Герой России: «Если бы я действовал по лётным законам, дети бы погибли. Коварство зелёных огней

Герой Российской Федерации

Родился 13 августа 1957 года в посёлке Красноармейский Зерноградского района Ростовской области. В 1978 году окончил Ростовский УАЦ. В вооружённых силах – с 1980 года. В 1985 году экстерном окончил Сызранское ВВАУЛ. С 1980 года проходил службу в Дальневосточном военном округе. В 1988 году выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Награждён орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-ей степени.
С 1993 года проходит службу в Северо-Кавказском военном округе. Участник Грузино-Абхазского, Осетино-Ингушского конфликтов и военных действий в Чеченской Республике. За выполнение поисково-спасательных работ и высадку разведгрупп награждён орденами Мужества и «За заслуги перед Отечеством».
В период с декабря 1999 по январь 2000 года принимал активное участие в спасении пилота самолёта Су-25, в эвакуации разведгруппы в сложных метеоусловиях и десантировании военнослужащих федеральных сил на высокогорную площадку при огневом противодействии боевиков.
29 января 2000 года А.И. Дзюба, в паре с ведущим полковником Н.С. Майдановым, вылетел на эвакуацию разведгруппы. Во время выполнения боевого задания вертолёт ведущего был обстрелян с земли. После ранения командира Н.С. Майданова, взял управление парой на себя, произвёл атаку боевиков и тем самым обеспечил уход ведущего вертолёта на аэродром. После израсходования НАРов, прикрывал отход пары из пулемётов. Доставив полковника Н.С. Майданова в Моздок, вернулся на свой аэродром и в течение двух суток выполнял доставку вооружения, грузов и личного состава на высокогорную площадку Итум-Кале без прикрытия с воздуха. За время ведения боевых действий в горячих точках выполнил около 1400 вылетов, проявив при этом высокий профессионализм, героизм и личное мужество. Общий налёт составляет около 4300 часов.
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2002 года майору Дзюба Александру Ивановичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации.



Александр Иванович Дзюба (род. 13 августа 1957 года) - российский военный, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки-старший летчик 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа, полковник.

Биография

Родился 13 августа 1957 года в посёлке Красноармейский Зерноградского района Ростовской области.

С 1980 года проходил службу в Вооружённых Силах в Дальневосточном военном округе. В 1985 году экстерном окончил Сызранское ВВАУЛ.

В 1988 году принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

С 1993 года проходит службу в Северо-Кавказском военном округе. Участвовал в Грузино-Абхазском, Осетино-Ингушском конфликтах, и военных действий на территории Чеченской Республики. За выполнение поисково-спасательных работ и высадку разведгрупп награждён орденами Мужества и «За заслуги перед Отечеством».

За время ведения боевых действий в горячих точках выполнил около 1400 вылетов, проявив при этом высокий профессионализм, героизм и личное мужество. Трижды был представлен к званию Героя России. Общий налёт к весне 2002 года составлял около 4300 часов.

С 2007 года Красноармейская средняя школа № 6 носит имя Героя России Дзюба А. И.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2002 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе майору Дзюба Александру Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением особого знака отличия - медали «Золотая Звезда».

Награды
  • Награждён орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени.
  • Также награждён орденом Атамана Платова (2012).
Примечания

Д зюба Александр Иванович - старший летчик 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа, майор.

Родился 13 августа 1957 года в посёлке Красноармейский Зерноградского района Ростовской области. В 1978 году окончил Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ.

С 1980 года проходил службу в Вооружённых Силах в Дальневосточном военном округе. В 1985 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище.

В 1988 году принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистане.

С 1993 года проходил службу в Северо-Кавказском военном округе. В составе 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка, размещенного в станице Егорлыкской Ростовской области, участвовал в Грузино-Абхазском, Осетино-Ингушском конфликтах, и военных действий на территории Чеченской Республики.

В период с декабря 1999 по январь 2000 года принимал активное участие в спасении пилота самолёта Су-25, в эвакуации разведгруппы в сложных метеоусловиях и десантировании военнослужащих федеральных сил на высокогорную площадку при огневом противодействии боевиков.

29 января 2000 года А.И. Дзюба, в паре с ведущим полковником Н.С. Майдановым , вылетел на эвакуацию разведгруппы. Во время выполнения боевого задания вертолёт ведущего был обстрелян с земли. После ранения командира Н.С. Майданова , взял управление парой на себя, произвёл атаку боевиков и тем самым обеспечил уход ведущего вертолёта на аэродром. После израсходования НАРов, прикрывал отход пары из пулемётов. Доставив полковника Н.С. Майданова в Моздок, вернулся на свой аэродром и в течение двух суток выполнял доставку вооружения, грузов и личного состава на высокогорную площадку Итум-Кале без прикрытия с воздуха.

