Объединение двух частей русской православной церкви. «разделение рпц и рпцз нельзя назвать расколом

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Русская православная церковь заграницей («карловчане», «зарубежная церковь», «зарубежники») – православная церковная организация, возникшая в 20-е гг. XX в. среди русских эмигрантов, покинувших страну вследствие революции и гражданской войны; с 2007 г., после воссоединения с РПЦ – самоуправляемая часть РПЦ. Используется также именование «Русская православная церковь за рубежом».

История

Организационно РПЦЗ оформилась в 1921 г. в ходе «Заграничного собрания русских церквей», которое состоялось в г. Сремские Карловцы, Югославия (ныне – Сербия), на котором в соответствии с вышедшим годом ранее указом № 362 патриарха Тихона (Белавина) и под председательством патриарха Сербского Димитрия и митр. Антония (Храповицкого) было создано Временное высшее церковное управление, занявшее активную монархическую и антисоветскую позицию в ситуации гонений на церковь в СССР; некоторые архиереи новой церкви ранее участвовали в белом движении. Поэтому с самого начала своего существования одной из целей РПЦЗ было обличение советской власти на международной арене и отстаивание прав русских верующих. В 1922 г. Тихон был вынужден осудить деятельность и распустить ВВЦУ, но вместо него был создан Архиерейский синод, каноничность которого впоследствии не оспаривал ни он, ни его преемники.

Формальный раскол и прекращение канонического общения между РПЦ и РПЦЗ произошло в 1927 г. после опубликования «Декларации» митр. Сергия (Страгородского), взявшего курс на сотрудничество с советской властью; «зарубежники» ее не признали и заявили, что признают местоблюстителем патриаршего престола не Страгородского, а того, чьи обязанности он временно исполнял – митр. Петра (Полянского), находившегося в то время в заключении. В 1934 г. в связи с этим Сергий был вынужден запретить весь их клир в служении, а в 1935 г. РПЦЗ постановила, что временно переходит на самоуправление, и что после падения «безбожного режима» от него откажется. При всем своем негативном отношении к «официальной» церкви РПЦЗ одобряла церковь «подпольную» – т.е. различные структуры ИПЦ, которые до поры до времени признавались ей каноническими; несмотря на взаимную симпатию, контактов между ними до середины 70-х гг. было, по понятным причинам, весьма немного. Впервые «карловчане» приняли под свой омофор малочисленную русскую катакомбную общину в 1975 г., а чуть позже поставили над всеми истинно-православными епископа – Лазаря (Журбенко), – с титулованием Тамбовского и Моршанского.

Ненависть к советской власти и подозрительное отношение к «сервильной» Московской патриархии сподвигали отдельных клириков и архиереев в годы Второй мировой войны на строительство планов по сотрудничеству с немцами на оккупированных территориях, где они надеялись образовать свои приходы, но этим планам не суждено было сбыться. После окончания войны, в середине 40-х гг. руководство РПЦЗ мигрировало в Мюнхен, а затем, в 1950 г. – в Нью-Йорк.

РПЦЗ в России

В 1990 г. РПЦЗ было принято «Положение о свободных приходах», в связи с которым Россия была обозначена как «миссийная» территория, на которой следует образовывать приходы, благочиния и епархии. Именно в связи с этим актом в результате перехода в РПЦЗ архим. Валентина (Русанцова) возникла Российская православная свободная церковь (позднее – РПАЦ). Приблизительно в это же время, в конце 80-х — начале 90-х гг., «зарубежная церковь» начинает набирать популярность в России и в нее переходит множество клириков и мирян, среди которых были, например, Михаил Ардов, Глеб Якунин, Александр Нежный и др. В 1994 г., во время нового кратковременного союза после конфликта, РПЦЗ и РПСЦ принимают «Лесненский акт», означавший отказ от миссии на российской территории и реорганизацию местных епархий.

