Эссе 945 972. Историческое сочинение, порядок написания

945-972г данный период истории характеризуется завершением начального этапа формирования Киевской Руси. Перечислю наиболее важные процессы характерные для данного периода: расширения территории государства; развитие международных отношений. Говоря о данном периоде, следует назвать правителей этого периода великий князь киевский Святослав. При нем до 969 г. Киевским государством в значительной степени правила его мать - княгиня Ольга. Говоря о значении деятельности Ольги в деле сохранения и расширения территории Древнерусского государства, следует оценить ее положительно. Хотя Ольга и не расширила серьезно границ, она сумела удержать власть над беспокойными племенами восточных славян, особенно древлян. Святослав же в данном направлении завершил процесс объединения восточнославянских племён под властью киевского князя. Подчинил вятичей. Наместниками в города поставил своих сыновей, то есть первым установил систему наместничества. Таким образом образование государства длительный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя, что способствовало объединению восточнославянских племен в единое государство. Расширяется территория государства опираясь на сильную княжескую власть- тем самым придается княжеской власти авторитет и международный престиж, усиливается внешнеполитическое положение Руси.Образование государства у восточных славян было ускорено внешним фактором- нападением хазар на юге. Потребность в защите от внешних врагов сплачивала народ. В 964-966г Святослав освободил их от дани хазарам племена вятичей, подчинив их Киеву. Выйдя за рамки данного периода можно сказать, что нашествия со стороны Степи не прекратятся и самым страшным для Руси станет монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды. Постоянная борьба с кочевниками защищала от разорения, способствовала обеспечению безопасности торговли. Если говорить о втором важном процессе периода, то это развитие международных отношений, совершение как военных походов так и складывание дипломатических отношений. Княгиня Ольга стремилась укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства. Во время своей поездки в Константинополь Ольга приняла христианства, что оказало влияние на рост позитивного отношения к христианству ее подданных и облегчило впоследствии крещение Руси в 988 году. Ольга также направила посольство к германскому императору Оттону 1 для установления дружественных отношений и укрепления религиозных связей. Совершенно иной путь выбрал Святослав. Путь военных походов. На Кубани и побережье Азовского моря на Таманском полуострове образовал зависимое от Руси Тмутараканское княжество. В 60-х гг. X в. воевал с волжскими булгарами, столица город Булгар, взята штурмом. В 965 г оду разгромил Хазарский каганат и взял его столицу город Итиль, каганат перестал существовать. Следствием данной политики стало. Во-первых, снималась угроза вооруженного нападения с востока. Во-вторых, разрушены были города и крепости, запиравшие торговые пути: Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком, открыты были водные пути по Дону и Волге. В-третьих, племена, находившиеся раньше в зависимости от Хазарского каганата, попали теперь под влияние Киевской Руси, или были совсем к ней присоединены. Это была важная победа для развития торговли на Волжском торговом пути ведущем через Каспийское море в богатые страны Востока. Это позволило открыть пути для торговли Руси с восточными странами, укрепить ее международное положение. В 968 г. вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце заявив: « середина земли моей…» таким образом Святослав восстановил власть над дунайскими болгарами. Успехи Святослава в Северном Причерноморье обострили русско-византийские отношения, Византия была обеспокоена усилением Руси. В 970-971 гг. в союзе с венграми и болгарами против Византии, Святослав потерпел поражение и был вынужден заключить с византийским императором мир и договор о военной поддержке и торговле. Следствием данной политики был договор 971 г. о новом уровне русско-византийских дипломатических отношений. Однако это не было полным поражением русской внешней политики. Да, Святослав проиграл войну в Болгарии и вынужден был отказаться от этого региона (во всяком случае, пока и формально). Однако тот факт, что, покинув Подунавье, руссы остались зимовать на Белобережье, ясно говорит следующее: ограничения, наложенные Византией на Русь, проигравшую кампанию 970-971 гг., касались только территории самой империи и Болгарии. В Северном Причерноморье, в Приазовье и Нижнем Поволжье результаты русского завоевания были закреплены дипломатически. В договоре нет ни слова об этих территориях, а это значит, что империя не имела на них никаких притязаний. Русско-византийский договор 971 г. в полной мере отражал новые политические моменты в отношении двух государств. Старые обязательства были в нем подтверждены, а новые отражены в полной мере. Этот договор является результатом девятилетней внешнеполитической деятельности Святослава Игоревича, его трудов и стараний на благо молодого русского государства. Несмотря на то, что перечисленные процессы относятся к разным сферам жизни общества в основе они привели к расширению территории государства, укреплению границ и усилению княжеской власти.Шло становление и развитие важнейшего признака государства – единства территории. Было создано единое государство, мощное, имеющее авторитет в мире, способное защитить себя от внешних врагов. Значительно усилился международный авторитет Руси. Таким образом все эти процессы имеют точку соприкосновения это усиление мощи государства через укрепление княжеской власти и повышение международного авторитета страны. Говоря о конкретно данном периоде можно вспомнить И.В. Киреевского который считал, что восточные военные экспедиции руссов во всех случаях носили захватнический, грабительский характер, как и другие подобные предприятия раннего средневековья, и не случайно были направлены на богатые города, расположенные вдоль старинных торговых путей. Захват добычи являлся при этом естественной целью. Карамзин же подчеркивал, что уже в то время подобные экспедиции решали и такие политические задачи, как выполнение союзнических обязательств, сокрушение или ослабление своих традиционных внешнеполитических соперников, намерение закрепиться на важных торговых путях. Решение этих задач на Востоке отражало экономические и политические потребности развивающегося феодального древнерусского государства, поэтому вполне закономерными были дипломатические усилия, которые предпринимала древняя Русь для осуществления своей политики на Востоке, тесно связанной с другими внешнеполитическими задачами в Причерноморье и на Балканах. Таким образом мы видим, что мнения историков по данному вопросу остаются спорными, но одно бесспорно данный период имеет важное значение в истории нашего государства. Шло становление и развитие важнейшего признака государства – единства территории, усиливалась власть князей, развивались международные отношения. Данный период важен и во многом заложил основы будущего процветания Древней Руси и начале XI века.

