"Симд" и пироги: что делать туристу в Южной Осетии. По разные стороны границы: как живут в Цхинвале и Владикавказе - Грузия

На такую поездку не каждый решится. Туристов здесь вообще не бывает, да и блогеров тоже.

Я нахожусь в Цхинвале, и хочу показать, как выглядит город после войны.

1 Одно из самых потрясающих мест на Северном Кавказе! Просто не мог проехать мимо Даргавского некрополя по пути из Владикавказа в Цхинвал. Полетал на коптере, заглянул в могилы: скоро сделаю отдельный репортаж!

2 Чтобы добыть машину для поездки, пришлось лететь в Минеральные воды: в Нальчике и Владикавказе автопрокатов просто не существует, а вот в Минводах есть дилер Nissan КлючАвто, выдавший мне X-Trail на неделю. А курорты Кавказа я посмотрю на обратном пути, буду в Пятигорске и Ессентуках.

3 Про Южную Осетию почти ничего не известно. Вся информация старая, фотографий почти нет, даже не понимаешь, чего ждать, начиная с пересечения границы. Рассказываю.

4 Во-первых, сама граница находится значительно ближе, чем указана на карте. Сначала выезжаешь из России, едешь километров 15, и только потом будет осетинский пост. Наверное, самая длинная в мире нейтральная полоса.

5 Нужно преодолеть длиннющий Рокский тоннель, соединяющий Северную Осетию с Южной, проехать ещё какое-то время…

На границе очередей нет. В Цхинвал не так много желающих ехать, а погранпереход полноценный, по размеам и оснащению такой же, как в Верхнем Ларсе, на дороге в Тбилиси.

Меня попросили загнать машину на сканер, там делают рентгеновский снимок всего автомобиля, чтобы найти опасные и запрещённые товары, спрятанные в обшивке. Это заняло пять минут. Дальше - стандартная процедура. Да посмотреть машину сотруднику, снаружи и внутри, потом на паспортный контроль.

Пограничница удивилась, что я еду туристом в Южную Осетию, и позвала коллегу. Тот проводил меня в домик таможни, где следующие десять минут мы провели в почти дружеской беседе. Формально меня “задержали для допроса”, но мы пообщались адекватно и спокойно, меня просто спросили чем занимаюсь и почему туда еду. Я рассказал, как есть, что люблю путешествовать по миру и посещать необычные места, а Ниссан - тестовый, буду про него писать. Опер взял мой номер телефона и оставил свой, чтобы я звонил, если что-то случится. На этом мы расстались, и я поехал дальше.

6 С другой стороны вообще никто не останавливал, хотя пост там есть.

7 В Южную Осетию можно попасть только со стороны России. Если в Абхазию есть возможность съездить с обеих сторон, то здесь не выйдет. Со стороны Тбилиси всё закрыто наглухо, тем более для иностранных граждан.

8 Патриотизм. Флаг из старых заборов.

9 Дорога до Цхинвала хорошая, не загруженная. От границы до города примерно час езды.

10 Здесь две гостиницы. Я поселился в “Алане”, он страшен снаружи, но приемлем внутри. Другой отель, “Иристон”, находится в красивом сталинском здании, но интерьеры там не менялись с тридцатых. Покажу вам.

11 Во время войны в здание попадали снаряды, его восстановили, насколько хватило средств.

12 В номере прилично, а вот коридоры...за весь свой опыт путешествий не вспомню таких!

13 Вид из окна на главную площадь и потрясающие шапки гор на заднем плане.

14 Самые впечатления от города - Цхинвал свелтый, совсем не страшный, и очень советский. Но начинаешь присматриваться, и видишь нюансы. Вот здание вокзала, что тут же, на центральной площади.

15 Красивый, отремонтированный и совершенно пустынный зал ожидания.

16 В одном из углов большого зала есть касса. Девушка покупает там билет на автобус. Поезд дальше не идёт.

