Рекомендуемые виды спорта для профессии повар кондитер. Кондитер - профессия

Ароматный штрудель, непревзойденный тирамису, воздушное безе, нежные маффины, изысканный бисквит, различные восточные сладости, конфеты, пирожное, варенье, конфитюр... При одном только упоминании об одном из этих кулинарных шедевров у любого человека начинается непроизвольное слюноотделение. И все потому, все эти кондитерские изделия не только вкусные, но и дарят людям счастье. А благодарить за них мы должны поваров-кондитеров.

Венский штрудель, испанская паэлья, немецкий марципан, мясо по-французски, венгерский гуляш, различные восточные сладости, итальянская пицца, польский бигос, пирожное, варенье, конфитюр... При одном только упоминании об одном из этих кулинарных шедевров у любого человека начинается непроизвольное слюноотделение. И все потому, все эти блюда не только вкусные, но и дарят людям счастье. А благодарить за них мы должны поваров-кондитеров , которые из самых обычных продуктов могут приготовить самые разнообразные лакомства.

Конечно же, искусным поваром-кондитером по праву может считаться любая хозяйка, которая любит и умеет радовать своих друзей и близких вкуснейшими блюдами. Однако, как показывает практика, меню таких поваров-кондитеров достаточно ограничено, да и технология приготовления сложных рецептов по-домашнему не всегда позволяет добиться безупречных вкусовых качеств и эстетически привлекательного внешнего вида. Стать профессиональным поваром-кондитером, у которого самый обычный торт или борщ превращается в шедевр, и который безупречно может воспроизвести любой рецепт и разработать собственный, можно только после окончания профильного учебного заведения.

Кто такой повар-кондитер?


Повар-кондитер – квалифицированный специалист-универсал, который создает как кондитерские изделия и десерты (мороженое, халва, варенье, торты, вафли, печенье, конфеты и т.д), так и закуски, первые и вторые блюда. Другими словами, если повар специализируется на приготовлении основных блюд и закусок, а кондитер – на приготовлении кондитерских изделий и десертов, то повар-кондитер умеет готовить все.

Название профессии произошло от старославянского варъ (жара) и арабского kandi (сласти). История профессии повара-кондитера насчитывает не одно столетие. Достоверно известно, что еще в 850-х годах в арабских странах готовили различные сладости с использованием сахара. А при дворе каждого короля или хана работал свой кондитер, рецепты которого хранились в таком же секрете, как и важнейшие государственные тайны. Ну а готовить мясо, рыбу, супы или салаты человечество научилось еще в те времена, когда был найден способ добычи огня.

Необходимо отметить, что работа повара-кондитера сродни работе художника – точно также нужно проявлять творческую фантазию, экспериментировать, искать новые решения, воплощать свои задумки и реализовывать пожелания заказчиков. При этом творческий подход необходимо проявлять независимо от того, готовится ли кондитерское изделие или основное блюдо по заданной рецептуре или по авторскому рецепту специалиста. Именно поэтому хороший повар-кондитер выполняет все этапы приготовления своего кулинарного шедевра самостоятельно: от нарезки заготовок, до изготовления элементов декора.

Помимо всего прочего в обязанности повара-кондитера входит:

  • подготовка рабочего места, инструментов и оборудования (весов, кухонных комбайнов, печей и т.д.);
  • проверка наличия и качества продуктов, а также подготовка сырья к работе;
  • приготовление и оформление готовых изделий;
  • охлаждение, заморозка и хранение полуфабрикатов;
  • упаковка и маркировка готовой продукции.

Но, как правило, самостоятельно специалист готовит блюдо "от и до" только в том случае, если это авторский рецепт или кулинарный шедевр предназначается особому гостю. Чаще же всего приготовление блюд и кондитерских изделий поставлено "на поток", поэтому над их приготовлением "колдует" целая команда поваров-кондитеров, каждый член которой отвечает за определенный процесс.

Какими личностными качествами должен обладать повар-кондитер?

Так как работа повара-кондитера предполагает прямой контакт с продуктами, специалист обязательно должен быть чистоплотным, аккуратным и ответственным. Кроме того, добиться профессионального успеха повару-кондитеру поможет наличие таких личностных качеств, как:


Не сложно догадаться, что профессиональный повар-кондитер должен знать огромное количество самых разных рецептов и технологий приготовления основных блюд, закусок и кондитерских изделий. Помимо этого настоящий профессионал знает калорийность и биологическую ценность продуктов, условия и сроки их хранения, устройство и правила использования специального оборудования, санитарно-гигиенические нормы пищевого производства.

Преимущества профессии повара-кондитера

Поскольку повара-кондитеры в совершенстве владеют технологией приготовления как блюд из кухонь разных народов мира, так и самых разнообразных кондитерских изделий, такие специалисты всегда будут востребованы на любых предприятиях общественного питания, независимо от того, кондитерская это фабрика или пиццерия. И это является основным преимуществом профессии повара-кондитера . При этом востребованы они в самых разных отраслях: от столовых в детских садах и школах, до кухонь в элитных ресторанах.

Несомненным преимуществом этой профессии также можно назвать большие возможности для реализации творческого потенциала. Ведь благодаря современным технологиям повара-кондитеры в своих изделиях могут воспроизвести любой предмет или придать им самые неожиданные вкусовые и цветовые оттенки.