Задание 25 ЕГЭ по истории: три темы для написания исторического сочинения на выбор.
Каждая из тем представлена в виде исторического периода.
Предложенные периоды всегда соответствуют разным историческим эпохам.

Историческое сочинение.

Пример исторического сочинения период 962-972 годы

Историческое сочинение, порядок написания.

Вводная часть.

Общая ситуация в государстве на начало периода, задачи, основные события и явления,
происходившие в течение этого времени.

Основная часть.

Укажите исторический процесс, для более подробного рассмотрения.
- Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на развитие исторического процесса.
- Опишите участие в этом процессе исторического деятеля.
- Вывод о характере и последствиях исторического процесса для государства, жизни общества,
его историческое значение.

Заключение.

Используя факты, сделайте вывод о данном периоде в истории государства.
Какие задачи и последствия имели происходившие события.
Приведите мнения и оценки историков этого периода, ваша собственная оценка,
подтвержденная историческими фактами.

Пример исторического сочинения период 962-972 годы

Историческое сочинение период 962-972 годы

862-972 гг. – это первый, начальный этап Древнерусского государства.
962-972 гг. - период правления в Киевской Руси великого князя Святослава Игоревича.

Внутренняя политика Святослава была направлена на сохранение единства Руси.
С этой целью Святослав направил в наиболее важные районы государства своих сыновей в качестве наместников:
Олега - в землю древлян, Владимира - в Новгородскую землю, а старшего сына Ярополка оставил в Киеве.
При князе Святославе правовой системой Руси продолжал оставаться устный Закон Русский - свод норм, основанных на естественном праве.
В религиозном плане Русь в годы правления Святослава продолжала оставаться языческой страной, так как Святослав был ярым противником христианства.

