День птиц в детском саду. Сценарий праздника для старшей и подготовительной групп детского сада «День Птиц

Игровое развлечениедля детей 4-6 лет «Как кричат птицы?»

Цель : играя и звукоподражая, научить детей различать птичьи голоса.

Ход развлечения

I. Загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки. Ответы детей можно сопровождать показом иллюстраций с изображением птиц.

Чики-рики, чик-чирик,

Прыг-прыг, чики-чик.

Шарик серенький шныряет,

С земли крошки подбирает. (Воробей.)

Кукованя: «ку» да «ку», -

Кричит рябая в лесу,

Тебе годы подсчитает,

Вредных гусениц съедает. (Кукушка.)

Тимох, тимох!

Клех, клех, клех!

Днем и ночью в наш садок

Пением своим завлек. (Соловей.)

Кар-кар! Большой базар!

Это вовсе не пожар,

А игры самый разгар:

В ухо не пищи, комар. (Ворона.)

Тырр-тырр-тырр!

Белобока - восемь дыр -

По лесу летала,

В круг птиц собирала. (Сорока.)

Синь-хо-хо! Синь-хо-хо!

Мы летаем далеко.

Синь-синь-синь-хо-хо!

Зимой очень нелегко. (Синица.)

Тры, тры, тры...

В поле черные бугры,

Еще травка не блестит,

Одеялом снег лежит. (Жаворонок.)

Дёрг, дёрг! Драть, драть!

Будем весело играть. (Коростель.)

Спать пора! Спать пора!

Турл-ва-ва! Турл-ва-ва!

В поле рожь шумит: ва-ва.

Спрячь, родимая, меня! (Перепел.)

Тук-тук-тук!

Раздается в лесу стук.

Доктор дерево долбит.

Потому-то и стучит. (Дятел.)

II. Приговорки птицам.

Дети, одетые в костюмы птиц, выходят на сцену или в центр зала, а остальные дети приговаривают. В записи звучат голоса тех птиц (детей в костюмах), которым предстоит выход.

Кукушке

Кукушечка, кукушечка,

Серая рябушечка,

Прокукуй в лесу:ку-ку -

Сколько лет я проживу?

Соловью

Соловейка маленький,

Сизенький, касатенький.

Перышки рябенькие,

Сам красивый, стройненький,

Сядь в саду, пощебечи

Звонко днем ты и в ночи:

Так-тьех, тьех, фьють-фьюти!

Так-тьех, тьех, фьють-фьюти!

Вороне

Вороны-вороны,

Все ли вы здоровы?

Одна воронушка не здорова,

Себе ноженьку наколола.

Мы поедем во Торжок,

Вороне купим сапожок!

Сороке

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

Не высоко, не далеко -

Чтобы солнышко видать!

Воробью

Чили-чили, воробей!

Клюй, клюй конопель!

Трещи-пищи,

Конопель тащи!

Чио-чио, фью, фью, фью,

Чики-чирик, чью, чью, чью.

Синице

Тилюляй, тилюляй,

Мужик, сено поваляй,

Да по полю погуляй,

Тилюляй, тилюляй!

Жаворонку

Тры-тры-тры -

Певец солнечной поры,

Полечу на облышко, облышко,

Схвачу за бородку солнышко, солнышко.

Полечу кием бить, бить.

Мне бы кий не уронить,

Крылышки не опалить.

Тры-тры-тры -

Певец радостной весны!

III. Игра «Птицы».

На земле рисуют круг - это небо. Все играющие выбирают себе названия разных птиц (синица, ворона, воробей и т. д.) и выстраиваются в нескольких шагах от круга в ряд. Один из детей изображает лису, он ходит между кругом и птицами и поет.

Сорока-белобока,

Верти-вертибока,

Зеленый хвост,

Длинный нос,

Прилетай на покос -

Там рассыпан овес!

Участник игры, назвавшийся ранее сорокой, машет руками, как будто хочет взлететь, и перебегает в круг, а лиса его ловит.

В конце игры птицы, пойманные лисой, и птицы, убежавшие в круг, берут за концы палку или жгут и тянут, каждая сторона к себе. Чья сторона перетянет, та выигрывает.

IV. Задание для свободной самостоятельной деятельности детей.

Найти загадки о домашних птицах.

V. Практическая творческая деятельность.

1. Совместный рассказ детей и воспитателя о пользе тех птиц, названия которых звучали на протяжении мероприятия.

2. Конкурс рисунков о диких птицах.

