Икона «Преображение Господне. Икона преображение господне

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И тоже рассказывает нам об этих событиях, только - на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре - Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, - это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ - Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе - два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, - тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа - круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства - великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти - он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон - десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, - вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия - действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия - рукой, а Моисей - книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

– один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется - «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» - это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента - это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение - вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста - медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» - «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» - «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения - «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами - пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Три апостола - , Иоанн и Иаков - представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, - первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом - они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов - это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним - апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла - сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры - это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами - это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Васильева А. В.

История праздника

Преображение Господа Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор является одним из важнейших событий евангельской истории, происшедшим незадолго до Крестных Страданий Спасителя. О нем повествуется в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17:1-13, Мк. 9: 2-13 и Лк. 9: 28-36.

В преддверии грядущих страданий Господь открыл ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Увидев скорбь учеников и желая облегчить ее, Спаситель обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы помолиться. Там Господь преобразился пред апостолами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Во время этого чуда Христу предстояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев славу Господню, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали глас Божий: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в сильном страхе пали ниц, а когда дерзнули вновь посмотреть на Спасителя, слава Господня, а вместе с ней и пророки, уже была сокрыта от них. Христос подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) и заповедал никому не говорить о видении «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Установление праздника

Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. По установленной традиции, несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, чтобы его празднование не приходилось на время Великого поста. С целью связать праздник Преображения Господня с воспоминанием страстей Христовых Православная церковь осуществляет его празднование 6/19 августа, т.е. за 40 дней до Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) . Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Праздник Преображения Господня местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других святых отцов.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Белый цвет богослужебных одежд в этот праздник символизирует божественный нетварный фаворский свет.

В русской народной традиции Преображение Господне называется Вторым, или Яблочным, Спасом. Данное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.

Духовный смысл праздника

Событие Преображения Господня ясно показало как в Иисусе Христе нераздельно соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, это произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Одновременно оно является и откровением Божиим о том, что, как пишет апостол Павел: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. II, 9-10).

Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении Господнем было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Тема фаворского нетварного света легла также в основу богословия святителя Григория Паламы (XIV в.), рассматривавшего свет Преображения как одно из главных доказательств возможности уже здесь, на земле, узреть Господа телесными очами.

Преображение Господне предстает также и явлением Трех Лиц Святой Троицы: Отца, свидетельствующего гласом, Сына и Святого Духа, предстающего в виде светлого облака.

Символично и предстояние Христу двух ветхозаветных пророков Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Преобразившись пред апостолами, Господь как бы приоткрыл им завесу будущего и явил Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Таким образом Он заранее уверил учеников в том, что Его близкие страдания – это не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Иконография

Одним из самых древних образов Преображения Господня является мозаика конхи апсиды церкви Сант Аполлинарио ин Классе в Равенне (середина VI в.). Фигура Христа в центре композиции заменена изображением четырехконечного креста в медальоне, над которым простерта десница Господня. По сторонам от Креста на облаках представлены полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, среди деревьев, изображены три агнца, символизирующие трех апостолов, бывших свидетелями Преображения. Подобный вариант иконографии характерен для символического языка раннехристианского искусства, который в дальнейшем не получил распространения.

Другой изобразительный тип, нашедший широкое распространение в более позднем византийском и древнерусском искусстве, представлен мозаикой монастыря святой Екатерины на Синае. Явление Господа трем апостолам во славе здесь изображено на нейтральном золотом фоне. Спасителя, заключенного в голубую мандорлу овальной формы, окружают пророки Моисей и Илия .

В искусстве средневизантийского периода данная композиция будет дополнена двумя сценами, изображающими восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе со Христом.

Такой вариант можно видеть как во фресковых росписях (например, стенописи Мирожского монастыря во Пскове (XII в.), церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.), так и в многочисленных византийских и древнерусских иконах.

Здесь следует также отметить, что в произведениях станковой иконописи второй половины XIII - XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени от созерцания чуда, но закрывают лица ладонями, повергаясь долу таким образом, что кажутся летящими вниз с крутой скалы.


На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ГТГ), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах.

На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа. Ее остроконечные вибрирующие формы словно передают эманацию божественного света.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении Господнем более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий композиция дополняется сценой восстания пророка Моисея из гроба и перенесения пророка Илии на облаке на гору Фавор. Ветхозаветных праведников при обоих действиях сопровождают ангелы . Также, в поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель, согласно евангельскому тексту, поднимает упавших наземь учеников со словами: «Встаньте, не бойтеся» (Мф. 17: 7) .

В составе храмовых росписей, а также русского высокого иконостаса композиция Преображения, как правило, являлась элементом страстного цикла. Подобное нарушение хронологического повествования объясняется тем, что Преображение Господне, согласно святоотеческим толкованиям и богослужебным текстам, понимается как прообраз грядущих страстей Христовых. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (Великий Новгород, 1199 г.) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног». В некоторых русских иконостасах XVI–XVII веков икона Преображения Господня становится даже своего рода обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

На изображении в центральном люнете константинопольского храма святой Софии Христос держит Евангелие, раскрытое на словах: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). В Преображении тема света является одной из главных. Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «солнечную мистику». Некогда каждый монах-иконописец начинал свое служение с написания иконы Преображения. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом. Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.

