Самодельный подсумок для рыбацкого рюкзака. Самодельный тактический однодневный рюкзак

Вы умеете пользоваться швейной машинкой, а любимому мужу нравится посидеть с удочкой? Сделайте ему необычный подарок! Попробуйте сшить своими руками рюкзак для рыбалки. Получите эмоциональное вознаграждение в виде благодарности супруга, восхищения друзей, повышения собственной самооценки и зависти окружающих. Кроме того, достойной наградой станет приличная экономия денег.

Составляем план действий

Определяемся с размером. Объем мешка может быть от 35 до 200 литров. Все зависит от дальности и длительности предполагаемых поездок. Не стоит выбирать огромный, если больше, чем на пару дней, вылазки на природу не предвидятся. Зря потратите материал и увеличите вес изделия.

Выбираем самую простую в исполнении модель. Она сделана по принципу старинной заплечной торбы и не требует сложной выкройки. Представьте прямоугольное полотно, свернутое в трубу, или цилиндр, в нижнюю часть которого вставлено дно. Труба получена с помощью единственного шва. В него же встроена молния на две трети высоты мешка. Если хотите что-то более изящное, в сети можно найти готовые схемы кроя.

Материалы и фурнитура

Этому разделу следует уделить особое внимание. Чтобы сшить рюкзак для рыбалки своими руками, выкройка не самое главное. Гораздо важнее правильно подобрать материал.

Вам понадобятся:

  • основная ткань. Остановите свой выбор на кордуре. Эта марка создавалась для военных целей. Она подходит идеально по качеству, но довольно дорогая. Можно подобрать другой вариант, например, специальный палаточный нейлон. Разновидностей хватает. Сейчас большой выбор таких материалов. Первостепенно — водонепроницаемость;
  • подкладка. Обычная вискоза не подходит. Желательно использовать материал типа плащевой, который также отталкивает влагу. К примеру, полиэфир, обработанный поливинилхлоридом. Можно выбрать ту же ткань, что и для верха;
  • пенка туристическая. Ее неплохо бы закрепить на спинке, тогда изделие будет держать форму;
  • специальные ленты. Их называют стропами. Используются для крепления лямок, фиксирующего пояса и стяжных ремней;
  • фастексы. Практичные застежки – пряжки из пластмассы, в виде трезубца;
  • эйрмеш. Очень удобная вещь для изготовления внутренних карманов. Это такая объемная сетка. Ее преимущество в легкости, эластичности и прочности. Конечно, можно обойтись и без нее, если не позволяют средства;
  • прочные капроновые нитки, желательно обувные;
  • липучки;
  • застежка-молния. В нашей модели будет единственная длинная молния. Если вы опытная портниха, можно сделать и отстегивающееся дно. В таком случае прикупаем еще молний;
  • бельевая веревка;
  • две легкие алюминиевые палки для каркаса. Можно использовать ручку от старой швабры;
  • влагостойкий клей для обработки швов. После того как вы закончите строчку, обязательно обработайте им каждый шов с внутренней стороны. Не забывайте, что важно не потерять водонепроницаемость.

Ход работы

Вся выкройка будет состоять из круга и двух прямоугольников.

Дно рюкзака. На кальке рисуем окружность с диаметром, приблизительно равным ширине спины мужа. Измеряем. Делим на два. Записываем. Перепроверяем несколько раз, чтобы не ошибиться. После того, как вырежете лекало, сложите его пополам. Можно сразу рисовать полукруг с нужным радиусом.

Основная часть. Чертим прямоугольник с шириной, равной цифре, которую мы записали. Определяем высоту. Она ориентировочно равна расстоянию от талии до плеча. Варьируется в зависимости от желаемого объема. Чем выше, тем больше сможете загрузить вещей.

Второй прямоугольник размером 1х0,2 м чертим в том случае, если будем шить опорный ремень. Он понадобится, если планируется изделие большого размера. Его задача снизить нагрузку на спину. Шьется аналогично простому поясу.

Используйте вместо копировальной бумаги старые обои или миллиметровку. Для такой простой выкройки подойдет все что угодно. Если у вас достаточно опыта, можете пропустить вышеописанные манипуляции. Просто нарисуйте на ткани.

Раскрой

Аккуратно расправьте ткань на столе. Сложите ее пополам, вдоль отреза, лицевой стороной внутрь. Чтобы она не скользила, лучше подстелите одеяло, будет гораздо удобнее. Наколите лекало булавками.

Внимательно проверьте, правильно ли вы его разместили. Прямоугольник должен плотно прилегать к месту сгиба той стороной, которая соответствует высоте.