Еще в конце 80-х РПЦ и РПЦЗ в официальных документах говорили о своих разногласиях: Московская патриархия называла «зарубежную церковь» «раскольниками-карловчанами», а те, в свою очередь, указывали на три главные основания для воссоединения: православление новомучеников и исповедников, пострадавших от советской власти; отречение от сергианства; наконец, признание «зарубежников» канонической церковью. В 2000 г., после смены предстоятеля РПЦЗ и перехода власти от митр. Виталия (Устинова) к митр. Лавру (Шкурла) с обеих сторон начали совершаться встречные шаги. Переговоры о воссоединении двух церквей начались в 2003 г., а 17 мая 2007 г. завершились подписанием патриархом Алексием II и митр. Лавром «Акта о каноническом общении», в соответствии с которым РПЦЗ становилась самоуправляемой частью РПЦ.

Подобное решение было принято, однако же, далеко не всеми «карловацкими» иерархами. Еще в 2001 г. альтернативную церковную организацию, Русскую православную церковь в изгнании, неофициально называемую РПЦЗ (Виталия), создал вышеупомянутый митр. Виталий (Устинов). После 2007 г. одним из основных оппонентов «унии» стал еп. Агафангел (Пашковский), ранее рукоположенный в РПСЦ и затем признанный в РПЦЗ. В том же году Агафангел созвал ВВЦУ РПЦЗ, в 2009 г. был запрещен в служении, запрещения не признал. РПЦЗ (Агафангела) имеет евхаристическое общение со старостильными церквями Греции, Болгарии и Румынии.

Административное устройство

Административный центр – в Манхэттене, г. Нью-Йорк. Предстоятель – митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал, с 2008 г.) В связи с объединением РПЦЗ и РПЦ, фактическим главой является патриарх Московский и всея Руси. Церковь насчитывает 9 епархий и 14 архиереев и представлена прежде всего с США, но также и в Великобритании, Германии, Швейцарии, Аргентине, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Вероучение и практика

Догматическое вероучение данной конфессии ничем не отличается от православного, принятого поместными православными церквями.

Важным событием в истории РПЦЗ стала канонизация новомучеников советского периода и прославление в лике святых семьи Николая ΙΙ (Романова). Именно непризнание этих святых РПЦ МП и затрудняло переговоры об объединении церквей (а также лояльность к советской власти).

В идеологическом плане данная конфессия признает в качестве ереси экуменическую деятельность. Также в среде верующих данной церкви популярны эсхатологические умонастроения, связанные с убеждением в особо значимой роли данной конфессии в деле сохранения чистоты православного вероучения и пропаганде идей монархизма. Прихожанами всячески осуждается Советский союз с его атеистической идеологией и гонениями на церковь (вплоть до того, что в отдельных приходах отказываются от употребления богослужебных облачений красного цвета, ассоциируя их с коммунистической символикой).

Общественное значение

Представители данной конфессии считают себя наследниками «другой России», «белой России», Российской империи. Они были интегрированы в российскую культуру до 1917 года. Оценка ими советского периода кардинально отличается от официальной. В связи с этим патриархом Кириллом в последние годы предпринимаются попытки на уровне риторики примирить «две России», выработав единое понимание истории, приемлемое и для РПЦЗ.

Литература

Граббе Г., еп. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. Джорданвилл: Свято-Троицкий монастырь, типография преп. Иова Почаевского в Джорданвилле (США), 1961.

Митрофанов Г.Н . Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. – СПб., 1995. – 144 с.

Кострюков А.А . Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов: Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 398 с.

Кострюков А.А . Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 624 с.

Кострюков А.А . Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. – 488 с.

Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921–2007) / Сост. Д. П. Анашкин. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 620 с.

А. Зыгмонт и Е. Воинов


Сегодня 10 лет с момента со дня подписания «Акта о каноническом общении». Да, церкви объединились. Но насчёт объединения народа - всё до наоборот.

РПЦЗ, до 2007 года находившаяся в таком же положении, как современная УПЦ киевского патриахата* , - после церковной «легализации» (а всё время своего существования она не была признана ни одной поместной Православной церковью) стала вести себя как лиса в сказке про ледяную и лубяную избушку. Или как в пословице - в чужой монастырь со своим уставом. И вот они, так и оставшись по факту за рубежом, дерзают диктовать нам - как жить, кого чтить, кого проклясть.** РПЦЗ развернула мощную политическую деятельность в России.
Не далее как в марте они (РПЦЗ) чуть ли не ультимативно озвучили требование , - нагло и с ненавистью (понятие восточному христианству не свойственное) раздавая оценки советскому периоду.
Во время которого они трусливо сбежали «за рубеж», после чего врали о своей правомочности и помогали странам Запада (в том числе и Гитлеру***) воевать с Советской Россией. Навязывая России свои порядки, они истово работают на раскол общества, его озлобление.