17 На перрон ещё можно выйти, но железнодорожное сообщение прервалось больше двадцати лет назад. Сегодня не осталось даже рельсов и шпал. Сам же вокзал переделали в автостанцию.

18 Улицы неширокие, с хорошим асфальтом. Чаще всего, без какой-либо разметки. На знаки внимания тоже не обращают, и даже говорят, что гаишники не обращают внимание на такую мелочь, как “сплошная”. Главное никому не мешать. Ещё в Южной Осетии не пристёгиваются. Никто. Но водят, в целом, более культурно, чем в Грузии.

19 Приятно видеть тротуары с плиточкой и съездами. Но сточная труба, построенная, чтобы выливать всю воду на голову прохожим - эпический провал.

20 Паркуются в два ряда, на тротуарах, друг у друга на головах. Как в Москве лет семь назад.

21 Кстати, здесь есть улица Юрия Лужкова!

22 На улицах встречаются заброшенные дома, ну да где не бывает.

23 Приятный парк у строящегося драматического театра, любимое место для прогулок влюбленных парочек и мам с колясками.

24 На недоделки можно закрыть глаза, в других местах города и такого нет.

25 В Цхинвале есть и исторический центр. Его называют еврейский квартал, хотя евреев там уже не осталось. И состояние улиц здесь сильно отличается.

26 Здесь уже видны разрушения. Эхо войны.

27 В разрушенном снарядами домом раньше был универсам или “Детский мир”.

28 Про такие дороги говорят “Как будто бомбили”. Здесь - действительно бомбили.

29 Прошло девять лет, и мало что изменилось. Только люди постарели.

30 Еврейский квартал когда-то был красивым и уютным. Узкие улицы, столетние дома с длинными балконами…

31 Здесь могли бы бродить сотни туристов.

32 Разглядывать детали старинной архитектуры и удивляться.

33 Вместо этого - смерть.

34 В таких декорациях можно снимать фильмы-катастрофы. Но в них живут люди.

35 Половина этих домов обитаема, даже если внешне они кажутся заброшенными. В доме с главной фотографии тоже живут.

36 Канализационные люки прикрыты железными листами, и то не везде.

37 Поражает, что это не дальняя окраина, а самый центр города. В пяти-десяти минутах пешком от прекрасного парка и главной улицы.

38 За девять лет в Южной Осетии родилось поколение детей, не знавших войны. Но её следы и последствия они видят каждый день. Какое будущее ждёт этих ребят и их город?

Завтра продолжу исследовать Цхинвал, а потом поеду по горным районам. Не переключайтесь!

Если вам понравился пост - напишите комментарий и поделитесь ссылкой со своими друзьями!

Это еще Россия, таможенный пункт с российской стороны. Работа поста организована плохо - в полном соответствии с процедурами нашего чиновничьего государства.

Чтобы пройти границу нужно в четырех местах получить какие-то бумажки, поставить печать, отстоять очередь и т.д. У нас вся процедура заняла минут 40-50, - рассказывает kon_budenogo .

Это - известный Рокский тоннель. Въезд с российской стороны. Именно через этот тоннель российская 58 армия входила в Южную Осетию. Въезд в тоннель более-менее нормальный, но внутри дорога разбита необычайно. Куски асфальта и бетона, мешающие движению, собирают в кучи, никуда не увозят и оставляют там же. Наш микроавтобус двигался как советский луноход - между горами и ямами. Было бы неплохо оторвать голову людям, отвечающим за состояние тоннеля.

Рокский тоннель - это самое удобное связующее транспортное сообщение между Россией и Ю.Осетией. Его пробили во времена Шеварднадзе, по его инициативе и при его непосредственном участии. Это было время, когда, опять же, по словам Шеварднадзе, «солнце для Грузии всходило на Севере». Теперь, когда это солнце всходит для Грузии на американском континенте, тоннель стал для Тбилиси очень неудобен именно по тем же причинам, по которым был удобен ранее - легкость связи Цхинвала с Россией - соответственно, теперь за его постройку «патриотично» настроенные грузинские граждане Шеварднадзе часто ругают.

