39 фз о ценных бумагах. Закон о рынке ценных бумаг в российской федерации

В настоящее время действует специальный нормативный акт о рынке ценных бумаг. Закон призван регламентировать отношения, которые возникают в связи с эмиссией и обращением финансовых инструментов. В документе также определяются особенности образования и функционирования профессиональных участников сделок. Рассмотрим далее комментарии к закону "О рынке ценных бумаг".

Брокерская деятельность

Управление финансовыми инструментами

На осуществление данной деятельности не требуется лицензии, если она связана исключительно с реализацией ответственным лицом прав по ценным бумагам. Она включает в себя доверительное управление финансовыми инструментами, деньгами, предназначенными для совершения соответствующих сделок или заключения договоров.

Полномочия

Федеральный закон № 39 "О рынке ценных бумаг" предписывает участнику рынка, осуществляющему доверительное управление, указывать свой статус. Если конфликт интересов привел к убыткам клиента, ответственное лицо обязано компенсировать их за свой счет в порядке, предусмотренном в ГК. Закон Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" определяет перечень полномочий управляющего. В частности, указанный участник вправе приобретать финансовые инструменты и заключать договоры, которые предназначаются для квалифицированных инвесторов только в случае, если клиент сам является таковым.

Ответственность управляющего

Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает ряд последствий для ответственного участника торгов в случае нарушения им предписаний нормативных актов. К ним относят:

  1. Возложение обязанности на управляющего по требованию ЦБ либо клиента реализовать финансовые инструменты и прекратить соответствующие договоры.
  2. Возмещение убытков инвестору, нанесенных при продаже и расторжении соглашений.
  3. Уплата процентов по сумме, на которую были заключены договоры или совершены сделки. Величина процентов устанавливается по правилам При положительной разнице между суммой, полученной от продажи финансовых инструментов, прекращения или исполнения соглашений, и суммой, выплаченной в связи с приобретением и продажей, заключением, расторжением, выполнением контрактов, проценты подлежат выплате в размере, не покрытом данной разницей.

Исковое заявление о применении указанных выше последствий может предъявляться в течение 1 года с момента получения клиентом отчета, указывающего на допущенные нарушения.

Права и ограничения

В соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", управляющий должен вести учет финансовых инструментов, выступающих в качестве объектов управления, по каждому соглашению. По своему усмотрению этот участник реализует все юридические возможности, закрепленные в акциях. В договоре на доверительное управление может устанавливаться ограничение права голоса. Если оно отсутствует, ответственное лицо несет обязанности, связанные с владением финансовыми инструментами, выступающими в качестве объекта соответствующей сделки. Если управляющий не наделен правом голоса, предписывает ему обязанность предоставить сведения об учредителе. Это необходимо для формирования списка субъектов, обладающих возможностью участвовать в общем собрании акционеров/участников.

Кроме этого управляющий по требованию учредителя обязан дать указание на реализацию учредителем права голоса. Ответственное лицо может обращаться в суд с любым иском, обусловленным осуществлением им его деятельности, в том числе теми, субъектами по которым выступают акционеры или прочие владельцы финансовых инструментов. При этом издержки, связанные с рассмотрением споров, оплачиваются за счет объекта доверительного управления.

Деятельность депозитария

В качестве нее Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" признает предоставление услуг по хранению сертификатов либо переходу и учету прав на финансовые инструменты. Депозитарий, который осуществляет расчеты по итогам сделок, заключенных по соглашениям с организаторами торгов либо клиринговыми компаниями, именуется расчетным. Лицо, которое пользуется указанными выше услугами, называется депонентом. Между участниками заключается депозитарный договор. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" устанавливает ряд требований к соглашению. В первую очередь, оно должно оформляться письменно. Депозитарий должен утвердить условия, в соответствии с которыми он будет осуществлять свою деятельность и которые выступают в качестве неотъемлемой части договора.