Можно ли назвать «объединением русского народа» раздачу равных (а то и привелегированных) прав с российскими автохтонами, не покидаших Родину, иностранным потомкам дворян и коллаборционистам всех мастей (очень часто эти множества пересекались), спрятавшихся на Западе?
Глубоко сомневаюсь.

В Россию радостно запускается малочисленная каста иностранцев, топчущая память граждан России.
Иностранная диаспора в обмен на большинство населения. В обмен на «Бессмертный полк». Во обмен на этих священников:

= =

___________________________
Примечания .


* Во времена Гражданской войны на территориях, занятых «белыми», возникла такая структура, как Временное высшее церковное управление. В 1920 году его легитимировал патриарх Тихон. ВВЦУ было создано для управления Церковью в период междоусобицы и объединения епископата и клира в подобие единой системы.
... после разгрома «белых» множество клириков и епископов вместе с отступающими военными частями отправились в эмиграцию, где ВВЦУ трансформировалось в Высшее русское церковное управление за границей - ВРЦУ.

Первое столкновение между ВРЦУ и МП произошло после Всезаграничного церковного собрания, которое было переименовано в Собор и прошло в Сербии (точнее, в Сремских Карловцах) в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого). В своей итоговой декларации Собор в самой резкой форме осудил советскую власть, более того, призывал страны Антанты свергнуть большевиков и восстановить «законную монархию дома Романовых». Там даже содержался призыв к Генуэзской конференции, посвященной восстановлению Европы после Первой мировой войны, не допускать к участию делегацию из Советской России.

При этом каждый программный тезис декларации Собора начинался с формулировки «по благословению Святейшего Патриарха Тихона...», хотя Тихон не мог благословить эти тезисы чисто физически. Поэтому в мае 1922 года он передал в ВУЦЗ официальный указ, в котором лишал решения данного Собора всякой канонической силы, более того, повелевал упразднить Управление ввиду того, что оно «увлекается в область политического выступления, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии Преосвященного Митрополита Евлогия».

Пять лет спустя заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Старгородский) опубликовал свою декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», лояльную к Советам. Вскоре после этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил:

«Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъявлениях и каноническом управлении Церковью».

Это означало раскол. При этом РПЦЗ не была признана другими каноничными православными Церквями, но, тем не менее, стала весьма влиятельной религиозной общиной фактически по всему миру.
https://vz.ru/society/2017/5/17/870425.html
_____________________________________
** РПЦЗ, горячо выступившее за «освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века», а также «сокрушение поставленных ему памятников», в сентябре 2009 года устами Архиерейского Синода ген. Власова «своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России».
_____________________________________
*** Из: "Воззвание к пастве Архиепископа Серафима (Лядэ) ".
Листовка, отпечатанная отдельным оттиском в июне 1941 г.

Во Христе возлюбленные братья и сестры!

Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали - к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это - продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., - но увы! - окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте. "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, - исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!
_________
Из: "Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской). Близок Час" . "Новое слово". №27 от 29.06.1941 г. Берлин.

В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной - войной исходит. "Я тебя породил, я тебя и убью!" кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской, и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный о. Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми, автору сих строк близкими) слова: "Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие". И еще пророчествовал: "Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего Мира". Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. <...>
Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное-ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководить Высшая Воля. <...>
_________
К годовщине Крестового Похода. "Церковная жизнь" . 1942. №4.

Прошел год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал, разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумный яд большевизма. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и дезинфекцией европейских войск под руководством великого Вождя германского народа обезврежена и очищена от этой заразы.!
__________
Богослужебное поминовение Адольфа Гитлера

Вопрос о поминовении властей на приходах РПЦЗ в Германии обсуждался на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах (Югославия) 26 марта 1936 по инициативе еп.Берлинского и Германского Тихона (Ляшенко) (письмо от 10.03.1936 № 67). Произошло это вскоре после утверждения и опубликования германским правительством т.н. “Конституции православной кафедры в Германии”. Было принято решение о следующей формуле поминовения германских властей:

На великой ектении: “О христолюбивых властех народа германскаго, правительстве и воинстве его, Господу помолимся ”.