Есть несколько версий почему во время Пятидневной войны грузинская армия не взорвала Рокский тоннель и не закупорила Ю. Осетию. Наиболее вероятным мне лично кажется следующее. С технической стороны грузины не могли нанести тоннелю настолько масштабные разрушения, чтобы полностью его разрушить, остановив движение войск - максимум - создание небольшого завала, который бы разобрали за 1-2 часа.

Само наличие тоннеля было нужно Саакашвили, чтобы выдавить осетин из Ю.Осетии, что дало бы затем грузинским властям большую свободу действий. Понимая это, грузинские войска стремились взять под свой контроль южный портал тоннеля и та колонна, которая пошла в обход Цхинвала, рвалась именно туда. Если бы это произошло, скорее всего, грузинские власти очень быстро поставили туда миротворцев из какой-либо европейской страны, например, Эстонии, и тогда российской армии уже было бы гораздо сложнее войти в Ю.Осетию, если бы подобное решение было принято с опозданием.

Просто пейзажи

На этой фотографии видна полуразрушенная сторожевая башня. Таких башен много, находятся они в самых неожиданных, как правило, в труднодоступных местах. В тревожное время жители, как правило, строили такие башни неподалеку от своих домов на расстоянии видимости от одной башни до другой.

Когда подходил враг, если они не успевали уйти, то укрывались в них и зажигали на плоской площадке вверху огонь, чтобы дать знать соседям об опасности.

Дома в грузинском анклаве. Дома полностью разрушены, часть из них просто раскатана до земли, другие сохранили стены. На некоторых надпись «Занято». Вокруг богатые сады и видно, что люди, в общем, жили зажиточно - гораздо богаче, чем крестьяне Средней Полосы.

У меня сложное отношение у факту разрушения грузинских сел. С одной стороны - это варварство и огромная человеческая трагедия для людей живших там. С другой, по крайней мере мотивы, которые двигали осетинами можно понять. С 1992 года эти села, а точнее, грузинское население, жившее в них, было постоянным источником агрессии и страданий для южных осетин - обстрелы, блокада, взятие заложников, перекрытие воды и т.д. - все это было постоянно.

По словам осетин, после того, что с ними делали грузины, в значительной степени жители этих сел, продолжать жить вместе уже невозможно и разрушение деревень - это с одной стороны месть, с другой - сигнал, что здесь грузин больше ничего не ждет.

Въезд в Цхинвал. Микрорайон Московский, построенный Лужковым. Я много слышал о нем и представлял его более-менее как микрорайон в Москве - 40-50 многоэтажных домов. На поверку он оказался 5-10 аккуратными двух- и трехэтажными домами.

Это здание правительства, насколько я понимаю.

Гостиница в Цхинвале. Гостиница в городе одна и поэтому названия как такового она не имеет и люди называют ее просто "гостиница". Это примерно как коньяк с гордым названием "Коньяк".

Гостиница имеет довольно плачевный вид. Ее пытались ремонтировать, но явное не закончили. Внутри все более-менее, хотя, конечно, далеко не айс, что, впрочем, вполне объяснимо.

Вид из двора гостиницы. Ужасный бардак. Стоят две трофейных грузинских грузовых машины, видимо, американского производства. Видно, что машины в нерабочем состоянии, с одной из них зачем-то срезали крышу и заднюю часть борта.

Обратите внимание на дорогу. Дороги в Цхинвале ужасны - повсеместно ямы, машины двигаются очень медленно, все разбито и из-за этого в городе очень пыльно и грязно. Вместе с тем, город разрыт, идет строительство, на мой взгляд, совсем не активное - меняют коммуникации.