Князь Святослав проводил активную внешнюю политику, основными направлениями которой были восточное и южное.
На восточном направлении целью внешней политики было освобождение славянского племени вятичей от власти Хазарского каганата и установление контроля над торговым путем по Волге.
С этой целью Святослав совершил военный поход против Волжской Булгарии и Хазарского каганата.
В 964 г. Святослав подчинил Киеву славянское племя вятичей, в 965-966 гг. разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат.
Часть владений Хазарского каганата была включена в состав Киевской Руси.
Еще одной задачей на восточном направлении внешней политики было обеспечение безопасности территории Руси от набегов печенегов.
С этой целью Святослав в 965 г. заключил с печенегами союз, однако в 968 г. печенеги совершили набег на Русь.
Святослав разгромил их и отогнал далеко в степь, на некоторое время избавив Русь от набегов.
На юге Святослав стремился установить контроль Киевской Руси над торговыми путями по Дунаю и западному побережью Черного моря.
С этой целью он в 969 г. захватил территорию Дунайской Болгарии.
Это привело к войне Руси с Византийской империей в 970-971 гг.
В ходе боевых действий ни одна из сторон не смогла добиться убедительной победы.
В итоге в 971 г. Византия и Русь заключили мирный договор, согласно которому Святослав должен был уйти с Дуная.

Период правления Святослава историками, оценивается по-разному.
С одной стороны, было сохранено и укреплено единство Киевской Руси и упорядочена система управления;
власти великого князя киевского было подчинено восточнославянское племя вятичей;
был установлен контроль Руси над волжским торговым путем;
в составе русского государства появилось Тмутараканское княжество - часть территории бывшего Хазарского каганата.
С другой стороны, устранить опасность набегов печенегов на Русь Святославу не удалось.
Именно печенеги в 972 г. убили Святослава, когда он с дружиной возвращался в Киев из Дунайского похода.
В целом можно сказать, что Русь при князе Святославе по-прежнему оставалась на международной арене серьезной самостоятельной силой, проводящей свою внешнюю политику.
Однако Н.М. Карамзин упрекает Святослава в том, что тот предпочитал славу полководца славе мудрого правителя.

/ Историческое сочинение 964-972

964-972 гг. - период истории Древней Руси, связанный, прежде всего, с завоевательными походами самого воинственного славянского князя - Святослава Игоревича.

В 964 г. сыну Игоря Рюриковича и княгини Ольги исполнилось 24 года. Возмужавший князь мечтал только о воинской славе. Он собрал боеспособную дружину и практически все время проводил в походах или военных тренировках.

Русские летописцы и византийские историки описывают Святослава Игоревича, как мужественного и сурового воина, пренебрегающего роскошью. Святослав разделял с войском все тяготы и лишения, поэтому пользовался огромным почетом и уважением.

В 964 г. Святослав начал восточный поход против Хазарского каганата. Хазары уже много лет были источником постоянной опасности на восточной границе Киевской Руси. Славянский князь легко разбил главные силы хазар, после чего взял города Саркел и Белая Вежа. На следующий год Хазарский каганат был окончательно разгромлен.

Победоносное движение армии Святослава продолжилось. Он покорил племена ясов и касогов, а в 966 г. наложил дань на вятичей.

В 967 г. Святослав совершил поход на Болгарию. Удача вновь ему сопутствовала: взяв большое количество городов, Святослав укрепился в Переяславце, собирая дань с византийских торговцев.

Воинственная деятельность отвлекала Святослава от управления и обороны государства. В 968 г. этим воспользовались половцы. К Киеву подошло огромное войско и приступило к осаде. В городе начался голод. К Святославу были спешно отправлены гонцы с просьбой о помощи. Особый упор был сделан на том, что в Киеве страдали мать Святослава Ольга и его сыновья.