Над прямоугольником поместите полукруг ровной стороной к сгибу. Не забудьте прибавить по 2 см на припуски. Теперь можно вырезать детали.

Повторите то же самое с подкладкой.

Приступаем к шитью

Совет . Так как ткань дорогая, лучше сначала сделать макет. Возьмите старую простыню. Раскроите по лекалам, наметайте. Проверьте, все ли в порядке. Если что-то не устраивает, поэкспериментируйте, подгоните размер под себя. И только после этого начинайте основную работу.

  1. Сострочите между собой подкладочную и основную ткань буквой «П» с трех сторон. Предварительно подшейте четвертую сторону, так чтобы впоследствии в нее можно было продеть веревку. Это будет верх изделия;
  2. Выверните налицо и еще раз прострочите эти же три стороны на расстоянии 5 мм от края. Получился такой большой карман, обработанный бельевым швом;
  3. Зрительно разделите его на три части. По центру будет спинка, с двух сторон боковые кармашки, впереди шов;
  4. В тех местах, где вы видите спинку и кармашки, пристрочите вертикально стропы. Получилось уже три карманчика. На спинке — побольше, по бокам – поменьше;
  5. Пристрочите вдоль спинки по две стропы рядом, на расстоянии 4-5 см, а между ними в трех местах пришейте поперечины. У вас получится держатель для каркаса из трубок. Этот вариант нужен только для массивных, тяжелых рюкзаков;
  6. Сложите полученную заготовку пополам и прострочите вертикальный шов в нижней части трубы. Вшейте молнию;
  7. Таким же способом обрабатываем дно. Сострочите на две трети, выверните, сделайте повторную строчку;
  8. Осталось соединить между собой дно и основную часть и пришить лямки.

Без рюкзаков походный туризм немыслим. Каждому, кто надевает рюкзак, хочется, чтобы он был удобен прежде всего ему. Может быть, именно поэтому так много мнений об их конструкции, формах и размерах. Однако при изготовлении рюкзаков в первую очередь, как правило, учитывают общие, выработанные многолетней практикой требования. Рюкзаки должны: отвечать специфике вида туризма и целям похода; быть достаточно емкими, чтобы вместить весь походный груз, а при меньшем объеме – иметь приспособления для привязывания груза снаружи; изготовляться из прочного и желательно непромокаемого, но не тяжелого материала, сохраняющего эластичность и на морозе; обеспечивать быстрое извлечение самых нужных вещей без распаковки всего рюкзака, а также равномерное распределение нагрузки (конструкция рюкзака должна позволить снять излишнюю нагрузку с плеч). Последнее требование выполняется использованием станков, бедренных поясов и уширенных плечевых лямок (с эластичными прокладками) и анатомическими характеристиками рюкзаков. Выигрыш от этого несомненный – туристы могут переносить походное снаряжение значительного веса с меньшими затратами сил, при соблюдении мер безопасности.

Станковые рюкзаки отличаются друг от друга в основном формой каркаса, размерами и способами крепления емкости к нему. Каркасы делают из дюралевых (титановых) трубок диаметром 10-12 мм, сваренных или соединенных между собой болтами. Лучший материал для мешков – прочный капрон.

Отличительной особенностью универсального станкового рюкзака, является возможность использования станка и рюкзака вместе и каждого по отдельности.

Размеры рюкзака позволяют переносить самые объемные предметы туристского снаряжения. При его изготовлении использовано всего четыре металлических кольца для крепления плечевых ремней к низу рюкзака. Стягивающие ремни, или стяжки (2), можно завязать в петлях (8), даже не снимая рукавиц, что немаловажно в зимних походах.
Рюкзак изготовляется в такой последовательности: выкроить все детали; сшить верхний клапан и плечевые ремни (плечевые ремни проще всего сшить из капроновой ленты, сложенной в два слоя, сделав в широкой части Т-образное окончание: это обеспечивает их безотрывный пришив к рюкзаку); пришить с внутренней стороны мешка в месте крепления плечевых ремней второй слой капрона, петли для ремней, стягивающих рюкзак, плечевые ремни и клапан; сшить емкость мешка по длине и пришить наружный карман; пришить дно, стяжки, кольца и петли.
Снизу плечевых ремней необходимо пришить эластичные прокладки из войлока, фетра или пенополиэтилена, обшитые капроном.

Станок рюкзака выполнен в виде конуса с опорной площадкой. Для присоединения плечевых ремней используются скобы, которые крепятся на верхней перекладине гайками. На опорной площадке четыре скобы: в две продеваются петли с металлическими кольцами, а в две другие – петли для стяжек рюкзака. К нижней части станка крепится опорный пояс со шнуровкой для регулирования его натяжения.