Цель праздника:

способствовать развитию и укреплению интереса обучающихся к природе родного края, формированию экологической культуры.

— познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц;

— развивать познавательный интерес к культуре и истории своего народа;

— развивать коммуникативные навыки обучающихся;

— формировать у детей чувство национальной гордости;
— учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Праздник «День птиц» рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет.

Его можно провести и в рекреации в школе и в кабинете.

Предварительная работа.

Дети первого года обучения (7-8 лет) на занятиях знакомятся с пословицами и поговорками о птицах, учат заклички и репетируют хоровод.

Дети второго года обучения (9-10 лет) на занятиях разучивают песню

«У дороги чибис».

Дети третьего года обучения (11-12) на занятиях лепят из глины

птичек-свистулек.

Ведущие – старшеклассники- выпускники детского объединения.

Педагог вместе с родителями обучающихся печет «жаворонков» из теста.

Изготовить и установить на территории образовательного учреждения скворечник.

Оформление кабинета: в центре доски перекидной календарь (40х50см), на страницах которого написано

Страница День птиц.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Музыкальное сопровождение.

1. Украинская народная песня «Птичка».

2. Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

3. Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

4. Песня «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

1-й ведущий. Дорогие друзья, сегодня праздник в честь наших пернатых друзей, сегодня у нас День птиц.

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов.

Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в конце марта проводят традиционный День птиц. Почему выбран этот месяц нам подскажет Русский земледельческий календарь, который мы сегодня откроем на самых главных весенних птичьих страницах, дополняя приметы и обычаи наших предков исследованиями биологов.

1-й ведущий. Открываем первую страницу.

Как гласит календарь, 9 марта в день Обретения главы Иоанна Предтечи — птица гнездо обретает.

Какие поговорки вы знаете об этом дне?

Вот какие поговорки есть в календаре об этом дне:

(дети перечисляют поговорки)

На день Обретения птица гнездо завивает а перелётная птица возвращается (из тёплых стран) вырытая.

Птичье потенье – гнёзд обретенье.

Именно с птиц начинается весенняя суматоха.

Синица запела – тепло ворожит, жалуется на бескормицу, поёт: «В пуне светится, в пуне светится». Ей вторит овсянка: « А ты мужик сено носи, да не труси».

2-й ведущий. С этого дня наши соседи, воробьи, синицы, вороны, с громким криком и шумом возвращаются к своим гнёздам и начинают их ремонт.

Кто из вас знает загадки о воробьях, синицах и воронах?

(загадывание и отгадывание загадок детьми)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)

1-й ведущий. Открываем вторую страницу.

Весна красна,

На чем пришла?

На прутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске

14 марта согласно Русскому земледельческому календарю день Авдотьи-весновки. Этот день раньше был началом нового года и считался большим праздником. Отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день дети и девушки начинали «кликать весну», влезая на крыши строений или собираясь на пригорках и выкрикивая веснянки:

Дай весна

Добрые годы

Годы добрые

Хлебородные,

Зароди жито

Жито густое,

Колосистое.

Колосистое,

Ядринистое,

Чтобы было с чего

Пиво варити.

Пиво варити,

Ребят женити,

Ребят женити,

Девок отдавати.

(Выходят дети и становятся в хоровод.)

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём,

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

(Выходит «Весна») Я Весна – красна

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход,

Присылаю к вам гонца –

Говорливого скворца,

Всюду: в поле и в лесу,-

Людям радость я несу.

(Дети поют в хороводе) Мы весняночку поём,

Весну красную зовём,

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём

1-й ведущий. Долгое время люди верили, что песня жаворонка в этот день являлась божьим благословлением.

2-й ведущий. Ребята, отгадайте загадку:

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

Правильно!

Открываем третью страницу.

С этого дня начинается прилёт перелётных птиц. Какие пословицы и поговорки вы знаете о граче?

(дети перечисляют поговорки)

Увидел грача – весну встречай.

Грач на горе – весна на дворе.

Грач зиму расклевал.

Налетели грачи,

стали зиму толчи,

пить снегов молоко.

1-й ведущий. А сейчас мы с вами проведём игру, которая называется «Грачи летят». Я буду читать стихи и показывать, как летят птицы.

Будьте внимательны: кто ошибётся – выходит из игры.

(Игра «Грачи летят»)

2-й ведущий. Ребята, отгадайте-ка загадку:

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растенья.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворенья. (Жаворонок.)

Открываем четвертую страницу.

22 марта, православный праздник – День сорока Севастийских мучеников. В этот день согласно Русскому земледельческому календарю приходит главный птичий праздник, который в народе называют СОРОКИ.