Повара-кондитеры, которым уже смогли добиться профессионального успеха, одним из преимуществ своей профессии называют достойный уровень оплаты своих услуг. Согласно статистическим данным среднемесячная зарплата повара-кондитера в России составляет 30-40 тысяч рублей. Но это далеко не предел, так как гонорар именитых мастеров исчисляется сотнями тысяч (и не всегда рублей).

Недостатки профессии повара-кондитера


Говоря о недостатках профессии повара-кондитера , в первую очередь, необходимо отметить тот факт, что работа на любой кухне предусматривает непосредственный контакт с горячими поверхностями. А это неизменно влечет за собой частые ожоги. Ну а работа с ножами достаточно часто приводит к порезам и колотым ранам (особенно, если специалист пренебрегает техникой безопасности).

Не стоит также забывать и о том, что повар-кондитер несет прямую ответственность за качество приготовленного им блюда или кондитерского изделия. Причем это касается как его соответствия санитарно-гигиеническим нормам, так и вкусовых и эстетических качеств.

К недостаткам также можно отнести и то, что без соответствующего таланта в этой профессии делать нечего. Да, можно научиться готовить блюда и десерты по классическим рецептам. Однако добиться профессионального успеха, обладая только лишь базовыми знаниями и навыками невозможно.

Где можно получить профессию повара-кондитера?

Получить профессию повара-кондитера можно в кулинарных техникумах или колледжах, которые имеются практически в каждом российском городе. Освоить премудрости этой профессии также можно на специальных курсах. Однако последний вариант подойдет скорее тем, кто уже имеет в кармане диплом повара или кондитера, и просто хочет расширить сферу деятельности. Отметим, что подобные курсы пользуются большой популярностью, так как среди поварских специализаций профессия повара-кондитера считается наиболее престижной, востребованной и интересной.

Тем, кто чувствует в себе призвание создавать настоящие кулинарные шедевры, необходимо готовиться не только к тому, что придется учить огромное количество самых разных рецептов и технологий приготовления пищи, но и к постоянному повышению своей квалификации. А это регулярное посещение мастер-классов, семинаров, курсов и т.д.

Если же говорить о выборе конкретного учебного заведения, то, конечно же, рекомендуется выбирать лучшие кулинарные техникумы и колледжи России , поскольку именно их диплом позволяет рассчитывать на успешное трудоустройство и большие перспективы для профессионального роста. К таким учебным заведениям сегодня можно отнести:

  • Самарский техникум кулинарного искусства;
  • Томский колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг;
  • Екатеринбургский техникум индустрии питания и услуг "Кулинар";
  • Санкт-Петербургский колледж кулинарного мастерства;
  • Новосибирский техникум общественного питания и сферы обслуживания.

"Хороший повар – это много характера, фантазии и чувства" -

Эмиль Юн, шеф-повар страсбургского
ресторана «Au Crocodile»

Повар - это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям. Профессия повара является одной из самых популярных и востребованных в мире. Приготовить что-то быстро и даже вкусно может каждый, но повара делают с продуктами нечто большее. Они не просто следуют требованиям рецепта, в нужной пропорции смешивая ингредиенты и доводя продукты до готовности. Обширные познания в сфере физиологии, химии, изобразительного искусства, а также чувство меры и особая интуиция формируют то, что мы называем кулинарными шедеврами.

Краткое описание профессии.
Повар готовит блюда по специальным рецептам, но может видоизменять их по своему вкусу, то есть подходить к процессу творчески. Искусных поваров нередко называют мастерами приготовления пищи, а их блюда – произведениями искусства. Потому что главной их целью является не просто приготовление еды для утоления чувства голода. Они стремятся донести до людей определенные ощущения и настроение, подобрав наиболее удачное сочетание вкуса и аромата, а также красиво оформив блюдо. Без сомнения, сделать подобное можно только при наличии таланта и с определенной долей вдохновения.

Специфика профессии.
Работа повара состоит из нескольких этапов:
- получение исходных продуктов;
- поддержание технологии и рецептуры приготовления блюд;
- обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов;
- правильная эксплуатация кухонного оборудования;
- обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами;
- реализация продукции.

Профессия повара имеет несколько направлений деятельности.

Шеф-повар – высшее звено в профессии. Шеф-повар сочетает в себе функции администратора и повара. Он составляет заявки на необходимые продукты, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Изучая спрос покупателей, формирует ассортимент блюд и кулинарных изделий, составляет ежедневное меню. Контролирует технологию приготовления пищи и соблюдение работниками санитарных требований и правил гигиены. Организует учет и составление отчётности о деятельности предприятия. Шеф-повар - это еще и профессионал высокого класса, который изобретает новые блюда и улучшает существующие рецепты, неотъемлемыми чертами характера которого являются креативность и оригинальность.

Повар-кондитер занимается изготовлением сладостей. Эта специализация требует наличия развитой фантазии и тонкого художественного вкуса, так как очень важно не только приготовить кондитерское изделие, но и интересно украсить его.

Повар-технолог организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона. Разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. В его обязанности входит собственно правильная организация процесса приготовления пищи.

Повар-кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, делит их на порции.



Профессия повара имеет свои плюсы и минусы, как и любая другая специальность.