На сугубой ектении: “Еще молимся о христолюбивых властех народа германскаго, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешати и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата ” (ГАРФ, ф.6343, оп.1, д.135, л.2).

Однако, на заседании 8 июня того же года, после получения от еп.Тихона письма от 7 мая (№ 139) Архиерейский Синод постановил изменить формулу поминовения следующим образом:

На великой ектении: “О христолюбивом вожде народа германскаго, правительстве и воинстве его, Господу помолимся ”.

На сугубой ектении: “Еще молимся о христолюбивом вожде народа германскаго, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешати и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата ” (Там же, д.137, л.2).

Как утвержденное Архиерейским Синодом, данное поминовение вскоре распространилась в РПЦЗ и за пределами германской епархии и продолжалось вплоть до окончания войны.
В Катакомбной Церкви на освобожденных и оккупированных большевиками территориях установилось подобное же поминовение, полностью созвучное утвержденному в РПЦЗ:

И еще молимся за Адольфа Гитлера, Фюрера германскаго государства и за благородное германское войско, освободивших нас от ига безбожников ”. (Ганс Кох. Плебисцит катакомб. // “Парижский вестник”. № 60 от 7.08.1943 (пер. с нем.; перепечатка из “Wille und Macht”. № 4. 1943), с.3).

Это поминовение было составлено новомуч. схиеп.Макарием (Васильевым) и по уточненным данным выглядело так:
И еще молимся о Адольфе Гитлере, Вожде германьстем и о благороднем воинстве его, свободьшым ны от ига безбожник ” (Амвросий, архиеп. Готфский. О избранничестве и его утрате. Машинопись. 1999, с. 5, 8).

Объединение русских православных церквей - личная победа и Владимира Путина, который приложил для этого немало усилий. К этому историческому событию русские священники шли долгих восемьдесят лет. Теперь их мечты стали явью. Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) и Русская православная церковь за рубежом (РПЗЦ), разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединяются. Об этом будет свидетельствовать Акт о каноническом общении РПЦ с РПЗЦ, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.

Однако не стоит думать, что данное событие исключительно внутрицерковное. Ведь объединяется не только церковь, но и ее многочисленная паства, разбросанная по всему миру. По сути именно сегодня будет поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на "красных" и "белых".

А это значит, что усиливается не только русское православие, но и Россия в целом, чье влияние в мире, бесспорно, возрастет. Неудивительно, что у объединения русской церкви нашлись как сторонники, так и противники, из-за чего процесс объединения порой напоминал детектив.

Слово Патриарха

О необходимости примирения Русской православной церкви c церковью зарубежной впервые заговорил еще в начале 90-х годов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Однако представители РПЗЦ предложение из Москвы встретили настороженно. Да и как могло быть иначе? Ведь они десятилетия боролись с церковью в СССР, обвиняя ее в служении безбожной власти и отходе от идеалов чистого православия.

И хотя в начале 90-х годов советская власть в России рухнула, а церковь поднималась с колен, иерархи РПЗЦ не спешили сближаться с Москвой. Даже несмотря на то, что многие из них могли сами увидеть, как в бывшей стране советов меняется отношение к церкви. Благо железный занавес рухнул и зарубежные священники стали наведываться на историческую Родину. Поначалу - инкогнито. Чтобы понять, не является ли возрождение церкви пропагандистской кампанией. К тому же надо было убедиться, что перемены в России всерьез и надолго.

Переломный момент

В 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ. Он произвел большое впечатление на зарубежных иерархов.

Во-первых, тогда к лику святых были причислены семья императора Николая II, царственных страстотерпцев (РПЗЦ канонизировала их еще в 1970-х годах) и более тысячи новомучеников российских.

Во-вторых, собор принял основу "Социальной концепции РПЦ", в которой были четко прописаны отношения церкви с государством. В документе, в частности, сказано: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

Кроме того, была осуждена богоборческая советская власть.

Перемены происходили и за рубежом. В 2001 году митрополит Виталий уступил пост первоиерарха РПЗЦ митрополиту Лавру, который был как раз одним из тех священников, кто инкогнито посещал Россию и думал о воссоединении.