Давно заметили, что с этого дня вслед за жаворонком и скворцом начинается массовый прилёт перелётных птиц.

А какие пословицы и поговорки вы знаете об этом празднике?

(дети перечисляют поговорки)

Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.

На Сороки сорока кладёт сорок палочек на гнездо.

Сколько проталинков – столько и жаворонков.

1-й ведущий. Между небом и землёй

Песня раздаётся

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей.

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий? (Н. Кукольник «Жаворонок»)

Как долгожданная весть звучит над полем первая песня жаворонков.

Не зря в Древней Руси любили жаворонков – ведь он один из главных помощников в борьбе с вредными насекомыми в поле.

Детвора зазывала жаворонков, чтобы они быстрее вернулись и принесли весну на крыльях, чтобы не оставили их поля и нивы без своей звонкой песни, без своего заступничества, без божьего благословления.

2-й ведущий. На Сороки из пресного теста пекли «жаворонков» (ведь в это время всегда Великий пост). В большинстве случаев с распростёртыми крыльями, как бы летящих. А вы знаете, что жаворонок одна из немногих птиц, поющих в полёте?

(Раздаём всем печеных птичек).

Этих печёных птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

(дети микро-группами читают заклички)

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму,

А нам лето.

На тебе сани,

А нам телегу!

Уж ты пташечка,

Ты залётная,

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите!

Нам зима то надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел!

Ой вы, жаворонки, жаворонки,

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

1-й ведущий. Печёных птичек обычно съедали, а вот новгородцы по этим птичкам гадали. В одну из них запекали монетку. Кому в семье она достанется – тот в этом году будет самым счастливым. А монетку хранили на божнице или носили с собой. В ряде мест на Сороки выбирали с помощью этих печёных птичек семейного засевальщика. Для этого также запекали в них одну монетку. И мужчины, независимо от возраста, тянули жребий. Кому он выпал, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала сева. В Орловской губернии дети отдавали печёных жаворонков матерям со словами:

Как жаворонок высоко летал,

Так чтобы и лён твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

Так чтобы и лён головастый был.

В закличках вспоминали не только жаворонков, но и много других птиц.

Жаворонки, жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите.

Галки, галки, принесите по палке!

Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!

Кукушки! Принесите по мотушке.

Синицы, синицы, принесите по спице!

Канарейки, принесите по швейке.

Чечётки, чечётки, принесите по щётке.

Тогда утки дуйте в дудки,

Идите плясати.

(Дети танцуют хоровод с песней «Ах, утушка моя луговая»)

2-й ведущий. А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…(скворец).

А какие поговорки вы знаете о скворце?

Увидел скворца – весна у крыльца.

Скворец – весны гонец.

Люди давно обратили внимание на ту помощь, которую оказывают человеку скворцы, защищая растения от опасных насекомых. Обратили внимание на их забавное пение и на то, что они охотно селятся вблизи человеческого жилья.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели,

Прилетели наконец!

1-й ведущий. Отгадайте-ка ещё загадку:

На берёзе теремок,

Не висит на нём замок.

Дверь открыта для жильца –

Говорливого скворца. (Скворечник.)

Кто же придумал скворечник?

Это установить невозможно. В прошлом тысячелетии индусы развешивали для скворцов сухие бутылочные тыквы. В Европе первыми стали устанавливать скворечники голландцы в начале XVI века. Это были глиняные сосуды с отверстием, которые прикреплялись к деревьям или стенам домов. В то же время немцы начали делать деревянные скворечники, но и в Голландии, и в Германии те, кто сооружал скворечники, преследовали корыстную цель: когда птенцы подрастали, их забирали и съедали.

В России делали скворечники из эстетических соображений «… чтобы приятный свист увеселял слух человеческий». Судя по всему, это был древний обычай. Вот что писал в «Зоогеографии», вышедшей в 1811 году, знаменитый учёный Паллас: «Во всей России, в особенности в умеренных широтах и на юге… скворцы пользуются большой заботой. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички… и за преступление считается, если гнездо разоряется или убивают скворца».

Обычай вывешивать скворечники, чтобы привлекать и охранять птиц, стал из России распространяться по странам Европы с 20-х годов прошлого столетия. Следуя этому древнему обычаю, сегодня мы с вами установили на территории школы скворечник и дуплянку. А поселившиеся в них птицы будут охранять растения от вредителей и радовать нас своими песнями.