В конце Литургии святого Иоанна Златоустого хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго», т.е. мы видели свет, потому что приняли Духа. Это свидетельство реально пережитого: мы действительно созерцали свет. Поэтому святой Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть Свет, и Он сообщает Свое сияние тем, кто с Ним соединяется, в меру их очищения…» Значит те, кто не видели этого Света, не видели Бога, потому что Бог есть Свет…


Икона изображает Христа, являющегося апостолам в «образе Божием», как одна из Ипостасей Троицы, это явление есть Троическое Богоявление, когда звучит голос Отца, а Святой Дух является светоносным облаком. «Свете неизменный Слове, Света Отца нерожденна, в явлением свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь» (светилен утрени Преображения). В этом свете прозреваются грядущие события; перед Своими страданиями Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).

В Преображении – Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется. «И просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Икона Преображения являет нам этот неземной свет, который опрокидывает апостолов в тот момент, когда они воспринимают его.

Иконография праздника сначала носила символический характер. Впервые композицию на сюжет Преображения можно увидеть в росписи Равенны. Мозаика в церкви Сан-Аполлинарио-ин-Классе (VI в.) выполнена в духе раннехристианских иносказаний. В алтарной апсиде изображен крест в круге сияющих звезд, по сторонам греческие буквы α и ώ. Также по сторонам креста расположены полуфигуры Моисея и Илии, над крестом – длань Бога Отца. В нижней части композиции находятся изображение горы Фавор с деревьями, среди которых помещены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна». В дальнейшем иконография Преображения представляет конкретные изображения Христа, пророков, апостолов и практически не претерпевает изменений.


Преобразившийся Спаситель изображен в круге славы – мандорле (мандорла (от итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, окружающее Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во Славе) на вершине горы беседующим с Моисеем и Илией. Ризы Его сверкающей белизны. Фигуры пророков в одних случаях касаются мандорлы, а в других находятся за пределами ее. Сама же форма мандорлы может быть в виде круга или в виде эллипса с заостренными углами. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. От мандорлы или от самой фигуры Христа нисходят три луча, упирающиеся в лежащих апостолов. На иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно это скрижали Завета. Илия (слева) изображен старцем с длинными волосами.

Святой Иоанн Златоуст указывает на причины, которые объясняют присутствие Моисея и Илии во время Преображения. Эта же тема присутствует во многих литургических текстах. Во-первых, Моисей воплощает Закон, насажденный Отцом Небесным. Во-вторых, оба они – пророки и прообразуют то, что совершил Христос. В-третьих, оба сподобились видеть таинственное явление Господа: первый – на Синае, второй – на горе Хорив. Ветхий Завет сообщает о волнующем эпизоде, когда Моисей пожелал увидеть лицо Бога: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою… И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо… Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали Откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему… И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало» (Исх. 33, 20–23; 34, 29–30, 33).


Тот, кто видел славу Божию, ныне на иконе предстоит Слову Воплощенному. Также здесь присутствует Илия, который ощущал присутствие Бога Израиля «в веянии тихого ветра» (3 Царств 19, 12–13). И, наконец, в-четвертых, Моисей олицетворяет мир мертвых, тогда как Илия, восхищенный в небесные сферы на огненной колеснице,– посланец живых. Все это отражено как в литургических текстах, так и в иконографии: «С земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й),– по словам творца канона на Преображение, преп. Иоанна Дамаскина. А на фреске XII века в церкви Спаса Преображения на Нередице (Новгород) один Ангел выводит Моисея из гроба, а другой сопровождает Илию, выходящего из облака. Христос является здесь как Господь живых и мертвых, грядущий во Славе пакибытия.

Восходя на гору Сионскую, израильтяне пели 42-й псалом «Суди меня, Боже»: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42, 3). Святая гора является важнейшим элементом библейского пейзажа. На иконах Христос часто изображается стоящим или сидящим на вершине горы, где берут начало эдемские реки, бьет Источник жизни, разделяющийся затем на четыре потока. Новый Адам, Христос, восстанавливает природу в соответствии с замыслом Божиим: «Иже с Моисеом глаголавый древле на горе Синайстей образы, глаголя, Аз есмь Бог Сый: днесь же на горе Фаворстей преображься, началообразное показа лучами облистаяся» (стихира на малой вечерни, глас 1-й). «Фаворская гора светом покрывашеся, ученицы Твой, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака, Ангел и служаху страхом и трепетом, небеса убояшеся, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (стихира на великой вечерни, глас 6-й).

В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.

Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим - слева и справа от круга - размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге - это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты - символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне - это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки - Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, - это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним - именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней - как бы парит в воздухе. По бокам от Него - тоже в воздухе - стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах - они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь - византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва

С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это - исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей - выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может - книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки - как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности - редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Ее мы и рассмотрим подробно.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение - они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно - Фавор гора лесистая. Но деревья - это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение - это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл - они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы - как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея - целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей - умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира - мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно - ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно - Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит - и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.

Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.


Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.


Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.

Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.

Преображение Господне. Греция. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей

Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей


Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.


Александр Моисеенков