена голодание занимало большое значение в жизни страны Иудеи, и члены партии фарисеев голодали регулярно два дня каждую неделю. Именно в конце своего 40- дневного голодания Иисус Христос изрек:

„Не хлебом единым живет человек, но и тем, что говорит ему Господь Бог“ (Евангелие Матвея 4:4), тем самым, как и Моисей, подтвердив и своим личным опытом, что с голодавшим начинает говорить сам Господь Бог.

В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях. в те времена, как уже мы говорили, пост чаще всего означал полное воздержание от пищи, а зачастую и от воды. в XIV веке на Руси возникают так называемые пустыни, многие из которых превратились затем в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждал к посту монахов, но телом они были крепки и духом сильны.

Но при этом разумный, без крайностей пост здоровому человеку не вредит. Тут можно напомнить и примеры из Священного Писания (хотя бы трех отроков, которые, питаясь в плену Вавилонском одними овощами, были сильнее и здоровее своих сверстников, евших мясо), но еще разительнее примеры из жизни святых подвижников православной церкви, которые истинно явили всему миру, что плоть можно подчинить духу.

Преп. Макарий Александрийский во время Великого поста вкушал (хлеб и овощи) только один раз в неделю. Он прожил 100 лет. Преп. Симеон Столпник в течение Великого поста вообще ничего не ел. Прожил 103 года. Преп. Анфим тоже ничего не ел всю Святую Четырехдесятницу, и прожил еще дольше - 110 лет.

Однако в целом в христианской среде голодание выродилось в некое самопожертвование, подходящее только и только для специальных людей - монахов, и что для обычного человека, дескать, необязательно. Получилось так, что в христианстве некоторым „профессионалам“ было поручено искупать грехи других, в то время как остальные могли расслабляться без оглядки. Эта целенаправленная политика, что, дескать, есть специальные люди, которые грехи за них замолят и им, естественно, не бесплатно, отпустят, и привела христианский мир к полному разложению. Напоминанием о некогда серьезном отношении к голоданию у христиан служит период Великого поста, когда верующие христиане придерживаются некоторых ограничений в пище, наевшись перед этим на Масленицу блинов до отвала.

Мусульмане строго соблюдают месячный пост - Рамадан. в этот месяц все мусульмане строго не едят и не пьют от рассвета и до заката. Начало и конец Рамадана являются большими народными праздниками. Рамадан настолько серьезен, что люди, не имеющие возможность его соблюдать по причине болезни или беременности, должны соблюсти Рамадан позже, то есть отдать долг. Строго говоря, во время часов Рамадана ничего недолжно входить в желудочно-кишечный тракт - нельзя даже проглатывать слюну. Частные мусульманские столовые и рестораны стоят в дни Рамадана открытые, но пустые. Однако после захода солнца мусульмане употребляют скромную пищу типа фасоли, чечевичного супа со специями и фиников. Поэтому в этот месяц магазины, где торгуют мусульмане, завалены финиками. Мусульмане считают, что голодание помогает человеку избегать греха. Поэтому пророк Мухаммед считал, что настоящий мусульманин должен воздерживаться от приема пищи два дня каждую неделю (как и фарисеи).

Американские исследователи косвенно подтвердили пользу мусульманского поста. Им удалось раскрыть клеточный механизм, объясняющий связь между голоданием и продолжительностью жизни у людей и других млекопитающих. Ислам предписывает воздерживаться от приема пищи и жидкости в течение светового дня на протяжении месяца Рамадан. Ученые David Sinclair и его коллеги выяснили, что во время голодания активируются гены SIRT3 и SIRT4, которые продлевают жизнь клеток. Возможно, эту информацию удастся использовать для создания лекарств от болезней, связанных со старением.

Здравствуйте дорогие друзья.

Сегодня главная статья на этом сайте. Она скучная, но всё же – главная.

Итак, что же такое лечебное голодание? Для многих людей это словосочетание может показаться абсурдным. По крайней мере, большинство людей моего окружения в офф-лайне с удивлением смотрели на меня, когда я это делал.

Ведь многие помнят слова бабушки: «кушай, внучек, а то ослабнешь и заболеешь» или что-то в таком роде.

Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья.

Процедура лечебного голодания условно делится на 3 три части:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственное воздержание от пищи.
  3. Выход.

О каких же «определённых правилах» идёт речь?

_______________________

При подготовке к лечебному голоданию необходимо:

Перейти на так называемое « », которое содержит 80% натуральной естественной пищи (фрукты, овощи, орехи, мёд, травы, ); срок подготовительного периода я рекомендовал бы как можно дольше, но не меньше, чем сам период воздержания от пищи;

Второй этап подготовки – это очищение кишечника (клизмы, шанкх пракшаляна);

Третий – очищение печени (особенно перед длительным постом);

_______________________

Во время непосредственного воздержания от пищи НИЧЕГО ВНУТРЬ НЕ ПРИНИМАТЬ , кроме чистой (в идеале дистиллированной) воды, в отдельных случаях можно слабый раствор мёда. Если съесть овощи или фрукты, то это будет означать выход из голодания. Если съесть что-либо белковое – мясное или молочное – Вы нанесёте себе вред вплоть до летального исхода.

_______________________

Выход. Этот этап очень индивидуальный. Кто-то выходит на соках цитрусовых, и всё нормально. Этот метод подходит людям, которые уже долго практикуют такой образ жизни. Для меня этот метод не подошёл. Можно так же выходить из лечебного голодания на комбинированных фруктово-овощных соках, а так же на самих овощах, фруктах, салатах. Можно даже использовать каши или проросшие семена пшеницы или гречихи. Это обширная тема.

_______________________

Лечебное голодание – это природный метод оздоровления и омоложения своего организма. Он известен так же давно, как существует жизнь. Животные, когда болеют – ничего не едят. Скорее всего, так раньше делало и большинство людей. Однако почему-то этот метод «замусорился». Забыт принцип лечебного голодания и навеяна теория химических лекарств.

Да чуть не забыл. Помимо трёх 3 частей есть ещё одно условие. Необходимо выполнить следующий комплекс мероприятий:

  1. Обеспечить себе источник .
  2. Питание натуральной пищей в течение зимы (как сохранить натуральность овощей и фруктов на зимний промежуток времени в городских условиях).
  3. Отказ от наркотиков (в том числе от курения и алкоголя) ПОЛНОСТЬЮ!
  4. Отказ от вредной пищи (фаст-фуд, сладкая газированная вода, гормональное мясо, дрожжевой хлеб и т.п.).

Даже если не вникать в практику лечебного голодания, а просто придерживаться хотя бы этих четырёх пунктов, Вашему телу уже станет гораздо легче жить. Выполнение этих условий – фундамент