2-й ведущий. В поговорке говорится, что сорок сороков птиц прилетает на Сороки, однако не все птицы прилетают одновременно. Их прилёт растягивается на весь апрель и начало мая.

В апреле в Русском земледельческом календаре нет отдельных «птичьих» страниц, но именно в этот месяц прилетают основные наши помощники в борьбе с гусеницами, тлёй, мухами и комарами. К нам летят дрозды и зяблики, пеночки и трясогузки, мухоловки и чибисы.

(Дети поют «Песенку про чибиса».)

1-й ведущий. Открываем пятую страницу. Отгадайте загадки:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

Спереди шильце, сзади вильце,

Сам мал, а за морем бывал. (Ласточка.)

Именно 6 мая в Егорьев день ожидали прилёт ласточек, стрижей, начинали прислушиваться к кукушке. Кто знает пословицы, приметы об этих птицах?

Ласточки и стрижи тепло принесли.

Кукушка кукует — хорошая погода будет.

При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились.

2-й ведущий. С этого дня стаями прилетали певчие птицы. Егорьев день – большой праздник на Руси. Раньше он открывал сезон хороводов и весенних ярмарок, на которых крестьяне и промысловый люд продавали сделанные за зиму товары. Ярмарки оглашал свист дымковских и филимоновских свистулек. А ведь именно певчие птицы послужили прообразом этому народному музыкальному инструменту. Свистульки в форме птичек сделали на занятиях наши мастерицы. Сейчас они продемонстрируют вам своих птичек и их «голоса». Мы надеемся, что вы по достоинству оцените их усилия.

(Дети свистят на свистульках)

1-й ведущий. Вот мы и подошли к последней весенней птичьей странице нашего календаря. Отгадайте загадку:

Не заметный с виду

Там среди ветвей

Песню с переливами

Спел нам …(соловей).

15 мая, в день Бориса и Глеба – соловьиный праздник. Давно заметили, что в это время начинает петь соловей. А какие вы знаете поговорки о соловье?

(дети перечисляют поговорки)

Мала птица соловей, а знает май.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Соловья услышишь раньше кукушки – счастлив будешь.

(Звучит фрагмент песни «Соловьиная роща».)

2-й ведущий. Вспомнив многих перелетных и оседлых птиц, пришло время сказать о той неоценимой пользе, которую они оказывают.

Вот что говорят исследователи:

Птицы поют по утрам и вечерам, днем они заняты поисками пищи для себя и птенцов, которых они выкармливают в основном насекомыми и их личинками.

(показ слайдовой презентации)

Слайд 1. Одна семья скворцов в день съедает до 800 личинок насекомых, а за весь период гнездования – 8000 майских жуков и их личинок (один десяток майских жуков в состоянии уничтожить все растения на площади в один квадратный метр)

Слайд 2. Грач за одно лето съедает около 8000 проволочников – злейших вредителей полей.

Слайд 3. Кукушка в час съедает до 100 мохнатых гусениц. За лето — это 270 000 штук.

Слайд 4. Синица за день съедает насекомых столько, сколько весит сама.

Слайд 5. Ласточка за лето вылавливает до 1000 000 мелких мошек и тлей.

Слайд 6. Мухоловка ежедневно ловит около 350 насекомых, за два месяца это составит 50 000 штук.

Слайд 7. Совы и сычи за лето съедают до 1000 мышей (а мышь за лето может съесть до 1 кг зерна). Если посчитать, то получится, что одна сова, за лето сохраняет до одной тонны зерна.

Слайд 8. Серая куропатка поедает не только семена сорных растений, но и колорадского жука.

Слайд 9. А воробьи клюют не только крошки, зерно и плоды. Одна пара воробьев за неделю истребляет несколько тысяч гусениц.

1-й ведущий. Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят —

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет —

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей

На трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

2-й ведущий. Наш праздник мы завершаем такими словами

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Старшая группа №6 «Жемчужинка»

МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016

Воспитатель

Булыгина Валентина Николаевна

Цель занятия: Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых. Обобщить знания о перелётных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

Познавательные:

– научить выделять признаки сходства и различия у птиц
– уточнить и расширить представления о перелётных птицах
– активизировать и расширять словарь детей

Развивающие:

– развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательными
– стимулировать и поощрять творческие проявления детей
– способствовать развитию восприятия, внимания,
логического мышления, памяти.

Воспитательные:

– прививать любовь к родной природе
– воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.
– учить быть заботливыми, добрыми, внимательными.

Оборудование:

1. Картинки и книги о птицах.