Для того чтобы использовать станок без рюкзака, необходимо иметь два отдельных плечевых ремня.

Положительной чертой лучших образцов современных рюкзаков принято считать их приспособление к анатомическим особенностям человека, позволяющее сблизить центры тяжести человека и переносимого им рюкзака, равномерно распределить нагрузку, что дает возможность путешественникам с наименьшими физическими затратами переносить тяжелые грузы на большие расстояния (при этом сохраняется привычная прямая осанка).

Такие рюкзаки подразделяются на три группы: мягкие (бескаркасные), с жесткостями (своего рода внутренним каркасом из трубок, пластин фанеры и т. п.) и такие, несущий элемент которых составляет каркас – короб.

Среди бескаркасных зарубежных образцов оригинально сконструирован рюкзак “Як-пек” (“вьюк для яка”). Его форма – пример анатомичности: рюкзак с грузом максимально плотно прилегает к спине, вес распределяется не только на плечи, но и на поясницу, чему в определенной мере способствуют также перекрещивающиеся на груди лямки (крестообразная поддержка).

Переходными между мягкими и классическими каркасными являются рюкзаки, в которых прилегающая к спине сторона частично армирована металлическими или синтетическими пластинами, образующими внутренний каркас. Так называемый анатомический рюкзак получил широкое распространение.

В качестве внутреннего каркаса используются пластины из дюралюминия, которые выгибаются по форме спины. В то же время между спиной и рюкзаком остается зазор. Удачное сочетание спинной седловины с подушечкой и поясного ремня с бедренными упрочненными крылышками позволяет перенести вес рюкзака в основном на тазобедренную часть тела, разгрузив плечи. Конструкция рюкзака позволяет подогнать несущую систему к индивидуальным особенностям фигуры человека, разной форме и объему переносимого груза за счет изменения расстояния между плечевыми и поясным ремнями (путем укорочения или удлинения спинной подвески). Два ремня, соединяющие плечевые лямки с верхом рюкзака, устраняют нежелательное отклонение рюкзака назад и отдаление его центра тяжести от спины.

Анатомический модифицированный рюкзак, отличается от других рюкзаков этого же типа отсутствием каркасной жесткости. Его анатомичность достигается фигурной формой мягкой емкости, обеспечивающей прилегание почти по всей поверхности спины, в сочетании с опорным бедренным поясом и креплением плечевых ремней с учетом индивидуальных особенностей фигуры туриста.

Основную емкость рюкзака желательно шить из каландрированного лавсана, например ткани “Яхта”, или из технического капрона весом 150-220 г/м2, карманы и тубус – из плотного парашютного капрона, а дно – из непромокаемой ткани или плотного капрона.

Высота рюкзака не должна превышать 90-100, ширина – 45 (примерно ширина плеч), а толщина – 25 см. Рюкзак таких размеров вписывается в изгиб спины и устойчиво располагается на ней. Для удобства укладки вещей, особенно в зимних условиях, верхнюю часть рюкзака за счет увеличения размеров боковых стенок желательно сделать шире нижней. Размеры емкости по высоте можно уменьшать стягиванием тубуса, а по периметру – стяжками, которые можно размещать по бокам или на передней стенке.

Ремни и пояс должны удобно облегать плечи и бедра и не сминаться под тяжестью рюкзака. Наиболее удобна серповидная, а не прямая форма плечевых ремней. Важнейшая деталь анатомического модифицированного рюкзака – опорный бедренный пояс, расширенный с боков (больше загружаются бедра и снижается нагрузка на брюшной пресс). Боковые части пояса (закрылки) следует сделать более плотными, использовав, например, пластины пенополиэтилена, обшитые капроном. Пояс оканчивается пряжкой, которая должна быстро расстегиваться и легко регулировать длину пояса.

Клапан шьется трапециевидной формы, с продетой по периметру резинкой. На клапане можно сделать карман, закрывающийся с помощью молниевой застежки. Вместо карманов по бокам можно сделать два кармана на передней стенке.

Индивидуальная подгонка подвесной системы достигается правильным определением места пришивания плечевых ремней (расстояние от низа) и пояса.

Особого внимания заслуживают различные варианты крепления плечевых ремней. Ремни крепятся: к нижней кромке рюкзака через кольца на поясе; непосредственно к поясу вблизи вертикальной линии бедра; также к поясу, но со смещением на 12-15 см вперед.