За время ведения боевых действий в горячих точках выполнил около 1400 вылетов, проявив при этом высокий профессионализм, героизм и личное мужество. Трижды был представлен к званию Героя России. Общий налёт к весне 2002 года составлял около 4300 часов. Опытному летчику приходилось выполнять не только боевые задания, но и сопровождать представителей миссий ООН, транспортировать высокие армейские комиссии и журналистов, спасать людей во время стихийных бедствий.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2002 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе майору Дзюба Александру Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Подполковник А.И. Дзюба продолжал службу в 325-м Егорлыкском вертолетном полку. В 2004 году уволен в запас.

Жил в Ростове-на-Дону, в настоящее время живёт в Краснодаре. Работает командиром экипажа вертолёта ОАО "Научно-производственная компания ПАНХ".

Награждён орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, Мужества, "За заслуги перед Отечеством"

Александра Дзюбу трижды представляли к званию «Герой России», но вручили Золотую звезду только с четвёртой попытки. Корреспондент «АиФ на Дону» поговорил с офицером о подвигах, любви к небу и боевых товарищах.

«Меня чуть ли не в каждом городе узнают. Подходят на мероприятиях офицеры или чиновники, здороваются, руки жмут, благодарят. Мне приятно, хотя я их в лицо часто и не узнаю. Столько людей за свою лётную карьеру перевёз. Как их всех запомнить?», - говорит вертолётчик Александр Дзюба.

Александр Дзюба. Родился в посёлке Красноармейский Зерноградского района Ростовской области в 1957 году.

Окончил в 1985-м Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в Афганистане и Чечне.

Герой России. Имеет награды: орден Мужества, ордена «За военные заслуги» и Атамана Платова, медаль «За спасение погибавших» и многие другие.

Более 2700 вылетов на счету Героя. Фото: Из личного архива

Небо - это жизнь

Кристина Ткачёва, «АиФ на Дону»: Александр Иванович, у вас солидная боевая биография: были в своё время и в Афганистане, и в Чечне. А как вы вообще стали вертолётчиком?

Александр Дзюба: Я профессию выбирал в те года, когда был расцвет авиации. Все мечтали быть или лётчиками, или космонавтами. К тому же я немного знал об этой профессии. Мой дядька работал на «кукурузнике», опрыскивал поля. Пару раз меня с собой в кабину брал. Даже разрешил сесть за штурвал. Один раз ощутил волшебное чувство полёта и понял, что его уже не забыть. На меня, пацана, это оказало невероятное впечатление.

Вот после школы я и решил поступать в училище граждан-ской авиации. Тогда конкурс был большой: 50 человек на место. Это сейчас наша профессия не в моде, а тогда только из моего класса парней пять пытались пробиться в авиацию. Но мне не повезло: по здоровью не прошёл отбор. Врачи сказали, у меня искривление позвоночника, что-то не так с ключицей. Мол, путь в авиацию тебе заказан. Но мечты о небе так просто не забываются. Работал на вертолётном заводе, был токарем. А потом пришёл в военкомат, где мне говорят: «У нас недобор вертолётчиков». Я сначала сомневался: хотел летать на самолёте, а не на вертолёте. Но всё-таки согласился. Днём работал, по вечерам учился.

- Вас трижды представляли к званию Героя России, а присвоили его только с четвёртой попытки...

У меня больше 2700 боевых вылетов. Служил во многих горячих точках, не раз возил представителей миссий ООН, высших военачальников, политиков, российских и зарубежных журналистов. Звезду Героя России мне вручили в конце 2002-го за спасательную операцию.

Дело было на юге страны, где произошло жуткое наводнение. Из зоны бедствия мы эвакуировали сотни жителей Карачаево-Черкесии и Ставрополья, сутками не покидали кабины вертолёта. Работать в тех условиях было тяжело: порывы сильного ветра, туман, селевые потоки. Мы зависали над водой, вытаскивали детей и стариков из форточек, снимали обессиленных людей с крыш. Некоторые предлагали даже деньги, чтобы их эвакуировали в первую очередь. Но мы, прежде всего, помогали тем, кто был на грани гибели.

