Синоби или ниндзя? Как переводится и что означает это слово. Интересные исторические факты о ниндзя

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.

Принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков.

Помимо чистой «физики», досконально прорабатывались также психические аспекты — гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования — синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости.

Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги «Древнее оружие востока» о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, «синим по белому» написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.

Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием — это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии — это две книги Алексея Горбылёва: «Путь невидимых» и «Когти невидимок» . Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.

Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.

Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд — к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут «звезды» и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом — хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик .

Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.

Один ниндзя — одно оружие

В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось — даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. «Невидимка» попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме «Коммандо», поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки — опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции.

Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и («шестым чувством»). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву — скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.

Меч ниндзя

Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью.

Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал «специзделие») был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати — только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей — ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку.

Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя — профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя — самурайские.

Множество самураев действительно посвящало себя «иньскому ремеслу», а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.

Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные — отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:

Добрый молодец он был,

Бабку-ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил —

Дом спалил!

Ниндзя — это современный шпион

Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему — от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.

Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга «невидимок», поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические «пальцовки» и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники…

Ниндзя должен импровизировать

Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно.

Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.

Ниндзя (прячущийся, притаившийся), по другому назывался синоби - разведчик, диверсант и наёмный убийца в феодальной Японии.

Кто такие ниндзя?

Подготовка ниндзя

В соответствии с сохранившимися хрониками, ниндзя были бесстрашные, подготовленные люди, которые с малых лет тренировались в сложнейшем мастерстве ниндзюцу, в которое входило множество умений.Ниндзя был обязан уметь получать необходимую информацию, кроме того использовать любой предмет в качестве оружия, защищаться от любого вида оружия (также и голыми руками), неожиданно возникать и незаметно исчезать, владеть медициной, траволечением и иглоукалыванием, улучшать зрительную память, слух и ночное зрение. Синоби могли в течение длительного времени быть под водой, дыша через соломенную трубочку, взбираться по стенам и скалам, ориентироваться на незнакомой территории, владеть прекрасным обонянием и т.д.

Инициация проходила, так же как и в самурайском роду, в 15 лет. В это время юноши и девушки начинали изучать сянь-даосизм и дзэн-буддизм.

Ниндзя, рисунок 19 века, художник Хокусай

С политической точки зрения ниндзя находились вне феодальной системы, их сообщество имело своё устройство. Сверх того - синоби были «хинин» - то есть находились вне структуры японского общества, не имели в нем установленного положения, но могли играть любую социальную роль, несмотря на то, что определенное место занимал даже крестьянин. Кланы ниндзя были рассеяны по всей Японии, но больше всего их было в лесах Киото и горах Ига и Кога. Время от времени в общины ниндзя вступали самураи, которые потеряли свои земли и сюзерена (ронины). В 17 столетии существовало около 70 кланов ниндзя. Наиболее сильными были школы Кога-рю и Ига-рю. Становление сословия ниндзя происходило вместе с формированием самурайского сословия, но из-за того, что самураи обладали властью, они стали главенствующим классом, а ниндзя образовали масштабное шпионское сообщество. Помимо того - «нин» (другое прочтение «синоби») означает «тайный», они не могли действовать открыто. Сама сущность ниндзюцу этого не разрешала. Несмотря на это, «ночные демоны», как иногда именовали ниндзя, вселяли страх в князей и самураев. Вместе с тем, синоби почти никогда не убивали крестьян, в связи с тем, что крестьяне могли дать им помощь. К тому же, убийство не являлось главным занятием ниндзя. Их основным ремеслом был шпионаж и диверсии. Роль купца, циркача, крестьянина давала возможность без подозрений путешествовать по Японии.