По словом местных жителей, Южная Осетия всегда, еще в советское время была для Грузии изгоем и финансировалась по остаточному принципу поэтому коммуникации в городе не меняли с 1957 года и наконец настало время это сделать.

Просто фотографии домов. На многих из них видны следы выстрелов и разрушений. Видно, что некоторые пытались ремонтировать, но дело до конца не довели.

Цхинвальский рынок.

Справа от рынка, на ларьке известная надпись, фото которой часто демонстрировали еще в 2008 году. Надпись, как видите, существует до сих пор.

Немало домов отремонтировано. По крайней мере снаружи. Многоквартирный дом в районе вокзала.

Это село Тбет (бывшее Тбети) недалеко от въезда в Цхинвал, в районе известной Дубовой рощи, где в результате российского артналета погибло немало грузинских солдат.

Ныне в этом селе построены дома для осетинских беженцев из Грузии. Дома на вид чистые, красивые, наверное, современные. Есть газ и вода.

А это, по словам местных жителей, которые нас сопровождали, родительский дом президента Ю. Осетии Эдуарда Кокойты.

Школа напротив дома Кокойты. Школа пострадала и была отремонтирована.

Кладбище во дворе школы. На кладбище похоронены местные жители, погибшие еще в первую войну в 1992 году. Тогда цхинвальское кладбище осталось на грузинской стороне и убитых нужно было где-то хоронить. Выбрали это место. Сейчас это священное, культовое место для южных осетин. Нверное, такое же как для северных осетин т.наз. "Город Ангелов" - место где захоронены жертвы Беслана

В 2008 году это кладбище было целенаправленно разрушено грузинскими танкистами. Танки сровняли его с землей. Сейчас, как видите, восстановлено.

Новый стадион, построенный совсем недавно.

Непонятное сооружение рядом со стадионом - вышка, предназначение которой неизвестно. Местные шутят, что хотели построить бассейн, пока к нему сделали только вышку, но нырять можно уже так.

Ну и напоследок - Эдуард Кокойты и Роберт Гаглоев - директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института.

К Кокойты в республике, да и в Москве, отношение неознозначное. С одной стороны, есть моменты, в которых он явно дал промашку - его нахождение в Джаве во время войны, медленные темпы строительства, вытеснение оппозиции и т.д. С другой, все-таки он смог сохранить республику и при нем она стала лучше. По тому, как люди общаются с президентом, что говорят и как на него смотрят, мне показалось, что народ его уважает и любит. Это важно.

Внешне Эдуард Кокойты производит впечатление очень приятного человека - хорошо и весомо говорит, постоянно улыбается, доброжелательно относится к людям.

21.03.2015

Ежедневно границу нашей страны пересекают тысячи граждан Южной Осетии и России, а также других стран. После того, как с целью пресечения попыток нелегального въезда в Южную Осетию трудовых мигрантов были введены более жесткие меры для проверки на пункте пропуска «Верхний Рук», у людей возникает непонимание и относительно целесообразности ужесточения правил пересечения государственной границы.

Естественно, граница создает определенные препятствия для свободного передвижения людей. С целью разъяснения правил въезда на территорию Южной Осетии Комитетом государственной безопасности был организован пресс-тур для югоосетинских журналистов.

В целях упорядочения пересечения государственной границы РЮО Правительством РЮО 23 ноября 2010 года было принято Постановление об установлении многостороннего автомобильного пункта пропуска в населенном пункте Верхний Рук.

Граждане РЮО при въезде и выезде из Южной Осетии через этот пункт пропуска при предъявлении паспорта гражданина РЮО регистрацию не проходят.

Руководитель Пограничной службы Комитета государственной безопасности подполковник Роберт Газзаев пояснил ситуацию по порядку пропуска лиц и транспортных средств, въезжающих и выезжающих из РЮО.

