Щетки для обработки древесины. Браширование древесины: подбор щёток и инструмента, обработка дерева своими руками

Я не знаю для чего и почему Вы решили взяться за старение древесины своими руками а не купить готовую состаренную мебель. Да в общем то это и не моё дело.

Пару лет назад клиентка которая заказывала у меня колодезный домик из искусственно состаренной древесины + кормушку + скворечник решила заказать комплект мебели для бани стол две лавки.

Я назвал ей стоимость и она сказав, что дорого стала искать альтернативу. Спустя полтора месяца, она приехала ко мне и сделала заказ, на вопрос что её к этому сподвигло ведь цена её не устроила, она ответила: Знаете, ездила, смотрела, вроде и красиво всё на фото, но стоит дотронуться понимаешь, что это не то (дословно - Почему то производители состаренной древесины считают, что состаренная древесина не должна быть идеально гладкой, а должна быть как шуба волосатой).

Вот после её слов я понял, что способ старения древесины который выбрал я неплох для изготовления именно состаренной мебели.

Вот вам способ старения древесины одного из участников «форумхаус», я пытался спорить, но переубедить человека невозможно сказал(а):

это мой ответ человеку которого смущают царапины на состаренной древесине оставленные металлической щёткой.

Есть щётки металлические, а есть латунные. Латунь так не "борагозит", после первичной обработки (лично я) прохожу щёткой Р-60, абразивность и жесткость запросто удаляет царапинки, потом Вы красите.

Возьмите краску Текстурол, Пинотекс, Боритекс, короче любую пропитку. Сейчас практически в любом магазине есть колористы, попросите сделать из Палисандра чёрную краску. Смешайте 75% чёрного и 25% палисандра и покрасьте. После высыхания удалите остатки поднявшегося ворса нейлоновой щёткой Р-120 или Р-180. Смешайте краску 75% бесцветной и 25% палисандра и красьте ещё второй и третий слой.

Уверяю результат понравиться обязательно.

Это, тяжко, нудно, долго, но результат понравиться.

А вот ответ производителя состаренной древесины - Я делаю проще. Латунью без нейлона. Крашу безжалостно пинотексом нужного цвета. Жду полчасика. И шпателем прям сдираю лишнюю краску. Проявляется текстура прям под руками. После подсыхания пинотекса слегка шлифмашинкой. Потом слой акрилового лака, или ПВА. Ну а потом лак. Поднявшийся ворс после обработки латунной щёткой человек приглаживает с помощью резинового валика.

Мужики то знают, что хорошо побриться нельзя, брея щетину в одном направлении. У древесины тоже волокна до сучка и после торчат в разные стороны, т.ч судите сами возможно ли сделать состаренную древесину своими руками одной железной щёткой.

Совет по подбору инструмента для старения древесины.

Всё зависит от ваших целей и задач которые Вы перед собой поставили.

Если Вы решили сделать для себя лавку или стол из состаренной древесины, то вам вполне достаточно купить дрель и комплект щёток для старения древесины, это латунная щётка, нейлоновая щётка с абразивом р-60 или р-80, и нейлоновая щётка с абразивом р-120 или р-180.

Так же для небольшого объёма работ по старению древесины подойдёт и болгарка с таким же набором щёток. Обратите внимание, что УШМ (болгарка), должна быть с регулировкой оборотов, т.к максимальное число оборотов которые выдерживают нейлоновые щётки 4500 об. Если Вы решили состарить пол, стены, потолок, то дрелью и болгаркой вам не обойтись.

Я пробовал работать практически на всех щёточных машинках для старения древесины, кроме Фестула и Интерскола.

Но остановил свой выбор на Маките-9741, удобно, качественно, надёжно, а главное, что проблем со щётками нет. Но тут я Вам не советчик, каждому своё.

Технология старения древесины

Многие пишут, что можно старить не струганную доску, не верьте. На 70% обрезной, нестроганой древесины есть поперечные задиры которые остаются после распила которые можно убрать только на рейсмусе или с помощью рубанка, но не щёткой.

Не уберёте, получите состаренную древесину в клеточку. Древесина должна быть подсушенной, пройдите её латунной щеткой и если щётка будет поднимать ворс, а не брызгаться водой, то древесина готова к старению.

1. С помощью латунной щётки выберите слой мягкой древесины.

2. С помощью нейлоновой, абразивной щётки удалите поднявшийся ворс.