Ниндзя окончательно сформировались к 10 веку, золотой век синоби приходится на 1460-1600 года, эру междуусобиц и объединения Японского государства; они нанимаются Токугавой Иэясу во время борьбы за власть с военоначальником Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, длящейся в течение 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, решив, что ниндзя могут быть наняты против него самого возмущенными исходом противостояния даймё, стравил между собой два мощнейших клана синоби, Ига и Кога. В итоге к 1604 г. из организации ниндзя выжили немногие, в дальнейшем они дали присягу сёгуну. В довершение всего, в результате завершения междоусобиц в услугах ниндзя пропадает необходимость.

Маскировочный костюм ниндзя

В соответствии с мнением историка-япониста Горбылёва, синоби никогда не одевали чёрный облегающий костюм, который так распространен в кинематографе и манга. Маскировочная и ночная одежда ниндзя была пепельного, красновато-коричневого, желтовато-коричневого или темно-серого цвета. Именно эти цвета давали возможность окончательно слиться с темнотой ночи, в то время как совершенно чёрный костюм будет резко выделяться. Маскировочная одежда синоби была мешковатых форм. Днём ниндзя одевали обычную одежду, которая давала возможность слиться с толпой.

Абсолютно чёрный костюм, который приписывается ниндзя, произошел из театра кукол бунраку. Кукольник располагается прямо на сцене, облаченный в черный костюм, а зрители его «не видят» - поэтому, если в театре кабуки кого-нибудь убивает «демон ночи», актера, который играл убийцу, облачали в костюм кукольника.

Видео ниндзя

В видео рассказывается о десяти интересных фактах о синоби.

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это - дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ.

Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Ниндзя никакие не ниндзя

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы - шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий - XIV и XVI - дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года.

Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу - некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки.

Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове - иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства - скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл?

Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

Они появлялись из ниоткуда. И пропадали в никуда. Перед ними преклонялись и ненавидели. Считалось, что смертный не может победить их. Потому что они демоны. Демоны ночи.


Страх поселился в крепости. Слуги попрятались в своих каморках, боясь лишний раз показываться на глаза господам. Переговаривались все тихо, словно боясь вспугнуть ту неведомую силу, что пробралась в крепость. Наместник провинции лежал в постели, намокшей от крови. Никто не решался приблизиться к покойнику; боялись даже взглянуть на него.

Стража недоумевала - крепость была неприступна: стены высоки, коридоры полны воинов, а весь двор занят солдатами. Ни одна живая душа не могла проникнуть сюда. Но кто-то все же это сделал. Кто?

Слуги тихо шептались меж собою: была вспышка слепящего света, а двоих стражников на Северной башне нашли мертвыми; ран не было, только губы посинели и глаза выпучились так, будто в последнее мгновение они увидели все ужасы мира. Самураи подозревали измену, но никак не могли понять, где же ее искать. Кто был у наместника на позднем ужине? Военачальник. Да, еще две гейши из ближайшей чайной, но они почти каждую ночь бывали у наместника. Гейши ушли до полуночи - хозяин был еще жив. Необъяснимая смерть. И никто из них не мог знать, что гейш этой ночью было не две, а три. А между тем, старуха, хозяйка чайной, пересчитывала огромную сумму, полученную ночью, и молчала. Молчание стоило дорого. Цена ему - жизнь. Время любит приоткрывать прошлое, но до сих пор оно весьма скупо рассказывает о самых необычных воинах Страны восходящего солнца - о таинственных кланах профессиональных шпионов и убийц, о легендарных ниндзя. Письменных источников, проливающих свет на их жизнь, почти нет. Согласно преданию, свои секреты они передавали по наследству в свитках, и если мастер не находил достойного преемника, свиток уничтожался. Воины-тени всегда оставались загадкой, воплощением иного, темного мира. Храмы микке и тайные учения, культ гор и поклонение темноте. Удивительные способности ниндзя ходить по огню, плавать в ледяной воде, управлять погодой, читать мысли врага и останавливать время обычно приписывали темным силам. В глазах самураев ниндзя были достойны ненависти и презрения. Но все эти чувства порождалась одним - страхом, который «темные люди» внушали всем в Японии - и суеверным простолюдинам, и отважным самураям, и владетельным принцам.