Переговорный процесс

Однако за стол переговоров священники сели лишь 4 года назад. Во многом этому способствовала и российская власть. В сентябре 2003-го Владимир Путин встретился в Нью-Йорке (там находится штаб-квартира РПЗЦ) с предстоятелем зарубежной церкви митрополитом Восточно-американским и Нью-Йорским Лавром, и тот убедился, что верховную власть в России возглавляет не безбожник. А Путин, в свою очередь, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. И от себя лично, и от Патриарха Алексия II.

Уже через два месяца в Россию впервые приехала официальная делегация РПЗЦ. А в мае 2004 года с официальным визитом в Москву пожаловал и митрополит Лавр. Тогда он участвовал в ежегодном богослужении Алексия II на Бутовском полигоне в Москве. В годы репрессий здесь расстреляли свыше 20 тысяч человек, среди которых были сотни священников. И тогда же Алексий II и Лавр освятили закладку храма в честь Новомучеников российских.

А в конце 2003 года с обеих сторон были созданы комиссии, которые начали готовить объединение.

Сопротивление

Сегодня, когда все бумаги оформлены, сторонники объединения могут вздохнуть спокойно. Хотя их противники постоянно пытались вставлять палки в колеса. Например, отошедший от управления РПЗЦ в 2001 году митрополит Виталий спустя время решил вдруг "вернуть" себе правящий пост и потеснить настроенного на сближение с Москвой митрополита Лавра. Однако Лавр сохранил свой пост. А Виталию и его сподвижникам удалось отколоть лишь несколько общин. В 2006 году митрополит Виталий скончался.

Тем не менее его последователи не унимались даже тогда, когда уже была объявлена дата объединения. Поскольку на кону стояли и немалые богатства, и серьезное идеологическое влияние, которое Россия получает в результате воссоединения русских церквей. Ведь разбросанная по всему миру паства РПЗЦ почувствует себя неотъемлемой частью исторической Родины. А Россия с ее помощью ощутит себя геополитически сильнее.

И Московскому патриархату наверняка будет легче противостоять попыткам Константинопольского патриархата оторвать от России украинские епархии и бороться с раскольникам русской церкви, которых поддерживает США.

В конце концов дело дошло до самых грязных технологий. Накануне исторического момента в газеты был запущен слух о смерти Алексия II, который, по некоторым данным, распустили для того, чтобы сорвать подписание примиряющего Акта. В нескольких американских газетах даже были опубликованы призывы к священникам сдавать билеты в Россию, поскольку "из-за смерти Патриарха объединение не состоится". Но Патриарх, слава богу, жив-здоров, а все попытки сорвать объединение русской церкви провалились.

Как все будет происходить?

Акт о каноническом общении РПЦ И РПЗЦ будет подписан в храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром, после чего российские и зарубежные священники проведут первое совместное богослужение. Для праздничных торжеств в Москву прибыли более 70 священников зарубежной церкви.

По их просьбе во время службы Царские врата будут открыты даже во время причащения (как и в Пасхальную неделю). Это будет сделано, чтобы миряне могли видеть, как Патриарх Алексий II и митрополит Лавр впервые причастятся от одной чаши.

Завершатся торжества 20 мая богослужением в исторически главном кафедральном храме Руси - Успенском соборе Кремля, которое возглавит Алексий II. После этого зарубежные гости разъедутся по российским епархиям. Митрополит Лавр посетит Курск и Киев, а на Троицу совершит литургию в Троицком соборе Пачаевской лавры на Украине, который был построен первым главой РПЗЦ митрополитом Антонием Храповицким.

Что объединение сулит зарубежной церкви?

Согласно Акту о каноническом общении зарубежная церковь становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах.

Патриарх и Священный синод будут только утверждать избрание новых первых иерархов и епископов РПЗЦ. А архиереи РПЗЦ будут принимать участие в заседаниях Священного синода и Архиерейского собора РПЦ и на равных со своими собратьями из России решать все общецерковные проблемы.

Зарубежные священники также смогут служить литургию на горе Афон и на святой земле в Иерусалиме, чего раньше не могли. А символическая связь РПЦ и РПЗЦ будет выражаться в том, что на богослужениях за рубежом будет поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.