«Граждане Российской Федерации и стран, признавших независимость Южной Осетии, при въезде и выезде должны пройти обязательную регистрацию в пункте пропуска Рук. Что касается граждан государств, не признавших суверенитет РЮО и с которыми у Южной Осетии нет дипломатических отношений, но изъявивших желание посетить Южную Осетию, то они как минимум за трое суток (три рабочих дня) до предполагаемой даты въезда в страну должны обратиться с соответсвующим ходатайством в МИД Республики. Это можно сделать по электронному адресу на сайте МИД РЮО или через своих представителей – жителей Республики путем их личного обращения в офис внешнеполитического ведомства в г. Цхинвале.

Пограничники разрешают въезд этой категории граждан лишь после получения соответсвующего уведомления и согласия МИД. После этого граждане иностранных государств также регистрируются на пункте пропуска и могут въехать в Республику Южная Осетия», – рассказал Роберт Газзаев.

По словам заместителя председателя Погранслужбы, отказ может быть обусловлен неправильным оформлением документов или если власти страны сочтут, что пребывание того или иного иностранного гражданина на территории Республики нецелесообразно.

«В соответствии с новой инструкцией, через пункт пропуска без регистрации и досмотра транспортного средства могут проехать Президент РЮО, Председатель Правительства и спикер парламента, а также сопровождающие их лица, с соответствующим уведомлением об этом Пограничной службы КГБ РЮО. Этим же правом при предъявлении соответствующих документов (служебного удостоверения) могут пользоваться глава администрации президента, члены правительства, руководители силовых структур, депутаты парламента, сотрудники Посольства. Эта категория чиновников может беспрепятственно пересекать границу на служебном автотранспорте. Все остальные транспортные средства без исключения досматриваются.

С начала года уже зафиксировано три попытки незаконного провоза трудовых мигрантов, не имевших разрешения на въезд в нашу страну. В частности, это граждане Узбекистана и Таджикистана. Они были задержаны, привлечены к административной ответственности и выдворены за пределы Республики Южная Осетия. Данных граждан пытались провезти в багажниках автомашин. Вследствие этого руководством Комитета госбезопасности было принято решение ужесточить режим пропуска в части досмотра автотранспорта. Лица, которые пытались провезти рабочих на территорию Республики, также были привлечены к административной ответственности, и решением суда они подвергнуты денежным штрафам. При повторном задержании за подобные незаконные деяния они будут привлечены к уголовной ответственности», – отметил подполковник Газзаев.

В основном нарушения, по словам представителя Погранслужбы, происходят из-за незнания гражданами правил выезда из Российской Федерации и въезда в Республику Южная Осетия.

«За последнее время зафиксировано более 50 случаев отказа во въезде в Южную Осетию из-за неправильно оформленных документов. Кроме того, те, кто беспрепятственно выезжает из России, не всегда могут так же свободно попасть и в Южную Осетию. Здесь на пункте пропуска им могут разъяснить правила въезда в Республику, и то, что необходимо получить разрешение от МИД и КГБ РЮО.

Что касается жалоб со стороны граждан на неправомерные действия сотрудников Погранслужбы, то, как отметил заместитель руководителя Пограничной службы, заявления к ним не поступали. Но многие выражают недовольство необходимостью проходить регистрацию», – отметил Р. Газзаев.

«За нарушение порядка поведения на пункте пропуска, в первую очередь за невыполнение требований пограничников, граждане могут понести и административное наказание. В этом случае пограничники составляют протокол, и в судебном порядке нарушитель подвергается штрафу», – продолжил тему руководитель пресс-службы Комитета госбезопасности Александр Смирнов.