Плюсы профессии.
Профессия повара востребованная и творческая, в ней есть место фантазии и изобретательности. У хороших поваров высокий уровень оплаты труда. Несомненными преимуществами являются наличие постоянного спроса на этот вид деятельности, вероятность профессионального роста и получение навыков полезных в повседневной жизни. Помимо того, это прекрасная возможность реализовать свой творческий потенциал и создать нечто оригинальное.

Минусы профессии.
Работа требует большой физической выносливости и ответственности. Стоять у горячей плиты полный рабочий день выдержит не каждый человек. При этом постоянное напряжение внимания, когда надо следить за приготовлением многих блюд и нет возможности расслабиться или отвлечься.

Личные качества.
- обонятельная и тактильная чувствительность, обонятельная память;
- хорошее вкусовое и цветовое восприятие, вкусовая память;
- хороший глазомер;
- изысканный вкус, фантазия, склонность к творчеству;
- способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным признакам;
- способность одновременно воспринимать несколько объектов;
- хорошо развитое чувство хронометража;
- динамичность мышления;
- знание мер, умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй;
- умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов;
- знание технологий быстрого приготовления блюд, того, как рационально распределить время;
- хорошая координация движений обеих рук, твердость руки, устойчивость кистей;
- способность к выполнению мелких точных движений;
- оперативность;
- физическая выносливость: умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;
- энергичность;
- умение импровизировать;
- ответственность;
- предусмотрительность;
- пунктуальность, педантичность;
- способность к переключениям с одной деятельности на другую;
- стремление к профессиональному совершенству.

Востребованность профессии повара.
Питание является неотъемлемым процессом для поддержания жизнедеятельности человека ежедневно. Поэтому востребованность профессии повара трудно переоценить. Практически во всех учреждениях есть столовые, начиная с детского садика и заканчивая правительственными организациями. А в последние годы в связи с ростом уровня культуры и достатка населения, стало открываться все больше различных заведений, предлагающих солидный ассортимент блюд. Причин тому несколько – желание людей попробовать что-то новое, узнать больше о традициях другой страны посредством дегустации ее кухни, либо же стремление как можно меньше времени проводить дома у плиты. Результатом является невероятная популярность различных пиццерий, фаст фудов и ресторанов, специализирующихся на национальных блюдах. И в любом из этих заведений работает, по меньшей мере, несколько поваров.

Место работы и карьера.
Профессия повара предполагает собой работу в сфере услуг. Приготовлением пищи занимаются в столовых различных предприятий, организаций, учебных заведений, а также в кафе, барах и ресторанах. Можно работать также на комбинатах питания, кондитерских фабриках и заводах пищевой промышленности. Еще одним из возможных вариантов является работа личным поваром у обеспеченных людей. В хороших отелях профессия повара считается ключевой в гостиничном бизнесе. В отелях повара готовят сами и параллельно контролируют процесс создания практически всех блюд – от стандартных завтраков до десертов. Они также участвуют в закупке оборудования, составляют меню, следят за тем, чтобы продукты ресторана были свежими и сразу поступали в обработку. Повар также может открыть собственный ресторан или кафе. Состоятельные люди нанимают поваров для дома.
Профессиональная деятельность повара начинается еще в учебном заведении. ГБПОУ РК «Ялтинский экономико-технологический колледж» предоставляет студентам постоянную практику на время всего периода обучения.
Для последующего успешного поиска работы начинающему повару следует составить портфолио с фотографиями приготовленных им блюд. Это современный подход к поиску работы, который потенциальный работодатель воспринимает положительно.
В профессии повара возможен карьерный рост от помощника повара до шеф-повара в престижном заведении. Профессиональный рост начинается с должности помощника повара. А затем в соответствии со специализацией и при условии достойного выполнения своих обязанностей, человек становится поваром соответствующего направления деятельности. При этом постепенно повышается квалификация путем присвоения разряда. При достижении уровня 5-6 разряда можно смело искать вакансию шеф-повар.
Зарплата повара зависит от региона проживания, специфики учреждения, размера предприятия и круга обязанностей, которые повар выполняет.



Война войной - обед по расписанию. Мельница сильна водой, а человек едой. Каков ни есть, а хочется есть… Это не просто народная мудрость - ответ на вопрос, почему лучше стать поваром, чем мерчендайзером, постижером или смотрителем тропических островов. Пришло время реальных дел. Мы можем витать в облаках виртуальной реальности, осваивать сверхновые технологии или готовиться к полету на Марс. Но рано или поздно наступит момент, когда нам захочется утолить голод. Почему бы эту миссию не поручить тому, кто умеет готовить? Если главными критериями будущей профессии вы считаете востребованность, отсутствие рутины, наличие перспективы роста и стабильного дохода - вам сюда, в царство раскаленных плит, кухонной утвари и разнообразия вкусов.

История и традиции поварского ремесла

Первые рыцари ножа и половника появились на Земле вместе с огнем, который научились добывать наши предки. Распробовав приготовленную на пламени пищу, они поняли - у такой еды есть свои преимущества. Она вкуснее, лучше усваивается организмом, ее легче жевать и проглатывать.

Позднее люди научились создавать разнообразные вкусовые сочетания. Появились новые способы обработки продуктов. Не только на открытом огне, но также в золе, кипящей воде, огнеупорной посуде с добавлением растительного масла или животного жира.

