Политик леонид гозман. Гозман, леонид яковлевич

Арка Тита (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Начиная разговор о Триумфальной арке, безусловно, предполагаешь, что первым, что придёт на ум собеседнику, конечно же, будет парижская достопримечательность. Однако предшественницы французской красавицы едва ли не превосходят её по своим архитектурным, историческим и эстетическим достоинствам. Чтобы увидеть по-настоящему великую триумфальную арку, приезжайте в Рим.

В Риме, на площади Форум, стоят две сохранившиеся со времён великой Римской Империи арки. Одна из них - арка Тита, послужившая моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Триумфальные арки начали возводить в Риме еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которые, особо отличившиеся полководцы получали «триумф». Ставились триумфальные арки не только в Риме, но и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия была построена его братом Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке н. э. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями «Золотого дома» Нерона. Безусловно, арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме. Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме.

Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений. Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны.

Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме: императора ведет сама богиня Рима, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.

Высота арки Тита составляет 15,4 м, ширина - 13,5 м, глубина пролёта - 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроена она из пентельского мрамора, добываемого в Аттике. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера.

Посвятительная надпись на латинском языке гласит: «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Арка Тита послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821-м при папе Пие VII провели реставрацию монумента. Некоторые части монумента были восстановлены, а некоторые намеренно изменены - вместо необходимого мрамора был использован минерал осадочных пород травертин, форма арки была упрощена. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое: «Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Стоит ли говорить, что арка Тита стала прародительницей многих подобных шедевров по всему миру: по её образцу была построена в 1806 г. упомянутая выше Парижская Триумфальная арка и не менее известная Арка национальной памяти американского штата Пенсильвания, возведённая в 1910-м. Что ж, влияние римской культуры на мировую вряд ли можно переоценить. Так что, действительно, все дороги ведут в Рим, и всем путешественникам, прежде чем разъезжать по миру, показано познакомиться с первоисточником, а значит, побывать в Риме.

Триумфальная арка Тита стоит к западу от амфитеатра Флавия (Колизея) на Священной улице (виа Сакра) в Риме. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся и впечатляющих строений Римского форума.


Триумф был ритуалом, который проводили только при определённых условиях по постановлению сената после блестящей победы римских войск. Триумф представлял собой процессию, которая проносила через город всю захваченную добычу; также он включал проведение специальных обрядов, приношение жертв верховному римскому божеству Юпитеру Оптимусу Максимусу Сотеру и, иногда, казнь захваченных вражеских лидеров. Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в книге «История от основания города» писал, что триумфальные процессии проводились в Риме, начиная с античных времён. Триумф по поводу взятия Иерусалима проходил в 71 году. Он был в подробностях описан в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». После триумфа все трофеи были помещены в храм Мира, стоявший на форуме Веспасиана. Подробнее про арки и процессии читайте .

Арка Тита в самом центре Рима считается памятником военной мощи Римской империи и её победе над иудеями и их богом. Она была построена около 82 года в начале правления императора Домициана вскоре после кончины его старшего брата Тита. Вероятно, новый правитель хотел связать своё имя с великой победой, хотя во время войны он был ещё слишком юн, чтобы принимать в ней участие. Кроме того, обожествляя своего отца и брата, он легитимизировал свою власть, поскольку его отец захватил власть в империи в 69 году.

Восточный фасад арки Тита

Арка в высоту насчитывает 15,5 метра , в ширину – 13,5 метра и в глубину – 4,75 метра. Она сделана из пентелийского мрамора, а часть с надписью – из каррарского мрамора.

По всей видимости, все триумфальные и другие процессии после 82 года проходили через арку Тита.

В Средневековье эта триумфальная арка была выкуплена семьёй Франджипани и стала частью созданных ей по всему Риму укреплений (например, ).

В 2015 году был обнаружен фундамент второй триумфальной арки императора Тита, которая стояла у входа в Большой цирк.

Нижняя часть западного фасада арки

Что изображено на арке Тита

Главный сюжет арки это триумфальная процессия Флавия , которая изображена на фризе по всему внешнему периметру над проходом. Здесь можно различить фигуры жертвенных животных, солдат, пленников и даже, как утверждают некоторые исследователи, статую речного бога.