Синоби моно - человек, проникающий тайно

Удивительно, но в японских средневековых хрониках такого понятия как ниндзя нет! Слово «ниндзя» появилось лишь в прошлом веке. Состоит оно из двух иероглифов: Нин (синоби) означает терпеть, скрываться и делать что-либо тайком; Дзя (моно) -это человек. Тех, кого мы сейчас называем ниндзя, в Японии именовали синоби-но моно - проникающий тайно человек. Это было очень точное название, ибо главным занятием (и смыслом жизни) ниндзя были высококлассный профессиональный шпионаж и виртуозное исполнение заказных убийств.

Капкан для Сарутоби

Официальное упоминание первого профессионального шпиона в истории страны Восходящего солнца приходится на конец VI века. Звали его Отомо-но Сайдзин, и служил он принцу Сетоку Тайси, одному из величайших деятелей Японии. Сайдзин был своеобразным связующим звеном между народом и аристократией. Переодеваясь, он выходил за стены дворца в образе простолюдина, смотрел и слушал, слушал и смотрел. Ему было известно все: кто что украл, кто кого убил, и, главное, кто был недоволен государственной политикой. Сайдзин был ушами и глазами принца, за что был удостоен почетного звания Синоби (соглядатай). Отсюда и пошло Синоби-дзюцу. Правда, некоторые историки склонны думать, что Сайдзин был не шпионом, а обыкновенным полицейским. Впрочем, источниками это никак не подтверждается.

Вторым известным шпионом был некий Такоя, служивший императору Тэмму в VII веке. Этот слуга был ближе к современному понятию «ниндзя», чем Сайдзин. Его задачей были диверсии. Пробираясь ночью в тыл врага, Такоя устраивал поджоги. Пока неприятель в панике бегал по лагерю, войска императора наносили неожиданный удар. И Сайдзин, и Такоя, возможно, были предшественниками могучего сообщества убийц и соглядатаев; сам же клан появился в IX-X веках. В Ига, в музее ниндзюцу, хранится фрагмент летописи IX века древнего рода Тогакура. В одной из битв представитель этого рода, некто Дайцукэ, был разгромлен, а его владения захвачены. Что ему оставалось делать? Только бежать в горы, чтобы спасти свою жизнь. Так он и поступил. Укрывшись в горах, Дайцукэ не только выжил, но и стал собирать силы для мщения. Его учителями стали воинствующие монахи Кен Доси. На голых склонах провинции Ига Дайцукэ упорно овладевал древним искусством полного подчинения тела велениям воли и разума. Согласно летописи, он создавал новый тип воина, передвигающегося легко, как ветер, неприметного для врагов; воина, умеющего побеждать без боя! С тех пор о воинах-тенях слагали множество легенд. Часть из них была зафиксирована в исторических источниках. Более того, тщательный сравнительный анализ, проведенный исследователями, показал - многое в этих легендах вполне может соответствовать реальным фактам. История упоминает о легендарном Сарутоби, который был одним из лучших ниндзя. Сарутоби жил на деревьях; целыми днями он качался и висел на них, развивая свою ловкость. Вступать с ним в рукопашный бой не хотел никто. И все же однажды его победили. Шпионя за одним влиятельным сегуном, Сарутоби попытался проникнуть в его дворец, но был замечен часовыми. Это нисколько не огорчило его, ибо он не раз с легкостью уходил от преследователей. Но в этот раз удача отвернулась от него. Прыгнув вниз со стены, окружавшей дворец, он попал прямо в медвежий капкан. Одна нога намертво застряла в капкане. Это могло смутить кого угодно, но только не опытного синоби. Сарутоби сам отрубил себе ногу, остановил кровотечение и попытался бежать, прыгая на одной ноге! И все же уйти далеко ему не удалось - потеря крови была огромной и он стал терять сознание. Понимая, что ему не уйти и вскоре самураи настигнут его, Сарутоби успел выполнить последний долг ниндзя - отрезал свое лицо…