Преимущества второго и третьего способов заключаются главным образом в том, что при расстегнутом поясе увеличивается длина плечевых ремней: облегчается одевание и особенно экстренное сбрасывание рюкзака. Однако третий способ не лишен недостатка: такое крепление стягивает пояс и нагружает мышцы живота. Каждый турист должен сам выбрать тот способ, который больше всего ему подходит. Длина плечевых ремней регулируется с помощью пряжек при надетом рюкзаке и застегнутом поясе.

Пряжки к рюкзакам используются самые разнообразные. Рамочная пряжка состоит из сваренной в месте соединения прямоугольной проволочной рамки (1) и алюминиевой подвижной перемычки (2). К свободному концу рамки для удобства работы на морозе рекомендуется пришить ремешок длиной 5 см. Эта пряжка обычно применяется для толстых ремней.

Для тонких и средней толщины ремней предпочтительны пряжки с подвижной рамкой и трехщелевые.

Охотнее всего туристы используют пряжки, применяемые для крепления акваланга (рис. 17, г) и состоящие из пластины (1) и двухщелевого хвостика (2), с помощью которого регулируется длина ремня. Для удобства пользования ремень пропускается так же, как в трехщелевой пряжке.

Быстрое разъединение и регулировка длины ремня обеспечивается пряжкой, состоящей из двух пластинок (рис. 17, д), щели которых расположены так, что ремень легко затягивается и прочно удерживается в нужном положении.

Для клапана рюкзака рекомендуется сочетание любой пряжки с карабинчиком (рис. 17, е). К передней стенке рюкзака через определенные промежутки можно пришить несколько колец, к которым и пристегивают карабинчики, регулируя таким образом натяжение ремня.

Затягивать горловину рюкзака можно пряжкой, изображенной на рис. 17, ж. Она состоит из рамки и клина (деревянного, металлического или пластмассового).
Для изготовления пряжек обычно используются дюралюминий или титан толщиной 1-2 мм и стальная пружинная и мягкая проволока диаметром 2-3 мм.

Этот мастер класс рюкзак своими руками + выкройка будет полезен не только рукодельницам, но и тем, кто не любит долго ждать посылки с сайта Aliexpress. Дело в том, что я тоже являюсь постоянным покупателем товаров с Али, и время от времени пользуюсь возможностью за невысокую цену приобрести милые душе вещицы, одной из которых два года назад стал мой рюкзак.

  • Выкройка рюкзака с aliexpress
  • Как сшить рюкзак своими руками пошагово

Почему я решила сшить рюкзак своими руками, а не купить готовую вещь

Этот холщовый рюкзак с aliexpress путешествовал со мной по и , а так же я его постоянно эксплуатировала дома в походах за продуктами. Я настолько привыкла к этой удобной вещи, что очень расстроилась, когда увидела, как он уже начал расходится по швам. Ремонту эта вещь уже не подлежала, да и внешний вид у него истрепался. Поэтому решила найти ему замену.

Поискав на просторах aliexpress похожие рюкзаки, я прочитала все отзывы по ним. К сожалению, большинство из них говорили о том, что все эти сумки не надежные: рвутся ручки и часто выходят из строя замки. Взвесив плюсы и минусы, я решила, что попробую сшить рюкзак своими руками. Так я точно буду уверена в качестве вещи и сделаю её такой, как будет нравиться и удобно мне. А так как у меня есть старый рюкзак – я воспользовалась им как образцом для выкройки.

Давайте шить вместе со мной! Для меня это первый опыт в пошиве подобной вещи, поэтому мне было интересно над ней работать. Скажу больше – я просидела за швейной машинкой далеко за полночь. Время, которое у меня ушло на пошив – примерно один день с перерывами по личным и семейным делам.

Скажу сразу – сшить рюкзак aliexpress, оказалось задачею не из легких. Поэтому советую браться за пошив, если у вас есть небольшой опыт в шитье. Новичкам же этот мастер класс будет осилить сложнее.

Что мне понадобилось, чтобы сшить рюкзак своими руками

Так как в процессе пошива я наломала много дров в виде поломанных машинных игл, то первым делом советую приобрести для пошива прочные иголки. У меня – это номер 110 «для джинсовых тканей и брезента».