2. Презентация «Птицы нашей Родины»

3. Маски – шапочки с изображением ворона и сокола

5. Корзинка «для угощений» птиц

6. Раскраски с изображением птиц

Предварительная работа:

1. Лепка «Птицы на кормушке».
2. Аппликация «Сказочная птица».
3. Чтение сказок и рассказов о пернатых.
4. Рассматривание птиц во время прогулок.
5. Совместное изготовление птиц родителями с детьми дома.
6. Украшение птицами группы и веранды.

Ход занятия

Воспитатель – Милая певунья, ласточка, родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой»

Послушайте, как красиво поют птицы, как их много
и какое разнообразие голосов

Звучит пение птиц в записи

– Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– А кто из вас слушает птиц, когда идёт из дома в детский сад,
или просто гуляет?

Мы не случайно слушаем их пение именно сегодня – ведь сегодня у пернатых праздник – День птиц.

– Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.

Недавно мы с вами тоже закликали птиц:
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость. Без птиц природа мертва.

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

– Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему?

– Да, перелётные птицы – это птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны. А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают.

(ответы детей)

– Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

– Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда, построить новые)

– Из чего строят гнёзда птицы? (из сухих веточек, травинок, соломинок, пушинок, мха, …)

– Чем мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать скворечники, кормушки, развесить на веточках вату, …)

Дидактическая игра «Кого выводят эти птицы?»
(журавли -…журавлят, грачи – …грачат, скворцы -…скворчат и т.п.)

Птиц у нас на планете Земля великое множество, и каждая живёт в своём домике, где они высиживают своих маленьких птенцов, вот только у кукушки с этим проблема…

В далёкие времена, когда сказали Деве Марии, что у неё родится сын и назовут его Иисус Христос господь Бог назвал этот день – Благовещением, это значит: благая весть и велел в этот день не работать: «Птица гнёзда не совьёт, девица косы не заплетёт». Кукушка не послушалась и свила гнездо для своих будущих кукушат, за то, что она не послушалась её наказали и лишили родного гнезда, с тех пор своих будущих птенцов она подкладывает в другие гнезда. Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда?

(ответы детей )

Знаете ли вы что…

Сорока строит гнездо из веток и глины

Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

У ласточки гнездо из глины и травы

У щегла гнездо из сухой травы

Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

– Филин живет в дупле
– А теперь поиграем в игры:

– «Четвертый лишний»
(надо найти лишнее слово в цепочке слов, объяснить почему);

– «Назови ласково»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

– Загадаю загадки – найдите отгадки:

– Днём спит, ночью летает и прохожих пугает сова

– Мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крохи подбирает

по полям ночует, зёрнышки ворует. воробей

– Шитовило – битовило по – немецки говорило

спереди шильце, сзади вильце

снизу – бело полотенце, сверху
– синенько суконце ласточка

– Самая большая птица в мире? африканский страус

– Самая маленькая птица в мире? – калибри

– Не человек, а говорит попугай

звучит песня «Попугай» в записи

Ведущий – Очень много пословиц и поговорок о птицах мы знаем: «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

А теперь послушайте приметы: поздний отлёт птиц – к тёплой зиме; вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

У каждой птицы свое предназначение в природе:

Сова
– символ мудрости, по народным поверьям она сторожит клады.
Послушайте, что это за птица…

Выходит ребёнок в образе Ворона:

Чёрный ворон я, я силён, могуч

И летаю я выше синих туч,

А гнездо моё на семи дубах,

Те дубы стоят на семи горах.

А живу я на свете по 300 лет

И могу всегда дать добрый совет.

Я владею живою и мёртвой водой

И легко справляюсь с любою бедой.

Я – Царь Ворон, вещий Ворон,

Я на царство коронован.

Ведущий – Большим почётом в русских песнях и сказках пользовался Сокол

Ребёнок в образе Сокола:

Птица Сокол, я в почёте у народа,

Не опасна мне любая непогода.

Я как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно,

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, сокол ясный!

Ведущий – Послушайте загадку:

– Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах, а зовут её … (ворона)

2 девочки инсценируют стихотворение В. Орлова «Ворона»:

– Карр! Крража!! Карраул!

Гррабёж! Прропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карррандаш, каррртонку, пррробку

И крррасивую коробку!

– Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул!!!

Кар-р-рман украли!!!
Считалочки

– По тропинке мальчик шёл,

в чащу леса он зашёл,

встретились ему в тот день:

соловей да ворон, грач да воробей.