В бедственном положении оказался и пионерский лагерь «Дамхурц»: селевые потоки отрезали его от дорог, вывезти школьников автотранспортом спасатели не могли. Вся надежда была на «МИ-8». Положение казалось безвыходным: темнело, топливо на пределе. По законам гражданской авиации ночью в горах на низкой высоте летать нельзя. Но я решил риск-нуть. Когда мы прибыли, воды в лагере было по колено. Дети и вожатые сразу бросились к нам.

По законам гражданской авиации ночью в горах на низкой высоте летать нельзя. Но я решил риск­нуть.

Пассажиров оказалось слишком много, человек 25, взлететь не получалось. А вода всё прибывала. Пришлось слить топливо, которого и так оставался мизер. Наконец, мы поднялись в воздух, а спустя полчаса лагерь затопило. Если бы я тогда действовал по правилам и лётным законам, дети погибли бы.

Коварство зелёных огней

- У пилотов есть какие-нибудь приметы, суеверия?

Конечно, особенно на войне каждый пытается как-то огра-дить себя от беды. Найти источник поддержки, защиты. Кто-то иконку или крестик берёт в кабину, кто-то перед вылетом через плечо плюёт. А ещё на войне у ребят была примета: пролетая над ущельем, кинуть туда монетки, чтобы обязательно вернуться.

Но мне кажется, тут роль по большей части играет случай. Я в приметы не верю, всегда полагался только на своё мастерство и интуицию. За мной во время чеченской кампании настоящая охота шла. Бандиты часто ловили наши частоты и прослушивали все разговоры. Меня даже по голосу узнавали. Говорят, что и награду назначили за мою голову.

Был такой случай: послали нас с напарником забрать пассажиров в одной точке и доставить их в другую. Всё происходило вечером, сумерки сгустились, видно было плохо. Вот впереди населённый пункт, зависли над селением, а оно как будто вымерло, вокруг ни души. Вдруг послышались позывные авианаводчика: «Вокруг ходят “духи”, поэтому садитесь там, откуда будет выпущена зелёная ракета». В небе появились зелёные огни, мы уже полетели в ту сторону, как вдруг совсем с противоположного края кто-то выпустил точно такую же ракету. Какое-то шестое чувство подсказало, что это ловушка. И именно в этот момент раздалась пулемётная очередь. Мы с трудом вышли из-под обстрела. Оказалось, что боевики заранее всё подготовили, окружили нас с разных сторон, разузнали, что для опознавания своих используется именно зелёный цвет. Только опыт и помог нам тогда избежать смерти.

Вообще пилоты, чтобы хоть как-то себя обезопасить, бортовые номера краской замазывали. Противник же знал, кто и на какой машине летает. Помню, в моё распоряжение до-ставили два вертолёта, а я тогда должен был уехать, машины переходили к другим лётчикам. Ну я им на прощание и говорю: «Не забудьте номера стереть». Они меня не послушали. В течение недели оба вертолёта сбили.

Сегодня вы президент Ассоциации ветеранов боевых действий, вас часто зовут на различные мероприятия, в школы.

- Да, у меня от звонков с приглашениями порой телефон разрывается. Жаль, что не везде могу побывать, порой просто времени не хватает. Но всё-таки стараюсь встречаться и с боевыми товарищами, и с подрастающим поколением, рассказываю детям о храбрых лётчиках, которых когда-то знал. Одному такому - Николаю Майданову мы в прошлом году смогли открыть памятник. Деньги на мемориал собирали всем миром.

Мы с Колей (Николай Майданов - прим. авт.) в Чечне часто работали парой. Он на своём вертолёте был ведущим, я - за ним. И вот очередное сложное задание, в горах. Да ещё и погода подвела. Мы должны были высадить десантников на склоне Аргунского ущелья. Поначалу всё шло неплохо, но вдруг нас стали обстреливать. Через несколько минут сквозь шум боя услышал в наушнике: «Первый ранен». Я прикрыл его, чтобы Коля улетел спокойно.

Майданов смог посадить свой борт на аэродроме, но врачи его не спасли. Для меня это была большая потеря, ведь он был моим другом, наставником.

Без привилегий

Александр Иванович, знаю, что у вас несколько лет тянутся разбирательства с получением положенной квартиры...

Моей квартирной истории действительно не один год. По закону Герой России имеет право на бесплатное жильё в любом регионе страны, но я его так и не получил. Об этой несправедливости много раз писали и центральные и местные средства массовой информации, но ничего не изменилось.

Сначала на мои обращения долго не реагировали, а потом чиновники, видимо, нашли выход. Чтобы формально соблюсти закон, меня попытались вселить в недостроенное жильё, площадь которого не соответствовала никаким нормативам. Я отказался от такого «подарка».