Деятельность, связанная с ведением реестра

В качестве нее признается сбор, обработка, фиксация, хранение и предоставление в установленных законом случаях сведений о владельцах финансовых инструментов. Данную деятельность вправе осуществлять исключительно юрлица. Субъект, ведущий реестр, именуется его держателем. Им может выступать профессиональный участник сделок на рынке ценных бумаг. При этом он должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством, держателем выступает и иной профессиональный участник. Регистратор не может совершать сделки с финансовыми инструментами эмитента, реестр собственников которых он ведет. Информационная база владельцев представляет собой систему записи о лицах, которым открыты лицевые счета. Она формируется на конкретный момент времени. В реестре также присутствуют записи о ценных бумагах, которые учитываются на этих счетах, об обременениях и прочие данные, перечень которых устанавливается в законодательстве. Держатель ведет свою деятельность в соответствии с нормативными актами ЦБ, правилами, утвержденными им. Требования к последним устанавливаются Центробанком.

Госрегулирование

Функционирование рынка контролируется государством. Регулирование осуществляется:

  1. Установлением обязательных требований к осуществлению деятельности профессиональными участниками и ее стандартов.
  2. бумаг и проспектов, контролем соблюдения эмитентами обязательств и условий, установленных в них.
  3. Лицензированием деятельности участников рынка.
  4. Формированием системы защиты интересов владельцев и контролем соблюдения их эмитентами и иными субъектами.
  5. Запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляемой без лицензии.

Специфика разрешений

Лицензирование работы осуществляется двумя способами. Субъекты могут получить разрешение на ведение реестра или на осуществление деятельности в качестве профессионального участника торгов. Лицензии выдаются на основании заявления. Предоставление разрешения профессионального участника на ведение брокерской деятельности по заявке соискателя допускается исключительно по заключению договоров, выступающих в качестве производных финансовых инструментов, основным активом которых является продукция. Лицензионные требования и условия могут различаться в зависимости от операций и сделок, осуществляемых в процессе работы.

Приостановление и аннулирование разрешений

Данные действия входят в полномочия Центробанка. В качестве оснований для аннулирования лицензий могут выступать:


При принятии Центробанком решения об аннулировании разрешения на ведение профессиональной деятельности организация обязана прекратить свои обязательства в срок, установленный в распоряжении ЦБ. При этом данный период не может быть больше 1 года. Обязательства, возникшие по депозитарным договорам, должны прекращаться с выполнением условий, предусмотренных нормативными актами Центробанка.

1. Держатели реестра и депозитарии обязаны обеспечить конфиденциальность информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информации о таком счете, включая операции по нему.

2. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены только лицу, которому открыт лицевой счет (счет депо), или его представителю, а также иным лицам в соответствии с федеральными законами. Депозитарии вправе по письменному указанию депонента предоставлять иным лицам информацию о таком депоненте, а также об операциях по его счету депо.

3. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут предоставляться депозитарием лицам, указанным в депозитарном договоре, в установленных им случаях.

3.1. Если держателем реестра или депозитарием зафиксировано обременение ценных бумаг либо зарегистрирован факт их обременения, в том числе залог, информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть предоставлена лицу, в пользу которого зафиксировано (зарегистрировано) обременение ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России.

4. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть также предоставлены судам и арбитражным судам (судьям), Банку России, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики при наличии согласия руководителя указанных органов, а также в случаях и объеме, предусмотренных федеральным законом, избирательным комиссиям при осуществлении ими функций по контролю за порядком формирования и расходованием средств избирательных фондов, фондов референдума, за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде пожертвований граждан и юридических лиц, а также за источниками денежных средств и иного имущества политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, полученных в результате совершения сделок.

5. Информация о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информация о количестве ценных бумаг, которые учитываются на указанном лицевом счете (счете депо), может быть также предоставлена эмитенту (лицу, обязанному по ценным бумагам), если это необходимо для исполнения им обязанностей, предусмотренных федеральными законами, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

5.1. Держатели реестра и депозитарии обязаны получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у держателей реестра и депозитариев запрашиваемых сведений держатели реестра и депозитарии обязаны направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах.

6. В случае нарушения держателем реестра или депозитарием требований настоящей статьи лица, права которых нарушены, вправе требовать от соответствующего держателя реестра или депозитария возмещения причиненных убытков.

7. Держатель реестра и депозитарий несут ответственность за нарушение требований настоящей статьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Регламентирование правоотношений на российском финансовом рынке установлено рядом нормативных актов. Основополагающим среди них считается Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Вступив в силу 25.04.1996, он пришел на смену Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.