Святослав Игоревич немедленно выступил к Киеву. Освободив город от осады, он разогнал войско половцев, после чего в Древней Руси настал период относительного мира и спокойствия.

Святославу было скучно мирно жить в Киеве. Он хотел вернуться в Переяславец и сделать его своей столицей. Княгиня Ольга до последнего удерживала сына в центре Русский земли. Сразу же после ее смерти (969 г.) Святослав разделил Киевскую Русь между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу - земли древлян, Владимиру - Новгород. Сам великий князь немедленно отправился в Переяславец, который к этому времени вновь был отвоеван болгарами.

Жестокая битва продолжалась целый день. Лишь к вечеру Святославу удалось одержать победу и овладеть Переяславцем.

Однако, на этом великий князь не успокоился и объявил войну Византийской империи. Греки предложили Святославу большую дань, а сами тем временем собирали войско. В 970 г. Святослав вторгся на территорию империи, покоряя византийские города один за другим. Первая неудача произошла под Адрианаполем, где славяне потерпели поражение от войска Варды Склира.

Император Цимисхий не смог максимально использовать победу, так как в Византии вспыхнул мятеж Варды Фоки. Он предпочел откупиться от Святослава богатыми дарами. Фактически князь вернулся в Переяславец победителем могущественной империи.

В 971 г. мятеж Варды Фоки был подавлен. Цимисхий немедленно вторгся в Болгарию и захватил несколько городов. Остальные стали переходить на сторону императора.

Святослав укрепился в Доростоле. В первом сражении славяне потерпели поражение и отступили за городские стены. Святослав не хотел находиться в положении осажденного. Он вновь повел армию в атаку, но на этот раз разгром славянской армии был полным. Святослав потерял две трети своих воинов.

Князь решил пойти на переговоры. Он возвращал Цимисхию все захваченные земли в обмен на свободный пропуск армии обратно на Русь. Император согласился, но при этом сообщил печенегам о движении ослабленного войска Святослава.

Весной 972 г., поднявшись до днепровских порогов, Святослав попал в печенежскую засаду. Вся дружина, включая самого великого князя, была перебита.

Святослав Игоревич был в первую очередь умелым воином и полководцем, но не государственным деятелем. Его походы приносили славу, но не способствовали развитию Древней Руси. Впервые разделив государство между сыновьями, Святослав заложил основы будущей феодальной раздробленности.

Историческое сочинение

период 945-972гг.

Данный период в истории России относится ко времени правления княгини Ольги (945-969), и князя Святослава Игоревича (957-972 гг.) . Среди важнейших процессов этого периода четко прослеживаются следующие: во-первых становление налоговой системы. И, во-вторых, укрепление системы управления государством.

Важнейшим событием этой эпохи стало введение новой системы налогообложения, которая стала первой реформой в этой области. Реформа была проведена Ольгой. Причиной этому послужило убийство князя Игоря в 945 году восставшими древлянами из-за попытки повторного сбора дани. Полюдье было отменено. Вместо него установлена система уроков и погостов. Уроки - заранее определенный размер дани, погосты - места, куда доставляли дань. Благодаря этой реформе, Ольга значительно улучшила налоговую систему Древнерусского государства. Деятельность княгини Ольги в этом направлении укрепила как финансовую систему государства, так и сплоченность племен. Больше не было поводов для обвинений киевских князей в предвзятом отношении к тому или иному племени. Стремясь огородить сына от той же участи, сбором дани теперь вместо князя занимались данники . Следствием проведённой реформы стало укрепление государства и власти правителя.