СПРАВКА "КП"

На сегодня у Русской православной церкви насчитывается 27 393 прихода. Половина из них - на территории России. Остальные - на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии...

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, паства РПЦ составляет около 150 миллионов человек.

Русская зарубежная церковь - это около 300 приходов, расположенных в основном в США и Канаде, а также в Австралии и Южной Америке. В Западной Европе Русская зарубежная церковь имеет приходы в Германии, Франции и Великобритании.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Русская православная зарубежная церковь с самого начала называла себя "белой церковью", а ту, что осталась на Родине, - "красной". А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России, охватывающее территорию, подконтрольную Белой армии. Когда белогвардейцы покидали Россию, вместе с ними эмигрировали и священники, решившие поддерживать русских изгнанников на чужбине. Так в 1920 году Высшее церковное управление оказалось в Константинополе. Затем, в 1921 году, Высшее церковное управление перебралось на территорию Соединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (впоследствии называвшегося Югославией). Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. А вскоре состоялось Всезарубежное церковное собрание, провозгласившее себя Всезарубежным собором, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. Поддержал собо
р и интервенцию против советской России.

После этого от Патриарха Тихона, который остался на Родине, требовали лишить сана зарубежных архиереев. Он этого не сделал. Но объявил, что их политические высказывания не отражают позиции Русской церкви.

В 1927 году (после смерти Тихона Русская церковь на долгие годы лишилась патриаршества) митрополит Сергий издал послание, которое стало окончательным яблоком раздора. В нем было заявлено, что церковь не вовлечена в политику, а в установлении советской власти действует не случайность, а десница Божия.

С тех пор зарубежная церковь прекратила все отношения с церковной властью в Москве.

Даже во время Великой Отечественной войны зарубежные священники открыто ликовали по поводу вторжения немцев в СССР.

Тогда как церковь на Родине разделила народное горе, а митрополит Сергий отлучил от церкви вставших на сторону фашизма священников. После этого в 1943 году Сергия принял Сталин и разрешил ему стать патриархом.

Но, несмотря на все разногласия, в действующем до сих пор положении о РПЗЦ от 1956 года говорится, что зарубежная церковь есть неразрывная часть Поместной Русской православной церкви, временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Россия станет сильнее

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

- Объединение Русской православной церкви - сверхпозитивное событие. Во-первых, оно позволит преодолеть многолетний раскол на "красных" и "белых". Фактически будет положен настоящий финал гражданской войне и коммунистическому правлению.

Во-вторых, объединение приведет к усилению политической роли Русской православной церкви. К тому же она станет более религиозной и чистой, так как в зарубежной церкви сохранились дореволюционные принципы.

В-третьих, становится возможным усиление российской внешней политики, поскольку у зарубежной церкви довольно много приходов. А это по сути неправительственные организации, которые играют серьезную роль в мире.

В общем, это объединение способствует укреплению единства страны и серьезному усилению России. И я считаю, что 17 мая 2007 года надо объявить праздником.

И еще я хотел бы отметить, что это большая личная победа Владимира Путина и его духовника протоиерея Тихона Шевкунова, которые выступили главными организаторами объединения.

Правда, эта победа может быть сбалансирована отколом Украинской церкви, который готовят Ющенко и Тимошенко. Эти процессы - часть большой политики, которая ведется против России.

Владыко МАРК, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

- Мы рассматриваем это событие прежде всего как символическое. В социальном смысле церковь (то есть люди, которые ее составляют) была разъединена. Люди в разных странах, имея одну веру, не могли совершать совместные богослужения. Теперь такая возможность появится. То есть церковь, которая говорит о мире и примирении, сама является примером примирения.

С другой стороны, это событие имеет еще и народное значение. Как говорит Патриарх Алексий, церковь отделена от государства, но не отделена от народа. А народ наш был расколот. Была атмосфера недоверия между теми людьми, которые находились в разных общинах. И это церковное объединение означает духовное объединение людей в разных странах мира, считающих себя православными русскими.

Советую прочесть всем, истинно верующим и закоренелым атеистам, касается каждого...
Писала уже не раз об опасности слияния РПЦ и РКЦ, об окатоличивании РПЦ -
1.
2.