Триумфальная процессия Флавия (сохранилась только на восточном фасаде)

На углах триумфальной арки сделаны полуколонны , при этом оригинальные имеют каннелюры, а копии XIX века – нет. Капители этих колонн являются самыми ранними образцами смешанного стиля. В пазухе сводов справа и слева от прохода сделаны горельефы с Победами в виде крылатых женщин, стоящих на шарах и держащих разные предметы (флаг, трофей, лавровый венок и пальмовую ветвь). Между пазухами находятся замковые камни : на восточном вырезана фигура женщины, на западном – мужчины (возможно, Рома и Гений – покровитель римлян).

Капитель смешанного стиля

Пазухи свода на восточной стороне арки. Замковый камень с женской фигурой

Пазухи сводов на западной стороне. Замковый камень с мужской фигурой

В проходе арки на мраморных панелях размером 2,04 х 3,85 метра некоторые детали процессии изображены в увеличенном виде. На южной стороне видны солдаты, несущие добычу, захваченную в Иерусалимском храме. Её легко отличить по большой меноре (подсвечнику для семи свечей), на которой скульптор сделал особый акцент. Кроме того, в рельефе можно различить серебряные трубы (шофары), в которые трубят на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), и золотой стол хлебов предложения (в углу). У солдат, несущих добычу, на головах вырезаны лавровые венки, а у тех, которые несут менору – ещё и по подушечке на плечах. На двух табличках, поднятых на палках, когда-то были записаны названия захваченных городов. Все фигуры движутся направо – туда, где скульптор поместил арку с квадригой на вершине. Первоначально фон этого рельефа был голубой, а военная добыча была покрыта золотом. Для римлян первого века этот сюжет, вероятно, означал победу над иудейским богом и захват его в плен.

Рельеф в проходе арки с южной стороны

Зарисовка триумфальной процессии

В проходе арки на северной стороне изображён сам Тит в колеснице, которого коронует лавровым венком крылатая Виктория. Его квадригой управляет богиня в шлеме, символизирующий отвагу (возможно, Рома). Вокруг видны различные боги-покровители, перед колесницей – ликторы (телохранители) с пучками прутьев, за императором – молодой человек, символизирующий народ Рима, а также пожилой человек в тоге, символизирующий сенат. На этом барельефе одном из первых в истории Рима боги и люди были изображены вместе (на алтаре Мира, например, они разделены).

Рельеф в проходе арки на северной стороне

Скульптурные панели на северном и южном фасадах были уничтожены, когда арка императора Тита была продана Франджипани.

Апофеоз (превращение в бога) Тита представлен на софите (высшей точке потолка арки) – здесь он изображён летящим на орле (символе Юпитера) в небеса. Остальной свод кессонный.

На вершине арки первоначально стояли скульптуры – вероятно, позолоченная колесница.

Апофеоз Тита

Кессонный свод и апофеоз Тита в центре

Надписи

Надписи на арке, посвящённые непобедимому Титу и божественному Флавию, сделаны римским капитальным шрифтом огромного размера с тем, чтобы грамотный человек мог их прочитать с большого расстояния. Неграмотные люди могли угадать смысл надписей по изображениям, среди которых наиболее очевидным для всех современников была фигура Тита, уносимого в небо ором.

С восточной стороны на арке Тита написано:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
(Римский сенат и народ [посвятили] божественному Титу Веспасиану Августу сыну божественного Веспасиана).

Буквы этой надписи первоначально были сделаны из какого-то металла, возможно, золота, серебра или позолоченной бронзы.

Надпись на восточном фасаде

Противоположный (западный) фасад арки был отреставрирован при папе Пие VII (1800 – 1823). Восстановленные части были сделаны из травертина, чтобы их можно было отличить от настоящих. Надпись также была переделена в 1821 году Джузеппе Валадьером:
INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVM
VETVSTATE · FATISCENS
PIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS)
NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVS
FVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSIT
ANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII
(Эмблематичный религиозный и культурный памятник обветшал со временем. Пий седьмой, верховный понтифик, обновлением модели приказал его отремонтировать и сохранить. В 24 год святого правления).