Сосчитай – ка, всех птиц поскорей – 4

– Попугай сказал орлу –

мне уж 10 лет к утру

– Ты прибавил лет пяток –

возразил ему орёл… сколько лет попугаю? – 5

– Мы летали на базар,

выбирали там товар:

3 жучка, 2 паучка, одного комара и червяка.

Еды хватило всем, сколько было всех? – 7

– У меня в руках кузовок, передаём его из рук в руки и собираем корм для птиц.

Дети : червячок, стебелёк, листик, зерно, горошек, муха, комар и т.д.

– Как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (приносят пользу, радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить)

– Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Экологическая беда : некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим их чудесных песен и т.п.

– Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину.

Заучивание стихотворения:

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ:

Берегите травы, речку, лес и поле,

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом.

Любите птиц! Оберегайте их!

Программное содержание:

    Формировать знания о празднике «День птиц»;

    Закрепить представления о перелетных птицах;

    Продолжать формировать умения отгадывать загадки о птицах;

    Формировать умение узнавать птиц по силуэту;

    Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;

    Развитие свободного общения друг с другом;

    Создать у детей радостное настроение;

    Продолжать формировать умение выразительно читать стихи;

Ход совместной деятельности

Дети под музыку входят и встают полукругом у центральной стены.

Ведущий : На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

1 реб. Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

2реб. И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Он отмечается ежегодно 1 апреля.

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране –

Встречать с любовью стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Исполняется песня про весну.

Дети садятся.

Ребенок: Приходи весна скорее,

Распахни по шире дверь,

У скворца замерзла шея -

Не вытягивает трель.

Сценка «Птицы ждут весну»

Грач: Сейчас я быстро улечу,

Весну к нам в гости позову.

Грач вводит весну.

Весна : Здравствуйте, ребята. Как я рада встрече с вами!

Только что простились вы, друзья, с Зимой.

Но теперь уж много дел у меня самой:

Нужно все сосульки с крыш домов убрать,

Птиц принять, что с юга будут прилетать.

А еще расчистить место для травы,

Полянки и площадки для игр детворы.

Весна – красна веселье любит. В круг вставайте, да хоровод заводите.

Весна предлагает детям загадки.

Загадки про птиц

1.Всех перелетных птиц черней, 2. Он долго дерево долбил

Чистит пашню от червей, И всех букашек истребил.

Взад-вперед по пашне вскачь, Зря он времени не тратил,

А зовется птица … (грач) Длинноклювый, пестрый … (дятел)

3. Эта птица никогда 4. Угадайте, что за птичка:

Не строит для себя гнезда. Темненькая невеличка,

Соседкам яйца оставляет Беленькая с живота,

И о птенцах не вспоминает. (кукушка) Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

5. Он прилетает каждый год 6. Кто без нот и без свирели

Туда, где домик ждет. Лучше всех выводит трели,

7. В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится...

– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,

А птицу эту звать... (Кукушка)

8. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться –

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

Весна проводит игру "Узнай птицу по силуэту."

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

(сделать силуэты птиц: голубя, сороку, утку, ласточку)

Игра «Найди свою птицу»

На полу раскладываются силуэты птиц. Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа становится вокруг выбранной птицы. Когда заиграет музыка, дети бегают по залу, изображая птиц. В это время воспитатель меняет местами силуэты птиц. По окончании музыки дети находят силуэт своей птицы и образуют круг. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Весна: уход весны. Мне пора в дорогу. На прощанье я вам хочу подарить подарок. Дети открывают коробку и находят скворечники.

Ведущий: Это что такое? Как вы думаете, почему весна нам их подарила?

У природы живые краски

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить

Ведущий : Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.

Давайте послушаем, как птицы поют весной. Слушание фонограммы пения птиц.

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

Загадка про ворона

Носит черный он жилет,

И у крыльев – черный цвет,

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат:

Карр! Карр! Карр!

Игра «Ворон»

Дети встают у центральной стены полукругом

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".

1.Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

2.Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

3.Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

4.Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат".

5.Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

6.Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

7.От кровожадных комаров

Покоя летом нет –

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

8.Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!"

9.И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Ведущий: Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин)

Ведущий : Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок.

Возьмите 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

Ребенок: Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки...

Все, что рядышком со мною, –

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Данное мероприятие было итоговым, но ему предшествовала подготовительная работа: дети многое узнавали не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе проведения игр.

Художественное творчество: рисование «Грачи прилетели».

Художественное творчество: аппликация «Наши «скворечники».

« Пернатые друзья »

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста.