Профессия не только развивалась вслед за цивилизацией. Она была локомотивом для сельского хозяйства, животноводства, гончарного ремесла, кузнечного дела и других сфер деятельности человека. Даже санитарно-гигиенические нормы появились благодаря ей.

Происхождение термина «кулинария» приписывают латинскому слову culina – кухня.

Но существует и другая история - о кухарке по имени Кулина, которая работала у древнегреческого врача-целителя Акслепия. Женщина прекрасно готовила, любила угощать и охотно делилась своим умением с другими. Именно эту простую стряпуху греки считали родоначальницей поварского дела.

Сведения об одном из самых старых в мире родов занятий датируются еще 2600 годом до нашей эры. В исторических документах сообщается о мастерах, работавших на критского царя, обслуживавших правителей и знатные семьи в государствах Финикия и Шумер. Из Египта, Китая, Месопотамии и других древних культур до нас дошли записи старинных рецептов.

В 400 году нашей эры в Древнем Риме появились первые школы, обучающие приготовлению еды. Их возглавлял гурман, чревоугодник и выдающийся кухмейстер Апиций. Рассказывают, когда он растратил на пищевые изыски все свое состояние, и у него осталась сумма, которой хватало только на обычную еду, мужчина принял яд. Коллеги и соотечественники Апиция, считались виртуозами в своем деле. Некоторые их угощения стоили целые состояния.

Новый виток в развитии кулинарного ремесла начался в конце средних веков, благодаря распространению восточных пряностей. Особенно в этой области преуспели Италия и Франция. Страны и сегодня считаются столицами мировой гастрономии и ресторанного бизнеса.

На русскую кухню большое влияние оказала византийская культура. Отечественные повара многое переняли у мастеров Царьграда, имеющих опыт не только по части писания икон, но и создания шедевров вкуса. Описания их блюд дошли до сегодняшних дней благодаря письменным памятникам, среди которых были расходные монастырские книги, «Домострой» XVI века, столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Морозова и другие исторические документы.

Описание и суть профессии

Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи. Так звучит самое простое определение. Однако оно не отражает масштабов задач, стоящих перед человеком с половником. Объем выполняемых им функций значительно шире, а философия деятельности - глубже. «Была бы курочка, а приготовит и дурочка», — утверждает русская поговорка. Вот и неправда!

Хороший пищевик-технолог, кондитер и даже шашлычник должен быть химиком, физиком, стилистом, экспертом вкуса и запаха, врачом-диетологом, гуру в вопросах здорового образа жизни, фантазером и реалистом, ремесленником и поэтом. Сочетание этих навыков дает ординарному специалисту шанс стать профессионалом высшего класса.

Сегодня мастерам вкуса приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. Большое количество предприятий общепита позволяет потребителю делать выбор в пользу того или иного заведения, кухни или повара. Только овладев тонкостями процесса, непрерывно совершенствуясь, можно победить в схватке за гостя.

Не стоит забывать, что кулинария постоянно развивается. Появляются новые технологии обработки продуктов, меняется мода на сочетание ингредиентов, происходит смешение гастрономических стилей, взаимопроникновение разных традиций.

Специалист должен быть актуальным, замечать изменение тенденций, следовать им, использовать в работе все, что предлагает современный рынок.

Где можно работать, научившись готовить? В столовых, кафе, барах и ресторанах. В частных и государственных учреждениях, детских садах, школах, вузах, пансионатах, санаториях и гостиницах, на промышленных предприятиях. Мастера высокого уровня привлекаются к проведению масштабных специализированных и социально значимых мероприятий. Нередко их приглашают в семьи или небольшие трудовые коллективы.

Чем полезна профессия повара? Вопрос не такой простой, каким может показаться. Хороший фудмейкер не только насыщает желудок гостя, он , повышает работоспособность, поддерживает здоровье и, если хотите, продлевает жизнь.

Какие качества необходимы современному кашевару

Обладатель поварского кителя рисуется в нашем воображении аппетитным добродушным толстяком, пропахшим специями. Ключевая характеристика образа - добродушие. Не имея позитивного настроения, желания угодить гостю и стремления расшевелить его вкусовые рецепторы, он едва ли приготовит что-нибудь стоящее. Даже при наличии диплома, многолетнего опыта, знания технологии и последовательности закладки продуктов в кастрюлю. Парадоксально? Но факт!

В числе других качеств назовем следующие:

  • любовь к готовке;
  • любознательность, стремление совершать новые вкусовые открытия;
  • терпение;
  • креативность;
  • коммуникабельность для успешной работы в команде;
  • аккуратность и педантичность;
  • эстетический вкус, чтобы создавать красивые и аппетитные блюда;
  • энергичность;
  • умение выполнять одновременно несколько действий;
  • интуиция;
  • хорошее здоровье.

Профессиональные требования к повару

Помимо личностных качеств, он должен соответствовать ряду специальных запросов, а именно:

  • иметь профильное образование;
  • знать методику разработки рецептур;
  • владеть технологией производства кулинарных изделий и полуфабрикатов;
  • разбираться в вопросах совместимости продуктов, сроках их хранения и способах обработки;
  • определять качество ингредиентов по внешнему виду и запаху;
  • быть осведомленным в вопросах правильного питания и создания диетических блюд;
  • иметь представление о тенденциях в современной кулинарии и уметь применять их на практике.