Правление Святослава знаменито военными походами. Их цель - вывести Русь в число крупнейших и могущественнейших держав. Походы Святослава на восток привели к разгрому Хазарии и полной ликвидации хазарской опасности.. В 967-971 гг. Святослав совершил ряд походов на Балканы, стремясь создать единое славянское государство от Балтики до Средиземного моря. Также, важным событием данного периода стало укрепление системы управления государством князем Святославом Игоревичем. Причиной этому послужила необходимость иметь союзников среди местных князей в завоеванных территориях, дабы не допустить восстаний и попыток выйти из состава Русской земли. Для того, чтобы достичь эту цель, князь Святослав посадил наместниками в наиболее важных землях своих сыновей. Последствием данного события стала усобица между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром за киевский пре стол .
Период правления Ольги и Святослава оценивается историками как время становления и развития Древней Руси. Княгиня Ольга была первой и единственной женщиной, которая стала правительницей одного из самых больших по тем временам государств Европы - Киевской Руси . Ольга показала себя блестящей правительницей, мудрой женщиной, которая смогла управлять страной не хуже мужчины, а Святослав остался в истории, как талантливый и непобедимый полководец.

Всегда интересно проанализировать опыт предшественников, чтобы самому быть лучше их. Не совершать их ошибок. Так как, вспомним великого Ключевского: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Обратимся к сочинениям, написанным на ЕГЭ 2017 года, идеальным, хорошим, плохим и никаким.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ СОЧИНЕНИЯ (ЗАДАНИЯ 25) на ЕГЭ история

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ
(1841-1911)

«История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Итак, мы уже говорили, и не раз о критериях оценки и о том,

КРИТЕРИЙ 1 (Указание событий (явлений, процессов). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ!

Уже здесь у многих выпускников начинаются трудности. Непонимание, чем явление, процесс отличается от события. Одно масштабно, другое единично. Процессы складываются из событий.

К примеру, процесс покорения Руси монголами состоял из осады городов, сражений, проведения «записи в число», назначения баскаков ханами в середине XIII века.

Явления — это присущие процессам качественные характеристики. К примеру, насильственное покорение русских раздробленных княжеств в это время, активное сопротивление населения покорению.

КРИТЕРИЙ 2 (Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ КОНКРЕТНЫХ действий персонажей эпохи, повлиявших на события эпохи.

И сразу новые трудности. Какое действие конкретно, какое нет? Что засчитает эксперт, что нет?

НЕ КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:

- провел реформу;

- участвовал в военных действиях;

- одержал победу;

- взял город;

- инициировал создание (указ, реформу, политику…)

КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:

- подписал Манифест (указ, закон, мирный договор, перемирие…)

- выступил с речью, в которой высказал мнение о том, что…

- водрузил знамя

- написал сочинение (записку, письмо…)

- арестовал, ударил, нанес рану, убил…

КРИТЕРИЙ 3 (Причинно-следственные связи). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ! Они НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ напрямую связаны с деятельностью личностей по КРИТЕРИЮ 2!

И снова вопросы. А можно я возьму два события, к ним две личности, и покажу ПСС по этим событиям?

НЕТ! ВЫ ПОТЕРЯЕТЕ БАЛЛЫ ЕГЭ!

Чуть ниже покажу, как именно потеряете. А пока, опять, вопросы, вопросы…

КРИТЕРИЙ 4 (Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России).

Не итог периода, а его роль в контексте последующей истории.

КРИТЕРИЙ 4 выполняем, не подводя итоги периоду, а перебрасывая «исторический мостик» в следующий период, выходя за верхние рамки периода в сочинении обязательно (!!!).

Остальные три критерии — прилагательные, где первые четыре выполнены, обычно выпускник рассчитывает на бонусы за них. Хотя, достаточно часто, совершаются фактические ошибки. К примеру, года из-за не верно указанного сложного географического термина.

КРИТЕРИЙ 5 (Использование исторической терминологии)

КРИТЕРИЙ 6 (Наличие фактических ошибок)

КРИТЕРИЙ 7 (Форма изложения)

СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ ИСТОРИЯ 2017

Обратимся теперь к нескольким сочинениям, написанным на экзамене 2017 года.