3. Для покраски состаренной древесины я пользуюсь Пинотексом, Белинкой, Текстуролом и. т. д. Вам понадобятся цвета палисандр, бесцветная и чёрная. Готовой чёрной краски в продаже нет, поэтому придётся сколеровать на заказ. Для первого слоя смешайте палисандр 25% и 75% чёрной краски, покрасьте о дайте просохнуть краске 24 часа, важно, что бы краска хорошо просохла и стала жесткой, т.к даже при хорошей шлифовке нейлоновой щёткой всё ровно появиться поднявшийся ворс.

4. Удалите поднявшийся ворс с помощью нейлоновой щетки р-120 или р-180, помимо того, что эта щётка удаляет ворс и сглаживает линии, она ещё и полирует вашу состаренную древесину.

5. Если при нанесении первого слоя достаточно пропылесосить заготовку перед покраской, то перед покраской вторым слоем заготовку надо хорошо «промести» жесткой щёткой и потом уже пропылесосить. Для второго, третьего и четвертого слоя вам надо смешать бесцветную краску 75% и 25% палисандра. Не смотрите на то, что современные пропитки дают блеск уже на втором слое, важно не только сделать качественное изделие из состаренной древесины, но и сохранить его, не поленитесь покрасьте три, четыре слоя, это намного быстрее чем через пять семь лет переделывать по новой.

Искусственное старение древесины - это как наркотик, попробовав один раз, Вы уже не сможете остановиться и если я оказался прав, мой Вам совет не экономьте на инструменте, чем качественней и надёжней у Вас будет инструмент, тем лучше будут получаться изделия да и работать с хорошим инструментов всегда приятней.

Удачи Вам, хороших и красивых изделий.

Помните, что если Вы сделали что то для себя, главное, что бы нравилось вам, не пытайтесь угодить «ж паруким» завистникам.

Если Вы, что то не поняли или хотите уточнить звоните +7 915 487-91-42 или пишите [email protected] Сергей.



.btn2:hover { background-image:url(images/batton.png); box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); height: 35px; border: 1px black; border-style: dotted; } input.btn2 { font-size: 24px !important; height: 35px !important; line-height: 35px !important; margin: 23px 0px 0px; padding: 0px 43px 0px 39px !important; width: auto !important; } .btn2 { background-image:url(images/batton.png); border-radius: 7px; box-shadow: 1px 2px 5px rgba(0, 0, 0, 0.188), inset 0px 0px 2px rgba(255, 255, 190, 0.416); color: #FFFFFF; cursor: pointer; display: inline-block; font-family: "NeoSansPro", sans-serif; font-size: 24px !important; font-weight: 700; height: 35px !important; line-height: 35px !important; padding: 0px 58px 0px 63px; text-decoration: none; } .toast-container{width:280px;z-index:9999;} * html .toast-container{position:absolute;} .toast-item{height:auto;background:#FBEABB;opacity:.9;-moz-border-radius:10px;-webkit-border-radius:10px;color:#000000;padding-top:20px;padding-bottom:20px;padding-left:6px;padding-right:6px;font-family:lucida Grande;font-size:16px;border:2px solid #999;display:block;position:relative;margin:0 0 12px 0;} .toast-item p{text-align:left;margin-left:50px; } .toast-item-close{background:url();width:22px;height:22px;position:absolute;top:7px;right:7px;} .toast-item-image{width:60px;height:50px;margin-left:10px;margin-top:0px;margin-right:10px;float:left;} .toast-item-image-notice{background:url(images/notice00.png);} .toast-item-image-success{background:url(images/tlf.png);} .toast-item-image-warning{background:url(images/warning0.png);} .toast-item-image-error{background:url(images/error000.png);} .toast-type-notice{color:white;} .toast-type-success{color:#000000;} .toast-type-warning{color:white;border-color:#FCBD57;} .toast-type-error{color:white;border-color:#B32B2B;} .toast-position-top-left{position:fixed;left:20px;top:20px;} .toast-position-top-center{position:fixed;top:20px;left:50%;margin-left:-140px;} .toast-position-top-right{position:fixed;top:20px;right:20px;} .toast-position-middle-left{position:fixed;left:20px;top:50%;margin-top:-40px;} .toast-position-middle-center{position:fixed;left:50%;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .toast-position-middle-right{position:fixed;right:20px;margin-left:-140px;margin-top:-40px;top:50%;} .btn2 a:link, .btn2 a:active, .btn2 a:hover { font-size: 24px !important; color: #330000; text-decoration: none; }

Метод основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит массив дерева. На поперечном срезе четко видны годичные кольца, которые образованы волокнами с различными физическими характеристиками. В изделиях эти слои образуют характерный для каждого сорта дерева рисунок.

При удалении мягкого слоя, участки, состоящие из твердых волокон, становятся рельефными, явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской.