Вы выбираете, безусловно, творческую работу. Но, как и любой род деятельности, она сопровождается рядом ежедневных обязательств. Их необходимо выполнять помимо воплощения в жизнь фирменных рецептов.

Если вы точно решили встать на этот путь, требования не должны пугать. Перед вами всего лишь этап, который нужно преодолеть.

Итак, в перечень обязанностей входят:

  • участие в составлении меню;
  • осуществление продуктовых закупок;
  • оценка качества исходной продукции;
  • заготовка полуфабрикатов;
  • профилактика оборудования, уход за ним и эксплуатация согласно инструкциям;
  • контроль за соблюдением технологии и рецептуры приготовления блюд;
  • учет и хранение продуктов в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами;
  • реализация приготовленных изделий.

Специальности поварской профессии

В современных кафе и ресторанах работают сушисты, пиццайоло, гриль-повара, мастера молекулярной кухни, пекари и т.д. Перечислим основные специальности в этой сфере деятельности:

Повар-технолог . В его обязанности входит заниматься разработкой меню, составлять прейскуранты на блюда, следить за производством заготовок, осуществлять контроль за качеством и калорийностью готовой пищи. Он также создает рецепты блюд с технологическими картами, распределяет задачи между сотрудниками и проводит с ними инструктаж, ведет документацию и учет основных товаров.

Повар-кондитер . Этот специалист занимается созданием рецептов и приготовлением кондитерских изделий - тортов, пирожных, кексов, рулетов, десертов с использованием фруктов, диетических кремов и другой начинки. Кондитеру в условиях конкуренции приходится быть не только отличным технологом, но и профессиональным food-стилистом. По уровню эстетического исполнения десертов зачастую определяется статус заведения в целом.

Шеф-повар . Главный действующий персонаж на предприятии общественного питания. На нем лежит основная контролирующая функция. По сути, это заведующий производством. Он следит за всем - начиная от качества продуктов, содержания меню и своевременной подачи блюд до соблюдения санитарных норм и условий работы сотрудников. Шеф-повар - лицо заведения. От его профессионализма зависит, насколько посещаемым оно будет, и как часто сюда будут возвращаться гости.

Проходя обучение и получая практический опыт, можно стать специалистом-универсалом или сосредоточиться на одном из направлений - приготовлении мяса, рыбы, холодных закусок, салатов, гарниров или соусов. Это повысит квалификацию и позитивно скажется на профессиональной репутации.

Где получить диплом повара

Обучением будущих «гордонов рамзи» занимаются специализированные колледжи, вузы по подготовке работников ресторанов и гостиниц, институты пищевой промышленности, факультеты в университетах, где выпускают специалистов для отраслей народного хозяйства и сервисного обслуживания.

Большие возможности для саморазвития и перехода на более высокий уровень мастерства предоставляют международные кулинарные школы, а также курсы поварского искусства.

Навыки мастеров по приготовлению еды сегодня очень актуальны и достаточно хорошо оплачиваются. Специалисты в Москве могут рассчитывать на зарплату от 35 до 60 тысяч рублей, в регионах - от 20 до 45 тысяч. Работа сотрудников высшей категории и шеф-поваров оплачивается по более высоким тарифным ставкам. Зарплата зависит от географического положения точки общепита на карте России, специфики учреждения, размера и статуса предприятия, круга обязанностей специалиста и уровня его квалификации.

Плюсы и минусы профессии повар

С годами специальность не теряет своей значимости. Она востребована как у потребителей, так и у профессионалов. Разумеется, как и в любой другой работе у нее есть свои положительные и отрицательные стороны. Назовем некоторые из них.

Плюсы :

  • востребованность вне зависимости от экономических кризисов, смены политического строя, годовой сезонности и т.д;
  • творческое разнообразие, отсутствие ежедневной рутины;
  • возможность видеть результаты своего труда;
  • перспективы для карьерного роста и саморазвития.

Минусы :

  • значительный объем обязанностей;
  • постоянная концентрация внимания;
  • необходимость регулярного подтверждения своей квалификации.
  • Резюме

    Получить профессию повара - значит обеспечить себе гарантированную занятость на долгие годы. Учитывая современный ритм жизни и растущий уровень предприятий общественного питания, предпочтения многих наших соотечественников смещаются от домашней кухни в сторону ресторанов, кафе и столовых. Человек ел, ест и будет есть. Почему бы этим не воспользоваться? Разумеется, кормить людей - большая ответственность. Поэтому важно, чтобы каждый из начинающих кулинаров сумел направить свой талант и полученные знания на пользу людям, сделав их жизнь вкусной и здоровой.

    Мария Косицына

    Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ.

    Сладости можно готовить, управлять их производством или продавать. Любой, кто на них зарабатывает, называется кондитером. Но мы поговорим именно о поваре-кондитере – человеке, который своими руками превращает продукты в сладкие блюда.