Пример 1. Период 862-945.

Итак, выпускник сумел показать процесс складывания Древнерусского государства Киевская Русь, о нем подробнее в теме . А также, верно написал о подписании первых в истории Руси международных договоров

По критерию 1 нет вопросов, 2 балла. Но, дальше сложнее…

Безусловно, следует признать в комплексе верным описание конкретных действий Олега:

«подписывал с Царьградом выгодные договоры»

И, все, так как нельзя признать действием: «Рюрик… начал править в Новгороде». Здесь только 1 балл из двух по критерию 2.

На этом, к сожалению, ВСЕ. Экспертные баллы для данного сочинения закончились. Ни одной причинно-следственной связи здесь нет, ну не считать же ею констатацию факта о том, что «после его <Рюрика> смерти стал править Олег». Также, как и то, что «… события этого периода крайне важны не только для России, но и для всего мира». И «… Древнерусское государство переросло в сильную независимую с которой считался весь мир». Вот это как раз в корне не верная попытка, выполняя К4, перекидывать «мостик» в будущее. Империя была провозглашена Петром Великим в 1721 году, и совершенно понятно, что ситуация за 7 веков, отделивших историю создающегося Киевского государства от имперского периода, много раз менялась. Логика отсутствует в таких выводах. Здесь мог быть очень простой вывод:

Не достаточно точно выписан критерий 3. Так, попытка выписать ПСС по деятельности Олега и Игоря упирается в «кирпич» пересечения с выполнением критерия 2.

Но, причинно-следственные связи, указанные по событию призвания варяг в 862 году, следует, безусловно, засчитать. Опытному историку здесь «режет» взгляд мысль, о том, что причиной данного события стало то, что

«… в государстве была полная разруха…»

Собственно, государства-то еще толком и не было. Но, учитывая спор норманистов и антинорманистов, есть и такая точка зрения. Да, и Нестор об этом пишет:

«Велика наша земля и обильна, а порядка в ней нет». Нестор, ПВЛ.

Вот что значит знать и ссылаться напрямую на источники, это очень ценится на ЕГЭ по истории!

Все остальные критерии выполнены в данном сочинении, особенно отметим качественное и логичное построение «мостика» в дальнейшую историю по К4:

К сожалению, здесь выпускник и совершает обидную фактическую ошибку, указывая, что

К сожалению, править ее представители (а понятие подразумевает именно правление) будут только до 1597 года, когда умер последний из живых сыновей Ивана IV Грозного — Федор Иоаннович, и династия пресеклась. Об этом в нашем сочинении по периоду

В итоге, за данное сочинение был получен очень высокий балл 9/11, вот официальная разбалловка:

ИДЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Оно, конечно не идеально, но напрашивается привести пример сочинения, оцененного экспертами на ЕГЭ 2017 на максимальный балл. Вот оно, пожалуйста:

Единственный его минус — это просто гигантский объем. Еще раз напомним одну из наших самых простых рекомендаций по сочинению:

Не следует стараться описать весь (!!!) период, доставшийся вам. Он может быть очень насыщенным, к примеру, если взять время преобразований Петра I и одновременно Северной войны (1689-1725).

Перед вами такой же очень насыщенный период, который, тем не менее, выпускник на сумел осветить практически полностью и без ошибок. Эксперты выставили за это сочинение максимальный балл 11/11, почитайте, период 1894-1914:

Согласитесь, написать подобное на реальном экзамене, в ситуации естественного стресса, дано не каждому.

У нас для вас проще путь, если вы хотите выучить сочинение по этому или любому иному периоду ХХ века,

Хотите получить максимальный балл 11 по историческому сочинению на ЕГЭ (задание 25)? А ведь это ПЯТАЯ часть Вашего итогового балла! Тогда просто с помощью эксперта ЕГЭ выучите 12 сочинений по третьему блоку - ХХ ВЕК! Для этого можно обратиться напрямую