Но чаще ниндзя выходили победителями даже из самых безнадежных положений. Согласно одному из преданий опытному синоби заказали убить своего «коллегу» Дзюдзо. Такое было вполне возможно, ибо ниндзя из соперничающих кланов не щадили друг друга (корпоративная солидарность у этих ребят отсутствовала напрочь). Синоби не стал убивать «коллегу»; живой Дзюдзо стоил дороже. Пленник был доставлен живым к сегуну-заказчику, и тот в знак уважения милостиво разрешил бедолаге покончить с собой. Для харакири Дзюдзо выбрал короткий тупой нож. Вонзив нож в живот по самую рукоять, умирающий растянулся на полу. Его дыхание остановилось, а вся одежда пропиталась кровью. Труп выбросили в ров возле замка. А вот этого делать как раз и не следовало. За свою ошибку сегун поплатился немедленно - той же ночью его замок пылал огнем! Поджигателем был не кто иной, как покойник, пару часов назад взрезавший себе живот. Разгадка была проста - хитрый Дзюдзо попросту заранее заткнул за пояс крысу, а потом искусно вспорол брюхо не себе, а несчастному животному.

Кстати, подобных хитростей ниндзя знали сотни. И не только знали, но и умели виртуозно исполнять.

Ямабуси. Орлы рождаются только в горах

Исторические документы однозначно указывают на первую школу лазутчиков - это была так называемая школа Ига. Ее основали бродячие монахи, проповедовавшие буддизм. Власти, и особенно официальные синтоистские жрецы, преследовали этих аскетов-отшельников. Те удалялись далеко в горы и там принимали всех, кто готов был разделить с ними их веру и тяжелый путь. Со временем этих белых монахов стали называть ямабуси (горные воины), и именно они стали первыми учителями в школе Ига. Ямабуси занимались знахарством и пользовались у населения огромным уважением; они успешно лечили многие болезни, спасали урожаи, могли предсказать погоду и, как верили простые крестьяне, защитить от злых духов. Главной целью ямабуси были поиски напитка бессмертия. О том, преуспели они в этом или нет, летописи умалчивают, но зато за три века гонений - горные воины выработали свое особое искусство убийства и шпионажа. Ямабуси научили будущих ниндзя многим военным хитростям, среди которых самая знаменитая - защита девятью слогами. Именно она превращала ниндзя и в демонов, и в неуязвимых воинов. Вот сидит один из «горных воинов». Ритмично покачиваясь, он издает монотонные звуки, то громче, то тише. Пальцы рук сложены в странные фигуры. Во все времена искусство сюгендо спасало его от преследователей. 30 лет изучал он язык природы, спал на снегу и разговаривал с демонами. Воин встал и припал всем телом к скале. Его руки и ноги как корни деревьев вошли в породу. Голова стала похожа на замшелый валун. Теперь это не человек, а лишь разрушенные ветром и временем камни. Мимо, в двух шагах от скалы, пробегают преследователи. Много, около двух десятков. Глаза их внимательно смотрят вокруг - ничего, никого… Ямабуси владели специальной техникой, которая открывала удивительные способности человеческого организма. Они знали, что если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно полностью избавиться от жажды. Они знали, что если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх. Они знали, что если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на подушечке между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за две бессонных ночи или за сутки тяжелого похода по горным тропам. Они знали, что когда человек произносит определенные комбинации звуков, то они вызывают резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс. Они знали очень многое. Таинственная техника девяти слогов помогала ямабуси и их ученикам ниндзя использовать скрытые резервы человеческого организма, да так использовать, что все вокруг поражались. Согласно многим источникам, синоби творили потрясающие вещи. Они могли развивать скорость свыше 70 км/ч, прыгать через 3-метровые стены и даже на время останавливать собственное сердце.