Ткани и фурнитура для пошива рюкзака:

  • Плотная плащевая ткань с водоотталкивающей пропиткой – 50 см. Она будет задавать основной тон (цвет) рюкзаку.
  • Плотная плащевая ткань с водоотталкивающей пропиткой – 30 см. Этот защитный принт интересно обыграет рюкзак.
  • Подкладочная ткань – 50 см. Можно взять цвет на контрасте. Мне, например, всегда нравились сумки с ярким и необычным подкладом.
  • Спанбонд или изолон – 50 см. Эта ткань придаст жесткости и форму рюкзаку.
  • Репсовая лента по 40 см. и регуляторы длины — 2 шт. для ручек
  • Металлический замок 75 см.
  • Металлический замок 20 см. для кармана
  • Нашивка
  • Нитки в цвет — 1 катушка

Швейные инструменты для пошива рюкзака:

  • машинная игла № 100 - 110
  • лапка для пришивания молнии - однорожковая
  • инструменты для шитья: распарыватель, ножницы, портновские булавки

На все ткани и фурнитуру я потратила 270 рублей. Замки, ручки и энергофлекс я не приобретала, а взяла со старого рюкзака.

Энергофлекс, либо изолон — это поролоновая основа на спинку и низ рюкзака, для придания жесткости. Его нужно 40 см. Продается в строительном отделе, возможно он у вас остался после укладки ламината или

Выкройка рюкзака с Aliexpress

1. Распарываю старый рюкзак, чтобы воспользоваться китайскими выкройками. Ну и замками тоже. Кстати я еще оставила ручки, если у вас есть старый рюкзак можете взять с него.

Выкройка рюкзака aliexpress с параметрами: высота 37, глубина 15, ширина 28 см.

1 – перед 27,5 х 30

2 – нижняя часть переда 12 х 60

3 – спинка 30 х 39,5

4 – боковина 15 х 81

5 – низ (дно) 17 х 30

6 – карман нижняя часть 16 х 27

7 — карман верхняя часть 8 х 27

8 — карман верхняя часть 5,5 х 20

9 — обтачка для замка

10 — ручки на спинке

11 — ручка

Мастер класс рюкзак своими руками выкройка с Aliexpress

2. Каждую деталь выкройки вырезаю в трех экземплярах.

3. Три слоя тканей сшиваю между собой по краю, обрабатываю открытые срезы на оверлоке или строчкой зигзаг. Проделываю п.2 и п.3 с каждой деталью рюкзака (спинку и низ пока не сшиваю).

4. Далее на спинку (деталь 3) и низ (деталь 5) рюкзака подкладываю слой энергофлекса. Который нужно простегать вместе с плащевкой и спандбондом, этим я закреплю его и придам жесткости деталям. Затем сверху закрываю подкладочной тканью.

5. Так выглядит спинка рюкзака с лицевой стороны. Сразу фиксирую сверху ручку (выкройка с припусками на швы 3 х 19 см.).

6. Изготавливаю из плащевой ткани два кармана: вырезаю отрезок 17 х 36 см., делаю внизу складку посередине каждого кармана и пришиваю их на подклад. Внутри спинки пришиваю подклад, зафиксировав его по краям и посередине насквозь.

7. Креплю сверху и по бокам спинки две ручки рюкзака.

8. Теперь перехожу к обработке переда рюкзака. Беру полочку (деталь № 1), расстегиваю замок 75 см, прикладываю его лицевой стороной к переду и фиксирую булавками по периметру как на фото. Пришиваю замок на швейной машинке с помощью специальной однорожковой лапки для пришивания молнии. Затем можно застегнуть замок.

9. Беру боковину (деталь 4). Вырезаю из плащевой ткани отрезок 5 х 74 см. — он закроет замок сверху. Дублирую этот отрезок спандбондом, складываю пополам и притачиваю на машинке к боковине.

10. Нахожу середины деталей 1 и 4 (полочки и боковины), делаю метки портновским мелком, совмещаю их по центру.

11. Накладываю детали 1 и 4 друг на друга лицевыми сторонами внутрь, совместив меловые метки. Фиксирую по периметру булавками.

12. Теперь замок нужно расстегнуть.

13. На швейной машинке пришиваю замок к боковине с помощью специальной однорожковой лапки для пришивания молнии.

14. Застегиваю замок. Беру нижнюю часть переда (деталь 2), нахожу середины, ставлю мелом метки. Соединяю эти детали между собой на машинке.

Мастер класс, как сшить объемный накладной карман на молнии .

15. Беру готовый карман. Намечаю мелом место для кармана. Я делала это на глаз, крепите его там где будет удобно вам. Прикрепляю карман к переду булавками, затем на швейной машинке.

16. Беру низ (деталь 5, его нужно простегать, как я показала в п.4 статьи) и переднюю часть рюкзака. Совмещаю эти детали по середине.

17. Скрепляю детали между собой булавками, потом на швейной машинке.

18. Получается вот такая «корзинка».

19. Расстегиваю замок. Накрываю эту «корзинку» крышкой — спинкой (деталь 3). Скрепляю между собой булавками и на швейной машинке.

20. Вот и всё — мой рюкзак, который я сшила своими руками готов. Могу смело пользоваться и не бояться, что оторвутся ручки!

Почему стоит сшить рюкзак по выкройке aliexpress

Честно сказать, мне очень понравился результат. Потом мои родные, увидев этот рюкзачок тоже попросили сшить им такие же. Пришлось дочке сшить точно такой же, расцветку она сама выбрала в магазине. По фото можно понять какой у неё любимый цвет. Для зимы он получился ярким, и поднимает настроение в серые пасмурные дни.

Если у вас есть желание и маленький опыт в шитье — безусловно шейте. Так как по качеству он переплюнет свой оригинал с aliexpress. У меня он по сравнению со старым, намного лучше держит форму. Замки тоже можно поставить намного надежнее, и прослужит он вам гораздо дольше. Так что смело пользуйтесь этой выкройкой рюкзака.

И еще один весомый аргумент, это то что — теперь я могу носить свой ноутбук в рюкзаке. Дело в том, что в старый рюкзак мой ноутбук не помещался, и это было для меня настоящей проблемой. Так как моя работа связана с компьютером, мне приходится брать его с собой в поездки. А теперь я могу спокойно собрать все вещи в одном рюкзаке, и туда же закинуть свой ноут. Это безумно удобно! Не приходится собирать кучу авосек, все умещается в одной сумке.

Возможно вам будет интересно:

Друзья, вся информация представленная на моём блоге совершенно бесплатна - и мне будет очень приятно, если вы поделитесь ссылкой на мою статью (кнопки поделится расположены ниже ↓).

Каждый турист, хотя бы однажды, задумывается о том, что в его походном рюкзаке чего-то не хватает. С учётом индивидуальных особенностей строения тела иногда сложно подобрать подобную вещь по себе. Но в умелых руках ткань легко превращается в удобный рюкзак. Конструкция походного рюкзака только выглядит сложной и непостижимой, но если следовать инструкции, то можно сшить самостоятельно.

Ткани

Важно чтобы походный рюкзак был прочным и непромокаемым. Поэтому к выбору ткани подходят с особым вниманием. Для его изготовления подойдут такие материалы:

  • авизент - разрабатывался для армии и имеет соответствующие показатели: прочный, лёгкий, недорогой, выдерживает низкие температуры, пропускает воду, сыпется при крое;

  • кордура - также изобретён для армии: выпускается разной плотности, водоотталкивающий, не осыпается, дорогой, тяжёлый, плохо переносит низкие температуры;

  • оксфорд - ткань с переплетением рогожка и содержанием нейлона: лёгкая, недорогая, термостойкая (не теряет свойств от -50 до +110 градусов С), водонепроницаемая, выгорает при воздействии прямых солнечных лучей;

  • полиэстер - для большей прочности и влагостойкости обрабатывают поливинилхлоридом: дешёвый, лёгкий, не изменяет свойств на морозе и солнце, не деформируется, не осыпается, не выдерживает больших нагрузок, не спасает от влаги.

Совет! Выбирая материал следует учитывать планируемые нагрузки и условия использования.

Аксессуары и дополнительные материалы

Для практичности дополнительно понадобятся:

  • тонкий капрон (при ширине 150 см) - 70 см;
  • изолон (пенка) толщиной 10 мм - 1 кв. м.;
  • стропа 25 мм - 7 м;
  • стропа 45 мм - 2 м;
  • фастекс 25 мм - 2 шт.;
  • фастекс 45 мм - 1 шт.;
  • пряжка затягивающая - 14 шт.;
  • стоп-фиксатор - 1 шт.;
  • молния 30 см - 1 шт.;
  • молнии 20 см - по количеству карманов;
  • алюминиевые трубки для каркаса D4, длина 70 см - 2 шт.;
  • шнур D3 - 1,3 м;13. тесьма для отделки швов - 2 м.

Расчёт ткани

Самый простой и точный метод расчёта ткани - это сделать раскладку на миллиметровой бумаге при помощи масштабной (закройной) линейки. Таким образом можно максимально точно вычислить необходимое количество материала.

В этом случае потребуется 2 м ткани при ширине 150 см.

Важно! На пошив такого изделия потребуется не менее 3 кв. м. основного материала.

Пошаговый крой и пошив походного рюкзака

Ниже представлено построение рюкзака на 90 литров.

Изначально детали чертят на бумаге, вырезают и выкраивают из материала. Чтобы было удобней кроить бумажную выкройку прикалывают булавками к ткани, обводят мелом прибавляя припуски.


Для пошива понадобятся следующие детали:

  • спинку и дно изделия делают цельнокроеными, высота детали 101, из них спина 75х30, дно - 30х26х33;
  • основная деталь в форме трапеции с размерами 80х75х85.
  • один карман размером 25х25, и два - 25х15;

Справка! Количество карманов зависит от желания владельца, но стандартно нашивают 3 штуки.

  • лямки чертят изогнутыми длиной 65 и шириной 8 и кроят из всех трёх материалов;
  • клапан 30х25 со сгибами, вырезают из тонкого капрона и застрачивают по уголкам;
  • накладка на спину высотой 50, а шириной: поверху 20 и понизу 25, кроят её из капрона и изолона;
  • пояс выкраивается, так же как и лямки из всех материалов длиной 70;
  • тубус 110х75, выкраивают из тонкого капрона.

Важно! Все размеры указаны в сантиметрах и без учёта припусков на швы, обычно добавляют 0,7 - 1 см.

После того как, все детали выкроены и подготовлены необходимые аксессуары, приступают к пошиву.

На «тело» рюкзака, по меткам, настрачивают карманы со втачанными молниями. Вертикально между ними нашивают две стропы шириной 2,5 см и горизонтально над и под карманами.

От верхних углов книзу на спинку настрачивают две стропы шириной 25 мм верх оставляют открытым, чтобы потом вставить туда каркас. По бокам притачивают затягивающие пряжки на расстоянии 30 и 55 см от низа с двух сторон и две - к верхним углам. И по две стропы сверху и снизу. Отступают 25 см от верха и по центру притачивают ручку. Под ней настрачивают лямки, предварительно собрав их из основной ткани, тонкого капрона и изолона между ними. Настрачивают накладку накрывая концы лямок, по нижней части оставляя бока открытыми для пояса.

По принципу плечевых ремней собирают пояс. Только дополнительно поверху притачивают широкую стропу с фастексами. К краям притачивают две стропы 2,5 см длиной 45 см, для соединения с рюкзаком пришивают затягивающие пряжки.

Собирают клапан так, чтобы получилось типа коробочки, в швы по углам втачивают узкие затягивающие пряжки, которыми он будет крепиться к основе. Вшивают молнию сделав прорезь по центру.

Соединяют спинку и основу рюкзака между собой , складывая их лицом к лицу. Основные швы усиливают тесьмой.

Тубус стачивают и поверху делают кулиску шириной 2 см. В неё вставляют верёвку и продевают концы в стоп-фиксатор. Притачивают его к рюкзаку и вставляют алюминиевые трубки в тоннели, сделанные ранее.

Собрав все части вместе, следует внимательно осмотреть изделие и в случае, если чего-то не хватает - добавить.

Справка! Изготавливая свой первый рюкзак, стоит опробовать свои силы на макетной дешёвой ткани.


Полезные советы

  • кроить ткань можно специальным паяльником, в таком случае края оплавятся и не будут сыпаться;
  • чтобы получить рюкзак объёмом 75 литров уменьшают основную деталь со всех сторон и высоту спины на 10 см, а длину детали тубуса на 20 см;
  • плечевые лямки располагают на расстоянии 50 см от низа при росте 170 - 180 см, при большем росте - 55 см и при меньшем росте - 45 см;
  • шить лучше прочными капроновыми нитками;
  • для прочности швов строчить лучше зигзагом или двойным швом.

Выкройки можно усовершенствовать индивидуально. Например, увеличить или уменьшить размер и количество карманов. Рюкзак, пошитый своими руками, станет незаменимым спутником в любых походах.

Принцип модульности в применении к рюкзаку означает возможность менять его «архитектуру»: снимать некоторые из частей, дополнять вспомогательными, а также использовать часть емкостей самостоятельно, например на радиальных и разведывательных выходах, в дороге, на подъездах. Вот они, составные части такого вместилища туристского припаса: сам «мешок» с тубусом, «надстройка» сверху - клапан, два боковых кармана, два «банана» на грузовом поясе.

Объем самого мешка- основной «емкости» - около 56 дм3, что позволяет укладывать в него 25-30 кг груза; тубус имеет 25 дм3 - еще 10-12 кг, верхний клапан 15 дм3 - 5-7 кг, боковые карманы по 10 дм3 - еще 8-10 кг. Получается, что такой рюкзак может вместить до 60 кг различных предметов, необходимых на маршруте.

Это, пожалуй, максимальный вес для спортивных походов даже высших категорий трудности, и в основном такими нагруженными емкости бывают только при перевозке к месту старта и на выходе. Из-за большого груза особое внимание должно уделяться заплечным ремням-лямкам: они делаются значительно шире обычных, но жестче (за счет многослойности).


Рис. 1. Самодельный мягкий модульный рюкзак:
1 - грузовой пояс, 2 - «банан», 3 - боковой карман, 4 - мешок, 5 - ручка, 6 - заплечный ремень, 7 - тубус, 8 - затяжной ремень, 9 - верхний клапан.

Внизу они крепятся к замкам-полукольцам, пришитым на ремешках на 100 мм выше дна рюкзака. Сделан и грузовой пояс, коврик- «спинка» из пенопласта толщиной 15-20 мм, поставленный у задней стенки мешка: он выполняет роль сплошного станка и, кроме того, хорошо формирует укладку, позволяя располагать здесь наиболее весомые и твердые вещи.

Все это дает возможность более равномерно распределить нагрузку на плечи, перенести ее частично на бедра, фиксируя положение нижней части конструкции, разгрузить позвоночник, что значительно уменьшает утомление на длительных переходах. Более того, такой рюкзак дает возможность максимально перенести центр тяжести груза в оптимальное положение- приблизить к спине туриста.
Спереди мешка поставлены две пары колец;

к ним с помощью резиновых амортизаторов с крючками, например, от экспандеров, можно крепить вещи, которые должны в пути находиться, как говорится, под рукой: штормовка, накидка, накомарник и т. п.
В «бананы» на грузовом поясе укладываются обычно фотопринадлежности, пленки, аппараты, объективы или ремонтные наборы. А чтобы рюкзак удобнее было приподнять, переставить с места на место, погрузить в машину, в верхней части боковин пришиваются ручки из сложенной вдвое тесьмы.

Существуют различные способы регулировки объема рюкзака. Например, очень распространена боковая шнуровка. Однако пользование ею приводит к непомерному росту диаметра емкости и отводит центр тяжести груза назад от оптимального положения, то есть увеличивает опрокидывающий момент. Как парадокс: больший вес приходится нести при худшем его распределении. Шнуровка, к тому же, мешает пробираться через кустарники, прибрежные заросли. Рюкзак большого диаметра обычно застревает между деревьями, в узких проходах. Эти соображения привели к постановке тубуса и верхнего клапана.


Рис.2. Раскрой основной части самодельного рюкзака:
1 - ручка, 2 - боковины, 3 - ленты крепления боковых карманов, 4 - замок заплечного ремня (из 2-х полуколец), 5 - заплечный ремень, 6 - петля, 7 - нашивная полоска усиления, 8 - спинки, 9 - затягивающий ремень, 10 - направляющая грузового пояса, 11 - дно, 12 - полукольца, 13 - замок затягивающего ремня (из 2-х полуколец), 14 - перед.

Клапан снабжен застежкой «молния», поэтому сюда укладываются вещи, наиболее необходимые на данной части маршрута. Поскольку крепление к рюкзаку позволяет ему несколько перемещаться по затяжным ремням, то существует возможность регулировки положения клапана. Клапан съемный, и его часто применяют в качестве хозяйственной сумки в дороге. Боковые карманы также съемные. Их тоже можно использовать отдельно - в качестве малых рюкзаков для разведывательных и радиальных выходов. К мешку они пришнуровываются с помощью ремней и лент, нашитых на боковинах.

Современные рюкзаки шьются, как правило, из синтетических тканей, высокопрочных и легких. В отличие, скажем, от обычного брезента они не обмерзают и не дубеют на морозе, не набухают, намокнув, и быстро просыхают после дождя. Лучше всего для мешка и клапана применять капроновый авизент или несколько менее плотный технический капрон. Более тонкие ткани здесь ставить не рекомендуется, так как они сильно вытягиваются и не держат форму. Однако из них с успехом шьют боковые карманы, тубус, «бананы» - пояса. Можно и комбинировать: например, сделать дно мешка из капронового корда или прорезиненной ткани.

На заплечные и затяжные ремни, грузовой пояс идет капроновый лентошнур. В качестве фиксирующих пряжек используют металлические полукольца. Застежки «молния» надо выбирать пластмассовые, с крупными зубчиками.
Раскрой авизента (как и других синтетических тканей) удобно вести с помощью паяльника, жало которого заточено «лодочкой», на листе фанеры по металлическому угольнику или линейке. Заодно сплавляются и кромки ткани.