В первую очередь, закон о рынке цб определяет понятие владельца акций на финансовом рынке, перечисляет особенности и права участников торгов. Далее в нем изложены требования, предъявляемые к органам управления и работникам профучастников сферы обращения ценных бумаг.

Эмиссии и порядку обращения ценных документов посвящен раздел 3. Отдельные главы освещают вопросы информационного обеспечения процесса оборота акций и других дорогостоящих документов, применения санкций за неправомерные операции с ними. Роли и месту Центрального банка России в осуществлении контроля за финансовыми рынками отведены специальные главы 5-го раздела.

Нормы закона в части брокерской деятельности, работы депозитария, ведения реестра ценных бумаг и др. относятся по большей части к профессиональным участникам биржевой торговли. Рядовым инвесторам важно изучить изложенные в фз 39 стандарты, а также правила государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Закон содержит 53 статьи, сгруппированные по 13-ти главам в 6 разделов. На сегодняшний день актуальна последняя редакция от 23.07.2018 с дополнениями, внесенными двумя нормативными актами: № 75-ФЗ от 18.04.2018 и № 90-ФЗ от 23.04.2018. Не исключено, что в скором времени будут еще корректировки. Дело в том, что закон об инсайде, принятый 26.07.2018, уточнил некоторые нормы противодействия манипулированию рынком. В частности, предъявляются дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, сотрудники которых на регулярной основе получают от клиентов инсайдерскую информацию. Как бы там ни было, любое редактирование закона о рцб направлено на то, чтобы способствовать развитию финансового рынка.

Структурная облигация как новый вид ценных бумаг

Законодательные новшества касательно выпуска и порядка работы с ценными бумагами таковы:

1. Уточнено и закреплено в третьей части статьи 2 понятие облигации;

2. Введен в действие её новый вид – структурная облигация;

3. В дополнительной статье 27.1-1 определены особенности выпуска и обращения новых эмиссионных ценных бумаг;

4. Расширен круг инвесторов, имеющих право их приобретать. Пунктом 13.1 статьи 44 предусмотрен особый порядок продажи этих долговых бумаг физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и квалифицированными инвесторами.

Структурные облигации интересны тем, что, по сравнению с классическими облигациями и банковским вкладом, имеют более высокую доходность. Размер выплат по ним может быть меньше номинальной стоимости. Запрещено досрочное погашение облигаций по решению эмитента. Помимо денежных средств, предусмотрены выплаты в виде иного имущества. Ввиду того, что на рынке ценных бумаг в последнее время наблюдается тенденция к снижению размеров дисконтов и процентных ставок, нововведенную облигацию можно рассматривать как альтернативу обычным облигациям или депозитам.

Квалифицированный инвестор и эмитент облигаций – специализированное финансовое общество

Относительно правового статуса такого участника рынка ценных бумаг, как специализированные финансовые общества, в 39-ФЗ внесены существенные поправки:

1. Редакции статей 15.1 и 15.4 и дополнение статьи 42 пунктом 26 дают расширенную трактовку гражданских прав и обязанностей специализированных финансовых обществ. В частности, обязательства, возникающие у такого общества перед третьими лицами, касаются не только работы с облигациями, но и обеспечения своей деятельности;

2. Помимо кредитных организаций, дилеров и брокеров, определены иные эмитенты ценных бумаг. Подпункт 1.2 пункта 2 статьи 51.2 устанавливает, что ими являются те специализированные финансовые общества, «которые в соответствии с целями и предметом их деятельности вправе осуществлять эмиссию структурных облигаций»;

3. Внесение дополнений в статью 15.1 связано с уточнением целей и предмета деятельности специализированных финансовых обществ.

Поскольку отношения, которые возникают при выпуске и обращении эмиссионных бумаг, весьма многогранны, редактирование 39-ФЗ бумаг – процесс практически перманентный. Так, до конца текущего года произойдет следующее:

  • принятые Федеральным законом № 75- ФЗ от 18.04.2018 изменения в части регулирования структурных облигаций и уточнения правового статуса специализированных финансовых обществ, вступят в силу 16.10.2018;
  • ​с 21.12.2018 начнут действовать поправки в отношении деятельности по инвестиционному консультированию, внесенные Федеральным законом № 397- ФЗ от 20.12.2017.

Однако, оценить в целом действенность Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в новой редакции можно будет не сразу, а лишь по прошествии определенного времени.

Рынок ценных бумаг — это экономический оборот акций и финансовые отношения между их владельцами. Другими словами, это финансовая часть рынка, на котором используются биржевые инструменты. Ценные бумаги — это один из видов финансовых инструментов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценная бумага — это документ стандартной формы и данных, который определяет имущественные права владельца. Передать или осуществить эти права можно, если иметь при себе хотя бы одну акцию. Статья 128 Гражданского кодекса гласит о том, что ценная бумага определяет гражданские права на движимое имущество.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают при обращении ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также учитываются особенности обращения других акций, которые предусматриваются профессиональными участниками рынка.

Кроме того, настоящий Федеральный закон определяет правила, согласно которым организуются торги. Ценные бумаги допускаются к торгам в случае их учета. Учет производится на основании действующего Федерального закона. Биржа учитывает листинг после включения их в котировальные списки. Учет в подобных списках означает, что владельцев допускают к торгам.

Учет ценных бумаг осуществляется лишь после заключения договора с эмитентом.

Исключением являются случаи, в которых:

  • В соответствии с законом учет осуществляется федеральными государственными органами власти или Банком России;
  • Учет производится самим торговцем, если владельцем ценных бумаг является он сам;
  • Они не включаются в котировальные списки, если бумаги были зарегистрированы на ином торговом мероприятии;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года, а одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Последние изменения были внесены при последней редакции от 30 июня 2017 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Описывает отношения, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Глава 2 — Перечисляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • Глава 3 — Описывает допуск акций к торгам;
  • Глава 4 — Определяет основные положения об эмиссионных ценных бумагах;
  • Глава 5 — Определяет основное понятие эмиссии;
  • Глава 6 — Описывает обращение ценных бумаг;
  • Глава 7 — Раскрывает информацию на рынке;
  • Глава 8 — Описывает, в каких целях можно использовать служебную информацию;
  • Глава 9 — Описывает правила рекламы на рынке, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • Глава 10 — Перечисляет основы регулирования рынка;
  • Глава 11 — Регулирует деятельность профессиональных участников на рынке;
  • Глава 12 — Перечисляет функции и полномочия банка России;
  • Глава 13 — Описывает саморегулирующую организацию в области финансового рынка.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, дата внесения изменений в законе при последней редакции 30 июня 2017 года. Были внесены поправки в двух статьях: статья 14 и статья 17.2.

Статья 14

В подпункте 1 статьи 14 настоящего закона было дополнено предложение «осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг или облигаций Банка России».

Статья 17.2

Ст 17.2 настоящего закона была дополнена пунктом 7. В нем говорится о том, что положения и правила действующей статьи не относятся к процедуре приобретения Банком России ценных бумаг по договорам репо.

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения при последней редакции не вносились. Тем не менее, в них содержится важная информация.

Статья 1

В ст 1 ФЗ «О Фондовом рынке» определяется предмет регулирования настоящего Федерального закона. Это отношения, которые возникают в случае обращения и эмиссии ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также в статье описывается, что могут участвовать другие акции, которые предусмотрены Федеральным законом.

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» описывает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.

Например :

Эмиссионная ценная бумага — это любая акция, которая характеризуется в следующих аспектах :

  • Учитывает имущественные и не имущественные права;
  • Имеет одинаковые сроки и объем для осуществления права. Время приобретения акции большой роли не играет;
  • Публикуется выпусками.

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая имеет одного владельца, он же акционер.

Облигация — эмиссионная акция. Согласно закону, ее владелец имеет право получить ее номинальную стоимость в любой момент. В некоторых случаях владелец может получить фиксированный процент от номинальной стоимости или другие имущественные права. Доход от облигации эквивалентен процентам от прибыли.

Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления, исполнительный орган государственной власти или другой организатор мероприятия. Он несет ответственность перед владельцем ценных бумаг или перед собой. Иными словами, он следит за тем, чтобы права, закрепленные за этими акциями, не нарушались.

Статья 8

В статье 8 ФЗ «О РЦБ» описывается работа по ведению учета собственников ценных бумаг.

В ходе проведения подобной работы вовлекаются несколько процессов:

  • Учет;
  • Контроль информации;
  • Хранение сведений.