В пункте пропуска «Верхний Рук» представители югоосетинских СМИ находились около часа. За это время процедуру регистрации прошли более 20 человек, при этом никаких нештатных ситуаций не возникло. Практически все проезжающие граждане с пониманием отнеслись к введенным правилам въезда в Южную Осетию. Но нами были зафиксированы и факты непонимания ситуации некоторыми гражданами. В частности, к пункту пропуска подъехал рейсовый автобус Владикавказ – Цхинвал. Пограничник, согласно инструкции, поднялся в автобус и проверил наличие у граждан паспортов. Он подробно разъяснил пассажирам, чтобы те, у кого нет югоосетинского паспорта, прошли регистрацию. Данное нововведение не понравилось всем. И одна из женщин начала выражать возмущение и недовольство новыми правилами пересечения госграницы, с криками через окно обращаясь почему-то к журналистам. Хотя именно к ней прохождение регистрации не имело никакого отношения, так как у нее был югоосетинский паспорт. Пограничникам придется вежливо, но твердо пресекать случаи правовой безграмотности граждан, так как, к сожалению, данный случай, скорее всего, будет не единичным.

Как отметили представители Погранслужбы, такие пресс-туры планируется организовать и на участках государственной границы в других населенных пунктах.

Руководитель пресс-службы КГБ Александр Смирнов отметил, что в этом году обстановка вокруг южных границ Республики, возможно, будет неблагоприятной, поскольку власти Грузии могут вновь предпринять попытки организовывать в приграничье различные акции протеста.

«В Грузии сейчас активно проводят мероприятия, чтобы воспрепятствовать нам в техническом оборудовании госграницы. В целом, обстановка в этом году, видимо, будет неблагоприятной. Мы будем стараться информировать вас обо всех процессах и организовывать выезд журналистов на границу, если будут конкретные факты.

Северное российское направление для нас является более спокойным и упорядоченным в плане законодательства и совместной работы. Недавно Южная Осетия подписала договор с Россией о единой границе, и это значит, что граница признана обеими сторонами, обозначены пункты пропуска, согласованы все участники государственной границы. Если возникают какие-то непонятные моменты, на рабочих встречах с российскими коллегами это обсуждается, они активно идут нам навстречу.

Что касается ситуации на грузинском направлении, то здесь все с точностью наоборот. Грузия не признает государственную границу Республики Южная Осетия, вследствие чего власти страны вынуждены в одностороннем порядке оборудовать и делимитировать госграницу. Это, естественно, встречает сопротивление с грузинской стороны в плане не только силового противодействия, но и политического. На всех уровнях они стараются всячески нивелировать нашу работу и создают условия, чтобы у нас этой границы не было. На грузинском направлении на наших границах неспокойно, поэтому всегда есть угроза, что из Грузии в Россию через наше направление или обратно может идти незаконный поток мигрантов с подложными документами», – отметил А.Смирнов.

Как отметил руководитель пресс-службы, Россия ведет учет лиц, которые не имеют права пересекать госграницу страны – это касается всевозможных криминальных элементов, лиц, подозреваемых в совершении террористических актов и т.д.

«Поэтому на российском направлении есть фильтр, который позволяет не пропускать в Южную Осетию злоумышленников. Но мы сталкиваемся с проблемой незаконной рабочей миграции. В результате чего мы вынуждены эксплуатировать этот вид пропуска в плане досмотра и проверки документов. Потому что те люди, которые имеют право свободного въезда в Российскую Федерацию, не имеют такого же права при въезде в Республику Южная Осетия. В связи с этим и вводятся меры ограничительного характера. К сожалению, несмотря на то, что в Украине, Белоруссии или Армении живут наши братья, но эти страны не признают независимость Южной Осетии и мы вынуждены так или иначе останавливать поток людей, которые хотят к нам приехать», – пояснил он.

На данном этапе регистрация и учет иностранных граждан, пересекающих этот пункт пропуска, ведется путем ручной записи в обычных журналах регистрации. Как отметил Александр Смирнов, на пунктах упрощенного пропуска через границу с Грузией на Ленингорском и Дзауском направлениях уже существует электронный учет граждан и транспортных средств.