Самый загадочный японский монашеский орден - ямабуси - привнес в мир ниндзя ритуалы и обряды, позволяющие овладеть почти сверхъестественной силой. Воины тени на века остались верными учениками ямабуси. Ямабуси научили ниндзя таким секретам, что сейчас, спустя многие века, наука не в силах объяснить многие из них (хотя кое-что все же удалось разгадать). Свои секреты монахи передавали только устно. Одной из самых удивительных тайн ямабуси был метод защиты девятью слогами, кудзи-но хо (Kuji Gosin Ho) -девятью ступенями могущества. Владел им каждый ниндзя. В защиту входило 9 заклинаний (дзюмон), 9 соответствующих им конфигураций пальцев и 9 этапов концентрации сознания. Произнося дзюмон, следовало складывать пальцы и концентрировать сознание. Для ниндзя это был верный способ получить энергию для своих сверхъестественных действий (например, перепрыгнуть через трехметровый забор или стать неуловимым).

Дзюмон

Современной науке уже известно: различные комбинации звуков, создают в гортани резонанс, влияющий на головной мозг. Более того, ученые подтвердили - от частоты вибрации зависит появление у людей разных чувств: радости, беспокойства, и т.д. Так было найдено одно из первых объяснений удивительных возможностей ниндзя. До этого их способность мгновенно менять настроение и подавлять в себе чувство страха оставалась загадкой. Все списывали на темную магию. Обычно заклинание (дзюмон) произносилось 108 раз. Оно должно было исходить от сердца, откликаться в нем, как эхо, и наполнять вибрацией тело и пальцы. Ямабуси учили ниндзя, что конфигурации пальцев (мудра) влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни фигуры могли успокоить разум. Другие - давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные фигуры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими из него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма. Одна из успокаивающих мудр Дзюмон при этом должна звучать как «рин-хэй-то-ся-кай-рэцу-дзай-дзен».

Концентрация сознания путем медитации помогала ниндзя вживаться в различные образы, например льва, демона, великана. Именно транс изменял сознание воинов и позволял совершать чудеса. Ничего сверхъестественного в этом нет. Психиатры и физиологи подтверждают: человек в состоянии измененного сознания меняется даже физически - у него просыпаются так называемые скрытые резервы организма. Иногда это можно наблюдать даже на бытовом уровне, например, сильный страх заставляет человека развивать такую скорость, которой он бы никогда не добился в спокойном состоянии. Ярость также дает человеку дополнительные физические силы.

Другое дело, что обычному человеку очень трудно «по команде» загнать себя в транс. Попробуйте-ка умиротворенно лежа на диване, вызвать в себе такую ярость, чтобы раскрошить руками стекло и не почувствовать боли. Ниндзя же умели искусственно вводить себя в разные состояния и пробуждать в себе невиданные физические силы. Сегодня специалисты уверены - ниндзя использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым крючком для вхождения в боевой транс.

Практические результаты «защиты девяти слогов» были колоссальны - в сочетании с изнурительными тренировками она позволяла ниндзя развивать огромную скорость, видеть в темноте и ударом руки проламывать каменные стены.

Смертельное касание. Искусство замедленной смерти

Этим страшным искусством ниндзя владели виртуозно. Легкое прикосновение к телу противника - и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть сразу. Мог скончаться даже через год. Но смерть была неминуема. Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом - происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма. Искусство замедленной смерти - это наиболее загадочная часть учения ямабуси. Любой ниндзя, который бы раскрыл простым смертным эту тайну, должен был быть умерщвлен, а его душа обрекалась на вечное проклятие.

Техника удара по самым уязвимым точкам тела составляла фундамент подготовки воинов ночи. Больше всего в нем преуспели ниндзя Икеоосаки. Каждый их удар, поражая жизненно важные точки, приводил к смерти. Загадочное «искусство замедленной смерти» наука объяснить пока не в состоянии. Впрочем, даже ортодоксальная медицина сегодня признает - через отдельные точки на теле можно воздействовать на внутренние органы человека. А китайская медицина успешно использует «точечное лечение» на протяжении веков. Скорее всего, ниндзя применяли схожую технику. В искусстве замедленной смерти самым удивительным является то, каким образом ниндзя удавалось «откладывать» смерть.