    Описание профессии

    Если вы готовите сладости дома и вам кажется, что это легко, не думайте, что так же легко будет на работе. Одно дело готовить периодически для себя и своих близких, и совсем другое – делать это ежедневно для сотни людей в день. Придется многому научиться:

    • определять качество продуктов и наизусть знать сроки и условия их хранения (не дай бог кто-нибудь из посетителей ресторана отравится);
    • знать химический состав, биологическую ценность и калорийность продуктов (посетитель может страдать от аллергии или придерживаться нестандартной диеты – с этим необходимо считаться);
    • готовить быстро и ладить с профессиональной кухонной техникой – печью, тестомесами, кухонными комбайнами;
    • красиво оформлять изделия с помощью специальных ингридиентов (мастики, красителей, сахарной пудры, помадки, марципана) и специальных приспособлений (кондитерских мешков, трафаретов, стеков, плунжеров, шпателей).

    Когда дорастете до шеф-кондитера или су-шефа-кондитера вам предстоит взять на себя еще и административно-управленческие функции: набирать и обучать команду поваров-кондитеров, вести учет за расходом продуктов, придумывать и обновлять меню, составлять технологические карты блюд.

    Будьте готовы к физическим нагрузкам. Повар-кондитер сидит только во время перерыва, а в остальное время он постоянно на ногах. Его руки ни секунды не пребывают в покое: то раскатать скалкой тесто, то мелко что-то нарезать или потереть, то перевернуть на сковородке или взбить венчиком в миске. И все это – в жарком помещении по 8–12 часов в день.

    Где учиться

    Чтобы начать работать поваром-кондитером достаточно окончить колледж или техникум по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер» или 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело». Сдавать экзамены не надо, конкурс проводится на основе оценок в аттестате. Если пойдете учиться после девятого класса, обучение в колледже займет четыре года. Если пойдете после 11-го класса – три года.

    Вместе с дипломом вы получите третий квалификационный разряд, который позволит вам работать на кухнях в качестве помощника повара-кондитера. Одновременно с работой вы сможете повышать свою квалификацию (либо с помощью курсов, либо на самом предприятии) и дорасти до последнего шестого разряда, который дает право быть шеф-поваром, то есть главным на кухне.

    Другой способ стать профессиональным поваром-кондитером – поступить сначала в колледж, а потом в пищевой вуз на одно из этих направлений:

    • Технология продукции и организация общественного питания;
    • Продукты питания из растительного сырья;
    • Продукты питания животного происхождения.

    После высшего образования ваши познания будут шире, а значит, и карьера может пойти быстрее и дальше. Но это все возможности, а не гарантия. Как со средним, так и с высшим образованием можно остаться не у дел или, наоборот, дойти до самых вершин. Все зависит от страсти к своему призванию и способности постоянно учиться новому на самой работе, на курсах повышения квалификации, стажировках у известных кулинаров, мастер-классах, профессиональных конкурсах.

    Есть и третий путь: не ходить в колледж, а сразу пойти получать высшее образование в области пищевых технологий. Минус этого пути в том, что у вас не будет практических навыков повара. У вас будет много знаний о пище, но не умений ее готовить. Вас с радостью примут на производстве в качестве младшего технолога или помощника администратора ресторана. Но если вы хотите быть именно поваром-кондитером, вам придется дополнительно пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Некоторые работодатели возьмут и без курсов, но обязательно протестируют ваши умения готовить вкусно и в срок.

    Вот некоторые колледжи, в которых можно получить профессию повара-кондитера:

    • Первый московский образовательный комплекс, Москва;
    • Колледж сферы услуг №32, Москва;
    • Колледж пищевых технологий, Санкт-Петербург;
    • Колледж кулинарного мастерства, Санкт-Петербург;
    • Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар», Екатеринбург;
    • Новосибирский лицей питания, Новосибирск;
    • Международный колледж сервиса, Казань.

    А это некоторые вузы, в которых есть направления подготовки, связанные с технологией и организацией общественного питания:

    • Московский государственный университет пищевых производств;
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва;
    • Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики «ИТМО»;
    • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
    • Новосибирский государственный технический университет;
    • Нижегородский государственный инженерно-экономический университет;
    • Волгоградский государственный аграрный университет.

    Обязанности и зарплата

    За каждым поваром-кондитером в крупном ресторане закреплен свой этап приготовления. Дела распределяются в зависимости от квалификации сотрудника.

    1–2-й разряды . Студенты первого курса колледжа имеют первый разряд. На кухне они моют посуду, нарезают готовое тесто, доставляют старшим коллегам полуфабрикаты, наполняют кондитерские мешки и шприцы кремами, контролируют работу оборудования.

    Сдав экзамен во время обучения, студенты колледжа получают второй разряд. На кухне им позволяют уже готовить кремы и сиропы, делать простейшие полуфабрикаты, резать бисквиты.

    3–4-й разряды . Вчерашние выпускники колледжей сами делают простые десерты и выпечку, готовят начинки (кроме самых сложных), замешивают обычное тесто, покрывают торты и пирожные шоколадом, кремом или фруктами.

    Сдав квалификационное испытание на четвертый разряд, кондитеры могут уже полностью отвечать за мучные сладости: печенье, рулеты, кексы, пирожные. А еще им доверяют подбирать кремы по цветам и делать простые украшения для тортов.

    5-й разряд . На этом уровне повара-кондитеры отвечают за приготовление нестандартных заказных тортов; руководят приготовлением конфет; выравнивают, обмазывают и украшают сложные десерты.