«В ближайшее время такой же учет будет введен здесь, чтобы мы располагали единой базой данных по всем въезжающим и выезжающим из республики лицам. Но даже сегодня все данные собираются и переводятся в электронный вид, информация обрабатывается и вносится в единую базу данных», – отметил глава пресс-службы КГБ РЮО.

Алена ДЖИОТЫ Газета “Южная Осетия”

Буквально неделю назад новым главой Цхинвальского района Указом Президента Анатолия Бибилова стал Вахтанг Мамитов. В беседе с корреспондентом МИА «Южная Осетия сегодня» новоиспеченный руководитель рассказал о проблемах района и о способах их решения, а также поделился планами по развитию Цхинвальского района на ближайшее будущее. Сегодняшнее социально-экономическое положение вверенного ему района Вахтанг Мамитов охарактеризовал как удовлетворительное. Он отметил, что очень много людей обращается в районную Администрацию с проблемами, которые в основном...

29.03.2019

Президент Анатолий Бибилов встретился с Председателем Комитета Государственной думы Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаилом Дегтяревым. Поблагодарив гостя за визит в Южную Осетию, глава государства выразил уверенность, что работа с югоосетинскими коллегами будет плодотворной. «Нам многое надо обсудить в сфере взаимодействия комитетов Госдумы и Парламента Южной Осетии в сфере развития спорта и туризма», – сказал он. В свою очередь, депутат Госдумы РФ поблагодарил Анатолия Бибилова...

29.03.2019

С распадом СССР и падением социалистических режимов в государствах-сателлитах на геополитической карте мира произошли глобальные перемены, которые в дальнейшем определили перестройку международных отношений. Появление на постсоветском пространстве новых независимых государств, к примеру, таких как Южная Осетия и Абхазия, обусловило разработку Европейским Союзом собственного внешнеполитического подхода в данном направлении. Однозначно, что государства Южного Кавказа, несмотря на географическую отдаленность, имеют особое значение для ЕС. О том, какое именно и какие инструменты политики...

29.03.2019

Скоро близ высокогорного села Згубир Дзауского района начнет функционировать санаторий. По словам инициатора проекта предпринимателя Владимира Босикова, объект будет работать на круглогодичной основе. В настоящее время в здании, на базе которого будет обустроен санаторий, ведутся внутренние ремонтные работы. После того, как здесь растает снег, рабочие приступят к обустройству прилегающей территории. «Планируем открыться в мае. Здесь будут все удобства на уровне четырехзвездочного отеля. Первоначально санаторий будет рассчитан на восемь мест. Но...

И перехожу к сугубо практической части путешествий по Иристону, с упором на "хардкорную", южную его часть. По материалам поездки на стыке сентября и октября этого года будут Транскавказская автомагистраль, Цхинвал, самое интересное в республике ущелье и кое-что ещё - лаваш, вино и прочие маленькие радости. Скорее всего, получится немногословно, субъективно, и без повсеместно доступной справочной информации, потому что именно так всё и задумывалось.) Буду рад советам, дополнениям и прочему конструктиву, который превратит мой занудный монолог в небезынтересный интерактивчик. Да, ещё весьма приветствую репосты и цитирование со ссылками.

Но сначала, как обычно, карта. Рассказывать про Кавказ без неё туго, ибо... ну, вы понимаете.)


Карта Алана Цуциева чётко объясняет положение дел на Северном Кавказе и в Закавказье.

Сегодняшняя Южная Осетия , если в двух словах , это...

Неуместно суровая граница с северным соседом, наглухо затонированные иномарки вперемешку с автораритетами советских времён, убитые дороги, восстановительный бум в столице, тысячи рабочих со всего Юга России и - руины грузинских сёл по соседству . Пережившее две войны уютное захолустье с признаками то ли протектората большой страны, то ли её окраины. Всегдашние расслабленность и радушие местных и, конечно, неописуемые красоты в горах. В общем, весьма интересное направление независимо от того, были ли вы на Кавказе раньше.