Здесь можно предположить следующее. Возможно, прикосновения ниндзя не столько «убивали» человека, сколько нарушали слаженную работу организма; примерно так можно заглушить мощный и сложный мотор, бросив в него обычную гайку. А после физиологического сбоя человек умирал от собственных болезней в зависимости от предрасположенностей организма.

Недетское детство

Всем малышам клана сразу после рождения присуждалось почетное звание ниндзя. Карьера ребенка, т.е. выдвижение из гэнин в тюнин зависела исключительно от его личных качеств. С первых дней появления на свет начинался долгий путь обучения. Люльку с малышом при раскачивании ударяли о стены. Толчок вынуждал его инстинктивно сжиматься - это была первая группировка. Годовалый ребенок уже умел ловко ходить по бревну (позже его учили двигаться по веревке). До двух лет основной была тренировка реакции. Малышам делали специальный массаж с использованием сильных болезненных ударов и щипков - так будущие воины привыкали к боли. Позже тело для привыкания «обрабатывали» граненой палкой.

Серьезные тренировки начинались после восьми лет. До этого возраста дети учились читать, писать, имитировать звуки, издаваемые животными и птицами, бросать камни, лазать по деревьям. У детей клана не было выбора. С детства они играли с настоящим оружием, более того, их учили превращать в оружие все, что попадалось в руки. Их приучали переносить холод, гуляя в непогоду без одежды и часами сидя в холодной воде. Деревья и колючие кустарники служили тренажерами прыгучести. Подвешивая маленьких ниндзя за руки на большую высоту больше чем на час (!) им прививали выносливость. Ночное зрение вырабатывали многонедельными тренировками в темных пещерах и специальной диетой из продуктов с повышенным содержанием витамина А. Кстати, чувствительность глаз ниндзя была фантастической. В кромешной темноте они могли даже читать.

Некоторые упражнения отличались особой жестокостью. Так, например, для развития ловкости нужно было прыгать через прочную виноградную лозу, покрытую острыми колючками. Каждое прикосновение к лозе сразу разрывало кожу и вызывало сильное кровотечение. С младенчества детей учили плавать. В воде они были как рыбы: могли бесшумно преодолевать большие расстояния, драться в воде и под водой, с оружием и без. С каждым годом упражнения становились все более сложными, жестокими и болезненными. Маленький ниндзя мог вывернуть стопу или кисть в любую сторону - упражнения для свободного расчленения и сверхъестественной подвижности суставов начинались уже с четырех лет. Это были очень болезненные занятия, но именно они не раз спасали воинам жизнь - свободно выворачивая стопу и кисть, ниндзя легко освобождались от самых крепких пут. Отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей - все было настолько обыденным, что любой ребенок, воспитывающийся в клане ниндзя, мог бы без труда обойти современного спортсмена. В 10 лет ребенок-ниндзя легко мог пробежать более 20 км в день. Его скорость проверялась весьма оригинальными способами, например, соломенная шляпа, прижатая при беге встречным потоком воздуха к груди бегуна, не должна была упасть. Или же вокруг шеи ниндзя обвязывали полосу ткани длиной около 10 метров, свободно падавшую на землю. Нормальной считалась скорость, когда десятиметровая полоска ткани на бегу развевалась по ветру и не касалась земли!

То, чему учили детей, современному человеку кажется невероятным: по звуку брошенного со стены камня они должны были уметь высчитывать глубину рва и уровень воды с точностью до метра! Дыхание спящих должно подсказать их количество, пол и даже возраст; звон оружия - его вид; свист стрелы - расстояние до врага. Они учились чувствовать врага затылком - каким образом устанавливался «телепатический контакт» с противником, сидящим в засаде, невозможно объяснить. Но взрослые воины действительно могли наносить и отражать удары, не оборачиваясь. Их интуиция всегда предшествовала разуму. «Тело само знает, как ему двигаться, если мы оставим его в покое», - учили великие наставники.