Надпись на западном фасаде

Во время реставрации XIX века вся арка была разобрана и собрана вновь. Поэтому сейчас она видна полностью, тогда как настоящая дорога, по которой проходили триумфальные процессии, находится на метр ниже.

Эпоха процветания Рима была ознаменована многочисленными победами его правителей и войска. Народ был в восторге от величия своих полководцев и не только пел им оды, но и возводил в их честь триумфальные арки, которые переросли в особый вид зодчества. С помощью них восхвалялись победоносные сражения римской армии. Всего по всей римской империи насчитывалось 350 арок, а в самом Риме их было 55 . Даже в наше время некоторые из них сохранились в отличном состоянии. На площади Форума находится два таких исторических монумента, самой знаменитой является триумфальная арка Тита. Она в будущем стала прототипом многих аналогичных сооружений.

Причины создания исторического памятника

В 70 годах н.э. в Израиле поднялось восстание против Римской Империи. Вначале восставшие оттеснили римских легионеров со своих земель, но с Рима в помощь был послан еще один легион во главе с полководцем Веспасианом. Он быстро развернул ситуацию в обратную сторону и захватил главного местного бунтовщика, который впоследствии сменил имя на Иосифа Флавия и описал это восстание в книге под названием «Иудейская война».

После такой победы и за многие свои заслуги Веспасиан вскоре стал императором, покинул еврейские земли и уехал в Рим, а звание главнокомандующего было отдано его сыну Титу. Тот продолжал держать осаду Иерусалима еще пять месяцев, пока в городе не начался голод. Это стало последней каплей, город сдал свои позиции и после вторжения римлян был разрушен и разграблен ими. Все ценные вещи были похищены, а люди убиты или проданы в рабство, некоторые взяты в плен. После этого крепость Масада, в которой скрывались оставшиеся заговорщики, продержалась еще три года, но тоже пала.

Триумфальная арка императора Тита была построена уже после его смерти. К её созданию приложил руку его брат Доминиан, под руководством которого она была воздвигнута в 81 году н.э . Эта арка служила постаментом для памятника императору, выполненного из бронзы и увенчанного богиней победы – Викторией.

В средние века это грандиозное сооружение стало частью оборонной стены, чтобы ее задействовать пришлось немного перестроить ее боковые части. А после окончания военных действий Папа Римский Пий VII в 1821 году дал указание реставрировать арку, но для этого подобрали не совсем тот материал. Приняли решение использовать травертин, который зарекомендовал себя как надежный строительный материал, из него был построен , в то время как основание арки было выполнено из мрамора.

На арке присутствуют две надписи:

  • одна – хвалебная ода, возвеличивающая достижения императора Тита, была выбита еще во время создания арки;
  • вторая – служит напоминанием, что восстановили первоначальный вид арки под руководством Пия VII, она была нанесена во время реставрации памятника.

Описание монумента

Триумфальная арка Тита расположена в выгодном месте Рима, стоя возле нее с одной стороны можно увидеть римский форум, а с другой Колизей.

Высота памятника составляет 15,4 метра, его ширина 13,5. Арка, выполненная в нем, идет глубиной 4,75 метра и шириной 5,33.

Внешний вид арки может показаться скромным, в ней присутствуют строгие формы, но чувствуется особое восхищение её архитектурным пропорциям.

Арку украшают полуколонны, вокруг неё выполнены различные рельефы, самое интересное скрыто внутри пролета. Там изображены три действа:

  1. Триумфальное шествие императора Тита по Риму вместе с захваченными иерусалимскими трофеями, которые несут на своих плечах легионеры.
  2. Колесница с Титом, им управляет богиня Рома. В повозку запряжены четыре лошади, впереди них идут ликторы. А богиня Виктория возлагает на голову триумфатора венок.
  3. Отход императора в иной мир и его перерождение в божество.

Примечательно, что эту арку возводили пленные евреи, которых Тит взял в плен, впоследствии они стали прародителями еврейской династии в Риме.