Автор сценария: Ирина Николаевна Бабинец, воспитатель МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск

Музыкальное оформление

1.Утренние птицы - The Sounds Of Nature ;

2. Танец маленьких утят (минус)

3. Полька пиццикато- Штраус

Интернет ресурсы:

Литература:

1. С.Н.Николаева «Юный эколог», Синтез, Москва2 010г.

2. Л.В.Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе, Арктим, Москва 2005г.

3. О.Е.Громова.И.Н. Соломатина, И.В.Переверзина «Стихи и рассказы о животном мире», Сфера, Москва 2005г.

Презентация: «Пернатые друзья», автор И.Н.Бабинец

Кому адресовано мероприятие: детям дошкольного возраста (5-6лет).

Цели и задачи:

- закрепить представление детей о разнообразии птиц.

Закрепить природоведческие знания воспитанников,

Воспитание бережного отношения к родной природе;

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ №53

Оформление: Зал оформлен мобилями из «журавликов» - оригами разных цветов.

Оборудование: Экран, мультимедиа проектор, ноутбук, CD -проигрыватель, перья вороны и попугая, маски птиц, шаблоны птиц из белой бумаги, медали для награждения, краски, кисточки.

«Пернатые друзья»

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста(5-6лет).

Звучит фонограмма «пение птиц» , дети входят в зал.

Сова

Здравствуйте, Друзья! Сегодня, я вас приглашаю, отправиться в увлекательное и познавательное путешествие к птицам. ( ,слайд 1) Вы готовы отправиться в путешествие?/ ответы детей /

Птицы - наши друзья. Для них не существует границ. Птиц на земном шаре очень много. ( ,слайд 2)

Они приносят огромную пользу природе и человеку. Осенью перелётные птицы улетают, а по весне снова возвращаются для выведения птенцов. Ребята, а куда улетают птицы? / ответы детей /

А все ли птицы улетают в тёплые края? / ответы детей /

Давайте посмотрим, какие птицы улетают в тёплые края, а какие остаются зимовать в наших краях?

( Pernatie _ druzya . ppt ,слайд 3)

Хорошо ли пернатым зимой? / ответы детей /

Главная задача птиц зимой – добыча корма. Кто и как может помочь птицам в голодную зимнюю пору?/ ответы детей/

Мы отправимся в страну птиц. Но, чтобы это сделать, мы с вами должны превратиться в птиц. / Дети надевают маски птиц/

« Пальчиковая игра» , дети повторяют слова и движения вместе с Совой.

Сова и дети

Пой-ка, подпевай-ка, (хлопают в ладоши)

Десять птичек – стайка: (показывают все пальчики вверх)

Эта птичка – соловей, (загибают мизинец)

Эта птичка – воробей, (загибают безымянный палец)

Эта птичка – совушка ,

Сонная головушка. (загибают средний палец)

Эта птичка – свиристель, (загибают указательный палец)

Эта птичка – коростель, (загибают большой палец)

Эта птичка – скворушка, (загибают указательный палец

на другой руке) Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, (загибают средний палец)

Эта – стриж, (загибают безымянный палец)

Эта – развесёлый чиж, (загибают мизинец)

Ну, а эта – злой орлан. (соединив большие пальцы, машут кистями

рук)

Птички, птички – по домам! (прячутся пальцы в кулачки)

Сова

Среди нас есть и необычные птицы.

Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки. ( , слайд 4)

Сова

В чёрных фраках.

В белых майках

Круглый год

Ходит этот удивительный народ.

(пингвины)

Ребёнок (маска пингвина на голове): ( ,слайд 5)

Среди снежных скал и льдин

Очень-очень важный

Ходит, словно господин,

Императорский пингвин,

Наш пингвин отважный.

Антарктида – его дом,

Он не мыслит о другом.

Сова

Пингвины - это морские птицы, но летать они не умеют, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают плавать. У пингвинов нет перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

Сова

Проживает в странах жарких, ( ,слайд 6)

А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (павлин )

Ребёнок : ( маска павлина на голове )

Что за чудо, по полянке.

Ходит важно, веер яркий.

Красоты той властелин.

Горд хвостом своим павлин.

Сова

В странах Азии павлин считается священной птицей и его оберегают. Люди любят павлинов за броскую, неповторимую красоту. Их содержат как декоративных птиц в зоопарках.

Сова

Эта птица хоть куда! ( Pernatie _ druzya . ppt ,слайд 7)

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете. (страус)

Ребёнок (маска страуса на голове)

Есть на свете птички

Совы и синички,

Все малышки просто,

Я же выше ростом.