Подобные работы должны проводиться исключительно юридическими лицами. Если лицо изъявляет желание заняться ведением реестра, оно переименовывается как держатель реестра. По просьбе эмитента держателем реестра может стать участник рынка ценных бумаг. Основное условие — иметь при себе лицензию, действие которой позволяет вести реестр. Возможны и другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Статья 30

Ст 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие «раскрытие информации». Иными словами, термин раскрытие информации означает доступность информации для всех заинтересованных лиц. Другими словами, в соответствии с законом раскрытая информация не требует привилегий для получения доступа. Если регистрируется проспект акций или российские депозитарные расписки, допуск к информации осуществляется на рынке.

Скачать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» включает в себя 13 глав и 53 статьи. Он определяет владельцев акций на финансовом рынке. Перечисляет особенности и права конкретных лиц, которые могут участвовать на торгах. Чтобы подробнее проанализировать основные аспекты, ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками законодательных положений, скачайте 39-ФЗ по .

Долгоиграющий процесс с количеством участников более одного требует формализации. Передел собственности в 90-х годах привел к подготовке закона "О рынке ценных бумаг". Норматив претерпел пять десятков поправочных формуляров за 20 лет. Корректировке подвергались трудности эмиссии облигаций и расписок, а также сложности деятельности по управлению ценными бумагами.

Законодательная база

Табель дорогостоящих активов обширен:

  • акции и облигации:
  • паи ПИФ:
  • чеки и коносаменты;
  • векселя и закладные.

ФЗ о рынке ценных бумаг регулирует отношения субъектов на поле эмиссионных инструментов.

Закон создали на подготовленной почве, параллельно с обновленным Гражданским Кодексом и уложением об акционерных обществах.

Экономическая и политическая раскладка сил внутри страны и необходимость учета международных правил диктуют изменения в закон. Последняя корректировка произошла 31 декабря. Страны слушала бой курантов, а служители Фемиды утверждали поправки.

Определение понятия

Деятельностью по управлению ценными бумагами считается функционирование профессиональных участников рынка ценных бумаг РЦБ в условиях доверительного руководства акциями и облигациями; производными активами - фьючерсами и опционами; деньгами для покупки и продажи перечисленного.

В ст. 39 ФЗ растолкованы ключевые термины РЦБ, перечислены виды профессиональной занятости и закреплена ссылка на ограничения по совмещению профессиональных операций на РЦБ. Кроме того, там изложены нормы касательно эмиссионных ценностей - их разновидности, порядок выпуска и обращения.

Активность на РЦБ

Деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по состоянию на январь 2018 года включает шесть видов занятий:

  1. Брокерские операции. Представляют собой действия над акциями и облигациями производятся на базе возмездных договоров с клиентом за счет клиента. В законе уточняется, кто может быть клиентом - эмитент или лицо со свободными денежными средствами.
  2. Дилерская практика- это тоже покупка/реализация активов, но уже за собственный счет и от собственного имени по цене, заявленной публично.
  3. Депозитарные функции - хранение сертификатов на активы, если они выпущены в бумажной форме, или создание и поддержание в актуальном состоянии учетных записей о переходе права собственности на ценные свидетельства.
  4. Ведение реестра обладателей ценных активов. Эта деятельность подразумевает сбор, обработку, архивирование и предоставление по обоснованному запросу сведений о владельцах акций, облигаций и прочих активах.
  5. Организация торговли на фондовом и других рынках, услуги участникам РЦБ для результативного совершения сделок.
  6. Деятельность по управлению ценными бумагами, договорные отношения с обозначенной платой за услуги и сроком исполнения обязательств по доверительному управлению: чужими ценными активами в виде денежных средств на приобретение паев; уже находящимися в собственности активами; деньгами и бумагами, полученными как результат операций с переданными в ведение ценностями.

Управляющий обязан соблюдать интересы клиента и совершать доходные операции в рамках заключенного договора. За проведенную работу он имеет право на вознаграждение и на компенсацию понесенных необходимых трат. Оплата за труд и возмещение затрат производится за счет объектов заведования. Получен клиентом доход по итогам доверительного руководства ценными бумагами или понесены убытки, за работу управляющего надо расплатиться по условиям договора.

До 2011 года в законе работала еще статья о клиринге. Затем эта работа была из норматива исключена и обвешана собственными правилами. С декабря 2018 года ст. 6 Закона о рынках ценных бумаг пополнится двумя новыми пунктами об инвестиционном консультировании.