1.

Виза не нужна никому. Россияне - по большей части жители Северной Осетии - ездят в республику исключительно по внутренним паспортам.

Иностранцам из ближнего и дальнего зарубежья стоит отослать паспортные данные и информацию о цели визита (например, полазить по горам) в югоосетинское Минкультуры и туризма. Сделать это можно, обратившись в Минкультуры РСО-Алания во Владикавказе, откуда они отправят запрос коллегам с Юга. Ехать без этого согласования можно, но исключительно наудачу, поскольку на въезде в республику югоосетинские пограничники проверяют далеко не все машины.

Штампов о пребывании в ЮО ждать не стоит - их просто нет. Максимум, что можно заполучить в коллекцию, - это отметки российского КПП «Нижний Зарамаг», косвенное свидетельство о посещении частично признанной республики. Российские пограничники ставят их неохотно («разве ж это заграница?»), но, если попросить, нет ничего невозможного.)

2.

Правда, при наличии «Зарамага» в загранпаспорте придётся отказаться от поездок в Грузию, чтобы там не арестовали за путешествия по «оккупированным территориям» . Мораль такова: если вы россиянин, берите в Южную Осетию внутренний паспорт, а в Грузию - заграничный, без всяких "Зарамагов", и будет вам счастье.


Заброска.

Туда: автобус Москва - Владикавказ (далее - на Тбилиси и Ереван, компания «Сплайн-транс», +7-925-50-77-888 и +7-495-50-77-888). Отправление из Москвы - 17:30 (ср и сб), Рязанский пер., 13 стр. 1 (5-10 мин. пешком от Казанского вокзала). Прибытие во Владикавказ - 20:00 (чт и вс). Время в пути - 26,5 часа. Билет - 2,500 р. за сидячее место, лежачих нет. Приобретать билеты можно за 45 дней до отъезда.

Альтернатива: автобус Москва (автовокзал у метро «Щёлковская») - Владикавказ (главный автовокзал , он же Архонский ). Ходит по нечётным (?) дням. Отправление из столицы в 17:00, прибытие на конечный пункт - в 22:30 следующего дня (через Пятигорск). Билет - 2,350 р., багаж - 200 р. В пути - 29,5 часа.

Другая альтернатива - ежедневный поезд номер 34 («Осетия») Москва-Казанская - Владикавказ. В пути ~ 36 часов.

3.


Поезд Москва - Владикавказ на станции "Беслан".

Обратно : автобус Владикавказ (главный, он же Архонский автовокзал) - Москва (автовокзал на «Щёлковской»), по нечётным, 12:00 - 19:30 следующего дня, в пути 27,5 часа. 2,500 р.

Внутренние перемещения.

Владикавказ (- Алагир) - Цхинвал (автобусом, на такси или автостопом).

Автобусы - преимущественно новые белые «Хёндайчики» из тех, что работают на внутриреспубликанских рейсах в Северной Осетии.

4.

Место старта - Архонский автовокзал, отправление почти каждый час с 9:00 до 16:00, билет стоит 260 р. (обратно - почему-то 200 р.), время в пути - 3,5 часа с учётом прохождения границы.

5.


В расписании дальних автобусов из Владикавказа есть и московский рейс, и даже "заграничные" - в Южную Осетию и Абхазию.

Стоимость билета одинакова, едете ли вы из "Владика" в Цхинвал или выхо дите где-нибудь в Верхнем Руке или Джаве. (Впрочем, на цхинвальской автостанции можно договориться о «снисхождении» и проехать, скажем, до Нижнего Рука за адекватные 100 р.)

Такси: 1600 р./машина; четыре человека по 400 р. с каждого. Расценки верны как для «Владика», так и для Цхинвала.

6.


Южная Осетия. Такси (с московскими номерами) на подъезде к южному порталу Рокского тоннеля.

…После пересечения границы не забудьте снять