    6-й разряд . Это вершина кондитерского мастерства по квалификационной шкале. Такие повара занимаются высокохудожественными изделиями для праздников и торжественных событий, контролируют работу младших коллег. Они могут сами придумывать рецепты и технологии приготовления, а также и собственноручно подбирать материалы для оформления.

    Соответствие разряда и обязанностей не строгое. Все зависит от величины заведения, степени автоматизации кухни, целей производства. Где-то со всеми обязанностями может справиться и один человек, а где-то над сладкими блюдами колдуют десятки людей. Если у работника шестой разряд, он может выполнять и функции, присущие более низким разрядам. Повар-кондитер с наивысшей квалификацией даже может полностью взять на себя штучное изделие – от взбивания теста до изготовления шоколадных фигурок.

    Чем выше разряд и должность, тем больше повар-кондитер включается в обязанности, не связанные напрямую с приготовлением. Шеф-кондитер может заниматься кадровыми вопросами, договариваться с поставщиками продуктов, вести материальный и финансовый учет и даже разрабатывать концепцию ресторана.

    Не думайте, что на получении сертификата о высшей квалификации развитие повара-кондитера заканчивается. Просто на таких высотах померить мастерство «линейкой» уже невозможно. Тут вступают в силу более тонкие показатели – востребованность на рынке труда и репутация кондитера в профессиональных кругах.

    По этой же причине невозможно померить и зарплату самых востребованных поваров-кондитеров. Вы нигде не встретите вакансии такого типа: «Требуется шеф-кондитер в ресторан «Турандот», зарплата 200 тысяч рублей». Если такое объявление когда-нибудь и появится, то уж точно без указания зарплаты. Как человек себя продаст, так и будет, а уж элитное заведение в случае заинтересованности сможет его купить за любые деньги. Так что 200 тысяч в месяц – это возможно.

    Но в большинстве ресторанов и кофеен зарплаты на порядок меньше. Мы проанализировали предложения о работе на hh.ru и вот что получили.

    По данным на декабрь 2017 года, в Москве шефы-кондитеры и су-шефы-кондитеры получают 62,5 тыс. руб. Наибольшее предложение – 100 тыс. руб.

    Если говорить о профессии повара-кондитера в целом – не только о шефах, то вот как выглядят средние зарплаты в трех регионах России:

    • Москва – 47 тыс. руб.;
    • Санкт-Петербург – 38 тыс. руб.;
    • Краснодарский край – 35 тыс. руб.

    Самые высокие зарплаты предлагают рестораны, а самые низкие – кондитерские отделы супермаркетов и фабрик.

    Трудоустройство

    На фабриках и в супермаркетах процесс приготовления сладостей более стандартизирован – тут почти нет места творчеству. Рецепты придумывают технологи, а повара лишь выполняют прописанные в технологических картах и рецептах шаги. Если вы хотите реализоваться как повар-кондитер высокой кухни, после выпуска вам лучше держать курс на рестораны.

    Во время учебы собирайте портфолио, старайтесь хорошо учиться и участвовать во всех студенческих конкурсах – это покажет работодателям, что вы увлечены профессией, а не просто хотите подзаработать. Будьте готовы, что во время собеседования для вас устроят тест на профпригодность и попросят что-нибудь приготовить.

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума"

    Рабочая программа

    Учебной дисциплины ФК.00 "Физическая культура"

    с.Калиновка

    2016

    Рабочая программа учебного цикла "Физическая культура" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)19.01.17 "Повар, кондитер" .

    Организация- разработчик:Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума"

    Разработчик В.А.Дмитриев, преподаватель физической культуры Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума"

    Одобрена

    Предметно-цикловой комиссией

    социально-гуманитарного цикла

    Председатель

    Н.А.Нагорная

    Протокол №____ от______

    Составлена в соответствии с

    требованиями, обязательными при

    реализации ОПОП на профессию

    СПО ФГОС

    Зам. директора по УР

    С.Н.Тарасенко

    1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

    ОДб.1 Физическая культура

    1.1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.01.17 "Повар, кондитер" .

    Разработана в соответствии с ФГОС СПО

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.

      развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

      формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

      овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

      овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

      освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

      приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями .

    1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь:

    В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны знать:

    о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

    основы здорового образа жизни.

    В результате усвоения дисциплины у обучающихся должны формироваться следующие компетенции:

    ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    максимальной учебной нагрузки обучающихся 80 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 40 часов;

    самостоятельной работы обучающихся 40часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    лабораторные работы

    -

    практические занятия

    39

    контрольные работы

    курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    40

    в том числе:

    Итоговая аттестация в форме зачета

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Физическая культура»

    Содержание учебного материала Лабораторные работы и практические занятия

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Курсовая работа "Проект"

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел 1.

    Теоретические сведения

    Тема1.1. Специальные сведения

    Правила поведения учащихся при занятиях физическими упражнения ми на уроках физической культуры. Основы инструкторских навыков, меры безопасности и предупрежде ния травм при занятиях физическими упражнениями. Методика само стоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию дви гательных качеств. Правила и судейство спортивных игр, включенных в содержание программы.

    Раздел 2

    Лёгкая атлетика

      Инструктаж по охране труда на уроках легкой атлетики

      Специальные беговые упражнения.

      Бег 60м,бег 100м

      Челночный бег 3х10, 4х9, Эстафетный бе

      Бег 1000м, Бег 1500м

      Бег 2000м

      Бег 3000м

      Метание гранаты, мяча

      Прыжки в длину с места, с разбега

      Бег на короткие дистанции

      Техника эстафетного бега

      Техника прыжков в длину

      Прыжки на скакалке

      Техника метания мяча и гранаты

      Бег от 10 до 15 мин

    Раздел 3

    ГИМНАСТИКА

      Инструктаж по технике охраны труда на уроках гимнастики

      Опорный прыжок через козла "ноги врозь"

      Опорный прыжок через козла "ноги вместе"

      Опорный прыжок через коня

      Упражнения на перекладине

      Упражнения на брусьях

      Лазание по канату

      Акробатика

      Самостоятельная внеаудиторска работа

      Совершенствование техники прыжка через козла

      Совершенствование техники лазание по канату

      Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

      Упражнение на гибкость

      Упражнение для мышц спины

    4

    Спортигры

    4.1.

    Баскетбол

      Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола

      Ловля мяча

      Передача мяча

      Ведение левой, правой рукой

      Ведение, бросок в два шага

      Ведение и бросок в два шага после передачи

      Штрафные броски

      Броски со средней и дальней дистанции

      Двухсторонняя игра

      Технические групповые действия

      Индивидуальные действия в защите

      Пробитие штрафных бросков

      Ведение с изменением направления

      Броски в прыжке

    4.2

    Волейбол

      Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола

      История возникновения

      Прием, передача сверху.Прием-передача снизу

      Подача верхняя прямая.Подача нижняя прямая и боковая

      Нападающий удар

      Блок одиночный

      Учебная игра

      Самостоятельная внеаудиторская работа

      Техника приема и передачи мяча

      Страховка блока

      Техника нападающего удара

      Страховка нападающего удара

      Прыжки на скакалке

      Перекаты и передние падения

    4.3.

    Футбол

      Инструктаж по технике безопасности на уроках футбола

      Остановка мяча

      Передача мяча внутренней и внешней стороны стопы

      Ведение мяча, обводка стоек

      Удары по воротам внутренней стороной

    Удары по воротам внешней стороной

      Удары головой

      Жонглирование

      Двухсторонняя игра

      Самостоятельная внеаудиторская работа

      Игра в квадрат

      Пробитие пенальти

      Передачи в движении

      Обводка стоек и удар по воротам

      Удары головой

    4.4.

    Бадминтон

      Инструктаж по технике безопасности на уроках бадминтона

      Правила игры.

      Удары воланчика сверху и снизу. Боковые удары.

      Удары со средней зоны открытой и закрытой стороной ракетки.

      Удары по прямой.

      Плоский удар.

      Короткий удар.

      Удары в прыжке.

      Выполнение высокой и дальней подачи.

      Игра через сетку 2х2.

      Самостоятельная внеаудиторская работа.

      Стойки и перемещения

      Удары в прыжке.

      Длинный удар, укороченный удар.

      Удары открытой и закрытой стороной.

      Двухсторонняя игра через сетку.

      Правила игры.

    Итого:

    3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, гимнастического зала, тренажерного зала, плоскостных сооружений.

    Оборудование спортивного зала: мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные, медицинские; скакалки, обруч, шведская лестница, гимнастические маты.

    Оборудование гимнастического зала: перекладина, брусья, гимнастический козел, гимнастический конь, гимнастический мостик, гимнастические маты.

    Оборудование тренажерного зала: станок для мышц верхнего плечевого пояса, штанга, помост, гири, тренажер для ног, гантели, зеркало.

    Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, секундомер, табло механическое, фотоаппарат.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

      Бишаева А . А . Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. - М., 2013.

      Евсеев Ю . И . Физическое воспитание. - Ростов н/Д, 2010.

      Кабачков В . А . Полиевский С . А ., Буров А . Э . Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. - М., 2010.

      Манжелей И . В . Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. - Тюмень, 2010.

      Миронова Т . И . Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. - Кострома, 2014.

      Тимонин А . И . Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. посо-бие / под ред. Н. Ф. Басова. - 3-е изд. - М., 2013.

      Хомич М . М ., Эммануэль Ю . В ., Ванчакова Н . П . Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. - СПб., 2010.

    Дополнительные источники:

    1. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 551 с. : ил. ISBN 978-5-691-01701-8.

    2. Методическое пособие ДРОФА, Москва. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь, 2010 г.

    3. Сборник учебно-методических материалов. – Ставрополь: РИО филиала МГГУ им. М.А.Шолохова в г. Ставрополе, 2010. – 64 с.

    Интернет –ресурс:

    Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», дата обращения 01.09.2014 г.

    – фестиваль педагогических идей - Российский общеобразовательный портал, дата обращения 25.08.2014 г.

    Российский общеобразовательный портал, дата обращения 25.08.2014 г.

    Сборник методических разработок для школы Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, дата обращения 30.08.2014 г.

    Физическая культура Если хочешь быть здоров, дата обращения 30.08.2014 г. http:// информационный портал для работников системы образования , дата обращения 03.09.2014 г.

    4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Умения:

    использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

    Практическое занятия

    Знания:

    о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.

    Учебный диалог