Кого считают профи

Перечисленной выше деятельностью по управлению ценными бумагами вправе заниматься исключительно юрлица (ст. 2). На роль инвестиционного советника вправе претендовать как они, так и физлица (ИП). Для соискателей обязательное условие соответствия - членство в саморегулируемой организации инвестиционных советников.

Каким бы трудом не занимался профессиональный участник, он носит звание управляющего.

Добротность и правомерность движений профессиональных участников РЦБ контролирует ФСФР - федеральная служба по финансовым рынкам. КФУ подконтрольны Центральному Банку.

Организаторы торговли ценными бумагами и другие профессиональные участники осуществляют внутренний контроль силами штатных ревизоров.

Кодекс правления

Участники РЦБ допускаются к осуществлению функций на основании лицензий:

  • на управление активами;
  • на ведение реестра собственников рыночных активов;
  • на организацию фондовой торговли (биржи).

Правила осуществления деятельности по управлению ценными бумагами закреплены в постановлении ЦБ РФ. Существовавший ранее «Порядок…» уложение заменяет на «Требования…»:

  • к регламенту администрирования занятий по заведыванию дорогостоящими активами;
  • к режиму раскрытия сведений о состоявшихся движениях активов, доверенных управляющему;
  • предотвращению столкновения интересов управляющего и клиентов.

В ст. 39-ФЗ прямо указано, что если действия управляющего вступили в противоречие с интересами клиента и привели доверившегося гражданина к убыткам, то управляющий отвечает за причиненный ущерб и возмещает клиенту потери. Кроме того, установлены ограничения на совмещение видов занятий.

Компания, ведущая реестр, не вправе заниматься другими видами профессиональных практик на РЦБ, а клиентский брокер не имеет доступа к депозитарным занятиям.

Форекс-дилеры ограничены собственным занятием, отсутствует право совмещать функции профессионального участника РЦБ, не разрешается заниматься другой работой из перечня, установленного законом 39.

Разрешено одновременно оказывать комплекты услуг в следующем составе:

  • брокерские;
  • дилерские;
  • по управлению ценными бумагами.

Правила учета

Управляющий наделен обязанностью ведения учета ценных бумаг, переданных ему в управление. Знание гражданского права и норм бухгалтерского учета - обязательное качество профессионального менеджера.

Ценности учитываются обособленно в разрезе каждого доверителя. Нарушение порядка учета управляющим расценивается как административное правонарушение с последующим наказанием в виде штрафа в интервале 20-30 тысяч или отстранения от службы на год. Взыскания с юридических лиц лежат в пределах 500-700 тысяч.

Банки и бумаги

Кроме традиционных банковских функций, КФУ играют на фондовом рынке следующую роль:

  • эмитента, когда банк выпускает в обращение собственные облигации для привлечения дешевых займов или акции для формирования уставного фонда;
  • инвестора, вкладывающего финансы в доли и паи чужих проектов с планом последующего получения дохода в виде части прибыли профинансированного эмитента - дивидендов или купонного дохода;
  • профессионального участника РЦБ, выполняя на основе лицензии работу брокера, дилера или управляющего ценными бумагами.

Деятельность банков по управлению ценными бумагами включает выдачу займов под покупки дорогого имущества, исполнение функций платежных агентов компаний-эмитентов и проведение расчетов по итогам рыночных манипуляций.

Помощник профессионала

В перечне субъектов, управляющих ценными активами, отсутствует термин «трансфер-агент». ФЗ о рынке ценных бумаг не причисляет таких лиц к профессиональным участникам. Организации, оказывающей услуги трансфера, не требуется лицензирование и вступление в СРО.

Нагрузки трансфер-агента такие:

  • прием формуляров от зарегистрированных в реестре лиц при манипуляциях с активами;
  • аккумуляция подлинников, имеющих отношение к производимым действиям с активами, и отправка реестродержателю;
  • выдача состоящим в реестре лицам формуляров, подготовленных держателем реестра;
  • подтверждение подписи на распоряжениях состоящих в реестре лиц при хозяйствовании над ценными бумагами.

Исключительно сбор и передача информации. Держатель реестра распоряжается полученным материалом: корректирует учетные записи и готовит выписки.