Сегодня же, 18.06.17 - только кажется, что легкий звоночек, а на деле - набат, для тех, кто в теме, кто нет - ознакомьтесь, пока не поздно, это только начало:
В Москве откроют памятник воссоединению РПЦ с зарубежной Церковью
МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Памятник воссоединению Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) откроют в воскресенье в Москве, монумент освятит патриарх Кирилл.

"Памятник "Воссоединение" будет открыт в Москве в историческом месте – у храма Христа Спасителя, где и был подписан 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении между Русской православной церковью заграницей и Русской православной церковью в Отечестве. В композиции из бронзы запечатлены патриарх Алексий II и митрополит Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках Храм Христа Спасителя и подписанный активным", - сообщили РИА Новости в пресс-службе патриарха Московского и всея Руси.
Аналогичные монументы были открыты в 2015 году в Курской области на территории монастыря "Коренная Пустынь" и в епархиальном центре Восточно-Американской епархии РПЦЗ в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Ховелл, штат Нью-Джерси.
РПЦЗ возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в российской столице Акт о каноническом общении, который установил, что "Русская православная церковь заграницей… пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви".


Напоминаю - 9 сентября 2009 Православная церковь за рубежом реабилитировала генерала Власова
Плохо все это, но ничего неожиданного, казалось бы, да, якшается РПЦ с предателями-коллаборационистами из РПЦЗ, что поделаешь, "разные взгляды на историю"...
Ошибаетесь, это не прошлое, это будущее - РПЦЗ взяла с места в карьер, она, давно мутившая воду, теперь и вовсе бесстыже откровенно заявившая о своих намерениях...
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию 18 июня 2017 г.
Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
«Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем (…) распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней», - говорится в их заявлении.
Участники собора отметили, что в этом году их «наполняют радостные переживания» по поводу 100-летия восстановления патриаршества и 10-летия восстановления единства внутри Русской Церкви. Но при этом столетие «страшных кровавых событий 1917 года» в РПЦЗ «отмечают со скорбью»
.

---

Неовласовцы из РПЦЗ на связи.
Сегодня народы, как в Отечестве, так и за рубежом стоят перед выбором: развивать духовное строительство душ или отдаться исключительному поиску материального благополучия. Не дай нам Бог вновь узреть жестокие последствия ложного духовно-нравственного выбора, добровольной отдачи своих душ лукавым подменам. Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем – не в свете политическом, но ради обретения духовной преемственности – очищать совесть, взирая на путь святых Новомучеников, и распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней. (с)
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Иларион. Бухендорф. 16.06.2017
http://www.synod.com/synod/2017/20170616_soborepistle.html - цинк

На Украине мечты Иллариона сбылись. Для этого понадобились государственных переворот и гражданская война. Видимо есть желание устроить это и в России. Впрочем, учитывая, что в годы Холодной Войны РПЦЗ окормлялась в тех же около ЦРУшных структурах занимавшихся подрывной работой против СССР, что и бандеровцы, нет ничего удивительно в трогательном единстве их целей. Чуть более подробно уже писал про этих деятелей весной http://colonelcassad.livejournal.com/3297260.html Как не трудно заметить, они продолжают гнуть свою линию направленную на повторение украинского опыта декоммунизации в России. Последствия их видимо не волнуют или наоборот, понятные последствия ими крайне желаемы.

---
Познавательное про РПЦ, РПЦЗ, Николая II, мантры "Прости нас Государь" и прочее


P.S. Про этих гитлеровских подстилок из РПЦЗ как вспомнишь, так они и всплывают:
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию. Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

История РПЦЗ (иначе ее называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной", церковью), началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь - город, который решено было избрать местом своего пребывания.

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 году и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения.

Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан Патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее Церковное Управление.

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский Собор (при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20х годов, когда, после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что, конечно же, было для них неприемлемо.

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому Патриархату.

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский Собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.

В 1950 г. ее Заграничный Синод переехал в Нью-Йорк.

С Московской Патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это "сергианство" и "экуменизм» -- сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении - движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантовю Особой критике подвергается членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Представители же РПЦ считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.

Процесс воссоединения Русской Церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской Церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской Патриархии, не были восприняты за рубежом.

1 апреля 2003 года Патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ), Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе.

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все “ветви” Русской Церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем.

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе.

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ В. Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог.

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра.

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ.

19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров Патриарха Алексия II с архиереями Русской Православной Церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного Синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению. Со стороны делегации Зарубежной Церкви "выражена просьба простить за все резкие высказывания в адрес Московского патриархата".

13 - 17 декабря 2003 года Зарубежная Церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно Его Святейшество выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Участники заседания рассмотрели вопрос о сроках визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию.

Комиссиям, которые в декабре 2003 г. были учреждены священноначалием обеих сторон, поручено было выработать совместное понимание следующих тем: о принципах взаимоотношений Церкви и государства; о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; о статусе РПЦЗ как самоуправляющейся части РПЦ; о канонических условиях для установления евхаристического общения.

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ) патриарха Алексия II и Русской православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра. Главный их итог - удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений.

Паломничество делегации РПЦЗ к российским святыням - в Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород и Дивеево - еще раз уверило зарубежных епископов и священников, что вера православная на Руси не исчезла. Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс.

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Даниловского монастыря в Москве, состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Георгий Ларин, и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.

Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями.

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа "О каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви".

Споры о прошлом двух ветвей российского православия были преодолены. На июньской встрече был поднят основной вопрос - евхаристического общения. Самое странное в ссоре двух православных церквей, которая длилась без малого 70 лет, - запрет своим прихожанам исповедоваться и причащаться друг у друга..

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года - на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) в Москве.

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской Церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян.

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Илларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский Патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России.

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях Собора Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви: председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Николай Артемов и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.
Комиссии продолжили работу, начатую на первой совместной встрече, состоявшейся в Москве с 22 по 24 июня 2004 года.

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях Православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения.

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17-19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом совместно было выработано четыре документа:

1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям.

3. Об отношениях Церкви и государства.

4. Комментарий к совместному документу "Об отношениях Церкви и государства".

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) о восстановлении церковного единства.

В соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" Русская Зарубежная Церковь станет самоуправляемой частью Московского патриархата, наподобие Украинской Православной Церкви.

Согласно проекту, Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) будет самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви будет осуществлять ее Архиерейский Собор.

При этом решения, выходящие за пределы компетенции Собора Зарубежной церкви, будут приниматься по согласованию с патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской православной церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти будут Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата - органы, членами которого станут архиереи Русской зарубежной церкви.

Кроме того, согласно документу, "Русская Зарубежная Церковь получает святое миро (особое священное масло) от Патриарха Московского и всея Руси" в знак своего единства со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Члены комиссий Русской православной и Русской зарубежной церкви предложили также отказаться от всех взаимных упреков, прозвучавших за долгий период разделения, и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения.

Акт о каноническом общении вступит в силу в случае принятия его Архиерейским Собором РПЦЗ и Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который получил на это полномочия от Архиерейского Собора РПЦ, проходившего в 2005 году.

6-14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года - специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины.

IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем. Свои приветствия ему прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Сербский патриарх Павел, Болгарский патриарх Максим, Грузинский патриарх Илия, Экзарх Вселенского патриарха в Западной Европе архиепископ Георгий, монахи Афона и Оптиной пустыни.

Решающим стал третий день работы Собора. Отчет о проделанной за два года работе в согласительной комиссии сделал архиепископ Берлинский и Германский Марк.

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно. Против высказались менее 5%.

Документ состоит из шести пунктов. Серьезные прения, как и ожидалось, вызвали пункты о взаимоотношениях Церкви и государства, или так называемом "сергианстве", и экуменизме (движении к единству христиан всех конфессий).

Восстановление евхаристического общения означает, что священнослужители РПЦЗ и Церкви в Отечестве смогут служить вместе, а верующие - причащаться на литургии из одной Чаши.

Окончательный Акт о каноническом общении РПЦЗ и Церкви в Отечестве должен принять Архиерейский собор Зарубежной Церкви, который состоится в Сан-Франциско 15-19 мая.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, как ожидается, будет принят Акт о каноническом общении, который затем будет подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и откроет путь к евхаристическому общению РПЦЗ и Церкви в Отечестве.