Браширование древесины своими руками: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твердыми породами дерева, у которых есть четко выраженная фактура и явные слои разной твердости:

  • сосной
  • дубом
  • лиственницей
  • ясенем
  • орехом
  • венге

Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования непригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина:

  • клена
  • ольхи
  • березы
  • вишни

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей . Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов , мебели , элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щетки разной жесткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для вскрытия изделия по окончании процесса браширования
  • Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.
  • Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.
  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.
  • Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Основной инструмент для браширования древесины: щетки, станки, машинки и оборудование с насадками. Для домашнего пользования и небольших объемах работ достаточно применения щеток, либо болгарки с насадками. Для больших объемов целесообразно приобретать станки и машинки.

Для черновой чистки применяются насадки для болгарки с металлическим ворсом, а для финальной — с медным и сезалевым ворсом. Также для чистовой подойдет абразивно-полимерная щетка «Пиранья», которая позволяет выборочно удалять волокна древесины: мягкие удаляет, а жесткие оставляет. В качестве альтернативы полимерной лучше использовать насадку с медным ворсом, т.к она очищает намного лучше.

Во избежание подгорания поверхности на высоких оборотах при работе со щеткой «Пиранья» необходимо купить в комплекте регулятор оборотов.

«Пиранью» можно ставить не только на болгарку, но и на некоторые другие полировальные машинки Makita. Насадки для дрели отличаются от болгарочных типом крепления и шириной щетки — от 5 см. Существует огромный выбор полимерных щеток без абразива подходящих для дрели, а также широкий выбор щеток, предназначенных для болгарок.

Ручной инструмент: щетки, наждачная бумага, горелка

Ручная щетка по металлу

Выявить красивую структуру древесины также помогает чистка наждачной бумагой с 80-й зернистостью. При помощи стамески можно сделать не только продольные углубления в древесном волокне, но и достаточно глубокие трещины для придания эффекта растрескивания. Если у вас есть возможность выбрать древесину, всегда выбирайте лучшую, максимально избегайте трухлявой.

Вместо насадок на болгарку можно использовать ручную щетку по металлу. Для того чтобы щетка была более жесткой необходимо подрезать ее болгаркой. Чем жестче ворс, тем легче выделять структуру.

После того как поверхность будет подготовлена необходимо выполнить ее обжиг, используя для этого керосиновую горелку. Использование газовой для этих целей абсолютно не подходит. В результате обжига горелкой:

  • удаляются мелкие и ненужные волокна;
  • выделяет структура древесины;
  • подсушивается верхний слой древесины.

Станки и машинки

Заготовка для браширования должна быть гладкой и отшлифованной. Для этого необходимо пройтись рейсмусом вдоль волокон древесины, чтоб получить результат, подходящий для отделки полов, либо производства мебели. На рынке существуют немало станков и машинок для браширования, но их выгодно приобретать тогда, когда необходимо обработать большие объемы поверхности, например, при обработке полового покрытия.

Машинка FESTOOL RUSTOFIX RAS 180

Стоит отдельно выделить несколько моделей специальной техники для браширования, одной из которых является зачистной фрезер, или как его еще называют щеточная машина FESTOOL RUSTOFIX RAS 180. В наборе к такой машине идут 3 щетки:

  • Первая щетка предназначена для браширования. Она состоит из стальной проволоки.
  • Вторая щетка используется для промежуточной шлифовки и состоит из синтетического ворса.
  • Третья предназначена для полировки поверхности, выполнена из сизаля.

Неоспоримое достоинство древесины – простота (при должном умении) ее обработки своими силами. Одним из способов декоративной отделки различных заготовок (или изделий) из этого материала является браширование. У этой технологии есть и другое название – «искусственное старение» дерева. Тому, как это проделать самостоятельно, посвящена данная статья.

Оно основано на особенности дерева. Его структура неоднородна, о чем свидетельствуют годовые кольца на срезе (схемы их расположения также различны). По сути, любая древесина – материал, в котором перемежаются твердые и мягкие волокна. Естественно, чтобы состарить образец, достаточно провести обработку его верхнего слоя. Для этого специальным инструментом из него выбирается «мякоть». Как результат – некоторая рельефность поверхности и более отчетливо выраженные годовые кольца. На заключительном этапе производится нанесение на заготовку выбранного «финишного» декоративного состава.

По сути, со временем старению подвержено любое дерево, так как оно постепенно истирается – естественный процесс. Но с помощью такой технологии своими руками можно его искусственно ускорить. Именно в этом и заключается смысл браширования древесины.

Такая технология дает мастеру большие возможности для реализации своих задумок. С помощью браширования производят любую тонировку. Какой-то особой инструкции здесь нет – все зависит от собственной фантазии. Наиболее распространенный прием (но не единственный) – создание «эффекта патины». Подразумевается, что древесина окрашивается одним цветом, а ее поры – другим. Это позволяет даже самое «скучное» дерево сделать более привлекательным.

Что нужно знать?

Не каждую древесину выйдет искусственно состарить. Это во многом зависит от того, насколько ярко выражены годовые кольца, а также от разности в плотности структурных слоев.

Можно брашировать:

  • Лиственница.
  • Венге.
  • Ясень.
  • Сосна.
  • Мербау.
  • Орех.
  • Ятоба и ряд других.

Браширование нецелесообразно для пород:

  • Ольха.
  • Груша.
  • Береза.
  • Вишня.
  • Клен.

Что понадобится?

Вся работа, естественно, выполняется вручную. Конкретной инструкции по выбору инструмента нет. Во-первых, это скорее приспособления, которые используется при обработке древесины, и следует ориентироваться на то, что есть в распоряжении мастера. Покупать что-то специально для браширования вряд ли стоит. Во-вторых, подходящий прибор определяется исходя из габаритов заготовки. Ведь для того, чтобы самостоятельно состарить, например, половицы и небольшую деревянную шкатулку (в этом случае требуется ювелирная точность), придется пользоваться различными приборами.

1. Инструмент для удаления мягких волокон. Варианты – щетки (для работы с металлом), причем несколько разных; скальпель; стамеска; шило; бумага наждачная. Процесс можно и механизировать, если применять эл/дрель. Необходимо лишь приобрести соответствующие насадки в виде жестких щеток.

2. Средства для «финишного» оформления дерева – масла, краски, воск, лаки, морилки.

Порядок работы

Нижеприведенную инструкцию следует рассматривать лишь как «руководство к действию». Если станет понятен смысл всех операций, то самостоятельное браширование никаких затруднений не вызовет в любом случае.

1. Первая «проходка».

На этом этапе старения материала используется грубый абразив. Задача – мягкие волокна из древесины выбрать, при этом не повредив твердые. Следовательно, инструмент (по «жесткости») придется подбирать самостоятельно, ориентируясь на породу дерева.

В зависимости от этого определяется и скорость перемещения абразива. Слишком интенсивная работа может вызвать перегрев волокон и их «запекание», что усложнит обработку древесины. Схема перемещения приспособления – вдоль них, а не поперек. Если применяется электроприбор, то обороты желательно ставить малые или средние. Такой процесс всегда сопровождается пылью. Чтобы этого избежать, следует древесину слегка смочить.

2. Шлифовка.

Задача – произвести «чистовую» обработку, снять остатки волокон, удалить имеющиеся шероховатости твердых слоев. Здесь уже используется более «мягкий» инструмент, к примеру, полимерная щетка с абразивным покрытием. После того, как пыль будет удалена, появится возможность оценить качество браширования. Если оно мастера не устраивает, то придется повторить первичную «проходку», хотя это делается крайне редко.

Второй этап позволяет реализовать все замыслы по декоративному оформлению древесины. Например, произвести выборку «мякоти» на отдельных участках, имитировав тем самым трещины в доске. Вариантов много, и самому нетрудно придумать, «что и как», в зависимости от специфики дальнейшего применения заготовки.

3. Полировка.

Последний этап старения древесины. Задача – придать поверхности заготовки «гладкость», подчеркнуть всю рельефность дерева и подготовить его к «финишному» оформлению. Используется самый мелкий абразив – щетки волосяные и сизалевые, «наждачка» минимальной зернистости. Перед тем, как перейти к заключительному шагу браширования, нужно проверить влажность древесины. При необходимости – дополнительно просушить.

4. «Финишная» отделка.

Процесс браширования материала на этом и заканчивается, потому что все дальнейшие операции проводятся не всегда. Их целесообразность определяется предназначением изделия из древесины и желанием мастера.

Варианты – патирование, дополнительное старение (темнение) морилкой, покраска, золочение. Многое зависит и от консистенции применяемого средства, так как твердые и мягкие волокна впитывать его будут с различной интенсивностью.

Чтобы добиться действительно неповторимого оформления древесины, есть смысл потренироваться на небольших образцах. Это позволит «почувствовать» дерево, сделать его браширование более качественным.

5. Покрытие лаком.

Делать или нет – определяется самостоятельно. Единственное условие – нанесенный перед этим состав должен полностью просохнуть.

В принципе, процесс браширования особой сложности не представляет даже для человека, ранее не занимавшегося профессиональной работой с деревом. Изложенный материал – чисто информативный. Если понятен смысл, то можно разработать и свою технологию обработки древесины.