У меня писем из различных инстанций стопки. И каждый перекладывает ответственность на другое ведомство...

ДОСЬЕ
Дзюба Александр Иванович. Родился 13 августа 1957 года в посёлке Красноармейский Зерноградского района Ростовской области. В 1978 году окончил Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ.
С 1980 года проходил службу в Вооружённых Силах в Дальневосточном военном округе. В 1985 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище.
В 1988 году принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан.
С 1993 года проходил службу в Северо-Кавказском военном округе. В составе
325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка участвовал в грузино-абхазском, осетино-ингушском конфликтах и военных действиях на территории Чеченской Республики.
У Александра Ивановича солидная боевая биография. Свои первые награды - ордена Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени - он получил за мужество и отвагу, проявленные в Афганистане. А после пошло-поехало (хотя в нашем случае правильнее сказать – полетело): командировка в Анголу, участие в грузино-абхазском и осетино-ингушском конфликтах, обе кавказские кампании. На Северном Кавказе Александр Дзюба считался одним из опытнейших и бесстрашных вертолётчиков. За выполнение поисково-спасательных работ и высадку разведгрупп в недоступных местах отмечен орденами Мужества и «За заслуги перед Отечеством». Не случайно ведь именно Дзюба одно время летал в паре с легендарным асом Николаем Майдановым (командир отдельного транспортно-боевого вертолётного полка был Героем Советского Союза и России одновременно. – Прим. автора).
Будучи Героем России, Александр Дзюба мог выбирать любой регион для проживания после выхода на пенсию. Но постоянное жильё так и не получил

29 января 2000 года Александр Дзюба в паре с ведущим полковником Майдановым вылетел на очередную эвакуацию разведгруппы. При выполнении боевого задания вертолёт ведущего был обстрелян с земли – командир получил ранение, от которого почти сразу же после приземления на аэродроме скончался. Но до бетонки ещё нужно было добраться. Дзюба без промедления взял управление парой на себя, атаковал боевиков и тем самым обеспечил уход ведущего вертолёта на базу. После израсходования неуправляемых авиационных ракет он прикрывал отход пары из пулемётов. Проводив вертолёт командира в Моздок, Александр Иванович вернулся на свой аэродром и в течение двух суток выполнял задачу по доставке вооружения, грузов и личного состава на высокогорную площадку Итум-Кале без прикрытия с воздуха. За время боевых действий в «горячих точках» выполнил около 3000 вылетов. К званию Героя России вертолётчик из СКВО был представлен трижды. Золотая Звезда ему была вручена лишь в 2002 году. Вручая её, глава государства подчеркнул особые заслуги офицера ВВС.
Но ныне болит у нашего Героя сердце не от ранения, а от безразличия чиновников. Ведь заслуженного офицера отправили на пенсию по сути бомжом. Как Герой России, он мог выбирать любой регион для проживания после выхода на пенсию. Но постоянное жильё так и не получил. А вот из служебного, находящегося в военном городке в райцентре Ростовской области, его пытались выселять с помощью судебных приставов. Чтобы хотя бы формально соблюсти закон, Александра Ивановича пытались вселить в недостроенное жильё, на не соответствующую нормативам площадь. Это была, прямо скажем, убогая коммуналка. Герой России попытался найти правду. А его тем временем уволили с военной службы, причём так и не предоставив предусмотренного действующим законодательством жилья. Так начались мытарства бесквартирного защитника Оте­чества. Вот как, например, ответили на обращение губернатора Ростовской области Василия Голубева в военном ведомстве: «…Мин­обороны России обеспечивает жилыми помещениями военно­служащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года. А.И. Дзюба к указанной категории граждан не относится, поскольку был уволен с военной службы в 2004 году… Таким образом, основания для обеспечения А.И. Дзюбы жилым помещением по линии Минобороны России отсутствуют». Не обрадовали офицера и представители областного руководства. Из министерства строительства, архитектуры и территориального строительства Ростовской области пришёл следующий ответ: «…По информации администрации Егорлыкского района, Ваша семья проживает в квартире общей площадью 67,2 кв. м по адресу: ст. Егорлыкская… Указанное жилое помещение является ведомственным и относится к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации. Вы на учёте в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением на территории Ростовской области не состояли и не состоите. Таким образом, вопрос обеспечения Вас жилым помещением находится вне компетенции правительства Ростовской области…»
Не хочется делать каких-либо масштабных умозаключений, но, как видно, даже герои страны сталкиваются с унижениями и равнодушием.