Не летаю в облаках,

Но на жилистых ногах

Несусь я по дорожкам.

Я страус, а не мошка.

Сова

Страусы слишком тяжелы для полета. Чтобы подняться в воздух при такой массе, нуж­ны огромные крылья, зато они хорошо бегают, благодаря этому страусы могут спастись от таких хищников, как львы и леопарды.

Все птицы очень шустро и быстро прыгают, бегают, чтобы не попасть хищнику в лапы. Вот сейчас мы посмотрим, какие вы шустрые птички. Для начала вам нужно разделиться на команды и придумать название своей группе птиц.

Дети делятся на две команды. Придумывают названия.

Эстафета «Наседка и цыплята»

. (Дети парами передвигаются в обруче, ребёнок - «наседка» должен перевести всех цыплят в гнёздышко по одному, чья команда быстрее закончит, получает фишку для команды).

Сова

Ловкие, умелые и конечно смелые

Но хочу я убедиться…

Вам знакомы наши птицы?

Ты с модницей этой, ( ,слайд 8)

Конечно, знаком:

Вертушке на месте никак не сидиться

Всё хвастает желтым своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…(синица )

Чернокрылый, красногрудый ( ,слайд 9)

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь )

Он в своей лесной палате ( ,слайд 10)

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче. (дятел )

Длиннохвостая она. ( , слайд 11)

Со спины черным - черна.

Брюхо белое по плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрекот-крик. (сорока )

Нам в хозяйстве помогает ( ,слайд 12)

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно- бронзовый…(скворец )

Скачет птичка по дорожке, ( ,слайд 13)

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик- чирик!» (воробей)

Сова

У всех птиц есть свои домики – гнёзда. Весной у птиц появляются в гнёздах маленькие птенчики. Птицы кормят птенцов, когда подрастают, папы и мамы учат их летать и искать еду. И каждая птица знает своё гнездышко. Вот сейчас мы и посмотрим, как наши птички умеют быстро находить своё гнездо.

Игра «Птички в гнёздышках» Дети бегают под музыку, как только музыка замолкает, занимают место в «гнёздышке».

Сова

Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кошка. ( , слайд 14)

Правильно, это я – сова! А что вы знаете о сове?

Ответы детей. ( Сова ночное животное, днём спит, а ночью охотится на грызунов)

Я для вас приготовила вопросы. Вопросы не простые, на смекалку и сообразительность. (за правильные ответы команды получают фишки .)

Кто снёс яичко не простое, а золотое? («Курочка Ряба»)

( ,слайд 15)

Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала:

«Кто там?» ( галчонок )

Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»

( Каркуша )

Что за птица хотела отправиться на Гаити, а попала в деревню к

Василию. ( Кеша попугай)

Сова

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (гуси-лебеди )

Что за птицы

За подружки

Помогли взлететь лягушке? (утки )

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (жар-птица )

С ней Дюймовочка летала

Высоко под облака. (ласточка)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались.

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок )

Клювы жёлтые такие,

Лапки красные, большие,

В вперевалочку идут,

А если надо, поплывут. (утята)

«По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»

Эта птица не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой – ни будь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый птенец. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного.. (Кукушка)

Эта красивая птичка чёрного цвета с длинным хвостом в виде рогатки. Любит комаров, мошек. Из соломок и глины эта птица лепит свои гнёзда под балконами, под крышами жилых домов, на высоком берегу реки. (Ласточка )

С раннего утра и до позднего вечера слышится в лесу стук этой птицы. Упёршись хвостом в ствол дерева, она крепко держится сильными лапами и долбит дерево клювом. Она добывает себе пищу из выдолбленных отверстий: жучков и гусениц. (Дятел )

Ребята, а что помогает птицам летать? Перья спасают птиц от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и пересыхания. У вас на столике – разные птичьи перья. Вам предстоит отгадать, от какой птицы перо. (Ведущий даёт каждой команде одно перо от вороны и попугая, дети совещаются и дают ответы.)

Ребята, а что мы знаем об этих птицах? (ответы детей )

Проводится игра «Чьё перышко улетит дальше».

Сова

Сегодня вы сможете почувствовать себя художниками на листе бумаги надо нарисовать «Птицу счастья», но не всю сразу, а по частям. (клюв, лапки, туловище, глаз, голова, перья )

В это время подводятся итоги конкурсов, после чего объявляется результаты. Команда-победитель делает почётный круг. Обе команды получают медали и сюрпризы.

Сова

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать-

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну!